Что такое проскомидия кратко

Обновлено: 02.07.2024

Нам необходимо изучить нашу веру православную. Мы должны знать наши богослужения. Зачастую люди стоят, и даже не понимают, что сейчас происходит и для чего, а ведь это все так интересно, когда узнаешь, как сформировывалось наше богослужение, что обозначают определенные действия, какие символы в себе несут действия священнослужителей и многое другое. Мы должны интересоваться нашей верой, тогда многое станет для нас ясным, и мы сами, возможно, сможем передать наши знания другим.

Стоит сказать, что проскомидия совершается на Литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого, и имеет одинаковое чинопоследование в этих двух видах Литургий. Не совершается проскомидия на Литургии Григория Двоеслова (Преждеосвященных Даров), поскольку там для причащения верующих используются уже Освященные и Преложенные ранее Святые Дары. А на Литургиях Иоанна Златоуста или Василия Великого присутствует анафора, иначе евхаристический канон, чтобы Духом Святым вещество, приготовленное на проскомидии, преложилось в Тело и Кровь Христовы.

С греческого языка проскомидия означает "приношение", поскольку, в древности существовал обычай, согласно которому, христиане приносили свои хлеб и вино для совершения Таинства Евхаристии. На проскомидии, из хлеба (просфор) и вина, готовят вещество для совершения Литургии.

Сначала, перед закрытыми Царскими вратами священнослужители читают вхОдные молитвы (в Служебнике), которые всегда произносятся перед началом совершения Литургии. Затем, входя в алтарь, священнослужители облачаются, произнося определенные молитвы, и потом начинают совершать проскомидию. Священник из алтаря дает возглас перед чтением часов (третий и шестой), и параллельно совершению проскомидии в алтаре, чтец читает третий и шестой часы.

Для совершения проскомидии в богослужебной практике Русской Православной Церкви необходимо пять просфор, обязательно из пшеничного теста на закваске, и вино, обязательно красное и из винограда (чаще всего Кагор). В Румынской Православной Церкви это может быть и белое вино. На проскомидии в Потир вливается вино, разбавленное небольшим количеством воды (а вода с вином называется соединением, которое символизирует истекшие из прободенного ребра Христа кровь и воду). Потиром же называется чаша, в которую вливается соединение, а затем из которой причащаются верующие. Также, на проскомидии, используется и губка, для вытирания сосудов (потирная губка) и для собирания с дискоса частиц, полагаемых после причащения в потир (антиминсная губка). Символизирует губку, через которую поили распятого Спасителя.

Забежим наперед, частицы из просфор вынимаются копием. Копие это специальный нож, изготовленный в подобие копья, которым вынимают частицы из просфор. Он символизирует копье, прободшее тело Христа.

Для проскомидии, как мы говорили, необходимо пять просфор. Первая просфора с символами IC XC HI KA (Иисус Христос побеждает) является Агничной . Из нее приготовляется Агнец, который символизирует Самого Христа. И именно Агнец затем, на Литургии, пресуществляется в Тело Христово, и служит для причащения верующим. Агнец кладется на дискосе по центру. Дискос – блюдо на подставке, на котором располагают Святой Агнец и вынутые на проскомидии частицы. На проскомидии используются еще два блюда: на одном приготавливается Святой Агнец, на второй вынимаются из просфор частицы. В разные моменты литургии дискос символизирует или вертеп и ясли, или гроб Христа.

Вторая просфора, из которой вынимается частичка, называется Богородичной . Из названия понятно, что вынимается частица в память о Пресвятой Богородице.

Третья просфора называется девятичинной (девятичастной), поскольку из нее вынимаются девять частиц в честь святых Ветхого и Нового Заветов.

Из четвертой просфоры вынимаются частицы о здравии всех живых верующих (членов Церкви) . В первую очередь, за патриархов, затем за все духовенство и верующих мирян, страну, власти и воинство.

Из пятой просфоры вынимаются частицы за всех усопших членов Церкви . Частицы располагаются снизу, под частицами, вынутыми за живых.

Такое расположение частиц вокруг Агнца символизирует всю Церковь, Главой которой является Христос.

Также вынимаются частицы о здравии живых и об упокоении душ усопших из обычных просфорок. Это имена, которые люди указывают в записках. Эти частицы кладутся рядом, на дискосе, с вынутыми частицами за живых и усопших соответственно. Таким образом видно, что все действия священнослужителя имеют свой определенный порядок, и несут в себе символизм. Собственно и сами предметы, и сосуды, которые используются на Литургии, в частности на проскомидии, имеют свое практическое и символическое значение.

Два покровца (воздУха) используют для того, чтобы покрыть дискос и потир по отдельности, и один покров (побольше, который тоже называется воздУх) предназначен для того, чтобы покрыть дискос и потир вместе, после всех молитвословий, произнесенных священнослужителем на проскомидии. На проскомидии все покровцы символизируют пелены, которыми был укутан Богомладенец Христос после рождения. После этого священнослужитель с молитвой кадит Дары, прося Бога благословить Их, а также помянуть всех людей, за кого были вынуты частицы. И на этом проскомидия заканчивается.

А во время пения Херувимской песни, покровцы уже символизируют плащаницу Христа, сударь (плат, которым была обвита голова Христа во гробе), а также камень гроба Господня.

Употребляются также ковш (им вливают в чашу соединение) и кадило. Еще используется звездица, состоящая из двух металлических, соединенных крестообразно, дужек. Практическое значение ее состоит в том, чтобы частицы, находящиеся на дискосе, не перемешались. На проскомидии она знаменует собой вифлеемскую звезду.

Сама проскомидия символизирует рождение Христа, а на Херувимской песне, сосуды, которые использовались на проскомидии, символизируют страдания и распятие Христа (раздробление Агнца).

Молитвы, произносимые священнослужителем на протяжении совершения проскомидии, символизируют собой славословие волхвов и пастухов. Потир, кадильница и ладан обозначают дары, принесенные Христу волхвами.

В конце Литургии все частицы погружаются в Чашу с Кровью и Телом Христовым с молитвой о том, чтобы Господь даровал очищение грехов всем тем, за кого были вынуты частицы.

Таким образом, проскомидия является неотъемлемой частью Литургии, хоть она и не видна, и не слышна всем прихожанам, и совершается в алтаре, во время чтения часов. Но, благодаря проскомидии, подготавливаются Дары для совершения Таинства Евхаристии. И, познакомившись поближе с проскомидией, мы теперь можем знать, что происходит там, в алтаре, в то время, пока мы слушаем часы. Есть, кстати, видео, где Литургию проводят с объяснениями (миссионерская Литургия), там же говорят и про проскомидию. Можно наглядно увидеть все действия священнослужителей в алтаре, как приготавливается вещество для совершения Таинства Евхаристии, как из просфорок вынимают частицы. Очень интересно, рекомендую!

Ст. 26-28 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов Что такое проскомидия Каждый, кто регулярно посещает […]

Ст. 26-28 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов Что такое проскомидия Каждый, кто регулярно посещает […]


Ст. 26-28 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов

Что такое проскомидия

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 26-27 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все

После того как Иуда вышел, Спаситель преподает одиннадцати [ученикам] спасительное таинство. Ведь, поскольку немного спустя Христу предстояло, воскреснув вместе с Собственной плотью, взойти к Отцу, то, дабы мы имели Его телесное присутствие (ибо без присутствия Христова человеку невозможно спастись и избавиться от смерти и греха, если с нами нет Жизни), Он дал нам свое Тело и Кровь (Мф. 26:28), чтобы через них сокрушилась власть тления, Он вселился в наши души Духом Святым, мы стали причастниками освящения и были наречены небесными и духовными людьми.

Порядок совершения проскомидии

Проскомидия совершается священником

  • на жертвеннике,
  • при закрытом алтаре,
  • вполголоса.

Тайна, которая окружает проскомидию, напоминает нам о таком же тайном, но важном Рождестве. Рождение Младенца Иисуса в свое время не было общеизвестным событием. Господь пришел в мир тихо и неведомо для мира.

Из остальных просфор вынимают части

  • в честь Богородицы,
  • в честь Иоанна Предтечи, пророков, апостолов и всех святых,
  • о здравии церковных иерархов — от Патриарха до диаконов,
  • об упокоении таких же чинов, включая почивших создателей храмов.

Записки на проскомидию

В конце Литургии эти частицы погружаются в Святую Чашу, при этом священник читает молитву:

Значение проскомидии

“И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов” (Мф. 26:26-28).

Проскомидия входит в состав двух основных видов православного богослужения – Литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого.

проскомидия что это

Проскомидия: священник вынимает частички из просфоры

История появления проскомидии

Постепенно это стало происходить не в самом храме, а в отдельном помещении. Таким образом решили избежать суеты во время богослужения. Так и появляется привычная форма проскомидии. Со временем она стала совершаться перед началом общественного богослужения.

Проскомидия — что это означает в Православии

Проскомидия это не только лишь подготовка вещества для совершения Таинства Причащения. Как первая часть Литургии она имеет важное символическое значение. На проскомидии мы вспоминаем Рождество Иисуса Христа от Девы Марии и одновременно страдания и смерть Спасителя. Рассмотрим, что происходит на проскомидии.

Все начинается с входных молитв, которые читают священник и диакон перед началом священнодействия. Затем они облачаются и совершают омовение рук.

После подготавливают Священные сосуды и Жертвенник – специальный стол, на котором и будет совершаться проскомидия. В храме в это время начинают читать Часы (небольшие богослужения суточного круга, состоящие из псалмов и молитв). Основное действие проскомидии – это подготовка просфор и вина.

Просфоры на проскомидии

Кроме Агничной различают еще Богородичную, Девятичастную, Заздравную и Заупокойную просфоры. Из этих просфор вынимаются частички в память Богоматери, наиболее почитаемых святых. Кроме того, поминаются живые и усопшие христиане. Затем Агнец и частицы из остальных просфор располагаются на Дискосе – специальном блюде на ножке. Дискос символизирует ясли, в которых находился Богомладенец тотчас по Своем рождении. И одновременно гроб, в котором покоилось тело Спасителя после снятия с креста.

Лежащие на Дискосе вокруг Агнца частицы просфор символизируют единую Христову Церковь всех поколений и эпох.

Символика проскомидии

После приготовления Агнца священник берет Потир – специальную чашу, и вливает в нее вино в соединении с небольшим количеством воды. Об этом говорили отцы Карфагенского Собора (правило 46):

Вода является дополнительным компонентом к вину, ей вино разбавляют, совсем немного. Это совершается в воспоминание евангельских слов: «но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода Ин 19:34).

Звездица и покровцы

После чего Потир и Дискос со Звездицей покрываются специальными расшитыми узорами покровами. Наибольший из них называется Воздух, а два другие — Покровцы. Покрова символизируют погребальные пелены Христа. Вот что пишет о символике Покровцов и Воздуха святой Симеон Солунский:

Завершение проскомидии

Все частички, вынутые в память живых и усопших членов церкви, будут по окончании Литургии опущены в Потир с Кровью Христовой. Погружение в Кровь Христову символизирует омытие грехов христиан поминавшихся на проскомидии. Вот почему из всех видов молитвенных поминовений, именно молитва на проскомидии считается наиболее действенной.

На этом проскомидия завершается, и по окончании чтения Часов, следует вторая часть литургии — Литургия оглашенных.

Христианские церковные службы полны глубокого смысла, проводятся по заветам Христа. Литургия в храмах начинается с особого обряда, называемого Проскомидией, во время которого, по предписанным церковью канонам, заготавливаются хлеб и вино для Евхаристии. Осмысленное исполнение ритуалов помогает полнее отдаться молитве. Рассмотрим, в чем состоит глубинный смысл проскомидии, и каково ее символическое значение.

Понятие и история происхождения проскомидии

Причащаясь хлебом с вином, люди очищаются пролитой кровью Спасителя и Его телом. Старообрядческая традиция совершения проскомидии отличается незначительно – числом просфор и начертанием печатей.

Значение в православии

Во время церковного обряда Проскомидии хлеб и вино становятся телом и кровью Господа, приобретают сакральный смысл. В это время читают молитвы, вспоминая приход в мир Христа и Богородицы, крестные муки Спасителя, Его смерть. Действия священника во время таинства напоминают о начале земной жизни и Воскрешении Иисуса – от введения Девы Марии в храм Господень до смерти и погребения Христа.

Приняв мученическую смерть, Иисус искупил людские грехи, принял их на себя. Таким образом он дал людям надежду на прощение и обретение вечной жизни. Священник проводит обряд подготовки вина и просфор для причастия. Исполнив ритуал на пяти главных просфорах, святой отец переходит к обычным, читает записки об упокоении и за здравие, поданные прихожанами, молится. Поминовение с принесением святого Агнца на Проскомидии – высшее поминовение в церкви. Святитель Феодосий считал его сильнее молитв святого.

проскомидия и ее символическое значение

Когда совершается

В соответствии с православными традициями, проскомидия совершается в первую половину дня, не ранее 9 часов. Священник не должен приступать к таинству, пока не пробил час, в который Иисус был приговорен к казни. Во второй половине дня проскомидия разрешена в случае совмещения вечерней и дневной служб, но обязательно до наступления темноты.

Справка: Проскомидия, как составная часть Литургии, по православным канонам, не совершается в оговоренные уставом дни.

Имеются также ограничения проведения обряда для священников по чину и последованию, изложенные в Служебнике. Запрещено совершать таинство в нетрезвом виде и с неочищенным грехом.

Где должна проводиться

Последовательность, время и место проведения проскомидии оговорены церковными правилами и строго соблюдаются. Место проведения – православная церковь.

Отметим известные случаи исключения из церковных правил:

крест в храме

Святым отцам, нарушающим предписания церкви по проведению проскомидии, грозит отлучение от сана.

Жертвенник

Проскомидию проводят на специальном столе, который, по традиции, называют жертвенником. Изначально в древних храмах это была особая комната, сейчас стол ставят по левую сторону от престола в алтаре. Предписанные церковными правилами атрибуты на жертвеннике и вокруг него:

В некоторых церквах сохраняется традиция особой комнаты для жертвенника.

Атрибуты

При ритуале подготовки просфор и вина используют специальные предметы, которые называют утварью для Евхаристии. Атрибуты в глазах участников таинства символизируют рождение Спасителя и Его мученическую кончину.

Потир

Для приготовления вина для святого причастия используют особый бокал на высокой ножке. Его именуют потиром (чаша с греческого). Первые христиане использовали потиры из дерева, в 3 веке их заменили стеклянные чаши.

Основание потира по диаметру больше чаши, на ножке часто присутствует утолщение в форме яблока. Сосуд является символом чаши, которую Иисус дал апостолам на Тайной вечере, завещав всем пить из нее как Кровь Его Нового Завета во искупление грехов.

проскомидия и ее символическое значение

Потир хранится на жертвеннике. В церквах обычно используют несколько потиров – из большой чаши переливают в более мелкие сосуды для причащения прихожан. Сейчас в храмах используют металлические потиры с изображениями Христа, Богоматери, Иоанна Крестителя.

Справка: в торжественных случаях используют потиры, богато украшенные камнями, росписью, выполненные из драгоценных металлов.

Дискос

Важный атрибут подготовки к Евхаристии в православных храмах – большое круглое блюдо на основании, которое называют дискос. Этот сосуд служит для положения средней, особым образом вырезанной части просфоры, символизирующей превращение хлеба в тело Христово.

Середина просфоры именуется агнцем, как и сам жертвенный хлеб. На церемонии дискос держат за края. Символическое значение – ясли, в которых Христос пришел в мир, и место Его погребения после снятия с креста.

В древние времена дискос делали из дерева, затем использовали стекло, сейчас литургический сосуд, в большинстве случаев, металлический. На дне обычно рисунок – сцены из Нового Завета, чаще Иисус-младенец в яслях.

Звездица

Богослужебный предмет символизирует Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к Христу. Это две дуги, сцепленные винтом, принимающие форму звезды. Служат на проскомидии для защиты освещенных просфор от покрова и неосторожного прикосновения.

проскомидия и ее символическое значение

Использовать звездицу во время проскомидии начали, по преданию, по инициативе Иоанна Златоуста. Во время канона Евхаристии звездицей осеняют дискос, это символизирует служение Господу Небесного Воинства.

Копие

Напоминание о гибели Христа от копья римского воина – используемый при проскомидии нож с треугольным лезвием, похожий по очертаниям на наконечник оружия. Копием вырезают сердцевины просфор, измельчают и дробят святого Агнца. Этот атрибут использовали во время литургии еще при святом Германе, то есть в 8 веке. В церковной практике используют копия разного размера. Меньшее применяют также для освящения чаши с вином и воды для малого водоосвящения.

Покровцы и воздух

Кадильница

Сосуд для воскурения благовонных смесей (ладана) используется во время церковных служб. Согласно ветхозаветным источникам, Господь повелел использовать фимиам иудеям. Ароматические вещества используют также в языческих культах для воскурения во славу Богов.

Молитва читается во время каждения. Кадильница – сосуд из металла на цепочке. В нем разжигают уголек, сверху помещают ладан. Символический смысл кадильницы, используемой при проскомидии, – память о дарах, которые были принесены волхвами в день появления Христа на свет.

батюшка в храме

Грецкие губки

Используются для подбора раскрошившихся Святых Даров с литургических сосудов, обтирания рук священников, исполняющих проскомидию. Грецкие губки изготавливают из морских губок. Они напоминают о том, что римский воин напоил с помощью губки Христа уксусом. Грецкие губки делают круглой формы, освящают перед использованием, хранят, завернутыми в антиминс.

Ковш, блюдо, сосуды для вина и воды

При совершении таинства Проскомидии используется посуда для хранения просфор и жидкостей, которая лишена сакрального значения, помогает в исполнении предписанного ритуала:

  • ковшиком разливают вино и воду;
  • в блюде хранятся просфоры для паствы;
  • сосуды содержат вино до времени использования.

Полноценной утварью для евхаристии эти предметы не являются, выполняют вспомогательные функции.

Вещество для проскомидии

Христос через апостолов передал указание пастве – считать хлеб, воду и вино Его телом и кровью, причащаться ими как Святыми дарами. По канонам православной церкви, эти вещества используют в проскомидии многие века.

Для проскомидии выпекаются специальные хлеба, называемые просфорами. Для выпечки используются только 2 ингредиента – пшеничная мука и вода. Никакие иные компоненты в тесто не включают.

Кадильница в храме

Указание на вид хлеба дано в Новом Завете – артос (вскисший). Просфоры составлены из 2-х частей, символизирующих человеческую и Божественную природу Спасителя.

Верх просфоры имеет печать – крест, делящий поверхность на 4 сектора, и выбитые парами латинские буквы. Крест указывает на мученическую смерть, буквы представляют сокращенное написание имени Христа и слово NICA (Победитель). В таинстве Проскомидии используются 5 просфор, главная их них – агничная. Остальные просфоры готовят по просьбам паствы – за здравие и упокой.

Именно Христос приказал использовать вино для причащения. Во время трапезы Спаситель вместе с учениками пил красное вино, разведенное водой, оно лучше других жидкостей напоминает пролитую кровь. За долгие века делались попытки заменить вино медом, водой, молоком, но отцы церкви строго указали, что завет Христа должен исполняться неукоснительно. Для проскомидии берется качественное красное виноградное вино – чистое и свежее.

Во времена Христа разведение вина водой было традиционным в восточных странах. Спаситель с учениками пили не ради опьянения. Традиция связана еще с именем Моисея, который смесью вина с водой кропил Завет. В Новом Завете сказано, что из ран Иисуса натекла кровь с водой. Учитывая указание Иисуса, вино для проскомидии разводят сырой водой.

Кто совершает

Проскомидию, которая является частью литургии, проводит только священник или архипастырь. Диакон может только помогать святому отцу, выполнять вспомогательные работы. Существуют строгие церковные правила на этот счет:

  • дважды в день проскомидию не проводят;
  • священники должны быть очищены от грехов.

святые перед иконой

Службы проводят в предписанном церковном облачении священника – полном, диакон помогает в своих обычных одеждах.

Подготовка к обряду

В процессе подготовки к проскомидии выполняются определенные действия, предписанные правилами православной церкви.

Любое дело добрый христианин предваряет молитвой. Священники при входе в храм и подготовке к литургии творят входные молитвы. Церковью прописан необходимый ритуал и последовательность чтения молитв для священника и диакона:

Далее в ризнице оба участника проскомидии облачаются для службы.

Облачение

Одежды для священника хранятся в ризнице или в углу алтаря. Святой отец дает благословение диакону, сам начинает облачаться. Исполняются следующие правила при облачении:

  • целование креста на каждом виде облачения;
  • при надевании каждой части творится предписанная уставом молитва.

батюшка в храме

Священник и диакон облачаются рядом, в тесных помещениях – по очереди.

Умовение рук

Традиция мыть руки перед началом проскомидии относится к ветхозаветным временам. Священники в древние времена мыли руки и ноги перед совершением таинств, специальные чаши стояли на входе в храм для прихожан. Омовение рук – символическое очищение не только тела от грязи, но и души от грехов. Во время омовения читаются стихи 25 псалма.

Приготовление жертвенника и сосудов

Завершив омовение, священник переходит к подготовке евхаристической утвари для проскомидии. Он идет к жертвеннику, снимает покровы, защищающиеся сосуды, зажигает светильник – лампадку или свечку. Сосуды расставляются определенным образом, повернув к себе стороной с изображением Христа:

Вино, вода, просфоры подготовлены и расставлены на жертвеннике.

Справка: в церковном Служебнике не оговаривается, в какое время должна готовиться утварь для проскомидии. Подготовку часто проводят до облачения.

Чинопоследование

Вся подготовка в проскомидии происходит во время чтения Часов, записки с просьбами нужно подавать до начала литургии. Православные во время службы вспоминают рождение Христа и Его смерть в едином неразрывном единстве. Ведь целью прихода Спасителя в мир была не жизнь, а гибель, искупительная жертва.

батюшка и прихожаны

Молитвы произносятся священником, проводящим ритуальные действия тихо, вполголоса. Во время проскомидии проводят исповедь, чтение Часов напоминает о земном бытии Христа.

Начало

В начале церемонии священник с помощником встают перед жертвенником и трижды кланяются, творят молитву с просьбой об отпущении грехов и благословении на проведение проскомидии. Тропарь читают особым образом – при произнесении определенных слов молитвы целуют евхаристическую утварь. Так священник выражает благоговение перед готовящейся жертвой и уважение к святым предметам.

Святой Агнец должен напомнить православным о великой жертве, принесенной Христом на Голгофе, крестной муке и погребении.

Священнодействие с Агничной просфорой

Взятие священником в руки главной, Агничной просфоры совмещено с чтением 3-го Часа. Все действия святого отца проводятся с произнесением молитвы. Ритуал вырезания сердцевины просфоры и подготовки жертвенного агнца совершается строго по правилам:

  • просфора неподвижна;
  • копие священник держит тремя пальцами;
  • сначала трижды творится крест над печатью;
  • надрезы проводятся по печати в определенной последовательности – справа, слева, сверху, снизу;
  • агнца отделяют, кладут на дискос, печатью вниз, надрезают, затем переворачивают, делают надрезы.

Каждое действие с Агничной просфорой имеет символическое значение. Благодаря произносимым молитвам часть просфоры претворяется в Агнца, тело Спасителя, благодаря Святому Духу. Произносимый текст молитвы описывает этапы зачатия, рождения, мучений на кресте и смерти Иисуса, во время которой из подреберья пошла кровь с водой.

горит свеча

Соединение вина с водой

Когда в молениях поминают об убиении Христа, истекшей крови, диакон просит и получает благословение на приготовление в потире разбавленного водой вина. Смешение двух жидкостей в потире называют святым соединением. Смысл действия – напомнить христианам о муках и смерти Спасителя, истечении из раны алой крови, которую в Евхаристии символизирует виноградное красное вино с небольшим количеством воды.

Священнодействие с Богородичной просфорой

Далее священник начинает готовить Богородичную просфору в честь Пречистой Девы, читается молитва, прославляющая Богородицу. Копием святой отец отделяет от второй просфоры треугольную часть печати, укладывает ее на дискос рядом со святым Агнцем. Царица Небесная занимает почетное место рядом со Спасителем, уложение части Богородичной просфоры напоминает о великой чести быть Матерью Христа.

Священнодействие с девятичинной просфорой

Подвиг святых во славу Господа напоминает девятичинная просфора, из хлеба извлекают 9 частичек. Кусочки вырезают копием из печати ровными рядами, укладывают в установленной последовательности на дискос вокруг Агнца. Во время изъятия поминаются заслуги и подвиги святых, начиная с Иоанна Предтечи.

Святых называют во время молитвы по именам, при этом славить могут также местных святых. 9 частиц отбирают, исходя из количества чинов Небесной иерархии. Все святые доказали свое единство с Господом, прославляли Христа своей жизнью и смертью.

Священнодействие с заздравной просфорой

Далее святой отец берет в руки заздравную просфору, из которой вырезает 2 частицы с бочка:

  • за священнослужителей православных;
  • за родную страну и православный народ.

Кусочки кладут на дискос под Агнцем. Переходят к просфорам, поданным за здравие паствой. Вырезая кусочек, каждого упоминают по имени, прося у Господа милости к православному. Имеются также церковные служебные просфоры, из которых нарезают куски за архипастырей, священников и клир.


К заздравной просфоре священник еще вернется, чтобы с прошением о милости и прощении вырезать из стенки кусочек за себя. Это делают после поминания за упокой.

Священнодействие с заупокойной просфорой

За умерших христиан вырезают частицы из последней, заупокойной просфоры. Берется кусок с печати, поминаются церковные иерархи, патриархи, архиереи. Далее священник начинает поминать умерших православных, вырезая кусочки из поданных мирянами просфор. Церковь допускает использование одной просфоры за умерших и за здравие. Кусочки за упокой располагают на дискосе ниже заздравных. Священник просит Господа Самого помянуть православных умерших по Своей милости.

Каждение

В кадиле уже находится разожженный уголек, в него кладут ладан, диакон передает кадильницу священнику. С молитвой окуривают по очереди:

  • жертвенник;
  • звездицу;
  • покрова и воздух.

Жертвенные дары закрываются звездицей и покрывалами. Затем проводится общее каждение жертвенника с троекратным благословением. Смысл каждения – изливание Божественной благодати и любви, осенение Святым Духом.

Окончание

Священник передает кадильницу диакону, читает молитву и завершает проскомидию отпустом. Это считается завершением. По окончании проскомидии все кусочки опускают в потир с приготовленным вином. Иисус обещал, что после вкушения Его тела и крови искупительная жертва будет принята, и христиане очистятся от грехов. Молитвы на Проскомидию считают самыми важными и действенными.

Пока не завершено произнесение Часов, чтение записок и поминовение за здравие и упокой могут продолжаться, Проскомидия не завершена. Православная церковь напоминает, что подавать записки за некрещеных не разрешается.

Христос принес себя в жертву, искупил прегрешения людские Своей кровью. Проскомидия дает возможность православным вспомнить жизнь и подвиг Христа, очиститься Его кровью и телом, освободиться от тяжести грехов. Священник совершает на глазах верующих жертвоприношение, святой Агнец во время церемонии искупает людские грехи.


Проскоми́дия (греч. προσκομιδή — принесение, подношение; от προσκομίζω — приношу) — первая часть литургии византийского обряда, как Иоанна Златоуста, так и Василия Великого. На ней путём особых священнодействий из принесённых хлеба и вина приготовляется вещество для евхаристии, при этом совершается поминовение всех членов Церкви, как живых, так и усопших.

Проскомидия совершается священником или архиереем в алтаре на жертвеннике во время чтения часов.

Содержание

Требования к хлебу и вину

Вино для проскомидии должно быть виноградным, натуральным и без примесей. B Православных церквях обычно употребляется красное вино, хотя в Румынской церкви допускают белое вино (так же, как и в латинском обряде у римо-католиков) [1] .

Во время совершения проскомидии вино, соединённое с водой, вливают в потир, в воспоминание того, что, когда Господь Иисус Христос находился на кресте, один из воинов копьем пронзил Ему ребро, и из пронзённого ребра истекла кровь и вода. Никаких фруктовых соков вместо виноградного вина употреблять не положено [2] .

Порядок совершения проскомидии

Священник совершает входные молитвы, входит в алтарь, облачается и на жертвеннике при закрытых Царских вратах начинает совершение проскомидии.

Приготовление Агнца

Изъятие частиц из прочих просфор



Затем вынимаются частицы из малых просфор (число которых не ограничивается), поданных заранее верующими. В это время читаются поминания о здравии и спасении живых и об упокоении усопших. Вынутые частицы помещаются на дискос вместе с частицами из четвёртой и пятой просфор.

Прочие действия



На дискос с вынутыми частицами устанавливается звездица. Затем дискос и потир покрываются отдельными покровцами, а поверх одним большим покровом — возду́хом. Установленная звездица помогает при этом сохранить порядок частиц.

Затем священник кадит перед Дарами и произносит молитву, в которой просит Бога благословить предложенные Дары, помянуть принёсших эти Дары и тех, за кого они принесены, самого же его сделать достойным для священнодействия.

Символическое значение проскомидии

На проскомидии вместе с воспоминанием о Рождестве Иисуса Христа воспоминаются Его страдания и смерть. Вследствие этого слова́ и действия проскомидии имеют двоякое значение.

Приготовление Святого Хлеба и изъятие Агнца знаменуют рождение Иисуса Христа. Жертвенник изображает вертеп, дискос — ясли, в которых был положен младенец Христос, звездица — звезду, которая привела волхвов в Вифлеем, покровцы — пелены, которыми был укрыт Спаситель. Потир, кадильница и фимиам напоминают о дарах, принесённых волхвами. Молитвы и славословия священника изображают поклонение и славословие вифлеемских пастухов и волхвов. С точки зрения воспоминаний страданий Христовых дискос символизирует гроб, покровы — погребальные пелены, а крестообразное разрезание Агнца и протыкание (прободение) его копием означают распятие Иисуса Христа и излияние Его крови.

Соединение всех частиц вокруг Агнца на дискосе символизирует Церковь, Глава которой Иисус Христос.

Читайте также: