Как повысить качество впр в школе

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Дубчак Людмила Александровна

Организация: МБОУ СОШ № 7

Населенный пункт: Ставропольский край, город Георгиевск

Сегодня на федеральном уровне особое внимание уделяется формированию единого образовательного пространства через оценочные процедуры с одинаковой шкалой, едиными требованиями, подходами во всех регионах РФ.

Система оценки качества образования является одной из главных преимуществ развития образования в Российской Федерации

Предлагаю рассмотреть особенности опорных понятий ВСОКО и ВПР.

Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) - это установление соответствия имеющегося качества образования требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования, а также информирование заказчиков и потребителей образовательной услуги о степени этого соответствия. Заказчики образовательной услуги – это государство и родители. Потребители – обучающиеся, которые непосредственно получают образование. В оценке качества образования заинтересованы все: государство, общество, образовательные организации, учителя, ученики и их родители. У каждой из сторон свои способы использования полученных результатов. Важнейшим становится умение принимать грамотные и ответственные решения в ситуации неопределённости.

Содержание ВСОКО включает:

 качество образовательных результатов , к которым относятся предметные результаты обучения, метапредметные результаты обучения, личностные результаты, показатели социализации, результаты освоения учащимися основной общеобразовательной программы, здоровье учащихся, динамика, достижения на конкурсах, соревнованиях и олимпиадах, удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов.

 качество реализации образовательного процесса . К нему относятся основные и дополнительные образовательные программы, реализация учебных планов и рабочих программ как составляющих образовательной программы, качество уроков и индивидуальной работы с учащимися, а также внеурочной деятельности, удовлетворённость учителей и родителей школьными уроками и условиями.

 это качество условий, которые обеспечивают образовательный процесс. К нему относится материально-техническое обеспечение, информационно-развивающая среда, санитарно-гигиенические и эстетические условия, медицинское сопровождение и общественное питание, психологический климат в образовательном учреждении, использование социальной сферы микрорайона и города, кадровое обеспечение, государственное общественное управление, программно-методические материалы, документооборот и локальные нормативные акты.

Своевременная диагностика уровня достижения образовательных результатов проводит измерение учебных достижений учащихся не только для целей мониторинга, но и для повышения качества образования. В этом нам сопутствуют ВПР, РПР, НИКО и другие оценочные процедуры. Остановимся на ВПР.

Всероссийские проверочные работы позволяют выявить уровень сформированности как предметных, так и метапредметных результатов, позволяют взглянуть на результаты образования комплексно: выявить важные аспекты оценки готовности обучающегося продолжать образование дальше. ВПР являются внешними оценочными процедурами, четко регламентированными, их оценка независима, то есть эти процедуры - объективны. Результаты внешней и внутренней оценок должны совпадать.

Правильное использование и интерпретация проведения оценочных процедур административным аппаратом ОО усиливает внутреннюю работу всей школьной образовательной системы. Принятие управленческих решений базируется на реальных фактах, что позволяет гибко подходить к реализации ПЛАНА ВШК.

Стратегия ВСОКО заключается в том, что не только осуществляется контроль и анализ качества знаний по предмету, но и оказывается своевременная поддержка как учителю, так и ученику. Заместитель директора по УВР, руководители методических объединений оказывают содействие в преодолении проблем через индивидуальное консультирование педагога, анализ результатов ВПР, выявление провальных моментов и причин несоответствия класса результатам, диагностирование процесса развития обучающихся через административные формы контроля (срезы, тесты, собеседования – с использованием практико-ориентированных заданий, включенных в ВПР).

Процедуры оценки качества, действительно, обеспечивают повышение качества образования, помогают учителям улучшить их педагогическую практику, глубже понять уровень современного образования, выявить механизмы его повышения. Вооружают родителей знаниями о том, насколько хорошо учатся их дети, способствуют объективному оцениванию предметных результатов своего ребенка.


Рассмотрим варианты возможных решений по результатам ВПР :

1. Решения относительно ученика.
- Здесь необходимо выяснить, на каком уровне освоена основная образовательная программа (базовый, повышенный, высокий, ниже базового, критический). Принимаются решения относительно продолжения обучения школьником на следующей ступени образования.
- Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для школьников-участников оценочной процедуры.
- Также готовятся педагогические рекомендации для индивидуальной поддержки учащегося (какие имеются дефициты в необходимых для продолжения обучения знаниях и навыках, и каким образом их можно восполнить).

2. Решения относительно учителя.
- Полученные данные могут использоваться для аттестации педагога.В этом случае результаты итоговой оценки учащихся должны служить одним из критериев деятельности педагога.
- Выработка плана профессионального развития и повышения квалификации с целью преодоления профессиональных дефицитов, выявленных в ходе итоговой оценки обучающихся, и повышения качества обучения школьников.

3. Решения относительно школы.

Администрация образовательной организации:
- может учитывать результаты ВПР в качестве одного из критериев результативности работы школы при проведении самообследования школы.
- Использовать результаты в рамках ВШК по предмету и классу с низким % выполнения работы.
- проектировать систему методической работы и повышения квалификации педагогов.

Результаты ВПР не могут учитываться как результат учебных достижений школьников, не выставляются в журналы, не учитываются при проведении промежуточной и итоговой аттестациях.

А чем полезны ВПР детям? Даже очень способному ученику будет сложно успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ, если в 4, 5, 8 классе у него образовался пробел в знаниях. Часто эти пробелы незаметны ни для учителей, ни для родителей, ни для самих детей. Выяснить во время судьбоносного экзамена, что ты несколько лет назад упустил что-то важное, мягко говоря, не слишком приятно. ВПР призвана вовремя выявить недоработки, указать на темы, которые по какой-то причине не были в полной мере усвоены. Таким образом, результат ВПР — это показатель индивидуального уровня подготовки учащегося, хороший инструмент для выявления проблемных зон, а также для принятия дальнейших решений при построении индивидуальной образовательной траектории. К тому же данные о результатах ВПР в целом по школе — отличный маркер уровня образовательной организации.

Анализ проблемных зон помог скорректировать вопросы контроля ВШК и скоординировать работу учителей по повышению качества знаний, что подтверждает динамика роста качества выполнения ВПР (слайд).

Проанализировав задания ВПР по русскому языку и математике, выявлены проблемные зоны. С 2016-2017 уч.г. в ВШК внесен контроль про проверке сформированности умений выполнять грамматические виды разборов ( 2-4 классы), контроль умений решать практико-ориентированные задания по математике (2-4 классы).

По окружающему миру недостаточно сформированы у учащихся следующие умения:

  • самостоятельно делать выводы по результатам эксперимента;
  • описать сам эксперимент;
  • использовать знаково-символические средства представления информации для построения высказывания в соответствии с учебными задачами (зад. 7);
  • излагать своё мнение и его аргументировать в соответствии с поставленными задачами коммуникации;
  • недостаточно сформированные знания по региональному компоненту.

Результаты ВПР 4-х классов являются базовой основой для дальнейшего обучения, помогают учителям-предметникам и учителям начальных классов строить дальнейшую стратегию образования с учетом реального положения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Материалы к педагогическому совету

учителя начальных классов МБОУ гимназии № 9 г.Невинномысска

Стремление к повышению качества —

это норма в работе учителя, а не

Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что измерение учебных достижений учащихся необходимо не только для целей мониторинга, но и для повышения качества образования. Один из ключевых вопросов при проведении оценки учебных достижений учащихся - это вопрос о том, каким образом могут быть использованы результаты различных программ оценки для повышения качества деятельности образовательной системы и улучшения результатов обучения школьников. Результаты оценочных процедур должны служить основанием для совершенствования преподавания учебных предметов; для повышения информированности, развития моделей родительского оценивания, принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка. Результаты проверочных работ необходимо использовать для совершенствования методики преподавания предмета. Анализ результатов Всероссийской проверочной работы по любому предмету позволяет выявить уровень подготовки по предмету, оценить их способность и умения использовать полученные знания и навыки при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. На педсовете рассматрим вопросы:

какие результаты показали обучающиеся на ВПР: анализ достижения высоких результатов и определение причин низких результатов;

какие основные блоки примерной основной общеобразовательной программы обучающиеся освоили недостаточно;

какие мероприятия помогут повысить качество подготовки обучающихся к ВПР (повышение квалификации педагогов, организация работы учителя по повторению, изменение форм и методов работы с обучающимися при изучении нового материала и закреплении).

В России создается единая система оценки качества образования ЕСОКО состоит из нескольких подсистем. Их 5.

Национальное исследование качества образования (НИКО)

Всероссийские проверочные работы (ВПР)

Исследование профессиональных компетенций учителей

Таким образом, предполагается, что все перечисленные элементы будут работать в единой системе. Результаты исследований могут быть использованы ОО, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния системы образования и формирования программ еѐ развития.

Важнейшим элементом остается инспекция в системе школьного образования. Инспекция должна работать не с теми школами, которые показывают объективно хорошие результаты, а с теми, которые показывают низкие либо необъективные. С необъективными результатами нужно разбираться, с низкими инспекция должна работать, формируя программу методической поддержки, помощи данной школе.

Первая из них касается участия России в международных исследованиях. В частности, программа PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися 4-х классов. В ней, по словам Сергея Кравцова,главы Рособрнадзора, Россия показывает хорошие результаты, что говорит о высоком качестве образования в начальной школе. В исследовании TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), проверяющем качество математического и естественнонаучного образования в 4, 8 и 11 классах, наша страна также входит в число лучших. Однако проблемы наблюдаются в еще одном авторитетном международном исследовании — PISA (Programme for International Student Assessment). Оно предполагает мониторинг качества образования в школе и проводится среди 15-летних учащихся по четырём основным направлениям: грамотность чтения, математическая, естественнонаучная и компьютерная грамотность. Так, по результатам PISA-2012 российские школьники показали результаты ниже среднего.

Итоговая аттестация

Своевременно проводить анализ и коррекцию индивидуальных образовательных результатов обучающихся

Учитель должен обратить внимание на проблемы в преподавании предмета и находиться в состоянии постоянного профессионального совершенствования.

Методические рекомендации

- при планировании уроков избегать однообразной формулировки заданий, обучать школьников разным способам выполнения задания; предлагать учащимся объяснять выполнение задания, доказывать, почему ими выбран тот или иной способ действия;

- учить ориентироваться в определенной жизненной ситуации, описанной в задании (задаче), учить осознанному выделению данных, выбору действий;

- больше внимания следует уделять обучению выразительному осмысленному чтению текста задания (задачи), так как причинами ошибок могут стать и невозможность самостоятельно правильно прочитать задание (задачу), расставить логические ударения, выявить суть задания и т.д.;

- приучать учащихся к внимательному чтению и неукоснительному выполнению инструкций при выполнении заданий;

- разъяснять возможность исправления учащимися самостоятельно выявленных ошибок в контрольных работах, данный навык - показатель сформированности важнейшего для учебной деятельности действия – самоконтроля;

- особое внимание уделять тем отдельным умениям или группам умений, которые сформированы менее чем у половины учащихся класса;

- на основе результатов Всероссийских проверочных работ организовать индивидуальную работу с учащимися по устранению выявленных затруднений.

Алгоритм подготовки к ВПР

Выписать перечень планируемых результатов по предмету .

Вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.

При отборе заданий важно выдерживать такие принципы:

Задания должны быть разнообразными, чтобы, с одной стороны, не формировать стереотипов о том, что тот или иной планируемый результат проверяется всегда одинаково одним и тем же типом задания, с другой стороны, для того, чтобы совершенствовать знания и умения, поскольку одна из целей обучения – научить применять знания в разных ситуациях, а выполнение разных по типу заданий как раз этому и способствует.

Заданий на оценивание достижения каждого планируемого результата должно быть достаточно для того, чтобы сделать вывод о достижении этого планируемого результата, по 1-2 заданиям такой вывод вряд ли будет объективным.

Задания должны быть разноуровневыми: большая часть заданий должна позволять проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, но как минимум одно задание должно позволять проверить достижение планируемого результата на повышенном уровне.


В общегосударственном плане качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны.

В педагогическом плане - это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, сколько на развитие личности. Образовательное учреждение должно формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и составляет современное содержание образования.

Сегодня на федеральном уровне особое внимание уделяется формированию единого образовательного пространства через оценочные процедуры с одинаковой шкалой, едиными требованиями, подходами во всех регионах РФ.

Одной из оценочных процедур Всероссийской системы качества образования являются Всероссийские проверочные работы (ВПР). ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в т.ч. уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями, а также оценку личностных результатов обучения.

Специалисты утверждают, что ежегодное проведение ВПР в результате позволит:

Психологически подготовить обучающихся к экзаменам в старших классах, в частности к ОГЭ и ЕГЭ.

Определить количество и уровень знаний, которые были получены в течение пройденного года обучения.

Даст стимул к систематическим занятиям в течение всех лет обучения, а не только в выпускных классах.

Будут видны недостатки учебной программы по проверяемым предметам.

Родители будут в курсе уровня знаний своего ребёнка.

Даст возможность улучшить общую систему обучения.

Результаты ВПР используются на разных уровнях

Общероссийский Федеральные органы власти используют результаты ВПР, чтобы: сформировать единые ориентиры в оценке результатов обучения; позволяют осуществить мониторинг результатов введения федеральных государственных образовательных стандартов; разработать региональные и внутришкольные механизмы самоаудита и самоконтроля; сформировать единое образовательное пространство в стране

Региональный Регионам результаты ВПР нужны, чтобы: провести диагностику качества образования на региональном уровне; сформировать программы повышения квалификации педагогов; совершенствовать региональную систему оценки качества образования

Родители и обучающиеся Результаты выполнения ВПР служат родителям для выявления проблемных зон в обучении, определения образовательной траектории своих детей.

Главная цель проведения ВПР – получить объективную оценку качества образования, выявить проблемы в преподавании конкретной предметной области, чтобы своевременно произвести коррекцию.

После проведения ВПР школы с низкими результатами обучения должны разработать пути повышения образовательных результатов.

Рассмотрим варианты возможных решений по результатам ВПР :

1.Решения относительно ученика.

- Здесь необходимо выяснить, на каком уровне освоена основная образовательная программа (повышенный, высокий, базовый ниже базового, критический). Принимаются решения относительно продолжения обучения школьником на следующей ступени образования.
- Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для школьников-участников оценочной процедуры.
- Также готовятся педагогические рекомендации для индивидуальной поддержки обучающегося (какие имеются дефициты в необходимых для продолжения обучения знаниях и навыках, и каким образом их можно восполнить).

2.Решения относительно учителя.

- Полученные данные могут использоваться для аттестации педагога. В этом случае результаты итоговой оценки обучающихся должны служить одним из критериев деятельности педагога.
- Выработка плана профессионального развития и повышения квалификации с целью преодоления профессиональных дефицитов, выявленных в ходе итоговой оценки обучающихся, и повышения качества обучения школьников.

3. Решения относительно школы.

Администрация образовательной организации:
- может учитывать результаты ВПР в качестве одного из критериев результативности работы школы при проведении самообследования школы.
- Использовать результаты в рамках Внутришкольного Контроля по предмету и классу с низким % выполнения работы.
- проектировать систему методической работы и повышения квалификации педагогов.

Общая черта для заданий ВПР по всем предметам – практикоориентированность. Поэтому одним из условий повышения качества образования является регулярное выполнение практико-ориентированных заданий как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Следует помнить, что большим потенциалом обладают упражнения, направленные на формирование действий самоконтроля. Необходимо планировать диагностический контроль по выявлению пробелов в знаниях и умениях обучающихся, формировать у них диагностико-коррекционные действия.

Результаты ВПР должны стать объектом пристального внимания учителей. В течении всего учебного года должна проводиться кропотливая работа по подготовке обучающихся к независимой оценке качества образования как на уроках, так и во внеурочное время по предмету.

Предлагаем Вашему вниманию рекомендации педагогам для повышения образовательных результатов

1. Проанализировать результаты ВПР и провести поэлементный анализ уровня достижения планируемых результатов обучения, установить дефициты в овладении базовыми знаниями и умениями как для каждого обучающегося, так и для класса в целом. Необходимо внести изменения в тематическое планирование по предметам в связи с результатами Всероссийских проверочных работ. Важно включить учебные часы на повторение тем, по которым получены низкие результаты, уточнить виды учебной деятельности обучающихся.

2. Необходимо реализовать преемственные связи с начальным общим образованием в основной школе. Следует приступать к изучению каждой темы, продолжающей тему начальной школы, с уровня, гарантированного программой, по которой обучались дети в начальной школе.

3. Особая роль возлагается на грамотную работу методического объединения. Руководителям МО на заседаниях необходимо рассмотреть и произвести детальный анализ результатов ВПР, выявить проблемы, оказать методическую помощь учителям начальных классов и учителям-предметникам, показавшим низкие результаты. Должны быть определены задачи на новый учебный год.

4. Использовать результаты анализа для совершенствования методики преподавания предметов

5. При разработке рабочих программ по предмету включить такие задания, чтобы развить вариативность мышления обучающихся и способности применять знания в новой ситуации, создавать и преобразовывать модели и схемы для экспериментальных задач.

6. Проектировать и проводить уроки в логике системно-деятельностного подхода. 7. Усилить работу по формированию УУД: применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и заданий из смежных дисциплин; включает учебно-практические задания, которые диагностируют степень сформированности универсальных учебных действий у обучающихся. Усилить работу по развитию коммуникативных и познавательных УУД.

8. Организовывать коллективную проектную деятельность.

10. Следует вести разъяснительную работу с родителями обучающихся о целях ВПР, ознакомить с результатами ВПР в образовательной организации, проводить работу по консультированию родителей.

11. Каждому учителю повысить личную ответственность при организации, проведении и проверке ВПР.

Как повысить качество образовательных результатов по русскому языку с помощью заданий ВПР

Всероссийские проверочные работы — это итоговые контрольные работы с едиными стандартизированными заданиями, которые проверяют знания школьников по предмету.

Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержка введения ФГОС за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых кретериев оценивания учебных достижений.

Перечень УУД, проверяемых в ВПР:

1) Логические универсальные действия:

- анализ объектов в целях выделения признаков;

- синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостоющих компонентов;

- выбор оснований и кретериев для сравнения;

- подведение под понятие;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепирассуждений, доказательство.

2) Коммуникативные действия:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формамиречи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Назначение ВПР по русскому языку – оценить уровен ь общеобразовательной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Трудные случаи в КИМ ВПР:

1. Знание норм орфографии и пунктуации.

2. Знание норм грамматики (особенно 7-й класс).

3. Работа с текстом.

4. Лексический анализ:

- дать определение значения слова;

- найти слова со стилистической окраской;

- определить значение фразеологизмов.

Исходя из этого, планирую свою работу по ликвидации пробелов следующим образом:

1. При разработке рабочих программ по русскому языку

– включаю задания, чтобы развить вариативность мышления обучающихся и способность применять знания в новой ситуации;

– организую индивидуальную и коллективную деятельность;

– использую учебно-практические задания, которые диагностируют степень сформированности универсальных учебных действий у обучающихся;

– по каждому проблемному разделу планирую практикумы и тематические проверочные работы;

– включаю во все уроки задания, развивающие навыки самоконтроля, повышения внимательности учащихся посредством организации взаимопроверки, самопроверки, работы по алгоритму, плану.

2) Выстраиваю траекторию индивидуальных и групповых занятий с учётом результатов ВПР.

3)Использую при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приёмы.

4)Провожу целенаправленную работу по формированию у учащихся регулятивных, познавательных умений, в том числе умений планировать выполнение задания, контролировать полноту выполнения задания, соответствие выполненного задания предложенным формулировкам, оформлять работу в соответствии с предложенными требованиями.

5)Для повышения качества образовательных результатов по русскому языку стараюсь использовать задания, размещённые на разных образовательных ресурсах:

Подбирая необходимые дидактические материалы, руководствуюсь определёнными принципами отбора заданий:

1. Задания должны быть разнообразными, чтобы тот или иной планируемый результат проверялся не всегда одинаково одним и тем же типом заданий, что создаст условия для развития умения применять знания в разных ситуациях.
2. Заданий на оценивание достижения каждого планируемого результата должно быть достаточно для того, чтобы сделать необходимый вывод.

3. Задания должны быть разноуровневыми: большая часть заданий должна позволить проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, но необходимо использовать задания и повышенного уровня сложности.

Эффективной формой работы считаю комплексный анализ текста, в ходе которого учащиеся определяют основную мысль текста, авторскую позицию, тип и стиль речи; анализируют лексику, изобразительно-выразительные средства языка, морфологические признаки частей речи, словообразовательные элементы, синтаксические конструкции, выполняют орфографический и пунктуационный разборы и т.д. Комплексный анализ текста – мощный стимул речевого развития учащихся, развития эмоциональной и интеллектуальной сфер личности человека, взаимосвязанного развития ассоциативно образного и логического типов мышления. Тексты русских писателей, публицистов – это уникальный материал, имеющий большое воспитательное значение, способствующий становлению морально-нравственной личности.
Комплексная работа с текстом на уроках русского языка создает условия для реализации внутрипредметных и межпредметных связей, позволяет работать над техникой чтения обучающихся, повышать технику письма у учащихся. Всё это важно для успешной подготовки к ВПР, а впоследствии к ОГЭ, ЕГЭ.
Сэкономить время на систематизацию изученного по орфографии и пунктуации помогают тетради для правил и схем разных видов грамматического разбора, которые ведут мои ученики.

Помимо традиционной работы с текстом, выполнения различных упражнений по орфографии и пунктуации, разного вида разборов, предлагаю обучающимся на уроках или в качестве домашнего задания (по выбору) творческие задания, в том числе и нестандартные.
Изучая теоретический материал, расширяя и углубляя теоретические знания по темам, составляем опорные конспекты, орфографические диктанты, сочиняем лингвистические сказки.

Примеры заданий.

*Придумайте и запишите, как вы обратились бы

- лицу, с которым вы едва знакомы, но которого хотели бы пригласить на торжество;

- вашему хорошему приятелю;

- проказнику, который что-то разбил, перевернул, съел и т.д.

*Запишите предложения с обращениями, графически обозначьте обращения.

*Напишите творческую работу, используя слова с чередованием гласных Е/И. На следующем уроке текст работы может быть использован в качестве выборочного диктанта: учащиеся класса будут выписывать слова с чередующимися Е/И в корнях (с графическим комментированием).

Разбор слов по составу .

*Задание в форме таблицы: представляю несколько схем состава слова, ученик должен выбрать из текста и вписать по два примера к каждой схеме. *Еще один вариант задания — дать 3 схемы и 4 слова, чтобы ученик соединил их по соответствию.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова.

Знание орфографии.

Знание морфологии.

*Предлагаю ученикам слово (имя существительное), в котором присутствует такое количество букв, которое соответствует их знаниям о частях речи. Учащиеся записывают слово в столбик и на каждую букву подбирают часть речи. Порядок записи произвольный. Но правом столбике каждая часть речи должна присутствовать только один раз:

К – кто-то (местоимение);

О – один (имя числительное);

Л – лакомство (имя существительное);

Е – ехать (глагол);

С – спокойно (наречие);

О – оловянный (имя прилагательное).

*Можно усложнить задание и попросить учеников составить предложение или мини-текст, в который они включат все придуманные слова. Это задание в основном задаю на дом или тем, кто заканчивает работу быстрее всех.

Характеристика слова: апельсины – имя существительное, нарицательное, неодушевленное, 1го склонения,

мужского рода, во множественном числе, в винительном падеже,

в предложении является дополнением.

Знание пунктуации.

Учащиеся часто путают сложное предложение с двумя грамматическими

основами с предложением, в котором есть однородные члены.

*Выберите правильную характеристику предложения

1. Предложение простое, распространенное, осложнено однородными сказуемыми, соединенными союзом И.

2. Предложение сложное, сложносочиненное.

3. Предложение простое, распространенное, ничем не осложнено.

4.Предложение простое, нераспространенное, осложнено однородными сказуемыми, соединенными союзом И.

*Какое из предложений служит доказательством к утверждению

1. Все чаще дуют злые и холодные ветры и обрывают листву.

2. Вдалеке он увидел деревушку из пяти или шести дворов.

3. Я стал много читать и во мне пробудился интерес к литературе.

4. Ночью ветер злится и стучит в окно.

1. Расставьте знаки препинания в тексте.

2.Объясните функцию союза И в тексте, объясните наличие или

Отсутствие запятой (запятых) в предложении, которое содержит этот союз.

Отрывок: «Человек нашел слова для всего что обнаружено во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами

однородных дополнений. Запятую перед ним ставить не нужно, так как союз И – соединительный, одиночный.

Некоторые методы и приёмы, используемые при подготовке к ВПР.

В тундр.. – в..сна. Со..нце дружески подмигива..т, посылая луч.. света из-под ни..кихобл..ков. Звенят большие(3) и малые руч..и со стоном взламывают..сяр..чушки в г..рах. Вода всюду(1). Ступ..ш.. ногой в мох – и мох сочит..ся. Трон..ш.. мшист..юкоч..ку – и сверху появит..ся вода. Стан..ш.. ногой на л..док – и из-под л..дкабрызн..т вода. Сейчас вся тундра это разр..стающеесяб..лото. Оно ж..вёт в..хлипыва..т под с..погами. Оно мя..кое, п..крыто ж..лтойпрошлогодн..й тра..кой и в..сенним мхом, похож..м на ц..плячий пух. В..снаро(б/п)ко вход..т в тундру оглядыва..т..ся. (4) Вдруг зам..рает(2) под напором х..лодного ветра но (не)останавлива..т..ся а идёт дальше.

(Работа с орфограммами и пунктуационными правилами. Данная работа может проводиться индивидуально, в парах или группах, довольно – таки кропотливая, требует много времени на уроке, но даёт положительный результат. Учащимся даётся текст и пустая таблица, необходимо все слова с пропущенными буквами разгруппировать по названиям орфограмм. Желательно пользоваться форзацем учебника. Сильным учащимся можно не давать названия орфограмм, а слабым в таблице можно их написать.

Для экономии времени на уроке можно заранее раздать карточки со словами с пропущенными буквами и просить учащихся заполнить ими таблицу на доске, прикрепить магнитами карточку в графу с соответствующей орфограммой, такая работа проводится коллективно, попутно анализируется и проверяется учителем и самими учащимися.

Цель: формирование орфографической и пунктуационной грамотности).

Читайте также: