Как понимает сальери предназначение искусства кратко

Обновлено: 06.07.2024

Искусство, так же как и ремесло, предполагает создание человеком чего-либо нового, совершенного. Творение ремесленника иногда можно назвать произведением искусства и наоборот. Грань межу этими понятиями тонка, но, несмотря на это, они имеют множество различий. Предметы искусства и ремесла отличаются отношением к ним их создателей и людей, для которых они предназначены. О различиях между искусством и ремеслом писали многие литераторы.

Сальери же является ремесленником, создание музыки для него - тяжелый труд. Он пишет из страсти к музыке и мечтает о славе, поэтому люди не принимают его композиций. Так искусство отличается от ремесла своим бескорыстием и признанием общества.

Таким образом, творец создает бескорыстно и добровольно, ремесленник же обычно работает вынужденно, с целью получения денег. Искусство воспринимается людьми как нечто возвышенное, имеющее благородную миссию, в то время как ремесло считается чем-то обыденным и практическим. Поэтому произведение искусства неповторимо и остается в памяти людей навечно, а о работе ремесленника не вспомнят и через несколько лет.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Длительность создания произведения

Сравнивая двух героев, А. С. Пушкин поднимает проблему истинного и ложного искусства. Принципиальное отличие Моцарта и Сальери заключено в том, что для Сальери искусство первоначально было ремеслом, а Моцарт искусство никогда не считал и не называл ремеслом. Потому что Моцарт с самого начала понимал значение искусства и умел его создавать самостоятельно.

Отношение Моцарта к своему искусству

Чувства Сальери

Произведения Моцарта способны глубоко затронуть душу человека. Когда Сальери слышит музыку Моцарта, он отмечает ее глубину, смелость и стройность. А. С. Пушкин, описывая, какие чувства возникают в душе Сальери, поднимает тему зависти.

Сальери уверен, что талант Моцарта настолько велик, что если сейчас он поднимет искусство на новый уровень, оно упадет, когда Моцарт покинет этот мир. Поэтому принимает решение отравить гениального творца. Совершив злодеяние, Сальери понимает, что действительно не был гением, что убийство друга не поможет ему стать известнее.

Так вот, исходя из авторского названия цикла, можно понять определенные вещи и взглянуть на проблемы в интересном ракурсе. Прежде, чем перейти непосредственно к нашей теме, еще несколько слов о названии.

Приступая непосредственно к теме, не лишним будет немного разобраться в названии теперь уже самой пьесы.

Или же совмещается? Это и есть один из первейших и сложнейших вопросов, поставленных в пьесе Пушкина. Да и не только в ней.

Разумеется, речь здесь идет не о вопросе авторства.

Попробуем сравнить имеющиеся взгляды и высказать свое мнение относительно некоторых спорных вопросов.

Является ли сама сюжетная фабула реальным фактом истории, или же это только результат художественного творчества решается давно. На самом деле, это не так уж и важно. Сам А.С.Пушкин, по крайней мере, разделял ту точку зрения, согласно которой Сальери являлся отравителем Моцарта – если, конечно, доверять письменным свидетельствам на этот счет самого автора.

Если Пушкин и ошибся, и Сальери не был убийцей (мы склоняемся более к этой точке зрения), что ошибка его вытекала не из намеренного желания оклеветать ни в чем не повинного талантливого композитора, а была результатом вполне искреннего заблуждения.

На самом деле, значительно важнее другое – какие именно системы восприятия искусства и его судеб были спроецированы Пушкиным на персонажей его пьесы. Вряд ли стоит всерьез считать героев литературного произведения реальными историческими персонажами и сетовать на то, что в чем-то они не соответствуют исторической правде. Текст пьесы, как и всякое произведение искусства, является прежде всего новой реальностью, где действуют законы, совершенно не обязательно идентичные законам окружающей нас жизни. И судить персонажей литературного текста следует по законам того мира, в котором они действуют, то есть созданного творческой силой автора текста.

Несмотря на кажущуюся простоту решения, задача эта очень сложная и неоднозначная. Простодушный читатель может излишне довериться Пушкину, намеренно давшему ответы, лежащие, казалось бы, на поверхности.

Впрочем, это уже не совсем на поверхности. Потому, остановимся здесь поподробнее.

Хорошо. Можно было бы допустить, что Сальери в течение всего своего вступительного монолога абсолютно честен перед собой. Но ведь он же и противоречит самому себе и своим заверениям о том, что зависти он не знает.

Где ж правота, когда священный дар,

Когда бессмертный гений - не в награду

Любви горящей, самоотверженья,

Трудов, усердия, молений послан -

А озаряет голову безумца,

Нам сейчас интереснее проследить, как определенное (постараемся по возможности избегнуть оценочных категорий относительно взглядов героев пьесы, наподобие дуального правильно\неправильно) отношение к своей деятельности привело к поступку весьма сомнительному с точки зрения любой философии и этики.

Итак, в своем монологе-исповеди Антонио Сальери признается в том, что жестоко завидует своему коллеге по ремеслу, Вольфгангу Моцарту.

Начинается все с того, что Сальери отчасти бросает вызов Высшему началу, отчасти – делает для себя неутешительный вывод следующими словами:

Все говорят: нет правды на земле.

Но правды нет - и выше.

И Сальери совершает такой поступок. Он делает выбор в пользу того, чтобы Моцарта на земле не стало. И он убивает Моцарта. Сюжет по основной своей сути, согласитесь, не нов. Необыкновенно интересна его трактовка и нюансы.

Но вернемся к вопросу искусства и двух разных отношениях к нему, или, вернее было бы сказать, отношениям с ним.

Скорее всего, Сальери этого действительно не понял с самого начала. Даже если он понял это позже, все равно понимание это вызвало бы в нем всю ту же зависть и чувство несправедливости мира. И выбор, наверное, был бы сделан все тот же.

При таком отношении к искусству теряется что-то самое важное – сама жизнь, живой дух творчества, без которого искусство немыслимо, превращаясь в нечто механичное и мертвое.

И это слово звучит, догадка верна.

Остается постоянное совершенствование своей техники, целью которой видится все та же слава. Творчество как самоцель, как самодостаточное делание, являющееся само по себе и сутью, и смыслом, и содержащие в себе самом, и радость, и самореализацию человека, им живущего, уже недоступно Сальери. Так, как оно доступно Моцарту. Может быть, вся сила, вся тайна, все величие Моцарта в том и проявилось, что он ничего не делал специально. Он просто не знал, что можно иначе. Он дышал музыкой, как воздухом. Но музыка была разлита для него всюду в мире, как Бог для пантеистов. Потому-то Моцарт ни от чего не отрекался, не ограничивал себя в проявлениях жизни, а жил этой жизнью, дышал полной грудью, и музыка лилась – бесконечно живая, непостижимая и всегда уходящая от цепких рук определений и логики.

Только вот была ли эта улыбка для него радостна – вот вопрос?

Если исходить из последующих слов самого Сальери и событий пьесы – вряд ли.

Та зависть, что развилась в нем по отношению к Моцарту, была все же не банальной завистью к человеку, менее одаренному, но более успешному. Это тоже обыкновенно объясняют себе несправедливым мироустройством. Но зависть Сальери носила иной характер. Это была ревность к человеку, несравненно более одаренному, но заплатившему за этот дар – как кажется Сальери – неадекватно малую цену.

Моцарт же предстает живым свидетельством внутренней необходимости той самой связи с единственным живым истоком творчества, необходимым для того, кто обращается к искусству, как к делу жизни. И связь эта не достигается никакими упражнениями и оттачиванием техники исполнения.

Придя как бы из другого мира, Моцарт оказывается несовместим с миром нашим. Он ест, пьет, причем с большим удовольствием и наслаждается самой жизнью более, чем искусством. Но дело в том, что он все же, живет по законам другого мира. И рано или поздно несоответствие Моцарта законам этого мира оказывается слишком явным. Хотя, слова Сальери о том, что убийством своим он спасает наш мир, все же видятся нам более софизмом и довольной беспомощной попыткой самооправдания.

Это противоречие тоже является частью опыта драматического изучения судьбы искусства.

Как решать это противоречие, мы не знаем.

История. Некоторые историки утверждают, что первые строки данного произведения великий поэт написал в 1826 году. Данное время является очень плодотворным для Пушкина, в эти годы он создал много произведений.

В каждом уголке Европы ходили слухи о причинах смерти величайшего композитора. Стоит знать, что, когда Пушкин создал свою версию смерти композитора, а именно через отравление, он стал еще знаменит, а его версия очень нравилась людям.

Тема. Главной темой в данном произведении является некий конфликт между творческим и рационалистическим. Два героя отличаются друг от друга. Если Моцарту легко дается писать шедевры, причем помимо этого тратит много времени не на искусство, а так в пустую, Моцарт не понимает, что у него настоящий талан.

Сальери напротив понимает свой труд, он трудится, применяя научный подход, трудится очень много. Сальери очень завидует талантливому композитору и решается отравить его, за то, что он и понятия не имеет о своем предназначении о своем таланте.

Именно зависть является разрушительной силой. Именно она заставила пойти на такую злобу, на ужасное преступление. Зависть заставила забыть, что Моцарт лучший друг.

Автор произведения хотел показать, что когда человек делает что-то плохое или еще хуже убийство, то в конце концов остается только он и советь. А проблема находится только в том, кто совершает зло. Но все же Моцарт даже, будучи отравленным, все равно превзошел Сальери. Он сказал, что таланту (гению) и злу не бывать вместе

Композиция. Главной особенностью произведения есть то, что она состоит из монологов героев, а также и диалогов главных персонажей. Мысль произведения состоит в том, что зависть ранит человека, а потом душит, это и есть авторская композиция. Если говорить в общем, то композиция произведения состоит из столкновения добра и зла.

Жанр. В произведении присутствует конфликт, далее раскрывается главная идея и проблема и в конце трагедия. Пушкин не стал исключением и написал трагедию так же в стихах, а именно по манере Шекспира, пятистопным ямбом. По своему объему произведение относительно небольшое, а также без всяких лишних ответвлений. Но, не смотря на малый объем в данном произведении заложен огромный смысл.

Проанализировав данное творение Пушкина, можно сказать, что поэт изобрел свой неповторимый жанр – маленькая трагедия.

Пушкину очень нравилось, как люди реагировали на его произведение. Поэту очень нравилось придавать своим творениям художественную мистификацию. Так же Пушкин в произведении применяет некоторые слухи и догадки, но все это нравится людям.

О чем пьеса Пушкина – сюжет

Сцена I

Композитор Сальери один в комнате, он беседует сам с собой. Сальери говорит, что посвятил музыке всю жизнь. Благодаря упорному труду он стал уважаемым и известным музыкантом. Он был счастлив и никогда не испытывал зависти. Но теперь он мучительно завидует Моцарту. По мнению Сальери, “безумец” и “гуляка” Моцарт не заслуживает своей гениальности.

В комнату входит Моцарт. Он приводит с собой слепого музыканта из трактира. Моцарта развеселило то, как мужчина играл отрывки из его опер. Сальери не понимает, как Моцарт может радоваться такому. Сальери прогоняет музыканта. Моцарт дает мужчина немного денег.

Моцарт играет для Сальери несколько своих новых сочинений. Сальери восхищается этими работами. Он называет Моцарта богом музыки, но упрекает его в том, что тот не достоин сам себя. Сальери предлагает Моцарту пообедать в трактире. Тот соглашается, но сначала идет домой, чтобы предупредить жену.

Оставшись один, Сальери говорит себе, что он должен остановить Моцарта. По его мнению, гениальный Моцарт все равно не принесет пользы искусству, потому что после его смерти музыка вернется к прежнему уровню. Сальери решает отравить приятеля с помощью яда.

Сцена II

Моцарт и Сальери в трактире. Моцарт признается, что его тревожит его новое произведение “Реквием (Requiem)” — заупокойная месса. Три недели назад мужчина в черной одежде заказал ему этот реквием. Моцарт уже закончил работу, но заказчик все не приходит. Моцарту не дает покоя мысль об этом незнакомце.

В ходе беседы Моцарт называет себя и Сальери гениями. Он также говорит, что гений и злодейство не совместимы, то есть гениальный человек не может быть злодеем. В это время Сальери незаметно бросает яд в стакан Моцарта. Тот пьет за здоровье Сальери и их дружбу.

Затем Моцарт играет на фортепиано свой реквием, Сальери плачет. Вдруг Моцарту становится плохо, он уходит домой. Сальери понимает, что несчастный скоро умрет.

Сальери спрашивает себя: гений ли он сам, если совершил такое злодейство – убийство Моцарта.

Как отличить искусство от ремесла? Порой люди не могут этого сделать, ведь не обладают достаточным опытом или вкусом, чтобы распознать истинное величие творчества среди аналогов и подделок. Однако тот, кто стремится к саморазвитию, должен учиться отделять зерна от плевел.

Старый Сальери уверен, что искусство подобно ремеслу, и только упорным трудом можно добиться хорошего результата. Он завидует гениальному Моцарту и отравляет его, но тайну великого таланта все равно не узнает, ведь дар дается человеку свыше.

Приходим к выводу, что творца от ремесленника отличает именно цель его деятельности. Творец старается удовлетворить свои духовные потребности, а ремесленник — материальные.

Последний, как правило, достигает коммерческого успеха и довольствуется этим, живя настоящим днем и работая на него, в то время как творец стремится к увековечиванию своих произведений и мечтает об их вечной жизни.

Сочинение о пьесе Пушкина

Моцарт и Сальери часто ассоциируются с конфликтом гения и посредственности. Но эта история вряд ли стала бы так долго будоражить умы поколений, если бы была простой притчей о зависти маленькой бесталанности к гениальности и божественной силе человека. Нет, это скорее история о столкновении двух умов, по-своему гениальных, но при этом друг другу себя противопоставляющих.

Отношения между персонажами развиваются на протяжении всей поэмы. Чередование монологов Сальери с его диалогами с Моцартом в структуре произведения медленно приводит читателя к сцене с отправлением. Важную роль в конфликте играет музыка, закадровый персонаж, такой же живой и способный дышать, как и герои.

Недаром произведения Моцарта откликаются в Сальери с ещё большей тревогой, чем сам творец. И неслучайно именно музыка заставляет Сальери спрашивать себя о том, а не посредственность ли он по сравнению с чем-то воистину непостижимым его разумом в своей красоте.

В этих двух вечных образах мы видим конфликт между двумя творцами: внутренним и внешним. Внутренний творец, играющий на струнах своей души, пусть и темной, но глубокой – Сальери. И в противопоставление ему — Моцарт – творец внешний, с музыкой, струящейся из его души навстречу миру.

Он не чувствует свой талант, он является с ним единым целым и готов поделиться собой с этим миром. Всё это находит свою любопытную симметрию. При множестве монологов Сальери в произведении нет ни единого монолога Моцарта, при музыке Моцарта, в поэме нет ни следа исполнений Сальери своих произведений.

Эти слова заставляют Сальери усомниться в своей гениальности. Ведь своим деянием он не только разделил музыку с жизнью, но и композитора с человеком, превратив себя в убийцу гениальности.

Читайте также: