Как правильно хвалить ребенка за оценки в школе советы психолога

Обновлено: 07.07.2024

Родители часто думают о том, как мотивировать ребенка на учебу. Что делать, если ребенок ленится и получает плохие оценки. Как на него повлиять, когда снижается успеваемость? Можно ли ругать и наказывать за плохие оценки? Как это правильно делать, если ребенок нахватал двоек? Разбираемся в том, как реагировать на плохие отметки в школе, чтобы ребенок взялся за ум.

Казалось бы: если наказывать за плохие оценки, то ребенок будет учиться лучше. Со школьными отметками и учебой эти простые пути не всегда срабатывают. Во-первых, ребенок не всегда может честно получить хорошую оценку, даже если он очень старается. Возможно учитель его недолюбливает, упущены азы в предмете, ребенок может быть перегружен или болен. Во-вторых, если мы ругаем или наказываем ребенка за двойки он может начать обманывать и получать отметки нечестным путем. Крайне важно не совершать типичных родительских ошибок, которые приводят к дополнительным проблемам, а не помогают ребенку ответственно подходить к учебе.

Можно ли наказывать ребенка за плохие оценки?

Родительский гнев вполне понятен, если ребенок не уделяет время учебе и получает плохие оценки. Ведь он может постараться и получить хорошую отметку. Однако не стоит реагировать на происходящее на эмоциях. Если вы успокоитесь, вам будет проще найти оптимальный подход к ребенку. И не просто наказывать или ругать за двойки в школе, а помочь выработать мотивацию к учебе.

Наказание как воспитательный метод подходит тогда, когда человек совершил нечто плохое а) намеренно б) мог бы этого избежать в) причинил кому-то вред. В ситуации плохой оценки в школе причины бывают разные.

  • Ребенок навряд ли нарочно получил двойку. Бывают, конечно, случаи, когда подростки получают двойки, чтобы на них обратили внимание, заметили какие-то их проблемы. Но и тогда прямой цели получить плохую отметку у них нет. А проблема - есть.
  • В принципе, всегда можно избежать ошибки или неудачи. Вопрос в том, какой ценой и за счет чего. Если ребенок перегружен, то он успевает подготовиться не по всем предметам, а решать проблемы учебы за счет сна - неправильно и чревато. У трудного учителя бывают перепады настроения, когда его оценивание непредсказуемо. Предмет может не даваться. В общем, нужно разбираться.
  • Двойки причиняют боль родителям и самому ребенку - он испытывает стресс. Больше пострадавших нет.

Важно помнить, что наказание за плохую оценку во многих случаях дети будут воспринимать как несправедливое отношение, как признак того, что родители не пытаются разобраться, как ситуация выглядит в глазах ребенка. Это подрывает доверие, причиняет боль и разрушает отношения.

Не стоит наказывать за оценки. Скажите, что вы расстроены, но обсудите ситуацию спокойно - выслушайте ребенка. Вполне возможно, что ему нужна помощь и именно вы можете его поддержать.

Что делать, если ребенок может, но не хочет учиться?

Довольно часто гнев вызывает ситуация, когда ребенок банально не старается. Небрежно делает домашку, ленится по учебе. Соблазн наказания велик, потому что родителям кажется, что он это делает нарочно.

Прислушайтесь к себе: почему вас так злит ситуация, что ребенок “может, но не хочет учиться хорошо?” Довольно часто мы принимаем школьные оценки на личный счет: нам кажется, что мы не справляемся с ролью родителей, совершили ошибки в воспитании, что ребенок нас не уважает и т.п.

Важно четко разделить все эти ассоциации и чувство. Есть ваши отношения с ребенком - это отдельно. Есть двойка - это происшествие, с которым нужно разбираться, а не делать выводы об отношениях.

Спросите у ребенка, как он видит эту ситуацию. Возможно, у него конфликты в школе или неподходящий климат. Не исключено, что нужно сменить школу, а не давить на ребенка, чтобы он получал хорошие отметки.

Такая реакция мам и пап настолько привычна, что кажется естественной и само-собой разумеющейся.

Прежде, чем говорить о том, как стоит реагировать на отметки сына или дочери, хочу поделиться некоторыми своими мыслями на тему школьного обучения и успеваемости.

1. Не все дети, будут учиться на 4 и 5.

• У всех детей разные способности. Я не имею в виду, что одни более, а другие менее способны. Я напоминаю о том, что способности могут находиться в разных областях. Только часть из широкого спектра способностей и талантов раскрывается в рамках типичного учебного процесса.

• Для некоторых школьников приготовление домашних заданий и работа на уроке не попадает в зону ведущего интереса и высокой личной значимости. И это естественно. Для нас, взрослых, карьера и профессиональный рост тоже далеко не для всех возглавляют иерархию ценностей.

2. Школьная успеваемость не показатель интеллекта.

По тем же причинам, которые перечислены в пункте № 1.

3. Помарки и ошибки в работе не показатель того, что ребёнок не старался. Оценивая уровень старательности, учитесь замечать количество потраченной ребёнком энергии на выполнение задания, а не ориентироваться на оценку и даже качество выполнения работы.

Например, гиперактивный ребёнок тратит гораздо больше сил на выполнение письменной работы, чем ребёнок, способный управлять своей активностью.

4. Ни один ребёнок и ни один подросток не мечтает о двойках!

5. Следите за тем, чтобы ваше общение с ребёнком не ограничивалось темой школьных отметок и выполненных/невыполненных домашних заданий.

Чем больше отметки мальчиков и девочек не удовлетворяют ожидания родителей, тем выраженнее этот перекос в отношениях. Детям, у которых учёба идёт легко, повезло больше — у их мам и пап остаётся время поговорить со своими чадами на другие темы и сохранить приятные друг для друга отношения.

6. Чем тяжелее даётся ребёнку учёба, тем в большей похвале, эмоциональной поддержке он нуждается.

8. На каждую цель стоит тратить столько сил, сколько она заслуживает.

Хорошая школьная успеваемость даёт множество преимуществ растущему человеку и это вполне достойная цель. Но, в погоне за знаниями и высокими оценками не лишайте ребёнка возможности жить полноценной жизнью. Помните, что у детей должно оставаться время на общение со сверстниками и членами семьи, для занятий физкультурой и любимой деятельностью.

9. Помните, что назначение оценки - показать ученику насколько он усвоил тот или иной материал, какой навык у него пока недостаточно хорош.

Школьная отметка - это не оценка личности, не оценка способностей, не повод расстраиваться! Отнеситесь к ней как к информации о том что уже усвоено, а что пока нет. Это повод разобраться и найти способ решения проблемы.

1. Как тебе самому эта оценка?

2. Как так получилось что ты получил.

Если хотите чтобы разговор удержался в русле поиска причины, то следите за своими интонациями. В них не должно быть обвинения и запугивания.

• Наверняка ответ будет поверхностный - не отражающий истинной причины. Продолжайте задавать уточняющие вопросы до тех пор, пока не дойдёте до тех действий (или бездействий), которые привели к проблеме.

3. Как планируешь решать проблему?

Постарайтесь, чтобы итогом разговора был конкретный план действий.

4. Этого достаточно для решения проблемы? Есть что-то, что может помешать? Как этого можно избежать?

Будьте готовы к тому, что ребёнку сначала будет сложно находить ответы на вопросы, помогите ему их найти.

В этой статье я дала понять неравнодушным к судьбе своих детей родителям, что не всё так просто. Есть масса нюансов в воспитании школьников, о которых большинство родителей даже не подозревает. И в одной статье невозможно расписать все подводные камни и результаты, к которым приводят неправильные реакции на отметки и вообще учёбу в школе.

Другие статьи этого же автора:

Если статья понравилась, не забудьте поставить лайк, это хороший стимул к работе :).

Подписывайтесь на мой канал и группу ВКонтакте, чтобы получать больше интересной информации.

Как поощрить ребенка за хорошие оценки?

Поощрения и наказания применяются в педагогике на протяжении многих столетий. После длительного пути педагогической эволюции, методы коррекции поведения, противоположные по смыслу, объединились и находятся в неразрывной связи. При этом очень важно, чтобы методами "кнута и пряника" владели не только педагоги, но и родители. Ведь успехи ребенка в учебе во многом зависят именно от семейного воспитания и умения родителей использовать методы дополнительного стимулирования интереса к учебе.

Кроме этого, важно воспитать в ребенке чувство ответственности за свое будущее. Школьник должен понимать, что учится он не за хорошие оценки и поощрительные призы от родителей, бабушек и дедушек, а для себя.

Практическая педагогика для родителей: не в оценках счастье!


Кроме этого, появляется принципиальное различие между методами материальной стимуляции дома и морального поощрения со стороны учителя в классе. К таким противоречиям ребенка тоже нужно готовить. Важно, чтобы он понимал разницу между ценой и ценностью знаний. Ведь, признание и уважение невозможно купить, а к этим нравственным категориям общества стремится каждый человек.

Как правильно поощрять ребенка за хорошие оценки?


Материальное поощрение хороших оценок в кругу семьи, хотя и помогает в достижении цели, но имеет несколько другую направленность. В такой форме речь идет не о формировании личности ребенка, как члена общества, а о развитии у него материального интереса к любому виду деятельности, вне зависимости от общественного признания заслуг. Тем самым нивелируется основная воспитательная задача – интеллектуальное развитие личности, понимание важности общественного признания.

Так что же, родителям нужно вообще отказаться от поощрения за хорошую учебу? Совсем нет. Специалисты рекомендую просто изменить саму форму поощрения. Кроме того, желательно разработать собственную систему поощрения. Например, поощрять ребенка не за каждую хорошую оценку, а за хорошие результаты по итогам четверти или полугода. И в качестве поощрения использовать не деньги, а значимую для ребенка вещь (игрушку, предмет коллекционирования или гардероба) или мероприятие, о котором школьник мечтает (путешествие, поход на концерт любимого исполнителя или посещение кинотеатра).

Нужно ли наказывать ребенка за плохие оценки?


  • Дети копируют поведение взрослых, поэтому воспитывать надо личным примером;
  • Поступки взрослых не должны противоречить долгим нравоучительным беседам: дети быстро замечают фальшь, расхождение слова и дела;
  • Прежде чем требовать, объясните столько раз, сколько нужно, чтобы быть уверенными в том, что ребенок услышал и понял;
  • Убедитесь, что плохая оценка – результат неправильного поведения, потому что ругать за непонимание темы нельзя.

Наказание присутствует в учебном процессе, скорее, как исключительная мера порицания или осуждения за дисциплинарные проступки, которые стали причиной плохой оценки. Например:

  • Ученик вместо выполнения домашнего задания пошел на футбольный матч;
  • Ребенок решил воспользоваться шпаргалкой, вместо того, чтобы выучить формулы или правила;
  • Разговаривал на уроке с соседом по парте, не слушал учителя и т.п.

Наказание должно быть соразмерным возрасту и особенностям психики ребенка. Но прежде всего оно должно быть справедливым, не вызывающим сомнения в его заслуженности.

Вместо заключения

Конечно, нет ничего плохого в том, что родители подарят школьнику желанную вещь в награду за хорошую учебу. Но только в том случае, если часто разговаривают с ним. Рассказывают о том, как переживают о его успехах и мечтают, что он станет самым умным и образованным человеком, гордостью семьи.

Важно просто проводить с ребенком выходной, говорить о его проблемах, рассказывать о своей учебе, о том, как справлялись с трудностями в его возрасте. Почувствовав себя равным, ребенок быстрее осознает, что хорошие оценки нужны ему самому.

Похвала для ребёнка – луч­шее поощ­ре­ние. Какая похвала пой­дёт ему на пользу? Можно ли пере­хва­лить, или сколько ни хвали – мало? Какие слова одоб­ре­ния необ­хо­димы подростку?Что такое пра­виль­ная, кон­струк­тив­ная похвала? Отве­чает специалист-психолог.

– Полина, может ли в прин­ципе быть вред­ной похвала?

Но ведь те же самые пси­хо­логи утвер­ждают, что каж­дый чело­век дол­жен осо­зна­вать свою цен­ность неза­ви­симо от того, как он посту­пает, что он делает.

– Мне кажется, это и нужно, и важно – гово­рить, что ребё­нок хоро­ший. Но задача наша в том, чтобы у него было вот это внут­рен­нее зна­ние – я хоро­ший, и чтобы он ощу­щал себя хоро­шим неза­ви­симо от того, ска­зали мы ему об этом или нет.

И здесь оце­ноч­ная похвала может при­не­сти вред – в том плане, что ребё­нок будет посто­янно ожи­дать оценки, чтобы дру­гие оце­нили его действие.

Наша задача – в том, чтобы у ребёнка внутри сфор­ми­ро­вался адек­ват­ный образ самого себя. Мне кажется, это пода­рок для роди­те­лей, если ребё­нок вырас­тет и будет знать о себе, что он хороший.

petushok - Психолог Полина Сметанина: как правильно похвалить ребёнка?

И здесь ребё­нок уйдет от нас с неким новым зна­нием о себе: что он умеет, напри­мер, под­би­рать цвета, хорошо пере­да­вать харак­тер и так далее.

Понятно, что внутри него это не будет сфор­му­ли­ро­вано в виде этих слов. Но это внут­рен­нее зна­ние: я могу это сде­лать – оно будет в нём осе­дать. А это внут­рен­нее зна­ние гораздо важ­нее, цен­нее и про­дол­жи­тель­нее, чем то зна­ние, кото­рое даём ему мы в виде оценки.

– То есть полу­ча­ется, что похвала не должна быть дежур­ной. Мы должны, по край­ней мере, понять, за что мы хва­лим. Вгля­деться, всмот­реться, вду­маться, и только после этого про­из­но­сить слова. То есть, ска­жем, надо раз­гля­деть хвост, раз­гля­деть гор­дый вид петуха, чтобы похва­лить ребёнка.

Но так мы как бы настра­и­ваем ребёнка на то, что он будет ста­раться. Моти­ви­рует ли похвала, кото­рая не до конца искренняя?

– Я за чест­ность в отно­ше­ниях с ребён­ком, дети очень хорошо всё чув­ствуют. Поэтому если наша задача не обма­нуть ребёнка, а дей­стви­тельно найти что-то, за что он мог бы заце­питься и к чему тянуться. И это что-то должно быть дей­стви­тельно адекватным.

– Есть мне­ние, что не нужно хва­лить ребёнка за то, что ему дано от при­роды. Напри­мер, если он быст­рее всех бегает, пре­красно учится, потому что ему легко даётся, или у него очень хоро­шая память, то ему не стоит об этом говорить.

Но почему? Мне кажется, здо­рово, чтобы чело­век знал свои силь­ные сто­роны. Уве­рен­ность в своих силь­ных сто­ро­нах нужна, если мы верим в себя, мы можем свои таланты, зало­жен­ные Богом, исполь­зо­вать с пользой.…

И дру­гой вопрос: как сде­лать, чтобы ребё­нок не гор­дился нездо­рово, и его уве­рен­ность не пере­росла в самоуверенность?

– Спа­сибо за вопросы, дей­стви­тельно, это очень важно. Но всё же будем гово­рить о том, что наша задача – вырас­тить ребёнка так, чтобы его само­оценка была адекватной.

Что такое адек­ват­ная само­оценка? Это когда я знаю о себе, пони­маю свои силь­ные и сла­бые сто­роны, и могу на это нор­мально реа­ги­ро­вать. То есть я не впа­даю в отча­я­ние, если вдруг сде­лал что-то не так, если я ошибся. И не пре­воз­но­шусь, пони­мая, что посту­пил хорошо.

На самом деле в каж­дом из нас есть мак­си­маль­ное про­яв­ле­ние каких-то качеств, напри­мер, акку­рат­но­сти или чест­но­сти. И мы бываем неряш­ливы, но мак­си­мально неряш­ливы – редко, в основ­ном мы где-то между.

Адек­ват­ное зна­ние и пони­ма­ние себя, что я бываю и таким, и таким, и таким, и воз­мож­ность себя при­ни­мать раз­ным, любым в раз­ные пери­оды жизни, и под­дер­жи­вать – это и есть хоро­шая само­оценка – нор­маль­ная, адек­ват­ная самооценка.

И это не зна­чит, что мне всё в себе нра­вится, какие-то каче­ства мне могут в себе не нра­виться, какие-то могут быть неудобны. Но, только видя и при­зна­вая, что это у меня есть, я могу с этим что-то делать, не пыта­ясь как-то себя скру­тить в узел.

По поводу того, чтобы не хва­лить за то, что у ребёнка есть от при­роды. На мой взгляд, это очень важно – гово­рить ребёнку о том, что у него есть хорошего.

На самом деле то, что у него есть сей­час, здесь, те его силь­ные каче­ства – это та плат­форма, на кото­рой он далее может выстра­и­вать себя как лич­ность. То, с чего может начи­нать и чув­ство­вать себя устойчиво.

– Может быть, есть ещё какие-то советы отно­си­тельно похвалы, о кото­рых мы, роди­тели, не знаем?

И здесь что про­ис­хо­дит: да, ребё­нок ска­зал правду, это факт. Но в этот момент перед ним могут воз­ник­нуть те собы­тия и те ситу­а­ции жизни, когда он посту­пил нечестно. Когда он что-то скрыл от роди­те­лей, утаил, не ска­зал правду, и здесь воз­ни­кает напряжение.

Напря­же­ние и тре­вога: а что, если они узнают, какой я на самом деле? И тут может быть два пути: либо я буду ста­раться и стре­миться изо всех сил достиг­нуть этой неве­ро­ятно высо­кой планки, кото­рой нере­ально достиг­нуть обыч­ному чело­веку – потому что нере­ально быть все­гда исклю­чи­тельно честным.

Либо вто­рой вари­ант: я буду делать (опять-таки это неосо­знан­ный выбор) так, чтобы папа или мама поняли, какой я, что я на самом деле обыч­ный, что я могу и плохо посту­пать, – и не отвергли меня таким.

И тогда мы встре­чаем ситу­а­ции, когда хоро­шие девочки или хоро­шие маль­чики совер­шают какие-то неве­ро­ят­ные, не свой­ствен­ные им поступки, кото­рые удив­ляют: и как он вообще мог это сде­лать? Либо когда ребё­нок – вроде мы все время его хва­лим, – начи­нает вести себя плохо, каприз­ни­чать, и как будто нам дока­зы­вает: я такой на самом деле, полюби меня таким, прими меня таким.

– И как же тогда похва­лить в такой ситу­а­ции пра­вильно, чтобы не полу­чи­лось то, о чём вы только что рассказали?

Но мне бы хоте­лось понять: как из деток вырас­тают люди излишне само­уве­рен­ные, кото­рые, напри­мер, не обла­дая какими-то каче­ствами – ска­жем, про­фес­си­о­наль­ными, уве­рены, что у них всё полу­ча­ется хорошо?

С одной сто­роны, навер­ное, им проще живётся. А с дру­гой сто­роны, все-таки видно, что им не хва­тает адек­ват­ной оценки себя. Это пере­хва­лен­ные или недо­хва­лен­ные люди, или это вообще не свя­зано с похва­лой в детстве?

– Это как раз свя­зано с похва­лой. На самом деле то, что эти люди обла­дают какой-то неве­ро­ятно боль­шой само­оцен­кой – это иллю­зия. У таких людей само­оценка невы­со­кая. Дело в том, что они выби­рают дру­гой путь под­твер­жде­ния и под­дер­жа­ния этой само­оценки. Это путь через отра­же­ние: мне все­гда нужен дру­гой чело­век – либо лучше, чтобы это было несколько людей, кото­рые бы отра­жали, что я хоро­ший, я заме­ча­тель­ный, я сде­лаю правильно.

Либо так про­ис­хо­дит, когда роди­тели очень мно­гое ожи­дали от ребёнка и всё время ему гово­рили, ста­вили вот эту неве­ро­ятно высо­кую планку: ты достоин боль­шего, ты можешь больше! И это – тот путь, когда я пыта­юсь достичь, и мне все­гда нужен кто-то, кто будет гово­рить, что я моло­дец, иначе мне ста­но­вится очень плохо.

Дети очень чутко реа­ги­руют на неспра­вед­ли­вость: я внутри себя знаю, какой я на самом деле. Я знаю, что я недо­ста­точно чест­ный, я знаю, что я не изу­ми­тель­ный, я знаю, что я не самый луч­ший – я разный.

А невоз­мож­ность при­нять себя раз­ного – а вдруг роди­тели узнают и меня отверг­нут? – потом пере­но­сится на взрос­лую жизнь.

– Полина, а нужно ли ком­пен­си­ро­вать ребёнку недо­ста­ток похвалы?

Что тут лучше делать роди­те­лям: пого­во­рить с учи­те­лем или же пого­во­рить со своим ребён­ком, или же про­сто дома это как-то компенсировать?

– Мне кажется, здесь я бы с учи­те­лем бы не стала гово­рить, если нет явных оскорб­ле­ний в адрес ребёнка. Дома – да, и ком­пен­си­ро­вать можно: нам нужно делать всё, чтобы у ребёнка было вот это внут­рен­нее зна­ние – какой я. Вне зави­си­мо­сти от того, что ска­жут окру­жа­ю­щие, и в этом наша основ­ная задача.

20170589380 - Психолог Полина Сметанина: как правильно похвалить ребёнка?

Если он недо­во­лен, то можно попро­бо­вать узнать, насколько адек­ватно он оце­ни­вает свои воз­мож­но­сти. Напри­мер, если он зани­ма­ется каж­дый день до семи часов вечера, то понятно, что с учё­бой будут какие-то проблемы.

И чтобы он не счи­тал: я такой пло­хой, ничего не успе­ваю – надо помочь ему понять, что реально сложно, может быть, даже невоз­можно учёбу соче­тать с очень объ­ём­ными допол­ни­тель­ными заня­ти­ями, круж­ками, секциями.

– Есть ли такое поня­тие как захва­ли­ва­ние, и есть ли дети или, может быть, взрос­лые, глядя на кото­рых вы как пси­хо­лог видите захва­лен­ного ребёнка?

– В общем, можно про­сле­дить какую-то тен­ден­цию роди­теля, захва­ли­ва­ю­щего сво­его ребёнка. А может, он сам недо­по­лу­чил в дет­стве этой похвалы? Как осо­знать роди­телю про­блему, как ему понять, что он что-то делает не так и начать кор­рек­ти­ро­вать своё поведение?

– На мой взгляд, роди­телю очень важно начи­нать с себя, и начи­нать не с того, что я что-то делаю не так, а с той реаль­но­сти, в кото­рой я нахо­жусь как родитель.

Если я как роди­тель счи­таю себя ничтож­ным, то какого ребёнка я могу вос­пи­тать, какого резуль­тата хочу достиг­нуть? И, навер­ное, здесь хорошо учиться хва­лить себя и под­дер­жи­вать себя как родителя.

И тогда, когда не будет этих зали­па­ний и зави­са­ний, когда у нас не будет очень боль­ших тре­бо­ва­ний от себя как от роди­теля, то тре­бо­ва­ния от ребёнка тоже будут более зем­ными, более реаль­ными, кото­рых можно будет достичь.

– Мно­гие роди­тели пони­мают, что срав­ни­вать детей нельзя, что срав­не­ние – это не самая здо­ро­вая форма вос­пи­та­ния, когда мы посто­янно срав­ни­ваем бра­тьев, сестер, или, напри­мер, ребенка с его одноклассниками.

Своей пре­уве­ли­чен­ной похва­лой его оценке мы его как будто бы срав­ни­ваем с осталь­ными. Это ошибка?

– Срав­не­ние – вообще очень болез­нен­ная вещь, кото­рая ведёт к очень мно­гим послед­ствиям. Мы чув­ствуем себя ком­форт­нее, когда наш ребё­нок луч­ший, наш ребё­нок выде­лился. Это, конечно же, опять-таки вопросы к себе.

–Хоте­лось бы под­ве­сти какой-то итог: за что мы хва­лим, когда, как часто, и может быть, каких оши­бок можно избегать?

Есть такое мне­ние, что за одно кри­ти­че­ское заме­ча­ние нужно делать три заме­ча­ния под­дер­жи­ва­ю­щих, об этом тоже важно пом­нить. И вообще, очень хоро­шая прак­тика: пере­ори­ен­ти­ро­вать с того, чего не сде­лал ребё­нок, на то, что он сде­лал; на то, что у него полу­ча­ется, и себя, в том числе, переориентировать.

– И послед­нее, о чём хоте­лось пого­во­рить, это похвала под­ростка. Мы все время гово­рим о похвале ребёнка, как будто бы у под­ростка совсем дру­гие ожи­да­ния от родителей.

Мно­гие под­ростки как будто пре­не­бре­жи­тельно отно­сятся к похвале роди­те­лей, потому что им нужно при­зна­ние где-то вне семьи. Но ведь это не озна­чает, что роди­тели должны пере­стать его хвалить?

– Нам кажется, что под­ростку нужно при­зна­ние вне семьи. Но это не зна­чит, что ему не нужно при­зна­ние в семье. Всё равно у под­ростка есть тоска по при­зна­нию в семье. И есть такая вер­сия, что под­ростки во много раз меньше слы­шат похвалы, вообще что-то доб­рое от родителя.

Пусть это не будет пря­мая похвала в лоб. Но каким-то обра­зом, может быть, какими-то там сюр­при­зами, пода­роч­ком, может, ино­гда при­об­нять – нужно выра­жать своё отно­ше­ние, и ни в коем слу­чае – при дру­гих детях! Ска­зать – я тебя люблю.

Обра­тить вни­ма­ние не на то, какой у него бар­дак в ком­нате, а то, что душно: вот, я взял, фор­точку открыл про­вет­рить. То есть искать какие-то такие вещи, за что можно похва­лить, что можно ска­зать хоро­шего – под­ростку это очень важно.

– А роди­те­лям, супру­гам тоже необ­хо­димо хва­лить друг друга?

Я вижу, что ты дела­ешь – для меня это важно, для меня это ценно. И здесь клю­че­вое, о чём бы я хотела ска­зать – то, что заме­тили Вы, Марина, – что в похвале очень важна сосре­до­то­чен­ность и вни­ма­ние, чтобы это было не мимоходом.

Потому что даже иде­ально выстро­ен­ная, пра­виль­ная опи­са­тель­ная похвала не попа­дёт в цель, если она про­из­не­сена небрежно, мимоходом.

И.А. Галкина (кандидат психологических наук)

Надо ли хвалить детей? Некоторые родители уверены, что ребенка нужно хвалить как можно больше, ведь это способствует повышению самооценки и достижению успеха в дальнейшей жизни. Другие считают, что хвалить детей вообще не стоит, ведь они привыкают к этому и перестают стараться.

Психологи утверждают, что всем детям очень важно получать одобрение от значимых других, так как это положительно влияет на формирование гармоничной личности.


Польза похвалы

Похвала формирует доверительные отношения. Получая позитивный отклик на свои действия от значимых взрослых, ребёнок понимает, что его любят, о нём заботятся и ему готовы помочь.

Похвала дарит веру в себя и укрепляет самооценку. Одобрение позволяет поверить в себя и свои силы. Ребёнок, которого хвалят родители, не будет так остро реагировать на неконструктивную критику со стороны чужих людей. Он знает, что если у него что-то не получается, это нестрашно. Нужно просто лучше стараться и пробовать ещё. Своевременная похвала и поощрения родителей создают крепкий фундамент для адекватной и стабильной самооценки.

Похвала поддерживает мотивацию. Добрые слова прибавляют силы и желания для выполнения определенной задачи. Например, если ребёнок не понимает математики и его постоянно ругают за то, что он не может правильно решить задачу, то у него может пропасть мотивация заниматься точными науками. И наоборот: если вы будете выискивать даже мелочи, за которые можно похвалить, он будет заниматься охотнее.

Хвалить ребёнка — искусство, которому должен обучиться каждый родитель. Однако для того, чтобы научиться хвалить ребенка правильно, надо знать, как это делать грамотно. Предлагаем вам советы психологов


Как хвалить ребёнка

Хвалите эмоционально, добавляя жесты и мимику. Искренняя радость сопровождается жестами, мимикой. Улыбайтесь, обнимайте ребенка, целуйте, пусть он слышит не только слова, но и чувствует то, что вы довольны.
Похвала должна быть своевременной. Если малыш занят важной работой, то можно показать одобрение сразу, это поможет активизировать детскую деятельность. Когда он закончил свое дело, похвалите его в тот же час, а не на следующий день.

Старайтесь больше хвалить ребёнка за такие достижения, которые ему дались с трудом. Например, если малыш хорошо рисует, а лепить ему еще сложно, но у него стало получаться, то пластилиновые поделки, конечно, отдельно заслуживают похвалы и поощрения.

Похвалы требует не только конечный результат, но и непосредственный процесс работы. Люди, занимающиеся воспитанием и обучением детей должны знать, что начинать любое дело надо с чувством успеха. Ощущение успеха должно проявляться не только в конце, но быть и в начале действия. Создание условий, вызывающих у детей ощущение радости поиска, преодоления, представляет собой особую задачу. Однако каждый воспитатель должен регулярно самостоятельно решать одну и ту же задачу: за что похвалить ребенка, какие стороны его поведения или, может быть, что из результатов сделанного ребенком могли бы дать повод к положительной оценке личности ребенка. Иногда ребенку нужно прикладывать большое количество сил и времени для достижения результата, а если не подкреплять его старания положительными словами, то он быстро сдастся и перестанет пытаться совершенствоваться. Если школьник уже в течение длительного времени пытается выполнить уроки, то можно смело выказывать одобрение таким поведением. Ведь следует учитывать старания и стремления ученика, а не только правильный результат.

Ниже приводим список одобрительных фраз, которые можно говорить своему ребенку в любом возрасте:

  • Ты на верном пути!
  • С каждым днем у тебя получается всё лучше и лучше!
  • Научи меня делать так же!
  • Я горжусь тем, что тебе это удалось!
  • У тебя очень хорошо это получилось!
  • Я рада, что на тебя можно положиться!
  • Твоя помощь очень ценна для меня!
  • Я так счастлива, что у меня такой ребенок!
  • Ты очень хорошо рисуешь/лепишь/читаешь/пишешь и т.д.
  • Твои достижения для меня очень важны!
  • Ты мой настоящий друг!

Мы разобрали, как следует правильно хвалить детей. Но почти все родители иногда допускают промахи и делают так, что похвала оказывается не так эффективна или даже вредна. Во второй части статьи мы подробно рассмотрим самые распространенные ошибки родителей, а сейчас узнаем, какой вред может принести неправильная похвала.


Вред похвалы

Привыкание к похвале. Подбадривая своего малыша и одобряя его действия постоянно, мы даем ребенку ориентир на то, что он самый лучший и все может. Ребенок ждет родительской реакции постоянно и их одобрения. Мало того это переходит и на других взрослых. Сложность заключается в том, что, когда ребенок становится взрослым, то он может продолжить ожидать одобрения других и стать зависимым от мнения других людей.

Потеря содержательного интереса. Когда ребенок постоянно получает похвалу, он уже не пытается что-либо делать ради результата. Он это делает для одобрения. Таким образом внутренняя заинтересованность ребенка самим делом подменяется внешней заинтересованностью в положительной оценке.

Пропадает мотивация. Если ребенка постоянно нахваливать, у него в будущем появляются проблемы с мотивацией. Лучше хвалить за усилия, чем за то, что у него все получается. Сегодня получается, завтра - нет. Дети расслабляются, когда им слишком часто говорят, что они делают что-то лучше других.

Формы похвалы бывают разные, в каждой семье существуют собственные традиции и особенности. Некоторые в конце каждого дня подводят итоги поведения малыша и его стремлений, а затем еще раз хвалят своего ребенка. Другие - отмечают достижения ребенка на субботних домашних вечерах. Главное, что дети именно от родителей получают оценку собственного поведения, что является мотивом дальнейшего продвижения и достижения целей.

Читайте также: