Как появились традиции державина жуковского пушкина в поэзии тютчева кратко

Обновлено: 04.07.2024

Русская литература - это постоянно меняющееся, беспрерывно развивающееся явление. За века своего существования литература сменила множество жанров, идей и литературных направлений, постоянно приспосабливаясь под стремительно меняющийся мир.

Впрочем, есть у литературы и другая сторона - постоянство традиций. Несмотря на все перемены, в творчестве авторов одной нации всегда можно найти одни мотивы, обращения к одним и тем же источникам вдохновения или упоминания одних и тех же событий. Русская литература - не исключение.

Литературная традиция - преемственная связь, объединяющая последовательные литературные явления.

Большинство литературных традиций возникает в ходе литературного процесса, существует какое-то время, определяя направление движения мыслей авторов произведений этого времени, а затем исчезает, уступая место более новым веяниям. Но есть и такие, что неизменно переходят из книги в книгу, отражая самые глубинные черты нации. Очень сильно на русскую литературную традицию повлияло, к примеру, творчество А. С. Пушкина.

В определенном смысле понятие литературной традиции сходно с понятиями подражания и заимствования. Из этапа в этап в литературе могут переходить стили, виды композиции, тематика и так далее, причём часто не поодиночке, а в сочетании друг с другом.

Вечные темы - неисчерпаемые, актуальные во все времена направления мысли.

Сколько бы не появлялось вариантов раскрытия вечных тем, всегда останется место для ещё одного мнения. Меняется историческая ситуация - меняются и ответы на вечные вопросы. Разные писатели могут рассматривать одну и ту же тему под совершенно разными углами.

На самом деле, многие литературные произведения описывают один и тот же сюжет, подкорректированный так, чтобы вписываться в рамки выбранного времени.

Вечные темы в литературе можно разделить на две категории:

  1. Онтологические - раскрывающие тему невозможности познания таких явлений, как космос, хаос, свет, тьма и т.д.;
  2. Антропологические - неисчерпаемые вопросы, относящиеся непосредственно к человеку.

Готовые работы на аналогичную тему

Антропологические вечные темы, в свою очередь, можно поделить на несколько категорий. Во-первых, это рассуждения об абстрактных понятия бытия - грех, гордыня, добро и зло, смерть и жизнь, смысл жизни. Во-вторых, это колоссальные исторические события - войны, революции, общественная деятельность. В-третьих, это сфера человеческих отношений: любовь, дружба, семья. В-четвертых, это сфера социальных отношений: стремление к власти, человек в обществе и так далее.

В литературе чаще всего обсуждаются различные нравственные вопросы, решением которых является моральный рост человека.

Традиции русской литературы

Характерные традиции русской литературы переходили из века в век. Всегда век прошедший в каком-то смысле определял век грядущий, готовил все условия для его существования.

Первым этапом в развитии русской литературы была литература Древней Руси, которая зародилась в XI веке и просуществовала до XVII века, став фундаментом для всего русского литературного творчества. Древнерусские авторы стали пионерами в сфере русских литературных традиций.

Из древнерусской литературы в литературу XVIII - XIX веков перешла, в первую очередь, традиция любви авторов к острой социальной проблематике. Если в Древней Руси авторы критиковали нежелание князей объединять разрозненные русские земли против общего врага, что привело к долгому господству Золотой Орды, то в более поздних произведениях критика поэтов и писателей часто обращалась к царскому режиму власти.

Царскую власть критиковали поэты пушкинского круга, сочувствовавшие декабристам, – М. Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов и многие другие.

В XVIII веке впервые появилась идея русского национального самосознания, выраженная в произведения Михаила Васильевича Ломоносова. Эта идея в дальнейшем красной нитью прошла через литературу XIX и XX веков.

В XVIII же веке в Россию пришёл классицизм, жёсткая система канонов которого оказала большое влияние на дальнейшее развитие литературных направлений, которые так или иначе отталкивались от утверждений классицизма, пусть даже споря с ними, а не соглашаясь.

Но самый значительный вклад в формирование русской литературной традиции оказал XIX век - Золотой век русской литературы, как его называют. Золотой век русской прозаической литературы составили писатели-классики - Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Достоевский, Тургенев и многие другие.

От российских литературных традиций XVIII века Золотой век перенял публицистичность и любовь к сатире. Как и прежде, писатели обличали пороки и недостатки общества и современного им человека.

В произведениях XIX века своё отражение нашли и вечные проблемы: вопросы устройства бытия, жизни человека, нравственной чистоты. Писатели этой эпохи обратили внимание читателей на вс. сложность взаимоотношений человека и общества, на конфликты, которые происходят в душе каждого человека. В произведениях велись рассуждения о добре и зле, справедливости, чести, честности, назначении человека и отношениях человека и власти.

Продолжилась эта линия преемственности и на рубеже XIX и XX веков. Авторы двадцатого столетия, как и их предшественники, опирались на наследие, оставленное им литературными предками.

Уникальное художественное творчество поэта восприняло за­мечательные традиции русской классики. Прежде всего приходит­ся говорить о М.В. Ломоносове с его стремлением передать в по­эзии космическую беспредельность, бездну, полную звезд. Только у Тютчева космос предстает более трагичным в сложном взаимо­действии своих сил, могучих и полярных. Близка поэту XIX в. и одическая торжественность Ломоносова, хотя у Тютчева она более согрета страстным и непосредственным чувством.

От предшественника идет тютчевская афористичность, архаиче­ская лексика, синтаксические конструкции, резкие противопостав­ления.

С Е.А. Баратынским, поэтом-мыслителем, Тютчева роднит всегдашняя философичность, обогащенная сильным и глубоким чувством. Достаточно сравнить стихи обоих поэтов, посвященные Гете (1832), чтобы в этой преемственности убедиться.

Особое место в творческом мире Тютчева заняло творчество А.С. Пушкина. Несмотря на свои собственные поэтические пред­почтения и пристрастия, Тютчев рано осознал доминирующую роль Пушкина в отечественной поэзии. Анализ его творчества 20-х гг. обнаруживает тяготение к авторитету русской словесности. Можно говорить о проявлении Тютчевым глубокого интереса к сти­хам Пушкина, об испытанном им влиянии этих стихов. В глазах со­временников Тютчев воспринимался как поэт, творивший в одном русле с Пушкиным и испытавший его воздействие. Об этом писали Н.В. Гоголь и И.С. Тургенев.

Тебя ж, как первую любовь,

России сердце не забудет.

К. Н. Батюшков:
страницы жизни и творчества
(уроки литературы в 10 классе
из книги Н. В. Беляевой
на сайте "Литература")

ВВЕДЕНИЕ.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХІХ В.

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Цель:
углубить понятие о классицизме на примере литературного наследия Г. Р. Державина, о романтизме — на примере творчества В. А. Жуковского; ознакомить учащихся с произведениями К. Н. Батюшкова; показать существование принципа преемственности в литературе; совершенствовать навыки аналитического чтения; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; воспитывать эстетический вкус и творческие способности.

Тип урока:
комбинированный урок; урок — устный журнал.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о жизни и творчестве Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова; выразительно читают и комментируют их стихотворения; принимают участие в аналитической беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• Раскройте основные черты романтизма как литературного направления.
Кого из представителей литературы романтизма вы знаете?
• Обоснуйте причины появления романтизма в русской литературе.
• Объясните, как вы понимаете, что такое реализм. Назовите известных вам писателей-реалистов. Какие произведения реалистической литературы вы уже читали?
• Расскажите об истоках русского реализма.

— Годы Лицея — это годы формирования поэта Пушкина, протекавшие в обстановке расцвета лёгкой сентиментальной поэзии и отрицания классических канонов. Пушкин избирает учителями К. Н. Батюшкова, В. А. Жуковского, противостоявших традициям предшествовавшего века.

До поступления в Лицей Пушкин много читал, пользуясь библиотекой отца, в Лицее выделялся своей начитанностью и подготовленностью, о чём сохранились свидетельства бывших лицеистов. Учебная программа предполагала знакомство с творчеством М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина.

И сегодня на уроке в центре нашего внимания — проблема преемственности литературного развития. Как повлияли на формирование творчества Александра Сергеевича Пушкина поэтические традиции XVIII в.? Как проявилось их воздействие на различных этапах творческой эволюции Пушкина в 1810–1820-е гг.? Ответы на эти вопросы мы найдём на сегодняшнем уроке.

IV. Работа над темой урока

У ч и т е л ь. Вам, конечно, знакома репродукция известной картины И. Е. Репина, изображающая экзамен в Царскосельском лицее.
(Учитель демонстрирует репродукцию картины.)

Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил…

Всё это будет в начале XIX в., когда Г. Р. Державина осыпят всеми возможными почестями: награждён многими орденами Российской империи, побывает министром юстиции, на лицейский экзамен приглашён в качестве почётного гостя.

1 - й у ч е н и к. Поэтическая судьба Гаврилы Романовича Державина необычна, как необычен и неординарен весь его жизненный путь. Бравый, но безденежный армеец Преображенского полка, до двадцати девяти лет тянувший солдатскую лямку. Верноподданный служака, однако, смеющий оборвать на полуслове саму императрицу Екатерину II. Министр юстиции, важный сановник и вельможа, владеющий полутора тысячами крепостных душ. Ничто, казалось, не предвещало, что этот человек с простым грубоватым лицом, демократичной манерой общения, решительными жестами, резкой, но выразительной речью станет на рубеже XVIII–XIX в. общепризнанным великим поэтом России.

Тематика поэзии Державина удивительно разнообразна. Он писал стихи, прославляющие победы русского оружия, восхвалял знаменитых полководцев, (в первую очередь, А. В. Суворова), есть в его поэзии и философские мотивы.

Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны
И так же смертны, как и я.

3) Аналитическая беседа

3) Аналитическая беседа

3) Аналитическая беседа

• Стихотворение обращено к П. А. Вяземскому — поэту, одному из близких друзей К. Н. Батюшкова и А. С. Пушкина. Какое настроение вызывает это стихотворение?
• Какие вечные проблемы волнуют лирического героя стихотворения?
• Как соотнесены в стихотворении мотивы жизни и смерти? Каково авторское отношение к ним?
• Каковы языковые и стилевые особенности стихотворения? Как в них отражаются особенности романтизма Батюшкова?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

• Какие настроения вызвали у вас стихотворения К. Н. Батюшкова? Чем, по-вашему, они похожи на лирику В. А. Жуковского и чем от неё отличаются?

VI. Домашнее задание

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)


Основной темой лирики Ф И. Тютчева является природа. В стихотворениях поэта она одушевлена, придаёт стихотворениям особое философское значение.



Подобные мотивы мы встречаем и в лирике М.

«Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

Таким образом, тема природы и философских размышлений, связанных с ней, отображена во многих произведениях отечественной лирики.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: