Художественная эстетическая деятельность в младшей группе детского сада

Обновлено: 05.07.2024

Содержимое публикации

Особенности художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста.

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики дошкольного воспитания на современном этапе развития . Мы считаем, что человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.

Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству .

Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей . Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.

По данным отечественных и зарубежных исследователей (Н.А. Курочкина, А.И. Ходькова, Н.А. Ветлугина, Г.С.Лабковская) – дети рано воспринимают красоту природы, игрушки, музыки. Во всех исследованиях подтверждается идея чувственного восприятия детьми окружающей действительности.

Вместе с тем, эстетические свойства личности не являются врожденными, они начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства.

Развитие детей раннего возраста следует рассматривать как подготовительный этап к эстетическому освоению окружающего мира. Начинается он с развития различительной чувствительности всего сенсорного аппарата и эмоционального отклика на восприятие наиболее ярких свойств и качеств объектов (предметов и явлений). Ребенок радостно реагирует еще только на отдельные наиболее яркие качества: на ритмические движения, музыкальные звуки, чистые яркие цветовые тона, на лицо матери, ее улыбку, ласковую речь. Эмоциональная отзывчивость на приятные для него фрагменты отдельных явлений проявляется у младенца либо в успокоении после плача, либо в бурном двигательном возбуждении, в ответной улыбке, в радостном смехе. Весь первый год жизни активно совершенствуются сенсорно-эмоциональная восприимчивость детей. Постепенно на втором году жизни у детей происходит совершенствование восприятия: ребенок воспринимает не только свойства действительности, но и отдельные средства эстетической выразительности в некоторых произведениях искусства. У него возникают адекватные реакции на контрастные выразительные средства в произведениях искусства: веселую и грустную мелодию, быстрый и медленный темп, громкое и тихое звучание музыки и т.д.

Развивается подражание в различных видах простейшей художественной и игровой деятельности, появляется чувство удовлетворения не только от процесса деятельности, но и от достижения определенного результата. Развитие речи приводит к усвоению названий все большего количества эталонных признаков, эстетических качеств в процессе их сопоставления: красивый - некрасивый, чистый - грязный, большой - маленький, веселый - грустный, красный - зеленый и т.д. дети приобщаются к некоторым видам художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, выразительному слову).

В младшем дошкольном возрасте происходят дальнейшие изменения в эстетическом развитии ребенка. Повышается восприимчивость к художественным произведениям, к некоторым элементам их художественной формы, например к ритму, рифме, цвету. У детей становятся более разнообразными реакции и на содержание произведения в целом. Ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал в произведениях искусства, но еще не образу. Мотив его оценки при этом носит предметный или житейский характер. Дети младшей группы замечают лишь отдельные признаки явления, пользуются очень лаконичными выражениями, иногда очень специфическими оценками. У детей активно развивается подражание в простейших видах художественной и игровой деятельности, формируются новые интересы и потребности. В изобразительной деятельности дети от простейших действий с карандашом, глиной переходят к изображению, узнаванию, называнию, образному восприятию полученных форм. Ассоциативные образы, возникшие у детей по цвету, пятнам, линиям, форме, под влиянием обучения приобретают все преднамеренный характер изображения. Дети овладевают простейшими навыками не только в изобразительной, но и в музыкальной деятельности, позволяющими им добиваться образности в изображаемом, самостоятельности и первоначального проявления творческой активности. Все это свидетельствует о наличии эстетического характера художественной деятельности малышей.

Дети способны к элементарной эстетической оценке художественного образа, к осознанию некоторых эстетических средств, постепенному проникновению во внутреннюю сущность изображаемого. Дети замечают связь между содержанием произведения и его выразительно-изобразительными средствами. У них возникает предпочтение конкретных произведений и определенных жанров, возникает стремление сравнивать произведения, сопоставлять только что услышанное со знакомым и подходить к некоторым обобщениям. Дети хорошо отличают стихи от прозы, различают некоторые виды и жанры произведений литературного, музыкального и изобразительного творчества (сказку от рассказа, марш от пляски, колыбельную песню от плясовой и т.д.

У них отчетливо проявляется стремление к творчеству, самостоятельному решению поставленной задачи в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности. Дети становятся способными сознательно добиваться выразительности образа в танце, в пении, в драматизации.

Постепенно благодаря обучению у детей формируется эмоциональная отзывчивость на выразительные различные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. Они в состоянии заметить более тонкие различия, делать более тонкие сопоставления, найти выразительные слова. Дети запоминают поэтические образы из художественных различных произведений и используют их в своей речи.

У них развивается интерес к прекрасному в окружающей их жизни и в искусстве, к различным видам игровой и художественной деятельности. У детей наблюдается яркое проявление эмоциональной восприимчивости к поведению литературного персонажа, хотя детьми скрытые мотивы его поведения еще не осознаются. Продолжает развиваться художественное творчество, однако детские замыслы еще характеризуются недостаточной устойчивостью и отчетливостью.

Одной из ярких особенностей является универсализм эстетической жизни ребенка, который проявляется в том, что все прекрасное, в какой бы ни было оно форме, привлекает и увлекает ребенка. Ребенок любит и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и сценические представления. Ему нравятся все виды искусства. Среди взрослых немало людей, которые поклоняются прекрасному, когда оно предстает лишь в определенной форме – одни любят поэзию и равнодушны к музыке, к живописи, другие любят живопись, скульптуру, но не любят поэзию. Дети же любят все прекрасное – и эта универсальность эстетических интересов ребенка находит полное свое выражение в универсальности эстетической активности у детей: они любят, и рисовать, и петь, и лепить, и слушать сказки, играть на всех инструментах и танцевать. Ничто прекрасное не оставляет его равнодушным. Другая характерная черта детской эстетической жизни заключается в творческом ее характере: ребенок никогда не может ограничиться эстетическим восприятием, он неизменно стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными ему средствами.

Особая роль в эстетическом воспитании детей отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед ними смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла.

Деятельность детей, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем больше эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее его творческая деятельность.

Первая сфера– развитие основ эстетического сознания – связана с формированием эстетических восприятий, представлений, чувств, воображения, суждений, оценок, эстетического идеала направленности и активности личности (С.П. Баранов, Д.А. Леонтьев, А.Ж. Овчинникова, Л.П. Печко, Б.Т. Лихачев, А.К. Шульженко).

Вторая сфера – мотивационно-потребностная – определяется развитием эстетических мотивов, потребностей, интересов, вкусовых предпочтений, установок и ценностных ориентаций ребенка. Она способствует возникновению эмоционально-ценностного и творческого отношения детей к искусству (А.Г. Асмолов, К. Роджерс, В.Д. Шадриков и др.).

Третья сфера – эстетическая деятельность – характеризуется как специфический вид практической и духовной деятельности, которая носит созерцательный, внешне-внутренний характер; проявляется в различных формах (слушателя, исполнителя, автора, критика), зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и специфики видов искусства. Особую роль в этом процессе играет творческое воображение (Л.С. Выготский, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский).

Таким образом, содержание эстетического воспитания дошкольников включает в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, интересов и потребностей, оценок и вкусов. Знания о прекрасном у детей формируются в процессе эстетического освоения окружающей действительности, во всем ее многообразии, а также искусства как наиболее концентрированного отображения прекрасного. Многообразие жизни рождает и многообразие видов и жанров искусства. Дети младшего дошкольного возраста знакомятся с живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, каждое из которых имеет свои жанры.

Дети приобретают знания о различных жанрах литературного и музыкального искусства: о сказках, рассказах, повестях и т.д., а также о песнях, танцах, маршах, детских операх и балетах и т.д.

Дети также усваивают и основные эстетические понятия, окружающие наиболее существенные эстетические стороны и особенности окружающего нас мира. Под руководством взрослых дети должны освоить и понять основные критерии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, приобрести знания о них, с тем чтобы овладеть рядом навыков и умений, применять их в жизни, следовать им и соответственно выражать свои чувства.

Зацепина, М. Б. Культура досуга в семье, М. – Академия, 2001.

Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. - 2003. - №6. - С.57-67.

Борев Ю.Б. Эстетика. - М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005.-829с.

Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. - М., 1972.-с.156.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1991.

Запорожец И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. М., 1985.-186с.

Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя дет.сада / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 1995.

Микляева Н.В. Управление образовательными процессами в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования: метод.пособие / Н.В.

Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т.Фокина // Дошкольное воспитание. - 1999.-№1.-с.35-38.

Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе, 1987.-184с.

Дети первой младшей группы очень любят рисовать, лепить, мастерить, но у них не хватает творческих навыков и способностей для выражения своего замысла. Чтобы вызвать у детей интерес к изобразительной деятельности и способствовать развитию творческого потенциала у ребенка, рекомендуется использовать нетрадиционные изобразительные техники.

Все знают о роли развития мелкой моторики: связь с речевым центром, развитие зрительно-моторной координации, ловкости и точности движения, развитие кисти и пальцев, и многое другое.

Предлагаемый проект позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей младшего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

Проблема: у детей слабо развита мелкая моторика пальцев рук и тонкая двигательная координация кистей, слабо развито умение ориентироваться на плоскости, недостаточный уровень речевой активности.

Цель: Формировать познавательную, речевую, исследовательскую деятельность через художественно - эстетическое развитие детей.

Срок проекта: 6 недель.

Участники проекта: дети 1-ой младшей группы, родители, воспитатель.

Задачи для детей:

  1. Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые исследовательские способности, моторику рук, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
  2. Развивать умения в продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, конструирование);
  3. Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положении их в пространстве.
  4. Способствовать развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, творческих способностей.

Задачи для родителей:

1.Создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.

  1. Привлекать родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию.
  2. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Результат:

Гипотеза:

Если воздействовать на чувства ребёнка с помощью познавательной деятельности, изобразительного творчества, то возможно сформировать любознательную, всесторонне развитую личность.

Методы проекта:

- чтение художественной литературы;

- рассматривание альбомов и репродукций картин;

- познавательно игровые занятия;

Этапы проведения и реализации проекта:

Изучение интереса детей для определения цели проекта; сбор и анализ литературы для работы с детей и родителями. Подбор художественной литературы для чтения детям, репродукций для рассматривания. Разработать игротеку дидактических игр и упражнений.

- проведение игровых занятий;

-разработка и проведение экспериментов;

- чтение художественной литературы;

- разукрашивание готовых картин;

- развитие игровой деятельности;

- расширение знаний сенсорных эталонов с помощью дидактических упражнений;

- проведение выставок детских работ.

3. Заключительный этап:

Предоставить результаты проведённого проекта на районном методическом объединении, обсудить все достигнутые результаты.

Экспериментальная деятельность с мукой.

2

Самостоятельная деятельность в сенсорном центре с пирамидками разной величины.

Экспериментальная деятельность с песком.

3

4

Экспериментальная деятельность с водой.

Совместная работа с детьми поделки из овощей и фруктов.

5

6

Работа с водными раскрасками.


Современное художественно-эстетическое развитие младших дошкольников в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку, формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении [21, с. 1]. Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [11, с. 35].

Проблема приобщения детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности приобретает особое звучание в русле культурно-исторического и деятельностного подходов к психическому развитию ребёнка как итог его художественно-эстетического самоопределения в мире культуры [8, с. 24].

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности является приоритетным направлением педагогической теории и практики дошкольного образования, так как именно в этом возрасте формируются интересы, мотивации и потребности в творческом самовыражении [13, с. 41]. Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности позволяет осуществлять целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности, в том числе: развитие способности художественного видения мира, приобщение к миру искусства, развитие художественно-творческих способностей [16, с. 53].

- проанализировать понятие, цель и задачи художественно–эстетического развития;

- организовать процесс приобщения детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности.

Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования: процесс приобщения детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности.

Цель исследования: определить особенности процесса приобщения детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности.

Средства для проведения исследования:

- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, систематизация, классификация, обобщение, сравнение;

- эмпирические: тестирование, беседа, метод формирующих воздействий, качественный и количественный анализ полученных данных.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

- психолого-педагогическая теория о развитии детей дошкольного возраста (А.А. Реан [18, с. 85] и др.);

- психолого-педагогические теории о развитии художественно-творческих способностей (Е.Ю. Волчегорская [5, с. 33], Т.С. Комарова [14, с. 18], И.А. Лыкова [17, с. 8], и др.),

- идеи художественно-эстетического воспитания детей (А.А. Адаскина [1, с. 25], С.Ю. Бубнова [3, с. 46], и др.);

- теория использования изобразительной деятельность при обучении дошкольников Т. С. Комаровой [14, с. 19], С.С. Дарушина [9, с. 51], и др.;

– идеи приобщения детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности В.И. Волынкина [6, с. 42], Т. Г. Казаковой [12, с. 28], и др.

Художественно–эстетическое развитие – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее (А. П. Усова) [19, с. 55].

Цель художественно-эстетического развития дошкольников по ФГОС ДО — формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству [21, с. 1].

Задачи художественно-эстетического развития по ФГОС ДО:

1. Приобретение теоретических знаний: развитие эстетического восприятия объектов окружающего мира и художественных образов; развитие интереса к мировой художественной культуре; формирование потребности в красоте; воспитание эстетического вкуса и чувства гармонии.

2. Формирование практических умений: развитие творческих способностей; формирование положительной мотивации к продуктивному творчеству; побуждение к самостоятельному экспериментированию с материалами и инструментами для создания художественных образов [21, с. 1].

Художественно-эстетическое развитие имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни; помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно – эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие [22, с. 49]. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности [4, с. 46]. Художественно-эстетическое развитие дошкольников направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку, формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении [15, с. 37].

Исследование состояло из трех этапов: первый этап – констатирующий; второй этап – формирующий; третий этап – контрольный.

Первый этап – констатирующий, заключающийся в выявлении уровней художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста.

Цель: выявить уровень художественно-эстетического развития у дошкольников. Педагог наблюдает за детьми в ходе различных видах художественно-эстетической деятельности и занятий художественно-эстетической направленности. Критерии оценивания художественно-эстетического развития у дошкольников (каждый критерий оценивается от 1 до 3 баллов: высокий уровень – 3 балла; средний уровень – 2 балла; низкий уровень – 1 балл): 1.Художественное осознание произведения искусства. 2. Чувственное эстетическое восприятие красоты. 3. Эстетический вкус. 4. Эстетическое восприятие произведений искусства. 5. Эстетическое восприятие художественный образ языком искусства. После проведенного наблюдения за детьми проводится подсчет полученных баллов и выявляется уровень художественно-эстетического развития у дошкольников.


На конституирующем этапе были получены следующие результаты

Высокий уровень художественно-эстетического развития наблюдается у 3 дошкольников, что составило 12 %. Для них характерно следующее: дети умеют дать правильную оценку; могут описать произведение; имеют глубокое чувственное эстетическое восприятие красоты, так как искренне отражает действительную реальность; понимают естественную природную красоту и восхищается ей, глубоко осознают необходимость труда, знают о гармоничном оформлении быта и умеют красиво одеваться; приучены к чистоте, гигиене, красоте; проявляют имеющийся интерес к рассматриванию доступных иллюстраций и картинок, некоторых картин художников, на которых изображены дети, животные, растения; комментируют увиденное, сопровождает мимикой, пение сопоставляют с увиденным в реальной жизни; эмоционально откликаются на музыку, ярко реагируют на контрастные по настроению музыкальные мелодии, с удовольствием слушают классическую музыку; с удовольствием слушают и эмоционально воспринимают детские произведения, узнают их, комментируют, высказывают свое отношение; чувствуют и восстанавливают интонационно и с помощью движений ритма музыки и поэзии; эмоционально и ассоциировано воспринимают кукольные спектакли в театре; проявляют активный интерес к различных художественных образов; легко соотносят форму, размер, цвет, фактуру реальных и изображенных предметов окружающей среды; охотно и верно воспроизводят ритм и интонации мелодии пением и танцевальными движениями, импровизируют под музыкальное сопровождение, стремятся играть на музыкальных инструментах, имитируют эту игру; понимают характер воспроизведенных в театральном зрелище образов; адекватно реагируют на слова, паузы, тональность, высоту и тембр голоса, которые использует взрослый во время чтения; наблюдение за произведениями искусства побуждают к созданию собственных сказок, стихов, рисунков, театрализованных действий.

Средний уровень художественно-эстетического развития наблюдается у 7 дошкольников, что составило 26%. Для них характерно следующее: дети затрудняются с оценкой произведения, но правильно определяют цвета; не всегда имеют чувственное эстетическое восприятие красоты, так как стараются показать вид, что воспринимают красоту; понимают и восхищаются естественной природной красотой, знают о гармоничном оформлении быта; приучены к чистоте, гигиене; проявляют интерес к ярким книжным иллюстрациям, картинкам, комментируют увиденное; различают мелодии и стихи с настроением и ритмом; с удовольствием слушают детские сказки, произведения, песни, посещают кукольные спектакли; способны соотнести большинство качеств реальных и изображенных предметов; могут воспроизвести ритм и интонации мелодии посредством движений и пения; различают характер большинства образов воспроизведенных художественными средствами; адекватно реагируют на средства воспроизведения взрослым художественных образов.

Низкий уровень художественно-эстетического развития наблюдается у 16 дошкольников, что составило 62%. Для них характерно следующее: дети не могут дать оценку самостоятельно; с трудом определяют цвета; не имеют чувственного эстетического восприятия красоты; не имеют эстетического вкуса; не понимают естественную природную красоту и не восхищается ей, не знают о гармоничном оформлении быта; не приучены к чистоте, гигиене; не проявляют интереса к книгам, даже к иллюстрациям в них; интерес к кукольным спектаклям краткосрочный, или вообще отсутствует восприятие событий; мало чувствительны к настроению и характеру музыки и стихов; не соотносят образы и их качества в художественных средствах и реальной жизни; неадекватно реагируют на слова, паузы, тональность, высоту и тембр голоса, которые использует взрослый во время чтения; затрудняются воспроизвести ритм и интонации мелодии посредством движений и пения.

Таким образом, дети на констатирующем этапе исследования имеют низкий уровень художественно-эстетического развития и поэтому нуждаются в организации процесса приобщения детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности (игры и занятия с детьми 3-4 лет).

На формирующем этапе мы провели работу по приобщению детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности в виде игр и занятий.

Для приобщения детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности были проведены следующие игры:

- Ребята, посмотрите на рисунок. Что вы здесь видите?

- Какой цвет преобладает? Какие цвета похожи на него?

- Какой предмет выделяется по цвету, кажется здесь лишним?

КРАСНЫМ полотнищем в небе заря.

Лучик ОРАНЖЕВЫЙ людям даря,

ЖЁЛТОЕ солнце утром встаёт.

Гимны ЗЕЛЁНЫЕ поле поёт.

Цвет ГОЛУБОЙ у планеты Земля.

СИНЕЕ небо глядится в моря,

Облачком машет и шлёт всем привет,

Ветер нагнал ФИОЛЕТОВЫХ туч,

Дождь заструился. А солнечный луч

В капли дождя заглянул озорно,

Стало от РАДУГИ яркой светло.






Также для приобщения детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности были проведены различные занятия:

Развивающие: учить приёмам аккуратного наклеивания; развивать мышление; развивать глазомер; развивать чувство композиции, художественно-этетическое развитие дошкольника.

Воспитательные: воспитывать аккуратность.

Проводилась предварительная работа: рассматривание картин с изображением фруктом, наглядно-действенные занятия с муляжами фруктов.

Материалы к занятию: образец, сделанный воспитателем, муляжи фруктов и овощей, шаблоны фруктов и тарелки.


Цель: знакомство с грибами, рисование гриба.

Обучающие: расширять знания детей о грибах (названии, месте произрастания, строении, учить различать съедобные и несъедобные; создание рисунка для приятного для эстетического восприятия.

Развивающие: учить приёмам аккуратного рисования; развивать мышление; развивать глазомер; развивать активный словарь детей (названия грибов); развивать чувство композиции, художественно-этетическое развитие дошкольника.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, бережное отношение природе, дружелюбие.

Проводилась предварительная работа: рассматривание картин с изображением грибов, наглядно-действенные занятия с муляжами грибов.

Материалы к занятию: образец, сделанный воспитателем, муляжи грибов, шаблоны гриба.


Обучающие: учить детей узнавать овощи в натуральном виде, называя их; учить детей раскатывать из пластилина колбаски, соединять пластилиновые детали путём придавливания; создание объекта из пластилина для приятного для эстетического восприятия.

Развивающие: учить приёмам аккуратного наклеивания; развивать мышление; развивать глазомер; развивать чувство композиции, художественно-этетическое развитие дошкольника.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, доброе, заботливое отношение к животным.

Материалы к занятию: пластилин оранжевого цвета, разделённый на кусочки средней величины; пластилин зелёного цвета в брусках; дощечки на каждого ребёнка, салфетки; игрушка – зайчик; корзина.


Цель: знакомство с грибами, рисование гриба.

Обучающие: расширять знания детей о деревьях и листьях на них; знакомство с сезонными изменениями в жизни деревьев осенью; создание рисунка для приятного для эстетического восприятия.

Развивающие: учить приёмам аккуратного рисования; развивать мышление; развивать глазомер; развивать активный словарь детей (названия деревьев); развивать чувство композиции, художественно-этетическое развитие дошкольника.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, бережное отношение природе, дружелюбие.

Проводилась предварительная работа: составление осеннего букета с детьми; подготовлено изображение вазы на листе (рисунок).

Материалы к занятию: лист белой бумаги, клеёнка на стол, небольшие тонкие листы бумаги для печати, листья разных деревьев, акварель, кисти, ваза с ветками, коричневые карандаши.



Выводы.

Основные термины (генерируются автоматически): младший дошкольный возраст, художественно-эстетическая деятельность, художественно-эстетическое развитие, развитие дошкольника, приобщение детей, эстетическое восприятие, игра, ребенок, констатирующий этап, ход игры.


Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего воспитания и развития ребенка. Она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни; то, что их взволновало, вызвало положительное, а иногда и отрицательное отношение

Многие великие философы и педагоги прошлого высоко ценили значение рисования в воспитании детей. Так, древнегреческий философ Аристотель придавал большое значение в развитии ребенка предметам эстетического цикла музыке и рисованию. Он подчеркивал, что рисование изучают потому, что оно развивает глаз при определении физической красоты.

Задачи центра художественно-эстетического развития:
1. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, содействовать возникновению положительных эмоций на произведения народного и профессионального искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов). Подводить детей к восприятию произведений искусства.

2. Создание условий для творческого всестороннего воспитания и развития дошкольников.

3. Способствовать развитию творческого воображения детей.
развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;

Место расположения в группе: стеллаж учебной зоны.
1. Лепка
Большое значение для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
В центре художественно-эстетического развития имеются в наличии: пластилин различных видов, формочки для лепки, радужный песок.


2. Нетрадиционное рисование.
В центре художественно-эстетического развития имеются в наличии: пластилин различных видов, формочки для лепки, радужный песок.

С помощью этих подручных ребята нарисовали множество рисунков. Обратите внимание на выставку работ.

С помощью нетрадиционных техник рисования мы можем сделать следующие композиции: аппликация из газет, аппликация обрывная; рисование штампами от овощей, рисование вилками.
Рисование пробками от пластиковых бутылок, осенними листьями.
Картотека нетрадиционных способов рисования способствует развитию творческих способностей детей.
Здесь представлены краски гуашевые и акварельные, пальчиковые краски, карандаши цветные, карандаши восковые. Большой выбор имеется раскрасок для малышей покупной материал, обводилок, тренажеров для рисования.
Для новогодних поделок в центре имеются заготовки для поделок из пенопласта.



3. Аппликация
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Материалы для аппликации:

Картон, цветная бумага, двухсторонняя цветная бумага, клей с кисточкой, салфетки, клеенки.


Приобщение к народному искусству являет собой разнообразие дидактических игр, альбомов, изделиями мастеров хохломы, гжели.

Центр имеет большое значение в этом возрасте. Центр находится в доступности. Много места для индивидуальных работ.
Спасибо за внимание!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Образовательная область

ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Утверждено: Принято на заседании

Заведующая МБДОУ № 53 педагогического совета

_________Н.И. Логачева

Приказ Протокол

№_____от 30.08.2019г. №_____от 30.08.2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Образовательная область

Сапунова Лилия Анатольевна

Принципы и подходы к формированию Рабочей программы

Содержание психолого-педагогической работы:

Перечень учебно-методического обеспечения

Перечень материально-технического обеспечения

Календарно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в целях:

- обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получении качественного дошкольного образования;

- обеспечения достижения дошкольниками планируемых результатов освоения детьми Основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155;

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Формирование Рабочей программы осуществлялось с учётом основных принципов дошкольного образования:

полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста);

обогащение (амплификация) детского развития;

- индивидуализация дошкольного образования – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

сотрудничество МБДОУ № 53 с семьёй;

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); - учёт этнокультурной ситуации развития детей.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации.

Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.

Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости.

Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью.

Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.

Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками.

Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).

Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ТЕМАТИЧЕСКОГО БЛОКА

К концу четвёртого года жизни ребёнок получит возможность научиться:

- осуществлять действия с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной;

- сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой;

- изображать знакомые предметы по свободному выбору;

- следить за движением карандаша по бумаге;

- изображать на бумаге разнообразные линии, конфигурации;

- задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже;

- радоваться от штрихов и линий, которые нарисовали сами;

- дополнять нарисованное изображение характерными деталями;

- осознанно повторять ранее получившиеся штрихи, линии, пятна, формы;

- эстетически воспринимать окружающие предметы;

- различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их;

- рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др.;

- рисовать предметы округлой формы;

- поддерживать правильную позу при рисовании, свободной рукой поддерживать лист бумаги;

- бережно относиться к материалам, правильно их использовать;

- держать карандаш и кисть свободно; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.

К концу четвёртого года жизни ребёнок получит возможность научиться:

- выявлять свойства глины, пластилина, пластической массы и способы лепки;

- раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук;

- украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом; создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу;

- аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку;

- лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей;

- объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию;

- проявлять радость от восприятия результата общей работы.

К концу четвёртого года жизни ребёнок получит возможность научиться / приобрести:

- проявлять интерес к искусству аппликации, к этому виду деятельности;

- предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное воспитателем), и наклеивать их;

- аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой;

- аккуратно работать, радоваться полученному изображению;

- создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету;

- чувствовать ритм при создании композиций.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и т. п.).

Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования.

Учить набирать краску на кисть:

- аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской;

- снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса;

- хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета.

Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.

Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый).

Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.

Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички).

Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.).

Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).

Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т.п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.).

Учить располагать изображения по всему листу.

Формировать интерес к лепке.

Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки.

Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.

Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом; учить создавать предметы, состоящие из 2 – 3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.

Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.

Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.).

Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.).

Вызывать радость от восприятия результата общей работы

Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности.

Учить предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное воспитателем), и наклеивать их.

Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.

Формировать навыки аккуратной работы.

Вызывать у детей радость от полученного изображения.

Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету.

Читайте также: