Как праздновали рождество в царской россии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Большевики отменили древнюю христианскую традицию, и вместо нее ввели пышное празднование Нового Года. Но как же выглядело Рождество до революции?

Традиция праздничных новогодних ночей появилась в советской России лишь в 1930-х годах. Запретив религию и празднование Рождества, советская власть решила все же устраивать альтернативный праздник — Новый Год. В первую очередь для того, чтобы дети могли получить подарки. В СССР переняли главный атрибут Рождества — нарядную елку. Постепенно к празднованиям присоединились и все взрослые, которые привыкли к большому торжеству посередине зимы.

До революции русские православные праздновали Рождество 25 декабря, как и католики. В 1918 году большевики перешли на григорианский календарь, и праздник в России передвинулся на 13 дней, то есть на 7 января.

Новый год и Рождество в наше время — это всем привычные радостные праздники. Мы традиционно собираемся семьями, встрчаемся с друзьями, устраиваем вечеринки, карнавалы, праздничные гулянья. В нашей семье принято Новый год встречать в семье, а на Рождество ходить в гости к родственникам.

А как отмечали эти зимние праздники в дореволюционной России? Мне стало очень интересно, и я решила разузнать как это было, отличалось ли от нашего празднования, от нашего восприятия Нового года и Рождества. Вот, что уяснила я для себя.

Празднование современного Рождества очень отличается от того, как праздновали его в царской России. Восприятие этих праздников было иное.

Итак, в конце каждого года в царской семье справляли Рождество. А именно — 25 декабря. И так же, как и мы сейчас, украшали елку. Только та елка называлась рождественской, а не новогодней.

Рождество в Царской России, фото № 1

Родители готовились к праздникам загодя. Они приобретали и наряжали ее, не привлекая в этому действу детей. Для малышей елка была настоящим сюрпризом! И в рождественскую ночь дети спали. А уже наутро — бегом бежали искать свои подарки под елочкой! Традиционно было именно перед елкой, а не перед Дедом Морозом, как это делается сейчас, читать стихи и петь песенки для родителей и гостей.

А вечером собирались гости. Детям зажигали на елке свечи и она переливалась яркими огнями. Звучали выстрелы хлопушек. Из тех, старинных, хлопушках, вылетали колпачки, которые затем одевали детишки и водили хороводы вокруг елочки.

Помните известное произведение о Шерлоке Холмсе про рождественского гуся? Да, да именно гусь был традиционным рождественским блюдом не только в Англии, но и в царской России.

Рождество в Царской России, фото № 3

Рождество в Царской России, фото № 4

В эмиграции Иван Шмелев вспоминал: «Вот, о Рождестве мы заговорили… А не видавшие прежней России и понятия не имеют, что такое русское Рождество, как его поджидали и как встречали. У нас в Москве знамение его издалека светилось-золотилось куполом-исполином в ночи морозной – Храм Христа Спасителя.

Рождество в Царской России, фото № 5

Храм Христа Спасителя в Москве 1890 год

Рождество в Царской России, фото № 6

Рождество в Царской России, фото № 7

Рождество в Царской России, фото № 8

Рождество в Царской России, фото № 9

Главная Церковь Зимнего Дворца

Рождество в Царской России, фото № 10

Появление именно рождественской елки в России датируется первой четвертью XIX века, когда жена великого князя Николая Павловича, в будущем императрица Александра Федоровна, постепенно вводит этот обычай при Императорском Дворе.

Императрица Александра Феодоровна

Рождество в Царской России, фото № 12

Император Николай Первый

Рождество в Царской России, фото № 13

Рождество в Царской России, фото № 14

Императрица Александра Федоровна с двумя старшими детьми, Александра и Мария Николаевна.

Рождество в Царской России, фото № 15

Виды залов Зимнего дворца. Зимний сад императрицы Александры Федоровны

Рождество в Царской России, фото № 16

Гау Эдуард Петрович.Вид Ротонды в Зимнем дворце,где устанавливалась елка.

Рождество в Царской России, фото № 17

Рождество в Царской России, фото № 18

Рождество в Царской России, фото № 19

Гау Эдуард Петрович.Виды залов Малого Эрмитажа. Романовская галерея

Рождество в Царской России, фото № 20

Виды залов Зимнего дворца. Малый кабинет императора Николая I

Рождество в Царской России, фото № 21

Виды залов Зимнего дворца. Концертный зал

Рождество в Царской России, фото № 22

Император Александр Второй и Императрица Мария Александровна

Рождество в Царской России, фото № 23

Золотая гостиная Императрицы Марии Александровны

Рождество в Царской России, фото № 24

Следует отметить, что к проведению этих рождественских елок и лотерей готовились не только взрослые, но и дети. Так, 27 декабря 1861 г. великие князья Александр и Владимир на половине императрицы несколько часов готовили елку, а затем наклеивали билетики на книги для проведения лотереи. Даже когда семья в силу обстоятельств была разлучена, елки в Зимнем дворце проводились по устоявшейся традиции.

Семья Императора Александра Второго

Рождество в Царской России, фото № 25

Рождество в Царской России, фото № 26

Рождество в Царской России, фото № 27

Рождество в Царской России, фото № 28

Поздравление Александра II 1 января 1863 года дипломатическим корпусом

Кабинет Императора Александра Второго в Зимнем Дворце

Рождество в Царской России, фото № 29

Императрица Мария Александровна

Рождество в Царской России, фото № 30

Рождество в Царской России, фото № 31

Сверчков Н.Е. Катание в коляске (Александр II с детьми)
(Ярославский художественный музей, Ярославль)

Рождество в Царской России, фото № 32

Император Александр Второй направляется в Царское Село

При Александре III Рождество отмечалось в Гатчине. Там во дворце обычно ставили 8 — 10 елок в Желтой и Малиновой гостиных.

Рождество в Царской России, фото № 33

Рождество в Царской России, фото № 34

Рождество в Царской России, фото № 35

Романова Мария Федоровна

Рождество в Царской России, фото № 36

Собственно, календарный Новый год (31 декабря) в царской семье отмечался только молебном, поскольку для людей того времени это был обычный календарный рубеж, не имевший ничего общего с рождественскими чудесами. С началом нового царствования все традиции, впитанные Николаем II с детства, воспроизводились при императорском дворе вплоть до 1917 года.

Рождество в Царской России, фото № 37

Рождество в Царской России, фото № 38

Спальная комната Николая Второго

Рождество в Царской России, фото № 39

Церковь Зимнего Дворца

Рождество в Царской России, фото № 40

Малая Церковь Зимнего Дворца

Рождество в Царской России, фото № 41

Рождество в Царской России, фото № 42

Феодоровский собор Царского Села

Рождество в Царской России, фото № 43

Иконостас верхнего храма. Фото 1912 года

Рождество в Царской России, фото № 44

Новый год праздновали через неделю после Рождества. Это уже не семейный праздник — его отмечали балами и маскарадами: и публичными, и домашними.

Рождество в Царской России, фото № 45

О таком домашнем маскараде вспоминала М.П.Каменская, дочь художника графа Федора Петровича Толстого — этого прекрасного рисовальщика очень любил Пушкин и мечтал украсить свой сборник виньеткой его работы. В 1835 г. Ф.П.Толстой был президентом Академии художеств.

Рождество в Царской России, фото № 46

Последний Русский бал в Зимнем Дворце

Вот такими были новогодне-рождественские праздники царской семьи. Честно говоря, я не думаю, что сейчас практически у каждого праздник хуже. И елки наряжаем, и на корпоративы ходим, и на горках катаемся. Да, подарки, может быть и подешевле, но зато от всей души. А детская радость и вовсе не зависит от цена подарка. Главное, чтобы он был от всей души подарен!

Как в Российской Империи появилась ёлка

В России новогодне-рождественские традиции отсчитываются от 1699 года, когда Пётр I объявил о новом, юлианском летоисчислении. Согласно ему, теперь праздники Рождества и Нового года шли один за другим — 25 и 31 декабря. До этого Новый год наступал в сентябре.

К новой моде будут долго привыкать, но со временем она полностью обрусеет — не последнюю роль в этом сыграют русские немцы. В больших городах постепенно появятся все привычные нам рождественские атрибуты: украшенные ёлки в гостиных, подарки, открытки, фейерверки, вечеринки. Хороший вкус, на который необходимо было равняться при организации праздника, задавал императорский двор.

История празднования Рождества и Нового года: от Российской империи до СССР 1930-х гг

Поздравление великой княжны Марии Николаевны родителей — Николая II и императрицы Александры Фёдоровны с Рождеством. 25 декабря 1907 года (Из личного фонда императрицы Александры Фёдоровны. Ф. 640. Оп. 1. Д. 335. Лл.73–74).)

После Революции отношение власти к Новому году и Рождеству долго оставалось противоречивым. Церковь полностью отделили от светской части государства, она лишалась имущества, прав, начались кампании по вскрытию мощей.

Сами религиозные обряды, в том числе рождественские, предписывалось соблюдать с осторожностью, не нарушая общественного порядка и безопасности.

В этом правовом и календарном сумбуре трудно было понять, как и что нужно было отмечать. Долгое время все праздновали православное Рождество, когда сами считали нужным — по старому или по новому стилю.

История празднования Рождества и Нового года: от Российской империи до СССР 1930-х гг

Вечером 6 января по городу прошли комсомольцы с заранее утверждёнными антирелигиозными песнями, плакатами, фигурами, лозунгами. Процессии аккомпанировал оркестр. Первый день, по газетным свидетельствам, окончился сожжением чучел Иеговы, Аллаха, Озириса, Будды, Христа и Николая Угодника на перекрестке Таганрогского проспекта и Большой Садовой улицы. Это должно было показать, что атеистическая пропаганда нацелена не только на православие, но на любые религии вообще.

История празднования Рождества и Нового года: от Российской империи до СССР 1930-х гг

В других городах тоже устраивали подобные мероприятия. На них пропагандисты могли переодеваться в костюмы, ходить ряжеными. Исследователи описывают маскарады с костюмами Антанты, Колчака, Деникина, кулака, нэпмана, языческих богов, рождественского гуся и поросёнка.

Но в XX веке перед советскими деятелями была совершенно другая задача. Пытаясь с помощью насмешки доказать абсурдность веры, они намеревались уменьшить количество верующих, доказать несостоятельность религии.

При этом, кажется, сами комсомольцы воспринимали новую форму Рождества и Нового года как очередную разновидность увеселений. По свидетельствам очевидцев одного самарского антирожденственского шествия:

Дети школы № 11 во время костюмированного бала у новогодней елки. г. Пятигорск, 1936 год. Автор неизвестен РГАКФД. № 2–83145.

Рассказывает очевидец событий того времени:

Постышев, никак не привлекая внимания к религиозной основе праздника, предлагает вернуть детям новогоднюю ёлку. В своем воззвании он говорит:

История празднования Рождества и Нового года: от Российской империи до СССР 1930-х гг

Дети во время новогоднего представления. 1938 год. Автор неизвестен. РГАКФД. № 0–24610.

Важным элементом стали детские вечеринки. С 1936 года начинают проводить большую ёлку для школьников в Колонном зале Дома союзов. Попасть туда можно было только по приглашению.

Московский школьник Олег Черневский так описывает своё 31 декабря 1937 года:

История празднования Рождества и Нового года: от Российской империи до СССР 1930-х гг

Приглашение на ёлку в Колонном зале Дома союзов, 1936 год

Взрослые тоже старались интересно отметить Новый год. Домашние празднества запоминались уютом:

Официальные торжества — пышностью:

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.

Как в Российской империи отмечали Рождество Христово и Новый год

Рождество


Теофиль Готье, 1861. Пер. Николая Гумилева

Святки


Это была череда праздников, начинавшаяся Рождеством (25 декабря по действовавшему тогда юлианскому календарю), затем – Новый год, в народе по-другому именуемый Васильевым днем (1 января), и наконец Крещение (6 января).

Каждый считал посещение церкви в Рождество своим не только личным, но и общественным долгом

В сам день Рождества было обязательно попасть в церковь, и тут в городах возникала проблема переполненности церквей, и в домовых храмах различных учреждений вводили специальные билеты на праздничное богослужение. У некоторых появлялась еще одна предпраздничная забота – билеты на заутреню в церковь достать. Каждый уважающий себя житель считал посещение церкви в этот день своим не только личным, но и общественным долгом.

Новогодняя елка


Главный реформатор новогодних гуляний в России – Петр I – ввел традицию пышно отмечать Новый год: с танцами, песнями, запуском шутих и фейерверков, украшением домов и общественных зданий хвойными ветвями. Обычай же наряжать рождественскую елку появился значительно позднее – в 30-х годах XIX века, в царствование императора Николая I. При императоре Александре III было положено начало традиции посещения многочисленных елок членами императорской семьи. Ежегодно 25 декабря после фамильного завтрака император с детьми и великими князьями приезжал в манеж Кирасирского полка на елку для нижних чинов Собственного Его Величества конвоя, Сводно-гвардейского батальона и Дворцовой полиции. На следующий день елка повторялась для чинов, бывших накануне в карауле. Императрица Мария Федоровна лично раздавала солдатам и казакам подарки. Для офицеров праздник устраивался 26 декабря в Арсенальном зале Гатчинского дворца. Напротив бильярда стояли елка и стол с подарками, после раздачи даров всех угощали чаем. Александр III считал своим долгом разделить рождественские праздники с людьми, обеспечивавшими его личную безопасность.


Приготовление елки было делом особенным. Украшалась она либо канонично – после всенощной, либо до всенощной

Рождественские гуляния


«В приемном покое, полежав часа полтора и выпив целую склянку валерьяны, чиновник приходит в чувство… Узнают, что он титулярный советник Герасим Кузьмич Синклетеев.

– Что у вас болит? – спрашивает его полицейский врач.

– С Новым годом, с новым счастьем… – бормочет он, тупо глядя в потолок и тяжело дыша.

– И вас также… Но… что у вас болит? Отчего вы упали? Припомните-ка! Вы пили что-нибудь?

– Но отчего же вам дурно сделалось?

– Ошалел-с… Я… я визиты делал…

– Много, стало быть, визитов сделали?


– Не… нет, не много-с… От обедни пришедши… выпил я чаю и пошел к Николаю Михайлычу… Тут, конечно, расписался… Оттеда пошел на Офицерскую… к Качалкину… Тут тоже расписался… Еще помню, тут в передней меня сквозняком продуло… От Качалкина на Выборгскую сходил, к Ивану Иванычу… Расписался…

– Еще одного чиновника привезли! – докладывает городовой.

– От Ивана Иваныча, – продолжает Синклетеев, – к купцу Хрымову рукой подать… Зашел

Поздравить… с семейством… Предлагают выпить для праздника… А как не выпить? Обидишь, коли не выпьешь… Ну, выпил рюмки три… колбасой закусил… Оттеда на Петербургскую сторону к Лиходееву… Хороший человек…

На Святки, пока высший свет веселился на балах и маскарадах, простые горожане развлекались на катальных горах, которые часто стояли потом до Масленицы, и в балаганах, где давались незамысловатые представления. В Петербурге они располагались в основном на Царицыном лугу или на Марсовом поле, в Москве – под Новинским монастырем (район нынешнего Новинского бульвара), потом переместились на Девичье поле (сейчас это Хамовники). В Москве на Соборной площади появлялась традиционная елка, в Манеже играли самодеятельные концерты, на Воробьевых горах организовывали фейерверк, а городская знать бронировала места в популярных ресторанах. Так, если в период новогодних празднеств в Москве гостил император, главный новогодний бал устраивался в Большом Кремлевском дворце в первых числах января.



Разное

ХХ век стал для нашей страны периодом радикальных перемен и смены традиций. Октябрьская революция 1917 года решительно взялась за, как говорили тогда, пережитки царского режима. Под запрет сразу попали главные церковные праздники, в том числе и Рождество. А ведь до революционных событий рождественские дни отмечались в нашей стране широко и весело. Рождество было самым любимым и долгожданным праздником.

Как отмечали Рождество в дореволюционной России

В царской России, которая жила по юлианскому календарю, Рождество отмечалось 25 декабря, а уже за ним следовало празднование Нового года – 1 января.
Привычная для нас новогодняя елка в то время называлась рождественской. С XIX века обычай украшать зеленую красавицу, введенный когда-то Петром Первым для празднования Нового года, но забытый почти сразу после его смерти, вновь вернулся и стал обязательным для всех, начиная от простых горожан и заканчивая императорской семьей. В больших городах перед Рождеством открывались елочные базары.

Как отмечали Рождество в дореволюционной России

Покупка и украшение рождественской елки было настоящим событием. По традиции елочку наряжали втайне от детей. Делали это обычно после рождественской всенощной службы. Украшениями в то время служили сладости и фрукты. Популярны были и бумажные игрушки в виде карет, животных, ангелочков. Очень часто украшениями служили позолоченные грецкие орехи.

Как отмечали Рождество в дореволюционной России

С конца XIX века производители стали выпускать и, привычную для нас, мишуру. Её изготовлением занимались на фабрике по производству канители промышленников Алексеевых. Мало кто знает, что Алексеев – это настоящая фамилия режиссера Станиславского, который сам несколько лет работал на отцовской фабрике и даже был её директором. Венчала рождественскую елку Вифлеемская звезда – символ благой вести о рождении спасителя.

Как отмечали Рождество в дореволюционной России

Рождественское утро было особенно радостным: дети, проснувшись, бежали к наряженной елке и находили там приготовленные для них подарки. Родителей же отпрыски радовали поздравительными стихами, которые малыши разучивали заранее, и сувенирами, изготовленными своими руками.

Как отмечали Рождество в дореволюционной России

Вообще на Рождество было принято устраивать специальные детские праздники, но делалось это уже на второй или третий день праздника. Для таких мероприятий детям готовили костюмы, поэтому детский вечер напоминал маскарад. Малышей наряжали в стилизованные национальные наряды (например, в китайские или испанские костюмы). Популярными были и образы животных.

Как отмечали Рождество в дореволюционной России

Маскарады были излюбленным рождественским развлечением и у взрослых. Примерно в середины XIX века костюмированные балы стали непременным атрибутом праздника. Маскарады устраивались все время Святок – праздничной недели от Рождества до Крещения, поэтому многие любители светских развлечений проводили в маскарадных гуляниях все рождественские дни. Каждая аристократическая семья считала своим долгом устроить рождественский маскарад у себя дома, на который созывался весь высший свет.

Как отмечали Рождество в дореволюционной России

Как отмечали Рождество в дореволюционной России

Кроме широких гуляний, распространены были и частные визиты в праздничные дни. Мужчины в обязательном порядке должны были посещать родственников и знакомых. Такие визиты были короткими и часто занимали не более 15 минут: гость просто заходил в дом, поздравлял и дарил подарки, а в ответ получал от хозяев угощение.

Как отмечали Рождество в дореволюционной России

Подарки могли быть самыми разными. В конце XIX века начали выпускать рождественские открытки, которые стали пользоваться невероятной популярностью. Их дарили друг другу, стараясь найти наиболее красочные и необычные экземпляры.

Как отмечали Рождество в дореволюционной России

Как отмечали Рождество в дореволюционной России

Рождественская трапеза была особенно торжественной. В Сочельник – канун праздника, соблюдали строгий пост до первой звезды, которая символизировала Вифлеемскую. В Сочельник на ужин подавали двенадцать постных блюд, главным из которых считались кутья (сладкая каша из пшеницы) и узвар (компот из сухофруктов, заправленный медом). В Рождество же стол изобиловал разнообразными угощениями. Подавали запеченного поросенка или гуся, пироги, разносолы, сладости.

Как отмечали Рождество в дореволюционной России

Особое место в рождественских гуляниях занимали колядки. Сакральный смысл этой традиции заключался в прославлении родившегося Христа. Ряженые колядующие пели песни и заходили в дома, где их ждали хозяева с угощениями.
Вообще рождественское время было особенно радостным и веселым. Устраивались театрализованные представления, катки, ледяные горки, катания на лошадях и прочие народные забавы.

Как отмечали Рождество в дореволюционной России

Как отмечали Рождество в дореволюционной России

В 1852 году в Петербурге была установлена первая публичная елка. Она украшала Екатерингофский вокзал. С тех пор традиция укрепилась и елку для горожан стали ставить на каждое Рождество.

Как отмечали Рождество в дореволюционной России

Обязательными были и благотворительные елки для обездоленных детей. Их устраивали меценаты и просто неравнодушные люди. Женщины из дворянских семей считали своим долгом поучаствовать в подобных мероприятиях: они сами заготавливали подарки и шили детям одежду. Считалось, что на Рождество нужно быть особенно внимательными и заботливыми к нуждающимся людям. В это время было принято посещать с подарками и угощениями тюрьмы, больницы, сиротские приюты.

Как отмечали Рождество в дореволюционной России

Вот так отмечали Рождество в царской России. Многие из этих традиций были переняты и превратились в новогодние, некоторые сохранились и дошли до нас без изменений и до сих пор соблюдаются, а какие-то — навсегда ушли вместе с той эпохой. Но и по сей день Рождество остается светлым праздником, который сопровождает особая атмосфера тепла и благодати.

Читайте также: