Как подготовиться к родительскому собранию в школе

Обновлено: 05.07.2024

Мы знаем, что в первую очередь человек должен быть воспитанным, "сиэрдээх киьи", "киьилии киьи", как мы говорим. Знаем все слова В.Г Белинского: "Воспитание - великое дело: им решается участь человека". А в школе воспитанием занимаются все, в первую очередь - классный руководитель. В тесной взаимосвязи находятся учитель, родитель и ученик. И они должны работать в тесном контакте, совместно, сообща. Только тогда получится, как сказал Эпиктет: "Из всех творений самое прекрасное - получивший прекрасное воспитание человек".

Из начальной школы приходит ученик в 5 класс и попадает в новый коллектив, к новому классному руководителю. Если с начала учебного года классный руководитель правильно проведет работу с родителями, детьми, то он достигнет поставленной цели. С большинством родителей учащихся своего класса мы встречаемся в основном на родительских собраниях, где решаются все вопросы, проблемы класса.

Для молодых учителей это всегда проблема: как подготовиться к родительскому собранию и как его провести.

Всем понятно, что в первую очередь надо много читать литературу по возрастной психологии и педагогике, этнопедагогике.

На классном родительском собрании обязательно должна быть беседа по определенной теме: по педагогике, этнопедагогике, возрастной психологии. Иногда бывает так, что классный руководитель на родительском собрании говорит только об успеваемости учащихся и об их поведении. И все. А родителей надо заинтересовать не только учебой, дисциплиной ребенка, но и интересной, конкретной беседой, чтобы родитель мог повысить свой уровень знаний по психологии, педагогике, чтобы он каждый раз приходил с такой целью, чтобы узнать что-то новое. На моих родительских собраниях родители стали приходить с ручкой и тетрадью, чтобы записывать. Они уже поняли, что надо не только слушать, но и обязательно записывать. Еще заполняли вопросы анкетирования, тестирования (не только узнать что-то новое о ребенке, но и о себе, о взаимоотношениях в семье, что думает по этому поводу ребенок и т.д.). Приходили с вопросами, заранее подготовленными, на которых сами не могли найти решения. И иногда все родители вместе, иногда индивидуально решали эти вопросы.

При проведении родительского собрания надо обратить внимание на возраст родителей. Молодые родители лучше воспринимают эмоциональную сторону, родители среднего возраста - рациональную сторону, старшее поколение - в равной мере и то, и другое.

Надо еще знать социальный паспорт родителей класса. Например, сколько полных семей, неполных (одинокие матери, одинокие отцы), вдовы, вдовцы. Кто часто приходит на собрание? Конечно, матери (хотя в последнее время стали приходить и отцы). Можно организовать собрание для отцов отдельно. К собраниям для отцов и матерей надо готовиться по-другому. Отцы скептически относятся с недоверием, с сомнением слушают, поэтому нужны хорошие примеры, надо опираться на труды, высказывания известных, уважаемых всеми людей, ученых.

Надо обратить внимание во время подготовки к беседе на образование родителей. Люди с образованием лучше воспринимают рациональную сторону. Сразу, в начале родительского собрания, нужно ставить цель, задачи и начать. А родители без образования лучше воспринимают эмоциональную сторону. Поэтому в начале беседы можно привести какой-то яркий пример, чтобы их заинтересовать, вовлекать в беседу, в разговор.

Надо обратить внимание на тон беседы. Взрослым не нравится покровительственный тон. Должно быть доброжелательное отношение.

  1. Интеллектуальные.
  2. Моральные.
  3. Эстетические.
  4. Дисциплинарные.

Я пришла к выводу, что лучше всего работать с родителями с интеллектуальными мотивами. Таким родителям интересна тема беседы. Хотят они знать еще больше, интересуется успехами, достижениями, проблемами своего ребенка, хотят еще ближе быть с ребенком, узнать его мир, интересы, увлечения, понять его. Родители с моральными мотивами приходят, чтобы показать, что они присутствуют на родительском собрании, выполняют свой долг родителя. Тоже интересуется делами своего ребенка. Родители с эстетическим мотивом всегда приходят на собрания (могут пропускать только по веским причинам). Они любят слушать беседу, которую очень интересно проводит классный руководитель (по их словам). Лекцию не только слушают, но обязательно записывают, что-то переспрашивают, задают вопросы, короче, они являются очень заинтересованными слушателями. Стараются новые знания применить в жизни, что-то изменить в отношениях с ребенком. Самую трудную группу представляют родители, которые приходят по дисциплинарному мотиву. Они пришли, потому что надо придти. Нет заинтересованности, нет вопросов, пришли и ушли. Ко всему могут относиться скептически, что все равно ничего не поможет им наладить отношения с ребенком, что все это написано только в книге, а жизни так не бывает. Сложно преодолеть барьер не понимания. Могут быть негативно настроены на школу, на класс, на учителей.

При подготовке надо учитывать продолжительность беседы. Надо рассчитать на 30-40 минут. Основная мысль беседы должна повторяться в начале и в конце в разных формах. Тему беседы надо выбрать исходя из того, о чем вы будете говорить на этом родительском собрании: о режиме дня, о переходном возрасте, о подростковом максимализме, об отношениях между полами, об успешной работе и т.д. Обязательно должен быть план беседы, конспект беседы (но не читать по этой бумаге). Речь должна быть свободной, так как хорошо воспринимается, когда человек рассказывает, а не читает. Должен быть контакт глаз. Надо видеть всех родителей, а не одного человека. Надо хорошо продумать начало и конец беседы.

Хочу предупредить молодого классного руководителя, что интерес, любопытство бывает только в течение двух-трех минут. За это время надо успеть заинтересовать родителей. Хорошее дело - половина дела. Надо, чтобы родители были не только пассивными слушателями, но и активными участниками беседы.

Мы все знаем, что учитель должен следить за своим внешним видом. Но классный руководитель перед родительским собранием должен тщательно осмотреть себя в зеркало, потому что родители обращают внимание на внешний вид учителя. Особенно придирчиво смотрят отцы и родители, которые пришли по дисциплинарному мотиву. Экстравагантность в одежде воспринимают отрицательно. Чуть понаряднее, чем в обычные дни, смотрится хорошо. Ведь недаром говорят в народе, что встречают по одежде, а провожают по уму. Большое внимание надо уделить учительнице своей прическе.

Рационально, когда классный руководитель ведет беседу стоя. Тогда все внимание концентрируется на учителе, хотя психологи говорят, что сидя провести лучше, никто не доминирует. Но если много родителей на собрании, сидящие на последней парте не видят учителя, им мешают сидящие впереди, поэтому они стараются изменить свое положение или, махнув рукой на все происходящее, сидят безучастные ко всему. Тогда нарушается контакт со всеми родителями. Сидя можно поговорить, если на собрании пришло мало родителей. При беседе не надо ходить взад-вперед, это мешает слушать и сосредоточиться.

Надо обратить внимание на темп речи при беседе. Очень быстро говорить не надо. Слушающие могут не улавливать смысл беседы. Поэтому теряют интерес к беседе. Очень медленно говорить тоже не стоит. Это раздражает слушателей.

Еще внимание надо уделить на тембр голоса. Если женщина говорит на высоком тоне, то такая речь воспринимается плохо, раздражает слушателей, если даже беседа очень интересная. Поэтому женщина с высоким тембром голоса должна научиться говорить на более низком тоне. Для этого есть специальные упражнения. Во время беседы не надо говорить на одном тоне, монотонно. Люди могут уснуть (как говорят, в каждой шутке есть доля правды). Надо менять силу, темп речи. Не должно быть чрезмерной жестикуляции, но и не надо стоять как монумент. Здесь уместно вспомнить слова К.Маркса: "Человек без эмоций, что покойник в отпуске".

Учитель должен обязательно следить за своей речью. Если говорить на русском языке, то на чисто русском языке, если на родном, то тоже должны стараться говорить на чисто родном языке, без смешения двух языков. А то у нас как часто бывает, половина предложения на русском языке, половина - на родном. И не должно быть слов-"паразитов" и каких-то любимых словечек, часто употребляемых к месту и не к месту.

Еще хочу обратить внимание на расстояние. Есть такой термин - проксемика. Доктор Холл использовал слово проксемика для описания своей территории. Он выделил 4 общие зоны:

На интимные расстояния (это самые близкие люди, семья, родственники)

Личные расстояния (это зона личной дистанции. Это расстояние является близким для того, чтобы вести обсуждение личных вопросов. Например, когда два человека встречаются на улице, они обычно останавливаются на этом расстоянии, чтобы поговорить). 3.Общественные расстояния (это пространство имеет ближнюю и дальнюю фазу. Единственный контакт на этом расстоянии визуальный. Поэтому во время беседы надо смотреть собеседнику в глаза). Именно на этом расстоянии ведутся беседы на родительских собраниях. Я обратила внимание6 чем больше с доверием относятся к классному руководителю, тем ближе садятся. Более заинтересованные, активные родители всегда занимают первые места. И наоборот: чем дальше садятся от учителя, тем пассивнее. 4. Публичные расстояния. Это наиболее удаленное распространение наших территориальных связей (на таком расстоянии обычно выступают все лекторы в вузах, колледжах, семинарах, конференциях и т.д.)

Классный руководитель должен быть уверенным в себе, в своих знаниях. Молодые классные руководители иногда не очень уверенно чувствуют себя перед старшими по возрасту родителями. Ведь свой настрой можно передать слушателям. Если учитель говорит неуверенно, тогда и родитель не поверит ему. Тут вспоминается греческая пословица: "Не тот оратор, кто хорошо говорит, а тот, кого слушают хорошо".

Во время беседы обязательно должен быть дружелюбный тон. Доброжелательное, тактичное отношение учителя к родителям вызывает такую же ответную реакцию.

И самое главное: на родительском собрании не надо говорить о плохом поведении ученика, о плохой его учебе всенародно. Одна из причин того, почему родители не ходят на родительские собрания, оказывается, кроется в этом. Родителям неудобно, стыдно перед другими родителями, что так говорят о его ребенке. Поэтому, чтобы такого не слушать, не приходят. Можно говорить об общей работе класса, об общих проблемах, об успехах и достижениях всего класса, отдельных учащихся, не забыть благодарить родителей. Еще один нюанс. Если вы похвалили почти всех учащихся поименно, а не назвали имена всего 3-4 учащихся, постарайтесь найти и для них добрые слова. Если хвалят в классе всего 3-4 учеников, а об остальных молчат, то это ничего. Но если остались не названными всего 3-4 ученика, то это их родителями воспринимается больно Ведь ребенка можно похвалить не только за учебу, можно похвалить за успехи в спорте, к какой-то деятельности, просто за участие в каком-либо мероприятии, за старание, за добровольную помощь, за желание что-то сделать. Народная мудрость гласит: "Одно хорошее слово и в жестокий мороз согреет, худая же речь и из жары в озноб бросит."

Еще один момент. Если родитель в чем-то не согласен с точкой зрения классного руководителя, то не надо прямо говорить родителю в лицо, что он ошибается, не прав. В ходе беседы сам родитель должен прийти к мысли, что это он допустил ошибку.

Ни в коем случае нельзя начать беседу, разговор в плохом настроении. Никакого общения, никакого контакта не получится. Если вдруг во время родительского собрания возник конфликт между родителем и учителем, то не надо решать эту проблему на повышенных тонах, в расстроенных чувствах. Надо обоим успокоиться, подумать и решить проблему вдвоем в другое время.

И последний момент. Во время беседы не надо отвлекаться на другие темы, говорить о чем-то другом. В руках должен быть план беседы и по этому плану надо четко, конкретно, ясно излагать. Вспомнить слова Шопенгауэра: "Кто ясно мыслит, тот ясно излагает".

И последний штрих к самой личности классного руководителя словами известного педагога А.С.Макаренко: "Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки. Ваше собственное поведение - самая решающая вещь".

Новый учебный год в российских школах начнется в классическом очном режиме, хотя для разных регионов с ограничениями: где-то, например, линейку проведут только для 1 и 11 классов. Тем не менее, родительские собрания никто не отменял, даже если вы переведете благодарных слушателей из актового зала в online. Что обсудить с папами и мамами, которые волнуются не меньше, чем сами школьники? Полный разбор и полезные материалы для скачивания в нашей статье.


Первое в новом учебном году родительское собрание, как правило, проводится в конце августа или в начале сентября. Классному руководителю нужно подготовиться к нему заранее. Чему стоит уделить особое внимание, как заинтересовать родителей и обезопасить педагогов от их необоснованных претензий в дальнейшем?

Понедельник — день тяжелый

Если администрация вашей школы не установила единую дату проведения первого родительского собрания и выбор остается за вами, лучше всего назначить его на вторник, среду или четверг. Считается, что на середину недели приходится пик деловой активности, а в понедельник или пятницу жизненный ритм человека снижается. А вам для плодотворной работы нужны активные и заинтересованные родители.

В классе или в зале?

Обычно родительские собрания проводятся в тех же школьных кабинетах, где и учебные занятия. Однако не исключено, что в классах не удастся соблюсти требуемую минимальную дистанцию между людьми, и собрание придется перенести в рекреацию, в актовый или даже спортивный зал.

Вне зависимости от того, в каком помещении состоится собрание, постарайтесь создать в нем благоприятную и уютную атмосферу. Разместите на стендах коллективные фотографии класса, грамоты учеников за победы в интеллектуальных или спортивных состязаниях. Перед началом собрания продемонстрируйте видеозаписи мероприятий с участием класса.

Раздаточные материалы

Чтобы не тратить лишнее время на собрании, все необходимые раздаточные материалы родителям нужно предоставить заранее (в электронном письме, по ссылке, в распечатанном виде перед началом мероприятия).

Это могут быть выдержки из правил поведения учеников в школе, памятка с именами и кратким описанием функционала администраторов, учителей-предметников, медицинских работников и других сотрудников школы, к которым наверняка придется обращаться в течение года. В начальной школе родителям можно также предложить рекомендации по организации режима дня ребенка.

В раздаточные материалы можно включить анкеты для оценки работы школы. По результатам анкетирования классный руководитель легко определит, какие вопросы необходимо обсудить с родителями на следующем собрании.

К кому и по каким вопросам.jpg

Кого пригласить?

По возможности пригласите на собрание одного из заместителей директоров, педагога-психолога, социального педагога и, конечно, учителей основных предметов. Если они не смогут прийти, запишите и продемонстрируйте видео их выступлений.

С чего начать?

Открывая родительское собрание, нужно прежде всего рассказать об итогах прошлого учебного года как в своем классе, так и в масштабах всей школы. Родителям наверняка будет приятно услышать краткие истории успеха выпускников, получивших высокие баллы на ЕГЭ и поступивших в вузы (если, конечно, такие примеры есть).

Сделайте акцент на том, как было организовано дистанционное обучение весной этого года, с какими трудностями пришлось столкнуться. Отдельно поблагодарите родителей, которые помогали учителям, школе в этот сложный период.
Затем можно в нескольких словах рассказать об изменениях, которые произошли в школе к началу нового учебного года — организационных, кадровых и иных.

Прокомментируйте памятку с именами и функционалом сотрудников школ. Обозначьте круг вопросов, за которые отвечает каждый из них и поясните, в каких случаях к ним стоит обращаться. Не забудьте напомнить, что в случае возникновения той или иной проблемы сначала нужно обсудить ее с классным руководителем и только после этого, если приемлемое решение найти не удалось, идти к школьному начальству.

Что запрещено?

Особое внимание на первом родительском собрании нужно уделить правилам поведения учеников в школе. В памятке о поведении учеников в школе можно перечислить наиболее важные запреты по пунктам — например, что в школе запрещено использовать ненормативную лексику, ходить в верхней одежде и в головных уборах, портить имущество и мусорить, переносить из класса в класс оборудование и другие материальные ценности без разрешения учителя, делать фотографии и видеозаписи учеников и сотрудников без их согласия и т.д. На последнее особенно обратите внимание — юные TikTokеры должны быть предупреждены.

Оценки, кружки, продленка, питание

Как показывает практика, эти темы наиболее актуальны для первого в новом учебном году собрания.
Родителям нужно рассказать о принципах оценивания, которые использует школа в целом, и о подходах учителей основных предметов к оцениванию. Недостаток подобной информации может стать причиной родительских жалоб не только классному руководителю, но и администрации школы. Расскажите о всероссийских проверочных работах, итоговой аттестации в 9 и 11 классах, о других процедурах оценки качества образования, через которые предстоит пройти детям.

Как известно, образовательные стандарты предусматривают внеурочною деятельность, в школе могут работать самые разные кружки и секции. Обо всем этом родителям нужно рассказать на первом собрании, даже если они сами не спрашивают. Подготовьте форму заявления (образец прилагается), чтобы родители могли сразу записать своих детей в кружки. Также нужно обсудить возможности пребывания детей в группе продленного дня, условия, которые там создаются, и режим работы.

Расскажите об организации питания в школе. Если за школьные обеды платят семьи, то родителей следует ознакомить с принципами ценообразования, чтобы избежать претензий. Еще один важный момент — форма оплаты обедов, а также продукции из школьного буфета. Если в школе предусмотрены для этого специальные карточки, родители должны знать, как они действуют и как их получить.

Для отчетности

Еще один документ, который нужно в значительной степени подготовить заранее, — протокол собрания. По итогам собрания его предстоит скорректировать — внести туда сведения о новых предложениях и принятых решениях. В протоколе нужно указать всех родителей, присутствовавших на собрании. Можно составить список заранее и затем отметить присутствующих, а можно пустить по рядам чистый листок, попросив участников собрания вписать свою фамилию, имя и отчество. Сохраните электронные и печатные версии всех материалов собрания для отчетности.

Завершая собрание, можно вручить почетные грамоты (благодарности) родителям, принимавшим активное участие в жизни класса в прошлом учебном году. Это поможет сохранить доверительные отношения с родителями-активистами и послужит стимулом для тех, кто активность пока не проявил.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Собрание — основной способ взаимодействия учителя с родителями ученика.

Как подготовиться к родительскому собранию? Рекомендации, приведенные в данной статье, несомненно, помогут педагогу провести мероприятие с максимальной пользой.

Как подготовиться к собранию? Как эффективно провести собрание?

Собрание — основной способ взаимодействия учителя с родителями ученика. Для молодых педагогов очень важно уметь правильно спланировать подобное мероприятие и эффективно провести его.

Как подготовиться к родительскому собранию? Рекомендации, приведенные в данной статье, несомненно, помогут педагогу провести мероприятие с максимальной пользой.

Чаще всего родительские собрания носят информационный характер, направлены на ознакомление с изменениями в жизни школы и класса. Такие мероприятия бывают отчетными, внеплановыми, совместными с учениками и родителями, тематическими.

Как подготовиться к общему собранию?

На общем собрании школы для родителей будущих первоклассников обязательно выступает директор учебного заведения, рассказывает об основных правилах школьной жизни, озвучивает план программы, внешкольных занятий, мероприятий, кружков и факультативов. Также он представляет учителей первых классов, дает каждому из них характеристику, описывает в общих чертах учебный процесс, программу материалов, рассказывает родителям о необходимых навыках ребенка перед началом обучения.

Директор или завуч обязательно проинформирует родителей о степени готовности ребят к школе, расскажет о способах улучшения школьного процесса, внешнем виде учащихся, школьной формы. Ребенок непременно должен уметь слушать учителя, знать и выполнять правила культуры поведения на уроке и перемене.

Подготовка к собранию перед началом учебного года

Как подготовиться к родительскому собранию перед 1 сентября? Обязательно продемонстрируйте собравшимся учебный материал по каждому предмету, объясните необходимость приобретения тех или иных пособий, тетрадей, методичек и пр. Если в указах министерства произошли какие-либо изменения, эту информацию также следует донести.

Кратко и чётко сформулируйте требования программы и шкалу оценивания по каждому предмету. Родители должны видеть и понимать, что все требования находятся в рамках учебной программы.

Основные нюансы

Стоит заранее продумать, как проводить собрания. Прежде всего, необходимо позаботиться о наибольшей посещаемости. Для этого необходимо оповестить родителей о предстоящем мероприятии минимум за неделю до предполагаемого события. Также важно выбрать удачное время, подходящее большинству мам и пап. Важно сделать запись в дневнике учащегося о времени и месте собрания. В свою очередь, родители должны расписаться о том, что уведомлены о предстоящем мероприятии.

Объясните, что вы всегда готовы встретиться и обсудить интересующие родителей вопросы в индивидуальном порядке. Для этого обозначьте время и место. Доведите до ведома мам и пап, что крайне нежелательно вмешиваться в учебный процесс, звонить и приходить в класс во время урока.

Не стоит говорить слишком быстро, медленно или тихо. Речь докладчика должна быть тезисной и максимально понятной. Тон беседы всегда должен оставаться благожелательным, тактичным и выдержанным.

В конце собрания стоит поблагодарить родителей за оказанную помощь классу. Очень хорошо при этом назвать их по имени-отчеству. Чтобы не ошибиться, обязательно составьте список имен и зачитайте его. Особо активных родителей желательно поощрить грамотами и вручить их на одном из собраний.

Чтобы родительское собрание было правомочным, необходимо составить протокол его проведения. Как написать повестку дня собрания? Для начала необходимо выбрать секретаря. В его обязанности будет входить стенографирование, поддержание документации в порядке.


Как подготовиться к собранию? Чтобы мероприятие прошло с наибольшей пользой для классного руководителя и родителей, необходимо определиться с темами, которые хотелось бы затронуть. Обязательно стоит составить план и четко следовать ему.

Продумываем все заранее

Для тех, кто не знает, как эффективно провести собрание, стоит предварительно составить план мероприятия. Начать рекомендуется с краткого вступительного слова, определения тем, проблем и аспектов, которые будут затронуты на мероприятии.

В начале собрания можно обсудить проблемы класса, а также пути их преодоления. Затем перейти к перспективам, внешкольным мероприятиям и другим вопросам. Никогда не называйте пофамильно отстающих учеников, не указывайте на их ошибки и проблемы, трудности в поведении. Поблагодарив всех собравшихся за присутствие, попросите задержаться родителей, к которым у вас остались вопросы.

Желательно строить собрание в форме диалога, а не монолога. Стоит вовлекать родителей в принятие общеклассных решений, обмениваться мнениями, идеями, искать пути устранения проблем и трудностей.


По мере необходимости обсуждайте организационные вопросы (экскурсии, утренники, приобретение учебных пособий). Обязательно попросите родительский комитет составить отчет о проделанной работе, закупленных материалах и предоставить информацию о предстоящих тратах.

Очень важной темой родительского собрания является домашнее задание. Объясните мамам и папам, на что нужно обратить особое внимание при выполнении работы, чего вы ждете от ученика, покажите тетради тех ребят, которые могут служить примером для одноклассников.

Правила проведения собраний

Существуют четкие правила проведения родительских собраний. Мероприятие должно начинаться в установленное время, без задержек и опозданий. Обязательно поприветствуйте собравшихся и обратитесь к ним с вступительным словом.


Если вы планируете дать слово кому-нибудь из собравшихся, родительскому комитету — обязательно поставьте их об этом в известность заранее, чтобы у них была возможность тщательно подготовиться.

На собраниях должно проходить информирование родителей, а не констатация ошибок и неудач их детей. Также не следует обсуждать и осуждать личность и поведение ученика прилюдно.

Выбираем тему мероприятия

Как подготовиться к собранию? Чтобы провести мероприятие как можно лучше и эффективнее, нужно заранее составить подробный план мероприятия, выписать темы, которые хотелось бы поднять, подготовить иллюстрации, если это необходимо. Заранее стоит снабдить родителей учебными пособиями, бланками заявлений и прочей документации.

Учитель может провести микроисследования, подтвердить специфику своего преподавания научными фактами, убедить родителей в эффективности своей методики обучения.

На собрании можно показать родителям хорошие и не очень примеры тетрадей, не называя и не показывая фамилий.


Собрание для родителей первоклассников

Как подготовиться к собранию, если речь идет о самых младших учениках? Более подробно объясните, что именно должен уметь ребенок в 1 классе. Расскажите, как помочь первокласснику, как приучить к самостоятельности, определенному режиму дня.

Как эффективно провести собрание для родителей первоклассников? Можно рассказать о специфике этого возраста, особенностях развития ребенка, уточнить, какие личностные изменения происходят с малышом в этот период времени.

Обязательно напомните родителям о том, что ученику крайне важно иметь опрятный внешний вид, аккуратную прическу и придерживаться правил гигиены. Напомните о необходимости следить за здоровьем ребенка, зрении, осанке.

Обязательно расскажите родителям о том, в течение какого периода времени ребенок может отсутствовать в школе без предоставления справки от врача. Продиктуйте шаблон объяснительной записки, которую придется написать при непосещении учеником занятий.

Напомните о технике безопасности, как дома, так и в учебном учреждении, о соблюдении правил дорожного движения по пути в школу и домой. Также стоит рассказать родителям о необходимости интересоваться учебным процессом, достижениями и успехами своего ребенка.

Учитель должен научить ребят с самого детства бережно относиться к классному имуществу, придерживаться правил общей морали: правды, справедливости. Родители должны объяснять своим детям, как важно самосовершенствоваться, развивать свои способности. Эту тему педагогу также следует затронуть на собрании.

Ученик должен уважать учителя и взрослых, выполнять их задания и поручения, быть тактичным и вежливым, следить за своей речью, не опаздывать на занятия, не мусорить.

Подготовка к собранию. Как правильно начать собрание?

Собрание всегда должно начинаться вовремя, согласно объявленному времени, независимо от количества собравшихся.

Вначале обязательно поприветствуйте присутствующих и поблагодарите за явку. После этого можно приступать к положительным сторонам тех вопросов, которые запланировано обсудить на мероприятии.


Как правильно закончить собрание?

Постарайтесь не затягивать встречу. Обязательно оставьте немного времени в конце мероприятия, чтобы ответить на вопросы родителей.

По окончании собрания обязательно сделайте выводы, раздайте памятки, сформулируйте решения, к которым вы пришли совместно.

Предупредите родителей, что не вся информация, которая обсуждалась, должна быть известна ученикам.

Дайте информацию о следующем подобном мероприятии: приблизительном времени и темах, которые будут затронуты. Как подготовиться к собранию в будущем? Попробуйте задействовать кого-то из родителей, возможно, они помогут с оформлением или подготовкой конкретного пункта.

Поблагодарите всех собравшихся за то, что смогли уделить время.

Обязательно отметьте те положительные изменения, которые произошли с классом. Каждый должен уходить с родительского собрания с ощущением того, что он может помочь своему ребенку. Даже если ученик сталкивается с определенными трудностями, стоит завершить рассказ о нем каким-нибудь положительным моментом. Они обязательно есть! Если у ребенка увеличилась скорость чтения, он стал более внимательным - это обязательно следует отметить.

Интересные формы родительских собраний сплачивают класс

Как повысить эффективность проведения родительских собраний? Один из вариантов – превратить родителей из пассивных слушателей в активных участников встречи! Ответ на актуальный для многих педагогов вопрос, как подготовиться и провести собрание в интерактивной форме, вы найдете в нашем материале.

Родительское собрание является важнейшей формой взаимодействия классного руководителя с семьей ученика. На собрании родители должны не только знакомиться с особенностями учебно-воспитательного процесса в школе (с методами обучения, учебными программами, внеурочными мероприятиями, кружками и факультативами). Такие встречи должны способствовать психолого-педагогическому просвещению родителей, привлечению их к совместной деятельности с детьми. Безусловно, именно на собрании в ходе коллективного обсуждения должны находиться ответы на организационные вопросы о дисциплине, питании, дежурствах и т.д.

Как подготовиться к родительскому собранию

На начальном этапе подготовки педагогу необходимо определиться с тематикой собрания, его целями и задачами, формой проведения, основными этапами и способами взаимодействия с родителями. Далее можно приступать к изучению методической литературы, соответствующей тематике мероприятия. При необходимости на собрание приглашаются гости – представители администрации, педагоги-предметники, психологи, социальные педагоги, инспектор по делам несовершеннолетних, медики-специалисты.

Бланк приглашения на родительское собрание с указанием плана мероприятия и перечня вопросов для обсуждения каждая семья должна получить за неделю до его проведения. Можно провести домашнее анкетирование родителей и использовать его результаты на собрании. Можно подготовить и раздать родителям оригинальные памятки, содержащие актуальную информацию по теме встречи. Педагогу важно продумать решение еще ряда вопросов организационного характера (встреча родителей, оборудование места для проведения мероприятия, подготовка тематической выставки и т.д.).

5 интерактивных форм проведения родительского собрания

Существуют различные формы проведения родительских собраний. Однако традиционно взаимодействие педагога и родителей на собрании сводится к такой формуле: один говорит – все слушают. В роли лектора может выступать учитель, психолог или врач. Чаще всего мероприятие сводится к докладу классного руководителя об итогах четверти (полугодия, года) и его обсуждению, которое иногда перерастает в дискуссию. В ходе собрания ведется протокол родительского собрания, в котором фиксируются вынесенные решения.

Эффективность традиционных собраний не всегда высокая. Объясняется это просто. Такая форма встречи, где ведущая роль отводится одному выступающему, по сути, не предоставляет родителям возможность проявить свою активную позицию. Куда более эффективны интерактивные формы проведения родительских собраний: они повышают интерес и инициативность родителей в вопросах обучения и воспитания детей, активизируют их участие в решении проблемных вопросов, способствуют созданию доброжелательной атмосферы и ведению конструктивного диалога. Школьные собрания, организованные в интересной форме, посещаются родителями более охотно, позволяют сформировать дружный родительский коллектив.

  • Родительское собрание-консультация (душевный разговор)
  • Выездное родительское собрание (в форме экскурсии или похода)

А правильный ли задан курс?

  • заметно повышается активность родителей, они начинают открыто интересоваться содержанием образовательного и воспитательного процессов, становятся инициаторами дискуссий и диспутов;
  • родители сами находят ответы на большинство актуальных вопросов, делятся примерами, основанными на личном опыте;
  • увеличивается количество вопросов, которые касаются личности ребенка;
  • родители находят возможность для индивидуальных контактов с педагогом.

Должным образом подготовленное родительское собрание позволяет эффективно объединить возможности школы и семьи в образовании и воспитании детей. Задача педагогов – проводить содержательные и интересные собрания в формах, позволяющих родителям стать активными участниками встречи.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст


Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Читайте также: