Как правильно говорить в школе

Обновлено: 05.07.2024

Вернувшись из отпуска, вы спешите поделиться впечатлениями с друзьями, опубликовать посты в соцсетях. Как часто при этом вы испытываете трудности в выборе предлога? С или из?

С отпуска или из отпуска, приехал с Турции или из Турции, привез сувениры с Таиланда или из Таиланда?

На самом деле все очень просто. В русском языке есть антонимичные (с противоположным значением) пары предлогов. Если знаешь, в каких случаях употреблять один из них, не запутаешься и со вторым.

Если ездил в Турцию, значит, и приехал из Турции. А когда летал на Бали, то и вернулся с Бали.

В следующем году поеду в отпуск в Крым и вернусь из Крыма, или на Кавказ, тогда приеду с Кавказа.

И, конечно же, ребенок возвращается из школы, ведь он ходил не на школу, а в школу. А вот вы ездили на работу и приедете, соответственно, с нее.

Однако есть многие правила, которые вы помните со школы, а не из школы. Противоречие? Нет, поскольку в этом выражении имеется в виду не пространственный, а временной фактор: помню со времен школы.

Статья была полезной? Ставьте лайк, делитесь в соцсетях, подписывайтесь на канал.


Современных детей не напугаешь работой дворником, они часто говорят об осознанности и открытости. Пока не все учителя могут понять, как общаться с новым поколением. Наш блогер Анна-Розалия Гусева рассказывает о трендах педагогики и о том, как учитель может наладить общение и взаимопонимание с учениками и их родителями.

Очевидно, что учить детей (равно как и воспитывать) в 2020 году так же, как и детей 2000-х неактуально, неразумно и даже пагубно, в первую очередь для детей, а следовательно, для нации. Основная проблема системы образования заключается в незнании ученика, чем он живёт, что ему интересно, как он воспринимает информацию и как он будет жить через десять лет.

Отсюда вытекает уже сформулированная родителями проблема — неактуальность школьного образования для настоящего и будущего как отдельно взятого ребёнка, так и целого поколения. Если десять лет назад речь шла только о способе подачи информации (внедрялись всевозможные ИКТ), то теперь ни способ, ни сама информация не являются для ребёнка интеллектуальной и даже развлекательной ценностью.

1. Теория поколений

Это учение было разработано в конце XX века американскими социологами Н. Хоувом и В. Штраусом. Поколение рассматривается не столько через призму возраста, сколько глубинных ценностей и внутренней мотивации. Кроме социальных, экономических, исторических ценностей, у каждого человека есть индивидуальные ценности. Так как на группу людей одного поколения влияют одни и те же социально-культурные факторы, они воспитываются в одинаковой среде, схожими методами, проживают схожие этапы развития, находятся в общем информационном поле, можно классифицировать их в поколения, вычленив типичные черты каждого. Не будем останавливаться на всех, но отметим, что учителя, родители и ученики являются представителями разных поколений, что создаёт зачастую конфликтную ситуацию.


Если дворник работает два часа в день на свежем воздухе с наушниками в ушах, при этом зарабатывает сносные деньги, то почему бы и нет. Мотивировать новое поколение уже невозможно ни отметками, ни оценками взрослого, только степенью удовольствия, получаемого в процессе обучения и неограниченным количеством одобрения и доверия.

2. Осознанность

Тут начинается самое сложное. Научить, как вычислять логарифмы или определять широту и долготу географической точки мы умеем, но не всегда (редко) у нас получается понять потребность ребёнка, его заложенную внутреннюю мотивацию. Современная педагогика предлагает множество ключей к мотивации, но большинство из них несут поверхностный, прикладной характер. Я же убеждена, что работать надо с осознанностью, в первую очередь своей, взрослой, а потом уже с детской.

Если вы злитесь, обижаетесь на ученика, просто остановитесь и поймите, что вы злитесь и обижаетесь

Позвольте себе быть людьми, совершать ошибки, быть неидеальными, при этом оставаться добрыми и сочувствующими. Удивительно непрактичный совет учителю, правда же? Но если задуматься, то большинство профессиональных неврозов и точек непонимания и конфликтов с родителями и учениками происходит из-за отсутствия осознанности. Я сейчас злюсь, я разрешаю себе злиться. Я человек. Я имею право на эмоции.

Эффективное воспитание — это не ограничение взрослого в эмоциях (даже самых агрессивных), а умение признать эту эмоцию и совладать с нею, грубо говоря, объяснить себе самому, откуда, из какой части тела, это эмоция происходит. Чаще всего (99 из 100) вы поймёте, что подросток тут не при чём. Ниже одно из упражнений, которое Руби Уэкс рекомендует для детей и подростков, но оно прекрасно подходит и для взрослых.

3. Открытость

Каждый (даже ребёнок) имеет право на свободу, прозрачность и доверие. Учителю лишь нужно научиться делегировать обязанности ученику, при этом развивая его в абсолютно разных областях. Например, разрешить ученику самому поставить себе дедлайн, сформулировать принципы оценки работы и установить наказание за его невыполнение в срок. Это и есть комфортное партнерство, где каждый несёт ответственность в рамках своего естественного права на свободу.


5 простых правил, как общаться с учителями в чатах

Учителям пора научиться доверять ученику, при этом позволяя ему ошибиться. Сама вовлечённость в процесс генерации и контроля обучения ценна для современного школьника. Поэтому важно организовать такое обучающее пространство, где абсолютно все сферы будут согласованы с учеником. Только тогда мы сможем говорить о разделении ответственности.

Вот стратегия успеха Школы высоких технологий:

2. Вовлекая в процесс общество, экспертов, родителей и спонсоров, они придали работе своих учеников актуальность.

3. Приобщив учеников к идее совместной работы, они стимулировали их взаимное обучение, лежащее в основе открытости.

4. Подчеркивая связи со взрослыми и с реальным миром, они обеспечивают готовность учеников выйти в мир за стенами школы, поскольку они и так не отгорожены от этого мира.

5. Доверяя своим преподавателям и ученикам, возлагая на них ответственность пропорционально предоставленной свободе, они создали культуру обучения, которая вознаграждает решение трудных задач, избегает ненужного раболепия и поэтому постоянно находится в движении.

Серьёзным шагом к открытости является переход бумажного журнала в электронный формат. Учителя вовлекают родителей в процесс обучения, ведь они так же нуждаются в едином информационном поле с детьми, как и учителя, как и сами дети. Так, во многих школах уже обычной практикой являются открытые уроки, когда родители являются зрителями, а лучше участниками урока или занятия.

Подводя итоги, выражаю глубокую надежду, что у читателя появится хоть один повод остановиться и задуматься.


В школе в процессе работы с учениками разного возраста и уровня, может возникать уйма вопросов. Один из них – как научить правильно произносить слова? В общеобразовательной школе, зачастую, у учеников 2 урока английского языка в неделю, или же примерно 30 часов английского в первом полугодии и 45 часов во втором. Как правильнее всего распределить это время? Стоит ли терять столь ценное время на отработку произношения? Мой ответ – стоит!

С чего начать?

В самом начале работы с первоклассниками или учениками, которые только начинают учить английский, можно рассказать о том, что в английском языке, как и любом другом, есть буквы и звуки; буквы по-отдельности могут произноситься не так, как в слове. Изучая новые слова, показывайте, из каких букв и из каких звуков оно состоит. Продемонстрируйте правильное расположение языка и губ для правильного воспроизведения конкретного звука. Не стоит использовать сложные термины при объяснении, например, звука [ θ ], просто попросите детей расположить кончик языка между зубами и постараться произнести звук, похожий на русский звук Ф, но при этом язык находится между зубами. В то же время, горло не должно участвовать, мы просто “выдыхаем” звук. Идеи того, как правильно объяснить произношение конкретных звуков, можно взять из книг, к примеру, Tree or Three .

tree or three Skyteach

Изображение взято из книги Tree or Three

Расскажите ученикам, что, несмотря на то, что звуки – это то, как мы слышим слова, мы их можем и написать, таким образом, вводя понятие транскрипции. Не пытайтесь сразу показать все обозначения транскрипции, вводите знаки постепенно.

Не стоит тратить время на записывание слов в словарик вместе с транскрипцией на уроке. Каждую минуту на уроке следует использовать эффективно! Покажите детям, как работать со словарем (в книжном или электронном варианте), и давайте ученикам задание найти слово и записать с транскрипцией в свой словарь на дом.

При работе с новым классом, определите, какие звуки вызывают у учеников больше всего затруднений. Есть два варианта действий: можно просто понаблюдать за учениками, послушать, как они произносят разные звуки во время чтения вслух или при разговоре, а можно целенаправленно произвести диагностику. Вышлите ученикам ссылку на сайт POSE test , где они пройдут тест на распознавание групп звуков, ударения и интонации. Подробный отчет по каждому ученику придет на электронную почту, и в дальнейшем уделите время на уроке для отработки конкретных звуков. Вот пример того, как будет выглядеть отчет по гласным звукам:

Если ученик получил результат 100% – он прекрасно различает эти два звука на слух. Если 75% и меньше – стоит уделить этим звукам отдельное внимание.

Что дальше?

1) Уделите пару минут в начале урока на фонематическую зарядку:


Большое количество забавных игр на проработку произношения можно найти в нашей статье . Такое начало урока не займет у вас более 5 минут, но уже очень скоро будет заметен прогресс.

4) Старайтесь исправлять только те звуки, которые препятствуют пониманию смысла. Ведь если учитель будет исправлять ученика после каждого слова, у последнего пропадет всякое желание говорить.

Больше информации о том, как работать над произношением узнайте на курсе Coursera .

Здравствуйте! Подскажите, нужна ли запятая в предложении: "Еще полчаса(,) и из школы все уйдут".

Ответ справочной службы русского языка

я хотела бы узнать, почему говорят "я со школы звоню', а не " из школы '. И когда нужно употребить с в таких значениях

Ответ справочной службы русского языка

Предлоги из – с являются антонимами предлогов в – на, например: поставить книгу в шкаф – взять книгу из шкафа, положить книгу на полку – взять книгу с полки. Поэтому, раз мы говорим иду в школу, то верно: звоню из школы .

Использовать предлог со в данном случае ошибка.

Подскажите, пожалуйста. Как правильно: "забрать из школы дочь" или "забрать со школы дочь"?

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день. Из школы (1980 год вып.) мне запомнилось, что сложные числительные склоняются полностью- "нет двух тысяч пятисот тридцати рублей" , а теперь почему-то правильным считается ( социальная реклама в метро) "две тысячи пятьсот тридцати рублей" .

Ответ справочной службы русского языка

Норма не менялась. В составных количественных числительных склоняется каждое слово, правильно: нет двух тысяч пятисот тридцати рублей. Но ошибки здесь встречаются очень часто.

Здравствуйте! Если пояснительная конструкция, заключённая в скобки, представляет собой чью-то прямую речь, нужны ли кавычки? Пример: Карле пришлось уйти из школы ("Нам не нужен психолог"), и она устроилась в детский сад.

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно писать (говорить): "получил приглашение С портала (/интернет-портала)" или "получил приглашение ИЗ портала (/интернет-портала)" С одной стороны, однозначно закрепилось выражение "с сайта", но слово "портал" чаще используется с другим смыслом, и тогда уместнее использовать "из" ("переместился из портала")

Ответ справочной службы русского языка

Предлог из антонимичен предлогу в, а предлог с – предлогу на (в школу – из школы , на почту – с почты). Мы говорим: на портале (опубликовано что-либо, проводится конкурс и т. д.), поэтому: с портала. Возможно, лучше будет: приглашение от редакции интернет-портала, от сотрудников портала.

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться. Дочь-пятиклассница принесла из школы памятку-словарик, распечатанную учительницей для подготовки к написанию словарного диктанта, одно из слов в которой -"недопустить". Были очень удивлены, постольку, поскольку считали (и считаем), что правильно пишется "не допустить". Практически во всех толковых и орфографических словарях статьи "недопустить" или "недопускать" отсутствуют. Однако в Современном толковом словаре русского языка Ефремовой написано "недопускать", "недопустить". Неужели это правильно? Будем очень признательны за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: не допустить чего-либо, не допустить кого-либо куда-либо.

Добрый день! Помогите, пожалуйста, решить вопрос. Речь в предложении идёт о выпуске учеников из школы . Каким правилом управляется это согласование и какой вариант считается верным? "10 лет выпуска" или "10 лет выпуску". Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: . лет чему-либо (не чего-либо). Верен вариант 10 лет выпуску.

Сотрудник утверждает, что помнит из школы двойное правильное написание слова "частный", "в частности" - с буквой "т" и без нее. В школе учился порядка 50 лет назад. Действительно ли раньше существовало такой двойное написание данных слов?

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте! Разрешите, пожалуйста, спор. В предложении "Второе-четвертое место заняли ребята из школы № 8" надо писать дефис или тире (имеется в виду, что детей было трое, каждый занял одно соответствующее место), с пробелами или без? И ещё один момент: "место" или "места"? Заранее благодарю за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Лучше перестроить предложение: Места со второго по четвертое заняли ребята.

Если такой возможности нет, то следует писать через тире с пробелами и использовать форму множественного числа: Второе — четвертое места заняли ребята.

Здравствуйте. Сослуживец уверяет, что его фамилию склонять нельзя. Он Алянок. Понимаю, что вопрос не от большой необходимости, но из школы запомнилось, что в таком случае "мужики склоняются, женщины - нет".
Спасибо и с наступающим!

Ответ справочной службы русского языка

Запомнилось правильно. Все мужские фамилии, оканчивающиеся на согласный, склоняются (кроме фамилий на -ых, -их типа Черных, Долгих ). Все женские фамилии на согласный несклоняемы. Мужскую фамилию Алянок склонять необходимо.

Здравствуйте!Сын принёс из школы написанный учителем текст с фразой:"Осенью на деревьях изменяютЬся листья."Я зачеркнула мягкий знак,объяснив сыну,почему.Учительница опять исправила по-своему,сказав:"Что делать?Изменяться."Но там-то другой вопрос!Хочу распечатать страничку с вашим ответом,чтобы избежать лишних словесных перепалок.Скажите,кто из нас ошибается?Заранее,спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Мягкий знак пишется в неопределенной форме глагола (что делать? изменяться ). Мягкий знак не пишется в формах 3-го лица единственного и множественного числа (что делает? изменяется; что делают? изменяются ). Это правило можно найти в любом учебнике и справочнике по правописанию.

Возник вопрос: Я спросила девушку: " Эти знания у тебя со школы?", меня исправили "не со школы, а из школы " Я сомневаюсь, что замечание было сделано верно.

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Неправильно. Литературная норма: идти из школы .

Здравствуйте! В последнее время в СМИ часто встречаются выражения типа Чеховского:"Проезжая мимо станциии, у меня слетела шляпа". Насколько я помню из школы , учительница русского языка приводила это выражение как пример неграмотного употребления деепричастного оборота? Верно ли это? И не изменилось ли что-нибудь в современном русском языке? Для примера привожу выражения, услышанные по радио и ТВ: "Проходя мимо домика, вспоминаются слова Маяковского. " или
"Подписавшись на газету, у вас появится возможность. " На мой взгляд эти фразы аналогичны чеховской. Можно ли так выражаться?
С уважением, Кислова Э.Р. г.Рязань.

Ответ справочной службы русского языка

Вы совершенно правы, такие высказывания содержат речевую ошибку, так говорить не следует.

Читайте также: