Что явилось важнейшим приоритетом в национальной политике властей в 1880 1890 гг кратко

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока истории России в 9 классе Дата проведения ________

Учитель: Васильева Т.Н.

Тема урока: Национальная и религиозная политика Александра II I ..

Цели: сформировать представление о приоритетах национальной политики Александра II I ;

выяснить особенности политики Александра III по отношению к различным народам Российской империи.

Знать: понятия, относящиеся к данной теме: русификация, христианизация, синкретизм (двоеверие - сохранение шаманских верований при принятии православия)

Личности: И.Кронштадтский, И.Гурко, М.Пржевальский

Уметь:произвести отбор материала, выделив главное, высказывать и аргументировать свою точку зрения, обобщать материал и делать выводы, работать в группах.

Тип урока: урок новых знаний

Оборудование:учебник, рабочий лист, для групп карты региона

1. Организационный момент урока.

2.Мотивационно-целевой этап

Проверь себя. Мини-тест

1.Александр III царствовал в:

А) 1881 – 1894 гг.

Б) 1853 – 1878 гг.

В) 1837 – 1883 гг.

Г) 1894 – 1917 гг.

2. Наставником Александра III, вдохновителем его политики контрреформ был:

3. Основное направление внутренней политики Александра III:

А) развитие местного самоуправления

Б) укрепление сословного строя и самодержавия

В) постепенный переход к правовому государству

А) запрещал принимать в гимназии детей низших социальных слоев

Б) предписывал открывать в городах детские дома

В) разрешал фабрикантам нанимать на работу детей с восьмилетнего возраста

5.По Университетскому уставу 1884г. Собрания и выступления студентов:

А) разрешались при участии ректора или попечителя университета

Б) разрешались только в Татьянин день

В) строго воспрещались

Проверьте свои ответы, поставьте баллы

1а, 2б, 3б, 4а, 5в.

2.2. Фронтальный опрос

Дайте оценку деятельности Н.Бунге, И.Вышнеградского, С.Витте

Какие новые черты появились в 1880-е г.г. в развитии сельского хозяйства? (втягивание в рыночные отношения, усиление сельскохозяйственной специализации отдельных районов)

Что тормозило развитие сельского хозяйства? (сохранение помещичьего землевладения, и крестьянской общины)

Назовите новые социальные группы второй половины 19 в? (буржуазия и пролетариат)

2.3.Введение в тему. Как вы, думаете с какой деятельностью были связаны исторические личности: Тихон Задонский, Серафим Саровский, Митрополит Филарет, Иоанн Кронштадтский?

3. Работа над содержанием темы.

3.1.Задания: 1ученик готовит ответ на вопрос (п.1. с25-26 , 2 часть учебника под ред.Торкунова)

Дать оценку деятельности К.П.Победоносцева на посту обер-прокурора Синода;

3.2. Работа в группах.Задание: (по материалам учебника 2 часть под ред. Торкунова: с.26-30)

1 группа: составление кластера в виде таблицы

Национально-религиозная политика в Царстве Польском, Финляндии, прибалтийских губерниях, Украине, Белоруссии

Царство Польское

Прибалтийские губернии

Украина и Белоруссия

2 группа:составление кластера в виде таблицы (с.27-28)

Национально-религиозная политика России на Северном Кавказе, Закавказье и Средней Азии;

Национально-религиозная политика России на территории Среднего Поволжья и Приуралья, Сибири и Дальнего Востока

3.3.Представление группами своих кластеров-таблиц по заданной теме

4.Подведение итога урока .

Что являлось важнейшим приоритетом в национальной политике властей в 1880-1890 гг?

Как связан общий курс внутренней политики Александра III с его политикой по отношению к так называемым национальным окраинам империи?

5.Рефлексия. Оценивание работы на уроке

Дополните предложение:

1. Я считаю, что изучение данной темы было нужно и полезно, потому что

2. Личность Александра III в нашей истории имела ____ значение, потому что _______

Задание 2 (самооценка)

Дополните предложения.

1. Я доволен (льна) своей работой на уроке, потому что _____________ .

Я оцениваю свою работу по теме на ____(отлично, хорошо, удовлетворительно), потому что ____

Учитель:Выставление оценок за урок: мини-тест + фронтальная работа+ работа в группе

6.Домашнее задание: с.25-30;

РАБОЧИЙ ЛИСТ

1.Задания: 1ученик готовит ответ на вопрос (п.1. с25-26 , 2 часть учебника под ред.Торкунова)

Дать оценку деятельности К.П.Победоносцева на посту обер-прокурора Синода;

2. Работа в группах. Задание: (по материалам учебника 2 часть под ред. Торкунова: с.26-30)

1 группа: составление кластера в виде таблицы

Национально-религиозная политика в Царстве Польском, Финляндии, прибалтийских губерниях, Украине, Белоруссии

Царство Польское

Прибалтийские губернии

Украина и Белоруссия

2 группа:составление кластера в виде таблицы (с.27-28)

Национально-религиозная политика России на Северном Кавказе, Закавказье и Средней Азии;

Национально-религиозная политика России на территории Среднего Поволжья и Приуралья, Сибири и Дальнего Востока

___________________________________________________________________________________

РАБОЧИЙ ЛИСТ

1.Задания: 1ученик готовит ответ на вопрос (п.1. с25-26 , 2 часть учебника под ред.Торкунова)

Дать оценку деятельности К.П.Победоносцева на посту обер-прокурора Синода;

2. Работа в группах. Задание: (по материалам учебника 2 часть под ред. Торкунова: с.26-30)

1 группа: составление кластера в виде таблицы

Национально-религиозная политика в Царстве Польском, Финляндии, прибалтийских губерниях, Украине, Белоруссии

Царство Польское

Прибалтийские губернии

Украина и Белоруссия

2 группа:составление кластера в виде таблицы (с.27-28)

Национально-религиозная политика России на Северном Кавказе, Закавказье и Средней Азии;

Национально-религиозная политика России на территории Среднего Поволжья и Приуралья, Сибири и Дальнего Востока

Дополните предложение:

1. Я считаю, что изучение данной темы было нужно и полезно, потому что________

2. Личность Александра III в нашей истории имела ____ значение, потому что _______

Задание 2 (самооценка)

Дополните предложения.

1. Я доволен (льна) своей работой на уроке, потому что _____________ .

Я оцениваю свою работу по теме на ____(отлично, хорошо, удовлетворительно), потому что ___

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 399 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Национальная и религиозная политика Александра III

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 17.02.2019 14698
  • DOCX 51.5 кбайт
  • 915 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Васильева Татьяна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Важнейшим приоритетом была лояльность национальных окраин. В большинстве случаев это означало попытки их русификации и в целом унификации с исконно русскими губерниями, но были и исключения, вроде неспокойного Северного Кавказа.

Служба органов по делам молодежи, предназначенная для оказания медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей

Психологическое состояние, которое возникает в результате психотравмирующих ситуаций, выходящих за пределы обычного человеческого опыта

_ - такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативных правовых актов, действующих в одной

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА. (НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО НА ВСЕ ВОПРОСЫ ОТВЕЧАТЬ) Верны ли следующие суждения о разделении властей? А. Разделение вл

Какие особенности имела политика Александра III по отношению к различным народам Российской империи?

1. Религиозная политика Александра III

При Александре III религиозную политику правительства определял обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев. Он был сторонником идеи единения церкви и государства и отводил православию решающую роль в деле укрепления самодержавной власти.

Обеспокоенный ростом атеистических настроений в стране, обер-прокурор первым делом восстановил закрытые в 1 860—1870-е гг. церковные приходы, а также открыл новые. За время царствования Александра III в Российской империи ежегодно возводилось до 250 церквей, на 22 % увеличилась численность священнослужителей.

Победоносцев стремился распространить православие среди нерусских народов империи. При нём оживилась деятельность православных миссий, умножилось число церковных журналов, выросли тиражи духовной литературы.

Обер-прокурор рекомендовал священникам проводить доверительные беседы с прихожанами, устраивать библиотеки при церквах, заниматься благотворительностью. Большое значение Победоносцев придавал также проведению торжеств по случаю различных церковных и государственных юбилеев.

В 1883 г. был издан закон, окончательно уравнявший старообрядцев в правах с остальными подданными Российской империи. Они получили паспорта, возможность владеть предприятиями, торговать, нанимать рабочих и служащих, иметь иконописные мастерские. Старообрядцам было предоставлено право проводить богослужение согласно своим обрядам. Однако им запрещалось сооружать колокольни, устраивать шествия с иконами, хоругвями и песнопениями за пределами церковного двора, а главное — распространять своё учение среди православного населения.

В то же время те вероисповедания, которые Победоносцев признавал опасными для православия, подвергались гонениям. Особую суровость обер-прокурор Синода проявлял к представителям сектантского движения. Особенно нетерпимым было отношение к тем, кто официально числился обращённым в православие, но на деле продолжал исповедовать прежнюю религию.

2. Иоанн Кронштадтский

3. Национально-религиозная политика в Царстве Польском, Финляндии, прибалтийских губерниях, Украине, Белоруссии

После подавления Польского восстания 1863—1864 гг. был принят ряд мер, направленных на то, чтобы земли, населённые поляками, стали неотъемлемой частью Российской империи. На них распространилось общеимперское административное устройство. В 1883—1894 гг. администрацию Привислинского края возглавлял генерал-губернатор И. В. Гурко. В период его управления Министерство внутренних дел наделило русский язык статусом первого языка: он стал главным языком преподавания в школе и в делопроизводстве, внедрялся на железных дорогах, использовался на афишах, вывесках, этикетках и т. д.


Иоанн Кронштадтский


И. В. Гурко

Закон 1885 г. подтвердил, что назначение учителей в начальной и средней школе является прерогативой учебного ведомства, а преподавание всех предметов должно вестись на русском языке. Все важные посты в польских административных учреждениях занимали русские чиновники. Был принят ряд мер к экономической интеграции Польши в состав России (в 1885 г. упразднён Польский банк, который превратился в Варшавскую контору Петербургского банка, изъята из обращения польская монета).

Что касается управления Финляндией, обладавшей наибольшей автономией в составе империи, то и здесь был взят курс на постепенное свёртывание автономии, приведение юридического статуса края к общему для других губерний. Наиболее последовательно эта политика проводилась начиная с 1898 г. генерал-губернатором Н. И. Бобриковым. Были сокращены функции сейма, финляндская почта объединена с общеимперской, введён обязательный приём русской монеты. Затем последовали введение русского языка в делопроизводство ряда финских учреждений, ликвидация самостоятельного финского войска.

В прибалтийских губерниях правительство принимало меры по вытеснению немецкого влияния. В делопроизводство местных государственных учреждений вводился русский язык. Православная церковь при содействии Министерства внутренних дел и Синода начала практиковать обращение в православие латышей и эстонцев, исповедующих лютеранскую веру.

На украинских и белорусских землях правительство продолжало политику, направленную на укрепление позиций православия, слияние униатской и православной церквей.

Вспомните, что такое униатская церковь.

4. Национально-религиозная политика на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии

На Северном Кавказе и в Закавказье к 1880-м гг., так же как и в Польше, Прибалтике и т. д., распространяются правила общероссийского административно-политического управления. Здесь были созданы губернии по образцу Центральной России и окончательно ликвидированы остатки автономии Мегрелии, Сванетии и Абхазии. Социальная политика в этом регионе была направлена на привлечение местной знати на сторону России. Грузинское дворянство, армянские помещики, ханы и беки Азербайджана были приравнены в правах к русскому дворянству, за ними были закреплены принадлежавшие им ранее земли. В Армении также были подтверждены права и незыблемость земельной собственности Армянской григорианской церкви. Одновременно осуществлялась и переселенческая политика. Её целью было учредить военные поселения и колонии русских крестьян на Кавказе.


Группа участников экспедиции Н. М. Пржевальского. Сидит в центре — Н. М. Пржевальский

К 1880-м гг. завершился процесс завоевания Россией территории Средней Азии. Здесь применялись разные формы управления, в зависимости от политических и экономических интересов государства. Кокандское ханство вошло в состав Российской империи под названием Ферганской области, Бухарский эмират и Хивинское ханство сохраняли свою внутреннюю автономию и свою систему управления. Положительными последствиями присоединения Средней Азии к России были прекращение междоусобных разорительных войн, ликвидация рабства и работорговли, упорядочение налоговой системы. Здесь было установлено единое с Россией законодательство, отражавшее изменения эпохи. Народы Средней Азии сохранили свою самобытную культуру, национальные и религиозные черты.

Кроме того, в Средней Азии более быстрыми темпами начала развиваться экономика. Получили распространение новые приёмы земледелия, сельскохозяйственные культуры, техника. Усилилось прогрессивное влияние культуры русского народа. В городах стали создаваться светские школы (в отличие от прежних духовных). Русские учёные и специалисты (П. П. Семёнов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, Б. В. Бартольд) развернули широкую деятельность по исследованию природы, истории и культуры Средней Азии.

5. Национально-религиозная политика на территории Среднего Поволжья и Приуралья, Сибири и Дальнего Востока

Преимущественно просветительский характер носила в этот период и христианизация народов Сибири и Дальнего Востока. Здесь повсеместно организовывались школы, в которых готовили помощников миссионеров, служителей церкви, переводчиков. Существовали и духовные семинарии, например, духовная семинария в г. Якутске была основана в начале 1880-х гг. Так же как и в Урало-Поволжье, осуществлялись переводы на языки народов Сибири и Дальнего Востока православных текстов.

Процесс христианизации происходил на фоне смешения культур русских переселенцев и местного населения. Многие местные жители, принявшие христианство, сами становились служилыми людьми, у них появлялись общие интересы с русскими, формировался близкий образ жизни. Одной из особенностей христианизации Сибири являлся тот факт, что здесь был широко распространён синкретизм в виде двоеверия (сохранение шаманских верований при принятии православия).

6. Положение нехристианских религий

Мусульманские деятели имели весьма неплохое жалованье, могли свободно выезжать на хадж, строить мечети, основывать медресе и издательства.

Духовное управление мусульман было обязано следить за моральным обликом духовенства, а также гарантировать его лояльность государю.

Некоторые ограничительные меры были приняты в отношении лиц иудейского вероисповедания. Их правовое положение регулировалось Временными правилами 1882 г. Согласно этому документу евреи были лишены права жить вне городов и местечек (т. е. сёлах) своей черты оседлости (при этом выезжать за пределы этой черты разрешалось на некоторое время, например для учёбы, по торговым и частным нуждам и пр.). Было ограничено участие евреев в избирательных кампаниях, а также право занимать должности в земском и городском управлении. Для еврейской молодёжи был ограничен допуск в гимназии и университеты (допустимая норма составляла 3% в столицах и 5% в городах за чертой оседлости).


Мечеть и медресе в Хиве

Национально-конфессиональная политика 1880—1890-х гг. была направлена на достижение политического и культурного единообразия польских, прибалтийских губерний, Закавказья и Финляндии. Правительство оказывало всестороннюю поддержку Русской православной церкви в укреплении её позиций и распространении вероучения. В частности, в этот период завершается процесс христианизации нерусских народов Поволжья, Приуралья, Сибири и Дальнего Востока. Это не только облегчило адаптацию населения этих регионов в российском сообществе, но и способствовало взаимодействию различных культур. Что касается остальных конфессий, то отношение к ним было вполне лояльным при условии, что их деятельность не мешала исповеданию православия.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Что являлось важнейшим приоритетом в национальной политике властей в 1880—1890-е гг.? 2. Расскажите о политике властей в Польше, Финляндии, Прибалтике в 1880—1890-е гг. 3. Дайте оценку деятельности К. П. Победоносцева на посту обер-прокурора Синода. 4. Почему власти старались привлечь на свою сторону представителей знати на Кавказе, в Закавказье и Средней Азии? 5. Каковы были особенности политики христианизации народов Поволжья, Приуралья, Сибири и Дальнего Востока в конце XIX в.? В чём её отличие от политики предшествующих периодов?

Думаем, сравниваем, размышляем

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

Приоритетом национальной политики царской России в 1880-1890гг. было русифицирование национальных окраин страны. Например, после подавления Польского восстания в 1863-64гг. генерал-губернатором Привислинского края уже в 1883-1884гг. был назначен И.В. Гурко, и в его правления Министерство внутренних дел наделило русский язык статусом первого языка - в делопроизводстве, в школах. на вывесках, афишах, об'явлениях и т.д. Преподавание в школах и вузах должно было вестись на русском языке. Был взят на свертывание национальных автономий, происходило постепенное сливание их с близлежащими губерниями, в том числе территориально-административное. В нерусских окраинах страны шла активная пропаганда православия. В губерниях Прибалтики принимались самые активные меры по вытеснению немецкого влияния, активно внедрялся русский язык и культура, отмечались православные праздники, внедрялись русские переселенцы во всех окраинах России.

Читайте также: