Как познакомить ребенка с числом 10 кратко
Обновлено: 05.07.2024
Автор: Кирюхина Юлия Сергеевна
Организация: ГБОУ Школа № 1353
Населенный пункт: г. Москва, г. Зеленоград
Цель:
Материал:
Демонстрационный: карточки с числами 7, 8, 9 (по 2 шт.)
- наборы кругов и треугольников (по 10 на каждого ребенка)
- карточки с числом 10 (по 2 на каждого ребенка)
Ход занятия
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире, развивать речь.
Воспитатель собирает детей около себя.
Вопросы: Любите ли вы фрукты? Какие фрукты любите больше всего? Растут ли на вашей даче или в деревне у бабушки какие – либо фрукты? Где можно купить в городе фрукты? (в магазине, на рынке)
Воспитатель предлагает детям представить, что они оказались на даче у Тани и Вани, которые решили набрать в своем саду яблок и груш. Хотите помочь брату и сестре собрать урожай?
Дидактические задачи:
- Актуализировать умение считать до 10, сравнивать группы предметов по количеству путем пересчета и путем составления пар;
- Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, развивать память, внимание и речь.
Дети садятся за столы по 4 человека, на середине которых находятся круги и треугольники по 9, на каждого ребенка. Круги имеют меньший размер, чем треугольники.
Воспитатель рассказывает, что Таня решила собирать яблоки, а Ваня – груши. Таня сорвала 9 яблок. Дети должны от общего количества отсчитать 9 кругов.
Ваня сорвал столько же груш. Дети должны отсчитать по 9 треугольников.
Как правило, дети говорят, что яблок и груш поровну, по 9.
- Но маленькая Таня не умеет считать. Как показать, что яблок и груш поровну?
Дети должны расположить круги и треугольники парами.
- Почему вы считаете, что яблок и груш поровну? (Потому что у каждого яблока есть пара – груша)
Воспитатель делает вывод: девять и девять – поровну.
Вдруг с дерева упало еще одно яблоко. Воспитатель кладет на стол круги по количеству детей, и дети берут по одному кругу.
- Поровну ли теперь груш и яблок? (Нет)
- Чего больше? (Яблок)
- Как сделать так, чтобы яблок и груш стало поровну? (Надо добавить одну грушу или убрать одно яблоко).
Решаем добавить грушу.
Воспитатель кладет на стол треугольники по количеству детей, и дети берут по одному треугольнику.
- Сколько яблок (груш)?
Как правило, к этому времени дети уже умеют считать до 10, поэтому они считают: 1, 2, 3,….9, 10. Воспитатель следит за тем, чтобы они соблюдали правила счета, и в завершении делает вывод: при счете предметов после 9 идет 10.
- Как получили число 10? (Было 9 яблок (груш), добавили еще одно (одну) и получили 10)
- Что можно сказать о количестве яблок и груш? (Их поровну)
Воспитатель делает вывод: десять и десять – поровну.
Физкультминутка
Раз – поднялись, потянулись,
Два – согнулись, разогнулись,
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,
На четыре – ноги шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Дидактические задачи:
- Создать мотивационную ситуацию для знакомства с записью числа 10;
- Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
- Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать воображение, логическое мышление, речь.
- Сколько в ящике яблок (груш)? – спросил работник почты, когда дети пришли отправлять посылки. – При отправке посылки, это необходимо знать.
Дети ответили работнику почты, но он боится забыть, так как посылки будут отправлять завтра и посылок много.
- Что можно сделать для того, чтобы, не открывая ящиков, знать сколько в них фруктов? (Нужно записать количество с помощью цифр).
Воспитатель кладет на середину стола карточки, на которых написано: 8, 9, 10, 01, 100, причем количество карточек с числом 10 должно быть в 2 раза больше количества детей.
Как правило, дети знают, как записывается число 10, и правильно выбирают карточки. В этом случае, воспитатель выбирает другую карточку и рассказывает, что маленькая Таня выбрала такую запись.
- Смогли бы вы помочь работникам почты? (Нет)
- Почему не смогли? (Потому что не знаем, как записать число 10.)
- Что же нам надо сделать? (Узнать, как написать число 10)
Дидактические задачи:
Воспитатель предлагает им взять карточки и показать Тане, как правильно записывается число 10.
Воспитатель акцентирует внимание детей на том, что число 10 записывается с помощью двух цифр – единицы и нуля.
- Ноль катился по странице
И не значил ничего.
Рядом встала единица,
Сделав 10 из него.
- Сколько нулей надо записать рядом с единицей, чтобы обозначить число 10? (Один)
- С какой стороны от единицы надо записать ноль для того, чтобы обозначить число 10? (Справа)
Давайте теперь каждый попробует написать число 10!
- В каком случае пишут число 10? (Когда имеется 10 предметов)
Воспитатель делает вывод: число 10 пишут в том случае, когда имеется 10 предметов.
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Где вы сегодня побывали?
- Чем помогли Тане и Ване?
Дети должны прийти к выводу о том, что сделать все это помогло умение считать до 10 и знание числа 10.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа п.Пяльма Пудожского района Республики Карелия
Конспект по ФЭМ
в разновозрастной средне – старшей группе
16 ноября 2021г
Конспект по ФЭМ в разновозрастной средне – старшей группе
Цель: познакомить детей с числом и цифрой 10.
Ø формировать умение считать до 10;
Ø научиться считать слева направо до 10;
Ø закрепить знание частей суток в правильной последовательности;
Ø научиться решать задачи в пределах 10 и отгадывание загадок.
Ø развивать социальные навыки, умения работать в группе;
Ø находить решения и делать выводы;
Ø развивать внимание, логическое мышление, память и речь.
Ø воспитывать умение понимать задачу и выполнить ее самостоятельно;
Ø воспитывать интерес к математическим занятиям, усидчивость, внимательность, желание помочь друг к другу.
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Воспитатель : Здравствуйте ребята (дети стоят в кругу). Давайте поиграем. Я называю любое число до 9 и передаю мяч соседу, вы должны назвать число, следующее за названным числом. Хорошо, мы с вами вспомнили все числа до 9. Никто не ошибся, все помнят числа. Садимся все на свои места. Ребята когда я пришла сегодня на работу, у меня на столе лежала вот эта коробочка. Хотите узнать что там? Тогда давайте ее откроем (в коробочке письмо, воспитатель зачитывает его).
Воспитатель предлагает найти Машу выполнив задания.
1 задание. Образование числа 10 .
Встретили мы на своем пути яблоню и грушу. Мы плоды собрали.
-На верхнюю полоску ставлю 9 яблок.
-На нижнюю полоску ставлю 9 груш.
-Сколько яблок я поставила? (9)
-Сколько груш я поставила? (9)
-Как одним словом можно сказать - яблоки и груши, что это? (фрукты)
-Что мы можем сказать про яблоки и груши? (их поровну, одинаково)
-А если я добавлю одно яблоко, сколько яблок станет? (10)
-Какое число мы получили? (10)
-Как мы получили число 10? (добавили 1 яблоко)
-Какое число больше 10 или 9? (10)
-Насколько число 10 больше числа 9? (на 1)
-Какое число меньше 9 или 10? (9)
-Как сделать так, чтобы яблок и груш стало поровну, одинаково? (добавить одну грушу)
-Сколько стало груш? (10)
-Что мы можем сказать про фрукты? (фруктов поровну, по 10)
-Молодцы! (убираю 1 яблоко)
-Как можно еще сделать, чтобы фруктов стало поровну? (убрать 1 грушу)
-Сколько стало груш? (9)
-Как получилось 9 груш? (убрали 1 грушу)
(Добавляю по одному фрукту в каждый ряд и предлагаю всем вместе сосчитать фрукты)
-Молодцы! Ребята, вы справились с первым заданием и познакомились с образованием числа 10!
2 задание. Интересные задачки.
При помощи фишек вызванный ребенок решает у доски.
Шесть веселых поросят
У корытца в ряд стоят!
Тут один улегся спать,
Поросят осталось…(пять) (Ответ детей…)
- Покажите с помощью фишек, сколько поросят стояло у корытца (6)
- Сколько поросят улеглось спать? (1) Убираем одну фишку.
-Сколько поросят осталось? (Ответ детей…)
-Слушаем следующую задачку.
Шесть щенят
И мама лайка.
Сколько будет?
Сосчитай-ка…(семь) (Ответы детей…)
- Как вы получили цифру?? (Ответы детей…) Покажите с помощью синих и красных фишек число 7.
-Интересно, а сможете ли вы решить эту задачку!
Я нашел в дупле у белки
Девять штук орешков мелких
Вот еще один лежит,
Мхом заботливо укрыт…(десять) (Ответ детей…)
- Как получилось число 10? (Ответ детей…)
- Числа от 1 до 9 обозначаются одной цифрой. Число 10 обозначают двумя цифрами: единицей и нулем.
-Покажите с помощью синих и красных фишек число 10.
-Ребята, вы такие молодцы!
Быстро встаньте, улыбнитесь.
Выше, выше потянитесь
Ну-ка плечи распрямите,
Влево, вправо повернулись.
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели-встали
И на месте побежали.
3 задание. Назови все части суток.
-Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (ответы детей). Вот мы сейчас это и проверим.
На травку роса ложиться,
Ну а нам пора вставать,
На зарядку становиться,
Чтобы лучше день начать.
-Послушайте следующую загадку.
Солнце в небе высоко,
И до ночи далеко,
На прогулку мы идем,
Песни весело поем.
А ночь не пришла,
А, что между ними,
Кто скажет друзья?
На дворе темным-темно,
Месяц смотрит к нам в окно.
Спать пора всем. Поздний час.
Улетает вечер прочь.
Тихо к нам крадется …..
-Ребята, вы такие молодцы! Вы так быстро отгадали загадки.
-Я вам сейчас раздам по одной картинке, на которой определенный временной отрезок.
- Предлагаю вам рассмотреть картинки, а потом сказать, у кого на картинке вечер и почему вы так думаете. Затем прошу показать картинку, на которой изображено утро. (Любой ответ требует обоснования).
- Ребята, вы молодцы! Вы справились со всеми заданиями! Что вам больше всего понравилось? С какой цифрой мы сегодня познакомились? А что было сложно для вас?
-Вы слышали, кто-то стучит!
-Это почтальон принес посылку от Мишки. Здесь открытка: «Спасибо, ребята! Вы мне помогли найти Машу!
Знакомство с цифрами у малышей начинается с чисел. Прежде чем учить ребенка цифровым символам, он должен хорошо знать числовой счет до десяти и в обратном порядке.
Детская память хорошо усваивает слуховую и зрительную память в возрасте от трех лет. В этот период и нужно начинать знакомство с числами. Лучше всего это удается с помощью разнообразных считалочек, стихотворений и практической математики.
Когда ребенок уже знаком с числами можно знакомить его с основными принципами практической математики для детей:
· Пересчет пальчиков на руках, конфет в вазе, машин на улице.
· Сравнительные понятия о том, что один предмет может быть больше или меньше другого в объеме, тяжелее или легче, размер короче или длиннее.
· Первые детские задачки на деление яблок, пирожных для членов семьи (из 3 яблок 1 отдали маме, сколько осталось в вазе) и т.д.
После того, как становится ясно, что дошкольник уже хорошо знает числа до 10, можно начинать знакомить его с цифрами. Стоит понимать, что цифры для ребенка являются лишь символами такими же, как и буквы. Для малышей их различать очень сложно, при этом еще нужно ассоциировать с уже знакомым звуком и числом.
Сейчас можно приобрести множество настольных игр, позволяющих знакомить ребенка с цифрами:
· книжки с яркими изображениями цифр
Еще очень важный момент заключается в том, что дошкольное обучение ребенка цифрам не должно восприниматься им, как наказание или неприятную обязанность. Ребенок начнет противиться такому знакомству и пронесет в последствие свою приобретенную нелюбовь к цифрам через все школьные годы.
Даже детские игры с цифрами не должны преподноситься ребенку, как нечто вынужденное, от чего он не может отказаться. Всякое занятие для детей должно быть посильным по времени и интеллектуальным способностям.
На уроке главное - внимание. И тогда вы успешно усвоите материал данного урока.
2. Актуализация знаний.
1). Последовательность натурального ряда чисел.
Но, а сначала мы вспомним изученные числа.
- Ответить на вопрос и ответ показать карточкой с соответствующим числом.
- Сколько ног у собаки? (4)
- А ушей у кошки? (2)
- Сколько дней в неделе? (7)
- А рабочих дней? (5)
- Сколько ушей у трёх мышей? (6)
- Все ли числа здесь есть?
- Расположите числа в порядке возрастания.
- Что общего у этих чисел? (однозначные).
- На какие группы можно их разбить? (чётные и нечётные).
- Назовите чётные числа. Нечётные.
- Сколько всего ребят у доски?
- Первый! Шаг вперёд.
- Выйдите вперёд 4 и 6.
- А теперь выйдет тот, кто стоит между 2 и 4.
- Выйдет тот, кто стоит за 4.
- Выйдет тот, кто стоит после 6.
- Выйдет тот, кто стоит перед 9.
- А теперь выйдет тот, кто стоит за 9.
2). Постановка проблемы.
- Кто же по счёту стоит за 9? (никто).
- Почему? (знаем числа только от 1 до 9).
(вынести числовой ряд на доску).
Сегодня мы узнаем, какое число при счёте стоит за числом 9, как оно получается, как будем обозначать его на письме и научимся писать. А так же изучим состав этого числа и поупражняемся в счёте.
3. Открытие нового.
1). Знакомство с число 10.
Так кто же по счёту стоит за 9. А это гномик Пышка. К нам привёл его умница Крошка. Пышке тоже хочется стать таким же умным, как его друг. А мы ему в этом должны помочь.
- Карточку с каким числом ему нужно дать? Найдите её в кассе цифр.
Число с таким начертанием называется 10.
- Как получили число 10? (добавили 1).
- Сравните числа 9 и 10, 7 и 10, 2 и 10.
Значит, число 10 - самое большое в числовом ряду.
- Чем отличается число 10 от остальных? (состоит из двух значков).
Число, состоящее из двух значков, называется двузначное.
А ещё оно круглое, так как заканчивается на 0.
Цифра вроде буквы о -
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!Если ж слева рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это десять!
- Чего у нас 10? (пальцев).
С давних времён число 10 использовалось как укрупнённая единица счёта - десяток.
2). Работа с табло.
- Сколько рыбок на сюжетной картинке? (10).
- Как обозначим число рыбок? (числом 10).
- Где находится 10 в числовом ряду и на числовом отрезке? (после 9).
- Как получили 10? (к 9 прибавили 1).
- Как ещё можно записать 10? (х - римская цифра, 10 точек в виде треугольника).
3). Физминутка для глаз.
4). Работа в прописи.
- Сложно ли будет писать число 10? Почему?
- Сколько клеточек займёт это число? Почему?
-Рассмотрите образец. Напишите.
5). Состав числа 10.
Сейчас мы познакомимся с составом числа 10.
Стр. 38. №2 - с объяснением.
Составьте суммы, равные 10, соединив числа, стоящие на одинаковых местах слева и справа (показ на доске на кружках).
- Какие выражения получаться? Запишите.
4. Физкультминутка.
5. Первичное закрепление.
Сейчас проверим, как Пышка усвоил состав числа 10.
Достройте замок из цифр, используя только что полученные знания.
Проверка.
- Что можно сказать о верхнем ряде чисел? (увеличиваются на 1).
- О нижнем? (уменьшаются на 1).
Поэтому результат не изменяется.
- Чем, частью или целым, являются числа верхней (нижней) строки?
О взаимосвязи между частью и целым нашему гостю гномику тоже нужно рассказать.
Я предлагаю вам игру.
И три числа я вам даю.
А вы на числа посмотрите,
Что с ними делать, предложите.
- Какие числа вы здесь увидели? (4. 6. 10).
- Что с ними можно сделать? (сложить).
- Чем являются числа 4? 6? 10? Обозначьте.
- Составьте следующее выражение.
-По какому принципу?
- Что находили: часть или целое?
- Каким знаком действия?
- Аналогично следующие выражения.
6. Повторение изученного.
1). Решение уравнений.
Для закрепления знаний о взаимосвязи между частью и целым решим уравнения.
Спасибо за старание,
Вот ещё испытание.
2). Решение задач.
Испытание будет заключаться в том, что вам нужно будет самостоятельно решить задачу, каждому ряду - свою.
О чём - вы узнаете, отгадав загадку.
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (тетрадь).
Палочка волшебная есть у меня, друзья.
Палочкою этой могу построить я:
Башню, дом и самолёт,
И большущий пароход. (карандаш).
Шоколадом вся облита,
А внутри тянучка.
Это лакомство купили
Для внучка и внучки. (конфета).
Читайте также: