Как правильно выбрать школу для ребенка

Обновлено: 02.07.2024

Как правило, родители выбирают школу для ребенка по рейтингу и по расположению относительно дома. Но есть и другие нюансы, которые важно учитывать. В этой статьей мы рассмотрим основных моменты, которые могут повлиять на качество образования и социальное развития школьника.

Прежде всего, определитесь с тем, что для вас — хорошая школа. Разные учебные заведения хороши по-своему. Вам хочется, чтобы это была самая престижная школа в городе? Или вы хотите отдать ребенка туда, где счастливо учились сами? Или в вашем районе стоит приятного вида здание МОУ, куда удобно будет отводить ребенка перед работой?

Критериев много, и любой из них имеет место, потому что, к счастью, в наше время большинство школ отвечают требованиям образования и воспитания. Но важно сопоставить все моменты и выбрать учреждение, которое подойдет по наибольшему количеству плюсов.

Многие родители и эксперты рекомендуют выбирать школу по учителям, но резонно все-таки выбирать учебное заведение целиком, то есть по совокупности параметров, чтобы ребенок потом не переходил к другим хорошим учителям в другие школы, теряя друзей и привычки.


Основные критерии выбора

Специализация и уровень развития

На подготовительных занятиях у ребенка уже могли проявиться склонности к какому-либо предмету или направлению. Языки, гуманитарно-творческая деятельность, физико-математические способности или спорт — выбирайте по интересам и изучайте профильные школы. Но обратите внимание на требования к поступающим, они особенно строги в языковых школах.

Если же у ребенка еще нет ярко выраженных склонностей, то, возможно, не стоит акцентировать на чем-то внимание. Добавить профильных занятий можно будет и позже.

Количество учеников в классе

Если ваш ребенок ходит в частный садик, где до 10 детей в группе, имеет смысл постараться отдать его в первый класс, где не намного больше учеников. Так ему будет легче адаптироваться в новом коллективе, стресса будет меньше. Но если ваш ребенок отлично влился большую группу и проявляет лидерские качества, наоборот — не нужно лишать его возможности продолжать в том же духе.


Учебная нагрузка

Обстоятельно подумайте над тем, какую нагрузку выдержит ваш ребенок, в каком ритме ему будет комфортнее всего обучаться. Перетрудиться в первом классе — значит, рано потерять интерес к учебе и испытывать только негатив и усталость. У ребенка должно быть свободное время и увлечения помимо учебы. Постарайтесь сбалансировать эти аспекты образования и жизни.

Плата за обучение

Тут все понятно и без дополнений. Выбирайте учебное заведение по возможностям. И помните, что не всегда то, что дороже, отвечает повышенным стандартам качества.

Расположение и как вы будете добираться

Поверьте, ездить в другой район каждое утро вам очень скоро надоест, даже если там находится лучшая школа в городе. Если в вашем районе действительно нет приемлемых учебных заведений, то, конечно, придется найти что-то отдаленное. Изучайте близлежащие территории и сопоставляйте с рейтингами школ в вашем городе.

Учителя

Только по учителям, как мы уже сказали, выбирать не стоит, но важно познакомиться самим и познакомить ребенка с педагогами заранее. Учитель, с которым не найден общий язык, не может быть так же эффективен, как любимый учитель.


Территория и дорога от дома до школы

И технический, но очень важный момент: изучите пришкольную территорию и дорогу по пешему маршруту школа-дом на будущее, когда ребенок начнет ходить на занятия самостоятельно. Чистая и безопасная среда — это первостепенно.

А еще обязательно спросите своего ребенка, чего бы ему самому хотелось, отведите в те школы, которые приметили, и пусть он сам их оценит. Будьте искренними: расскажите, почему именно сюда стоит пойти учиться, чтобы было не только весело и интересно, но и комфортно. Объясните ему свой выбор и попросите обосновать его желания. Если ребенок поучаствует в выборе школы, ему будет легче и радостнее пойти туда первого сентября.

1. Как понять, готов ли ребёнок к школе?

Окончательное решение, пора ему идти в школу или нет, принимаете только вы. Можно сколько угодно советоваться с психологами, но никто не знает характер ребёнка так хорошо, как родители. Ориентируйтесь на его особенности. Кому-то сложно находиться в большом коллективе или уйти из дома на целый день. Есть те, кто быстро перевозбуждается. Есть любопытные и самостоятельные дети, которые хотят поскорее научиться считать и писать. Все это нельзя оставлять без внимания, когда вы собираетесь отдавать ребёнка в первый класс.

К пяти годам у ребёнка должна появиться познавательная мотивация

Это значит, что он способен учиться, не обращая внимания на внешние факторы. Но бывает, что у некоторых первоклассников игровая мотивация все ещё сильнее познавательной. Это не значит, что не нужно идти в школу. Просто учитывайте, что ребёнку пока комфортнее в атмосфере большей свободы и уделяйте время играм, не делайте пока упор на умственную нагрузку.

Обратите внимание, как ребёнок взаимодействует с социумом: переносит шум и суету, относится к конкуренции и скуке, как быстро утомляется. Попросите ребёнка одеться самостоятельно перед выходом на улицу — это кажется смешным, но даже школьники не всегда могут сделать это сами. Если он не знает, как взаимодействовать с большим количеством людей и находится в состоянии постоянного стресса, то он не сможет нормально сосредоточиться на учёбе в школе.


Очень важно отношение самого ребёнка к учебе. Прислушайтесь к тому, что он думает о школе. Обсудите, как он представляет себе школу и уроки, что нового хотел бы на них узнать.

Признаки хорошей готовности к школе

  • Желание идти в школу и учиться.
  • Наличие познавательной и игровой мотивации.
  • Умение осознавать себя и говорить о своих потребностях.
  • Любопытство к другому — сверстнику, учителю, предмету.
  • Умение слушать и сосредотачивать внимание.
  • Умение выполнять простые последовательности действий — это важно, чтобы выполнять инструкции учителя в классе.
  • Готовность родителей помогать ребёнку с адаптацией в школе и новым образом жизни. Здесь важно не переусердствовать, но и не оставаться в стороне.

2. Как выбрать хорошую начальную школу?

Среди родителей существует миф, что выбирать нужно не школу, а первого учителя. В большинстве случаев это просто невозможно: классы формируются по мере наполнения. Вместе со школой вы выбираете систему управления, и именно в её зоне ответственности находится подбор персонала. Если у родителей возникает какая-либо претензия, то педагогов защищает законодательство, иначе бы их просто растерзали.

Не стоит игнорировать рейтинг школы. Но не забывайте, что он не сортирует на плохие и хорошие, а показывает вклад в качественное образование. Оно зависит прежде всего от размера учебного заведения. У большой школы вклад больше, у маленькой — поменьше, но это вовсе не значит, что школа плохая. На отзывы следует опираться очень осторожно, потому что у всех родителей разные требования.

Если вы хотите отдать ребёнка в определённую школу, но не поступили туда с первого раза, есть смысл подождать ещё год. Особенно если ребенку ещё нет семи лет. Попробуйте свои силы в следующий раз, а этот год уделите развивающим играм.

3. А на что в первую очередь обратить внимание?

Сходите на день открытых дверей, пообщайтесь с учителями, директором, посмотрите на школьные стены. Зайдите в туалет и оцените — он нормально выглядит или это помойка, куда неприятно зайти? Это только один из маркеров. Посмотрите, как висит расписание. Если оно висит на уровне роста ребенка, то это хорошая школа. Ведь оно для ученика, а не для учителя.

Можно остановиться на обычной школе с государственной программой или выбрать экспериментальную или международную систему обучения. Например, эффективная начальная школа сокращает обучение на год. В течение первого года обучения дети проходят программу первого и второго класса, но к такой интенсивной программе нужно быть психологически готовым. Её стоит попробовать, если вы уверены, что вашему ребёнку не требуется дополнительных усилий для адаптации.


8 главных проблем нашей начальной школы

Международный бакалавриат позволяет учиться на иностранном языке у его носителей и получить аттестат, который будет признаваться зарубежными вузами. В Москве по программе международного бакалавриата работают меньше тридцати частных школ. Но ЕГЭ и ОГЭ сдавать всё равно придётся, даже если ребёнок учится не по российской программе.


4. Почему ребёнка могут не взять в школу?

По закону единственная причина, почему ребёнка не могут принять в школу по прописке, — в ней по каким-то причинам уже нет мест. Если он уже учится на дошкольном отделении, обычно от родителей требуется только заявление с просьбой перевести ребёнка в первый класс. Если после дошкольного отделения вы поступаете в другую школу или идёте в первый класс после детского сада, заявление можно подать на официальном сайте мэра Москвы.

5. Сколько человек может максимально учиться в одном классе?

Санитарную норму, что в одном классе должно учиться не более 25 человек, отменили почти три года назад. Теперь это внутреннее дело каждой школы. Как правило, количество учеников в одной комнате зависит от объективных факторов, например, метража, размера учебного класса. Но не секрет, что сегодня многие школы переполнены и учат в два-три раза больше детей, чем могут вместить, особенно в регионах.

6. Стоит ли отдавать ребёнка в школу, которая находится далеко от дома?

Детское время очень ценно: если тратить час или полтора в день на дорогу, то меньше останется на дополнительные занятия и отдых, а у ребёнка будет накапливаться психологическая усталость. С другой стороны, если вам не внушают доверия школы, которые находятся по соседству с домом, лучше отдать его в более хорошее, но отдалённое учебное заведение. Психологический комфорт ученика и семьи в любой ситуации должен быть на первом месте.

Проверить, насколько вам подходит та или иная школа, можно на дне открытых дверей. Например, если школьное расписание висит на уровне роста ребёнка, а не взрослого, то сразу понятно, для кого оно предназначено и как в этой школе относятся к ученику.

Как понять, что ребёнок нормально адаптируется в школе

  • Спросить у него, как идут дела в школе, понаблюдать, хочет ли ребёнок вообще отвечать на этот вопрос.
  • Узнать у учителя, что ему удаётся лучше всего — это поможет наладить коммуникацию с педагогом.
  • Следить, как меняются отношения в классе. У ребёнка должен быть прогресс в общении с одноклассниками.
  • Обратить внимание, рассказывает ли ребёнок о своих трудностях в школе. Если да, то адаптация проходит нормально.

7. Как поддержать ребёнка, который только пошёл в школу?

Оставьте ребёнку свободное время

Помогите ему освоиться

Любая проблема — это навык, который можно освоить. Например, вам нужно научить ребёнка сидеть ровно и спокойно на одном месте. Объясните ему, для чего это может пригодиться, и предложите отпраздновать момент, когда он успешно справится. Не обязательно обещать материальное поощрение. Можно приготовить вместе любимое блюдо или позвать в гости друзей.


Давайте ребёнку обратную связь

Проводите больше времени вместе

Нередко после того, когда ребёнок идет в школу, из совместных занятий с родителями остаётся только выполнение домашнего задания. Старайтесь проводить с ребёнком больше времени, не связанного с учёбой и школой. Играйте вместе: через игру легче понять, что беспокоит ребёнка.

Выбор школы для своего ребенка - дело хлопотное. На что обратить внимание в первую очередь: на учителя или программу, близость к дому, а, может быть, на рейтинг? Давайте смотреть.

1. Близость к дому

Это очень важный момент, особенно для младшего школьника. Лучше выбирать школу, которая находится в вашем районе. Потому, что не нужно тратить время на дорогу. Собственно, ребенку не придется раньше вставать.

Да, конечно, сейчас у многих есть машины и нам, взрослым, кажется, что проехать лишние 20-40 минут - пустяк. Ребенок то в дороге ничего не делает. Ну сидит себе в автокресле, его везут. Но дорога выматывает даже взрослых. Что уж о детях говорить.

2. Рейтинг школы

Часто можно услышать, что в районе нет хороших школ. Но иногда это мнение основывается на слухах или собственных воспоминаниях из детства. "А вот когда я училась в школе, эта школа была плохая". Но Время-то прошло. Была у меня ученица, которую возили в другой район. На дорогу они тратили минут 40. Причем пробки были как по дороге в школу так и по дороге домой. Девочка выматывалась. Когда заговорили об этом с мамой, она сказала,что в нашем районе хороших школ нет. А такая школа стоит у них во дворе. Когда мы с этой мамой учились в школе, она была плохой. Но сейчас все изменилось. Время прошло, а стереотипы остались. Поэтому, прежде, чем искать школу за пределами района, просмотрите рейтинг школ,которые находятся в вашем районе.

3. Хочу отдать ребенка в сильный класс к сильному учителю

Но для меня, например, важно понимать один момент. Этот учитель считается сильным потому, что он отбирает к себе в класс детей с хорошей базой, которые уже умеют читать и писать, или потому, что он может вытянуть даже очень слабый класс? В нашей школе работала женщина с очень большим стажем (больше 50 лет). Ей никогда не давали сильные классы. Потому, что она могла из слабых детей сделать сильных. И лично для меня она, а не "звезда" с отобранным классом является сильным учителем.

Еще один момент. Часто сильные учителя равняется на сильных детей. Т. е на отличников. У них высокий темп работы в классе. Но далеко не каждый, даже очень умный ребенок, может выдержать такой темп. Ребенок- меланхолик никогда не сможет работать с той же скоростью, что холерик. Для такого ребенка не подходит учитель, который работает быстро.

4. Учитывайте не только свои желания, но и особенности вашего ребенка

Повторюсь, быстрый и требовательный учитель, не подходит медленному ребенку. Если ваш ребенок, например, остро реагирует на повышение голоса и тяжело переживает неудачи, то ему не подойдет "шумный" учитель с громким голосом. Потому, что такой ребенок незначительное повышение голоса будет воспринимать, как крик. А впечатлительный ребенок будет воспринимать это как крик на него.

5. Обращайте внимание на мелочи

Часто родители приходят познакомиться со своим будущим или возможным учителем.

При входе в школу ( если вы пришли в учебное время), обратите внимание на мелочи:

  • На месте ли охранник и легко ли он пустит вас в школу
  • Высоко или низко висит расписание уроков (все ли дети могут его увидеть)
  • Чисто ли в коридорах
  • Не пахнет ли из туалета
  • Закрыта ли раздевалки с одеждой или туда может войти любой

Все эти мелочи тоже говорят о порядке в школе.

6. Сходите на день открытых дверей

Понаблюдайте, как ведет себя администрация школы и учителя. Это тоже говорит о многом. Они искренне хотят вам рассказать о школе, или выполняют повинность. Разговаривают на равных или ставят себя выше? Есть школы, в которых дают понять, что это вы к ним пришли а они вас, извините, не особо - то и ждали.

7. Познакомьте ребенка со своим будущим учителем или классным руководителем

Если ребенок говорит, что учитель ему не понравился (бывает и такое), то, возможно, стоит к нему прислушаться?

Ну и, конечно, хорошо, если ребенок ходил на подговительные курсы в выбранной школе. Тогда за год многое станет ясно и вы поймете, подходит ли школа вашему ребенку. Если курсы вели несколько человек, то стоит прислушаться к мнению ребенка. Возможно, стоит отдать его не в класс к Ольге Петровне, которая нравится вам, а в класс к Оксане Игоревне, которая понравилась ребенку.

В России открывается все больше новых образовательных проектов, и чем шире выбор частных школ, тем сложнее определиться родителям. Тем более, речь идет, по сути, о будущем их детей.

По статистике, не более одного процента от общего числа школьников в стране учатся в частных учебных заведениях*. Интересный факт: анализ притока детей в московские частные школы в прошлом учебном году (2020/2021), показал, что 74% ребят перешли в них из государственных, и только 26% мигрировали между частными школами**. При этом среди данных 74% достаточно велика доля хорошистов и отличников. Тенденция ли это или влияние пандемии, еще предстоит выяснить.

Forbes Russia Education провел сессию на Московском международном салоне образования (ММСО) – вместе с экспертами мы попытались найти ответы на наиболее актуальные вопросы родителей, возникающие при выборе школы.

Частные школы – это, в первую очередь, разные образовательные модели и образовательная среда, которую можно выбрать, учитывая особенности конкретного ребенка.

Образовательная модель – это идеология, на которую опираются создатели школы. В ней воплощены определенные педагогические убеждения и цели, которые школа считает приоритетными в образовании ребенка. Благодаря разным образовательным моделям существуют, например, инклюзивные, лингвистические, математические, международные, авторские, конфессиональные, вальдорфские школы и т.д.

То есть, частная школа дает семье возможность выбора модели, исходя из особенностей ребенка и запросов семьи.

Существует несколько разных типов программ, по которым могут работать школы. Самые распространенные: российский образовательный стандарт, система Международного бакалавриата (IB) и английская система, которая заканчивается экзаменами A-Level.

Если говорить о российском образовательном стандарте, то эталоном является ФГОС, и без него ни один ребенок не получит аттестат о среднем (полном) общем образовании.

Дополнительные опции, которые будут полезны планирующим поступать в зарубежные вузы: A-Level и IB.

Российская программа проходит на русском языке, английская программа A-Level – на английском, а IB до 9 класса включительно может проходить как на русском, так и на английском языках, в старших классах – на английском.

В рамках английской системы в старшей школе акцент сделан на предуниверситетской подготовке и изучении предметов, необходимых для поступления в университет. Результаты A-levels достаточны для поступления в вузы Великобритании без дополнительных тестов, они также признаются во многих учебных заведениях мира.

Международный бакалавриат более созвучен с ФГОС. IB – холистическая система, включает в себя, помимо знания предметных областей, навыковую составляющую. В выпускных классах ученики должны выбрать 6 предметов (3 на продвинутом уровне, 3 – на базовом) и по каждому провести исследовательские работы и сдать экзамены.

Обе программы дают своим выпускникам возможность поступать практически в любые вузы мира, однако исследование HESA (Higher Education Statistics Agency) выявило, что, например, для выпускников IB вероятность зачисления в топ-20 университетов Великобритании на 57% выше, чем для выпускников английской системы (A-Level).

Чтобы выбрать программу обучения, необходимо, прежде всего, понимать, каким вы видите будущее ребенка. В краткосрочном контексте – в какой вуз он будет поступать, в долгосрочном – каким человеком он должен вырасти.

В родительских кругах сейчас набирает все большую популярность позиция, что менять школу с 1 по 11 класс нормально. Как минимум, для каждой ступени образования можно подбирать разные школы: разделить обучение на краткосрочные цели ближайшего развития ребенка на горизонте 2-4 лет и искать оптимальные образовательные среды. Например, для начальной школы критично расстояние от дома до школы, и это во многом сужает выбор образовательных возможностей. Также в начальной школе, родители выбирают конкретного учителя, а не школу. И когда ребенок доучивается до 4 класса и приобретает знания, умения, которые закладывал конкретный учитель, у родителей появляется дилемма: выбрать ли текущую школу как коллектив учителей, либо рассмотреть другие варианты именно на уровне образовательной школьной системы, а не конкретных персоналий. География тоже расширяется, учитывая, что в средних и старших классах ребенок может ездить в школу самостоятельно.

Критериев, на которые должны опираться родители при выборе школы, довольно много: развитие навыков, среда, окружение, профессиональное развитие учителей и общие образовательные стандарты, их уровни и качество, ценности. На последних остановимся подробнее.

В профессиональной терминологии ценности называются организационными культурами и характеризуются по взаимоотношениям, возникающим между участниками учебного процесса.

Для традиционной школы характерна четкая иерархия, в таком сообществе правила существуют для всех, а учитель – главный авторитет, принимающий решения относительно учебного процесса и руководящий школьниками.

В школах с предпринимательской культурой ценится личный результат, существует сильная конкуренция между учителями, учениками, приветствуется лидерство. Такие школы ориентированы в первую очередь на академические достижения учеников: высокие баллы на экзаменах, победы в соревнованиях.

В партнерской организационной культуре стиль взаимоотношений носит, соответственно, партнерский характер – в таких школах ученики рассматриваются как равноправные участники учебного процесса, у них есть возможность делать выбор и принимать решения относительно своего обучения вместе с учителями, которые выступают в роли наставников, а не контролеров. Здесь ценят личные границы и стремятся создавать условия для развития личности ребенка и его гибких навыков.

Однако, стоит иметь в виду, что школ с единственной культурой практически нет, всегда будут превалировать какие-либо две наиболее доминантные. Соответственно, каждая семья должна сопоставить свои ценности с организационной культурой школы, чтобы сделать осознанный выбор.

1. Обязательно попросите описать портрет выпускника в выбранной школе. Лучше вопрос задать нескольким представителям учебного заведения: директору или завучу, учителю и, например, родителям выпускника. И внимательно слушайте ответы, насколько они соответствуют тому, каким вы видите будущее своего ребенка.

2. Начальная школа длится 4 года, средняя – 5 лет, старшая – 2 года, узнайте сколько детей учится на каждом уровне образования в выбранной школе и соотнесите полученные цифры. Если школа предоставляет качественное образование, то маловероятно, что в ее начальной школе количество учеников будет в разы превышать число обучающихся в средней и старшей школе. И если вы обнаружите, что в начальной школе, например, 90 человек, в средней – 21, а в старшей учатся трое – серьезно задумайтесь, стоит ли отдавать своего ребенка в такую школу.

3. Когда вы начинаете поиск информации о школах в интернете, задаете вопросы в социальных сетях и общаетесь в чатах мессенджеров, моментально становитесь мишенью таргетинговой рекламы. Не принимайте работу маркетологов за знаки судьбы, будьте бдительны.

Читайте также: