Как правильно составить расписание внеурочной деятельности в начальной школе

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Готовый план внеурочной деятельности по новым требованиям ФГОС

Когда будете планировать внеурочную деятельность на 2018/19 учебный год, учитывайте новые редакции ФГОС. Главное требование – связать план внеурочной деятельности с программой воспитания в школе. Данная статья содержит таблицу с новыми требованиями, а также пример плана с учетом новых ФГОС.

Что вам потребуется изменить в плане внеурочной деятельности

Во-вторых, в плане перепишите заново список планируемых результатов, которых достигнут учащиеся на внеурочных занятиях. Причина – дополненные перечни личностных и метапредметных результатов в новых редакциях ФГОС. Подробнее о новых личностных результатах вы прочитаете на слайдах 12–18 в презентации.

В-третьих, вам необходимо запланировать мероприятия в перспективном и годовом планах внеурочной деятельности с учетом измененного содержания внеурочной деятельности. Мероприятия помогут школьнику сформировать опыт волонтера, исследователя, освоить разные виды труда, развивать гражданскую идентичность.

Электронная презентация: что изменить
в плане внеурочной деятельности – Приложение 11.

Чтобы вам удобнее было информировать учителей о новых требованиях к внеурочной деятельности, воспользуйтесь комментариями к слайдам – Приложение 1.

Как составить пояснительную записку с учетом новой редакции ФГОС

Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности по новым требованиям должна соответствовать программе воспитания, программе формирования или развития универсальных учебных действий (УУД). В пояснительной записке к плану внеурочной деятельности укажите новое название – программа воспитания вместо программы воспитания и социализации.

Напишите, что расширили и скорректировали требования к личностным образовательным результатам по новым спискам результатов во ФГОС. Поможет таблица с личностными результатами на слайдах 12–18 в презентации.

Сформулируйте ключевые задачи воспитательной работы так, чтобы была понятна их значимость не только для учеников, но и для имиджа школы. Расскажите, как задачи воспитательной работы соответствуют запросам родителей и обучающихся. Затем перечислите наименования курсов, рабочие программы которых помогут школьникам достичь образовательных результатов и удовлетворить свои потребности. Подробнее читайте в примере на слайде 10 в презентации.

Что изменить в составе планируемых результатов учащихся

Прежде чем разрабатывать план внеурочной деятельности по новым требованиям ФГОС, измените состав личностных образовательных результатов в целевом разделе основной образовательной программы (ООП). Перечень личностных результатов должен совпадать в плане внеурочной деятельности, в программе воспитания и в целевом разделе ООП. Иначе будет ошибка в образовательной программе, а педагоги не поймут, какие результаты формировать у школьников.

Минимальный состав планируемых результатов по новым требованиям вы увидите в таблицах на слайдах 12–18 в презентации. Выявить, как ученики достигли планируемых результатов, поможет лист оценки внеурочного занятия по новым ФГОС – Приложение 5.

Как составить перспективный план

СПРАВКА. Перспективный план составляют для начальной школы
на 4 года, для основной школы – на 5 лет, для средней – на 2 года.

Перспективные планы внеурочной деятельности составляйте для начальной, основной, средней школы. Перспективный план поможет распределить отведенные ФГОС часы на внеурочную деятельность по годам обучения на уровень образования и проконтролировать, чтобы в рамках уровня ваши ученики освоили все направления внеурочной деятельности.

Реализуйте все направления внеурочной деятельности в плане

При разработке перспективного плана внеурочной деятельности охватите все направления в каждой ООП. Направлений пять: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное (п. 19.10 ФГОС начального общего образования, п. 18.3.1.2 ФГОС основного общего образования, п. 13.3 новой редакции ФГОС начального общего образования и п. 19.3.1.2 новой редакции ФГОС основного общего образования).

Выполните требования СанПиН

Суммарный объем часов по уровням образования должен соответствовать требованиям ФГОС. Требования СанПиН не менялись, поэтому отведите на внеурочную деятельность максимум 10 часов в неделю (п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821–10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача от 24.11.2015 № 81). СанПиН регламентируют максимальное количество часов в неделю, а минимальное определяете вы. Оно зависит от финансирования ООП, от количества учителей в вашей школе и их квалификации.

Сколько часов отвести на внеурочную деятельность:

10 часов максимум в неделю для любого класса

1350 часов максимум в год для начальной школы

1750 часов максимум для основной школы

700 часов максимум для средней школы

Объем часов по каждому учебному году может не совпадать. Если вы решите изменить годовой объем часов, издайте приказ о внесении изменений в ООП в части плана внеурочной деятельности.

Заполненный образец перспективного плана – Приложение 6.

Ш аблон перспективного плана внеурочной деятельности

Шаблон перспективного плана поможет вам подготовить перспективный план внеурочной деятельности. Все мероприятия перспективного плана внеурочной деятельности сначала включите в содержательный раздел ООП: в программу воспитания или в программу формирования или развития УУД.

hello_html_303f76ad.jpg

Количество часов. Укажите количество часов для класса. Помните, что с 5-го по 9-й класс максимум 1750 часов.

Регулярные курсы. Напишите названия курсов по каждому направлению внеурочной деятельности.

Мероприятия. Впишите названия классных часов, веб-проектов, экскурсий и др.

Итоговые часы. Укажите количество часов для всех классов и количество часов по направлению .

Выбирайте, в какую программу включать мероприятия, в зависимости от образовательных результатов. Если мероприятие развивает личностные результаты, то больше подходит для программы воспитания, если метапредметные – для программ формирования или развития УУД. После этого мероприятия внеурочной деятельности переносите в план внеурочной деятельности. Подробнее читайте в Примере 1.

Как выделить часть, формируемую участниками образовательных отношений

ДОКУМЕНТ

Часы внеурочной деятельности можно реализовать не только на учебной неделе, но и на каникулах, в выходные и нерабочие праздничные дни (п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821–10).

Новые редакции ФГОС сохранили требования к объему части ООП, которую формируют ученики и их родители: в начальной школе эта часть составляет 20 процентов; в основной – 30; в средней – 40.

При разработке перспективного плана внеурочной деятельности покажите, какие курсы или мероприятия вы включаете по запросу обучающихся, их родителей или инициативе партнеров. – Пример 2.

Чтобы избежать замечаний в ходе проверок по контролю и надзору, подтвердите анкетами и справкой результаты опроса родителей о том, какие курсы и мероприятия включить в часть, формируемую участниками образовательных отношений. Документы, которые подтверждают, что вы опрашивали родителей, оформите как приложение к ООП (письмо Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05–2680).

Родители могут не понимать направления в развитии образования. Расскажите о перспективных направлениях, чтобы получить актуальный для школы запрос на внеурочную деятельность. – Пример 3.

Три примера, чтобы организовать внеурочную деятельность:

Пример 1. Школа ежегодно проводит Фестиваль открытий. В нем участвуют 4-11-е классы. В содержательном разделе ООП начального образования Фестиваль открытий замдиректора включает в программу формирования и развития УУД, потому что он помогает школьникам достичь метапредметных результатов:

сформировать опыт переносить УУД из учебной ситуации в реальную жизненную ситуацию;

сформировать навыки участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности;

овладеть приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми.

В организационном разделе ООП замдиректора включает Фестиваль открытий в план внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению.

Пример 2. Школа отвела на регулярные курсы внеурочной деятельности 1020 часов в ООП основного общего образования. Курсы и мероприятия по запросу родителей замдиректора включает в программу воспитания:

один курс объемом 34 часа в 7-м классе;

один курс объемом 34 часа в 9-м классе.

При 34 неделях учебного года это составит 68 часов, то есть 7 процентов от 1020 часов учебной нагрузки.

Внеурочных мероприятий замдиректора планирует по три в месяц. За пять лет – 135 мероприятий. Если школа проведет по запросу участников образовательных отношений семь мероприятий, это составит 5 процентов.

Cуммарно регулярные курсы внеурочной деятельности и внеурочные мероприятия, которые запланировали по запросу участников образовательных отношений, составят 12 процентов от общего объема часов внеурочной деятельности, предусмотренного программой. Прибавьте к этому 18 процентов, которые выделили в учебном плане, и получите 30 процентов, установленных ФГОС основного общего образования.

Пример 3. Замдиректора на общешкольном собрании рассказывает родителям о новой Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства от 25.09.2017 № 2039-р , и предлагает внеурочный курс, который повысит финансовую грамотность учеников.

Как составить годовой план

Когда составляете годовой план, не отождествляйте внеурочную деятельность с занятиями по дополнительным общеразвивающим программам. Самое главное отличие внеурочной деятельности от дополнительного образования в том, какие образовательные результаты вы должны проконтролировать. Результаты учеников, которых они достигают на внеурочных занятиях, соответствуют ФГОС по уровням общего образования. Результаты обучающихся по дополнительным программам закон не устанавливает.

Электронная презентация: чем внеурочная деятельность отличается от дополнительного образования – Приложение 10.

Чтобы вам удобнее было информировать учителей о новых требованиях к внеурочной деятельности, воспользуйтесь комментариями к слайдам – Приложение 9.

3

Перед тем как в сентябре утвердить расписание, проверьте, учел ли завуч новые требования. Нужно убедиться, что в расписание включили все обязательные предметы, дополнительное деление на группы и внеурочные занятия. В статье – образцы расписания, приказ, чтобы его утвердить, и готовые аргументы, если к вам пришли ругаться из-за расписания учителя и родители.


Если школа составит расписание с ошибками, ей грозят штрафы. За нарушение требований СанПиН директору придется заплатить 7 тыс. руб., а школе – 70 тыс. руб. (ст. 6.7 КоАП). Учредитель также будет вправе привлечь директора к дисциплинарной ответственности и вынести ему замечание или выговор (ст. 192 ТК). Чтобы этого не допустить, необходимо проверить, чтобы в расписание добавили новые обязательные предметы и при этом не нарушили СанПиН. В этом вам помогут фрагменты расписания. Также нужно убедиться, что классы разделили на группы, и оценить, насколько расписание удобно для учителей и родителей. А если они остались недовольны, смотрите готовые аргументы, которые может использовать директор.

Изменения, которые надо отразить в расписании

Не утверждайте расписание, пока не убедитесь, что в нем есть новые обязательные предметы – родной язык и родная литература, второй иностранный язык, а классы разделили на группы, чтобы их изучать. Выясните, запланировали ли в нем внеурочку. Ведь ее можно включать в основное расписание, только если вы перешли на ФГОС общего образования.

Проверьте, есть ли в расписании новые обязательные предметы. В начальной школе среди уроков нужно найти родной язык и литературное чтение на родном языке. На уровне основной школы – родной язык, родную литературу, второй иностранный язык. Для средней школы можно выбрать по одному предмету из предметной области – родной язык или родную литературу и отразить их в расписании. Второй иностранный язык для старшеклассников вводить не обязательно.

Институт новых технологий в образовании идет в ногу со временем и предлагает педагогам обучение в современной и удобной форме в любое удобное время. Посмотреть список программ здесь. Сентябрь - осенняя пора, когда все приступают к учёбе!

Деление на группы

Когда будете просматривать расписание, обратите внимание, поделили ли в нем классы или параллели на группы. Это необходимо, если школа преподает несколько родных или вторых иностранных языков. Также школа может распределить учеников по группам, чтобы изучать технологию, заниматься физкультурой.

Школа не обязана делить класс на группы. Но если у нее есть необходимые для этого условия и средства обучения, то сделать это нужно, чтобы повысить качество образования (п. 10.1 СанПиН 2.4.2.2821–10).

Внеурочная деятельность

Выясните, использовали ли ответственные за расписание возможность чередовать уроки с занятиями по внеурочной деятельности. Сделать это школа вправе, если перешла на ФГОС общего образования. При этом перерывы в 45 минут делать не надо, ведь внеурочные занятия организуют в формах, которые отличаются от классно-урочной формы.

Если школа все еще работает по ФК ГОС, то включать внеурочную деятельность в общее расписание нельзя. Надо отдельно составлять расписание уроков и факультативных занятий. Тогда между началом факультативных занятий и последним уроком лучше устраивать перерыв не менее 45 минут (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821–10).

Обратите внимание, что 2019/20 учебный год – последний, когда можно обучать по ФК ГОС. Переход всех школ на ФГОС общего образования завершится в 2020/21 учебном году (распоряжение Правительства от 07.09.2010 № 1507-р). Поэтому школам нужно уже сейчас перестраивать работу с расписанием по требованиям ФГОС.

Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой продолжает набор в дополнительные группы колледжа по 18 специальностям для всех желающих на базе 9-х и 11-х классов! Успейте подать заявку на комфортное обучение по выгодной цене! Мест остается все меньше.

Требования СанПиН, которым должно соответствовать расписание

Чтобы убедиться, что ваше расписание учитывает все требования СанПиН 2.4.2.2821–10, обратите внимание на то, когда начинаются занятия и какой перерыв предусмотрели между сменами. Также нужно уточнить, равномерно ли распределили учебные предметы в течение недели.

Начало занятий

Начинать учебные занятия нужно не раньше восьми часов (п. 10.4). Пример расписания звонков, которое соответствует СанПиН, смотрите в таблице.

Расписание звонков

1

Смены

2

Нельзя проводить занятия в три смены. Между первой и второй должен быть перерыв не менее 30 минут (п. 10.13). Уроки 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения нужно проводить в первую смену.

СанПиН рекомендует включить в расписание как минимум три часа физической культуры в неделю. Но сделать это можно как в урочной, так и во внеурочной форме. Заменять уроки физической культуры другими предметами нельзя (п. 10.20 СанПиН 2.4.2.2821–10)

Нагрузка

Учебную нагрузку в течение учебной недели СанПиН обязывает распределить равномерно (п. 10.6). Для этого необходимо учесть дневную и недельную умственную работоспособность учеников и шкалу трудности учебных предметов. Смотрите шкалы трудности учебных предметов для 1-4-х, 5-9-х и 10-х, 11-х классов >>. На вторник и среду, когда уровень умственной работоспособности учеников максимальный, в расписании должны стоять предметы с наивысшим баллом по шкале трудности. Например, химия, геометрия, алгебра, физика в 7-х классах. Другой вариант – поставить в середине недели предметы со средним и наименьшим баллом, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.

Облегченные дни

Пятница или четверг должны быть облегченными днями (п. 10.11). На них нужно планировать минимум предметов с высокими баллами по шкале трудности. Например, пятиклассникам на эти дни можно поставить ОБЖ, экологию, музыку, физкультуру.

СанПиН запрещает ставить на один день предметы, которые требуют больших затрат времени на домашнюю подготовку. Например, русский язык, математику, историю.

Физкультура

Не допускайте, чтобы в расписании после физической культуры стояли уроки с письменными заданиями и контрольными работами. Физкультура должна быть одним из последних уроков.

Оценка удобства расписания для учителей, учеников и их родителей

Заместитель директора по УВР после того, как расписание проверили на ошибки, проанализирует, насколько оно удобно для каждого учителя. Если он выявит проблемы, которые не удастся решить и не нарушить при этом СанПиН, можно обсудить их с педагогами. Это позволит предупредить конфликтные ситуации и решить, что учтете и поменяете в следующем полугодии.

Проект расписания можно рассмотреть и вместе с активными родителями. Так вы дадите им возможность высказать свои пожелания о том, как распределить уроки, кружки, секции. Для этого родителей можно пригласить на собрание до начала учебного года либо провести опрос или анкетирование. Если какие-либо пожелания родителей учесть не получится, вы сможете подготовить аргументы, чтобы убедить их, почему надо оставить расписание без изменений. Смотрите чат экспертов, которые подскажут, какие аргументы использовать, если учителя или родители пришли ругаться к вам из-за расписания.

Как установить ступенчатый режим в расписании первого класса

Чтобы первоклассники постепенно привыкли к школе, поручите установить для них ступенчатый режим занятий. Это позволит им быстро адаптироваться к школьной среде. Главный принцип ступенчатого режима заключается в том, чтобы последовательно увеличивать продолжительность уроков и их количество по месяцам.

Чтобы организовать ступенчатый режим, проводите:

– в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый;

– ноябре, декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый;

– январе – мае – по 4 урока в день по 40 минут каждый.

Публикация
Поручите ответственному работнику вывесить расписание не только на стенде школы. Пусть он разместит его и на сайте, тогда классные руководители смогут выслать родителям ссылки на его электронную версию

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Расписание внеурочной деятельности 1 - 2 классы

Расписание внеурочной деятельности 1 -2 классы. Предоставление образовательных услуг для учащихся 1 - 2 классов.

Расписание уроков и кружков внеурочной деятельности во 2 классе

Расписание основных уроков и кружков во 2 классе на 2012-13 учебный год.


Расписание внеурочной деятельности 1-Б класса.


Расписание внеурочной деятельности МБОУ "Сергачская СОШ №3"

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и вне.


Расписание уроков и внеурочной деятельности в 3 классе

Расписание уроков и внеурочной деятельности в 3 классе.


Расписание внеурочной деятельности на 2012-2013, 2013-2014, 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017 уч. г.

Расписание отражает название курсов внеурочной деятельности, время и место проведения занятий, Ф.И.О. учителей.

Расписание внеурочной деятельности

Расписание внеурочной деятельности по направлениям: Здоровье сберегающее, краеведческое, общеинтелектуальное, познавательное.

План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования школы и определяет содержательное наполнение направлений внеурочной деятельности для первоклассников (перечень программ), время, отводимое на внеурочную деятельность по классам, а также требования к организации внеурочной деятельности.

Нормативным основанием для формирования плана внеурочной деятельности учащихся 1-3 классов являются следующие нормативно-правовые документы:

- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010г. №2106);

- Устав МОУ СОШ № 22.

- Основная образовательная Программа начального общего образования МОУ СОШ № 22 с углубленным изучением отдельных предметов ( Приказ директора №от 2011г)

В соответствии с требованиями Стандарта Внеурочная деятельность организуется по 5направлениям развития личности:

Направление

Решаемые задачи

Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций

Привитие любви к Отечеству, малой Родине, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, религии своего народа.

Обогащение запаса учащихся языковыми знаниями , способствование формированию мировоззрения, эрудиции, кругозора.

Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, социально- значимой деятельности.

Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс)

Школьник ценит общественную жизнь (2-3 классы)

Школьник самостоятельно действует вобщественнойжизни (4 класс)

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формахповедения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является портфолио.

Формы внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные обще­ства, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследо­вания, общественно полезные практики.

При организации внеурочной деятельности аудиторных занятий не должно быть более 50%

Объёмвнеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования составляетдо 1350 часов. Распределение часов внеурочной деятельности на каждый годначального общего образования осуществляется с учётом интересов обучающихся, их родителей (законных представителей) и возможностей школы.

Распределениечасов внеурочной деятельности по годам начального общего образования

Читайте также: