Как поступил грибоедов с первым актом комедии после критических замечаний своего друга ответ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

- сформировать первоначальные представления о конфликте,

- продолжить формирование навыка анализа драматического произведения с учетом его жанровой специфики.

I. Вступительное слово учителя. Беседа о восприятии комедии.

Мы сегодня начинаем разговор о бессмертной комедии А.С.Грибоедова. Однако при её появлении далеко не все были в восторге от произведения драматурга, некоторые критики даже представить себе не могли, что эта пьеса переживёт своего создателя минимум на двести лет.

- А какое впечатление произвела на вас пьеса А.С.Грибоедова?

- Печальна или смешна для вас история, рассказанная в пьесе А.С.Грибоедова?

У произведениябыла сложная дорога к сцене. Об этом пути тоже можно было бы написать книгу.

Существует несколько версий истории создания комедии:

2. В.В.Шнейдер, сокурсник Грибоедова по Московскому университету, говорил, что Грибоедов начал писать комедию еще в 1812 году. Такая точка зрения существует, хотя автору ее, в то время было более 70 лет, и возможно он что-то забыл или перепутал. Правда, учитывая необычайные способности Грибоедова, можно допустить, что 17-летний юноша способен был создать подобное произведение.

Комедия была завершена к осени 1824 года. Сохранилась и 1-я (черновая) редакция пьесы, которая сейчас находится в Московском государственном историческом музее.

Настоящему уму горе причинить нельзя, а вот от ума горе быть очень даже может.

- Кто из героев пьесы кажется вам наиболее привлекательным и кто - самым отталкивающим?

- Какую сцену комедии вы представляете себе особенно живо?

- Каковы жанровые особенности произведения А.С.Грибоедова?

(Комедия - одно из драматических произведений. Особенности такого произведения: отсутствие авторского повествования (но есть список действующих лиц и ремарки); ограничение действия пространственными и временными рамками, отсюда раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта); организация речи в форме диалогов и монологов, которые обращены не только к другим героям, но и к зрителю; этапы развития конфликта (экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией, развязка).

- К какому стилю относили комедию классицисты?

(В системе жанров классицизма комедия относится к низшему стилю.)

- Каковы особенности классицистической комедии?

(Принцип единства места, времени и действия; система амплуа, в пьесе, как правило, 4 акта - в третьем кульминация, в четвертом развязка. Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами. Порок наказан - добродетель торжествует.)

- Каковы особенности сюжета в классицистической комедии?

(Одна из основных сюжетных схем комедии классицизма - борьба двух претендентов за руку одной девушки, положительный беден, но наделен высокими моральными качествами; все заканчивается счастливым диалогом.)

- Можем ли мы утверждать, что это классицистическая комедия?

(Конечно нет, хотя элементы классицистической комедии мы видим: единство времени, места, говорящие фамилии.)

Правила трех единств:

- Единство времени (действие происходит в течение одних суток).

- Единство места (действие происходит в доме Фамусова).

- Единство действия (основой для развития сюжета является приезд Чацкого в Москву).

Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, присущей комедиям классицизма.

Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, пропускает метрическое ударение, сохраняя разговорную форму слова.

- Какие элементы сюжета вы знаете?

- Какие из них являются главными, какие второстепенными?

- Каковы отличительные особенности каждого (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)?

- Возможна ли их перестановка?

- Какой художественный эффект при этом достигается?

III. Анализ списка действующих лиц.

Тугоуховский, Скалозуб, Хрюмина, Хлестова, Загорецкий.

Герои получают характеристику исходя из следующих критериев: принцип родовитости и место на служебной лестнице.

Лишены этих характеристик Чацкий и Репетилов.

Своей комедией Грибоедов предугадал судьбу П.Я.Чаадаева.

Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал ее. И здесь мы подходим к важнейшему вопросу: что есть безумие Чацкого?

IV. Анализ I действия комедии.

- Что такое 1 – 5 явление в плане развития сюжета?

( 1 – 5 явление в плане развития сюжета являются экспозицией).

- Какая интрига завязывается в самом начале?

(Тайная любовь барской дочери и безродного секретаря. Неожиданный приезд Чацкого - завязка комедийного действия, любовного конфликта: Чацкий влюблен в Софью, она влюблена в Молчалина.)

- Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели? Попытаемся представить себе, как выглядит дом Фамусова.

- Какую информацию мы получаем о героях, еще не появившихся на сцене?

( Из слов Лизы мы узнаем о Чацком, и о полковнике Скалозубе.)

- В каком явлении появляется Чацкий? Как входит Чацкий?

(Он энергичен, счастлив, возбуждён, предвкушает встречу, которую так долго ждал. Эта первая сцена очень важна. Здесь начало того трагического заблуждения, которое в конце концов сделает Чацкого героем комедии.)

- Что заставило Чацкого уехать из Москвы?

- Как его встречает Софья? (Ее поведение очень точно дано Грибоедовым в зеркале реплик Чацкого.)

- Почему светская любезность Софьи сменяется холодностью, иронией и враждебностью? Что раздражает Софью в Чацком?

- Как Чацкий пытается вернуть тон прежних отношений с Софьей? Что Чацкого более всего поразило в Софье и почему он сразу не понял, что любовь утрачена?

- Что изменилось для Чацкого в доме Фамусова и как изменился он сам? Против чего направлена ирония Чацкого?

(Диалог Чацкого и Софьи - сатирическое обличение Чацким московских нравов)

- Что в образе жизни и поведении московского барства вызывает осуждение Чацкого? Как раскрывается натура самого героя в его обличительных речах?

- Проявился ли конфликт в 8 - 10 явлении, между кем, какой он носит характер?

( В данном случае автором нарушается одно из правил комедии классицизма - единство действия, так как в 8 - 10 явлении начал проявляться любовный конфликт между Софьей и Чацким.)

V. Подведение итогов.

Завязкой комедии является неожиданный приезд Чацкого, который пылко признается в любви Софье. Так возникает внешний конфликт: борьба за невесту, любовный треугольник - Софья любит Молчалина, Чацкий любит Софью. Диалог между Софьей и Чацким открывает полное равнодушие Софьи к другу детства. Конфликт осложняется тем, что отец Софьи Фамусов не был бы доволен ни тем, ни другим претендентом: Молчалин беден и безроден, Чацкий тоже небогат, вдобавок вольнодумен, дерзок.

Домашнее задание.

1. Прочитать II действие.

3. Ответить на вопросы: "Почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым. Почему неизбежно столкновение Чацкого и фамусовской Москвы?"

Бессмертная комедия "Горе от ума" написана в годы создания тайных декабристских обществ. Содержание комедии связано с исторической действительностью. В ней столкнулись идеи века "нынешнего" с веком "минувшим".

"Горе от ума" - социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года.

В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, о рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному. Комедия Грибоедова показала причины возникновения декабризма, кроме того, поставленные в "Горе от ума" общественные вопросы разрешаются автором так же, как решали их декабристы.

В комедии Грибоедова "Горе от ума", как в зеркале, отразились этические и эстетические воззрения декабристов.

Главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий. Именно он воплотил черты такого "нового" человека. В фамусовском обществе Чацкий чувствует себя одиноким. После трехлетнего путешествия за границей, не заезжая к себе домой, прямо из экипажа, он появляется в доме Фамусова и встречает весьма прохладный прием - и со стороны хозяина и со стороны его дочери:
Чуть свет – уж на ногах! и я у ваших ног.
Ну поцелуйте же, не ждали? Говорите!
Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.
Удивлены? И только? Вот прием!

Чацкий искренне рад свиданию. Он надеется найти ответ прежнему чувству, но не находит. Его поразили две перемены: она необыкновенно похорошела и охладела к нему – тоже необыкновенно.

Софья смущена горячностью Чацкого, и он в недоумении: не такой представлялась ему встреча. Лиза пытается разрядить обстановку. Софья поправляет ее. Она пытается сравнить ее со своей тетушкой:
Вот вас бы с тетушкою свесть,
Чтоб всех знакомых перечесть.

Следует обратить внимание на то, откуда приезжает Чацкий. За сорок пять часов он промчался семьсот верст – это расстояние от Москвы до Петербурга. Он очень торопился, хотел увидеть Софью. Каждая ее реплика, лишенная ответной радости, настораживает его, поэтому он спешит повернуть тему на воспоминания об общих знакомых, над которыми они когда-то смеялись вместе.

В своем монологе Чацкий упоминает Английский клоб:
Ну, что ваш батюшка? Все Английского клоба
Старинный, верный член до гроба?

В этом же монологе Чацкий упоминает "черномазенького, на ножках журавлиных", который был вхож в каждый богатый дом: "Куда ни сунься: тут как тут, в столовых и гостиных".

Здесь же и фрейлины, младшие женские придворные звания, сопоставление тетушки с Минервой, фрейлиной Екатерины Первой. И тут Чацкий вспоминает о Молчалине:
Что я Молчалина глупее? Где он, кстати?
Еще ли не сломил безмолвия печати?
Бывало, песенок где новеньких тетрадь
Увидит, пристает: пожалуйте списать.
А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.

Этими словами он задел Софью за живое. Она говорит:
Не человек, змея!

Это месть за Молчалина. Она уже со скрытой злостью спрашивает его, случилось ли ему хоть нечаянно "добро о ком-нибудь сказать". Последняя реплика ее откровенно зла. Чацкий говорит: "Велите ж мне в огонь: пойду как на обед". Софья отвечает: "Да, хорошо – сгорите, если ж нет? "

Так развивается действие в седьмом явлении. В восьмом появляется Фамусов. Он очень рад приезду Чацкого:
Здорово, друг, здорово, брат, здорово!
Рассказывай, чай у тебя готово
Собранье важное вестей?
Садись-ка, объяви скорей.

Чацкий почти не замечает Фамусова, холодно и рассеянно отвечает на его вопросы.

"Теперь мне до того ли? " - говорит он, и, обещая приехать опять, уходит. Он говорит только об одном: "Как Софья Павловна у вас похорошела! "

Таков финал 1 действия, такова первая встреча с Чацким. Перед нами пока пылкий юноша, который страстно любит, который приехал к себе домой после долгой разлуки, возбужден от своих чувств и не может понять, кому же его предпочли.

"Горе от ума" - социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года.
В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, о рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному. Комедия Грибоедова показала причины возникновения декабризма, кроме того, поставленные в "Горе от ума" общественные вопросы разрешаются автором так же, как решали их декабристы.
В комедии Грибоедова "Горе от ума", как в зеркале, отразились этические и эстетические воззрения декабристов.
Главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий. Именно он воплотил черты такого "нового" человека. В фамусовском обществе Чацкий чувствует себя одиноким. После трехлетнего путешествия за границей, не заезжая к себе домой, прямо из экипажа, он появляется в доме Фамусова и встречает весьма прохладный прием - и со стороны хозяина и со стороны его дочери:
Чуть свет – уж на ногах! и я у ваших ног.
Ну поцелуйте же, не ждали? Говорите!
Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.
Удивлены? И только? Вот прием!
Чацкий искренне рад свиданию. Он надеется найти ответ прежнему чувству, но не находит. Его поразили две перемены: она необыкновенно похорошела и охладела к нему – тоже необыкновенно.
Софья смущена горячностью Чацкого, и он в недоумении: не такой представлялась ему встреча. Лиза пытается разрядить обстановку. Софья поправляет ее. Она пытается сравнить ее со своей тетушкой:
Вот вас бы с тетушкою свесть,
Чтоб всех знакомых перечесть.
Следует обратить внимание на то, откуда приезжает Чацкий. За сорок пять часов он промчался семьсот верст – это расстояние от Москвы до Петербурга. Он очень торопился, хотел увидеть Софью. Каждая ее реплика, лишенная ответной радости, настораживает его, поэтому он спешит повернуть тему на воспоминания об общих знакомых, над которыми они когда-то смеялись вместе.
В своем монологе Чацкий упоминает Английский клоб:
Ну, что ваш батюшка? Все Английского клоба
Старинный, верный член до гроба?
В этом же монологе Чацкий упоминает "черномазенького, на ножках журавлиных", который был вхож в каждый богатый дом: "Куда ни сунься: тут как тут, в столовых и гостиных".
Здесь же и фрейлины, младшие женские придворные звания, сопоставление тетушки с Минервой, фрейлиной Екатерины Первой. И тут Чацкий вспоминает о Молчалине:
Что я Молчалина глупее? Где он, кстати?
Еще ли не сломил безмолвия печати?
Бывало, песенок где новеньких тетрадь
Увидит, пристает: пожалуйте списать.
А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.
Этими словами он задел Софью за живое. Она говорит:
Не человек, змея!
Это месть за Молчалина. Она уже со скрытой злостью спрашивает его, случилось ли ему хоть нечаянно "добро о ком-нибудь сказать". Последняя реплика ее откровенно зла. Чацкий говорит: "Велите ж мне в огонь: пойду как на обед". Софья отвечает: "Да, хорошо – сгорите, если ж нет? "
Так развивается действие в седьмом явлении. В восьмом появляется Фамусов. Он очень рад приезду Чацкого:
Здорово, друг, здорово, брат, здорово!
Рассказывай, чай у тебя готово
Собранье важное вестей?
Садись-ка, объяви скорей.
Чацкий почти не замечает Фамусова, холодно и рассеянно отвечает на его вопросы.
"Теперь мне до того ли? " - говорит он, и, обещая приехать опять, уходит. Он говорит только об одном: "Как Софья Павловна у вас похорошела! "
Таков финал 1 действия, такова первая встреча с Чацким. Перед нами пока пылкий юноша, который страстно любит, который приехал к себе домой после долгой разлук

тест по "Горе от Ума"
1: Как А.С. Грибоедов придумал сюжет комедии?
1.1 Сюжет ему приснился
1.2 Идею сюжета подсказал А.С Пушкин
1.3 Писатель переработал сюжет известного западного романиста
2: Как А. С. Грибоедов придумал сюжет комедии?
2.1 Сюжет ему приснился.
2.2 Идею сюжета подсказал А. С. Пушкин.
2.3 Писатель переработал сюжет известного западного романиста.
3:Как поступил А. С. Грибоедов с первым актом комедии после критических
3.1 Рассорился с другом и не стал ничего изменять.
3.2 Сжёг первый акт и переписал с учётом замечаний за одну ночь
3.3 Сжёг первый акт и составил в уме его новую версию с учётом замечаний.
4: Почему пьесу не могли долгое время ставить в театрах?
4.1 Сложный текст
4.2 Запрещала цензура
4.3 Сам автор не давал согласие на постановку

50 0

Знаешь ответ? Добавь его сюда и заработай денег! Ответы проходят модерацию. Минимум 100 символов.

Сочинение 3

Центральным персонажем всей повести является молодой человек, который недавно приехал с учебы в родной город. Его зовут Александр Чацкий. Именно этот персонаж по желанию автора сталкивается с различного рода непониманиями его обществом. На данной почве построены все конфликты произведения.

Первый конфликт – это конфликт любви. Чацкий влюблен в свою подругу детства, которую зовут Соня. Девушке отец, которым является Фамусов подыскивает уже подходящего жениха. Чацкий образованный и ставит умственное развитие превыше всего. Фамусов считает, что лучший вариант стать богатым и знаменитым – это умение хорошо прислуживать и получить какой-нибудь ин. Соня поддерживает его. На этом базируется и второй конфликт произведения Александра Грибоедова.

Столкновение взглядов, мировоззрений, ценностей главных героев – вот один из основных конфликтов.

Также хорошо прорисована проблема внедрения всего иностранного в родное. Чацкий возмущен тем, что большая часть людей в фамусовском доме разговаривает не на родном русском языке, а на французском. Он не понимает, почему даже какой-то французик, приехавший издалека, чувствует себя здесь как дома.

Еще одной проблемой комедии можно назвать одиночество умного человека в обществе людей с ограниченным кругозором, думающих только про то, как бы заработать побольше денег, вкуснее поесть и выслужиться на чин. Финал комедии печальный и одновременно смешной. Александр Чацкий, через которого с читателем говорит Грибоедов, подвергается клевете и признается сумасшедшим. Чацкий покидает общество этих недоумков и уезжает из фамусовского дома навсегда, чтобы больше сюда не вернуться.

Конфликт произведения Горе от ума

Данная пьеса, написанная Александром Грибоедовым, является новаторской, ибо впервые в ней прозвучали нотки реализма. Сюжет зациклен на одном конфликте, а на трёх основных: конфликт любви и социального развития, а так же разрыв поколений.

Социальный конфликт играет главную роль в произведении. В пьесе есть чёткое разделение: это прогрессивные дворяне, выступающие в лице молодого Чацкого и консервативные дворяне- это Фамусов. Первые уверенны, что будущее стоит за развитием, изучением новых данных и самое главное- это прекращение рабского отношения к крепостным. Фамусовское общество уверенно, что крепостное право не должно быть отменено и вообще учиться ничему новому не нужно. Просвещение несёт одно зло и может навредить привычной жизни.

От сюда вытекает третий конфликт — это конфликт поколений. Фамусов против Чацкого. Они не понимают друг друга и никогда не поймут. Обострение пошло после спора о крепостном праве. Фамусов привык, что может командовать и издеваться как хочет. Ничего за это старику не будет. Чацкий же уверен, что каждый человек заслуживает уважения и свободы. Люди не могут быть рабами, это же вещи, которыми можно распоряжаться как вздумается, унижать, продавать, убивать. Между ними пропасть в виде социального статуса, но разве это так важно?

Сочинение на тему основной конфликт комедии горе от ума

Помыкает Паскевич, Клевещет опальный Ермолов… Что ж осталось ему? Честолюбие, холод и злость… От чиновных старух, От язвительных светских уколов Он в кибитке катит, Опершись подбородком о трость. Д. Кедрин Александр Сергеевич Грибоедов стяжал большую литературную славу и всенародную известность, написав комедию “Горе от ума”. Это произведение явилось новаторским в русской литературе первой четверти XIX века. Для классической комедии было характерно деление героев на положительных и отрицательных. Победа всегда была за положительными героями, в то время как отрицательные высмеивались и терпели поражение. В комедии же Грибоедова персонажи распределены совершенно иным образом. Основной конфликт пьесы связан с разделением героев на представителей “века нынешнего>ми “века минувшего”, причем к первым относится фактически один Александр Андреевич Чацкий, к тому же он нередко оказывается в смешном положении, хотя и является героем положительным. В то же время главный его “оппонент” Фамусов отнюдь не какой-нибудь отъявленный мерзавец, напротив, это заботливый отец и добродушный человек. Интересно то, что детство Чацкого прошло в доме Павла Афанасьевича Фамусова. Московская барская жизнь была размеренной и спокойной. Каждый день был похож на другой. Балы, обеды, ужины, крестины… Тот сватался — успел, а тот дал промах. Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах. Женщин, в основном, занимали наряды. Они любят все иностранное, французское. У дам фамусовского общества одна цель — выйти замуж или выдать дочерей за человека влиятельного и богатого. При всем при этом, по выражению самого Фамусова, женщины “судьи всему, везде, над ними нет судей”. За покровительством все ездят к некой Татьяне Юрьевне, потому что “чиновные и должностные все ей друзья и все родные”. Княгиня же Марья Алексеевна имеет такой вес в высшем обществе, что Фамусов как-то в страхе восклицает: Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна! А что ж мужчины? Они все заняты тем, чтоб продвинуться как можно выше по социальной лестнице. Вот бездумный солдафон Скалозуб, который все меряет военными мерками, шутит по-военному, являя собой образец тупости и ограниченности. Но это-то как раз и означает хорошую перспективу роста. У него одна цель — “добраться в генералы”. Вот мелкий чиновник Молчалин. Он не без удовольствия говорит о том, что “три награжденья получил, числится по Архивам”, и ему, конечно, хочется “дойти до степеней известных”. Сам же московский “туз” Фамусов рассказывает молодым людям о вельможе Максиме Петровиче, который служил еще при Екатерине и, добиваясь места при дворе, не проявлял ни деловых качеств, ни талантов, а прославился лишь тем, что у него часто “гнулась шея” в поклонах. Зато “имел сто человек к услугам”, “весь в орденах”. Вот это и есть идеал фамусовского общества. Московские дворяне спесивы и надменны. К людям беднее себя они относятся с презрением. Но особая надменность слышится в репликах, обращенных к крепостным. Они — “петрушки”, “фомки”, “чурбаны”, “ленивые тетери”. С ними один разговор: “В работу вас! На поселенье вас!”. Сомкнутым строем фамусовцы выступают против всего нового, передового. Они могут полиберальничать, но коренных изменений боятся как огня. Сколько ненависти в словах Фамусова: Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений. Таким образом, Чацкому хорошо знаком дух “века минувшего”, отмеченный низкопоклонством, ненавистью к просвещению, пустотой жизни. Все это рано возбудило в нашем герое скуку и отвращение. Несмотря на дружбу с милой Софьей, Чацкий покидает дом своих родственников и начинает самостоятельную жизнь. “Охота странствовать напала на него…” Душа его жаждала новизны современных идей, общения с передовыми людьми времени. Он покидает Москву и едет в Петербург. “Высокие думы” для него превыше всего. Именно в Петербурге сложились взгляды и стремления Чацкого. Он, по-видимому, заинтересовался литературой. Даже до Фамусова дошли слухи, что Чацкий “славно пишет, переводит”. Вместе с тем Чацкого увлекает общественная деятельность. У него возникает “с министрами связь”. Однако ненадолго. Высокие понятия о чести не позволяли ему прислуживаться, он хотел служить делу, а не лицам. После этого Чацкий, вероятно, побывал в деревне, где он, по словам Фамусова, “наблажил”, оплошно управляя имением. Затем наш герой отправляется за границу. На “путешествия” в то время смотрели косо, как на проявление либерального духа. Но как раз знакомство представителей русской дворянской молодежи с жизнью, философией, историей Западной Европы имело большое значение для их развития. И вот мы встречаемся уже со зрелым Чацким, человеком со сложившимися идеями. Рабской морали фамусовского общества Чацкий противопоставляет высокое понимание чести и долга. Он страстно обличает ненавист ный ему крепостнический строй. Он не может спокойно говорить о “Несторе негодяев знатных”, меняющем слуг на собак, или о том, кто “на крепостной балет согнал… от матерей, отцов отторженных детей” и. разорившись, распродал всех поодиночке. Вот те, которые дожили до седин! Вот уважать кого должны мы на безлюдье! Вот наши строгие ценители и судьи! Чацкому ненавистны “прошедшего житья подлейшие черты”, люди, которые “сужденья черпают из забытых газет времен Очаковских и покоре-нья Крыма”. Резкий протест вызывает у него дворянское низкопоклонство перед всем иностранным, французское воспитание, обычное в барской среде. В своем знаменитом монологе о “французике из Бордо” он говорит о горячей привязанности простого народа к своей родине, национальным обычаям и языку. Как истинный просветитель, Чацкий страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу. В разуме, в воспитании, в общественном мнении, в силе идейного и морального воздействия он видит главное и могучее средство переделки общества, изменения жизни. Он защищает право служить просвещению и науке: Теперь пускай из нас один Из молодых людей, найдется враг исканий, – Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам Бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным, — Они тотчас: разбой! Пожар! И прослывет у них мечтателем! Опасным. К таким молодым людям в пьесе, кроме Чацкого, можно отнести, пожалуй, также двоюродного брата Скалозуба, племянника княгини Ту-гоуховской — “химика и ботаника”. Но о них в пьесе говорится вскользь. Среди гостей Фамусова наш герой — одиночка. – Конечно же, Чацкий наживает себе врагов. Ну разве простит его Скалозуб, если услышит о себе: “Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки!” Или Наталья Дмитриевна, которой он посоветовал жить в деревне?.Или Хлестова, над которой Чацкий открыто смеется? Но больше всех достается, конечно, Молчалину. Чацкий считает его “жалчайшим созданием”, похожим на всех глупцов. Софья из мести за такие слова объявляет Чацкого сумасшедшим. Все с радостью подхватывают ату новость, они искренне верят в сплетню, потому что, действительно, в этом обществе он кажется безумным. А. С. Пушкин, прочитав “Горе от ума”, заметил, что Чацкий мечет бисер перед свиньями, что никогда и ни в чем не переубедит он тех, к кому обращается со своими гневными, страстными монологами. И с этим нельзя не согласиться. Но Чацкий молод. Да он и не имел цели затевать споры со старшим поколением. Прежде всего он хотел повидать Софью, к которой с детства питал сердечную привязанность. Другое дело, что за время, котрое прошло с их последней встречи, Софья изменилась. Чацкий обескуражен ее холодным приемом, он силится понять, как же могло статься, что он ей больше не нужен. Может быть, именно эта душевная травма и запустила механизм конфликта. В итоге происходит полный разрыв Чацкого с тем миром, в котором он провел свое детство и с которым связан кровными узами. Но конфликт, приведший к этому разрыву, не личностный, не случайный. Конфликт этот — социальный. Столкнулись не просто разные люди, но разные мировоззрения, различные общественные позиции. Внешней завязкой конфликта явился приезд Чацкого в дом Фамусова, развитие он получил в спорах и монологах главных героев (“А судьи кто?”, “Вот то-то, все вы гордецы!”). Нарастающее непонимание и отчужденность приводят к кульминации: на балу Чацкого признают безумным. И тут он понимает сам, что все его слова и душевные движения были напрасны: Безумным вы меня прославили все хором. Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. Развязка конфликта — отъезд Чацкого из Москвы. Отношения фа-мусовского общества и главного героя выяснены до конца: они глубоко презирают друг друга и не хотят иметь ничего общего. Невозможно сказать, кто одерживает верх. Ведь конфликт между старым и новым вечен, как мир. А тема страданий умного, образованного человека в России злободневна и сегодня. И по сей день от ума страдают больше, чем от его отсутствия. В этом смысле А.С.Грибоедов создал комедию на все времена. ?


Задания Д1 C1 № 296

1.1.1. Как в приведённой сцене намечен любовный конфликт комедии?

1.2.1. Каким предстаёт мир природы в приведённом стихотворении?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1.—1.1.2.

…Наш ментор, помните колпак его, халат,

Перст указательный, все признаки ученья

Как наши робкие тревожили умы,

Как с ранних пор привыкли верить мы,

Что нам без немцев нет спасенья!

А Гильоме, француз, подбитый ветерком?

Он не женат ещё?

Хоть на какой-нибудь княгине

Пульхерии Андревне, например?

Танцмейстер! можно ли!

Что ж, он и кавалер.

От нас потребуют с именьем быть и в чине,

А Гильоме. – Здесь нынче тон каков

На съездах, на больших, по праздникам приходским?

Господствует ещё смешенье языков:

Французского с нижегородским?

Да, двух, без этого нельзя ж.

Но мудрено из них один скроить, как ваш.

По крайней мере не надутый.

Свиданьем с вами оживлён,

И говорлив; а разве нет времён,

Что я Молчалина глупее? Где он, кстати?

Ещё ли не сломил безмолвия печати?

Бывало, песенок где новеньких тетрадь

Увидит, пристаёт: пожалуйте списать.

А впрочем, он дойдёт до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных.

Не человек, змея!

(Громко и принужденно.)

Хочу у вас спросить:

Случалось ли, чтоб вы смеясь? или в печали?

Ошибкою? добро о ком-нибудь сказали?

Хоть не теперь, а в детстве, может быть.

Когда всё мягко так? и нежно, и незрело?

На что же так давно? вот доброе вам дело:

Звонками только что гремя

И день и ночь по снеговой пустыне,

Спешу к вам, голову сломя.

И как вас нахожу? в каком-то строгом чине!

Вот полчаса холодности терплю!

Лицо святейшей богомолки. –

И всё-таки я вас без памяти люблю.

(Минутное молчание.)

Послушайте, ужли слова мои все колки?

И клонятся к чьему-нибудь вреду?

Но если так: ум с сердцем не в ладу.

Я в чудаках иному чуду

Раз посмеюсь, потом забуду.

Велите ж мне в огонь: пойду как на обед.

Да, хорошо – сгорите, если ж нет?

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 1.2.1.—1.2.2.

Ты видел деву на скале

В одежде белой над волнами,

Когда, бушуя в бурной мгле,

Играло море с берегами,

Когда луч молний озарял

Её всечасно блеском алым

И ветер бился и летал

С её летучим покрывалом?

Прекрасно море в бурной мгле

И небо в блесках без лазури;

Но верь мне: дева на скале

Прекрасней волн, небес и бури.

(А. С. Пушкин, 1825)


Задания Д2 C2 № 297

1.1.2. Какое значение в данной сцене имеет каждая из ремарок?

1.2.2. Какую роль в данном стихотворении играет инверсия?

1.2.2. Инве́рсия — филологический термин, относящийся к фигурам речи, происходит от латинского слова inversio — переворачивание, перестановка — изменение прямого порядка слов или словосочетаний как стилистический приём. Инверсия играет:

1) акцентную или смысловую функцию, служит для выделения нужных для авторского замысла слов, передачи авторского отношения;

2) ритмообразующую функцию, помогает построить поэтический текст;

3) эстетическую функцию, создаёт словесно-образную картину; помогает понять смысл стихотворения; делает текст образным, выразительным.

В приведённом стихотворении с помощью инверсии создаётся неповторимый художественный образ непогоды и девы на фоне этой непогоды, а также переживаний лирического героя.

1.1.1. В комедии Грибоедова два конфликта: один — социальный, другой — бытовой. В приведённой сцене намечен бытовой конфликт — конфликт любовный между Софьей и Чацким. Софья не любит Чацкого, она обижена его длительным отстутствием и уже увлечена бессловесным Молчалиным. Чувства Чацкого не остыли. Он умён, остёр на язык и тем самым раздражает и без того испытывающую неприятие Софью. Так конфликт бытовой переплетается с зарождающимся социальным конфликтом. Софья — представительница мира, чуждого по убеждениям Чацкому, поэтому неизбежно перерастание любовного конфликта между Софьей и Чацким в конфликт общественных интересов.

1.2.1. Мир природы тесно переплетается с внутренними переживаниями лирического героя, вот почему среди молний и мглы он видит прекрасную деву. Дева — символ душевного равновесия, спасения в бушующем мире стихии. Лирический герой словно подчёркивает, что наступит успокоение, буря отступит, как отступают душевные метания.

Читайте также: