Как правило чья власть того и вера повлияло на дальнейшую историю германии кратко

Обновлено: 05.07.2024


История Германии насчитывает несколько тысячелетий и включает в себя все культурные достижения людей, когда-либо живших в этой стране. История Германии наполнена как триумфальными победами, так и трагическими моментами, которые стоит знать и помнить.


Период ранней истории
Ещё во времена палеолита на территории современной германии жили неандертальцы. Чуть позже на этой территории развивалась рёссенская культура, а затем и михельсбергская культура. В Бронзовом веке территорию Германии заселили носители индо-европейских языков. Они не были предками германских народов, от них произошли итальянцы и кельты. Предки современных немцев поселились на севере страны, постепенно они вытеснили кельтов и взяли над ними контроль.


Племена германцев поселились в Европе ещё за тысячу лет до наступления нашей эры. Племена разделились на несколько групп. Часть из них жила между Майном и Рейном, кто-то обитал в районе Северного моря, между Вислой и Одером обитали бургунды и вандалы. В Скандинавии поселились гауты и свионы. Во втором веке нашей эры германские племена начали вторгаться в Римскую Империю, но римляне воспринимали эти племена не иначе как варварские. Позже германские племена стали объединяться в племенные союзы.


В IV веке, а вернее, в его конце, азиатские кочевые племена вторглись на территорию Европы, это побудило европейские народы к переселению. Германцы поселились на границах Римской Империи. Вскоре Западная Римская Империя пала, а на её развалинах германцы и другие немногочисленные народы Европы создали свои небольшие королевства. Это произошло уже в V веке.


Средневековая Германия
После того, как Римская Империя пала, ключевую роль в жизни германских племён стали играть франки. В 481 году саллических франков возглавил Хлодвиг I. Он, а в дальнейшем и его потомки, захватили Галлию, Прованс, Аквитанию, северную Италию, малую часть Испании. Бавары и тюрки подчинились франкам. К началу Германия полностью вошла в состав государства франков. Однако недолго Германия находилась под властью франков. В 843 году империи франков пришёл конец.


В 843 году был подписан Верденский договор, который разделил государство франков на три части. Первая часть, французская, отправилась под покровительство Карла Лысого. Эта территория находилась на западе бывшей Франкийской империи. Центр некогда великого государства — итальянско-лотарингская часть — досталась Людовику Благочестивому. Германская часть ушла под власть Людовика Немецкого. В 870 году германцы захватили итальянскую часть, поэтому практически вся бывшая Франкийская империя оказалась заселена германцами. Кроме того, германцы часто воевали со славянами, что привело к присоединению ряда славянских земель к Германии.


В 962 году к власти пришёл Отто, который практически возродил Франкийскую империю Карла Великого. Эту державу называли Священной римской империей германской нации. Это государство сохраняло данную форму до 1806 года, то есть практически на протяжении тысячелетия. Империя стала центром христианского мира в Европе. Некоторые из частей империи вели отдельную самостоятельную жизнь, а некоторые города объединялись в торговые союзы.


В середине XV века зародился принцип гуманизма. Стоит отметить, что в Италии он появился на целое столетие раньше. В этот период Иоганн Гутенберг положил начало книгопечатанию в Германии. Альбрехт Дюрер являлся в ту эпоху одним из самых знаменитых живописцев Европы, его часто сравнивали с Леонардо да Винчи.


В начале XVI века в Германии начал свою деятельность монах Мартин Лютер, который и положил начало Реформации. Лютер выдвинул тезис о том, что для людей нет надобности в католической церкви и христианской вере. Тогда права церкви на землю и иные богатства стали отрицаться. Реформация стала началом религиозных войн в Германии. Эти войны окончились подписанием Вестфальского мира в 1648 году, по которому германия стала раздробленным государством.


В 1701 году началась история государства под названием королевство Пруссия. В Пруссии вновь появилось крепостничество, забылись принципы гуманизма. Однако несмотря на минусы, именно эта страна стала родиной Фитхе и Канта. При них появилась классическая немецкая философия. Больше всего в истории Пруссии отличился король Фридрих II, отменивший пытки и реорганизовавший немецкую армию. Именно во время его правления Пруссии принимала участие в Семилетней войне, войне за австрийское наследство и в трёх разделах Речи Посполитой.


Единое государство
В начале XIX века Наполеон Бонапарт уже правил Францией, в то время как Германия считалась отсталой страной в плане политики. В Германии всё ещё была феодальная раздробленность, а крепостное право находилось в самом расцвете. Германия всё ещё оставалась в Средневековье. Во время правления Наполеона в Германии резко сократилось количество княжеств.

Независимость потеряли многие княжества и города. Все отдельные государства Германии вошли в Рейнский союз, за исключением Австрии и Голштинии. Практически во всех государствах Рейнского союза было упразднено крепостное право.


В 1815 году был образован Германский союз. Собрание Союза считалось высшим органом власти, который мог избирать монархов для 38 германских государств. В эту эпоху в Германии появились первые Конституции. Монархии стали дуалистическими.


Во второй половине XIX века в Германии начался промышленный переворот, который по европейским меркам считался запоздалым. Благодаря этому производствам удалось нарастить темпы производительности. Экономическому развитию страны поспособствовало создание железных дорог по всей стране, которые связывали государство с другими европейскими державами.


В 1872 году произошло объединение Германии, которая теперь стала федеративным государством.


Германия в XX веке
Началом Первой Мировой войны послужило убийство Франца Фердинанда, австрийского принца, находящегося в Сараево. Германия одерживала победы одну за другой на восточном фронте, государство продвинулось далеко в территории России, Литвы и Польши. Однако одолеть Францию Германии не удалось, учитывая то, что в войну вступили и США. Война закончилась перемирием в 1918 году, так как страны Антанты стали набирать силу и все союзники Германии были разбиты.


В ноябре 1918 году в Германии прошло антимонархическое восстание, в конечном итоге монархия в стране была свергнута, и в стране появилось временное правительство в лице парламента.


В 1933 году к власти пришёл Адольф Гитлер, здесь и началась новая страница истории Германии. Тогда и началась пропаганда фашизма не только в Германии, но и в Европе. Это привело к началу Второй Мировой войны, в которой Гитлеру не суждено было одержать победу. К окончанию войны, которую выиграл Советский союз при помощи Франции, Великобритании и США, Гитлер, по официальной версии, совершил самоубийство. Сейчас некоторые историки опровергают эту версию и утверждают, что Гитлер скрылся в другую страну под новым именем и прожил там до конца жизни. В конечном итоге Германия была разделена на ГДР и ФРГ, части принадлежавшие США и СССР.


В 1949 году Германия была преобразована в Федеративную республику, которая просуществовала до 1990 года.


Современная Германия
Реформы Горбачёва привели к тому, что в Германии была разрушена Берлинская стена. Два германских государства были объединены. С 2005 года страну возглавляет первая женщина-канцлер Ангела Меркель.

Аугсбургский религиозный мир содержит следующие положения: «Чтобы установить мир в Священной империи германской нации между римским императорским величеством и курфюрстами, князьями и чинами, пусть ни его императорское величество, ни курфюрсты, князья и так далее не чинят никакому чину империи никакого насилия или зла по поводу Аугсбургского исповедания (составленное с одобрения Лютера его соратником Филиппом

Меланхтоном изложение основ лютеранства. На Аугсбургском рейхстаге 1530 г. император Карл V и католики отвергли этот документ. – Лет.), но предоставят им в мире придерживаться своих религиозных убеждений, литургии и обрядов, равно как пользоваться и своим состоянием и другими правами и привилегиями Равным образом имперские чины, придерживающиеся Аугсбургского исповедания, не будут мешать всем чинам и князьям, придерживающимся старой религии, жить в полном мире и пользоваться всеми их состояниями, правами и привилегиями

Применявшаяся до сих пор церковная юрисдикция относительно Аугсбургского исповедания, догмы, назначения духовных лиц, церковных распоряжений и службы (исключая права курфюрстов, князей, коллегий и монастырей на денежные подати и десятины) отныне прекратится, и последователям Аугсбургского исповедания будет предоставлено свободно и беспрепятственно отправлять богослужение и обряды и назначать духовных лиц, как то установлено в нижеследующей отдельной статье, впредь до окончательного религиозного соглашения.

- Чем закончилось противостояние между протестантскими князьями и сторонниками католической церкви в Германии?

- Можно ли утверждать, что Реформация победила?

- Какие права получили протестантские князья в своих владениях?

Возникшее в Европе в ХVI веке религиозное движение, направленное против власти папства, колоссальным образом повлияло на судьбы мира. Породило не только немалое число протестантских конфессий, но и новую, протестантскую, этику, которая впоследствии стала основой рыночного капитализма и нового политического миропорядка - буржуазной демократии. О том, что стало его причиной и как разворачивались события, мы говорим с кандидатом исторических наук Павлом КРЫЛОВЫМ , научным сотрудником Санкт-Петербургского института истории РАН. И одновременно - пастором Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии.

- Павел Валентинович , почему потребовалась Реформация?

- Ответ на этот вопрос серьезным образом зависит от того, на какой точке зрения вы стоите. Если на конфессиональной, то Реформация - чудо Божие, совершившееся тогда, когда ему было необходимо произойти. А если на мирской, светской - тогда можно искать причины социального, экономического и даже научно-технического характера.

Я вижу Реформацию как стремление вернуться к изначальной вере, утраченной потому, что человек, когда к чему-то прикасается, зачастую не улучшает, а портит, извращает. Есть достаточно известный пример: когда-то прообраз игральных карт был создан для того, чтобы учить детей читать буквы и писать цифры. А что из этого получилось? Азартная игра, крайне вредное занятие.

То же самое можно сказать относительно церковной организации и веры. Условно говоря, пришло время, когда нужно было обернуться назад, взвесить все и отказаться от того, что подводило уже к какому-то краю.

- И что же это было?

- Скажем, продажа индульгенций, о которой едва ли не каждый помнит еще со школьной скамьи. Это было первое, что возмущало. Хотя речь шла все-таки не о прямой покупке отпущения грехов, а о пожертвовании. То есть человек не просто бросал монету и откупался, а жертвовал деньги в надежде, что грех его будет прощен.

Второе, что возмущало, - пренебрежение многих церковных деятелей своими прямыми обязанностями. Что я имею в виду? Допустим, какой-нибудь князь-епископ был таковым только номинально, он отсутствовал на своей кафедре, не посещал свои приходы, занимался политикой, мог быть высоким государственным деятелем. То же самое касалось и нижестоящих деятелей церкви: они зачастую не служили сами в своем приходе, а нанимали какого-нибудь заместителя, часто студента-богослова или человека, не имевшего должных качеств, недостаточно грамотного.

Воззвание Мартина Лютера выражало растущее недовольство официальным католицизмом, погрязшим, говоря современным языком, в роскоши и коррупции. Лютер предлагал вернуться к идеалам раннего христианства.

Надо понимать, что Лютер не пророк, не святой, а учитель. Просто в отличие от своих предшественников, в том числе француза Пьера Вальдо, уже упомянутых Джона Виклефа или Яна Гуса , которые в той или иной степени подверглись гонениям, Мартин Лютер смог добиться успеха. Его поддержали выходцы и из простого народа, и из среднего сословия (бюргерства), вплоть до некоторого числа князей и дворян.

Университетский диспут об индульгенции, организованный Лютером , вызвал очень острый резонанс. Может быть, даже в чем-то не адекватный самому событию. Диспут мог бы ограничиться стенами университета и не имел общественных последствий. Однако призыв Лютера обрел всегерманское, а потом и всемирное значение.

Резонансной была не только продажа индульгенций, но и другие темы. Например, полезен ли целибат - обет безбрачия? Должна ли церковь иметь огромные земельные владения или ей надлежит жить умеренно и скромно.

Успеху идей Реформации способствовали и многие обстоятельства, сложившиеся к началу XVI века. В первую очередь - распространение грамотности. Все больше людей к тому времени ожидали от проповеди не просто пересказа, а обращения к первоисточнику - Священному Писанию. Немцы, успевшие научиться читать и писать, желали видеть Библию на родном языке. Свои тезисы Лютер написал на латыни, однако распространению нового религиозного течения в огромной степени способствовало то, что в 1522 году он перевел Новый, а в 1534 году Ветхий Завет на понятный простым прихожанам немецкий язык.

- Еще один важнейший фактор - изобретение книгопечатания.

- Несомненно. Иоганн Гутенберг в середине XV века изобрел печатный пресс, хотя рукописные книги еще достаточно долго конкурировали с печатными по скорости изготовления и по цене. Дело в другом: тиражирование рукописных книг происходило путем надиктовывания, то есть в одном помещении некто читал книгу, а несколько писцов одновременно записывали - на слух. Поэтому в рукописных книгах, размноженных подобным образом, было огромное количество ошибок, с которыми приходилось мириться.

Ответом на Реформацию стала и так называемая контрреформация - она проводилась по решению XIX Вселенского собора Католической церкви, проходившего восемнадцать лет, с 1545-го по 1563 год, в итальянском городе Тренте (Триденте). Иерархи признали, что многие сферы церковной жизни нуждаются в корректировке, например, ввели запрет на совмещение должностей. Отныне один настоятель мог иметь только один приход. Большое внимание начали уделять образованию: были открыты семинарии для подготовки священников.

Такая реакция католиков подразумевала, что церковными делами должна заниматься сама церковь, а не какой-то доктор теологии Виттенбергского университета в частном порядке. В этом была одна из основных претензий иерархов к Лютеру . А тот со своей стороны рассуждал следующим образом: право и свобода христианина заключаются в том, чтобы называть черное черным, а белое белым. Независимо от того, как это выглядит с точки зрения церковной дисциплины. Ибо, как учит Священное Писание, повиноваться следует Богу, а только потом уже человеку.

- Каковы последующие исторические рубежи Реформации?

К тому времени Реформацией оказались охвачены Северная Европа ( Швеция , Дания ), Северная Германия , в первую очередь Саксонское герцогство, Пруссия, Бранденбург, а также Англия . А вот Южная Европа, прежде всего Испания , а также Австрия выступили против Реформации. С того времени религиозная карта уже мало менялась - вплоть до сегодняшних дней. Скандинавия и север Германии и поныне протестантские.

Франция раскололась на сторонников и противников Реформации. Кончилось все знаменитой Варфоломеевской ночью в августе 1572 года - массовым убийством гугенотов-протестантов в Париже , организованным католиками - французским королем Карлом IX и его матерью Екатериной Медичи . Причем надо заметить, что во французской столице идеи католического благочестия были очень сильны и там нашлось кому поучаствовать в резне. Испанский король Филипп II, кстати, весьма позитивно воспринял подобную расправу над еретиками.

Увы, характерная для того времени религиозная нетерпимость, помноженная на жестокость нравов, сделала войны между сторонниками традиционного католицизма и приверженцами Реформации неизбежными. Самая известная из них - Тридцатилетняя, кровопролитная и разорительная, начавшаяся в 1618 году в Германии и охватившая со временем практически всю Европу. Суть конфликта состояла в том, что королевский дом Габсбургов, стоявший во главе Священной Римской империи, пытался противостоять реформаторским настроениям протестантских немецких князей.

Война кончилась в 1648 году Вестфальским мирным договором. Согласно ему, отныне лютеране и католики имели гарантии сохранения веры внутри Священной Римской империи. А все конфессиональные вопросы должны были решаться на всеобщем германском сейме общим консенсусом. Гарантом прав лютеран был признан шведский король, поскольку Швеция участвовала в той войне на стороне лютеранской коалиции. Кстати, Франция кардинала Ришелье, который в России известен многим прежде всего по романам Александра Дюма в роли этакого душителя свободы, выступал в той войне на стороне лютеранской Швеции .

И, наконец, последний временной рубеж - 1815 год, Венский конгресс. Именно он провозгласил веротерпимость на территории всего германского союза, как называлось тогда это образование, в которое входило 39 государств.

- Как вы считаете, возможно ли сегодня нечто подобное Реформации, поскольку тема перемен в церковной жизни возникает постоянно?

- Большинство спорных вопросов сегодня не вызывает такого ажиотажа, как пятьсот лет назад. Люди, обличающие непорядки в церкви, сегодня вполне могут найти себе аудиторию в рамках нее самой. Если вы хотите вернуться к истокам, то никто вас в рамках церкви не будет за это третировать.

- Как видится из сегодняшнего дня: в чем Реформация двинула человечество вперед?

- Пожалуй, главное состоит в том, что осмысление опыта довольно продолжительной распри, произошедшей в XVI веке, привело к пониманию: вопросы веры лучше всего решать не на поле боя, а в ходе дискуссии, в том числе и богословской. И тот, кто научится разговаривать с обществом на понятном ему языке, кто сможет наилучшим образом донести ему свои мысли и сопроводить их убедительными примерами, тот в конечном счете и сможет повести за собой.

Результатом Реформации стало то, что на управление общественным благом стали претендовать все более широкие слои общества, все чаще прибегая для этого к парламентским механизмам.

Символическое значение Реформации подтвердили и те торжества, которыми опровождалось его 500-летие. Центром стал германский город Виттенберг , где когда-то началась Реформация. Там к этому юбилею отреставрировали практически все, что относилось к тем событиям, посадили сад из пятисот деревьев. Во всей Германии день 31 октября был впервые на федеральном уровне объявлен выходным. В Берлине , Виттенберге и в замке Вартбург в Тюрингии , где Лютер перевел Новый Завет на немецкий язык, состоялись выставки национального масштаба, посвященные юбилею.

В России это событие отметили достаточно скромно. В Петербурге , например, прошла выставка в Музее истории религии. На выставке в городском музее Гатчины рассказали о лютеранах, внесших значимый вклад в жизнь региона. Один из них - полководец Петр Христианович Витгенштейн , который, как принято считать, в 1812 году остановил движение войск Наполеона на петербургском направлении.

Вслед за началом эпохи культурного возрождения, Великих географических открытий и острого международного соперничества в Европе начался грандиозный переворот в духовной сфере, принявший форму религиозной Реформации.

Предпосылки Реформации

Дж. Беллини. Процессия с реликвией Св. Креста на площади Св. Марка. Венеция. 1496 г.


Дж. Беллини. Процессия с реликвией Св. Креста на площади Св. Марка. Венеция. 1496 г.

Основной причиной Реформации стал внутренний кризис самой католической церкви. Протест против официальной церкви проистекал из глубины религиозного чувства. Необходимо учитывать, что религия имела первостепенное значение в духовной жизни средневекового человека, определяя всё его мировоззрение, а через него — повседневное поведение. Именно поэтому любые перемены в этой области имели большие последствия и оказывали влияние буквально на все стороны жизни.

Неприятие вызывали, прежде всего, растущие материальные запросы римской церкви. Все верующие платили десятину — особый налог в размере 1/10 всех доходов. Велась открытая торговля церковными должностями, усилившаяся в начале XVI в. в связи с Итальянскими войнами. Умение верхушки католической церкви находить всё новые и новые источники богатств казалось неисчерпаемым. По всей Европе существовало огромное количество монастырей, имевших обширные земельные владения и иные богатства, с многочисленным населением, образ жизни которого давал повод для упрёков в праздности.

Важнейшую роль в успехе Реформации сыграло стремительное развитие книгопечатания, позволившее сделать Библию более доступной, что и создавало условия для широкого распространения новых религиозных идей.

Германия накануне Реформации

Католическая церковь в Германии занимала исключительно привилегированное положение по сравнению с другими странами. Она владела почти третью всей германской земли и распоряжалась огромным количеством крестьян. Церковь в Германии больше, чем любая другая, зависела от Рима. Упадок императорской власти давал папам возможность практически бесконтрольно действовать на территории Священной Римской империи германской нации.

Сатирическая гравюра, разоблачающая папскую торговлю индульгенциями


Сатирическая гравюра, разоблачающая папскую торговлю индульгенциями

Начало Реформации в Германии

Продажа индульгенций, начатая для финансирования строительства собора Св. Петра в Риме, приобрела особенно широкий размах при папе Льве X (1513-1521 гг.). Человеком, бросившим ему вызов, стал саксонский монах Мартин Лютер (1483—1546).

М. Лютер


М. Лютер

Будущий реформатор родился в семье рудокопа, ставшего впоследствии владельцем небольшого медеплавильного предприятия. Он сумел получить университетское образование, несколько лет провёл в монастыре, а затем начал преподавать богословие в университете г. Виттенберга, расположенного во владениях герцога Саксонского. Хорошее знание церковной жизни и многолетние размышления над религиозными проблемами привели Лютера к мысли о необходимости очистить католическую церковь от пороков, вызывавших всеобщее возмущение. Средство к достижению этой цели он видел в возврате к идеалам раннего христианства, когда единственным авторитетом для христиан был текст Библии в его первозданной чистоте.

Переведённые с латыни на немецкий язык тезисы Лютера стремительно распространялись по всей Германии, заставляя миллионы его соотечественников задуматься над сложившимся в их стране положением. Попытка папы опровергнуть опасные мысли привела лишь к тому, что внимание народа ещё более сосредоточилось на Лютере.

Реформация в Германии


Реформация в Германии

Лютер подготовил перевод Библии на немецкий язык, который сыграл колоссальную роль в истории германской культуры, дав импульс к формированию немецкого литературного языка. Перевод Лютера лёг в основу всей системы немецкого образования, которой он всегда придавал большое значение.

Мартин Лютер за переводом Библии в замке в Вартбурге. Гравюра. 1530 г.


Мартин Лютер за переводом Библии в замке в Вартбурге. Гравюра. 1530 г.

Библия в переводе Мартина Лютера


Библия в переводе Мартина Лютера

Религиозное учение, основанное на идеях Лютера, получило название лютеранство. В настоящее время оно насчитывает десятки миллионов последователей во многих странах мира (их называют также евангельскими христианами, или евангелистами).

Крестьянская война

Реформация породила всеобщие надежды на преобразование германского общества. По всей стране распространялось убеждение, что мир находится накануне переворота, подготовленного всем ходом истории. Никогда ранее Германия не переживала такой поры надежд, энтузиазма, веры в быстрое обновление.

Ненависть к Риму на какое-то время заставила немцев забыть о различии интересов, но чем шире становился круг вовлечённых в движение социальных сил, тем явственнее давали знать о себе их противоречия и несхожие цели.

Первым на защиту своих интересов выступило германское рыцарство. Однако поднятое рыцарями восстание потерпело неудачу, что привело к его ослаблению как самостоятельной общественной силы и постепенному исчезновению с исторической арены.

Вооружённые крестьяне. Гравюра XVI в.


Вооружённые крестьяне. Гравюра XVI в.

Крестьянская война в Германии


Крестьянская война в Германии

Борьба носила крайне ожесточённый характер, в ходе подавления крестьянских восстаний погибло около 100 тыс. человек.

Княжеская реформация и итоги Реформации в Германии

В Германской империи существовали две категории князей: князья светские и князья церковные. Между ними существовали серьёзные противоречия. Реформация открывала перед светскими князьями возможности для расширения своих владений за счёт владений церковных князей.

Стремительному распространению Реформации по всей империи способствовала также борьба за власть между императором и князьями. Реформация позволяла светским князьям укрепить своё положение в Империи за счёт ослабления власти монарха.

Попытка Карла V восстановить церковное единство Германии не удалась. Обстоятельства, связанные с внешней политикой, вынудили императора надолго отложить борьбу против протестантов. Только заключённый в 1544 г. мир с Францией развязал Карлу V руки для борьбы с протестантами. Первая религиозная война в Германии (1546-1547 гг.) завершилась решительной победой императора. Однако в ходе второй войны 1552 г. протестанты выступили в союзе с королём Франции и быстро добились победы.

Видя крушение своих идеалов, Карл V отрёкся от всех титулов, чтобы закончить свою жизнь в одном из испанских монастырей.

Итоги Реформации в Германии

В результате Реформации произошло полное преобразование Германии. Отныне Империя была расколота на две неравные части. Протестантизм победил преимущественно на севере. Юг Империи, включая наследственные владения Габсбургов и Баварию, остался по большей части католическим.

Каждый князь сам устанавливал веру своих подданных, что ещё более усилило раздробленность Германии и уничтожило какие-либо возможности для предотвращения её в централизованное государство по образцу других стран Европы.

Использованная литература:
В.В. Носков, Т.П. Андреевская / История с конца XV до конца XVIII века

Читайте также: