Как познакомить ребенка с числом 10 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Кирюхина Юлия Сергеевна

Организация: ГБОУ Школа № 1353

Населенный пункт: г. Москва, г. Зеленоград

Цель:

Материал:

Демонстрационный: карточки с числами 7, 8, 9 (по 2 шт.)

  • наборы кругов и треугольников (по 10 на каждого ребенка)
  • карточки с числом 10 (по 2 на каждого ребенка)

Ход занятия

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире, развивать речь.

Воспитатель собирает детей около себя.

Вопросы: Любите ли вы фрукты? Какие фрукты любите больше всего? Растут ли на вашей даче или в деревне у бабушки какие – либо фрукты? Где можно купить в городе фрукты? (в магазине, на рынке)

Воспитатель предлагает детям представить, что они оказались на даче у Тани и Вани, которые решили набрать в своем саду яблок и груш. Хотите помочь брату и сестре собрать урожай?

Дидактические задачи:

  1. Актуализировать умение считать до 10, сравнивать группы предметов по количеству путем пересчета и путем составления пар;
  2. Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, развивать память, внимание и речь.

Дети садятся за столы по 4 человека, на середине которых находятся круги и треугольники по 9, на каждого ребенка. Круги имеют меньший размер, чем треугольники.

Воспитатель рассказывает, что Таня решила собирать яблоки, а Ваня – груши. Таня сорвала 9 яблок. Дети должны от общего количества отсчитать 9 кругов.

Ваня сорвал столько же груш. Дети должны отсчитать по 9 треугольников.

Как правило, дети говорят, что яблок и груш поровну, по 9.

- Но маленькая Таня не умеет считать. Как показать, что яблок и груш поровну?

Дети должны расположить круги и треугольники парами.

- Почему вы считаете, что яблок и груш поровну? (Потому что у каждого яблока есть пара – груша)

Воспитатель делает вывод: девять и девять – поровну.

Вдруг с дерева упало еще одно яблоко. Воспитатель кладет на стол круги по количеству детей, и дети берут по одному кругу.

- Поровну ли теперь груш и яблок? (Нет)

- Чего больше? (Яблок)

- Как сделать так, чтобы яблок и груш стало поровну? (Надо добавить одну грушу или убрать одно яблоко).

Решаем добавить грушу.

Воспитатель кладет на стол треугольники по количеству детей, и дети берут по одному треугольнику.

- Сколько яблок (груш)?

Как правило, к этому времени дети уже умеют считать до 10, поэтому они считают: 1, 2, 3,….9, 10. Воспитатель следит за тем, чтобы они соблюдали правила счета, и в завершении делает вывод: при счете предметов после 9 идет 10.

- Как получили число 10? (Было 9 яблок (груш), добавили еще одно (одну) и получили 10)

- Что можно сказать о количестве яблок и груш? (Их поровну)

Воспитатель делает вывод: десять и десять – поровну.

Физкультминутка

Раз – поднялись, потянулись,

Два – согнулись, разогнулись,

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,

На четыре – ноги шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Дидактические задачи:

  1. Создать мотивационную ситуацию для знакомства с записью числа 10;
  2. Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
  3. Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать воображение, логическое мышление, речь.

- Сколько в ящике яблок (груш)? – спросил работник почты, когда дети пришли отправлять посылки. – При отправке посылки, это необходимо знать.

Дети ответили работнику почты, но он боится забыть, так как посылки будут отправлять завтра и посылок много.

- Что можно сделать для того, чтобы, не открывая ящиков, знать сколько в них фруктов? (Нужно записать количество с помощью цифр).

Воспитатель кладет на середину стола карточки, на которых написано: 8, 9, 10, 01, 100, причем количество карточек с числом 10 должно быть в 2 раза больше количества детей.

Как правило, дети знают, как записывается число 10, и правильно выбирают карточки. В этом случае, воспитатель выбирает другую карточку и рассказывает, что маленькая Таня выбрала такую запись.

- Смогли бы вы помочь работникам почты? (Нет)

- Почему не смогли? (Потому что не знаем, как записать число 10.)

- Что же нам надо сделать? (Узнать, как написать число 10)

Дидактические задачи:

Воспитатель предлагает им взять карточки и показать Тане, как правильно записывается число 10.

Воспитатель акцентирует внимание детей на том, что число 10 записывается с помощью двух цифр – единицы и нуля.

- Ноль катился по странице

И не значил ничего.

Рядом встала единица,

Сделав 10 из него.

- Сколько нулей надо записать рядом с единицей, чтобы обозначить число 10? (Один)

- С какой стороны от единицы надо записать ноль для того, чтобы обозначить число 10? (Справа)

Давайте теперь каждый попробует написать число 10!

- В каком случае пишут число 10? (Когда имеется 10 предметов)

Воспитатель делает вывод: число 10 пишут в том случае, когда имеется 10 предметов.

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Где вы сегодня побывали?

- Чем помогли Тане и Ване?

Дети должны прийти к выводу о том, что сделать все это помогло умение считать до 10 и знание числа 10.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа п.Пяльма Пудожского района Республики Карелия

Конспект по ФЭМ

в разновозрастной средне – старшей группе

16 ноября 2021г

Конспект по ФЭМ в разновозрастной средне – старшей группе

Цель: познакомить детей с числом и цифрой 10.

Ø формировать умение считать до 10;

Ø научиться считать слева направо до 10;

Ø закрепить знание частей суток в правильной последовательности;

Ø научиться решать задачи в пределах 10 и отгадывание загадок.

Ø развивать социальные навыки, умения работать в группе;

Ø находить решения и делать выводы;

Ø развивать внимание, логическое мышление, память и речь.

Ø воспитывать умение понимать задачу и выполнить ее самостоятельно;

Ø воспитывать интерес к математическим занятиям, усидчивость, внимательность, желание помочь друг к другу.

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Воспитатель : Здравствуйте ребята (дети стоят в кругу). Давайте поиграем. Я называю любое число до 9 и передаю мяч соседу, вы должны назвать число, следующее за названным числом. Хорошо, мы с вами вспомнили все числа до 9. Никто не ошибся, все помнят числа. Садимся все на свои места. Ребята когда я пришла сегодня на работу, у меня на столе лежала вот эта коробочка. Хотите узнать что там? Тогда давайте ее откроем (в коробочке письмо, воспитатель зачитывает его).

Воспитатель предлагает найти Машу выполнив задания.

1 задание. Образование числа 10 .

Встретили мы на своем пути яблоню и грушу. Мы плоды собрали.

-На верхнюю полоску ставлю 9 яблок.

-На нижнюю полоску ставлю 9 груш.

-Сколько яблок я поставила? (9)

-Сколько груш я поставила? (9)

-Как одним словом можно сказать - яблоки и груши, что это? (фрукты)

-Что мы можем сказать про яблоки и груши? (их поровну, одинаково)

-А если я добавлю одно яблоко, сколько яблок станет? (10)

-Какое число мы получили? (10)

-Как мы получили число 10? (добавили 1 яблоко)

-Какое число больше 10 или 9? (10)

-Насколько число 10 больше числа 9? (на 1)

-Какое число меньше 9 или 10? (9)

-Как сделать так, чтобы яблок и груш стало поровну, одинаково? (добавить одну грушу)

-Сколько стало груш? (10)

-Что мы можем сказать про фрукты? (фруктов поровну, по 10)

-Молодцы! (убираю 1 яблоко)

-Как можно еще сделать, чтобы фруктов стало поровну? (убрать 1 грушу)

-Сколько стало груш? (9)

-Как получилось 9 груш? (убрали 1 грушу)

(Добавляю по одному фрукту в каждый ряд и предлагаю всем вместе сосчитать фрукты)

-Молодцы! Ребята, вы справились с первым заданием и познакомились с образованием числа 10!

2 задание. Интересные задачки.

При помощи фишек вызванный ребенок решает у доски.

Шесть веселых поросят

У корытца в ряд стоят!

Тут один улегся спать,

Поросят осталось…(пять) (Ответ детей…)

- Покажите с помощью фишек, сколько поросят стояло у корытца (6)

- Сколько поросят улеглось спать? (1) Убираем одну фишку.

-Сколько поросят осталось? (Ответ детей…)

-Слушаем следующую задачку.

Шесть щенят

И мама лайка.

Сколько будет?

Сосчитай-ка…(семь) (Ответы детей…)

- Как вы получили цифру?? (Ответы детей…) Покажите с помощью синих и красных фишек число 7.

-Интересно, а сможете ли вы решить эту задачку!

Я нашел в дупле у белки

Девять штук орешков мелких

Вот еще один лежит,

Мхом заботливо укрыт…(десять) (Ответ детей…)

- Как получилось число 10? (Ответ детей…)

- Числа от 1 до 9 обозначаются одной цифрой. Число 10 обозначают двумя цифрами: единицей и нулем.

-Покажите с помощью синих и красных фишек число 10.

-Ребята, вы такие молодцы!

Быстро встаньте, улыбнитесь.

Выше, выше потянитесь

Ну-ка плечи распрямите,

Влево, вправо повернулись.

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели-встали

И на месте побежали.

3 задание. Назови все части суток.

-Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (ответы детей). Вот мы сейчас это и проверим.

На травку роса ложиться,

Ну а нам пора вставать,

На зарядку становиться,

Чтобы лучше день начать.

-Послушайте следующую загадку.

Солнце в небе высоко,

И до ночи далеко,

На прогулку мы идем,

Песни весело поем.

А ночь не пришла,

А, что между ними,

Кто скажет друзья?

На дворе темным-темно,

Месяц смотрит к нам в окно.

Спать пора всем. Поздний час.

Улетает вечер прочь.

Тихо к нам крадется …..

-Ребята, вы такие молодцы! Вы так быстро отгадали загадки.

-Я вам сейчас раздам по одной картинке, на которой определенный временной отрезок.

- Предлагаю вам рассмотреть картинки, а потом сказать, у кого на картинке вечер и почему вы так думаете. Затем прошу показать картинку, на которой изображено утро. (Любой ответ требует обоснования).

- Ребята, вы молодцы! Вы справились со всеми заданиями! Что вам больше всего понравилось? С какой цифрой мы сегодня познакомились? А что было сложно для вас?

-Вы слышали, кто-то стучит!

-Это почтальон принес посылку от Мишки. Здесь открытка: «Спасибо, ребята! Вы мне помогли найти Машу!

Знакомство с цифрами у малышей начинается с чисел. Прежде чем учить ребенка цифровым символам, он должен хорошо знать числовой счет до десяти и в обратном порядке.

Детская память хорошо усваивает слуховую и зрительную память в возрасте от трех лет. В этот период и нужно начинать знакомство с числами. Лучше всего это удается с помощью разнообразных считалочек, стихотворений и практической математики.

Когда ребенок уже знаком с числами можно знакомить его с основными принципами практической математики для детей:

· Пересчет пальчиков на руках, конфет в вазе, машин на улице.

· Сравнительные понятия о том, что один предмет может быть больше или меньше другого в объеме, тяжелее или легче, размер короче или длиннее.

· Первые детские задачки на деление яблок, пирожных для членов семьи (из 3 яблок 1 отдали маме, сколько осталось в вазе) и т.д.

После того, как становится ясно, что дошкольник уже хорошо знает числа до 10, можно начинать знакомить его с цифрами. Стоит понимать, что цифры для ребенка являются лишь символами такими же, как и буквы. Для малышей их различать очень сложно, при этом еще нужно ассоциировать с уже знакомым звуком и числом.

Сейчас можно приобрести множество настольных игр, позволяющих знакомить ребенка с цифрами:

· книжки с яркими изображениями цифр

Еще очень важный момент заключается в том, что дошкольное обучение ребенка цифрам не должно восприниматься им, как наказание или неприятную обязанность. Ребенок начнет противиться такому знакомству и пронесет в последствие свою приобретенную нелюбовь к цифрам через все школьные годы.

q5hlEotu8PM.jpg

Даже детские игры с цифрами не должны преподноситься ребенку, как нечто вынужденное, от чего он не может отказаться. Всякое занятие для детей должно быть посильным по времени и интеллектуальным способностям.

На уроке главное - внимание. И тогда вы успешно усвоите материал данного урока.

2. Актуализация знаний.

1). Последовательность натурального ряда чисел.

Но, а сначала мы вспомним изученные числа.

- Ответить на вопрос и ответ показать карточкой с соответствующим числом.

- Сколько ног у собаки? (4)

- А ушей у кошки? (2)

- Сколько дней в неделе? (7)

- А рабочих дней? (5)

- Сколько ушей у трёх мышей? (6)

- Все ли числа здесь есть?

- Расположите числа в порядке возрастания.

- Что общего у этих чисел? (однозначные).

- На какие группы можно их разбить? (чётные и нечётные).

- Назовите чётные числа. Нечётные.

- Сколько всего ребят у доски?

- Первый! Шаг вперёд.

- Выйдите вперёд 4 и 6.

- А теперь выйдет тот, кто стоит между 2 и 4.

- Выйдет тот, кто стоит за 4.

- Выйдет тот, кто стоит после 6.

- Выйдет тот, кто стоит перед 9.

- А теперь выйдет тот, кто стоит за 9.

2). Постановка проблемы.

- Кто же по счёту стоит за 9? (никто).

- Почему? (знаем числа только от 1 до 9).

(вынести числовой ряд на доску).

Сегодня мы узнаем, какое число при счёте стоит за числом 9, как оно получается, как будем обозначать его на письме и научимся писать. А так же изучим состав этого числа и поупражняемся в счёте.

3. Открытие нового.

1). Знакомство с число 10.

Так кто же по счёту стоит за 9. А это гномик Пышка. К нам привёл его умница Крошка. Пышке тоже хочется стать таким же умным, как его друг. А мы ему в этом должны помочь.

- Карточку с каким числом ему нужно дать? Найдите её в кассе цифр.

Число с таким начертанием называется 10.

- Как получили число 10? (добавили 1).

- Сравните числа 9 и 10, 7 и 10, 2 и 10.

Значит, число 10 - самое большое в числовом ряду.

- Чем отличается число 10 от остальных? (состоит из двух значков).

Число, состоящее из двух значков, называется двузначное.

А ещё оно круглое, так как заканчивается на 0.

Цифра вроде буквы о -
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!

Если ж слева рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это десять!

- Чего у нас 10? (пальцев).

С давних времён число 10 использовалось как укрупнённая единица счёта - десяток.

2). Работа с табло.

- Сколько рыбок на сюжетной картинке? (10).

- Как обозначим число рыбок? (числом 10).

- Где находится 10 в числовом ряду и на числовом отрезке? (после 9).

- Как получили 10? (к 9 прибавили 1).

- Как ещё можно записать 10? (х - римская цифра, 10 точек в виде треугольника).

3). Физминутка для глаз.

4). Работа в прописи.

- Сложно ли будет писать число 10? Почему?

- Сколько клеточек займёт это число? Почему?

-Рассмотрите образец. Напишите.

5). Состав числа 10.

Сейчас мы познакомимся с составом числа 10.

Стр. 38. №2 - с объяснением.

Составьте суммы, равные 10, соединив числа, стоящие на одинаковых местах слева и справа (показ на доске на кружках).

- Какие выражения получаться? Запишите.

4. Физкультминутка.

5. Первичное закрепление.

Сейчас проверим, как Пышка усвоил состав числа 10.

Достройте замок из цифр, используя только что полученные знания.

Проверка.

- Что можно сказать о верхнем ряде чисел? (увеличиваются на 1).

- О нижнем? (уменьшаются на 1).

Поэтому результат не изменяется.

- Чем, частью или целым, являются числа верхней (нижней) строки?

О взаимосвязи между частью и целым нашему гостю гномику тоже нужно рассказать.

Я предлагаю вам игру.
И три числа я вам даю.
А вы на числа посмотрите,
Что с ними делать, предложите.

- Какие числа вы здесь увидели? (4. 6. 10).

- Что с ними можно сделать? (сложить).

- Чем являются числа 4? 6? 10? Обозначьте.

- Составьте следующее выражение.

-По какому принципу?

- Что находили: часть или целое?

- Каким знаком действия?

- Аналогично следующие выражения.

6. Повторение изученного.

1). Решение уравнений.

Для закрепления знаний о взаимосвязи между частью и целым решим уравнения.

Спасибо за старание,

Вот ещё испытание.

2). Решение задач.

Испытание будет заключаться в том, что вам нужно будет самостоятельно решить задачу, каждому ряду - свою.

О чём - вы узнаете, отгадав загадку.

То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (тетрадь).

Палочка волшебная есть у меня, друзья.
Палочкою этой могу построить я:
Башню, дом и самолёт,
И большущий пароход. (карандаш).

Шоколадом вся облита,
А внутри тянучка.
Это лакомство купили
Для внучка и внучки. (конфета).

Читайте также: