Как помогли переживания зайцева человека зайцеву писателю кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Своеобразие психологизма прозы Бориса Зайцева

Творчество русского прозаика Бориса Константиновича Зайцева мало известно широкому кругу читателей и мало освещается учебной программой "Русская литература". Дело будущего - более полное издание сочинений Бориса ЗАЙЦЕВА.

В нашей литературе лишь сейчас проходит своеобразное воскрешение писателя, а в начале ХХ века современная ему критика высоко оценила уже первые его попытки. В Борисе Зайцеве видели прямого наследника и продолжателя А.Чехова.

Борис Константинович Зайцев родился 21 января 1881 года в городе Орле. Учился сначала в училище, потом в Петербургском Горном институте. Проучившись три года, Зайцев решает целиком посвятить себя увлечению, которое впоследствии станет важнейшим делом всей его жизни - литературе.

Вначале Зайцев пишет маленькие рассказы, печатается в газетах. В 1901 году Зайцев отправляет А.П.Чехову свою работу "Неинтересная история". В ответ получает телеграмму: "Холодно, сухо, длинно, не молодо, хотя талантливо". Молодого Зайцева, все-таки, окрылило это "талантливо", сказанное его кумиром.

В 1902 году был напечатан один из первых рассказов "Волки", а в 1906 году выходит первая книга Зайцева "В дороге". Книгу заметили, на нее появляются рецензии авторитетнейших писателей З.Гиппиус, В. Брюсова, А.Блока.

В 10-е годы в творчестве Зайцева усиливается пантеистическое начало. В этот период появляются его наиболее значительные произведения: "Миф", "Деревня", "Смерть", "Жемчуг", "Густя", "Изгнание", "Актриса", "Студент Бенекдитов", "Грех", роман "Дальний край" - произведения очень разные по тематике, по своему художественному наполнению, написанные уже в традициях русского классического реализма, с его пристальным интересом к человеческим судьбам, к психологии личности.

Особенное внимание писателя привлекают по-прежнему женщины, ищущие ласки и тепла, не теряющие бодрости, но, в конечном счете, также терпящие жизненную катастрофу "Мать и Катя", "Кассандра", "Богиня", "Маша".

Война 1914 года в значительной мере была неожиданностью для писателя. Зайцев считался ратником-ополченцем 2-го разряда, иными словами, был рядовым, но по возрасту призывался не в первую очередь. Однако наступил и его час. Летом 1916 года Зайцев мобилизован и, не жалея воевать обычным солдатом, поступил в школу прапорщиков. Об этой поре своей жизни, совпавшей крушением Российской империи в феврале 1917 года, он рассказывал в очерках "Мы военные", "Офицеры".

Октябрьская революция застала его в Прытыкино, отцовском имении, где он часто гостить вплоть до своего отъезда в эмиграцию. К революции Б. Зайцев отнесся настороженно, но не отрицательно. Он был готов сотрудничать с новой властью.

В 1918 году у Зайцева выходят в свет первые тома собрания сочинений: "Тихие зори", "Полковник Розов","Сны". А в следующем году издается очередная книга "Путники".

В 1921 году Зайцева избирают председателем Союза писателей. В июле же этого года он вступает во Всероссийский комитет помощи голодающим, в августе следует нелепый арест. Однако Зайцева вскоре освобождают, но с высылкой за границу. Так в 1922 году начинается долгая жизнь Зайцева в эмиграции. Однако тема России остается главенствующей в его творчестве. В поздних мемуарах Зайцев с горечью писал о моменте разлуки с родной страной. "Я думал о том, что ведь это мой город и моя страна. Увижу ли я когда-нибудь эти равнины, осинки и березы, полу варварскую Москву, полу варварский свой народ? Я ,сам потомок скифов? Но ведь к этой стране, к этому народу я прирос крепко, нечего стесняться. Я люблю его любовью неистребимой как любил своих стариков, чьи кости остались в этой земле"

В отличие от многих других эмигрантов-литераторов, горечь изгнания не породила у Зайцева отрицания советской власти и нападок на нее, приведшие Зайцева в изгнание, его не озлобили. Напротив, они усилили в нем чувство греха, ответственности за содеянное и ощущение неизбежности того, что свершилось. Он много размышлял обо всем пережитом, прежде чем пришел к непр и клонному выводу:

"Ничто в мире зря не делается. Все имеет смысл. Страдания, несчастия, смерти только кажутся не объяснительными. Прихотливые узоры и зигзаги жизни при ближайшем созерцании могут открыться как бесполезные. День и ночь, радость и горе, достижения и падения - всегда научают "Бессмысленного нет".

В тридцатые годы создаются биографические книги о Жуковском, Тургеневе, Чехове.

После войны, в 1947 году, Бориса Зайцева избирают председателем Союза русских писателей и журналистов во Франции.

Редкая для русских писателей долгая жизнь дана была Зайцеву и до последних дней эта была жизнь творческая.

Умер Б.К.Зайцев 22 января 1972 года, год спустя после своего девяностолетия. Умер так же тихо, достойно, как и жил.

Дооктябрьская критика очень высоко ценила творчество Б. Зайцева. О нем много писали и в эмигрантской литературе, по большей части все эти работы остаются недоступны для нас. Творчество Зайцева рассматривали с разных позиций. Но кто бы ни писал о Зайцеве, обязательно отмечался его принцип доброжелательного приятия мира и порожденный этим принципом особый психологизм его прозы.

В своей работе старалась рассмотреть лишь некоторые стороны своеобразия, опираясь на методику, разработанную одним из крупнейших литературоведов, занимавшихся этой проблемой, Л.Я. Гинзбург.

«Детерминированность поведения и характера, - пишет Л. Гинзбург, - основная установка реализма Х1Х века. Реализм начал с общей обусловленности человека временем и средой и уточнял ее постепенно…

Что такое психологический анализ?

Прослеживание причинно-следственных сцеплений, все более уточненных, в той сети обусловленности, которая наброшена на все сущее; явление, возведенное к общим формулам и одновременно разложенное на составные части, переменные и текучие, образующие ряды ситуаций, процесс. Это и подстановка, замена одних составных частей другими, когда, например, на месте подвига оказывается себялюбие или, напротив, на месте эгоистического действия - действие, нужное всему обществу, человечеству".

В качестве первого подступа к исследованию этого сложнейшего явления намечена схема, основанная на специфике и функциональности поэтики названии и номинации героев.

"Первичная установка,- пишет Л. Гинзбург, - отношение к появившемуся герою, точка зрения, с самого начала определяющая возможность его эстетического существования, закладывают единство литературного героя. Формальным признаком такого сразу порождаемого единства является уже самое имя действующего лица. Это динамическое единство и поэтому ни имя, и скрепляющая героя первоначальная установка не мешают ему измениться, развиваться даже в неожиданном направлении".

В соответствии с этим выделяется пять типологических групп, в которых прослеживаются лишь способы использования имени для раскрытия характера героев.

В рассказах первой группы, объединенных вынесением в заглавие именем героя, эволюция имени отмечает развитие характера и оказывается знаком изменения жизненного пути. Это рассказы: "Аграфена", "Маша", "Густя", "Кассандра", "Мать и Катя", "Авдотья - смерть".

Уже вынесенное в заголовке имя создает особую тональность повествования, своеобразно настраивает восприятие читателя. Недаром Б. Зайцев то использует торжественное имя "Аграфена", причем в рассказе окажется значимой эволюция героини от нежной девушки Груши до все выносящей страдалицы и мученицы Аграфены. То в название подчеркнуто вносятся нежное или домашнее снижающее полуимя "Маша", "Густя", или порою даже прозвище, как в рассказе "Мать и Катя". Ее называет матерью Катя за то, что ее пестует, охраняет ее молодость, помогает учиться. За мощность сложения и некую лень зовут ее "Ильей".

Порою имя в названии становится своеобразной психологической характеристикой героя еще до его появления, как в рассказе "Кассандра".

Творчество Б.Зайцева очень многообразно и многофункционально. Исчерпать специфику его психологизма в одной статье невозможно. Это лишь попытки наметить некоторые вехи для дальнейших исследований.

Русская литература ХХ века является новаторской не только по своему идейному и жизненному содержанию, но и в области художественной формы, приемах художественного отражения действительности. Новизной отличаются способы раскрытия реальных диалектических противоречий, жизненных конфликтов, принципы психологического анализа.

Как известно, человек формируется объективными условиями общественного бытия. В то же время он их осмысливает, поддерживает одни явления и отвергает другие. У него вырабатываются определенный взгляд и позиция. В этот процесс жизненного самоопределения и духовного формирования человека активно включается литература, которая содержит и художественное воспроизведение объективных условий, и разностороннюю идейно-эстетическую оценку их.

Литература ХХ века дает нам не только знание, информацию о жизни, но и формирует жизненные идеалы, развивает наше мышление, помогает нам всем сердцем ощутить красоту и правду окружающего мира.

В истории русской литературы XX столетия Борис Константинович Зайцев (1881–1972) занимает ныне заметное и прочное место. Он оставил яркий след как один из создателей проникновенной лирической прозы, со страниц которой мягко струится свет добра и любви ко всему сущему в мире.

Родился Б. К. Зайцев 29 января (10 февраля — по новому стилю) 1881 года в Орле. Но с этим старинным приокским городом он оказался связан лишь рождением. Его подлинной малой родиной стал калужский край, поскольку годовалым ребёнком будущий писатель был перевезён в село Усты Жиздринского уезда Калужской губернии, где его отец, Константин Николаевич, по профессии горный инженер, получил должность управляющего рудной конторой одного из заводов знаменитого россий­ского предпринимателя С. И. Мальцова.

Здесь в просторном двухэтажном доме с традиционным липовым парком прошли детские годы Б. Зайцева. В 1889 году Зайцевы переезжают в посёлок Людиново в связи с тем, что глава семьи был назначен директором местного чугунолитейного завода. Одиннадцати лет мальчик поступает в Калужскую мужскую классическую гимназию. Годы учёбы в Калуге прошли у него под знаком повышенного интереса к русской литературе.

Летние каникулы он вместе с матерью и двумя сёстрами проводит на природе, в купленном отцом небольшом имении Будаки, которое располагалось в десяти верстах от Калуги, на правом берегу Оки — недалеко от Авчурино.

Константин Николаевич мечтал видеть сына инженером, продолжателем своего дела. По его настоянию подростка переводят в 1894 году в четвёртый класс Калужского реального училища, которое, по мнению отца, лучше готовило к поступлению в технический вуз, нежели гимназия. Закончив его в 1898 году первым учеником, Б. Зайцев поступает в Московское императорское высшее техническое училище, откуда через год его исключают за участие в подготовке студенческой забастовки.

Непродолжительной оказалась для Зайцева и учёба в Петербургском горном институте: проучившись там несколько месяцев, он в 1902 году поступает на первый курс юридического факультета Московского университета. Однако карьера юриста так же мало привлекла юношу, как и профессия инженера. Он оставляет университет, чтобы целиком посвятить себя художественному творчеству.

В зайцевском импрессионистическом видении мира воплотились соловьёвские идеи всеединства, красоты как Божественной благодати и абсолютной любви, которую каждый человек должен испытывать не только к ближнему, но и к человечеству в целом, ко всей Вселенной. Сам писатель не раз говорил об огромном воздействии на него взглядов выдающегося русского философа В. С. Соловьёва.

Лирическое начало определяет не только бессюжетность зайцевских произведений, но и обобщённость изображаемого в них.

Перипетиям социальной жизни, революционной борьбе он противопоставляет торжество вечных субстанциальных начал: спасительные идеалы Православия, любви, дружбы, врачующую душу человека природу, картины народной жизни с её лучшими нравственными ценностями. Для многих персонажей произведений писателя характерен сознательный уход от социальных проблем. Претерпев разочарование в общественной деятельности, в политических доктринах, они устремляются к ценно­с-тям вечным и неизменным.

К художественным биографиям непосредственно примыкают воспоминания Зайцева о встречах, дружбе и знакомстве с писателями-современниками Л. Андреевым, Буниным, Алдановым, Шмелёвым, Бальмонтом, Цветаевой и др. Написанные большей частью в жанре литературного портрета, они воссоздают панораму культурной жизни предреволюционной России и русского литературного зарубежья.

Скончался Б. К. Зайцев 28 января 1972 года, не дожив двух недель до 91 года. Похоронен на Парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где нашли свой вечный покой Бунин, Ремизов, Тэффи, Мережковский и другие титаны слова русской литературной эмиграции.

Книги же Зайцева возвращаются на родину, пленяя современного читателя проникновенными образами и картинами, хрустальной акварельностью словесного рисунка, светлой, умиротворяющей верой в человека.

Автор приведённых строк прав. Лучшие произведения писателя выдержали испытание временем. Лампада Бориса Зайцева оказалась негасимой.

Борис Зайцев: биография

борис зайцев

Родился писатель в дворянской семье 29 января (10 февраля) 1881 года в городе Орле. Отец часто брал маленького Бориса с собой на работу на горные заводы. Однако большая часть его детства прошла в родовом имении под Калугой, позднее Зайцев описывал это время как идиллическое наблюдение за природой и общение с родными. Несмотря на благополучие своей семьи, Зайцев видел и другую жизнь – разоряющееся дворянство, туго развивающееся заводское производство, постепенно пустеющие имения, опустевшие крестьянские поля, захолустную Калугу. Все это позднее отразится в его творчестве, показывая, насколько сильно эта обстановка повлияла на становление личности будущего писателя.

До 11 лет Зайцев находился на домашнем обучении, затем его отправили в калужское реальное училище, которое он окончил в 1898 году. В тот же год он поступает в Московский технический институт. Однако уже в 1899 году Зайцев оказывается исключенным из учебного заведения как участник студенческих волнений.

Но уже в 1902 году Борис Константинович поступает на юридический факультет, который, впрочем, также не оканчивает. Связано это с тем, что писатель уезжает в Италию, где его увлекают древности и искусство.

Начало творчества

зайцев борис константинович

Первый сборник рассказов писателя был издан в 1903 году. Посвящен он был описанию жизни дворянской интеллигенции, прозябающей в захолустье, разрушению дворянских усадеб, опустошению полей, разрушительной и страшной городской жизни.

Еще в начале своего творческого пути Зайцеву посчастливилось встретиться с такими именитыми писателями, как А. П. Чехов и Л. Н. Андреев. С Антоном Павловичем судьба свела писателя в Ялте в 1900-м, а через год он познакомился с Андреевым. Оба писателя оказали серьезную помощь в начале литературной карьеры Зайцева.

Путешествие в Италию

В 1912 году Зайцев женится. Вскоре у него рождается дочь Наталья.

борис зайцев биография

Первая мировая война

Во время Первой мировой войны Борис Зайцев окончил обучение в Александровском военном училище. И как только окончилась Февральская революция, его произвели в офицеры. Однако на фронт из-за воспаления легких он не попал. И прожил военное время в поместье Притыкино вместе с женой и дочерью.

После окончания войны Зайцев вместе с семьей вернулся в Москву, где его тут же назначили председателем Всероссийского союза писателей. Также одно время он подрабатывал в Кооперативной лавке писателей.

Эмиграция

борис зайцев сергий радонежский

Вторая мировая война

Последние годы жизни и смерть

река времени бориса зайцева

Однако жизнь Зайцева на этом не остановилась. В 1957 году его жена переносит тяжелый инсульт, писатель неотлучно остается при ней.

Сам писатель скончался в возрасте 91 года в Париже 21 января 1972-го. Его тело было захоронено на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, где покоятся многие русские эмигранты, переехавшие во Францию.

Борис Зайцев: книги

Творчество Зайцева принято делить на два больших этапа: доэмигрантский и послеэмигрантский. Это связано не с тем, что изменилось место жительства писателя, а с тем, что кардинально поменялась смысловая направленность его произведений. Если в первый период писатель обращался больше к языческим и пантеистическим мотивам, описывал мрак революции, завладевающий душами людей, то во второй период он все свое внимание уделил христианской тематике.

борис зайцев писатель

Отметим, что наибольшую известность имеют произведения, относящиеся именно ко второму этапу творчества Зайцева. Кроме того, именно эмигрантское время стало самым плодотворным в жизни автора. Так, за эти годы было опубликовано около 30 книг и еще примерно 800 произведений оказались на страницах журналов.

В основном это обусловлено тем, что Зайцев сосредоточил все свои силы на литературной деятельности. Кроме написания своих произведений, он занимается журналистикой и переводами. Также в 50-х годах писатель входил в состав Комиссии по переводу Нового Завета на русский язык.

"Преподобный Сергий Радонежский"

борис зайцев книги

Обращался к житиям святых Борис Зайцев. Сергий Радонежский стал для него героем, на примере которого он показал превращение обычного человека в святого. Зайцеву удалось создать более яркий и живой образ святого, чем описывают его в других житиях, тем самым сделав Сергия более понятным простому читателю.

Можно сказать, что в этом произведении воплотились религиозные поиски самого автора. Сам Зайцев понял для себя, как может человек через постепенное духовное преображение обрести святость. Сам писатель, подобно своему герою, прошел несколько этапов на пути к осознанию истинной святости, и все его шаги отразились в творчестве.


Не себе одному принадлежит человек




С началом первой мировой войны, в 1916 году, 35-летний писатель становится сначала курсантом, а потом офицером пехотного полка, но в августе 1917 заболел и уехал жить с семьей в Притыкино. С началом революции он, как и остальные, пытался найти своё место в этом разрушающемся мире. Главным был вопрос об отношении писателя к революции, которая для Зайцева стала космическим переворотом. Были арестованы и расстреляны родные жены, умер отец. Бориса Зайцева избирают председателем Союза писателей и в комитет помощи голодающим. Через месяц был арестован и он, но к счастью, вскоре отпущен.




Русский, верующий, любящий Борис Зайцев оставался христианином по образу мыслей, в многогранном творчестве которого главное место занимают мотивы покаяния, всепрощения, духовного служения и закономерности вершившегося:


Он продолжал традиции русской классической литературы, хотя на Родине его имя было под запретом долгие десятилетия. Но этот писатель отличался от других эмигрантов тем, что он, изгнанный из России, не озлобился. В своих рассказах он с большой любовью и теплотой вспоминал природу Калужского края, милую его сердцу реку Оку, своих современников с сохранением подлинных имен, фамилий, названий улиц.

В эмиграции писатель написал наиболее значительные свои произведения: около 30 книг и примерно 800 произведений на страницах журналов. Его книги – это исповедь вынужденного эмигранта, навсегда оторванного от родины. Друг Бунина, Набокова и Толстого, будучи человеком чистейшей души, аристократом по крови и духу, Борис Зайцев приобрел известность сначала в Европе и Америке и только в конце ХХ века в России. Его произведения были не по нраву лишь его родной стране, молодой стране Советов, где его долгое время не печатали. Поэтому его книги-сокровища оставались неизвестными российскому читателю. Своеобразным толчком в развитии исследования его творчества стал 1972 год – год смерти писателя в Париже в возрасте 91 года. После семи десятилетий забвения пришло осознание того, что литература эмиграции – это тоже наша, русская литература, наше наследие, и его нужно и изучать и издавать.

В конце 80-х годов с началом перестройки и гласности запреты были сняты, и имя русского писателя было возвращено на Родину. Ведущие отечественные издательства и журналы с 1987 года начали публикацию произведений, в первую очередь, рассказов и повестей писателя дореволюционного периода. Постепенно рос интерес к его творчеству, и в 1993 году было издано трехтомное собрание сочинений Б.К. Зайцева.


Особый интерес вызывали воспоминания писателя о своих современниках, биографии Чехова, Жуковского, Тургенева, преподобного Сергия Радонежского, биографию которого сейчас изучают в школах именно в авторстве Б. Зайцева. Издавая книги писателя, изучается и его творчество, исследуются зарубежные архивные материалы. Итогом этой работы можно считать выход в 1999-2000 годах пятитомного собрания сочинений писателя, в котором многие его произведения были опубликованы впервые.


Интерес литераторов к творчеству Бориса Зайцева привел к необходимости проведения Зайцевских чтений, начатых с 1997 года сначала в Калуге, потом в Орле. Патриарх русской литературы, он вернулся в Россию почти через сто лет в своих книгах, встречах, воспоминаниях.

Читайте также: