Цели и задачи театральной деятельности в школе

Обновлено: 05.07.2024

Занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Это один из самых эффективных способов воздействия н детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип: учить играя. Мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно более независимо. И это качество необходимо развивать. Поэтому одной из целью педагогической деятельности воспитателей является развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. [3]

Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи :

• развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

• развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;

• совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;

• обогащать и активизировать словарь;

• развивать диалогическую и монологическую речь;

• воспитывать гуманные чувства у детей.

Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, используются разнообразные приемы: творческие задания; упражнения и этюды; выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук педагога любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.

Работа по театрально-игровой деятельности должна проводиться в тесном контакте с педагогическим коллективом: музыкальным руководителем, учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физическому воспитанию.

Для успешной работы должна быть создана предметно-пространственная среда: в группе необходимо создать театральные уголки для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров, изготовить элементы костюмов, декорации. Кроме того, в театральных зонах должны быть наглядно-дидактические пособия, включающие в себя мимические изображения эмоций, пиктограммы, карточки с изображением сказочных персонажей для работы над пантомимикой. Очень важным является наличие картотек: театральных этюдов, упражнений по ритмопластике, игр на выражение различных эмоций, игр - превращений, игр для развития мимики и пантомимики, коммуникативных игр-упражнений. [4]

Развитие театральной деятельности в ДОУ – длительная работа, в которой желательно и участие родителей. Важно, чтобы родители участвовали в тематических вечерах, в которых и они и дети являются равноправными партнерами. В таких мероприятиях родители могут выступать в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувство гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

Театрализованная деятельность в детском саду может пронизывать все режимные моменты: включаться во все НОД, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть включена в работу различных кружков. Продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений.

Театрализованная игра в НОД. Во время НОД педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В непосредственно образовательную деятельность вводятся персонажи, которые помогают усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения образовательной деятельности способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. Но такая игра, по большей своей части, является дидактической, т. е. обучающей игрой, и не может заменить самостоятельную игру детей в плане того воспитательного и развивающего эффекта, который она дает. Поэтому, педагоги считают, что нельзя стирать грани между самодеятельной и обучающей игрой : для каждой из них определено свое место и значение в жизни и деятельности ребенка. [1.c.16]

Свободная совместная деятельность детей и взрослых. Это совместная деятельность на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых уголках, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне образовательной деятельности в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией. [1.c.17]

Влияние НОД проявляется в отражении того содержания, материала, который используется в процессе обучения детей. Например, рассказы, истории, сказки, какие-либо опыты и др., которые заинтересовали детей настолько, что им захотелось воплотить их в самостоятельной игре.

Влияние свободной совместной деятельности детей и взрослых проявляется от впечатлений, полученных во время просмотра или проигрывания спектаклей в исполнении взрослых и детей. Детям хочется еще раз пережить заинтересовавшие их сюжеты, поэтому они обыгрывают их в своей игре. [1.c.17]

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Используя театрализованную деятельность детей в ДОУ, воспитатели могут решать комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО [2] :

1. Познавательное развитие.

-развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

-наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре-драматизации);

-обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

-развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

2. Социально-коммуникативное развитие.

-формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

-воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и др.);

-воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

-воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

3. Речевое развитие.

-содействие развитию монологической и диалогической речи;

-обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;

-овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).

4. Художественно-эстетическое развитие.

-приобщение к высокохудожественной литературе;

-приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюмов, декораций, атрибутов;

-создание выразительного художественного образа;

-организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций;

-обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов.

5. Физическое развитие.

-согласование действий и сопровождающей их речи;

-умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

-выразительность исполнения основных видов движений;

-развитие общей и мелкой моторики, координации движений, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

Таким образом, театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Итоги наблюдений, осуществленных в процессе этой сложной, но такой важной и интересной работы, позволили сделать выводы о позитивных результатах проведенной работы: подавляющее число детей свободно владеют импровизационными умениями; умело используют средства театральной выразительности : мимику, жест, движения и средства интонации; владеют техникой кукловождения; владеют простейшими исполнительскими навыками и активно участвуют в театрализованных представлениях; с удовольствием выполняют творческие задания; стали намного добрее, общительней, внимательней друг к другу.

Список использованной литературы

Диагностика театрализованной деятельности Диагностика театрализованной деятельности Основным видом деятельности у дошкольников является игра. Игры у детей можно рассматриваться.

Конспект основной образовательной деятельности для детей старшей группы с элементами театрализованной деятельности Конспект основной образовательной деятельности для детей старшей группы с элементами театрализованной деятельности ТЕМА: «Путешествие к.

Подвижные игры — коррекционные задачи в игровой деятельности детей с нарушением зрения Подвижные игры в игровой деятельности детей с нарушением зрения (коррекционные задачи) Нарушение зрительной сферы наносит большой ущерб.

Задачи и содержание организации конструктивно-модельной деятельности детей «Игры ребенка с игрушками – материалами, из которых он конструирует, ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы театрального кружка по содержанию является художественно–эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 1 год.

Возраст школьников (5-10 класс).

Данная программа рассчитана на 1 год.

Режим занятий

Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю. Каждое занятие длится 90 минут, (через 40 минут – перерыв 10 минут). Образовательный процесс построен в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями подростков, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

В основу проекта театральной деятельности были положены следующие принципы:

- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;

- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

Особенностями программы является:

деятельностный подход к воспитанию и развитию подростка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических и креативных качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творчеству, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая целесообразность данного курса для школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал подростка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства, эстетический художественный вкус, культуру общения, т.к. именно в школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

При планировании работы кружка учитываются основные цели :

1. Познакомить с элементами сценической грамоты .
2. Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.
3. Развить творческие способности школьников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость.

Задачи кружковой деятельности :

Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства; с устройством зрительного зала и сцены; развивать интерес к сценическому искусству; воспитывать культуру поведения в театре.

Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей

Развивать фантазию, воображение, образное мышление, зрительное и слуховое внимание, память, находчивость, наблюдательность средствами театрального искусства. Активизировать познавательный интерес.

Формировать нравственно–эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.

Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра. Развивать речевое дыхание и артикуляцию. Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.

Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства, пополнить словарный запас. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться

Развивать чувство ритма и координацию движения.

Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками; учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера

Формы и методы работы.

Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции, мезансцены. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, праздники.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения. Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.

Ожидаемые результаты

К концу года занятий школьник

1. Что такое театр

2. Чем отличается театр от других видов искусств

3. С чего зародился театр

4. Какие виды театров существуют

5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)

ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:

1. Об элементарных технических средствах сцены

2. Об оформлении сцены

3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале

1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене

2. Образно мыслить

3. Концентрировать внимание

4. Ощущать себя в сценическом пространстве

ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:

1. Общения с партнером (одноклассниками)

2. Элементарного актёрского мастерства

3. Образного восприятия окружающего мира

4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители

5. Коллективного творчества

Формой подведения итогов можно считать:

выступление на школьных праздниках,

торжественных и тематических линейках,

участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах,

участие в мероприятиях для младших классов,

инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

- призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие подростков в этюдах, представление своих работ по темам бесед.

- включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Подготовка к этюдам. Работа с этюдами. Этюды на повадки животных. Этюды на память физических действий. Групповые этюды

Совершенствование осанки и походки .

Образное представление неодушевлённых предметов

- объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. Сюда включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

- является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с этюдами и постановку спектаклей.

Календарно-тематическое планирование

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Основы театральной культуры

к мероприятию

театр, актер, зритель

Знакомство с планом работы кружка. Выборы актива кружка

Участие в театрализованном шествии на дне города

Особенности театрального искусства, его отличие от других видов искусства.

драма, комедия, трагедия, водевиль.

Знакомство со структурой театра

Устройство зрительного зала и сцены.

День учителя, стихотворения

Основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример.

осветитель, гример, костюмер, сценарист

День пожилого человека

Декораций и костюмы

День пожилого человека

Костюмы и декорации из подручных материалов

День пожилого человека

Создание образа с помощью грима

День пожилого человека

Грим: сказочные герои и животные

День пожилого человека

Концерт ко Дню пожилого человека

Что даёт театральное искусство в формировании личности.

Фантазия - источник творческой духовности человека.

а кт, пьеса, диалог, антракт, монолог

Распределение ролей (с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли - внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.

этюд, оркестр, дирижер

Изготовление декораций и костюмов к сказке.

Выступление на Новогоднем празднике

Посещение профессиональных Новогодних представлений

Выбор сценария. Знакомство со сценарием.

Фестиваль детского творчества

Распределение ролей (с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли - внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение по ролям.

Фестиваль детского творчества

Фестиваль детского творчества

Изготовление декораций и костюмов.

Фестиваль детского творчества

Отработка отдельных сцен сценария.

Фестиваль детского творчества, 23 февраля

Монолог. Отработка монологов сценария.

23 февраля и 8 марта

Групповые этюды. Отработка групповых сцен.

Фестиваль детского творчества, 8 марта

Фестиваль детского творчества

Первая репетиция в костюмах с декорациями.

Фестиваль детского творчества

Фестиваль детского творчества

Фестиваль детского творчества

Генеральная репетиция спектакля

Фестиваль детского творчества

Подготовка литературно-музыкальной композиции ко Дню ПОБЕДЫ

Выступление: литературно-музыкальная композиция ко Дню ПОБЕДЫ

Актуальность темы: Многолетний опыт работы доказывает, что речь у большинства школьников страдает многими недостатками: нарушение произносительной стороны речи, невысокий уровень культуры устной речи, эмоциональная бедность языка.

Программа Ершовой А.П. призвана не только сформировать высокий уровень культуры речи, но и привить конкретные навыки овладения этой культурой. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, организации совместной деятельности детей, приобщает к духовному богатству.

Цель эксперимента состоит в том, чтобы каждого учащегося обучить осмысленной интонационной выразительной речи и чтению и превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности учащихся через искусство художественного слова.

Замысел эксперимента: Будет воплощаться через уроки чтения и русского языка, через систему кружковой, групповой индивидуальной работы. Большая роль отводится театрализации, концертной деятельности, практическим занятиям по сценическому мастерству.

Объект экспериментирования: Исследуются возможности младших школьников в овладении техникой речи, ее интонационной выразительности, в овладении терминологией театрального искусства, исследуются так же степень влияния такого изменения практически на общий уровень развития детей.

Предмет: Учащиеся получают знания о сценическом искусстве, о способах овладения актерским мастерством. В ходе эксперимента планируется воздействовать на интуицию детей, эмоциональную сторону восприятия.

Педагогические цели:

  • Развитие выразительной речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
  • Создание атмосферы творчества;
  • Социально-эмоциональное развитие детей.

Задачи:

  • Создать условия для реализации творческих способностей учащихся
  • Способствовать формированию речевой деятельности учащихся, умений и навыков правильной речи.

Гипотеза. Если по данной программе обучать выразительному чтению и технике речи, то это будет способствовать развитию языкового чутья, интереса к искусству слова, активности и коммуникативности.

Диагностический инструментарий. Анкеты, интервью с учащимися и родителями, результаты сценической деятельности, конкурсы чтецов и театрального мастерства.

Критерии оценки результатов.

Оценка эффективности экспериментальной программы будет осуществляться по следующим параметрам:

Сроки: сентябрь 1998 г. – май 2002 г.

Этапы:

Прогноз негативных последствий. В ходе эксперимента приходится корректировать нормы речи детей, сформировавшиеся в раннем возрасте, а это всегда осложняет результат. Трудность заключается в том, что обучение ведется комплексно: от звуков и фонем до выразительности речи одновременно, что затрудняет процесс обучения, не позволяет каждому ученику добиться желаемых результатов.

Способы коррекции.

  • Организация занятий с логопедом
  • Индивидуальная работа (учитель-ученик)
  • Работа учителя над собственной речевой культурой
  • Просветительская работа с родителями

Состав участников эксперимента

  • Гладышева Т.Н. – учитель начальных классов, исполнитель эксперимента
  • Алексеева Л.К. – учитель литературы и русского языка, консультант
  • Учащиеся класса

Распределение функций.

  • Исполнитель эксперимента Гладышева Т.Н. занимается экспериментально-опытной работой.
  • Консультант эксперимента Алексеева Л.К. оказывает содействие экспериментатору на всех этапах, осуществляет контроль,

Тип эксперимента. Формирующий.

Статус. Внутришкольный. Индивидуальный.

Форма представления результатов эксперимента. Итоги эксперимента будут представлены в форме программы, методических рекомендаций и выводов, творческого отчета на школьном методическом объединении.

Научно-методической обеспеченностью эксперимента является теория развивающего обучения Л.С.Выготского, труды Язовитского Е.В., Т.А.Ладыженской, работы К.С.Станиславского, Г.В.Артоболевского и др.

Программа и методические рекомендации по театральному обучению младших школьников.

I класс. Развивающие игры (34 ч.)

Главная задача театральных занятий в I классе – развивающие игры.

Целью введения театральных развивающих игр является помощь детям и учителю в создании психологически комфортной атмосферы занятий; погружают детей в присущую им стихию игры, сглаживая рамки урока; развивают в детях память, внимание, волю, мышление, воображение.

Рекомендуется в один из уроков в начале недели включить театральное задание-игру, повторять его каждый день, добавляя к нему игры-задания из прошлого опыта детей, так, чтобы в течение недели детьми осваивалась одна новая игра.

Работа над развитием речевого аппарата идет на уроках обучения грамоте во время знакомства с буквами:

Бобры добры до бобрят. Сеня вез воз сена.
Три сороки тараторки тараторили на горке.
Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.
Шесть мышат в шалаше шуршат.

Работа по выработке дикции начинается еще в добукварный период, когда дети изучают отдельные звуки, одновременно наблюдая за способом их произношения. В этот период необходимо следить за артикуляцией каждого гласного и согласного звука, обращая особое внимание на гласные е, я, ю, е и согласные л,г,к,х, произношение которых представляет для детей этого возраста большие трудности. Исправлять недостатки речи необходимо с помощью логопеда.

На занятиях сценическим искусством в 1 классе осваиваются театральные термины: драматический театр, кукольный театр, радиотеатр, музыкальный театр, актер, премьера, спектакль, действующие лица, опера, балет.

Театрально-исполнительская деятельность в 1 классе рассматривается как подготовительный период, формирующий у ребенка навыки коллективной игры с элементами театральной деятельности. Предлагается, в конце I класса инсценировать небольшие произведения детских поэтов. Например,

Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей, выезд в драматический театр, прослушивание сказок в грамзаписи.

II класс. Знакомство с компонентами исполнительской деятельности (34ч.)

  1. Формирование сценической речи (7ч.)
  2. Пластическая выразительность (4 ч)
  3. Творческая деятельность (10ч.)
  4. Театр вокруг нас (8 ч)
  5. Формирование навыка коллективной работы (7ч.)

Три первых темы не изучаются последовательно, а входят в виде упражнений-заданий в каждый урок. Основной является третья тема.

Главная задача программы во 2 классе – формирование у ребенка представления о составляющих сценического образа. Большое значение на этом этапе занятий приобретает внимание к пластическому решению того или иного образа, роли костюма или его деталей и т.д. Упражнение под музыку на этом этапе предполагает передачу сказочных образов, отличающихся особой характерностью.

Одной из задач второго этапа является формирование у младших школьников навыков эстетической оценки. С этой целью все выполняемые на занятиях упражнения обсуждаются (при этом дети условно делятся на две группы, каждая из которых поочередно выполняет функции то актеров, то зрителей). Основным критерием, по которому оцениваются детские работы на этом этапе, является достоверность (правдивость исполнения).

Необходимо подобрать упражнения для тренировки произвольного слухового и зрительного внимания. Предметом внимания должны стать и отличия, особенности исполнения одного и того же задания разными детьми.

Тренировка внешнего поведения должна выработать также доброжелательное отношение к работе своих одноклассников, что особенно важно именно в этот возрастной период (поддерживать, внушить уверенность, заинтересованность, а не заглушить зарождающуюся потребность пробовать, делать).

Продолжается работа над развитием речевого аппарата:

Предполагается, что в конце 2 класса в речь детей войдут понятия: театр (как здание и как явление общественной жизни), зрительный зал, сцена, театральный билет, представление, игра, этюд, исполнитель, зритель, афиша.

III класс. Освоение средств выразительности. (34ч.) (выполнение заданного характера действий)

  1. Элементы речевой выразительности (5ч.)
  2. Формирование представления о характере как об особенном поведении. (12ч.)
  3. Освоение рабочей терминологии актерского искусства (6ч.)
  4. Пластическая выразительность (6ч.)
  5. Формирование навыка коллективной работы (5ч.)

В 3 классе теоретически и практически осваивается понимание того, что поведение, действие - выразительный язык актера. А далее, что актер -главное чудо театра.

В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию, к его особенностям в мимике, жестах, взгляде, движении, речи. Дети привыкают фантазировать о возможности разного поведения в схожих предлагаемых обстоятельствах и о выполнении одних и тех же действий в разных предлагаемых обстоятельствах. Этой тренировке воображения служат и упражнения с голосом и речью: говорить медленно, тихо, быстро, басом, высоко могут разные люди в разных обстоятельствах. Речевые упражнения выполняют важную роль работы над художественным чтением.

Основными направлениями в работе в III классе являются достоверность, правдивость исполнения, выраженные в целенаправленных действиях в предлагаемых обстоятельствах. С этой целью детям дается ряд упражнений , развивающих именно эти навыки:

  • Домысливание предлагаемых обстоятельств;
  • Рассказ о герое от его собственного лица;
  • От лица персонажа, вступившего с ним в конфликт;
  • Придумывание событий до этюда и после него;
  • Характеристика героя по его собственной речи и т.д.

Таким образом, у школьников постепенно формируется представление о характере как особом поведении. На этом этапе ребенок уже должен уметь рассматривать поступок как действие, через которое проявляется характер героя.

Развитие театрального образования в III классе происходит на основе углубления и расширения знакомства школьников с драматургией и театральной терминологией, ее специфическими и жанровыми особенностями: действие, акт, диалог, монолог, режиссер, драматург, художник, костюм, декоратор, жест, мимика, поза.

IV класс. Формирование представлений об образе героя в театре. (34ч.)

  1. Элементы речевой выразительности (4ч.)
  2. Образ героя. Характер и отбор действий (10ч.)
  3. Театральное образование (6ч.)
  4. Жест, мимика, движение, речь, -слагаемые действия (4ч.)
  5. Творческий отчет (10ч.).

На четвертом году обучения главным критерием восприятия является способность ребенка оценить выразительность и оригинальность каждого задания. С этой целью школьникам предлагается одно и то же задание выполнять различными составами, выявляя при этом разницу исполнения. Театрально-исполнительская деятельность школьников в IV классе разворачивается на материале исполнения роли по драматургическому заданию. Осваивается взаимосвязь образа, текста, задачи, действия. Раскрывается значение импровизации-игры в театральном искусстве, без которой оно не существует, но которую можно оценить. Ученики знакомятся с влиянием истории, среды, характера, ситуации, на логику поведения персонажа.

Работа строится на упражнениях, связанных с игровым воплощением драматургического задания:

  • Шумы по ремаркам,
  • Монологи,
  • Логика действия в диалоге,
  • Обыгрывание элементов костюма,
  • Логика поведения и костюм,
  • Этюды по пьесе,
  • Импровизация при заданных обстоятельствах.

В четвертом классе закладываются практические навыки для подготовки детей к восприятию целостного образа спектакля, как коллективного творчества; посильное участие во всех этапах подготовки, включая оформление. Дети подбирают и создают костюм, декорацию, реквизит, шумовое оформление к спектаклю, к своим эскизным постановкам.

В 4 классе с успехом проходят упражнения: "Превращение комнаты", "Превратился сам", "Иллюстрация", озвучивание иллюстраций, диафильмов, чтение басен по ролям, "Скажи так же", "Ключики", сказочные персонажи.

В конце 4 класса дети приобретают возможность пользоваться в речи терминами: словесные действия, подтекст, ассоциации, событие, сценическая задача, замысел, характер, амплуа, тираж, трагедия, комедия, драма.

Заключительным этапам занятий является подготовка целого спектакля, в котором дети демонстрируют полученные навыки.

По результатам театрального обучения в начальной школе поводится экзамен-экспром концерт.

Ф.И. Общая Групповая Оформление Личный успех
Иванова О. 9 5 4 -
Шестакова Н. 10 5 5 -
Смирнов А. 15 5 5 5
Бушуев С. 8 5 3 -

В течение четырех лет обучения по театральной программе происходит развитие психологических особенностей личности (характера, способностей), формирование эмоционально-волевых качеств и познавательных процессов (памяти, восприятия, мышления, воображения).

В конце каждого класса проводится диагностика, чтобы получить общую характеристику того или иного качества у учащихся всего класса и выявить индивидуальные различия.

Школьная театральная педагогика – междисциплинарное направление, обусловленное рядом социально-культурных и образовательных факторов. Театральная деятельность в школе многогранна, она позволяет достичь высоких предметных, метапредметных и личностных результатов, находит свое отражение в различных формах и направлениях образования.

На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей, поэтому принцип интеграции в организации внеурочной деятельности по предмету выходит на первое место в формировании универсальных учебных действий.

Цель школьного театра состоит в моделировании образовательного пространства, подлежащего освоению. Опираясь на идею различий образовательного мира на возрастных этапах становления личности, важно определить специфику школьного театра на этих ступенях, соответственно выстраивая методику театрально-педагогической работы. Школьный театр предстаёт как форма художественно-эстетической деятельности, воссоздающая жизненный мир, обживаемый ребёнком.

Разработка методики школьного театра, органично включённого в учебный процесс, сегодня становится актуальной педагогической потребностью.

Театрализованная деятельность может быть на любом уроке, в любом школьном деле. Основные функции театральной педагогики:

  • использование театральных форм и методов на уроках и на внеурочных занятиях (включая предметы естественно-научного цикла);
  • организация театральных постановок и праздников силами одного класса или параллели (по истории, литературе, языку, в том числе по иностранному, МХК);
  • организация разовых представлений праздников (приуроченных к юбилейной дате, событию);
  • организация школьного театра или детской театральной студии;
  • посещение профессиональных театров и театральных музеев для получения яркого эстетического, эмоционального опыта, приобщения к культуре и истории;
  • приглашение профессиональных актёров, специалистов театра в школу;
  • просмотр фрагментов театральных постановок, спектаклей на уроках (история, МХК, литература и др.)

Театр – искусство синтетическое. Постановка спектакля – это работа не только с актёрами. Одни ребята больше склонны к рисованию, другие – к пению, третьи – к поэзии, сохраняя при этом общую тенденцию к многообразию форм эстетического отражения действительности и самовыражения. Школьный театр даёт возможность каждому ребёнку почувствовать себя начинающим актёром, декоратором, сценаристом, музыкантом, костюмером, стилистом, режиссёром, фотографом и оператором.

Театрализованная деятельность помогает синтезировать все психологические процессы человека: восприятие, мышление, воображение, речь и проявляется в разных видах активности (речевой, двигательной, музыкальной, живописной и пр.). Театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трёх аспектах:

  • в создании драматического содержания, т. е. в интерпрета­ции, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочине­нии вариативного либо собственного сюжета;
  • в исполнении собственного замысла, т. е. в умении адек­ватно воплощать художественный образ с помощью разных средств вырази­тельности: интонации, мимики, пантомимики, движения;
  • в оформлении спектакля – в создании декораций, костюмов, музыкального со­провождения, афиш, программок.

Школьный театр рассматривается как методика введения ребёнка в мировую культуру, которая совершается по возрастным этапам и предполагает проблемно-тематическую и целевую интеграцию дисциплин естественно-научного, социогуманитарного и художественно-эстетического циклов. Работа школьного театра может рассматриваться как универсальный способ интеграции.

Основные приёмы театральной педагогики:

  • активные действенные формы подачи и усвоения материала;
  • сюрпризность в подаче материала, что способствует формированию положительной установки на восприятие материала и активизирует возможности восприятия;
  • эмоциональная значимость материала для ученика и учителя;
  • сюжетное построение урока. Движение от неизвестности к обретению знания;
  • ролевая игра;
  • целостное включение личности. Методы социоигровой и интерактивной педагогики;
  • раскрытие темы через целостный образ. Проблемы мира через призму сегодняшней темы, отдельного факта или явления современности;
  • ориентация на коллективное творчество. Для детей очень важно чувствовать себя личностями, принадлежащими к группе, участвующими в процессе созидания общественных ценностей;
  • ориентация на достижение конечного творческого результата.

Основные виды театральной деятельности, используемые при работе с учащимися:

  • театрализация и ролевая игра;
  • ритмопластика;
  • культура и техника речи;
  • сценические движения;
  • сценография;
  • хореография;
  • вокал;
  • основы театральной культуры;
  • основы актёрского мастерства;
  • создание спектакля.

Подготовительная работа по созданию театральной постановки не только может стать инструментом для развития творческих способностей или одним из профильных направлений, но и может повлиять на достижение высоких образовательных результатов каждого ребёнка.

Алгоритм работы создания театральной постановки

Выбор произведения и обсуждение его с детьми. Изучение истории этого произведения, биографии автора. Посещение театров, просмотр театральных постановок по выбранному произведению. Создание сценария. Деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев.

Репетиционный процесс требует взаимодействия педагогов различных направлений для юных актеров – это актёрское мастерство, ритмопластика, риторика, сценические движения, культура и техника речи.

Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов, их изготовление. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным и световым оформлением. Репетиция всей пьесы целиком в костюмах. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за фото и видео съёмку, за смену декораций, реквизита. Премьера спектакля. Подведение итогов работы, обсуждение спектакля.

Таким образом, театральную деятельность реализуют как в основной образовательной программе – через учебные занятия и внеурочную деятельность, так и через широкий спектр программ дополнительного образования, что позволяет обеспечить максимальное вовлечение учащихся и создание как краткосрочных, так и долгосрочных проектов.

Эффективность применения театральной педагогики в профессиональной подготовке учителя обусловлена тем, что:

– вектором интереса театра всегда были человеческие отношения, взаимодействие человека и мира. Именно их в первую очередь посредством игры исследует театр. В силу специфики своей профессии педагог постоянно находится во взаимодействии как с учениками, так и с коллегами. Кроме этого, в основе содержания его учебного предмета практически всегда лежит исследование взаимодействия, будь то взаимодействие химических элементов, законы физики, музыкальная драматургия или отношения героев литературного произведения;

– профессия учителя имеет много общего с профессиями актёра и режиссёра. Публичность – специфика педагогической и актёрской профессиональной ситуации. Как актёр, так и учитель воздействует на чувства и ум зрителей – учеников, адресуясь к чувству, памяти, мысли, воле слушателя. Заразительность, убедительность, артистизм учителя, как и актера, могут обеспечить ему успех. Как режиссёр в процессе репетиций, так и учитель на уроке должен обладать способностью яркого эмоционально-волевого воздействия на актёров или учеников. Учителю необходимо простроить логику учебного процесса так, чтобы он был воспринят и понят учениками. Режиссёр также выстраивает драматургическую логику будущего спектакля.

Задача педагога – помочь ребёнку овладеть различными методами познания естественно-научной, художественной, жизненной реальности, уметь выбрать соответствующий инструмент (настроить себя), позволяющий действовать адекватно им, менять ролевую позицию: созерцать эти реальности или действовать в них.

Дети в школьном театре попадают в особую эмоциональную зависимость от руководителя.

Риски и опасения:

  • небрежность, нетребовательность руководителя по отношению к себе и детям;
  • дурновкусие руководителя;
  • неуважение руководителя к личности ребёнка;
  • неудовлетворённое собственное тщеславие руководителя, неумение прислушаться к законам и стилям жанра, которые диктуются возможностями и интересами исполнителей.

Мастер-классы в области детской театральной педагогики с целью развития деятельностного, компетентностного подхода, средовой педагогики и педагогики искусства через обогащение театральными методами, которые можно организовать для участников школьной театральной педагогики:

Читайте также: