Как преподавать историю в современной школе теория и методика

Обновлено: 02.07.2024

Какими секретами пользуются учителя истории? Что скрывается в их папках? Как помочь ребенку разобраться с датами, фактами и теориями. В новой статье мы расскажем обо всем, что связано с искусством рассказывать о прошлом.

Какие у нас бывают уроки?

Подготовка учителя к уроку обычно занимает в несколько раз больше времени, чем его проведение. Опытные педагогам легче. Они имеют собственный комплект планов и учебно-методических материалов. С одной стороны, это повышает эффективность, с другой же – делает преподавателей менее гибкими. Им тяжелее приспосабливаться к различным новациям.

Большая часть уроков посвящена изучению нового материала. Чаще всего учителя разбирают текст из учебника или рассказывают тему самостоятельно. Но способов ознакомить детей с историей гораздо больше. Экскурсия, видеофильм, концерт и спектакль – все это поможет ознакомиться с прошлым. К сожалению, они не всегда применяются.

Я всегда старался не наполнять учеников знанием, а учить их обращаться с ним. Любая проверочная работа должна сводиться к умению мыслить. Сочинение, развернутый ответ на вопрос, составление плана – вот те методы, что помогают оценить успехи школьников в освоении истории.

Как мы учим детей запоминать информацию?

Для изложения фактов используют несколько приемов. Самый распространённый – картинное описание. Учитель рассказывает информацию о прошлом с использованием метафор и создает для учеников некий образ.
Иногда описание сопровождается показом картин и карт, демонстрацией вещественных источников и макетов. Сейчас главным помощником учителя стала интерактивная доска.

К картинному описанию близки такие приемы, как образная характеристика и образное повествование.

Аналитическое описание противоположно картинному. Информация подается сухо, но структурировано.

Есть немало способов для структурирования информации. Учитель может для демонстрации процесса мышления просто рассуждать. Этот прием неплохо сочетается с логическими схемами. На них просто изобразить причинно-следственные связи.

Учебник в классе играют важную роль. Учитель помогает ученикам работать с текстом. Прочитав его, они должны выполнить план.

План, в котором из массы исторических фактов выделяется общее и особенное, называется стереотипным. Для закрепления изученного материала применяется тезисный план. Ученик должен выделить основные мысли в тексте.

Хорошим подспорьем для структурирования информации служат рабочие тетради по истории.

Но все-таки самый лучший метод — это проблемное обучение. Учитель ставит некоторую проблему, например, спрашивает ученика о том, почему отменили крепостное право в России так поздно. Затем они вместе ищут ответ.
Но у проблемного метода есть и свои недостатки. Его сложно реализовать в больших коллективах.

А как преподают историю ваши учителя?

Автор текста — читатель нашего канала, учитель истории. Если у вас есть интересный опыт школьной жизни и вы хотите им поделиться на страницах нашего канала — свяжитесь с нами .

shutterstock_1415101343.jpg

Но как же сделать преподавание истории в школе интересным? Используя лучшие методы преподавания и проявляя творческий подход. И для этого, предугадывая возражения вечно загруженных педагогов, не потребуется много времени.

1. Актуализируйте тему, связав её с настоящим

На любом уровне преподавания любого периода всегда можно постараться показать учащимся связь прошлого и настоящего. Почему их, детей XXI века, должно заботить, что происходило в России в XVII столетии? Один из лучших способов укрепить эту связь — установить контакт с настоящим. Ученики гораздо больше заботятся о предмете, если понимают, насколько он важен для их текущей жизни.

Россия в мире. 11 класс. Учебник. Базовый уровень

Учебник дает представление о месте России в мире, об основных событиях отечественной и мировой истории ХХ — начала XXI в. Он поможет школьникам научиться анализировать явления прошлого, сравнивать особенности исторического пути России и других стран, познакомит с новыми для них источниками и мнениями ученых. Учебник написан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Рекомендовано Министерством просвещения Российской Федерации.

2. Сосредоточьтесь на обучении навыкам

3. Избегайте заданий, которые проверяют исключительно навыки запоминания

Выучил — сдал — забыл. Дата, которая в сознании ученика не связана с событием, а через него — с чередой других событий и явлений, это ненужная дата. Лучше создавайте задания, показывающие, что именно ученики могут сделать с тем, что знают.

Презентации, онлайн-выставки, исторический клуб в социальной сети, проект по устной истории (интервьюирование ветеранов, например) — все это даст учащимся возможность глубже погрузиться в историю, дискурсы и концепции, которые раскроют для них не только факты, но и образ мыслей людей прошлого.


История — это записи прошлых человеческих действий, которые происходят на поверхности земли. Методы обучения — это разные принципы и методы, которые используются для обучения студентов в учебной среде.

Методика обучения истории и основания корректирования планов на урок, как уже говорилось ранее, — является сложным процессом, включающего взаимосвязанные и находящиеся в движении компоненты обозначенных целей обучения, содержание, передачу знаний и руководство их усвоением, учебную деятельность учащихся, результаты обучения.

Цели преподавания истории как предмета определяют содержание обучения по различной методике. В соответствии с целями и содержанием избирается наиболее оптимальная организация преподавания и обучения. Эффективность данной организации педагогического процесса поэтапно проверяется полученными результатами образования, воспитания и развития.

Методы, используемые преподавателем, будут зависеть от навыков или информации, которую преподаватель хотел бы передать своим ученикам. Некоторые из наиболее распространенных методов для обучения это те которые помогают изучавшему в запоминание, участие класса, декламация и демонстрации.

Хотя эти методы обучения широко используются на данный момент, у каждого преподавателя есть свой метод обучения. Преподаватели должны быть гибкими в своих методах и часто корректировать свой стиль обучения, чтобы приспособить своих учеников.

Эффективные методы обучения являются важными инструментами, которые могут помочь студенту добиться успеха в классе. Каждый студент имеет свою индивидуальность и способность к обучению.

Имеется несколько факторов, которые преподаватель должен учитывать при выборе метода обучения для своих учеников. Определяющие факторы для выбора метода обучения включают в себя интерес учащегося и его базовые знания, а также их среду и способности к обучению. Преподаватель также помогает своим ученикам учиться с помощью различных учебных пособий. Инструкторы используют соответствующие методы обучения, чтобы помочь учащимся понять и выполнить задания в аудитории.

Несколько факторов являются важнейшими категориями методики обучения истории являются задачи обучения, содержание образования, структура исторического знания, источники, из которых черпают знания учащиеся, формы учебной работы звенья процесса обучения, методика развития мышления и др. Все эти нюансы находят отражение в уроке. Но также важной проблемой, которую приходится решать теоретику и практику, является определение типа уроков.

Так как каждый урок, являясь процессом обучения и системы содержания курса, относится к тому или иному типу — группе уроков, имеющей определенные интегральные черты. Типы уроков влияет на качество обучения и развития учащихся.

Различные методы обучения часто включают в планы уроков, которые студенты могут использовать, чтобы помочь сохранить и восстановить информацию. Различные методы обучения, используемые с планами уроков, — это объяснение, демонстрация и сотрудничество. Объяснение похоже на лекцию, в которой содержится подробная информация о конкретном предмете. Демонстрации используются для предоставления возможностей визуального обучения с другой точки зрения.

Так как каждый урок имеет свою структуру Структурные элементы урока весьма подвижны: проверка знаний (опрос учащихся) может происходить до объяснения нового материала, в процессе объяснения или вовсе не осуществляться на данном уроке. Разрабатывая конкретное занятие, я помню, что эффективный урок может быть основан лишь на взаимозависимости, взаимодействии, взаимопроникновении содержания урока и его методики. Приёмы изучения фактического материала: образное повествование, при котором главные исторические факты излагаются с использованием графической наглядности; ролевая игра, при котором учащиеся получают роли участников исторических событий или деловые игры, где учащиеся получают роли современников и в процессе игры активно оппонируют друг другу.

Типы учебных методов

Метод рассказывания историй, этот метод в основном применяется в качестве основного метода обучения, особенно в классах где наименьшее количество учащихся. Для занятия в классе вы можете выбрать определенную тему и рассказать историю, чтобы привлечь учеников к пониманию урока.

Различные литературные источники — то есть произведения, авторы которых являлись свидетелями или участниками описываемых событий могут нести огромную информацию. По сути эти источники способствуют познанию прошлого, однако их использование должно быть фрагментарно и заранее отобрано.

Использование художественной литературы помогает воссоздать картины быта которые были актуальны на период написания литературы, общественных отношений. Краткий пересказ художественного произведения и задание на выявление деталей, с тем чтобы ученики его обязательно прочитали, закрепляет, осмелюсь сказать, цементирует изученный материал, который помогает обрести знания.

Демонстрационный метод. Стратегия обучения — это тщательно разработанный план действий для достижения цели, или искусство разработки и осуществления такой схемы. Это подробный и систематический план действий. Все это сделано для того, чтобы помочь учащимся получить доступ к информации. Стратегии преподавания должны быть направлены на привлечение аудио-визуальных, аудиовизуальных и кинестетических средств. Демонстрационный метод может применяться в небольшом классе.

Вопросы и ответы. Этот метод также относится к системе, в которой применяется преподавание в классе, чтобы убедиться, что ученики запоминают информацию. Основной схемой в этой методике является подбор правильной информации, в данной ситуации правильных вопросах. Так как изучение истории является уровневой, для каждого уровня предоставление вопросов исходя от уровня является очень важным фактором.

Метод дебатов. Этот метод применяется учителем в зависимости от индивидуализации класса.

Пример, если учебная цель требует, чтобы студент был подготовлен к стратегии дебатов. Метод обучения должен быть экспериментальным и демонстрационным. Метод особый гость. Гость — это человек, который является новым / незнакомым человеком, который посещает определенную область с человеком определенной цели, который не является уроженцем определенного места. Этот метод является одним из методов, которые могут быть использованы при преподавании предмета истории. Поэтому, используя этот метод преподавания, учитель должен поделиться некоторыми идеями со студентом, хотя больше знаний у учителя.

Учитель — это художник, потому что само обучение — это искусство, которое требует от кого-то создания нескольких методов или методов, используемых для обучения.

Метод объяснения. Это метод, в котором учителя, как правило, используют урок из разных источников для мозгового штурма своего ученика и предоставления им понимания урока. Здесь преподаватель выступает в качестве главного учителя, и студенты, как правило, прислушиваются к его словам при объяснении.

Метод учебной поездки. Этот метод используется в небольшом классе, где учителю рекомендуется вытаскивать учащихся из школьного социума, чтобы использовать различные условия обучения. Для сопротивления обучение может также занять учащегося в исторических местах, обучая их об источнике исторической информации.

Факторы, определяющие выбор метода обучения вистории

Есть несколько факторов, которые определяют выбор методов, используемых в преподавании предмета истории.

Характер учащихся. Например, студенты с медленной риторикой или студенты с быстрой подготовкой. Если число студентов с медленной риторикой в классе выше, чем у более быстрых учеников, это заставит учителя использовать такой метод, который очень облегчает студентов с медленной риторикой понимать урок или тезисы. Вот некоторые из них:

Определения количества учащихся в классе. Это поможет учителю выбрать лучший метод, который будет использоваться при преподавании предмета, содержащегося в тех или иных темах. Например, если в классе около 35 учеников, учитель может легко управлять этим классом, но большим классом состоящего примерно из 80 учащихся управление может усложнено.

Наличие учебных пособий. Поручение учебного материала, которые инструктор использует для установки и использования для студентов, должно подчеркнуть необходимости предмета. Инструктор будет вынужден использовать метод, который позволит студентам вовремя понять урок и научиться создавать предоставляемый объект и быть вспомогательном для всех учащихся.

Образовательная философия страны. Философия страны, основанная на образовании, оказала большое влияние на развитие урока, а также на выбор методов, которые могут быть использованы для преподавания нескольких предметов.

Способность и предпочтение учителя. Если учитель компетентен по предмету, в котором он или она обучает класс, ему или ей легче выбрать лучший способ преподавания предмета.

Культурный аспект общества. Например, если определенное общество имеет свое поведение при изучении профессиональной подготовки, оно фактически относится к классу и устанавливает метод, который может быть легко понят для всех учащихся в конкретном классе.

Этот метод используемый при обучении истории по определению объекта. Например, преподаватели всегда ищут формат экзаменов и учат студентов таким образом, что они могут ответить на экзамене, который они ожидают.

Ограничение во времени. Время преподавания иностранного языка фактически ограничено временем. Чтобы определенный учитель мог установить метод обучения, он должен сначала рассмотреть время, доступное для освещения темы.

Заключение

Для любого учителя, преподающего иисторию, понимание, что история обучения — это искусство, и оно требует от человека, творческий подход к определению предмета, который будет применяться в преподавании нескольких тем, например, преподавание различных тем отличается от обучения планового развития урока, поэтому ему нужен творческий учитель, который может создавать различные методы, которые будут применяться в зависимости от характера предмета и темы.

  1. Bello J. Y. (1981). Основной принцип преподавания. Джон Вилли и сыновья Ибадан.
  2. Епископ. (1995) Разработка учебного плана: учебник для студентов Macmillan Publishers Limited London
  3. Джеффри н. Коричневый. (1967) Руководство для учителей в Африке. Джордж Аллен и Unwin ltd, Нигерия
  4. Хадгинс Б. Б. (1971). Учебные процессы. Компания Rand и Mc Nally. Чикаго
  5. Farrant, J.S. (1990) Принципы и практика образования. Longman Group. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ.
  6. Майкл, Мерфи (1996) Обычный английский словарь (Harper Collins Publishers, Англия
  7. Nacino, Brown, R, Oke, F. E. Brown, D.P. (1992) Учебная программа и инструкция; Введение в методы обучения. Macmillan Press Limited Лондон

Основные термины (генерируются автоматически): метод обучения, класс, студент, учащийся, учитель, выбор метода обучения, медленная риторика, преподаватель, урок, ученик.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как преподавать историю в современной школе: теория и методика. Лекции 1-4

Темы лекций:
Государственная политика в области школьного исторического образования в РФ.
Теоретические и методологические основы исторического образования.
Основные этапы и ведущие тенденции развития школьного исторического образования в РФ.
Научно-педагогические основы методики обучения истории.

Смотри также

Бахмутова Л.С. Курс лекций по методике преподавания истории

МПГУ, исторический факультет, 4 курс 1 семестр, сентябрь-декабрь 2009, 7 лекций. Бахмутова Людмила Семёновна. Методика преподавания истории. Лекции: Теория методики обучения истории. Концепции исторического образования в старшей школе. План: Цели исторического образования, их реализация в учебно-историческом процессе. Образовательные стандарт – базовый и профильный уровень.

  • 294,50 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 07.06.2021 08:14

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории

Учебник для ВУЗов. — М.: Владос, 2003. — 384 с. В учебнике представлен отечественный и мировой опыт преподавания и изучения истории в школе. Особое внимание обращено на актуальные проблемы исторического образования во России, его цели, структуру и содержание. Предметом специального рассмотрения в учебнике является развитие познавательных возможностей учащихся в обучении.

  • 13,21 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 07.06.2009 09:56

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 270 с. Практикум по методике преподавания истории посвящен основным вопросам подготовки к преподаванию истории в школе. Он содержит материал как теоретического, так и практического характера, необходимый учителю в повседневной работе. Углубленно рассматриваются современные методы, приемы и средства.

  • 373,40 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 05.04.2011 19:31

Никулина Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе

  • 129,16 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 01.08.2019 00:42

Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. Часть 1

  • 120,30 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 28.04.2011 01:18

Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе

Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — 471 с. Автор книги - доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ, предлагает новую, личностно-ориентированную технологию построения уроков истории. Обращаясь к культурно-историческому явлению, соотнесенному с предметной темой, строятся новые типы уроков: урок-образ, урок логического мышления, урок настроения, урок.

Читайте также: