Как показать сказку в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Пояснительная записка

Сказка и сказочные возможности

Подробнее остановлюсь на использовании в образовательной деятельности присказок, сказочных ритуалов или ритуалов вхождения в сказку. Ритуалы вхождения в сказку – это не просто настрой на НОД, это волшебные слова, за которыми скрывается что – то необычное, загадочное, это интрига – что же будет дальше? Ритуалы вхождения в сказку используются, как правило, в начале педагогических мероприятий. Ритуалы вхождения в сказку можно использовать, как в НОД, так и в других познавательных, развлекательных мероприятиях (литературные викторины, театрализованные постановки, развлечения, праздники); подходят для использования с детьми разных возрастов (дошкольный возраст). Ритуалы вхождения в сказку можно использовать и в конце мероприятий, в качестве рефлексии.

Материал можно использовать с любой дошкольной аудиторией (от 3 до 7 лет).

Ритуалы вхождения в сказку

Ручеек

(Можно использовать голубую или синюю ткань для имитации ручейка.)

Ручеек, ручеек в сказку множество дорог.
Помоги же нам немного – укажи дну дорогу.

Цветок

Силой волшебной этот цветок
Нас наполняет с макушки до ног.

(В роли феи может выступать сам педагог.)

Только Фея нас коснется,
Сразу в сказку путь начнется.

Царевна – Лягушка

Силой волшебной готова делиться,
Надо лишь рукой коснуться.
Царевны – Лягушки пальцем касаемся,
В сказку отправляемся.

Ветерок

(Можно использовать настольный вентилятор.)

Ветер, ветер, ветерок,
В страну сказок путь далек.
Дуй сильнее ветерок,
Чтоб попали в сказку в срок.

Ракушка

(Можно использовать сувенирную морскую ракушку.)

Ракушка, ракушка, скажи нам на ушко,
Как там море шумит, что о сказке говорит?

Колечко

Колечко, колечко, скажи нам словечко:
– Как нам в сказку окунуться, а потом домой вернуться.

Кулачок

Кулачок с секретом к ушку поднесем,
Три раза повернемся и в сказку попадем (начало мероприятия).

Кулачок

Кулачок с секретом к ушку поднесем,
Три раза повернемся, и домой придем (конец мероприятия).

Дорожка

(Можно использовать дорожку из физкультурного оборудования.)

Дорожка, дорожка, помоги немножко!
Ты, дорожка, не плутай, попасть в сказку помогай.

Камень

(Можно использовать декоративный камень из аквариума.)

Камень, камень, ты красивый,
Обладаешь большой силой.
Рукой камень мы потрем,
Сразу в сказку попадем.

Указка

(Раскрутить указку на столе.)

Указка, указка, дай нам подсказку,
Приди на подмогу – укажи дорогу!

Самолетик

Самолетик, самолет отправляется в полет.
Следом будем мы идти, чтоб до сказочки дойти.

Перышко

(Любое перышко, можно искусственное)

Ветер перышко принес
И у нас к нему вопрос:
– Если прямо мы пойдем,
Сразу в сказку попадем?

Стрела

Всюду стрелочка летала,
Все дороженьки узнала.
Помогай, стрела, в пути,
Как до сказки нам дойти?

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи

Цели:

Обучающие задачи:

Развивающие задачи:

  • развивать зрительное и слуховое восприятие;
  • совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
  • развивать координацию речи с движением.

Воспитательные задачи:

  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания;
  • обучать в передаче эмоционального состояния с использованием различных выразительных средств.

Материал к занятию:

Предварительная работа:

Ход НОД

Воспитатель. Занятие начинается со сказочного ритуала. Сейчас мы с вами отправимся на прогулку. Прогулка эта не простая, а сказочная. Предлагаю начать нашу прогулку с волшебных слов, при помощи которых мы с вами окажемся в сказке.

Мы покружимся,
Мы повертимся,
И со сказкою
Скоро встретимся.

Дети хором повторяют эти слова

Воспитатель. Вот мы с вами и оказались в сказочном лесу. Как вы думаете, каких сказочных зверей мы можем встретить в этом лесу?

  • в лесу можно встретить лису;
  • в лесу можно встретить зайца;
  • в лесу можно встретить сказочных зверей.

Воспитатель.

Живет в лесу волшебник –
Все делает не так!
Не зря его прозвали –
Волшебник Противняк!

Задание 1.

Злой волшебник Противняк
Заявил сегодня так:
– Кто сегодня в лес придет,
Никого здесь не найдет.
Я с утра пораньше встал,
Всех зверей заколдовал.
Очень надо постараться,
Чтобы в этом разобраться.

На интерактивную доску выводятся (по мере угадывания) картинки с изображением ушей животных (заяц, волк, медведь, лиса, белка).

Задание 2.

Добрые – злые – разные животные.

Злой волшебник Противняк
Снова сделал все не так:
Добрые, злые, другие зверята…
Всех перепутал он, ребята.
Снова надо постараться,
Чтобы в этом разобраться.
Мы будем стараться
И сможем разобраться.

  • белка – запасливая;
  • заяц – пугливый;
  • медведь – косолапый и т.д.

Задание 3.

Противняк смешал все сказки.
От него не ждем подсказки.
Все картинки разберем,
Сказки нужные найдем.

Разминка.

Мы в свой дружный хоровод
Позовем лесной народ.
Дети идут по кругу.
Прибежали зайки,
Скачут на лужайке.
Дети прыгают, изображая зайцев.
А лисицы-мастерицы
В танце закружились.
Дети кружатся на месте.
Белки вместе с ними
Тоже в пляс пустились.
Дети выполняют приседания (пружинки).
Но пришел тут Противняк,
Закричали все вот так:
– У-у-у!
Дети кричат: У-у-у!

Задание 4.

Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

Задание 5.

Про звериные семейки
Предстоит нам рассказать.
Папу, маму и ребенка
Сейчас будем называть.

Дети называют каждого из семьи зверей: например: медведь – медведица – медвежонок и т.п.

  • волк-волчица-волчонок;
  • лис-лиса-лисенок;
  • заяц-зайчиха-зайчонок и т.д.

Задание 6.

Зайка с Лисонькой не дружит,
Как увидит – весь дрожит.
Зайка Лисоньку увидит,
Повернется, убежит.

Лиса. Здравствуй, Зайка! Где ты был?
Зайка. Я за шубою ходил.
Лиса. Где же шубу ты купил?
Зайка. Да, мне ежик шубу сшил.
Лиса. Ну-ка, ближе подойди!
Зайка. Ой, Лиса, не подходи!
Лиса. Подойди, я погляжу.
Зайка. Нет, Лиса, я ухожу!

Задание 7.

Воспитатель.

Противняк опять шалит,
Сказку рассказать велит.
Сказку он заколдовал,
Он ее зарисовал:
Рисунки, схемы есть в той сказке…

Мы справимся с заданием,
Расскажем без подсказки.

Дети пересказывают рассказ по пиктограмме.

– Сидела кошка на окошке. За окном птичка пела веселую песенку. Вдруг в комнату влетела пчела. Кошка спрыгнула на ковер. Пчела покружилась и села на цветок. Кошка спряталась под деревом.

Воспитатель.

Незаметно пролетело
Время в сказочном лесу.
Зверя разного встречали:
И медведя и лису…
Пусть пытался злой волшебник
Все попутать, навредить,
Но мы знали, что нам делать,
Но мы знали, как нам быть.
Скажем сказке: – До свидания!
До свидания, звери, лес!
Будем ждать мы новой встречи,
Новых сказочных чудес!

Воспитатель. С какими сказочными героями вам хотелось бы повстречаться в следующий раз?

  • мне хочется встретиться с Мальвиной;
  • мне хотелось бы встретить в сказочном лесу Жихарку;
  • Я бы хотел увидеться с Аленушкой.

Воспитатель. Пора домой отправляться. Подходят к дорожке (можно взять из физкультурного оборудования) и произносят волшебные слова (ритуал выхода из сказки):

Дорожка, дорожка, помоги немножко.
Ты, дорожка, не кружи, путь до дому укажи!

Дети — суще­ства каприз­ные и тре­бо­ва­тель­ные. Что не так, они не пове­рят. не захо­тят. А вот сказка, кото­рую не обя­за­тельно только читать, а и сочи­нять, может помочь в вос­пи­та­нии ребенка.

Сказка – не обман, а тайна

emelya - Воспитание сказкой – сказкотерапия для дошкольников

Если взрос­лые сами выби­рают, что им читать или слу­шать, то малень­кие дети довер­чиво впи­ты­вают то, чем напич­каны роди­тель­ские головы. Вот только нота­ции в виде дли­тель­ных нра­во­уче­ний о пра­ви­лах пове­де­ния и смысле жизни, пере­сы­щен­ные пре­муд­рыми цита­тами, как пра­вило, если не отпу­ги­вает дошко­лят, то вызы­вает у них оттор­же­ние и раз­дра­жён­ное непонимание.

Как же тогда доне­сти им заклю­чен­ную в слове муд­рость? Как помочь побо­роть свои страхи, ком­плексы, потерю веры в себя или дру­зей. Напри­мер, когда сади­ков­ская подружка вдруг ни за что ни про что под­няла на смех (да еще и перед всей груп­пой!) за при­вычку спать с люби­мой игруш­кой, у кото­рой уже потре­па­лись ушки! Или дру­жок, хва­ста­ясь новым транс­фор­ме­ром, насту­пил на обо­жа­е­мого сол­да­тика! Когда мама никак не пони­мает, что пенка на горя­чем молоке — нево­об­ра­зимо ужас­ное, никак не про­гла­ты­ва­ю­ще­еся нечто, от чего еще страшнее.

Вот тут-то и выру­чает сказ­ко­те­ра­пия для дошкольников!

lisa i juravl - Воспитание сказкой – сказкотерапия для дошкольников

Сказка – это все­гда тайна, интрига, кото­рую так хочется раз­га­дать! Её с оди­на­ко­вым вни­ма­нием и жела­нием готовы часы напро­лет слу­шать и супер актив­ные жив­чики, и флег­ма­тично непо­во­рот­ли­вые мол­чуны. Вол­шеб­ство – заво­ра­жи­ва­ю­щее действие.

Читаем, обговариваем, разыгрываем — моделируем

Сказ­ко­те­ра­пия дает им воз­мож­ность поучаст­во­вать в люби­мой или про­сто инте­рес­ной сказке, домыс­ли­вая сюжет, разыг­рать её в лицах… Это же мечта любого ребенка! Вопло­щая её, мы исполь­зуем сказку, как инстру­мент для исправ­ле­ния бес­по­ко­я­щей дошко­ленка ситу­а­ции, кор­рек­ти­руем модель его пове­де­ния, набело пере­пи­сы­вая сце­на­рий раз­бу­ше­вав­шихся в его малень­кой, но лич­ной жизни проблемы.

При­ме­ряя роль глав­ного (конечно же!) героя на себя ребе­нок, во-первых:

  • четко демон­стри­рует зата­ив­ши­еся в его душе страхи и сомнения;
  • пока­зы­вает, каким он видит реше­ние проблем;
  • сам (!) выпу­ты­ва­ется из слож­ных жиз­нен­ных кол­ли­зий, в кото­рые попа­дает герой.

Во-вто­рых, под­би­рая при­меры ска­зок, мы можем:

  • акцен­ти­ро­вать вни­ма­ние ребенка на кон­крет­ной — сию­ми­нут­ной ситуации;
  • кор­ректно и доступно ука­зать на оши­боч­ность выбран­ной линии поведения;
  • помочь ему изба­виться от той или иной привычки;
  • пока­зать, что суще­ствует и дру­гая линия пове­де­ния — воз­мож­ность добиться жела­е­мого результата.

Ска­жем, ребе­нок ката­стро­фи­че­ски боится тем­ноты – нахо­дим или при­ду­мы­ваем муже­ствен­ного героя, кото­рый одним своим взгля­дом и вздо­хом побеж­дает самые чер­ные козни тем­ного цар­ства. Ребя­те­нок любит при­врать, и ему уже никто не верит на слово? — рас­ска­зы­ваем сказку об ове­чьем пас­тушке и вол­ках. Или же вме­сте с ним создаем героя, кото­рый до того заврался, что забыл как его зовут и при­шлось вру­нишке заново зна­ко­миться с собой и чест­ным сло­вом, чтобы найти свое место в жизни.

При­ду­мы­вая, а глав­ное – детально обго­ва­ри­вая (!) с малы­шом ска­зоч­ные исто­рии, в кото­рых эго­и­стич­ные или под­лые поступки имеют ярко нега­тив­ную окраску, мы тем самым нена­вяз­чиво и вме­сте с тем очень настой­чиво фор­ми­руем его непри­я­тие таких качеств в себе. Сказка не ругает, не кри­чит, не читает какие-то непо­нят­ные взрос­лые морали, и не ста­вит в угол, она так­тично вос­пи­ты­вает и дает ответ на любой вопрос! И вме­сте с тем помо­гаем крохе, обна­ру­жив­шему в своем окру­же­нии неспра­вед­ли­вость или обман, дру­гие какие-то отри­ца­тель­ные каче­ства, нахо­дить в себе силы про­ти­во­сто­ять им с досто­ин­ством и добром.

В‑третьих, сказ­ко­те­ра­пия помо­гает укре­пить связь между ребят­ней и их роди­те­лями. Они же вме­сте тво­рят вол­шеб­ную исто­рию — чудо. И только от их сов­мест­ного реше­ния зави­сит судьба героев!

Пример сказки

Скучно стало серень­кой. Что делать? Стала она тай­ком от всех ход себе наружу рыть – и выскольз­нула из норки!

Целый день путе­ше­ство­вала шило­хво­стая по дво­рику, кото­рый казался огром­ным ска­зоч­ным лесом. Мышка ведь малень­кая – даже тра­винка и та выше её.

Ближе к вечеру заур­чало у неё в пустом животе – есть захо­те­лось. Туда-сюда, а ничего нет. Мама далеко – есть не подаст по пер­вому же капризу. Смот­рит, какой-то пуши­стый зве­рек пьет из миски сметану.

— Подвинься, — про­бур­чала она котенку (а это был именно он!).

— Зачем? – уди­вился он.

— Вот еще, — фырк­нула мышь. – Хочу есть и все тут – без вся­ких слов.

— Нет, так дело не пой­дет, — мяук­нул коте­нок. – Мне не жалко сме­таны, — он даже ото­дви­нулся, — но ты посту­па­ешь очень некрасиво.

— Ах так, — разо­зли­лась голод­ная мышка. И как схва­тит коте­ночка за усики, как дер­нет их – вся голо­венка его в сме­тану нырнула.

— Мама! – запла­кал ни за что ни про что оби­жен­ный котенок.

— Что тут слу­чи­лось? – над мис­кой выросла боль­шая тень мамы-кошки. – Ой, сынок, как же ты изма­зался-то весь, — она осуж­да­юще пока­чала голо­вой, выли­зы­вая мор­дашку мальца.

— Это не я, — захны­кал он.

— А кто же? – удив­ленно огля­ну­лась кошка.

— А вот она! – коте­нок, раз­ма­зы­вая рес­нич­ками сме­тану, пока­зал лап­кой на при­та­ив­шу­юся под листоч­ком подо­рож­ника проказницу.

— Мышь?! – глаза мамы-кошки вспых­нули хищ­ным огнем, шерсть взды­би­лась, еще мгно­ве­нье и…

— Ой-ой-ой! – виз­жала мышка, падая в норку, кото­рая на её сча­стье была прямо под ней.

Мама, папа, бра­тья, сестры – бро­си­лись к ней.

— Там! Там, — дро­жала мышка, ука­зы­вая на ког­ти­стую лапу, пыта­ю­щу­юся раз­рыть землю вокруг норы, — чудище: лох­ма­тое, хво­ста­тое, зубатое…

— Кошка‑а! – испу­ганно выдох­нула ее родня, стре­ми­тельно отбе­гая вглубь норы.

Когда нако­нец-то все успо­ко­и­лось, мама вдруг спросила:

— А где это ты так долго была? – мы все вокруг обыс­кали, да только землю, раз­бро­сан­ную у входа, нашли.

— Я… Я, — рас­те­рянно лепе­тала мышка.

И тогда мышка поняла, что если ты хочешь, чтобы к тебе отно­си­лись по доб­рому и хоро­шему (а не про­сто бало­вали, потому что ты меньше всех), учись быть веж­ли­вой и ува­жай жела­ние дру­гих, нико­гда и никому не делай зла, и раз тебе дове­ряют – не обмани дове­рие – вто­рой шанс дается не часто.

И как только она это осо­знала, появи­лись у нее много дру­зей и подру­жек. И больше мышка нико­гда не скучала!

И еще о роли сказки в воспитании ребенка

Сказка в жизни ребенка имеет колос­саль­ное зна­че­ние. Она ста­но­вится сред­ством раз­ви­тия и вос­пи­та­ния бук­вально с пер­вого дня жизни крохи и сопро­вож­дает его вплоть до под­рост­ко­вого воз­раста. Осо­бенно велика ее роль в вос­пи­та­нии детей млад­шего дошколь­ного возраста.

Сказка про­буж­дает все доб­рое, что есть в душе малыша, фор­ми­рует нрав­ствен­ные цен­но­сти и любовь к чте­нию, учит пра­виль­ному обще­нию, раз­ви­вает эмо­ци­о­наль­ную сферу и речь.

Сов­мест­ное чте­ние помо­гает роди­те­лям и детям сбли­зиться, лучше понять друг друга, достав­ляет удо­воль­ствие от общения.

kolobok - Воспитание сказкой – сказкотерапия для дошкольников

Сказка явля­ется неотъ­ем­ле­мым эле­мен­том нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния. Оно осно­вано на вос­при­я­тии таких базо­вых фило­соф­ских поня­тий, как добро и зло. Язык сказки досту­пен для ребенка, поз­во­ляет легко объ­яс­нить ему раз­ницу между пло­хим и хорошим.

Отно­ше­ния между пер­со­на­жами и сюжет помо­гают понять при­чины поступка и его послед­ствия. Сказка пока­зы­вает пря­мую зави­си­мость между нрав­ствен­ными каче­ствами чело­века и кон­крет­ными жиз­нен­ными ситу­а­ци­ями, в кото­рые он попа­дает. Она учит самому цен­ному каче­ству – уме­нию сопе­ре­жи­вать, пони­мать дру­гого человека.

Сказка фор­ми­рует основы пра­виль­ного пове­де­ния, навыки обще­ния, то есть имеет важ­ней­шее соци­аль­ное зна­че­ние. Для фор­ми­ро­ва­ния нрав­ствен­ных цен­но­стей ребенка очень важны ком­мен­та­рии, кото­рые роди­тели дают во время сов­мест­ного чте­ния. Не менее важ­ным вос­пи­та­тель­ным момен­том явля­ется обя­за­тель­ная победа добра над злом. Хоро­шие герои все­гда тру­до­лю­бивы, смелы, кра­сивы, сме­ка­ли­сты, честны. Иден­ти­фи­ци­руя себя с ними, ребе­нок пере­ни­мает высо­кие нрав­ствен­ные каче­ства, учится нахо­дить пра­виль­ные реше­ния, думать позитивно.

Развивающий аспект

Ска­зоч­ное про­из­ве­де­ние раз­ви­вает у детей важ­ней­шие ком­му­ни­ка­тив­ные и интел­лек­ту­аль­ные навыки:

  • образ­ное мышление;
  • актив­ную речь;
  • вни­ма­ние;
  • уме­ние связно выра­зить мысль;
  • твор­че­ские спо­соб­но­сти и фантазию;
  • все виды памяти;
  • уме­ние пра­вильно исполь­зо­вать мимику.

Реплики пер­со­на­жей тре­ни­руют арти­ку­ля­ци­он­ный аппа­рат и обо­га­щают сло­вар­ный запас. Раз­ви­ва­ется куль­тура речи, фор­ми­ру­ется навык пра­виль­ного про­из­но­ше­ния мало­упо­тре­би­тель­ных слов. Если сказка рус­ская народ­ная, то в речь ребенка орга­нично вхо­дят посло­вицы и пого­ворки. Так, бла­го­даря фольк­лору малыш вовле­ка­ется в про­стран­ство народ­ной культуры.

kurochka ryaba - Воспитание сказкой – сказкотерапия для дошкольников

Мно­го­чис­лен­ные вари­анты исполь­зо­ва­ния лите­ра­тур­ного мате­ри­ала дают крохе воз­мож­ность пол­но­стью рас­крыть свой потен­циал. Выра­зи­тель­ное чте­ние, теат­ра­ли­зо­ван­ная поста­новка, куколь­ный или паль­чи­ко­вый театр, рисо­ва­ние – про­иг­ры­вать сюжет можно раз­ными спо­со­бами. Ребе­нок чув­ствует радость, твор­че­скую сво­боду, душев­ный подъем, ста­но­вясь жите­лем ска­зоч­ного мира.

Познание мира

Важ­ней­шее зна­че­ние сказки еще и в том, что с ее помо­щью малыш видит мир в его целост­но­сти. Про­жи­вая сюжет про­из­ве­де­ния, он учится сопо­став­лять, ана­ли­зи­ро­вать, делать выводы, исполь­зуя не скуч­ный дидак­ти­че­ский мате­риал, а погру­жа­ясь в мир уди­ви­тель­ных пер­со­на­жей – кра­соч­ный, живой, напол­нен­ный зву­ками и красками.

masha i medved - Воспитание сказкой – сказкотерапия для дошкольников

Дело в том, что дошко­лята вос­при­ни­мают вымы­сел как реаль­ность. Они пере­но­сят все ска­зоч­ные пред­меты в при­выч­ное окру­же­ние своей ком­наты, дома, улицы, так как иного не могут себе пред­ста­вить. Это отлич­ная тре­ни­ровка интел­лекта, так как само­сто­я­тельно при­ду­мать фан­та­сти­че­ский мир малышу очень сложно, его мыш­ле­ние пред­метно. Сказка, таким обра­зом, ста­но­вится пер­вой про­стей­шей моде­лью мира, фор­ми­рует миро­воз­зре­ние и одно­вре­менно – уме­ние фантазировать.

Пси­хо­логи реко­мен­дуют исполь­зо­вать сказки для реше­ния пси­хо­ло­ги­че­ских про­блем, избав­ле­ния от стра­хов. Суще­ствует пре­крас­ная мето­дика сказ­ко­те­ра­пии, кото­рая поз­во­ляет малышу почув­ство­вать себя уве­рен­нее, рас­статься с ком­плек­сами, внут­ренне изме­ниться. Ребе­нок будет иден­ти­фи­ци­ро­вать себя с тем ска­зоч­ным пер­со­на­жем, кото­рый наи­бо­лее бли­зок ему по нрав­ствен­ным и лич­ност­ным каче­ствам. А это бес­цен­ный мате­риал для работы пси­хо­лога или вни­ма­тель­ного, любя­щего родителя.

Роль сказки в раз­ви­тии и вос­пи­та­нии ребенка настолько велика, что без нее трудно пред­ста­вить себе взрос­ле­ние совре­мен­ного дошколь­ника. Доб­рые и злые, щед­рые и ску­пые, хит­рые и про­сто­душ­ные герои ска­зоч­ного про­из­ве­де­ния все­гда должны быть рядом с малы­шом. Именно они дают ему необ­хо­ди­мую опору в жизни, учат отли­чать добро от зла, раз­ви­вают фан­та­зию и интеллект.

Театральные инсценировки и драматизации сказок в старших группах

Дети посещают ДОУ для того, чтобы развиваться, готовиться к школе. Драматизация сказки в старшей группе — лучший способ формирования вкуса и эстетики у детей. Главная деятельность ребенка до школы — игра, и именно через игру воспитатель и родители могут привить все важные качества: ответственность, сопереживание, понимание, стремление к безопасности.


Игра в детском саду

Цели драматизации сказок в ДОУ

В возрасте от 5 лет ребенок уже многое умеет и знает, он уже почти взрослый человек, но все еще нуждается в поддержке и воспитании. В этом возрасте происходит формирование таких чувств и свойств характера, как любопытство, радость, дружелюбие, гордость и вкус к прекрасному.

Театрализация русской сказки в старшей группе проводится с целью:

  • знакомства ребенка с устным народным творчеством, основными свойствами русских сказок;
  • воспитания и развития интереса к русской литературе, фольклору и другим видам сказок;
  • участия детей в социальной жизни, взаимодействие друг с другом в процессе подготовки постановки;
  • развития памяти и воображения, актерских навыков.

Важно! Чтобы поставить спектакль в детском саду, необходимо ознакомиться с нормативами ФГОС. Каждая постановка заранее репетируется по одобренному сценарию.


Дополнительная информация! В процессе подготовки выступления важно помнить о том, что главная цель мероприятий в ДОУ — развитие интереса к театру, вовлечение всех детей из группы в игровое действие.

Драматизация как приобщение к эстетике

Дети, посещающие старшую группу детского сада, скоро станут школьниками, а приобщение к эстетике нужно начинать в раннем возрасте. Выбирая сказку, которую ребята будут инсценировать на утреннике, воспитатель проводит подготовительный этап. Перед тем, как выйти на сцену, дети должны:

  • прочитать сказку, обсудить ее и вовлечься в историю, понять смысл художественного произведения;
  • познакомиться с устройством театра и приобщиться к театрально-эстетической культуре, для этих целей подходит совместное изготовление декораций воспитателем и детьми;
  • развивать вербальные и невербальные навыки выразительности речи: интонация, мимика, жестикуляция, синтаксическая выразительность;
  • учиться перевоплощению. В процессе чтения и проигрывания сказки ребенок пытается передать характер персонажа, понять, почему он действует или говорит определенным образом;
  • познакомиться с искусством кукловедения;
  • декламировать текст с интересом и выражением.

Важно! Возможна ситуация, когда ребенок получает роль, но недоволен тем, что ему достался петух и хочет играть лисицу. Первое, что должен сделать воспитатель — оценить обстановку и объяснить, чем интересна роль, как можно выразить этого персонажа и вести себя на сцене.

В подготовительной группе при подготовке инсценировок особое внимание занимает воспитательный элемент. Ребенок учится видеть и чувствовать прекрасное, а также создавать эстетику своими действиями.

Дополнительная информация! Рекомендуется привлекать мам и пап к творческому процессу. Каждый родитель может приходить в сад и помогать в создании декораций и костюмов.


Декорации в детском саду

Этапы подготовки драматизации сказки в старшей группе

Инсценирование сказок в старшей группе может осуществляться в следующих формах:

  • инсценировка речевых вставок, диалогов, реплик;
  • имитация игровой деятельности;
  • участие в настольном театре;
  • показ кукольного театра;
  • драматизация русских сказок на сцене.

Вне зависимости от того, какой метод показа выбран, воспитатель и дети проходит предварительную подготовку и репетиции. Основные этапы подготовки:


Театральный кружок в ДОУ

Сказки для постановки в старшей группе

В старшей группе ДОУ можно поставить на сцене практически любую русскую народную сказку. Воспитатель проводит подготовительную неделю, анализирует способности своих воспитанников и принимает решение о том, какое произведение можно драматизировать на утреннике.

Вариантов для театрализации в старшей группе очень много:

Важно! Когда ребенок читает сказку, он воспринимает ее так, как написан текст – глупый кролик или жадный лис и отказывается от роли, потому что не хочет казаться глупым или жадным. Задача воспитателя — объяснить, что это лишь определение, которое дается, исходя из поступков персонажа. Ребенок должен понять, что в театрализации первичным является мастерство и то, насколько актер правдиво и достоверно показывает происходящее на сцене.

В процессе подготовки к выступлению дети и воспитатель создают недостающие декорации. Для всех русских сказок существует стандартный набор: избушка, зеленая полянка и деревья, гриб с красной шляпкой и стульчики-пеньки для зрителей.


Развивающие задачи, которые должны быть достигнуты в процессе постановки:

  • развитие логического мышления и речи, выделение отдельных слов с помощью интонации;
  • развитие слуховой памяти;
  • совершенствование навыков выступления перед публикой;
  • передача эмоционального состояния персонажа через жесты и мимику.

Предварительная работа включает в себя:


В этой сказке много действующих лиц, поэтому раздать роли нужно заранее и хорошо их отрепетировать. На сцену выходят: Зайчонок и Зайчиха, Ворона, Заяц, Ёжик и Медведь, Крот, бельчата и Козленок. Если остался один ребенок без роли, ему достается роль Мышонка, который не говорит речь, но активно принимает участие в инсценировке. Ведущий — воспитатель, он помогает детям на сцене.

Важно! Если ребенок вдруг забыл слова и растерялся, воспитатель быстро помогает ему сориентироваться и подсказывает текст, не останавливая спектакль.

Все участники выходят на сцену. Там уже стоят декорации: красный фон, мешок с яблоками, домик. Когда все произнесли свои речи и представление закончено, нужно подвести итог сказки, и тогда все дети хором выкрикивают:

Завершить мероприятие может ярмарка, на которой каждый родитель и ребенок сможет купить яблоко, булочки и пирожки, печенье, салфетки на стол в русском стиле.

Какой материал взять для игры-драматизации в старшей группе ДОУ

Развитие творческих способностей, вкуса и эстетики в детском саду должно происходить не только в период подготовки к утреннику. В каждом ДОУ есть картотека, где описаны различные игры – драматизации для обычного досуга.

Игры для старшей группы:

  1. Генеральная репетиция. Дети слушают непонятную радиозапись и пытаются расшифровать ее. Воспитатель задает вопросы, любят ли дети посещать театр, почему, и что им нравится. Затем все вместе распределяют роли и разыгрывают сказку. Задача каждого ребенка — выбрать костюмы для роли, нанести грим и прочитать скороговорку так, как это делают настоящие актеры.
  2. Пантомима. После того, как в детском саду прошла неделя чтения, воспитатель предлагает детям выбрать понравившегося персонажа и показать его так, чтобы все смогли угадать, кто это.

В картотеке может быть записано большое количество игр, воспитатель подбирает досуг в соответствии с индивидуальными особенностями детей, их желаниями и интересами.

Каждое занятие в детском саду — это не просто игра, но и важный элемент для воспитания ребенка. Дети учатся выражать свои мысли, показывать то, что задумали в голове и выступать на сцене. Все эти навыки им очень пригодятся в первом классе учебы в школе и в дальнейшей жизни.

Автор: Любовь Геннадьевна Флоча

Населенный пункт: Вологодская область, г. Вологда

Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это - сказка. И постепенно малыши запоминают, что "Курочка Ряба", "Теремок" - это сказки.

В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги

Детям младшего дошкольного возраста предпочтительнее рассказывать сказки, а не читать их по книге: это усиливает эмоциональное воздействие, что, в свою очередь, способствует пониманию основного смысл сказки. Когда воспитатель смотрит не в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь. Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый воспитатель, особенно важно это учитывать воспитателям младших групп детского сада.

В сказках часто встречаются песенки. Песенки могут выражать:

-условный знак (коза поёт козлятам)

-диалог (песенка колобка)

Песенка не должна выделяться из общего тона всей сказки.

Повторяя эти строчки, дети лучше усваивают содержание сказки и учатся интонационно передавать слова ее героев.

И пусть пока они повторяют интонации воспитателя. Это закладывает основы для самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

Значение народной сказки в развитии речи дошкольников.

Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы, как петушок — золотой гребешок, козлятушки-ребятушки, коза-дереза, лисичка-сестричка и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, и они начинают использовать их в своих играх.

Запоминание сказок оказывает большое влияние на развитие словаря детей. Надо стремиться к тому, чтобы слова, услышанные детьми на занятии, входили в их активный словарь. А для этого следует чаще повторять эти слова в самых разнообразных сочетаниях, иначе малыш воспримет новые слова просто как сочетание звуков, не постигнув их значения. Задача воспитателя — научить детей понимать слова, которые они произносят, показать, как их можно употреблять в сочетании с другими словами.

Особое внимание надо уделять формированию грамматически правильной речи, следить, чтобы, отвечая на вопросы по содержанию литературных произведений, дети пользовались словами в правильной грамматической форме.

Народные слова, встречающиеся в сказках представляют собой прекрасный речевой материал. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания — наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий.

Для выработки хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения также использовали упражнения на звукоподражание. Воспитатель читает текст, дети включаются и произносят отдельные звуки, слова или звукосочетания. Учитывая содержание текста, ритмические или выразительные его особенности, как и в работе со скороговорками, детям предлагаются различные варианты заданий: изменить силу голоса, темп речи, более ярко выразить вопросительную или восклицательную интонацию,

Таким образом, ознакомление с художественной литературой влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь. Уже с младшего возраста закладываются основы развития связной речи. Это необходимо для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи.

Рассказыванию народных сказок во второй младшей группе отводится 2—3 занятия в квартал, чтению — 1—2 занятия в месяц. Занятие по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы требуют от педагога тщательной подготовки к ним.

Этапы работы по ознакомлению со сказкой.

Подготовка к занятию. На знакомство с любым произведением (большим по объему и небольшим, очень трудным для восприятия и менее трудным) отводится одно занятие, на котором воспитатель должен помочь малышам понять произведение, полюбить его, запомнить некоторые диалоги, отдельные фразы, сравнения.

Начало занятия. Известно, что использование разнообразных наглядных средств помогает сконцентрировать внимание детей, быстрее включить их в активную работу. Вот почему занятия с младшими дошкольниками часто начинают с показа игрушек, предметов, картинок. Показ игрушек и предметов помогает ребенку запомнить действующих лиц.

В тех случаях, когда показ игрушек или предметов перед чтением (рассказыванием) произведения нецелесообразен, детям сообщают, что сегодня (сейчас) им прочтут новую интересную сказку (рассказ). Называть жанр произведения обязательно.

Чтение (рассказывание) произведения и беседа по его содержанию. Народные сказки детям рассказывают, так как младшие дошкольники непосредственный рассказ воспринимают лучше, чем чтение.

Большинство произведшей, рекомендованных программой целесообразно не просто читать, а инсценировать с помощью игрушек или картинок (используя, например, фланелеграф). Если детей знакомят с новым произведением путем инсценировки, то заканчивать занятие следует чтением без наглядного сопровождения.

Инсценировать произведение для воспитателя гораздо труднее, чем читать: надо знать текст наизусть. Желательно также знать наизусть сказки и такие небольшие по объему стихотворения.

После того как детей познакомят с произведением, проводится беседа по прочитанному. Вопросы воспитателя должны быть направлены на то, чтобы выяснить, как малыши поняли произведение, запомнили последовательность событий и их взаимосвязь; как содержание прочитанного связывается с личным опытом ребенка.

Опыт показал, что эта часть занятия самая трудная и нередко проходит неудачно. Главным образом это объясняется тем, что вопросы педагога бывают или очень конкретны (дети называют героев, перечисляют события) и ребенок быстро теряет к ним интерес, или сложны для младших дошкольников. Крайне осторожно надо относиться к вопросам, связанным с личным опытом ребенка. Зачастую такие вопросы, по сути мало связанные с содержанием произведения, отвлекают от него, уводят в сторону.

Заключительная часть занятия. Приемлемы самые разные варианты: прослушивание концовки сказки в записи, инсценировка отрывков из произведения, подвижная игра, рассматривание картинок и иллюстраций к сказке.

В течение года дети не раз возвращаются к произведению. На занятиях малышам напоминают отрывки из него, предлагают вспомнить название. Вне занятий организуются игры по мотивам произведения. Дети слушают знакомую сказку в записи (пластинка, магнитофонная пленка). Наблюдения показали, что младшим дошкольникам сложно прослушивать в записи сказку целиком, поэтому лучше давать 1—2 отрывка.

В средней группе каждый месяц следует знакомить дошкольников с новой сказкой. Перед чтением сказки проводится соответствующая подготовка. В начале года детей следует знакомить с новыми словами, давая им объяснения: лавочка- деревянная длинная скамейка, скалочка- деревянная каталочка, которой раскатывают тесто ( в сказке "Лисичка со скалочкой") и др. Во втором полугодии с помощью упражнений необходимо выяснить, как дети понимают те или иные обороты речи, могут ли заменить слово синонимом. Например: сдуру- не подумав, бранится- ругается, насилу нашел - долго искал ( сказка "Лиса и козел"; кинулась туда- сюда - в разные стороны; кликала- звала ( "Гуси - лебеди").

После предварительной словарной работы воспитатель сообщает детям, что новые слова, услышанные ими сегодня, живут в сказке, которую он сейчас расскажет. После прослушивания сказки желательно провести с детьми беседу по её содержанию. Можно задать несколько вопросов. Чтобы ещё раз подчеркнуть идею сказки, можно вторично рассказать сюжет, содержащий данную идею.

В средней группе следует учить детей правильно оценивать поступки героев, самостоятельно находить нужные слова и выражения.

К концу среднего возраста дети могут:

• Высказать желание послушать определенное литературное произведение.

• С интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг.

• Назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего.

• С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.

Взрослые иногда недооценивают роль сказки в формировании личности, в развитии ребенка. Сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром.

Список литературы:

1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. – М., 1970.

2.Евтухова Л. Н., Пронина М. В. Роль сказки в речевом развитии младших дошкольников [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 52-54.

3. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение,

Читайте также: