Как помочь слабоуспевающему ученику кратко

Обновлено: 07.07.2024

Будущее каждого государства, каждого народа - это наши дети. Во имя будущего живут сегодня миллионы людей во всем мире. В мире нет хороших и плохих детей. Все дети прекрасны, потому что добры, чисты душой и сердцем. В детях заложены лучшие качества, растеряв которые, взрослый человек порой не может их обрести до конца своей жизни. Поэтому счастливо обще­ство, в котором счастливы дети.

Все дети от природы одарены способностью к развитию: ощущать и вос­принимать окружающий мир, думать, говорить, рассуждать, воображать, за­поминать, желать, чувствовать, переживать, добиваться и т.д. Но эти способ­ности необходимо развивать с момента рождения ребенка. Если этого не происходит, то ребёнок подчас не справляется со школьной программой и испытывает определённые трудности в учебном процессе.

Работая с такими детьми, мне не раз приходилось задавать себе бесконечные вопросы: Как? Почему? Где искать пути решения назревших проблем в обучении и воспитании? Благодаря этим поискам я смогла выстроить для себя определенную методику, которой придерживаюсь в работе со слабоуспевающими детьми.

Если говорить о ней подробно, то нельзя не сказать о психологических особенностях таких ребят. Они отличаются низкой познавательной активностью, которая в сочета­нии с быстрой утомляемостью создает серьезные трудности в обучении и развитии. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособ­ности. Дети с трудом удерживают в памяти условие задачи, продуктивное представление, забывают слова, допускают нелепые ошибки в письменных работах. Таким ученикам трудно контролировать и оценивать свои действия, они не могут длительно сосредотачиваться на задании. Отвлекаемость внима­ния и неспособность к умственному сосредоточению - характерная их осо­бенность. Нередко дети способны работать на уроке 10-15 минут, после чего наступает утомление, интерес к занятию пропадает, резко снижается внима­ние, возникают импульсивные, необдуманные действия, в работах появляется много ошибок и исправлений. У некоторых ребят это вызывает раздражение, другие просто отказываются работать. В состоянии утомления дети ведут себя по-разному: одни становятся вялыми и пассивными, ложатся на парту, бес­цельно смотрят в окно, остаются спокойными, но не работают. У других, на­оборот, возникает повышенная возбудимость, двигательное беспокойство. Они постоянно что-то вертят в руках, теребят пуговицы на своем костюме, играют разными предметами, стараются обратить на себя внимание других ребят. Вывести их из этого состояния можно, если осторожно и тактично переклю­чить на практическую деятельность, выполнение которой гарантирует успех.

Современная школьная практика накопила определенный опыт осуществления работы со слабоуспевающими детьми, обеспечивающий положительные результаты в образовании и воспитании детей. Психологическим фоном такой работы является установление эмоционально-ок­рашенных контактов между детьми в классе, между педагогом и детьми, создание положительного эмоционального климата. Одна из сторон спо­собствует другой стороне в личностном росте, развитии зрелости, лучшей жизнедеятельности, умении ладить с другими, в развитии потенциальных внутренних возможностей. Такие отношения между учителем и учеником являются обязательными. Основу их составляют любовь, уважение индивидуальности, доверие, понимание, интерес к ребенку.

Каждый урок я начинаю с признания, что встреча с детьми для меня радо­стна и приятна, что я ждала этой встречи, готовилась к ней и надеюсь на взаим­ность.

С чего же начать, когда по всем предметам у детей плохие результаты? А начать надо даже не с чтения, а с развития памяти. Профессор Федоров разра­ботал и рекомендует 8 резервов обучения чтению через развитие памяти. Эту методику я применяю у себя на уроках и знакомлю с ней своих родителей. Суть ее в следующем:

• Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена так, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то - есть, то - нет. Именно это создает раздражение мозга и запоминается. Например: 5 минут читаем, затем пересказываем, через определенное время - еще 5-10 минут. Эффект такой тренировки намного выше, чем полуторачасовое чтение.

• Ежедневные 5-минутки чтения.

• Обязательное чтение перед сном. Доказано, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, которые чело­век спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Еще 200 лет назад говорили: "Студент, науками живу­щий, учи псалтырь на сон грядущий", то есть учи так, чтобы это было последним событием дня.

• Каждый день мы учим наизусть. Дети читают предложение или не­сколько предложений, затем поднимают глаза кверху и рассказывают наизусть, то есть мы переключаем внимание, а память продолжает ра­ботать. Память, которая так им нужна, у них неустойчива и не приучена к умственной работе.

• И последнее: каждую неделю просто необходимо писать изложения. Благодаря этому дети учатся запоминать последовательность событий и точнее их пересказывать.

Кроме развития памяти, необходимо также развитие других психических процессов: внимания, наблюдательности, мышления. Для этого на уроках ежедневно провожу специальные упражнения и задания. Они занимают 2, 3 минуты в начале или середине урока и становятся своего рода умственно-эмоциональной разминкой. Вот некоторые из них:

Упражнение на развитие восприятия.

Предназначено для развития способностей к фонематическому различе­нию. Эти способности лежат в основе успешного обучения чтению и письму.

Ребенку предлагается картинка с изображением различных предметов. Затем я произношу какое-либо слово и прошу ученика показать тот предмет, название которого начинается с такого же звука. Например, говорю слово "молоко" и ребенок показывает на картинку с молотком, так как "молоко" и "молоток" начинаются со звука [м].

Упражнение на тренировку распределения внимания (для детей, знающих цифры). На рисунке представлена таблица с 25 клетками, на которых в случайном порядке нанесены цифры от I до 35, из них 10 пропущено. Прошу ребенка найти и показать все цифры подряд, а пропущенные циф­ры записать. Фиксирую время, которое требовалось ребенку для выполнения всего задания.

Упражнение на развитие наблюдательности. Предлагаю задание: внимательно осмотрите комнату и найдите предметы, в которых есть круг, окружность. Ученики называют предметы: выключатель, основание карандаша и многое другое. Провожу такие игры в форме игры-соревнования. По анало­гии с этим заданием придумываю другие.

Упражнения на развитие мыслительных процессов.

"Найди лишнее слово". Читаю серию слов. Каждая серия состоит из 4-5 слов. 3 или 4 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предлагаю детям определить "лишнее слово": СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ;

КНИГА, ТЕЛЕВИЗОР, РАДИО, МАГНИ­ТОФОН и т.п.

Упражнения на развитие зрительного воображения.

Предлагаю детям закончить рисунок с незаконченными изображениями, а затем рассказать о том, что изобразили.

"Точки". Показываю ребенку на примере, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Потом предлагаю ему самому попробовать нарисовать что-либо, соединяя точки. Использовать все точки каждый раз не обяза­тельно.

Такого рода упражнений накоплено множество, но главным является частота и системность их выполнения.

Не стоит ругать и наказывать таких детей - они не виноваты в том, что у них не всё получается. Я убеждена: если учитель будет мгновенно приходить им на помощь, ребенок не успеет замкнуться, расстроиться, тогда и будет результат. Таким детям даже самая настоящая подсказка приносит только пользу. Если однажды я помогла ему, в следующий раз он обязательно справится сам.

Нам нужно быть понимающими и гуманными в общении с нашими деть­ми, кропотливо, внимательно, последовательно и настойчиво вести их от незнания к знанию, от неумения к умению, изо дня сегодняшнего в день завтрашний. И самое главное - проявлять мудрое терпение. Принцип терпения не означает благодушия или неразумного упорства в наших требованиях к детям. Он ставит нас перед необходимостью проявлять к ним исключительную чут­кость, постоянную заботу, оказывать незамедлительную помощь, сопережи­вать в неудачах, вселять уверенность в успех.

Нажмите, чтобы узнать подробности

При переходе на новые стандарты образования возникает много вопросов, ответы на которые можно найти, изучив внимательно эти самые стандарты. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования предлагает: изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный); изменение оценки результатов обучения (оценки не только предметных ЗУН, но личностных и метапредметных результатов). Коренным образом меняется структура организации и проведения урока.

Освоение основной образовательной программы начального общего образования происходит посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции-умения учиться. В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных универсальных учебных действий - сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение. В сфере регулятивных универсальных учебных действий - овладение всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы и их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий - умение использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий - приобретение умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию.[2,11]

Заложены ли инструменты в новых УМК для работы со слабоуспевающими учениками в рамках реализации ФГОС?

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Поэтому методика работы со слабоуспевающими детьми должна быть специальной, учитывать особенности развития этих детей. Причины неуспеваемости учащихся моего класса: особенности организма школьника, особенности личности школьника, особенности воспитания в семье.

Отставание моих учащихся в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

Недостаточный уровень умственного развития (не уделяется должного внимания и контроля при подготовке домашних заданий).

Несформированность учебных навыков. (Ребёнок не умеет учиться: работать с текстом, выделять главное, существенное, не может организовать своё время и распределить усилия).

Дефицит внимания с гиперактивностью (отвлекаемость, подвижность, неусидчивость).

Отсутствие познавательного интереса (с ребёнком недостаточно занимались, не развивали его познавательные способности, ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение).

Несформированность произвольной сферы (ученик делает то, что ему нравиться и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач).

Низкий уровень развития словесно-логического мышления (реализовывать принцип доступности учебного материала).

Давайте посмотрим, как можно помочь слабоуспевающему ученику: для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач; учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.

Виды помощи неуспевающему ученику на уроке:

В процессе контроля за подготовленностью учащихся: создание атмосферы особой доброжелательности при опросе; снижение темпа опроса, разрешении дольше готовиться у доски; предложение учащимся примерного плана ответа; разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления; стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала: более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющим степень понимания ими учебного материала; привлечение их в качестве помощником при подготовке приборов, опытов; привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы;

В ходе самостоятельной работы на уроке: разбивка занятий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых; ссылка на аналогичное задание, выполненное раннее; напоминание приема и способа выполнения задания; указание на необходимость актуализировать то или иное правило; ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений; инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению; стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих; более тщательный контроль за их деятельностью.

При организации самостоятельной работы: выбор для группы успевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа; более подробное объяснение последовательности выполнения задания; предупреждения о возможных затруднениях, использование карточек консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Для повышения работоспособности необходимо разнообразить виды деятельности, проветривать кабинет, проводить физкультминутки. Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Виды работ со слабоуспевающими учениками: карточки для индивидуальной работы, задания с выбором ответа, деформированные задания, перфокарты, карточки – тренажеры, творческие задания, карточки -информаторы, карточки-с образцами решения.[6,79] (смотри приложение)

Для эффективной работы со слабоуспевающими учащимися учителю необходимо знать психическое развитие ребёнка: восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный), внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное), память (вербальная, невербальная). Также следует обратить внимание на то, что психологи условно разделили людей по ведущему каналу восприятия информации на следующие категории: визуалы (ведущим является зрительный канал восприятия информации). Они думают и запоминают картинками, а словесные конструкции воспринимают с трудом, предпочитают читать сами, чем слушать чтение; аудиалы (ведущим является слуховой канал восприятия информации). Они разговаривают сами с собою, шевелят губами, проговаривают слова при чтении, любят музыку, любят дискуссии; кинистетики (чувственный канал, внутренние ощущения, движения). Для этих учеников характерно обилие движений, богатые физические реакции, жестикуляция. Обладая представлением о том, к какой категории принадлежит ученик, можно предположить, что: аудиал при введении материала проявит себя в работе с прослушиванием высказывания и составлением подобного по образцу; визуал при введении материала будет прекрасно работать с текстом учебника; кинистетик лучше освоит новый материал в игре. Учёт в организации учебного процесса ведущего канала восприятия при работе со слабоуспевающими учениками является проявлением индивидуального подхода.[4,112] Стремиться понять и принять каждого ребёнка, создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке, проявлять разумную требовательность, неиссякаемое терпение, справедливую строгость, веру в возможности ученика. Уметь встать на позиции ученика, использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план), учить работать со словарями и другим справочным материалом, в обучении применять: опережающее обучение, различные формы групповой работы, взаимоопрос, самоконтроль.

В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:

Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.

Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.[4,109]

Таким образом, осуществляя работу по развитию и обучению слабоуспевающих учащихся, необходимо опираться на знания психологии, возрастной физиологии, особенностей развития младших школьников. Современные УМК, разработанные в соответствии с новыми образовательными стандартами, позволяют учителю правильно организовать работу со слабоуспевающими учащимися и имеют для этого соответствующие инструменты, позволяют формировать весь комплекс заданных ФГОС личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий и умения учиться в целом.

1.Избранные педагогические труды. Обучение и развитие. Л.В.Занков. М. 1984.

3.Планируемые результаты начального общего образования. .С.Ковалёва, О.Б.Логинова. М.Просвещение,2011.

4.Рабочая книга школьного психолога. И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова. М.1991.

5.Ребёнок и уход за ним. Б.Спок. Архангельск,1990.

6.Требования к современному уроку. Методическое пособие. М.М.Поташкин. Москва. Центр педагогического образования. 2008.

This is a sample module published to the sidebar_top position, using the -sidebar module class suffix. There is also a sidebar_bottom position below the menu.

Главная

Сведения об образовательной организации

Учебная работа

Воспитательная работа

Дистанционное обучение

Приём обучающихся

Обращение к руководству школы

Задать вопрос администрации школы

Часто задаваемые вопросы и ответы на них

Sample Sidebar Module

This is a sample module published to the sidebar_bottom position, using the -sidebar module class suffix. There is also a sidebar_top position below the search.

logo

Рекомендации по работе со слабоуспевающими учениками

1. При опросе слабоуспевающих учащихся:

- больше времени давать для подготовки, предлагать краткий план ответа, разрешать иметь свой план ответа;

- выдать схемы, плакаты, помогающие систематизировать ответ;

- чаще задавать вопросы при фронтальных беседах;

- опрос слабоуспевающих полезно сочетать с самостоятельной работой остальных учащихся, чтобы можно было провести индивидуальную работу, помочь наводящими вопросами показать свои знания;

- предупредить новое отставание.

2. Объяснение нового материала:

- применять специальные приемы для поддержания внимания;

- четко формулировать цели и задачи предстоящих занятий, добиваться понимания материала каждым слабоуспевающим;

- выделять объекты, на которых должно быть сосредоточено внимание учащихся, устранять все посторонние раздражители;

- разнообразить методы обучения и виды учебной деятельности, создавать проблемные ситуации;

- повышать интерес учащихся к теме;

- предупреждать утомление учащихся.

3. Организация самостоятельной работы:

- задания разбивать на этапы, дозы с применением конкретных инструкций;

- поощрять первые самостоятельные шаги, чтоб ученик почувствовал радость учения, удовольствие, а не трудность и огорчение.

- найти конкретный параграф учебника;

- ознакомиться с текстом задачи, с описанием опыта, с заданием к упражнению;

- предложить задать вопросы;

- дать карточки консультативного характера с планом выполнения работы, с указанием, где прочитать в учебнике разъяснения при затруднении;

- учитывать дозировку домашнего задания.

Как помочь слабоуспевающему ученику

54545

Неуспеваемость учащихся – это систематическое отставание обучающихся в уровне усвоения содержания образования по сравнению с предусмотренной учебной программой и образовательными стандартами, в результате которых дальнейшее полноценное обучение становится невозможным.

Особенности неуспевающих учащихся:

1. Низкий уровень умственного развития.
Причины:

  • Педагогическая запущенность.
  • Частые заболевания.
  • Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

Проявляется:

  • Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.
  • Учитывать все признаки предмета или явления.
  • Видеть общее и т. д.

2. Несформированность учебных навыков.

Ребенок не умеет учиться:

  • работать с текстом;
  • выделять главное, существенное;
  • не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.

3. Дефицит внимания с гиперактивностью.
Характеризуется:

  • отвлекаемостью;
  • подвижностью, неусидчивостью;
  • ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.

4. Отсутствие познавательного интереса.
Обусловлено:

  • с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;

5. Несформированность произвольной сферы.

Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

6. Конфликтные отношения

  • со сверстниками;
  • учителями;
  • отказ от усилий в учебной деятельности.

7. Низкий познавательный интерес

  • Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.);
  • Ребенок нуждается в поддержке, утверждении того, что он состоятелен в других видах деятельности;
  • Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.

8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления

  • Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.

9. Низкая работоспособность:

  • утомляемость;
  • истощаемость;
  • медленный темп работы.

Правила в работе со слабоуспевающими учащимися:

1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам подготовиться.

5. Путём правильной тактики опросов и поощрений нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях, сдачи экзаменов, написания контрольных работ.

6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

7. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

8. Необходимо создать на уроке ситуацию успеха: помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более сложной деятельности, а слабому – выполнить посильный объем работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой статье рассказывается о причинах неуспеваемости ученика и как помочь слабоуспевающему ученику. Даны некоторые рекомендации.

Как помочь слабоуспевающему ученику?

Чаще всего ребенку нужна не просто педагогическая помощь и поддержка, но и понимание, добрые и ласковые слова, которых ему не хватает как в школе, так и дома.

Каждый ребенок имеет индивидуальные способности и склонности, симпатии и антипатии к каким-либо наукам. Поэтому важно не ломать их индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие.

Возникновение у школьников негативного отношения к учебе связано с теми или иными ошибками родителей. В результате пропадает контакт и доверие к родителям, и отношения между детьми и родителями характеризуются как конфликтные или безразличные.

Основной причиной может быть наличие дефектов или несформированность учебной деятельности. Другая причина – допущенные ошибки воспитания, которые ведут к одному: неумению делать то, что надо, вопреки тому, что хочется.

Большую роль в воспитании этого умения может сыграть совместная деятельность учителей, школьников и родителей.

Основной вывод заключается в том, что преодоление отставания школьников в учебе требуют решения двух проблем: с одной стороны, нужно совершенствовать методику проведения учебных занятий, учитывая индивидуальные особенности учащихся. С другой стороны, умело применять систему воспитательных средств воздействия на учащихся, с тем чтобы не допускать формирования у них отрицательного отношения к учебе, вырабатывать потребность в знаниях и стремление к преодолению трудностей.

Способы усиления эффективности работы с отстающими учениками:

Применять инновационные образовательные технологии, формы и методы обучения (ориентация на индивидуальные особенности ребенка, дифференциация заданий на каждом этапе урока).

Включать детей в индивидуально-групповую работу. Для этого нужно разработать разноуровневые тренировочные и проверочные упражнения, творческие задания с возможностью выбора.

Уделять внимание игровой деятельности на уроке. Игровые задания включают в работу подсознание.

Опрашивая учеников на уроке, давать им приблизительный план ответа. Они могут самостоятельно составить его дома и пользоваться им на уроке.

Выделять детям больше времени на подготовку к ответу у доски, разрешать пользоваться наглядными пособиями.

Давать возможность слабым ученикам последовательно излагать материал, ориентируясь на наводящие вопросы.

Проверять уровень усвоения знаний по разделам, при изучении которых школьник отсутствовал на уроке.

На этапе усвоения нового материала акцентировать внимание слабых школьников на самых важных, трудноизучаемых моментах. Чаще задавать им вопросы, чтобы выяснить степень понимания материала.

При выполнении самостоятельной работы давать упражнения, которые направлены на устранение типичных ошибок. Отмечать положительную динамику в работе: у ребенка появляется вера в свои силы, стимулируются новые усилия.

Задав домашнюю работу, провести подробный инструктаж по ее выполнению. Объем заданий должен быть посильным для ученика.

Итак, с чего же начать, когда по всем предметам у детей плохие результаты? А начать надо даже не с чтения, а с развития памяти. Профессор Федоров разра­ботал и рекомендует 8 резервов обучения чтению через развитие памяти.

Суть ее в следующем:

• Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена так, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то - есть, то - нет. Именно это создает раздражение мозга и запоминается. Например: 5 минут читаем, затем пересказываем, через определенное время - еще 5-10 минут. Эффект такой тренировки намного выше, чем полуторачасовое чтение.

• Ежедневные 5-минутки чтения.

• Обязательное чтение перед сном.

• Каждый день учим наизусть. Дети читают предложение или не­сколько предложений, затем поднимают глаза кверху и рассказывают наизусть, то есть переключаем внимание, а память продолжает ра­ботать. Память, которая так им нужна, у них неустойчива и не приучена к умственной работе.

• И последнее: каждую неделю просто необходимо писать изложения. Благодаря этому дети учатся запоминать последовательность событий и точнее их пересказывать.

Кроме развития памяти, необходимо также развитие внимания, наблюдательности, мышления. Для этого на уроках ежедневно можно проводить специальные упражнения и задания. Они занимают 2 - 3 минуты в начале или середине урока и становятся своего рода умственно-эмоциональной разминкой. Вот некоторые из них:

Упражнение на развитие восприятия.

Предназначено для развития способностей к фонематическому различе­нию. Эти способности лежат в основе успешного обучения чтению и письму.

Ребенку предлагается картинка с изображением различных предметов. Затем учитель произносит какое-либо слово и просит ученика показать тот предмет, название которого начинается с такого же звука. Например, учитель говорит слово "солнце" и ребенок показывает на картинку со слоном , так как "солнце" и "слон" начинаются со звука [с].

Упражнение на тренировку распределения внимания (для детей, знающих цифры).

На рисунке представлена таблица с 25 клетками, на которых в случайном порядке нанесены цифры от I до 35, из них 10 пропущено. Ребенок должен найти и показать все цифры подряд, а пропущенные циф­ры записать.

Упражнение на развитие наблюдательности.

Задание: внимательно осмотрите комнату и найдите предметы, в которых есть круг, окружность, квадрат, прямоугольник и т.д. Ученики называют предметы: выключатель, основание карандаша и многое другое. Проводить такие игры можно в форме игры-соревнования.

Упражнения на развитие мыслительных процессов.

"Найди лишнее слово". Учитель читает серию слов (слова могут быть записаны на доске, на карточках). Каждая серия состоит из 4-5 слов. 3 или 4 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Упражнения на развитие зрительного воображения.

Учитель предлагает детям закончить рисунок с незаконченными изображениями, а затем рассказать о том, что изобразили.

"Точки". Учитель показывает ребенку на примере, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Потом предлагает ему самому нарисовать что-либо, соединяя точки. Использовать все точки каждый раз не обяза­тельно.

Я убеждена: если учитель будет мгновенно приходить на помощь, ребенок не успеет замкнуться, расстроиться, тогда и будет результат. Таким детям даже самая настоящая подсказка приносит только пользу. Если однажды я помогла ему, в следующий раз он обязательно справится сам.



Почему ученики не справляются с программой?

Чтобы побороть неуспеваемость, надо знать ее истоки. Их анализ — основной метод разработки способов предотвращения проблем с учебой. Причины отставания:

  • Пропуск занятий.
  • Отсутствие желания изучать предмет.
  • Необъективное оценивание во время урока.
  • Сложность материала.
  • Недостаточные способности ребенка.
  • Пробелы в воспитании.
  • Отсутствие элементарных организационных навыков.
  • Чересчур объемные домашние задания.
  • Невнимательность педагога.
  • Неэффективность урока.
  • Ученик не уделяет должного внимание работе дома.
  • Низкая активность во время занятий.
  • Отсутствие условий для успешного обучения (дети из асоциальных семей).

Каждого неуспевающего школьника можно отнести к одной из трех групп:

  • Дети с низким качеством мышления, которые положительно относятся к учебе и статусу школьника.
  • Ученики с достаточным уровнем развития мыслительной деятельности. При этом они негативно относятся к процессу усвоения знаний. Такие дети частично или полностью потеряли позицию человека, причастного к школе.
  • Школьники со слабо развитым мышлением и отрицательным отношением к обучению. Они полностью сдали свои позиции, стремятся оставить учебное заведение.

Как предупредить неуспеваемость?

Этап урока

Действия педагога

Контроль подготовки школьников

Изложение нового материала

Во время урока контролировать, понимают ли дети суть изучаемых терминов, понятий. Поощрять стремление учеников задавать вопросы при затруднениях. Выбирать методы и формы работы, которые вызовут интерес к процессу обучения. Обеспечить активное усвоение знаний всеми учащимися.

Задания должны охватывать наиболее важные и трудные темы. Главное не количество упражнений, а подача их в определенной системе. Самостоятельная работа должна включать задания на устранение ошибок, допущенных ранее. Четко объяснить порядок выполнения работы. Если при решении заданий у детей возникают трудности, стимулировать постановку вопросов к педагогу. Учить составлять план своих действий, выполняя упражнения с достаточной скоростью. Контролировать процесс.

В заданиях для работы дома должен повторяться пройденный материал. Внимание сосредотачивается на самых важных, трудноусваиваемых элементах программы. Регулярно задавать упражнения, при решении которых ученикам придется поработать над типичными ошибками. Давать школьникам четкие, понятные инструкции по выполнению домашних заданий. Работая с отстающими детьми, постоянно проверять степень понимания ими этих наставлений. С целью исключить перегрузку, оговорить объем упражнений с другими педагогами, преподающими в классе.

Неуспевающие школьники: особенности организации учебного процесса

Способы усиления эффективности работы с отстающими учениками:

Как оказать психическую поддержку отстающему учащемуся?

Плохая отметка сама по себе наказание. Не надо наказывать дважды за ту же ошибку. Ученик уже получил оценку своих знаний. Теперь ему вместо новых попреков необходима спокойная помощь.

Постоянная ежеминутная критика окончательно отобьет желание к чему-то стремиться. Нужно иметь чувство меры. В противном случае школьник просто замкнется в себе, перестанет воспринимать подобные речи и реагировать на отметки.

Не хватайтесь за устранение всех проблем в учебе и всех пробелов разом. Выберите первоочередную цель и работайте над ней, позже перейдите к другим проблемам.

Критику работы ученик ошибочно распространяет и на свою личность. Важно провести четкую грань между оценкой личностных качеств и оценкой уровня знаний. Школьника хвалят за то, что он стал более знающим и умелым. У ребенка повышается самооценка, ему хочется покорять новые вершины.

Но важно помнить, что только совместные усилия учителя-предметника, родителей, социально-психологической службы школы, классного руководителя способны решить проблему неуспеваемости. Работая с отстающими детьми, нужно верить в каждого из них и стремиться передать эту веру им.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст


Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Читайте также: