Как по мнению лихачева связаны культура и развитие общества кратко

Обновлено: 07.07.2024

Автор касается идеи диалога культур. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три проявления диалога культур в современном обществе и каждое из них проиллюстрируйте примером.

Автор утверждает, что социальные пороки являются неотъемлемым элементом культуры общества. Приведите три собственных суждения, подтверждающих или опровергающих позицию автора.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие высказывания:

- борь­ба с со­ци­аль­ны­ми по­ро­ка­ми по­буж­да­ет к созданию, чего либо нового, т.е. к обога­ще­нию культуры

- куль­ту­ра сов­па­да­ет с че­ло­ве­че­ской практикой, со­дер­жа­ние ко­то­рой – при­спо­соб­ле­ние людей к при­род­ной среде осо­бы­ми вне био­ло­ги­че­ски­ми тех­но­ло­ги­я­ми (способами), ка­ки­ми бы они не были: при­ми­тив­ны­ми или сложными, ис­пол­нен­ны­ми кра­со­ты или пошлости;

- Куль­ту­ра су­ще­ству­ет в связи с обществом, а зна­чит и с теми пороками, ко­то­рые есть в нем.

в опровержение:- пре­ступ­ность губит куль­ту­ру как в прямом, "деяние" Герострата, так и в пе­ре­нос­ном смысле;

- нар­ко­ма­ния раз­ру­ша­ет лич­ность человека, а толь­ко лич­ность может по­ни­мать и хра­нить куль­тур­ные ценности;

- войны спо­соб­ны уни­что­жать гро­мад­ные куль­тур­ные ценности, а могут уни­что­жить и че­ло­ве­че­ское общество, то есть по­гу­бить ис­точ­ник культуры.

Могут быть при­ве­де­ны и иные высказывания, не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) определение понятия: культура — совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия)

2) одно предложение, содержащее информацию об основных формах культуры: К основным формам культуры относятся элитарная, массовая и народная.;

(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию об основных формах культуры.)

3) одно предложение, раскрывающее отличительную особенность элитарной культуры: Элитарная культура — это совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по её заказу профессиональными творцами.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы

1) смысл понятия, например: – диалог культур – это взаимодействие культур, обмен ценностями

2) два предложения с информацией о диалоге культур,опирающейся на знания курса, например:

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о критериях(-и) выделения форм духовной культуры, опирающееся на знание курса, например: Критерием выделения форм духовной культуры является то, кем создаются элементы данной культуры, ИЛИ Критерием выделения форм духовной культуры является целевая аудитория, для которой создаются элементы данной культуры ИЛИ Критерием выделения форм духовной культуры является сложность и доступность восприятия элементов данной культуры;




(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения форм духовной культуры.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности народной культуры, например: Народная культура создаётся для широкой аудитории анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, массовой и элитарной культуры.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть приведены следующие примеры:

1) сопровождение ледового шоу фрагментами из классических музыкальных произведений;

2) использование в качестве рекламных слоганов названий произведений литературной классики или цитат из них;

3) использование мотивов народного творчества в таком жанре массовой лирической песни, как романс.

Все формы и на­прав­ле­ния культуры тесно свя­за­ны между собою. Про­дук­ты элитарной куль­ту­ры вполне могут стать ча­стью культуры массовой. Так же свя­за­ны между собой куль­ту­ры массовая и народная.

Проиллюстрируйте лю­бы­ми тремя при­ме­ра­ми взаимосвязь и вза­и­мо­дей­ствие между раз­лич­ны­ми формами культуры. (Сначала за­пи­ши­те иллюстрируемую взаимосвязь, затем кон­крет­ный пример.)

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы.

Приведены про­ил­лю­стри­ро­ван­ные примерами вза­и­мо­свя­зи между раз­лич­ны­ми формами культуры, допустим:

1) связи между на­род­ной и мас­со­вой культурой (например, сю­же­ты и мо­ти­вы старинных рус­ских былин стали ос­но­вой для со­зда­ния мультипликационных филь­мов о трёх богатырях; ме­ло­дии народной ир­ланд­ской музыки ис­поль­зу­ют­ся в твор­че­стве рок-группы Ю-ту; на­род­ный орнамент и эт­ни­че­ский стиль в одеж­де широко ис­поль­зу­ют­ся современными мо­де­лье­ра­ми и т. д.);

2) связи между эли­тар­ной и мас­со­вой культурой (например, ка­мер­ная классическая му­зы­ка может ис­пол­нять­ся в по­пу­ляр­ной аранжировке; опер­ные арии часто ис­пол­ня­ют­ся на кон­цер­тах поп-певцами и т. д.);

3) связи между на­род­ной и эли­тар­ной культурой (например, мно­гие стихотворения ве­ли­ких поэтов про­шло­го и со­вре­мен­но­сти содержат фольк­лор­ные мотивы (творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Бродского), ком­по­зи­то­ры используют фольк­лор­ные мотивы при со­зда­нии классических про­из­ве­де­ний (творчество М. Глинки)).

Искусство яв­ля­ет­ся значимой для об­ще­ства и его раз­ви­тия частью ду­хов­ной культуры, ока­зы­ва­ет влияние на все сферы об­ще­ствен­ной жизни. Ука­жи­те любые три функции, вы­пол­ня­е­мые искусством, и про­ил­лю­стри­руй­те каждую из них кон­крет­ным примером.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы.

Указаны три функ­ции искусства и ил­лю­стри­ру­ю­щие их примеры, допустим:

1) мировоззренческая: ис­кус­ство - спо­соб и форма по­зна­ния мира эс­те­ти­че­ски­ми средствами (например, по­лот­на И. Ле­ви­та­на помогают по­зна­вать красоту рус­ской природы, мен­таль­но­сти русского человека);

2) компенсаторная (утешительная): люди по­сред­ством искусства об­ре­та­ют утешение, пси­хо­ло­ги­че­ский комфорт, под­держ­ку (например, по­э­зия И. Брод­ско­го помогла жен­щи­не обрести уве­рен­ность в себе, найти от­ве­ты на жиз­нен­ные вопросы);

3) коммуникативная: про­из­ве­де­ния искусства по­мо­га­ют людям общаться, на­хо­дить общие ин­те­ре­сы (например, по­се­тив выставку со­вре­мен­ной живописи, мо­ло­дой человек нашёл новых дру­зей и единомышленников);

4) воспитательная: ис­кус­ство прививает эс­те­ти­че­ские чувства, фор­ми­ру­ет культуру по­ве­де­ния (например, читая книги, по­се­щая картинные галереи, му­зы­каль­ные концерты, мо­ло­дой человек обрёл чув­ство прекрасного, осво­ил способы по­ве­де­ния в обществе).

Российское искусство и наука обогатили мировую культуру. На примере трёх конкретных деятелей культуры (или произведений, достижений) проиллюстрируйте это положение (приведите пример и дайте краткий комментарий к нему).

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать три примера с пояснениями, допустим:

1) созданная Д.И. Менделеевым Периодическая таблица элементов стала основой развития мировой химической науки;

2) произведения А.С. Пушкина переведены на языки многих народов мира, экранизированы в разных странах;

3) балеты П.И. Чайковского Идут на сценах театров разных стран мира.

Могут быть приведены другие примеры, даны другие краткие комментарии

Проиллюстрируйте двумя примерами утверждение о том, что: а) человек является творением культуры; б) человек является творцом культуры.

(Всего в правильном полном ответе должно быть четыре примера.)

Пояснение.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) два примера, иллюстрирующие утверждение а), допустим:

— мировоззрение человека формируется под влиянием образования, науки, религии и т. п.;

— человек говорит на определённом, выученном, языке, действует с учётом социальных норм;

2) два примера, иллюстрирующие утверждение б), допустим:

— группа учёных открыла и описала новую элементарную частицу, что способствовало развитию науки;

— писатель создал новый роман.

Как, по мнению автора, связаны культура и деятельность? Покажите эту связь, обратившись к любым двум явлениям культуры, указанным в тексте.

Автор касается идеи диалога культур. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три проявления диалога культур в современном обществе и каждое из них проиллюстрируйте примером.

Автор утверждает, что социальные пороки являются неотъемлемым элементом культуры общества. Приведите три собственных суждения, подтверждающих или опровергающих позицию автора.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие высказывания:

- борь­ба с со­ци­аль­ны­ми по­ро­ка­ми по­буж­да­ет к созданию, чего либо нового, т.е. к обога­ще­нию культуры

- куль­ту­ра сов­па­да­ет с че­ло­ве­че­ской практикой, со­дер­жа­ние ко­то­рой – при­спо­соб­ле­ние людей к при­род­ной среде осо­бы­ми вне био­ло­ги­че­ски­ми тех­но­ло­ги­я­ми (способами), ка­ки­ми бы они не были: при­ми­тив­ны­ми или сложными, ис­пол­нен­ны­ми кра­со­ты или пошлости;

- Куль­ту­ра су­ще­ству­ет в связи с обществом, а зна­чит и с теми пороками, ко­то­рые есть в нем.

в опровержение:- пре­ступ­ность губит куль­ту­ру как в прямом, "деяние" Герострата, так и в пе­ре­нос­ном смысле;

- нар­ко­ма­ния раз­ру­ша­ет лич­ность человека, а толь­ко лич­ность может по­ни­мать и хра­нить куль­тур­ные ценности;

- войны спо­соб­ны уни­что­жать гро­мад­ные куль­тур­ные ценности, а могут уни­что­жить и че­ло­ве­че­ское общество, то есть по­гу­бить ис­точ­ник культуры.

Могут быть при­ве­де­ны и иные высказывания, не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) определение понятия: культура — совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия)

2) одно предложение, содержащее информацию об основных формах культуры: К основным формам культуры относятся элитарная, массовая и народная.;

(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию об основных формах культуры.)

3) одно предложение, раскрывающее отличительную особенность элитарной культуры: Элитарная культура — это совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по её заказу профессиональными творцами.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы

1) смысл понятия, например: – диалог культур – это взаимодействие культур, обмен ценностями

2) два предложения с информацией о диалоге культур,опирающейся на знания курса, например:

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о критериях(-и) выделения форм духовной культуры, опирающееся на знание курса, например: Критерием выделения форм духовной культуры является то, кем создаются элементы данной культуры, ИЛИ Критерием выделения форм духовной культуры является целевая аудитория, для которой создаются элементы данной культуры ИЛИ Критерием выделения форм духовной культуры является сложность и доступность восприятия элементов данной культуры;

(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения форм духовной культуры.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности народной культуры, например: Народная культура создаётся для широкой аудитории анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, массовой и элитарной культуры.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть приведены следующие примеры:

1) сопровождение ледового шоу фрагментами из классических музыкальных произведений;

2) использование в качестве рекламных слоганов названий произведений литературной классики или цитат из них;

3) использование мотивов народного творчества в таком жанре массовой лирической песни, как романс.

Все формы и на­прав­ле­ния культуры тесно свя­за­ны между собою. Про­дук­ты элитарной куль­ту­ры вполне могут стать ча­стью культуры массовой. Так же свя­за­ны между собой куль­ту­ры массовая и народная.

Проиллюстрируйте лю­бы­ми тремя при­ме­ра­ми взаимосвязь и вза­и­мо­дей­ствие между раз­лич­ны­ми формами культуры. (Сначала за­пи­ши­те иллюстрируемую взаимосвязь, затем кон­крет­ный пример.)

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы.

Приведены про­ил­лю­стри­ро­ван­ные примерами вза­и­мо­свя­зи между раз­лич­ны­ми формами культуры, допустим:

1) связи между на­род­ной и мас­со­вой культурой (например, сю­же­ты и мо­ти­вы старинных рус­ских былин стали ос­но­вой для со­зда­ния мультипликационных филь­мов о трёх богатырях; ме­ло­дии народной ир­ланд­ской музыки ис­поль­зу­ют­ся в твор­че­стве рок-группы Ю-ту; на­род­ный орнамент и эт­ни­че­ский стиль в одеж­де широко ис­поль­зу­ют­ся современными мо­де­лье­ра­ми и т. д.);

2) связи между эли­тар­ной и мас­со­вой культурой (например, ка­мер­ная классическая му­зы­ка может ис­пол­нять­ся в по­пу­ляр­ной аранжировке; опер­ные арии часто ис­пол­ня­ют­ся на кон­цер­тах поп-певцами и т. д.);

3) связи между на­род­ной и эли­тар­ной культурой (например, мно­гие стихотворения ве­ли­ких поэтов про­шло­го и со­вре­мен­но­сти содержат фольк­лор­ные мотивы (творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Бродского), ком­по­зи­то­ры используют фольк­лор­ные мотивы при со­зда­нии классических про­из­ве­де­ний (творчество М. Глинки)).

Искусство яв­ля­ет­ся значимой для об­ще­ства и его раз­ви­тия частью ду­хов­ной культуры, ока­зы­ва­ет влияние на все сферы об­ще­ствен­ной жизни. Ука­жи­те любые три функции, вы­пол­ня­е­мые искусством, и про­ил­лю­стри­руй­те каждую из них кон­крет­ным примером.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы.

Указаны три функ­ции искусства и ил­лю­стри­ру­ю­щие их примеры, допустим:

1) мировоззренческая: ис­кус­ство - спо­соб и форма по­зна­ния мира эс­те­ти­че­ски­ми средствами (например, по­лот­на И. Ле­ви­та­на помогают по­зна­вать красоту рус­ской природы, мен­таль­но­сти русского человека);

2) компенсаторная (утешительная): люди по­сред­ством искусства об­ре­та­ют утешение, пси­хо­ло­ги­че­ский комфорт, под­держ­ку (например, по­э­зия И. Брод­ско­го помогла жен­щи­не обрести уве­рен­ность в себе, найти от­ве­ты на жиз­нен­ные вопросы);

3) коммуникативная: про­из­ве­де­ния искусства по­мо­га­ют людям общаться, на­хо­дить общие ин­те­ре­сы (например, по­се­тив выставку со­вре­мен­ной живописи, мо­ло­дой человек нашёл новых дру­зей и единомышленников);

4) воспитательная: ис­кус­ство прививает эс­те­ти­че­ские чувства, фор­ми­ру­ет культуру по­ве­де­ния (например, читая книги, по­се­щая картинные галереи, му­зы­каль­ные концерты, мо­ло­дой человек обрёл чув­ство прекрасного, осво­ил способы по­ве­де­ния в обществе).

Российское искусство и наука обогатили мировую культуру. На примере трёх конкретных деятелей культуры (или произведений, достижений) проиллюстрируйте это положение (приведите пример и дайте краткий комментарий к нему).

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать три примера с пояснениями, допустим:

1) созданная Д.И. Менделеевым Периодическая таблица элементов стала основой развития мировой химической науки;

2) произведения А.С. Пушкина переведены на языки многих народов мира, экранизированы в разных странах;

3) балеты П.И. Чайковского Идут на сценах театров разных стран мира.

Могут быть приведены другие примеры, даны другие краткие комментарии

Проиллюстрируйте двумя примерами утверждение о том, что: а) человек является творением культуры; б) человек является творцом культуры.

(Всего в правильном полном ответе должно быть четыре примера.)

Пояснение.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) два примера, иллюстрирующие утверждение а), допустим:

— мировоззрение человека формируется под влиянием образования, науки, религии и т. п.;

— человек говорит на определённом, выученном, языке, действует с учётом социальных норм;

2) два примера, иллюстрирующие утверждение б), допустим:

— группа учёных открыла и описала новую элементарную частицу, что способствовало развитию науки;

Сохранить Ваш полученный опыт XP в Вашем личном профиле и участвовать в рейтингах!

XP показывает Ваш уровень знаний и указывается в Сертификате на Ваше Имя по завершению курса обучения

Урок 9 >> Задание 9.1

Выполните задание самостоятельно и проверьте решение/ответ

Для эффективного выполнения заданий и тестов рекомендуем пройти наши видео-уроки по теории и разбору заданий по теме

Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему:

Вопросы и задания:

2. Как, по мнению автора, связаны культура и деятельность? Покажите эту связь, обратившись к любым двум явлениям культуры, указанным в тексте.

3. Автор касается идеи диалога культур. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три проявления диалога культур в современном обществе и каждое из них проиллюстрируйте примером.

4. Автор утверждает, что социальные пороки являются неотъемлемым элементом культуры общества. Приведите три собственных суждения, подтверждающих или опровергающих позицию автора.

Остались вопросы? Задайте свой вопрос в сообщество учеников и преподавателей EXAMMY!

Как, по мнению автора, связаны культура и деятельность? Покажите эту связь, обратившись к любым двум явлениям культуры, указанным в тексте.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос: явления культуры возникают как результаты деятельности:

2) иллюстрация этой связи на примерах явлений культуры, указанных в тексте, допустим:

— язык — результат совместной деятельности, общения людей:

— искусство — результат человеческой деятельности, образного отражения человеком мира, художественного творчества человека.

Связь может быть показана примере других явлений культуры, названных в тексте

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё- таки внутренне интеллигентным человеком.

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого.

1) Составь план текста.

2) С какими качествами многие люди, по мнению Д. С. Лихачёва, связывают интеллигентность?

3) Какие качества, присущие подлинно интеллигентному человеку, приведены в тексте? Подчеркни в тексте не менее четырёх качеств.

5) Два человека до хрипоты спорили, каждый отстаивал свою точку зрения. Незаметно они перешли к обсуждению личных качеств друг друга, дело дошло до взаимных оскорблений. В течение нескольких месяцев эти люди не здоровались и не разговаривали друг с другом. Можно ли такое поведение назвать интеллигентным? Почему? Приведи фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

1) Составь план текста.

(1) Нужна ли интеллигенция?

(2) Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах.

(3) Интеллигент всегда останется интеллигентом

2) С какими качествами многие люди, по мнению Д. С. Лихачёва, связывают интеллигентность?

Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

3) Какие качества, присущие подлинно интеллигентному человеку, приведены в тексте? Подчеркни в тексте не менее четырёх качеств.

По мнению Лихачёва, интеллигентность нужна при всех обстоятельствах, причём, она нужна и для окружающих, и для самого человека. Многие люди считают, что интеллигентным человеком является тот, кто много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков. Но это мнение ошибочно. Можно иметь всё это и быть неинтеллигентным человеком. И наоборот, можно не обладать всем этим, а внутренне быть интеллигентным.

“Пусть человек забыл всё на свете …, но если при этом он сохранит восприимчивость к приобретению знаний, интерес к истории, …, если он проявит уважение к культуре прошлого, … - вот это и будет интеллигентный человек”, - считал Дмитрий Лихачёв. И если даже человек забудет какие-то исторические события, но в любой ситуации сможет помочь другому человеку, поняв его характер и индивидуальность, то такого человека смело можно назвать интеллигентным.

5) Два человека до хрипоты спорили, каждый отстаивал свою точку зрения. Незаметно они перешли к обсуждению личных качеств друг друга, дело дошло до взаимных оскорблений. В течение нескольких месяцев эти люди не здоровались и не разговаривали друг с другом. Можно ли такое поведение назвать интеллигентным? Почему? Приведи фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

Нет, потому что интеллигентный человек не будет спорить до хрипоты и оскорблять, а постарается понять другую точку зрения и не переходить на личности.

Человек должен продолжать вести себя интеллигентно, сближению и общению с другими людьми это ни коим образом не помешает.

Я считаю, что человек становится личностью, когда имеет духовные ценности и принципы. Личность человека обретает объем и глубину, когда инициирует свой рост и развитие. Когда человек личность, то никто и никогда не способен сделать его "белой вороной". Потому что интеллигентный человек уже личность, которая имеет глубину и объем, свои высокие стандарты и принципы, и он не принимает навязываемые извне ярлыки.

Сослуживцы уважают профессионализм, который исходит из объема личности человека. Если интеллигентный человек будет профессионалом в своем деле, то уже сослуживцы будут искать способы как сблизиться с ним и научиться у него. К тому же, правила поведения с сослуживцами предусмотрены корпоративной этикой.

Читайте также: