Начальная школа что такое обращение

Обновлено: 02.07.2024

Личностные задачи урока:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Планируемые результаты:
-понимать и принимать учебную задачу;
-находить обращения в тексте;
- находить примеры слов на изученную орфограмму;
- отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Технологии:
Технология проблемного обучения
Здоровьесберегающие
Информационные
Обучение в сотрудничестве (работа в парах)
1.Организационный момент
Образуйте стоя пары, возьмите друг друга за руки, улыбнитесь друг другу.
2. Повторение материала
Открыли тетради, записали число, классная работа. (Правила о посадке)
Работа в парах (карточка у каждой пары)
-Какая опасная ситуация (орфограмма) объединяет эти слова. Дома, поля, леса, дрова………
Продолжите ряд слов
Проверка
Для детей (дети ОВЗ) подсказки в карточках, стоит ударение.

Открываются предложения постепенно.

1. Обращение - это…
2. В устной речи они выделяются…
3. Письменно выделяются…
5. Открытие нового знания
Работа с учебником.
1) Анализ языкового материала. Учебник стр. 54.
-Прочитайте вполголоса два предложения:
1.Миша, подойди к Маше.
2.Миша подошёл к Маше.
- С разной ли интонацией вы их читаете?
-Где вы голосом выделяете слово Миша? Где не выделяете?
-В каком предложении о Мише что-то сообщается?
-В каком предложении к Мише обращаются?
-Какую работу выполняет это слово?
-Мы нашли интересное слово, которое выполняет важную функцию: называет того, к кому обращаются с речью. Это и есть … обращение?

2) Работа с правилом. Чтение 1 части правила Летучей Мыши.
- Подтвердилось ли ваше предположение?

3) -Рассмотрите картинку. Сочините свои обращения.
В парах придумайте по картинке, как Маша обращается к Барсику и ругает его за разбитый кувшин, и как Анишит Йокоповна обращается к Мише и просит его помочь Маше. Назовите слова-обращения.
Проверка

4) Анализ языкового материала.
-Сравните предложения на стр. 55
- Какое лишнее и почему?
- Найдите слова-обращения в оставшихся предложениях. - Где может стоять обращение в предложении? Понаблюдайте и ответьте, в каком случае ставится запятая, а в каком обращение выделяется запятыми с двух сторон?

Давайте выполним схемы к предложениям
1.О, - -.

Стр. 55. Сравните начало 2 записок. Какое слово является обращением? В каком случае надо читать с большим чувством? Какие знаки выделяют обращение в первом и во втором случае?

Зарисуйте каждую схему на отдельном листочке.

8.Подведение итогов урока.
- Подходит наш урок к концу.
-Какие цели мы поставили перед собой в начале урока?
Поработайте в парах. Расскажите друг другу, что вы узнали.
(используя обращения)….
9.Домашнее задание
Т.2 упр.40;

Что такое обращение? Пунктуация при обращении. Тренировочные упражнения.

ВложениеРазмер
obrashchenie.docx 15.91 КБ

Предварительный просмотр:

Угадайте , из какой сказки этот диалог?

– Здравствуй, сестрица ! Что ты кушаешь?

– Сестричка , дай мне попробовать.

– Ты, братец , ступай на р е ку, опусти хвост в воду. Сам наловишь!

Обратите внимание на выделенные слова.

Слово (или сочетание слов), которое называет того, к кому обращаются с речью, - это обращение.

В устной речи обращения выделяются паузами .

На письме обращение выделяется так:

Если обращение находится в начале предложения , то после него ставится запятая или восклицательный знак.

Например, Коля, полей цветы. Коля! Пора домой.

В середине предложения обращение выделяется с двух сторон запятыми.

Например, Мы радуемся , Коля, твоим успехам.

Если обращение находится в конце предложения, запятая ставится перед ним.

Например, До свидания, Коля.

Всем нам при общении поможет обращение.

К людям, звёздам или птицам можешь смело обратиться .

При письме не забывай, запятыми выделяй!

Чем вежливее вы будете обращаться к другим , тем с большим желанием вас будут слушать.

Запомните! Так нужно обращаться к взрослым:

– Здравствуйте, Анна Павловна!

– Будьте добры , Степан Иванович, помогите мне, пожалуйста.

– Спасибо за помощь , Ольга Ивановна.

– Мышонок, отчего у тебя нос грязный?

– Для чего норку делал?

– От тебя, Лиса , прятался.

Задание: расставьте знаки препинания в предложениях с обращениями.

1. Не оставь меня кум милый!

2. Голубушка как хороша!

3. Здравствуй гостья-зима.

4. Вези старик ее куда захочешь.

5. Не плачь милая матушка что-нибудь придумаем!

6. Отвези меня домой красный конь.

7. Разбуди эту землю весна.

8. Спой Светик не стыдись.

9. Друзья корабль не щепка.

10. Главное ребята сердцем не стареть.

11. Ах ты мерзкое стекло это врешь ты мне назло!

12. Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?

13. Вылезайте муравьи после зимней стужи.

14. Сыпь ты черёмуха снегом.

15. Я радуюсь вашим успехам друзья.

Запишите предложения, сделав их побудительными по цели высказывания, для чего подлежащее сделайте обращением.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ТЕМА УРОКА "ЧТО ТАКОЕ ОБРАЩЕНИЕ "

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

Цель урока : формировать представление об обращении с точки зрения пунктуационных, интонационных, коммуникативных норм.

Задачи урока:

дидактические:

познакомить со способами выделения обращения на письме и в устной речи;

развивающие:

познавательные УУД

развивать умение учащихся находить обращения в речи; выделять обращения на письме запятыми, а в устной речи – интонационно,

развивать умение использовать обращение в устной и письменной речи в соответствии с речевой ситуацией; выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию;

развивать способности анализировать, сравнивать, выдвигать гипотезы, доказывать, логически рассуждать при работе с языковым материалом,

развивать умение находить и выделять необходимую информацию при работе с правилом, материалом учебника и ТПО;

регулятивные УУД

развивать волевые качества, самоконтроль и самооценку;

коммуникативные УУД

развивать умение планировать и осуществлять учебное сотрудничество при работе с соседом по парте;

воспитывающие:

личностные УУД

воспитывать положительное отношение к учению, нравственно-этическое отношение к окружающим людям, стремление к успеху.

1.Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята. Начинаем урок русского языка.

- Дети, какие качества нам помогут в работе на уроке? (Внимательность, аккуратность, точность, умение договориться).

- Желаю успеха и хочу, чтобы урок был интересным и полезным.

2. Выявление места и причины затруднения.

- Петя, передай, пожалуйста, тетрадь…

- Ильдар, выйди к доске.

- Никита, закрой дверь.

- Почему мои просьбы выполнили Петя, Ильдар, Никита, а не другие ребята?

(потому что с просьбой обращались именно к ним)

- Как вы думаете, как это называется, когда к кому-нибудь обращаются?

- Где мы это можем узнать?

3.Построение проекта выхода из затруднения.

Постановка учебной задачи. Целеполагание.

- Дети откройте учебник на странице 54 и прочитайте тему нашего урока. (Что такое обращение).

- Дети, может быть, кто-из вас уже знает, что такое обращение? Приведите примеры обращений. Нам пока сложно это сделать. Значит, какая цель нашего урока? (Узнать, что такое обращение…).

- Давайте посмотрим, как я сформулировала цель урока (Выяснить, что такое обращение и его роль в речи).

- Поднимите руку те, кто согласен с этой целью.

4. Реализация построенного проекта.

Работа над новым материалом. Работа с учебником.

1) Анализ языкового материала. Учебник стр. 54.

-Прочитайте вполголоса два предложения:

1.Миша, подойди к Маше.

2.Миша подошёл к Маше.

- С разной ли интонацией вы их читаете?

-Где вы голосом выделяете слово Миша? Где не выделяете?

-В каком предложении о Мише что-то сообщается?

-В каком предложении к Мише обращаются?

Какую работу выполняет это слово?

-Мы нашли интересное слово, которое выполняет важную функцию: называет того, к кому обращаются с речью. Может э то и есть … обращение ? А как вы думаете?

2) Работа с правилом. Плакат Летучей Мыши.

- Теперь найдите правило, которое нам сообщает Мышь.

а) - Прочитайте его шепотом.

б) - Прочитай вслух.

в) - Зачитайте только ту часть правила, в которой говорится, что такое обращение .

-Давайте, ещё раз разберем предложение с обращением : Миша, подойди к Маше .

- Назовите обращение ? (Миша)

- Кто хочет прочитать это предложение правильно, выделяя интонацией и паузой обращение.

г) - Как мы должны читать и произносить такие предложения? Найдите и прочитайте эту часть в плакате Летучей Мыши.

( Устно они выделяются с помощью интонации)

3 ) Работа в парах. Работа по картинке.

- Давайте рассмотри картинку на стр.54.

- Составьте предложения с обращением.

- Что здесь произошло? Кто к кому может обращаться? (Волшебница к Мише, Маша к Мише, Миша к волшебнице, Маша к волшебнице) Придумаем кличку коту.

Произнесите предложения правильно: выделяя обращение голосом, делая паузу после обращения. (Проводится анализ предложений)

- А правильно ли я составила предложение? - Барсик прыгнул на стол.

- Ребята, для чего мы выполняли это задание? (Чтобы научиться правильно читать и произносить предложения с обращением)

-Ребята, сейчас я буду вам читать разные предложения. Вам нужно на слух определить, где стоит обращение, и выполнить эту просьбу.

Девочки, улыбнитесь. Девочки улыбнулись.

Улыбнитесь, девочки. А сейчас, мальчики, улыбнитесь.

Мальчики улыбнулись… и т.д.

д) - Как мы должны выделять обращение на письме? Прочитайте ту часть правила, где говориться об этом.

( Письменно-с помощью запятых или восклицательного знака).

4) Коллективная работа с предложениями. Учебник стр. 55

- Сравните предложения на стр. 55

- Какое лишнее и почему?

- Найдите слова-обращения в оставшихся предложениях.

- Где может стоять обращение в предложении?

- Понаблюдайте и ответьте, в каком случае ставится 1 запятая, а в каком обращение выделяется запятыми с двух сторон?

- Сделайте вывод.

5) Работа в парах. Запись предложений с обращениями в тетрадь .

(Ученики договариваются и записывают по 2 предложения, где обращение находиться в начале и конце.)

- Ребята, для чего мы выполняли это задание? (Чтобы научиться правильно писать предложения с обращением)

6) Коллективная работа по схеме.

- Рассмотрите таблицу со схемами.

- Кто догадался, что это за схемы?

hello_html_182f7eec.jpg

- Каждому предложению найдите соответствующую схему.

- Какая схема осталась? Почему тут знак восклицания после обращения?

- Сравните начало двух записок. Какое слово является обращением? В каком случае надо читать с большим чувством? Какие знаки выделяют обращение в первом и во втором случае? Сделайте вывод.

7) Работа в группах. Разбор ситуаций.

1) - Иванова, дай запасную ручку.

- Не приставай ко мне, Белов.

- Почему девочка обиделась и не дала ручку?

- Что бы вы посоветовали ребятам?

2) - Верка, выходи гулять.

- Света, я пока не могу.

- Какая из девочек вам больше нравится? Почему?

- Какой совет вы бы дали другой девочке?

3) - Эй, ты! Подай книжку!

- Возьми сам.

- Почему кто-то не подал книгу?

- Чтобы вы посоветовали в такой ситуации?

- Что еще можно сказать про обращение? Как нужно обращаться друг к другу? Почему?

8. Подведение итогов урока

- Дорогие мои, вот и походит наш урок к концу.

-Какие цели мы поставили перед собой в начале урока?

Поработайте в парах. Расскажите друг другу, что вы узнали, стараясь как можно меньше подглядывать на доску.

9. Рефлексия учебной деятельности

- Что нового вы открыли для себя сегодня? О чем захотелось рассказать дома родителям?

Начинать можно так:

- Я хотел бы поблагодарить… (используя обращения)….

10. Домашнее задание

1) - Откройте рабочие тетради, какие упражнения подходят для домашней тренировки. Запишите д/з. упр. № 40, 41 - ТПО.

2) Творческое задание:

Придумать небольшой диктант для своего соседа по парте, состоящий из 3-4 предложений на пройденную тему.

Обращение – это слово или словосочетание, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь.

Список литературы

Основная литература

  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.

Дополнительная литература

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Девочка Катя собирается написать письмо бабушке:

Здравствуй, бабушка! Как твои дела? У меня всё хорошо. …

Обращение – это слово или словосочетание, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь. Обращение грамматически не связано с членами предложения и само не является членом предложения.

Обращения на письме выделяются запятыми. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. При обращении наблюдается особая интонация: на слове-обращении голос повышается, а после обращения соблюдается пауза.

Ира, где ты была?

Где ты была, Ира?

Обратите внимание! Слова ТЫ и ВЫ не должны использоваться в качестве обращения.

  • Рассмотрите схемы оформления обращения на письме. Объясните правило.

Текст, обращение, текст…

! Обращения на письме выделяются запятыми. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.

  • Вспомните, является ли обращение членом предложения.

Нет, обращение грамматически не связано с членами предложения и само не является членом предложения.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание 1. Соедините картинки и предложения с обращениями:




  1. Не пей, братец, козленочком станешь.
  2. Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!
  3. Не ешь меня, Серый волк, я тебе песенку спою!

Задание 2. Выделите цветом обращения:

- Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?

И ей зеркальце в ответ:

- Ты, конечно, спору нет: ты, царица, всех милее, всех румяней и белее.

Задание 3. Выберете предложения с обращением:

  1. В домике жили кот, петух и лиса.
  2. Петушок, выгляни в окошко.
  3. Полно, Петя, стану ли я тебя есть.
  4. Лиса пела за окном.

Задание 4. Составьте два предложения из слов и знаков препинания.

Слова: Играть, подожди, в, футбол, ты, меня, пожалуйста, Паша, пойдешь.

Задание 5. Выделите обращения запятыми:

  1. Привет Маша пойдем сегодня играть в волейбол?
  2. Вася помоги мне решить задачу.
  3. Ну Заяц погоди!

Задание 6. Найдите в предложениях обращения. Сделайте вывод, какую позицию в предложении они могут занимать.

  1. Здравствуй, племя младое, незнакомое (Пушкин). 2. Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! (Некрасов). 3. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (Пушкин). 4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи (Пушкин). 5. Родная земля! Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал! (Некрасов). 6. Учись, мой сын (Пушкин).

Задание 7. Разгадайте кроссворд:

1.Чаще всего обращением является … человека

2. Знак препинания в виде крючка – это …

3. Слово или словосочетание, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь.

Здравствуй! Я очень скучала по нашим встречам с тобой и рада, что мы снова вместе. А сегодня нам предстоит изучить, что такое обращение.

Очень часто нам приходится обращаться к живым и даже неживым предметам, чтобы выразить своё отношение к ним, попросить или потребовать что-то сделать.

Обращения могут находиться в начале, середине или конце предложения, а также отдельно от предложения.

В предложениях обращения выделяются интонационно и знаками препинания: в начале и конце предложения — одной запятой, в середине — двумя. Если обращение выносится за границы предложения, то выделяется восклицательным знаком.

Если обращение является именем собственным (именем, фамилией, кличкой, прозвищем и т. д.), тогда оно пишется с большой буквы. В остальных случаях (когда является именем нарицательным) обращение необходимо писать с маленькой буквы.

Читайте также: