Как изменилось душевное состояние раскольникова до и после совершения преступления кратко

Обновлено: 28.06.2024

Нервное состояние героя отражается не только в его мыслях, но и в поведении. Внутренний беспорядок совершенно не давал ему овладеть собой. В лихорадочном состоянии он приходит по повестке в контору. В диалоге с поручиком он кричит, резко отвечает на его слова. Нервы Раскольникова на пределе: герой не может держать перо в руках, его терзают мысли о необходимости признания в содеянном преступлении. Наконец, он теряет сознание, приближаясь к выходу из конторы. Родион даже боится погони, страх полностью его охватил. Несколько дней он провёл в беспамятстве.

Многомудрый Литрекон просит своих читателей оперативно реагировать на найденные недочеты в комментариях к сочинению-рассуждению.

Автор: Анастасия Сметанова

Автор: Самый Зелёный · Published 24.02.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 24.06.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 08.04.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTYnIHN0eWxlPSdtYXJnaW46IDhweCAwOyBjbGVhcjogYm90aDsnPgo8IS0tIFlhbmRleC5SVEIgUi1BLTMzMDYzNS02IC0tPgo8ZGl2IGlkPSJ5YW5kZXhfcnRiX1ItQS0zMzA2MzUtNiIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS02IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIHJlbmRlclRvOiAieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTYiLAogICAgICAgICAgICAgICAgYXN5bmM6IHRydWUKICAgICAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgdCA9IGQuZ2V0RWxlbWVudHNCeVRhZ05hbWUoInNjcmlwdCIpWzBdOwogICAgICAgIHMgPSBkLmNyZWF0ZUVsZW1lbnQoInNjcmlwdCIpOwogICAgICAgIHMudHlwZSA9ICJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiOwogICAgICAgIHMuc3JjID0gIi8vYW4ueWFuZGV4LnJ1L3N5c3RlbS9jb250ZXh0LmpzIjsKICAgICAgICBzLmFzeW5jID0gdHJ1ZTsKICAgICAgICB0LnBhcmVudE5vZGUuaW5zZXJ0QmVmb3JlKHMsIHQpOwogICAgfSkodGhpcywgdGhpcy5kb2N1bWVudCwgInlhbmRleENvbnRleHRBc3luY0NhbGxiYWNrcyIpOwo8L3NjcmlwdD48L2Rpdj4K' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Молодой человек совершает страшное преступление, жертвами которого становятся старуха-процентщица Алена Ивановна и ее сводная сестра Лизавета.

В этой статье представлено описание душевного состояния Раскольникова после преступления в романе "Преступление и наказание", психологическое состояние героя.

Важно подчеркнуть, что душевные переживания Раскольникова не оправдывают его страшного поступка, а лишь характеризуют его как личность.

Смотрите:
- Все материалы по "Преступлению и наказанию"
- Все материалы о Раскольникове

Душевное состояние Раскольникова после преступления, психологическое состояние героя

Раскольников до преступления

Важно понимать, что до совершения преступления Раскольников уже некоторое время находится в подавленном состоянии: из-за нехватки денег он плохо питается, носит старую одежду и редко меняет белье, у него апатия и хандра.

За несколько месяцев до преступления он бросил учебу в университете и перестал давать частные уроки. В этот период он ни с кем не общается, много времени проводит в своей каморке, лежа на диване. Накануне преступления он много думает о своей теории, которая и становится главной причиной убийства.


Раскольников после преступления

После совершенного преступления Раскольников чувствует слабость как физически, так и морально и практически заболевает. Он впадает в бредовое состояние, много спит, теряет аппетит, теряет ощущение времени. Душевные муки поглошают все его силы:

"Ну для чего ты отыскал меня в начале болезни? Я, может быть, очень был бы рад умереть. " (Раскольников — Разумихину, часть 2 глава VI)

Сразу после преступления Раскольников чувствует, что "казнь за убийство" уже наступает. Его душевные муки становятся невыносимыми:

"Что, неужели уж начинается, неужели это уж казнь наступает? Вон, вон, так и есть!" (часть 2 глава I)

Поведение Раскольникова после преступления трудно назвать адекватным и нормальным. Он теряет ощущение реальности и порой даже сомневается, совершил ли он преступление или это лишь плод его воображения:

"А ведь кто знает! Может, я и впрямь помешанный, и все, что во все эти дни было, все, может быть, так только, в воображении…" (часть 4 глава II)


При этом Раскольников "разрывается" между двумя противоположными желаниями. С одной стороны, он хочет, чтобы его преступление поскорее раскрыли и избавили его от ужасной душевной муки:

В определенные моменты Раскольников чувствует, что готов сам признаться в преступлении. По стечению обстоятельств на следующий день после убийства ему присылают повестку с требованием явиться в контору (полицейский участок). Не зная, зачем именно его вызывают, он идет в контору и размышляет о том, не признаться ли ему в преступлении:

С другой стороны, Раскольников боится, что его преступление раскроют. Ему стыдно перед семьей и окружающими за свой поступок, который он считает "очень глупым". Он даже размышляет о побеге или сaмoубийствe:

Следующие дни после убийства и до явки с повинной (около 10 дней) Раскольников глубоко страдает. В его душе разгорается внутренняя борьба, которая изнуряет его:

". слишком уж я желчен стал в последнее время. Веришь ли: я сейчас погрозил сестре чуть ли не кулаком за то только, что она обернулась в последний раз взглянуть на меня. Свинство — этакое состояние! Эх, до чего я дошел!" (часть 6 глава VIII)

Наконец после тяжелой борьбы с самим собой Раскольников решает признаться в преступлении и явиться с повинной в полицию:

". решение его было принято. Костюм его был ужасен: все грязное, пробывшее всю ночь под дождем, изорванное, истрепанное. Лицо его было почти обезображено от усталости, непогоды, физического утомления и чуть не суточной борьбы с самим собою. Всю эту ночь провел он один, бог знает где. Но, по крайней мере, он решился." (часть 6 глава VII)

Раскольников признается в преступлении, потому что решает быть сильным человеком, который не боится стыда. Его гордость не позволяет ему совершить побег или самоубийство, поэтому он делает явку с повинной:

" — Иду. Сейчас. Да, чтоб избежать этого стыда, я и хотел утопиться, Дуня, но подумал, уже стоя над водой, что если я считал себя до сей поры сильным, то пусть же я и стыда теперь не убоюсь. Это гордость, Дуня?

Это было описание душевного состояния Раскольникова после преступления в романе "Преступление и наказание", психологическое состояние главного героя.

Мысль о совершенном убийстве вызывает отвращение : "трудно было более опуститься и обнеряшиться ; но Раскольникову это было приятно ".

Он продумывал детали преступления. Оправдывая свои мысли своей теорией о людях.

В этот день он много спал, а проснувшись его охватило лихорадочная суета. "Спешил ужасно", забирая "деньги" старухи. После второго убийства страх охватывал его больше и больше. "Отвращение особенно поднималось и росло в нем с каждою минутою"

Ему удалось сбежать, но он был "полумертвым". Он не мог ходить, "чуть не падал ".

"Клочки и отрывки каких-то мыслей так и кишили в его голове; но он ни одной не мог схватить, ни на одной не мог остановиться

, несмотря даже на усилия " .

Он впадает в бредовое состояние, много спит, ничего не ест, разговаривает во сне. Понимает, что душевные муки - казнь за убийство. Муки были невыносимы. Он был готов признаться в содеянном, лишь бы преступление было раскрыто, а он разоблачен, это бы избавило его душевных. Однако, ему стыдно перед семьей, боится, что они узнают. В нем разгорается внутренняя борьба. Рассказав о преступлении Соне, по ее совету, идет в полицию с признаниями. Хочет быть сильным, стыд его больше не страшит.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Портрет раскольникова в романе преступление и наказание

Преступление и наказание

Внешность и одежда героя

Достоевский начинает знакомство с Раскольниковым в начале повествования, описывая его внешность. Молодой человек замечательно хорош собой. Он обладатель тёмно-русых волос и темных глаз. Мужчина подтянут и высок. На момент событий романа ему 23 года. Черты лица его были тонкими и аккуратными. Цвет кожи — бледный, аристократичный. Взгляд его внимателен. Иногда в глазах появляется блеск, что добавляет привлекательности персонажу. Таким образом, первое впечатление о нем самое приятное. Перед читателем восстает картина приятного, скромного парня.

Описание внешности раскольникова портрет

Одежда Родиона была более чем скромна. Он носил костюм, который явно был не по размеру, мешковат и ободран. Многие оценивали его внешний вид, как будто это оборванец или простой кочегар. Обычный человек лишний раз бы постыдился выходи́ть в таком наряде на публику, но у Родиона не было иного выхода.

Раскольников носил и шляпу. Она тоже была поношена, в пятнах и дырах. Она была рыжего цвета, выцвела на солнце, а полы ее практически отсутствовали. Сапоги он носил дырявые, и не чистил их — они были все в грязи. Текст романа содержит прямые цитаты о внешности и одежде юноши. Иногда речевую характеристику ему дают другие герои, которые успели оценить юношу. Это позволяет создать точную картинку того, как он выглядел.

Характеристика персонажа

Описание внешности персонажа тесно связано с его личностною характеристикой. Это важный момент для анализа героя. Несмотря на скромную, нищую одежду, он был красив и обладал прекрасными манерами. Более того, молодой человек был образован. Достоевский как будто намеренно садит красивого, умного юношу в узкую комнату и одевает в лохмотья, чтобы показать развитие личности в таких условиях. Комнатка его была небольшой, и чем-то напоминала гроб. Там мрачно, грязно, стоит сломанная мебель. Атмосфера не дополняет его, а лишь угнетает.

Портрет раскольникова

Родион — отшельник. Чем дольше он рассуждает о своем положении, тем более отстраняется от людей. Его раздумья отражаются на внешности, он начинает выглядеть болезненно. Раскольников много думает, гуляет по улицам, наблюдает за людьми и всему дает свою оценку. Юноша одержим смятениями и страхами. Его наблюдения и опасения подталкивают на совершение преступления.

Родиона не беспокоит его бедный и обшарпанный наряд. Намного больше главного персонажа волнуют вопросы социального неравенства. Герой раздражен, что одним людям достается все, а другим ничего. Так он постепенно приходит к идее людей обычных и людей великих. К великим он относит Наполеона, а обычные люди лишь материал, благодаря которому великие добиваются успехов. И он относит себя к таким.

Образованность и начитанность юного студента лишь усиливают его амбиции. Он перестал давать частные уроки, потому что стремился к большим богатствам, а мелкий заработок его не интересовал. Тут проглядывается высокомерие главного персонажа. Некоторые герои книги ощущали, что юноша смотрит на них свысока.

Раскольников после преступления

Роман можно разделить на 2 части: до преступления и после. Таким образом, и главный персонаж претерпевает некоторые изменения. Особенно это касается его психологического состояния. До преступления перед читателями предстает:

Внешность раскольникова

  1. Образованный, статный молодой человек.
  2. Красив внешне.
  3. Рассуждает о великих и обычных людях.
  4. Высокомерен по отношению к другим, жестко отстаивает свою позицию.

Убийство старухи-процентщицы кардинально меняет жизнь героя. Его настигают муки совести. Он постепенно начинает осознавать, какое зло совершил. После преступления Родион выглядит так:

Внешность раскольникова анализ

  1. Слаб как морально, так и физически, много спит.
  2. Меняется цвет кожи — она желтеет и взгляд становится болезненным.
  3. Меняются идеи относительно величия особенных людей, он ощущает себя обычным человеком.
  4. Испытывает чувство стыда перед близкими и обществом.
  5. Теряется во времени, бредит.

Состояние Родиона было настолько сложным, что временами ему казалось, будто на самом деле ничего не произошло, а преступление лишь сон. Образ парня обретает черты сломленной, погубленной личности. Сам юноша считает, что там в той квартире он погубил не столько старуху, сколько себя. Он примерил маску убийцы и уже не сможет ее снять. С искуплением вины мужчина меняется, и даже становится слегка религиозен под руководством Сонечки — еще одной сломленной души.

Существуют авторские рисунки Родиона Раскольникова. Позже они были добавлены в издания романа. Облик его на изображениях достаточно мрачен. Портретная характеристика из текста полностью соответствует тем изображениям, что лишний раз подтверждает точность, которой Достоевский уделил внимание.

Читайте также: