Как помочь ребенку полюбить детский сад

Обновлено: 02.07.2024

Многие мои знакомые "мамочки" жалуются, что их малыши не любят ходить в садик.. Нас эта проблема обошла стороной, каждое утро мой сыночек с радостью встаёт, собирается и , в прямом смысле, бежит в садик, сломя голову..

Конечно, я не психолог, но хочу поделиться нашими "секретиками", возможно, кому-то они помогут полюбить детский сад и безболезненно пройти адаптацию..

1. Когда нам пришла "повестка" в детский садик, мы с малышом начали гулять около нашей будущей "работы", разглядывали из-за забора какие там площадки, корпуса, как гуляют детишки.. Я рассказывала ему, как проходит день в саду, как малышам нравится ходить в садик )))) Тем самым мы заочно знакомились с "жизнью в садике", чтобы он знал, что его там ожидает и не переживал..

2. Сад - это привилегия, а не наказание.. Я рассказывала мелкому, как мне, папе, его двоюродным братьям и сёстрам нравилось ходить в садик, что только "взрослые", самостоятельные, послушные мальчики и девочки ходят на "работу", как Папа.. О том, что его маленький братик тоже хочет ходить в садик, но пока не может.. Не пойти в садик- это наказание..

3. По дороге в садик мы всегда обсуждали, чем он будет там заниматься, что ему надо будет запомнить всё-всё, чтобы вечером рассказать и показать нам. ( Ведь, вся семья хочет ходить в сад, а можно только ему 🤣) Тем самым, посещая садик, он выполняет важное поручение мамы!

4. В самом начале малыш в любом случае капризнячает, не хочет заходить в группу, не хочет расставаться с мамой. Многие психологи рекомендуют брать с собой игрушку, но, как по мне, это ужасная идея, другие дети будут хотеть с ней поиграть, потрогать, отобрать, что вызовет ещё больший стресс. Поэтому наш мелкий брал с собой в садик "мамин поцелуй", который оберегает его весь день. ( Эту идею мы взяли из книжки "Поцелуй в ладошке" Одри Пенн)

5. Мы всегда обговорариваем с сыном, кто заберёт его из садика, он выбирает сам: мама с лялей, папа или баба с сестрёнкой))) Благодаря этому, он не переживает, что его оставят там насовсем 🤣

6. Когда идём домой, расспрашиваю, как прошёл день, во что он играл, что кушал, с кем подружился сегодня. Хвалю его, какой он молодец, что "съел всю кашу", хорошо спал и т.п. Рассказываю ему, что его хвалила воспитательница. Хвастаемся нашими "достижениями" вечером папе.

7. В саду они занимаются творчеством, все его работы хранятся дома на видном месте, показываются друзьям и родственникам. "Какой малыш молодец, на "работу" не просто так ходит, а такую красоту создаёт"))) Благодаря этому, любая развивашка ему в радость, он старается и делает поделки с удовольствием,потому что дома его будут хвалить. ))))

И таких мелочей достаточно много, кто-то может сказать, что я часто малыша хвалю. Достаточно часто, но не просто так.. Зато он всегда знает, что всё у него получится, пусть и не с первого раза, что дома его труды и старания оценят.. Чувствует себя нужным, любимым и счастливым.. А в хорошем настроении и детский сад в радость ))))

Рассказывает Юлия Анохина, блогер @chydojuli, мама двоих детей.

Сейчас я нахожусь в глубоком декрете, то есть не успела выйти из первого и попала сразу во второй. Основная моя обязанность — воспитание. Я воспитываю себя, двоих детей (трехлетнюю Еву и годовалого Кирюшу), а также своего мужа (когда он это мне позволяет).

Фото из личного архива

Силы мои и терпение подходили к концу. И вдруг новость: Еве дают место в садике! Сначала радость перехлестнула меня настолько, что я забыла про все трудности. Но потом опомнилась. Дочь ничего не хотела слышать ни про садик, ни про то, что мама теперь не будет рядом всегда-всегда. Да, у меня растет очень чувствительная малышка.

Как ответственная мама, я решила хорошенько ее подготовить, чтобы процесс сепарации (отделения от мамы) прошел у нас более-менее стабильно.

Итак, вот какие хитрости для подготовки ребенка к детскому саду я использовала:

• Образец для подражания. Мы начали каждый день разговаривать с Евой про садик. Я рассказывала ей про то, что когда-то я тоже была маленькая и с радостью туда ходила (ах, как жаль, что взрослых туда уже не принимают!), как папа впервые пошел в детский сад и ему там очень понравилось. Туда ходили и наши бабушки и дедушки. Все-все ходили в свое время в садик!

Примеров нужно приводить много, желательно на людях, которых ребенок знает и любит.

Фото из личного архива

• Сюжетные линии. Кроме того, мы часто играли в садик. Строили его из LEGO, набирали группу и выбирали воспитателей. Так Ева поняла, что родителей в саду нет, что там есть определенный режим и могут случаться конфликтные ситуации. Но они решаемы, поэтому ничего страшного!

• Ежедневная программа. Это была системная подготовка. Не от раза к разу, а регулярно. Конечно, я понимала, что все это теория. Но возлагала большие надежды на Евину сознательность и адекватность. Мы столько раз про все это говорили, что она должна была войти в новую обстановку спокойно.

И если оно стиралось, то им приходилось его подрисовывать, чтобы не дай бог связь с мамой не прервалась!

image

Даже, когда период адаптации пройден, бывает, что ребенок не хочет идти в детский сад: плачет перед вашим уходом, не хочет собираться/одеваться утром или просто говорит "Не хочу".

Читайте и сочиняйте сказки про детский сад. Рассказывайте, как его любимый персонаж из мультика или книжки тоже ходит в детский сад. Как ему было неуютно и страшно, и как он потом подружился с ребятками и воспитателем. Ведите диалог от лица персонажа вроде такого: Сегодня такой замечательный день! Я иду в садик! Меня там накормят вкусной кашей, а потом мы вместе с друзьями будем играть и веселиться!

Хвалите воспитателя. Ведь как можно полюбить садик, если родители критикуют воспитателя? Этот человек находится с вашим ребенком целый день! Лучше в присутствии малыша расскажите бабушке или дедушке, в какой чудесный садик он ходит, какие замечательные воспитатели там работают и какой он молодец!

Обсуждайте с ребенком, чем займетесь после садика. Каждое утро, идя в сад, проговаривайте, что вы будете делать вечером.НО! Это должны быть именно действия, не обещайте покупать новые игрушки или накормить сладостями. Это может дать временный результат, но в итоге может иметь отрицательные последствия.

Дружите с мамами его друзей. Если вы заметили, что малыш "прикипел" к кому-то из группы ( можно спросить у воспитателя), смело зовите его друга вместе с мамой к себе в гости, это сроднит их еще больше и тогда в садике у вашего ребенка будет как минимум еще один близкий человек, с которым он проводит время и вне сада.

Интересуйтесь всем, что он делал в детском саду. Внимательно и с интересом выслушивайте его рассказы: что он ел, с кем играл, какую поделку смастерил или какой стишок выучил.

Дорожите работами ребенка. Храните дома все его поделки, рисунки из садика. Ставьте их на видном месте, чтобы ребенок ощущал свою значимость, которой добавляет ему посещение детского сада.

Как помочь ребёнку полюбить детский сад?

Итак, наступило утро перед первым походом в садик. Прежде всего — настройтесь сами: дети чувствуют тревогу родителей и легко её перенимают. Расслабьтесь, выдохните, настройтесь на позитив, — сегодня у вашего чада большой день, и это исключительно радостное событие.

Если за несколько дней до первого похода в садик вы замечаете волнение у ребёнка — не стыдите его за это, а напротив — расскажите, что это абсолютно нормально, и другие дети в группе тоже переживают.

Не забудьте, что на первых порах (по крайней мере, в течение первых недель) вы не оставляете ребёнка на весь день.

Время в садике можно дозировать так:

  • 1-2 неделя — 3-4 часа, до дневного сна;
  • 2-3 неделя — 5-6 часов, в том числе "тихий час";
  • 3-4 неделя — полный день.

Это очень примерный план, который может кореллироваться в большую или меньшую сторону. Почаще общайтесь с воспитателем и интересуйтесь, как ваш малыш переживает процесс адаптации. Эти знания помогут вам скорректировать расписание.

Сразу обозначьте границы: родители могут находиться в раздевалке, но не в самом помещении группы — это территория детей и воспитателей. В первые дни можете посидеть в раздевалке, чтобы у малыша была возможность вернуться к вам. Но следовать за ним в группу — нельзя. Причин несколько: во-первых, присутствие чужого взрослого может нервировать других детей и напоминать им о маме; во-вторых, ребёнок должен чётко зафиксировать, что детсад — для детей, а не для родителей; в-третьих — вы банально будете отвлекать других малышей и мешать воспитателю.

Прежде чем уйти, договоритесь о точном времени вашего возвращения и ни в коем случае не нарушайте это обещание. Кроме того, нельзя исчезать внезапно, — для ребёнка, находящегося в незнакомой среде, это может быть сильным стрессом. Заранее обсуждайте свой уход, расскажите малышу, чем собираетесь заняться (пойду на работу, в магазин). Процесс прощания должен быть максимально комфортным, понятным и предсказуемым.

Придумайте своеобразный ритуал прощания и повторяйте его изо дня в день. Не затягивайте прощание и не перебарщивайте с сантиментами, — если вы будете прощаться с малышом со слезами на глазах — это вряд ли его успокоит и настроит на позитивный лад. Обняли, поцеловали, помахали рукой и ушли. Не оборачивайтесь и не возвращайтесь. Ребёнок должен привыкнуть оставаться один.

Возьмите в садик из дома "оберег" — например, мягкую игрушку или другую безделушку, напоминающую о доме. Ещё удачный приём — оставить малышу ключи от дома (не настоящие, конечно), без которых вы не сможете попасть домой, — так он точно будет уверен, что вы за ним вернётесь.

Первые несколько дней лучше вообще не оставлять малыша в одиночестве дольше, чем на полчаса. Попробуйте сказать ему, что вам нужно ненадолго отлучиться, — сходить в туалет или кому-то позвонить. Возвращайтесь через 15-20 минут и обратите внимание на реакцию. Если ребёнок увлёкся игрой или общением с детьми, — это хороший знак.

Если ребенок пошел в садик и плачет — не переживайте. Слёзы во время прощания с родителем — нормальная реакция, через которую проходят почти все. Малыш ещё не привык к самостоятельности и этот дискомфорт он выражает слезами.

Плач вряд ли прекратится через пару дней, — этот процесс может растянуться на месяц, а то и больше. В этом нет ничего страшного, важнее другое: как ребёнок ведёт себя после вашего ухода, как он чувствует себя без вашего присмотра и как он общается с другими детьми. И здесь вам тоже пригодится помощь воспитателя. Если окажется, что после десяти минут плача малыш успокаивается и начинает играть и общаться, значит, переживать не о чем.

Продолжительность "слёзного" периода может зависеть от нескольких факторов:

  • Домашняя атмосфера. Чем чаще ребёнок знакомится с новыми людьми и попадает в незнакомую обстановку (ходит с вами в гости/путешествует), тем быстрее он свыкнется с новыми условиями. Очень "домашние" дети напротив — будут дольше ощущать дискомфорт, чувствовать себя не в своей тарелке;
  • Общение со сверстниками. Очень важный фактор — социальный опыт ребёнка. Чаще всего трудности с адаптацией в детском саду возникают у малышей, чей круг общения до сада был ограничен лишь родственниками и близкими друзьями семьи. Большое количество новых детей будет вызывать у него панику, тревогу, дискомфорт. Это не проблема, но на адаптацию придётся потратить больше времени.
  • Распорядок дня. Тут всё просто: если вы заранее не подготовили малыша к новому режиму, ранний подъём здорово подпортит его настроение, — будьте готовы к капризам.

Первое время в садик нужно ходить регулярно. Если брать перерывы, процесс адаптации может серьёзно затянуться, так что старайтесь первые пару месяцев посещать сад каждый день. Садик должен стать важной и обязательной частью жизни малыша — он должен понять, что другого выхода у него нет.

Тем не менее, дома будьте снисходительны: поймите, что ваш малыш переживает много стресса. Не давите на него, меньше ругайте, не напрягайте его нервную систему, — дома он должен отдыхать и набираться сил. Постарайтесь, чтобы его окружала спокойная, тёплая, уютная атмосфера. Почаще с ним общайтесь, хвалите его, не забывайте про физический контакт, — целуйте и обнимайте, он должен чувствовать вашу поддержку.

Постарайтесь контролировать себя и позволять малышу чуть больше обычного, — не сердитесь на него за капризы, которые будут непременно возникать из-за большой нагрузки на нервную систему.

Не ругайте и не наказывайте ребёнка, если он не хочет идти в садик. Сопротивляться таким крутым переменам — это нормально, позвольте ему эту слабость. Лучше лишний раз скажите ему слова поддержки. Не забывайте: он переживает самый сложный и волнительный период своей жизни, — будьте снисходительны, сейчас он нуждается в друге, а не в ещё одном воспитателе. Помогите ему в адаптации к детскому саду, — рекомендации в этой статье будут вам в помощь.

Читайте также: