Как возникли современные организованные формы занятий физическими упражнениями кратко

Обновлено: 17.04.2024

Под формами занятий физическими упражнениямипонимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий.

По особенностям организации занимающихся и способам руководства ими занятия по физическому воспитанию подразделяются на две группы — урочные и неурочные.

Урочные формы — это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся. К ним отно­сятся:

1) Уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государственным программам в образовательных учреждени­ях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж профессионального образования, вуз и т.п.);

2) Спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.

Неурочные формы — это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановле­ния здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др. К ним относятся:

1) Малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используемые для оперативного (текущего) управления физическим состоянием. В силу своей кратковременности эти формы, как правило не решают задач развивающего, тренирующего характера;

2) Крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продол­жительные, одно и многопредметные (комплексные) по содер­жанию (например, занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой (см. главу 24), атлетической гимнастикой и др.). Эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоро­вительно-реабилитационного или рекреационного характера;

3) Соревновательные формы занятий, т.е. формы физкультурно-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая под­готовленность и т.п. (например, система официальных соревнований, отборочные соревнования, первенств, чемпионаты, контрольные прикидки или соревнования и др.).

Характеристика форм занятий физическими упражнениями

Урочные формы занятий

Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимаю­щихся (класс, секция, команда) в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. Кроме того, для учебных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока на три составные части: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть необходима для начальной организации занимающихся, психической и функциональной подготовки организма, а также для опорно-двигательного аппарата к предстоящей основной работе.

Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигательных действий, воспитания физических и личностных качеств.

Заключительная часть предназначена для постепенного сниже­ния нагрузки на организм и организованного окончания занятия.

По признаку основной направленностиразличают уроки общей физической подготовки (ОФП), уроки профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), спортивно-тренировочные уроки, методико-практические занятия.

Уроки ОФП используются практически для всех возрастных групп. Их основная направленность — это всесторонняя физичес­кая подготовка занимающихся. Для уроков характерны разнообразие средств и методов, комплексность, средние и умеренные на­грузки на организм.

Уроки профессионально-прикладной физической подготовки проводятся в основном в средних и высших учебных заведениях. Их основная направленность — формирование ведущих для конкрет­ных профессий двигательных умений и навыков, а также разви­тие физических качеств.




Спортивно-тренировочные уроки являются основной формой занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к соревнованиям.

Методико-практические занятия проводятся в основном в средних специальных и высших учебных заведениях. Их основная направленность — операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных, жизненных целей личности.

По признаку решаемых задачразличают следующие типы уро­ков:

2) Уроки закрепления и совершенствования учебного материала;

3) Контрольные уроки предназначены для определения уровня подготовленности занимающихся, проверки усвоения ими зна­ний, умений и навыков и т.п.;

4) Смешанные (комплексные) уроки направлены на совмест­ное решение задач обучения технике движений, воспитания, фи­зических качеств, контроля за уровнем физической подготовлен­ности занимающихся и др.

По признаку вида спортаразличают уроки гимнастики, легкой атлетики, плавания и т.д. Они имеют свое специфическое содер­жание, структурное построение и т.д.

Классификация форм занятий в физическом воспитании

Под формами занятий физическими упражнениямипонимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий.

По особенностям организации занимающихся и способам руководства ими занятия по физическому воспитанию подразделяются на две группы — урочные и неурочные.

Урочные формы — это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся. К ним отно­сятся:

1) Уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государственным программам в образовательных учреждени­ях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж профессионального образования, вуз и т.п.);

2) Спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.

Неурочные формы — это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановле­ния здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др. К ним относятся:

1) Малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используемые для оперативного (текущего) управления физическим состоянием. В силу своей кратковременности эти формы, как правило не решают задач развивающего, тренирующего характера;

2) Крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продол­жительные, одно и многопредметные (комплексные) по содер­жанию (например, занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой (см. главу 24), атлетической гимнастикой и др.). Эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоро­вительно-реабилитационного или рекреационного характера;

3) Соревновательные формы занятий, т.е. формы физкультурно-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая под­готовленность и т.п. (например, система официальных соревнований, отборочные соревнования, первенств, чемпионаты, контрольные прикидки или соревнования и др.).

Характеристика форм занятий физическими упражнениями

Урочные формы занятий

Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимаю­щихся (класс, секция, команда) в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. Кроме того, для учебных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока на три составные части: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть необходима для начальной организации занимающихся, психической и функциональной подготовки организма, а также для опорно-двигательного аппарата к предстоящей основной работе.

Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигательных действий, воспитания физических и личностных качеств.

Заключительная часть предназначена для постепенного сниже­ния нагрузки на организм и организованного окончания занятия.

По признаку основной направленностиразличают уроки общей физической подготовки (ОФП), уроки профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), спортивно-тренировочные уроки, методико-практические занятия.

Уроки ОФП используются практически для всех возрастных групп. Их основная направленность — это всесторонняя физичес­кая подготовка занимающихся. Для уроков характерны разнообразие средств и методов, комплексность, средние и умеренные на­грузки на организм.

Уроки профессионально-прикладной физической подготовки проводятся в основном в средних и высших учебных заведениях. Их основная направленность — формирование ведущих для конкрет­ных профессий двигательных умений и навыков, а также разви­тие физических качеств.

Спортивно-тренировочные уроки являются основной формой занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к соревнованиям.

Методико-практические занятия проводятся в основном в средних специальных и высших учебных заведениях. Их основная направленность — операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных, жизненных целей личности.

По признаку решаемых задачразличают следующие типы уро­ков:

2) Уроки закрепления и совершенствования учебного материала;

3) Контрольные уроки предназначены для определения уровня подготовленности занимающихся, проверки усвоения ими зна­ний, умений и навыков и т.п.;

4) Смешанные (комплексные) уроки направлены на совмест­ное решение задач обучения технике движений, воспитания, фи­зических качеств, контроля за уровнем физической подготовлен­ности занимающихся и др.

По признаку вида спортаразличают уроки гимнастики, легкой атлетики, плавания и т.д. Они имеют свое специфическое содер­жание, структурное построение и т.д.

Физическая культура и спорт как специфическая сфера деятельности человека, обособленная от труда, возникла за 40 — 30 тыс. лет до н. э. Сам факт зарождения и последующе­го выполнения физических упражнений в народном быту за­долго до появления государственных форм физического вос­питания говорит об объективной необходимости его существо­вания.

Физиче­ское образование

В России на национальном уровне действуют Российский олимпийский комитет, федерации, ассоциации, союзы по ви­дам спорта.

Как появились современные организованные формы занятий физическими упражнениями?

  • Капшин Тимур
  • Разные вопросы
  • 2019-09-05 09:16:25
  • 4
  • 1

Большинство современных видов спорта сформировалось во второй половине XIX века. Наибольшее распространение получили: тяжёлая атлетика, борьба, конькобежный спорт, фигурное катание, велосипедный спорт, академическая гребля, плавание и т.д. До середины XIX века системы физического воспитания величались гимнастическими. Физическая культура как спорт появилась еще в старой греции (вспомним про олимпиады). На данный момент физическая культура развивается все стремительниее и стремительнее, стараясь укрепить здоровье теперешнего и грядущего поколений.

Целью физического воспитания в ВУЗах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов. В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач: Воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду; Сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения; Всесторонняя физическая подготовка студентов;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ……….. 5
Урочные формы занятий……………………………………………. 5
Неурочные формы занятий………………………………………….. 9
Заключение…………………………………………………………………. 16
Список используемой литературы…………………………………….. 18

Прикрепленные файлы: 1 файл

Физкультура 2013 год..docx

МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО- ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Выполнил: студент 2 курса группы 2БЛ1

факультет логистики и

  1. ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ……….. 5
  2. Урочные формы занятий……………………………………………. 5
  3. Неурочные формы занятий………………………………………….. 9

Список используемой литературы…………………………………….. 18

Целью физического воспитания в ВУЗах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.

В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:

  1. Воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;
  2. Сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;
  3. Всесторонняя физическая подготовка студентов;
  4. Профессионально - прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности;
  5. Приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки;
  6. Воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности.

Целью реферативной работы является приобретение навыков работы с литературой, обобщения литературных источников и практического материала, способности грамотно излагать вопросы темы, делать выводы. В качестве задач данной реферативной работы были определены: Формы занятий физического упражнения.

Структура работы состоит из введения, подразделов, заключения, списка использованной литературы.

В написании работы использованы работы отечественных авторов, периодические издания, научная литература и интернет ресурсы.

  1. ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
    1. Урочные формы занятий

    Занятия не однородны по основным задачам, а, следовательно, и по проведению. Принято выделять уроки ОФП и спортивно-тренировочные. В свою очередь они могут различаться по видам применяемых средств физического воспитания. Могут быть выделены уроки основной гимнастики, характеризующиеся комплексным использованием средств.

    В пределах занятий по каждому виду целесообразно различать уроки, целью которых является:

    • Ознакомление с группой;
    • Изучение нового материала программы;
    • Повторение и закрепление учебного материала;
    • Уроки смешанного характера;
    • Зачетные занятия.

    От учебных задач, присущих различным типам занятий, зависят различный набор средств, методическое оформление упражнений, продолжительность занятия, иногда характер нарастания и общий объём нагрузки.

    Занятия по ОФП направлены на улучшение деятельности всех систем организма и отдельных органов, повышение здоровья студентов, воспитание важнейших двигательных, моральных и волевых качеств, совершенствование отдельных прикладных навыков. На этом типе занятий осуществляется разнообразное влияние на организм, проявляющееся в общем, укреплении мускулатуры, улучшении гибкости и крепости суставов, формировании или восстановлении правильной осанки, воспитании навыков коллективизма и т.д.

    Уроки имеют целью повышение достигнутого уровня общей работоспособности или сохранение уже имеющейся.

    Содержанием урочного занятия являются:

    • Гимнастические упражнения (обще развивающие, на быстроту и точность реакции, упражнения с мелкими предметами) игры, упражнения в беге, метаниях, прыжках, равновесии, сопротивлении, лазание, ходьба на лыжах;
    • Спортивно-тренировочные занятия имеют под собой цель спортивного совершенствования в одном из видов спорта, гимнастики, игр. В связи с этим на занятии особое внимание уделяется повышению уровня физической, морально-волевой, технической и тактической подготовке студентов. В зависимости от

    периода обучения и подготовленности занимающихся изменяются и задачи занятий. На одних – больше внимания уделяется изучению техники (метании копья, попеременного хода на лыжах), в других - внимание преподавателя направляется преимущественно на усвоение основ тактики применительно к спортивным играм.

    Как занятия по ОФП, так и по спортивной тренировки могут быть различны по своим задачам:

    1. Занятием по ознакомлению с группой, начинается работа преподавателя с коллективом студентов. На первых занятиях важно выявить подготовленность занимающихся, их активность, организованность и отношение друг к другу. Эти задачи разрешаются путём бесед и выполнения специальных упражнений. Путём игр и элементов соревнования можно выявить организованность группы, умение целесообразно пользоваться полученными ранее навыками в сложной и внезапно меняющейся обстановке;
    2. Занятия по изучению нового материала применяются в различных коллективах. Таковы начальные занятия в лыжном спорте, плавании, где занимающиеся впервые знакомятся с основами техники упражнений;
    3. Занятия, целью которых является повторение и закрепление материала, чаще всего используются в спортивно-тренировочной работе, где достижение высоких показателей невозможно без тщательной работы над техникой. В ВУЗах эти занятия проводятся преимущественно в конце учебного семестра;
    4. Занятия смешанного характера используются в работе с различными группами. Одни упражнения на этих занятиях знакомы занимающимся и повторяются в целях закрепления двигательных навыков и совершенствования важнейших качеств, другие – изучаются впервые;
    5. Зачётные занятия проводятся для выявления качества учебно - воспитательной работы. В обязательных рамках этих занятий проводится сдача установленных нормативов.

    Программой предусмотрена сдача студентами зачётов по физическому воспитанию. Зачёт проводится в виде собеседования преподавателя с каждым студентом. В ходе собеседования определяется степень овладения студентом теоретического программного материала. К зачёту допускаются студенты, полностью выполнившие практический раздел учебной программы, т.е. выполнившие все запланированные практические контрольные упражнения и нормативы. Контрольные упражнения и нормативы по оценке физической подготовленности студентов выполняются только в условиях спортивных соревнований.

    Сроки и порядок выполнения контрольных требований, упражнений и нормативов определяются учебной частью ВУЗа совместно с кафедрой физического воспитания на весь учебный год и доводятся до сведения студентов.

    К выполнению зачётных требований, упражнений и нормативов допускаются студенты, регулярно посещавшие учебные занятия и получившие необходимую подготовку.

    Отметка о выполнении зачёта по физическому воспитанию вносится в зачётную книжку студентов в конце каждого семестра.

    Характерным для этой формы занятий является иной способ руководства, осуществляемого преподавателем, т.е. последний, в момент выполнения физических упражнений не руководит занимающимися. Преподаватель обеспечивает постановку задач, предлагает перечень упражнений, излагает методику выполнения задания, осуществляет его проверку.

    Формы организации самостоятельных занятий:

    А) Индивидуальная форма тренировки

    1. Получение домашнего задания у преподавателя на неделю, месяц и выполнение его студентом самостоятельно;
    2. Домашнее задание получают несколько студентов и выполняют его в процессе совместной тренировки;
    3. Тренировочную нагрузку определяет сам студент на основании методических пособий, согласовывая её размеры с ведущим преподавателем.

    Б) Групповые занятия

    Групповая тренировка более эффективна, чем индивидуальная.

    Заниматься менее 2-х раз в неделю не целесообразно, так как это не способствует повышению уровня тренированности организма. Лучшим временем для тренировок является вторая половина дня, через 2-3 часа после обеда. Можно тренироваться и в другое время, но не раньше, чем через 2 часа после приема пищи и не позднее, чем за час до приема пищи или до отхода ко сну. Не рекомендуется тренироваться утром сразу после сна натощак. Тренировочные занятия должны носить комплексный характер, т.е. способствовать развитию всего комплекса физических качеств, а также укреплению здоровья и повышению общей работоспособности организма.

    Физическое воспитание студентов включает в себя:

    • Обучение – направлено на формирование и совершенствование в процессе занятий, жизненно важных двигательных умений и навыков.
    • Воспитание – предполагает развитие двигательных качеств (силы, выносливости, ловкости, гибкости, быстроты), повышение функциональных особенностей организма и укрепление здоровья.

    Обучение и воспитание связаны между собой.

    Самостоятельные занятия можно проводить с преимущественным развитием скоростно-силовых качеств: выносливости, силы и т.п.

    Они могут проводиться как зимой, так и летом, на открытом воздухе или в помещении.

    Самостоятельные занятия имеют большое воспитательное значение, они вызывают интерес к спортивной деятельности, воспитывают инициативу, самообладание, критическое отношение к своим успехам и недостаткам. В процессе этих занятий повышается активность и дисциплинированность занимающихся, следующих указаниям преподавателя или тренера.

    Самостоятельные занятия проводятся с целями улучшения здоровья и общего физического развития; укрепления отдельных мышечных групп; улучшения гибкости, подвижности в отдельных суставах; воспитания силы, быстроты, выносливости; закрепления техники отдельных упражнений, изученных в процессе урочных занятий.

    Читайте также: