Как показать сказку в детском саду
Обновлено: 04.07.2024
Пояснительная записка
Сказка и сказочные возможности
Подробнее остановлюсь на использовании в образовательной деятельности присказок, сказочных ритуалов или ритуалов вхождения в сказку. Ритуалы вхождения в сказку – это не просто настрой на НОД, это волшебные слова, за которыми скрывается что – то необычное, загадочное, это интрига – что же будет дальше? Ритуалы вхождения в сказку используются, как правило, в начале педагогических мероприятий. Ритуалы вхождения в сказку можно использовать, как в НОД, так и в других познавательных, развлекательных мероприятиях (литературные викторины, театрализованные постановки, развлечения, праздники); подходят для использования с детьми разных возрастов (дошкольный возраст). Ритуалы вхождения в сказку можно использовать и в конце мероприятий, в качестве рефлексии.
Материал можно использовать с любой дошкольной аудиторией (от 3 до 7 лет).
Ритуалы вхождения в сказку
Ручеек
(Можно использовать голубую или синюю ткань для имитации ручейка.)
Ручеек, ручеек в сказку множество дорог.
Помоги же нам немного – укажи дну дорогу.
Цветок
Силой волшебной этот цветок
Нас наполняет с макушки до ног.
(В роли феи может выступать сам педагог.)
Только Фея нас коснется,
Сразу в сказку путь начнется.
Царевна – Лягушка
Силой волшебной готова делиться,
Надо лишь рукой коснуться.
Царевны – Лягушки пальцем касаемся,
В сказку отправляемся.
Ветерок
(Можно использовать настольный вентилятор.)
Ветер, ветер, ветерок,
В страну сказок путь далек.
Дуй сильнее ветерок,
Чтоб попали в сказку в срок.
Ракушка
(Можно использовать сувенирную морскую ракушку.)
Ракушка, ракушка, скажи нам на ушко,
Как там море шумит, что о сказке говорит?
Колечко
Колечко, колечко, скажи нам словечко:
– Как нам в сказку окунуться, а потом домой вернуться.
Кулачок
Кулачок с секретом к ушку поднесем,
Три раза повернемся и в сказку попадем (начало мероприятия).
Кулачок
Кулачок с секретом к ушку поднесем,
Три раза повернемся, и домой придем (конец мероприятия).
Дорожка
(Можно использовать дорожку из физкультурного оборудования.)
Дорожка, дорожка, помоги немножко!
Ты, дорожка, не плутай, попасть в сказку помогай.
Камень
(Можно использовать декоративный камень из аквариума.)
Камень, камень, ты красивый,
Обладаешь большой силой.
Рукой камень мы потрем,
Сразу в сказку попадем.
Указка
(Раскрутить указку на столе.)
Указка, указка, дай нам подсказку,
Приди на подмогу – укажи дорогу!
Самолетик
Самолетик, самолет отправляется в полет.
Следом будем мы идти, чтоб до сказочки дойти.
Перышко
(Любое перышко, можно искусственное)
Ветер перышко принес
И у нас к нему вопрос:
– Если прямо мы пойдем,
Сразу в сказку попадем?
Стрела
Всюду стрелочка летала,
Все дороженьки узнала.
Помогай, стрела, в пути,
Как до сказки нам дойти?
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи
Цели:
Обучающие задачи:
Развивающие задачи:
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
- развивать координацию речи с движением.
Воспитательные задачи:
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания;
- обучать в передаче эмоционального состояния с использованием различных выразительных средств.
Материал к занятию:
Предварительная работа:
Ход НОД
Воспитатель. Занятие начинается со сказочного ритуала. Сейчас мы с вами отправимся на прогулку. Прогулка эта не простая, а сказочная. Предлагаю начать нашу прогулку с волшебных слов, при помощи которых мы с вами окажемся в сказке.
Мы покружимся,
Мы повертимся,
И со сказкою
Скоро встретимся.
Дети хором повторяют эти слова
Воспитатель. Вот мы с вами и оказались в сказочном лесу. Как вы думаете, каких сказочных зверей мы можем встретить в этом лесу?
- в лесу можно встретить лису;
- в лесу можно встретить зайца;
- в лесу можно встретить сказочных зверей.
Воспитатель.
Живет в лесу волшебник –
Все делает не так!
Не зря его прозвали –
Волшебник Противняк!
Задание 1.
Злой волшебник Противняк
Заявил сегодня так:
– Кто сегодня в лес придет,
Никого здесь не найдет.
Я с утра пораньше встал,
Всех зверей заколдовал.
Очень надо постараться,
Чтобы в этом разобраться.
На интерактивную доску выводятся (по мере угадывания) картинки с изображением ушей животных (заяц, волк, медведь, лиса, белка).
Задание 2.
Добрые – злые – разные животные.
Злой волшебник Противняк
Снова сделал все не так:
Добрые, злые, другие зверята…
Всех перепутал он, ребята.
Снова надо постараться,
Чтобы в этом разобраться.
Мы будем стараться
И сможем разобраться.
- белка – запасливая;
- заяц – пугливый;
- медведь – косолапый и т.д.
Задание 3.
Противняк смешал все сказки.
От него не ждем подсказки.
Все картинки разберем,
Сказки нужные найдем.
Разминка.
Мы в свой дружный хоровод
Позовем лесной народ.
Дети идут по кругу.
Прибежали зайки,
Скачут на лужайке.
Дети прыгают, изображая зайцев.
А лисицы-мастерицы
В танце закружились.
Дети кружатся на месте.
Белки вместе с ними
Тоже в пляс пустились.
Дети выполняют приседания (пружинки).
Но пришел тут Противняк,
Закричали все вот так:
– У-у-у!
Дети кричат: У-у-у!
Задание 4.
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Задание 5.
Про звериные семейки
Предстоит нам рассказать.
Папу, маму и ребенка
Сейчас будем называть.
Дети называют каждого из семьи зверей: например: медведь – медведица – медвежонок и т.п.
- волк-волчица-волчонок;
- лис-лиса-лисенок;
- заяц-зайчиха-зайчонок и т.д.
Задание 6.
Зайка с Лисонькой не дружит,
Как увидит – весь дрожит.
Зайка Лисоньку увидит,
Повернется, убежит.
Лиса. Здравствуй, Зайка! Где ты был?
Зайка. Я за шубою ходил.
Лиса. Где же шубу ты купил?
Зайка. Да, мне ежик шубу сшил.
Лиса. Ну-ка, ближе подойди!
Зайка. Ой, Лиса, не подходи!
Лиса. Подойди, я погляжу.
Зайка. Нет, Лиса, я ухожу!
Задание 7.
Воспитатель.
Противняк опять шалит,
Сказку рассказать велит.
Сказку он заколдовал,
Он ее зарисовал:
Рисунки, схемы есть в той сказке…
Мы справимся с заданием,
Расскажем без подсказки.
Дети пересказывают рассказ по пиктограмме.
– Сидела кошка на окошке. За окном птичка пела веселую песенку. Вдруг в комнату влетела пчела. Кошка спрыгнула на ковер. Пчела покружилась и села на цветок. Кошка спряталась под деревом.
Воспитатель.
Незаметно пролетело
Время в сказочном лесу.
Зверя разного встречали:
И медведя и лису…
Пусть пытался злой волшебник
Все попутать, навредить,
Но мы знали, что нам делать,
Но мы знали, как нам быть.
Скажем сказке: – До свидания!
До свидания, звери, лес!
Будем ждать мы новой встречи,
Новых сказочных чудес!
Воспитатель. С какими сказочными героями вам хотелось бы повстречаться в следующий раз?
- мне хочется встретиться с Мальвиной;
- мне хотелось бы встретить в сказочном лесу Жихарку;
- Я бы хотел увидеться с Аленушкой.
Воспитатель. Пора домой отправляться. Подходят к дорожке (можно взять из физкультурного оборудования) и произносят волшебные слова (ритуал выхода из сказки):
Дорожка, дорожка, помоги немножко.
Ты, дорожка, не кружи, путь до дому укажи!
Дети — существа капризные и требовательные. Что не так, они не поверят. не захотят. А вот сказка, которую не обязательно только читать, а и сочинять, может помочь в воспитании ребенка.
Сказка – не обман, а тайна
Если взрослые сами выбирают, что им читать или слушать, то маленькие дети доверчиво впитывают то, чем напичканы родительские головы. Вот только нотации в виде длительных нравоучений о правилах поведения и смысле жизни, пересыщенные премудрыми цитатами, как правило, если не отпугивает дошколят, то вызывает у них отторжение и раздражённое непонимание.
Как же тогда донести им заключенную в слове мудрость? Как помочь побороть свои страхи, комплексы, потерю веры в себя или друзей. Например, когда садиковская подружка вдруг ни за что ни про что подняла на смех (да еще и перед всей группой!) за привычку спать с любимой игрушкой, у которой уже потрепались ушки! Или дружок, хвастаясь новым трансформером, наступил на обожаемого солдатика! Когда мама никак не понимает, что пенка на горячем молоке — невообразимо ужасное, никак не проглатывающееся нечто, от чего еще страшнее.
Вот тут-то и выручает сказкотерапия для дошкольников!
Сказка – это всегда тайна, интрига, которую так хочется разгадать! Её с одинаковым вниманием и желанием готовы часы напролет слушать и супер активные живчики, и флегматично неповоротливые молчуны. Волшебство – завораживающее действие.
Читаем, обговариваем, разыгрываем — моделируем
Сказкотерапия дает им возможность поучаствовать в любимой или просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах… Это же мечта любого ребенка! Воплощая её, мы используем сказку, как инструмент для исправления беспокоящей дошколенка ситуации, корректируем модель его поведения, набело переписывая сценарий разбушевавшихся в его маленькой, но личной жизни проблемы.
Примеряя роль главного (конечно же!) героя на себя ребенок, во-первых:
- четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения;
- показывает, каким он видит решение проблем;
- сам (!) выпутывается из сложных жизненных коллизий, в которые попадает герой.
Во-вторых, подбирая примеры сказок, мы можем:
- акцентировать внимание ребенка на конкретной — сиюминутной ситуации;
- корректно и доступно указать на ошибочность выбранной линии поведения;
- помочь ему избавиться от той или иной привычки;
- показать, что существует и другая линия поведения — возможность добиться желаемого результата.
Скажем, ребенок катастрофически боится темноты – находим или придумываем мужественного героя, который одним своим взглядом и вздохом побеждает самые черные козни темного царства. Ребятенок любит приврать, и ему уже никто не верит на слово? — рассказываем сказку об овечьем пастушке и волках. Или же вместе с ним создаем героя, который до того заврался, что забыл как его зовут и пришлось врунишке заново знакомиться с собой и честным словом, чтобы найти свое место в жизни.
Придумывая, а главное – детально обговаривая (!) с малышом сказочные истории, в которых эгоистичные или подлые поступки имеют ярко негативную окраску, мы тем самым ненавязчиво и вместе с тем очень настойчиво формируем его неприятие таких качеств в себе. Сказка не ругает, не кричит, не читает какие-то непонятные взрослые морали, и не ставит в угол, она тактично воспитывает и дает ответ на любой вопрос! И вместе с тем помогаем крохе, обнаружившему в своем окружении несправедливость или обман, другие какие-то отрицательные качества, находить в себе силы противостоять им с достоинством и добром.
В‑третьих, сказкотерапия помогает укрепить связь между ребятней и их родителями. Они же вместе творят волшебную историю — чудо. И только от их совместного решения зависит судьба героев!
Пример сказки
Скучно стало серенькой. Что делать? Стала она тайком от всех ход себе наружу рыть – и выскользнула из норки!
Целый день путешествовала шилохвостая по дворику, который казался огромным сказочным лесом. Мышка ведь маленькая – даже травинка и та выше её.
Ближе к вечеру заурчало у неё в пустом животе – есть захотелось. Туда-сюда, а ничего нет. Мама далеко – есть не подаст по первому же капризу. Смотрит, какой-то пушистый зверек пьет из миски сметану.
— Подвинься, — пробурчала она котенку (а это был именно он!).
— Зачем? – удивился он.
— Вот еще, — фыркнула мышь. – Хочу есть и все тут – без всяких слов.
— Нет, так дело не пойдет, — мяукнул котенок. – Мне не жалко сметаны, — он даже отодвинулся, — но ты поступаешь очень некрасиво.
— Ах так, — разозлилась голодная мышка. И как схватит котеночка за усики, как дернет их – вся головенка его в сметану нырнула.
— Мама! – заплакал ни за что ни про что обиженный котенок.
— Что тут случилось? – над миской выросла большая тень мамы-кошки. – Ой, сынок, как же ты измазался-то весь, — она осуждающе покачала головой, вылизывая мордашку мальца.
— Это не я, — захныкал он.
— А кто же? – удивленно оглянулась кошка.
— А вот она! – котенок, размазывая ресничками сметану, показал лапкой на притаившуюся под листочком подорожника проказницу.
— Мышь?! – глаза мамы-кошки вспыхнули хищным огнем, шерсть вздыбилась, еще мгновенье и…
— Ой-ой-ой! – визжала мышка, падая в норку, которая на её счастье была прямо под ней.
Мама, папа, братья, сестры – бросились к ней.
— Там! Там, — дрожала мышка, указывая на когтистую лапу, пытающуюся разрыть землю вокруг норы, — чудище: лохматое, хвостатое, зубатое…
— Кошка‑а! – испуганно выдохнула ее родня, стремительно отбегая вглубь норы.
Когда наконец-то все успокоилось, мама вдруг спросила:
— А где это ты так долго была? – мы все вокруг обыскали, да только землю, разбросанную у входа, нашли.
— Я… Я, — растерянно лепетала мышка.
И тогда мышка поняла, что если ты хочешь, чтобы к тебе относились по доброму и хорошему (а не просто баловали, потому что ты меньше всех), учись быть вежливой и уважай желание других, никогда и никому не делай зла, и раз тебе доверяют – не обмани доверие – второй шанс дается не часто.
И как только она это осознала, появились у нее много друзей и подружек. И больше мышка никогда не скучала!
И еще о роли сказки в воспитании ребенка
Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе малыша, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь.
Совместное чтение помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения.
Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Язык сказки доступен для ребенка, позволяет легко объяснить ему разницу между плохим и хорошим.
Отношения между персонажами и сюжет помогают понять причины поступка и его последствия. Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает. Она учит самому ценному качеству – умению сопереживать, понимать другого человека.
Сказка формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые родители дают во время совместного чтения. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны. Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно.
Развивающий аспект
Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки:
- образное мышление;
- активную речь;
- внимание;
- умение связно выразить мысль;
- творческие способности и фантазию;
- все виды памяти;
- умение правильно использовать мимику.
Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов. Если сказка русская народная, то в речь ребенка органично входят пословицы и поговорки. Так, благодаря фольклору малыш вовлекается в пространство народной культуры.
Многочисленные варианты использования литературного материала дают крохе возможность полностью раскрыть свой потенциал. Выразительное чтение, театрализованная постановка, кукольный или пальчиковый театр, рисование – проигрывать сюжет можно разными способами. Ребенок чувствует радость, творческую свободу, душевный подъем, становясь жителем сказочного мира.
Познание мира
Важнейшее значение сказки еще и в том, что с ее помощью малыш видит мир в его целостности. Проживая сюжет произведения, он учится сопоставлять, анализировать, делать выводы, используя не скучный дидактический материал, а погружаясь в мир удивительных персонажей – красочный, живой, наполненный звуками и красками.
Дело в том, что дошколята воспринимают вымысел как реальность. Они переносят все сказочные предметы в привычное окружение своей комнаты, дома, улицы, так как иного не могут себе представить. Это отличная тренировка интеллекта, так как самостоятельно придумать фантастический мир малышу очень сложно, его мышление предметно. Сказка, таким образом, становится первой простейшей моделью мира, формирует мировоззрение и одновременно – умение фантазировать.
Психологи рекомендуют использовать сказки для решения психологических проблем, избавления от страхов. Существует прекрасная методика сказкотерапии, которая позволяет малышу почувствовать себя увереннее, расстаться с комплексами, внутренне измениться. Ребенок будет идентифицировать себя с тем сказочным персонажем, который наиболее близок ему по нравственным и личностным качествам. А это бесценный материал для работы психолога или внимательного, любящего родителя.
Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда должны быть рядом с малышом. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект.
Дети посещают ДОУ для того, чтобы развиваться, готовиться к школе. Драматизация сказки в старшей группе — лучший способ формирования вкуса и эстетики у детей. Главная деятельность ребенка до школы — игра, и именно через игру воспитатель и родители могут привить все важные качества: ответственность, сопереживание, понимание, стремление к безопасности.
Игра в детском саду
Цели драматизации сказок в ДОУ
В возрасте от 5 лет ребенок уже многое умеет и знает, он уже почти взрослый человек, но все еще нуждается в поддержке и воспитании. В этом возрасте происходит формирование таких чувств и свойств характера, как любопытство, радость, дружелюбие, гордость и вкус к прекрасному.
Театрализация русской сказки в старшей группе проводится с целью:
- знакомства ребенка с устным народным творчеством, основными свойствами русских сказок;
- воспитания и развития интереса к русской литературе, фольклору и другим видам сказок;
- участия детей в социальной жизни, взаимодействие друг с другом в процессе подготовки постановки;
- развития памяти и воображения, актерских навыков.
Важно! Чтобы поставить спектакль в детском саду, необходимо ознакомиться с нормативами ФГОС. Каждая постановка заранее репетируется по одобренному сценарию.
Дополнительная информация! В процессе подготовки выступления важно помнить о том, что главная цель мероприятий в ДОУ — развитие интереса к театру, вовлечение всех детей из группы в игровое действие.
Драматизация как приобщение к эстетике
Дети, посещающие старшую группу детского сада, скоро станут школьниками, а приобщение к эстетике нужно начинать в раннем возрасте. Выбирая сказку, которую ребята будут инсценировать на утреннике, воспитатель проводит подготовительный этап. Перед тем, как выйти на сцену, дети должны:
- прочитать сказку, обсудить ее и вовлечься в историю, понять смысл художественного произведения;
- познакомиться с устройством театра и приобщиться к театрально-эстетической культуре, для этих целей подходит совместное изготовление декораций воспитателем и детьми;
- развивать вербальные и невербальные навыки выразительности речи: интонация, мимика, жестикуляция, синтаксическая выразительность;
- учиться перевоплощению. В процессе чтения и проигрывания сказки ребенок пытается передать характер персонажа, понять, почему он действует или говорит определенным образом;
- познакомиться с искусством кукловедения;
- декламировать текст с интересом и выражением.
Важно! Возможна ситуация, когда ребенок получает роль, но недоволен тем, что ему достался петух и хочет играть лисицу. Первое, что должен сделать воспитатель — оценить обстановку и объяснить, чем интересна роль, как можно выразить этого персонажа и вести себя на сцене.
В подготовительной группе при подготовке инсценировок особое внимание занимает воспитательный элемент. Ребенок учится видеть и чувствовать прекрасное, а также создавать эстетику своими действиями.
Дополнительная информация! Рекомендуется привлекать мам и пап к творческому процессу. Каждый родитель может приходить в сад и помогать в создании декораций и костюмов.
Декорации в детском саду
Этапы подготовки драматизации сказки в старшей группе
Инсценирование сказок в старшей группе может осуществляться в следующих формах:
- инсценировка речевых вставок, диалогов, реплик;
- имитация игровой деятельности;
- участие в настольном театре;
- показ кукольного театра;
- драматизация русских сказок на сцене.
Вне зависимости от того, какой метод показа выбран, воспитатель и дети проходит предварительную подготовку и репетиции. Основные этапы подготовки:
Театральный кружок в ДОУ
Сказки для постановки в старшей группе
В старшей группе ДОУ можно поставить на сцене практически любую русскую народную сказку. Воспитатель проводит подготовительную неделю, анализирует способности своих воспитанников и принимает решение о том, какое произведение можно драматизировать на утреннике.
Вариантов для театрализации в старшей группе очень много:
Важно! Когда ребенок читает сказку, он воспринимает ее так, как написан текст – глупый кролик или жадный лис и отказывается от роли, потому что не хочет казаться глупым или жадным. Задача воспитателя — объяснить, что это лишь определение, которое дается, исходя из поступков персонажа. Ребенок должен понять, что в театрализации первичным является мастерство и то, насколько актер правдиво и достоверно показывает происходящее на сцене.
В процессе подготовки к выступлению дети и воспитатель создают недостающие декорации. Для всех русских сказок существует стандартный набор: избушка, зеленая полянка и деревья, гриб с красной шляпкой и стульчики-пеньки для зрителей.
Развивающие задачи, которые должны быть достигнуты в процессе постановки:
- развитие логического мышления и речи, выделение отдельных слов с помощью интонации;
- развитие слуховой памяти;
- совершенствование навыков выступления перед публикой;
- передача эмоционального состояния персонажа через жесты и мимику.
Предварительная работа включает в себя:
В этой сказке много действующих лиц, поэтому раздать роли нужно заранее и хорошо их отрепетировать. На сцену выходят: Зайчонок и Зайчиха, Ворона, Заяц, Ёжик и Медведь, Крот, бельчата и Козленок. Если остался один ребенок без роли, ему достается роль Мышонка, который не говорит речь, но активно принимает участие в инсценировке. Ведущий — воспитатель, он помогает детям на сцене.
Важно! Если ребенок вдруг забыл слова и растерялся, воспитатель быстро помогает ему сориентироваться и подсказывает текст, не останавливая спектакль.
Все участники выходят на сцену. Там уже стоят декорации: красный фон, мешок с яблоками, домик. Когда все произнесли свои речи и представление закончено, нужно подвести итог сказки, и тогда все дети хором выкрикивают:
Завершить мероприятие может ярмарка, на которой каждый родитель и ребенок сможет купить яблоко, булочки и пирожки, печенье, салфетки на стол в русском стиле.
Какой материал взять для игры-драматизации в старшей группе ДОУ
Развитие творческих способностей, вкуса и эстетики в детском саду должно происходить не только в период подготовки к утреннику. В каждом ДОУ есть картотека, где описаны различные игры – драматизации для обычного досуга.
Игры для старшей группы:
- Генеральная репетиция. Дети слушают непонятную радиозапись и пытаются расшифровать ее. Воспитатель задает вопросы, любят ли дети посещать театр, почему, и что им нравится. Затем все вместе распределяют роли и разыгрывают сказку. Задача каждого ребенка — выбрать костюмы для роли, нанести грим и прочитать скороговорку так, как это делают настоящие актеры.
- Пантомима. После того, как в детском саду прошла неделя чтения, воспитатель предлагает детям выбрать понравившегося персонажа и показать его так, чтобы все смогли угадать, кто это.
В картотеке может быть записано большое количество игр, воспитатель подбирает досуг в соответствии с индивидуальными особенностями детей, их желаниями и интересами.
Каждое занятие в детском саду — это не просто игра, но и важный элемент для воспитания ребенка. Дети учатся выражать свои мысли, показывать то, что задумали в голове и выступать на сцене. Все эти навыки им очень пригодятся в первом классе учебы в школе и в дальнейшей жизни.
Автор: Любовь Геннадьевна Флоча
Населенный пункт: Вологодская область, г. Вологда
Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это - сказка. И постепенно малыши запоминают, что "Курочка Ряба", "Теремок" - это сказки.
В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги
Детям младшего дошкольного возраста предпочтительнее рассказывать сказки, а не читать их по книге: это усиливает эмоциональное воздействие, что, в свою очередь, способствует пониманию основного смысл сказки. Когда воспитатель смотрит не в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь. Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый воспитатель, особенно важно это учитывать воспитателям младших групп детского сада.
В сказках часто встречаются песенки. Песенки могут выражать:
-условный знак (коза поёт козлятам)
-диалог (песенка колобка)
Песенка не должна выделяться из общего тона всей сказки.
Повторяя эти строчки, дети лучше усваивают содержание сказки и учатся интонационно передавать слова ее героев.
И пусть пока они повторяют интонации воспитателя. Это закладывает основы для самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.
Значение народной сказки в развитии речи дошкольников.
Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы, как петушок — золотой гребешок, козлятушки-ребятушки, коза-дереза, лисичка-сестричка и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, и они начинают использовать их в своих играх.
Запоминание сказок оказывает большое влияние на развитие словаря детей. Надо стремиться к тому, чтобы слова, услышанные детьми на занятии, входили в их активный словарь. А для этого следует чаще повторять эти слова в самых разнообразных сочетаниях, иначе малыш воспримет новые слова просто как сочетание звуков, не постигнув их значения. Задача воспитателя — научить детей понимать слова, которые они произносят, показать, как их можно употреблять в сочетании с другими словами.
Особое внимание надо уделять формированию грамматически правильной речи, следить, чтобы, отвечая на вопросы по содержанию литературных произведений, дети пользовались словами в правильной грамматической форме.
Народные слова, встречающиеся в сказках представляют собой прекрасный речевой материал. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания — наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий.
Для выработки хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения также использовали упражнения на звукоподражание. Воспитатель читает текст, дети включаются и произносят отдельные звуки, слова или звукосочетания. Учитывая содержание текста, ритмические или выразительные его особенности, как и в работе со скороговорками, детям предлагаются различные варианты заданий: изменить силу голоса, темп речи, более ярко выразить вопросительную или восклицательную интонацию,
Таким образом, ознакомление с художественной литературой влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь. Уже с младшего возраста закладываются основы развития связной речи. Это необходимо для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи.
Рассказыванию народных сказок во второй младшей группе отводится 2—3 занятия в квартал, чтению — 1—2 занятия в месяц. Занятие по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы требуют от педагога тщательной подготовки к ним.
Этапы работы по ознакомлению со сказкой.
Подготовка к занятию. На знакомство с любым произведением (большим по объему и небольшим, очень трудным для восприятия и менее трудным) отводится одно занятие, на котором воспитатель должен помочь малышам понять произведение, полюбить его, запомнить некоторые диалоги, отдельные фразы, сравнения.
Начало занятия. Известно, что использование разнообразных наглядных средств помогает сконцентрировать внимание детей, быстрее включить их в активную работу. Вот почему занятия с младшими дошкольниками часто начинают с показа игрушек, предметов, картинок. Показ игрушек и предметов помогает ребенку запомнить действующих лиц.
В тех случаях, когда показ игрушек или предметов перед чтением (рассказыванием) произведения нецелесообразен, детям сообщают, что сегодня (сейчас) им прочтут новую интересную сказку (рассказ). Называть жанр произведения обязательно.
Чтение (рассказывание) произведения и беседа по его содержанию. Народные сказки детям рассказывают, так как младшие дошкольники непосредственный рассказ воспринимают лучше, чем чтение.
Большинство произведшей, рекомендованных программой целесообразно не просто читать, а инсценировать с помощью игрушек или картинок (используя, например, фланелеграф). Если детей знакомят с новым произведением путем инсценировки, то заканчивать занятие следует чтением без наглядного сопровождения.
Инсценировать произведение для воспитателя гораздо труднее, чем читать: надо знать текст наизусть. Желательно также знать наизусть сказки и такие небольшие по объему стихотворения.
После того как детей познакомят с произведением, проводится беседа по прочитанному. Вопросы воспитателя должны быть направлены на то, чтобы выяснить, как малыши поняли произведение, запомнили последовательность событий и их взаимосвязь; как содержание прочитанного связывается с личным опытом ребенка.
Опыт показал, что эта часть занятия самая трудная и нередко проходит неудачно. Главным образом это объясняется тем, что вопросы педагога бывают или очень конкретны (дети называют героев, перечисляют события) и ребенок быстро теряет к ним интерес, или сложны для младших дошкольников. Крайне осторожно надо относиться к вопросам, связанным с личным опытом ребенка. Зачастую такие вопросы, по сути мало связанные с содержанием произведения, отвлекают от него, уводят в сторону.
Заключительная часть занятия. Приемлемы самые разные варианты: прослушивание концовки сказки в записи, инсценировка отрывков из произведения, подвижная игра, рассматривание картинок и иллюстраций к сказке.
В течение года дети не раз возвращаются к произведению. На занятиях малышам напоминают отрывки из него, предлагают вспомнить название. Вне занятий организуются игры по мотивам произведения. Дети слушают знакомую сказку в записи (пластинка, магнитофонная пленка). Наблюдения показали, что младшим дошкольникам сложно прослушивать в записи сказку целиком, поэтому лучше давать 1—2 отрывка.
В средней группе каждый месяц следует знакомить дошкольников с новой сказкой. Перед чтением сказки проводится соответствующая подготовка. В начале года детей следует знакомить с новыми словами, давая им объяснения: лавочка- деревянная длинная скамейка, скалочка- деревянная каталочка, которой раскатывают тесто ( в сказке "Лисичка со скалочкой") и др. Во втором полугодии с помощью упражнений необходимо выяснить, как дети понимают те или иные обороты речи, могут ли заменить слово синонимом. Например: сдуру- не подумав, бранится- ругается, насилу нашел - долго искал ( сказка "Лиса и козел"; кинулась туда- сюда - в разные стороны; кликала- звала ( "Гуси - лебеди").
После предварительной словарной работы воспитатель сообщает детям, что новые слова, услышанные ими сегодня, живут в сказке, которую он сейчас расскажет. После прослушивания сказки желательно провести с детьми беседу по её содержанию. Можно задать несколько вопросов. Чтобы ещё раз подчеркнуть идею сказки, можно вторично рассказать сюжет, содержащий данную идею.
В средней группе следует учить детей правильно оценивать поступки героев, самостоятельно находить нужные слова и выражения.
К концу среднего возраста дети могут:
• Высказать желание послушать определенное литературное произведение.
• С интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг.
• Назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего.
• С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.
Взрослые иногда недооценивают роль сказки в формировании личности, в развитии ребенка. Сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром.
Список литературы:
1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. – М., 1970.
2.Евтухова Л. Н., Пронина М. В. Роль сказки в речевом развитии младших дошкольников [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 52-54.
3. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение,
Читайте также: