Как отразился образ наполеона в произведениях русских писателей кратко

Обновлено: 04.07.2024

Одна из главных задач учителя-словесника - воспитание читателя, чут­кого, внимательного, думающего. Много ли мы делаем для этого? Как час­то обязательное чтение произведений превращается в унылое занятие, ко­гда ученик следит лишь за основной сюжетной линией, а попытки анализа текста сводятся к поверхностному пересказу. Основной вид работы на уроке литературы должен быть исследовательский, только он поможет глубоко вникнуть в суть произведения, поэтому задача литератора - вос­питывать учащихся на поступках героев произведений, воспитывать не Гражданина мира, а патриота, сына России.

ВложениеРазмер
tema_napoleonizma_v_literature.docx 51.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

Разработал: преподаватель Эвергетова В.С.

Одна из главных задач учителя-словесника - воспитание читателя, чуткого, внимательного, думающего. Много ли мы делаем для этого? Как часто обязательное чтение произведений превращается в унылое занятие, когда ученик следит лишь за основной сюжетной линией, а попытки анализа текста сводятся к поверхностному пересказу. Основной вид работы на уроке литературы должен быть исследовательский, только он поможет глубоко вникнуть в суть произведения, поэтому задача литератора - воспитывать учащихся на поступках героев произведений, воспитывать не Гражданина мира, а патриота, сына России.

Оба талантливых писателя открыли и художественно исследовали бездонную глубину человеческой души. Но если Л.Толстой показал диалектику души, т.е. показал развитие, то Ф.Достоевский открыл действенность души, т.е. показал, как в душе человека идет постоянная борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, красотой и безобразием.

Но сегодня, на первых шагах XXI века, многим становится ясно, что эти писатели - пророки предвидели трагическую ситуацию, в которой оказались человек и современный мир. Долгое время бытовало мнение, что Толстой и Достоевский - гениальные художники, но слабые, реакционные мыслители. Только сегодня мы подходим к пониманию того, что художественные образы, созданные ими, многогранны.

Задача учителя-словесника состоит в умении научить учащихся слушать голос собственного сердца и помнить, что высокая цель может оказаться миражом, а жизнь, отданная ей, - напрасно прожитой.

Сначала Наполеон выглядел спасителем Отечества, войны, вызвали национальный подъем, а победы чувство гордости. Ведь Бонапарт был человеком революции, а окружающие его маршалы, блестящие военачальники, происходили подчас из самых низов. Но постепенно народ начал уставать от войны, длившейся около 20 лет. Наборы в армию стали вызывать недовольство. Безопасности Франции давно ничто не угрожает, а во внешней политике все большую роль играло стремление императора распространить свою власть.

Во имя этих интересов Наполеон развелся со своей первой женой Жозефиной, от которой не имел детей, и женился на дочери австрийского императора Марии-Луизе (1810 г.). Наследник родился (1811 г.), но австрийский брак императора был крайне непопулярен во Франции. Вторжение Наполеона в Россию стало началом конца Империи. Огромная разноплеменная армия Наполеона не несла в себе прежнего революционного духа, вдали от родины на полях России она быстро таяла, и, наконец, перестала существовать.

На острове Святой Елены Наполеон провел последние шесть лет жизни, угасая от тяжелой болезни и мелочных издевательств своих тюремщиков.

Но Наполеон - личность. История этого не может умолчать. Он обладал феноменальной памятью и работоспособностью, острым умом, военным и государственным гением, даром дипломата, артиста, обаянием, позволявшим ему легко располагать к себе людей. Этот человек в неизменном сером сюртуке и треуголке занял прочное место в истории, дал свое имя целой эпохе. Империя Наполеона оказалась непрочной. Однако трагическая судьба императора глубоко потрясла его современников.

Все они жадно тянутся, ползут, рвутся к власти, к почестям, к материальным благам, забывая при этом о добре, справедливости и правде и лишь на словах заботясь о России.

Страшная язва властолюбия и карьеризма разъела их души. За громкими фразами больших и маленьких наполеонов таится эгоизм, бесчеловечность, стремление оправдать преступления, совершаемые во имя корыстных целей.

Но жизнь людей и ход истории зависит от усилий простых, обыкновенных людей с богатым внутренним миром, которые привлекают душевной красотой.

Внимательно читайте романы Л. Толстого и Ф. Достоевского, тогда вы отчетливо увидите различия между людьми, сами сможете отделить карьеристов, маленьких наполеонов от тех, кто предан своему народу и своей стране.

С уважением к читателям Эвергетова В.С., преподаватель литературы.

И в том, и в другом произведении важнейшее место занимает наполеоновская тема. В частности, в обоих романах идет речь о роли Наполеона в жизни и судьбе героев.

Наполеон для Раскольникова и Болконского — это в чем-то разные Наполеоны.

В этот момент Болконским двигало желание остановить отступление, не допустить позора русского войска, он побежал к знамени больше по велению сердца, это был душевный порыв, а не мысль, что остановить отступление - начало пути к славе, его Тулон.

На войне Болконский не ищет тепленького местечка, ему не нужны ленточки и крестики, он не ищет славы, построенной

на карьере. Наполеон - вот его идеал, вот его мечта. Это не крестик и ленточка Бориса Друбецкого, это стремление к большому, высокому, подлинному, это Наполеон, подающий руку чумным солдатам, летящий впереди войск под свист пуль и рискующий жизнью.

Сирийская гавань Яффе была взята штурмом в марте 1799 г. Чума, свирепствовавшая в городе, губила и местное население, и армию завоевателя. Наполеон вместе с маршалами Бертье и Бессьером посетил в Яффе чумной госпиталь.

2 В сражении с австрийской армией на севере Италии, при местечке Арколь, 15-17 ноября 1796 года На¬полеон , командовавший французской армией, рискуя жизнью, бросился вперед, на мост, со знаменем в руках. Взять мост тогда не удалось, и Наполеон при беспорядочном отступлении упал в ров, наполнен¬ный водой.

3 Тулон - французский горох с которого началась слава Наполеона Бонапарта.

Одров я вижу длинный строй,

Лежит на каждом труп живой,

Клейменный мощною чумой,

Царицею болезней; он,

Не бранной смертью окружен,

Нахмурясь ходит меж одрами

И хладно руку жмет чуме

И в погибающем уме

Рождает бодрость.. .Небесами

Клянусь: кто жизнию своей

Играл пред сумрачным недугом,

Чтоб одобрить угасший взор,

Клянусь, тот будет небу другом,

Каков бы ни был приговор

В конце стихотворения Пушкин восклицает:

Оставь герою сердце, что же

Он будет без него? Тиран!

Не тирана, а героя с сердцем, по Пушкину,видит в Наполеоне Андрей Болконский.

Наполеон для Раскольникова - это символ дерзновенного преступления всех границ.

Право проливать кровь, распоряжаться по своему усмотрению жизнью и смертью других людей, ощущение своей принадлежности к высшей касте, чем простые смертные, - это и есть сущность Наполеона по Раскольникову. И в Тулоне для него главное не в важности события, дело в сути события, какой ее видит Раскольников: человек проливает кровь и не только не страдает из-за этого, но, более того, спокойно начинает с этой крови свою великолепную карьеру. Для Наполеона пробой был штурм Тулона, для Раскольникова - убийство старухи процентщицы.

Можно обратиться к стихотворению А.С. Пушкина:

Мы все глядим в Наполеоны:

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно.

А нужно ли глядеть в Наполеоны? Ведь Наполеон, о котором здесь идет речь, - это не Наполеон Толстого и не исторический Наполеон.

Как ужаснулся бы князь Андрей от того представления о Наполеоне, которое у Родиона Раскольникова! Он бы не мог представить, что великий человек полез бы под кровать старушонке, начал бы рыться в ее сундуке ради карьеры! А ведь так и было.

Так чем же отличается стремление Болконского к громкой славе от стремления Раскольникова встать над всем муравейником? На мой взгляд, одно и то же. Наполеон Раскольникова и Наполеон Болконского стоят над людьми. Даже если Болконский со знаменем впереди солдат на поле боя, а Раскольников с топором в душной комнате, цель их одна - встать над людьми.

Путь, выбранный князем Андреем, с виду более благороден и возвышен. Но можно ли говорить о благородных путях в Наполеоны?

Момент разочарования настигает героев: Родион мучается и страдает после преступления от того, что оказался недостоин своего идеала, и князь Андрей разочаровывается в своем кумире после Аустерлица. Почему Раскольников терзается и страдает после преступления? Он мучается от того, что не встал над всем муравейником. Но ему не чужды человеческие чувства: он видит страдания матери, сестры, он не может остаться с чистой совестью и с топором в руках.

Родион страдает, потому что не смог стать Наполеоном.

Иное в душе князя Андрея. Его мучает не то, что не было у него Тулона, города, с которого начнется его слава, а то, что он мечтал о Тулоне, не то, что он не стал и никогда не станет Наполеоном, а то, что Наполеон уже был в нем. Раскольникова убивает, что он оказался недостоин своего идеала, а Болконский переживает крушение идеала, разочаровывается в нем и в своем стремлении к нему.

Потерпеть крах для Раскольникова - это потерять уверенность в себе, признать собственную неполноценность, а для Болконского страшное - осознать неполноценность самой идеи, ничтожность кумира, своего героя.

Суд Болконского над Наполеоном наиболее значимый суд.

Человек, для которого существует только он сам, ненавистен и Толстому, писателю, утверждавшему всем своим творчеством идеи мира, согласия и единения. Индивидуалистичность ведет к духовному оскудению самого человека и вместе с тем несет зло окружающим людям.

Наполеон был для Толстого и Достоевского воплощением индивидуалистической философии, воплощением вседозволенности.

А вот что говорит Родион Раскольников, герой Достоевского, Соне: «Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил.

Толстой и Достоевский ведут дорогих их сердцу героев к людям, к себе через преодоление соблазнов и отрицания наполеонизма. Поэтому каждая чуткая душа, прочитав оба романа, прекрасно сама разберется, где хорошее, а где так себе, услышит живое, сегодняшнее звучание строк великих авторов.

Материал может быть использован как на уроках литературы, так и во внеурочных мероприятиях.


Наполеон Бонапарт является одной из самых ярких личностей всемирной истории XIX века. Во время и после его правления Наполеона любили и ненавидели. После того как он исчез с мировой арены, ему стали посвящать книги, знаменитые писатели делали Наполеона героем своих произведений, поэты восхваляли или низвергали его в своих стихотворениях. Наполеон становится одиозной фигурой в мировой литературе.

Образ Наполеона является одним из ведущих в произведениях поэтов и писателей XIX века. В лирике этот образ понимается неоднозначно. В прозе Л.Н. Толстого и Ф.М.Достоевского он включён в произведения как средство характеристики центральных персонажей. Образ Бонапарта в русской поэзии первой трети XIX века возникает, прежде всего, в связи с темой Отечественной войны 1812 года. Именно поэтому в произведениях русских поэтов французский полководец воспринимается как тиран, завоеватель. В данном реферате рассмотрим несколько известных произведений, в которых упомянут Наполеон как правитель и как личность.
Наша цель – сравнить, как в творчестве разных поэтов XIX века раскрывается образ Наполеона.

Художественное осмысление образа Наполеона в поэзии В.А.Жуковского

Образ французского полководца в лирике А.С.Пушкина

Личность Наполеона в творчестве М.Ю.Лермонтова

Заключение

Реальные источники романтического искусства в России следует искать в Отечественной войне 1812 года. Именно этим было вызвано то, что большую роль в развитии такого художественного метода, как романтизм, сыграла борьба мнений, развернувшаяся в Европе по поводу политического и военного наследия Наполеона, что не могло не отразиться в литературе первой половины XIX века. В основном Наполеон в то время появлялся как герой романтических произведений. Романтизм пытается решить философскую проблему исторической ответственности великих людей, проблему влияния личных свойств и качеств правителей на судьбы народов, проблему взаимоотношений героя и толпы. В это время имя Наполеона всё реже произносится с ненавистью, его жизнь становится объектом изучения современниками и поэтами в том числе.
В.А.Жуковский в своих произведениях отрицательно относился к Наполеону. Особенно это прослеживается в произведениях более раннего периода. Позднее поэт проявляет сочувствие к французскому полководцу, но не перестаёт его осуждать.
А.С.Пушкин негативно изображает Наполеона, но с чувством сострадания к изгнаннику.
У М.Ю.Лермонтова Наполеон представлен как великий человек с трагической судьбой. Поэт видит в нём романтического героя, отвергнутого обществом и забытого потомками.
Познакомившись с произведениями поэтов XIX века, я увлеклась творчеством М. Ю. Лермонтова. Мне нравится, как поэт рассматривает французского полководца как человека с исторической судьбой. В своих произведениях Лермонтов находит слова, которые дают нам четкое представление о Наполеоне. Понимаешь, с каким тираном пришлось сражаться в Отечественной войне 1812 года, и испытываешь гордость за победу над наполеоновской армией.

Список литературы

1. Жуковский В.А./ Баллады.- М.: Эксмо, 2003.
2. Лермонтов М.Ю./ Сочинения в двух томах. Том первый. – М.: Правда, 1988.
3. Михайловский-Данилевский А.И./ Описание Отечественной войны 1812 года. Изд. 3. Ч.I. Спб.
4. Пушкин А.С. /Полн. Собр. Соч. Том 4. - Л.: Наука, 1986.
5. Шувалов С.И./ Влияние на творчество М.Ю. Лермонтова русской и европейской поэзии. М.: Просвещение, 1992.
6. Якушин Н.И./ Русская литература XIX века. М.: Наука, 1980.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Образ Наполеона в русской литературе

(в помощь учителю)

Александр Сергеевич Пушкин.

Михаил Юрьевич Лермонтов.

Федор Михайлович Достоевский.

Лев Николаевич Толстой.

У Л.Н. Толстого же Наполеон выступает не в роли личности. Он разрушает культ личности, созданный в результате побед французской армии, которой она якобы была обязана исключительно его гению как полководца, выступает непримиримым противником идеологии бонапартизма. Толстой куда беспощаднее описывает Наполеона.

Можно подвести следующие итоги: А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов склонны видеть в Наполеоне романтического героя, отвергнутого обществом и забытого неблагодарными потомками. Традицию развенчания кумира продолжили Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой. Если у последнего Наполеона неприятный, отталкивающий, тщеславный, самолюбивый человек, то у Ф.М. Достоевского он олицетворяет собой бесчеловечную и жестокую теорию о правде сильной личности распоряжаться жизнью других людей.

Лучшие умы, восхищавшиеся и желавшие подражать своему кумиру, в раз отвернулись от Наполеона, не простив ему нашествия и сожжения Москвы. Русское государство отстояло свою свободу и независимость. Поэтому в национальную память, литературу, историю, искусство, культуру вообще Отечественная война в 1812 года вошла как время национальной гармонии. Никогда позже в 19 веке общество уже не знало такого единства.

Автор: Табатчикова Елена Александровна,

обучающаяся 11Б класса МОУ гимназии №15

Научный руководитель: Кабалина Аида Александровна,

учитель русского языка и литературы

Давно было замечено, что начало великой книги как будто не соответствует ее масштабу: у грандиозного и величественного сооружения какой-то неказистый вход.

И поэтому мы, находясь в стадии поиска, опираемся на опыт какой-то сильной личности, образа.

Наполеон навеки запечатлен в русской исторической памяти. И - что не менее важно - в русском художественном сознании. Его личность, образ его действий, его идея - все это стало предметом искусства. Ни один из отечественных классиков не обошел темы.

Культ выдающейся исторической личности, способной вершить судьбы народов и государств, был очень распространен среди историков, писателей, философов девятнадцатого века. В широком смысле наполеоновская тема вбирает в себя все имена, события, произведения мировой культуры, относящиеся к личности Наполеона Бонапарта, которая ещё при его жизни превратилась в объект поклонения и стала символом, знакомым всем и каждому. Эта тема включает в себя и целый ряд чрезвычайно ёмких, полисемантичных понятий, основными из которых являются следующие:

1) Наполеон — это не только конкретная историческая личность, но и символ определенных морально-этических качеств и поведенческих особенностей. Наполеон в художественном тексте зачастую символизирует стремительный личный успех, блестящие способности в каком-либо деле, тщеславие, властолюбие, необыкновенную волю и мощь, а также грубое силовое разрешение жизненных затруднений.

Итак, Толстой развенчивает мнимое величие и великолепие Наполеона, которому лишь “искренность лжи и блестящая и самоуверенная ограниченность” помогают удержать власть, который в итоге предательски бросает остатки своей армии в России и сам спасается бегством, в котором “вместо гениальности появляется глупость и подлость”. Как говорил Толстой, “последняя роль была сыграна, актеру было велено раздеться, смыть сурьму и румяна. ”. Как говорил Толстой, “последняя роль была сыграна, актеру было велено раздеться, смыть сурьму и румяна. ”. Проблема наполеонизма в художественной литературе рассматривается как сложное явление наполеонизма в связи с другими категориями наполеоновской темы, излагаются различные точки зрения исследователей на эту проблему, обосновывается авторское определение понятия наполеонизм. Наполеонизм, как и бонапартизм, является порождением наполеоновского мифа, и поэтому они часто отождествляются в литературоведческих исследованиях. В научной литературе до сих пор не выработано общего мнения по вопросу о наполеонизме как научном понятии. Существует тенденция к размыванию историко-культурного содержания этого понятия, утрате специфики наполеоновского в наполеонизме, хотя именно эта специфика и породила само понятие.

Похожие документы:

Литература [zaiceva распечатано

Ф З КАНУНОВА ОППОЗИЦИЯ ХРИСТИАНСТВА И НАПОЛЕОНИЗМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1830—1850-х ГОДОВ И НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ

. наполеонизма — главная идея и романтизма, и реализма русской литературы XIX века . . Тема Наполеона, таким образом, . . С. 48). 19 Следует при этом . русской классической литературы. ______ 28 Истоки “толстовского направления” в русской литературе .

Рабочая программа учебной дисциплины литература

. и тем Количество часов 1 курс Литература 19 века Введение 1 Русская литература первой половины 19 века 10 Русская литература второй половины 19 века 38 .

Рабочая программа учебной дисциплины литература

Примерная программа учебной дисциплины литература для профессий начального профессионального

В этой статье вы найдете несколько сочинений про образ Наполеона.

Образ наполеона бонапарта

Образ Наполеона Бонапарта

В учебниках и литературе Бонапарт описывается как человек, что смог пройти путь от простого сержанта до императора. Безусловно, этот путь не был простым. А сам Наполеон стал символом восхищения не для одного поколения.

А.С. ПУШКИН:

Этого правителя нередко описывали писатели и поэты. Начать стоит с Пушкина. В своих ранних творениях он считает Наполеона загадочным и особенным, смелым и решительным, оценивает его с нравственной позиции. Однако после, по прошествии лет, его отношение к Бонапарту меняется и такого открытого умиления уже нет, Александр Сергеевич начинает упоминать императора вскользь.

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ:

Л.Н. ТОЛСТОЙ:

САТИРА про Наполеона:

Во многих литературных произведениях Бонапарт описывается с сатирической точки зрения:

  • Его внешность позволяет это сделать.
  • Наполеон невзрачный внешне, небольшого роста, у него несколько рыхловатое тело, толстые ляжки и икры, он достаточно неуклюж, голосом говорит монотонным и заунывным.
  • И это имеет свой эффект – Наполеон в литературе перестает восприниматься как грозный правитель, император, а прослыл как образец насмешек.

Конечно же, судить человека по внешности, поверхностно. Но писатели не напрасно переходят на личности. Они оценивают нравственную составляющую полководца – а он, увы, некрасив ни внешне, ни душою. Это палач своей нации, который и сам, возможно, свято был уверен в то, что является для людей благодетелем. Толстой утверждает, что там, где есть злодейство, таланта быть не может.

Соответственно, образ Бонапарта и его доктрины имеются во многих произведениях русских писателей, каждый из которых видит полководца по-своему, осуждает его моральную позицию, обвиняет в безнравственности либо открыто поддерживает. Однако последних мало. Ведь русская литература всегда ставила своей целью воспитание человеческой личности. А в Наполеоне, увы, очень мало человеческих качеств, которыми хочется восхищаться. Тем не менее, это нисколько не умаляет его достоинств как правителя.

Второстепенный персонаж, который упоминается как историческая фигура, имеющая свою позицию, которая вызывает много споров.

  • С одной стороны, это могущественный, признанный владыка, который вершит людские судьбы.
  • Но, с другой стороны, это жалкий человек, который идет к своим целям, игнорируя духовность и нравственность, строит империю на крови и не любит никого кроме себя.
  • В то же время, Толстой не отрицает мысли, что Бонапарт – человек эрудированный, с жизненным опытом, он умеет вести за собой людей, разбирается в стратегии и тактике.
  • Тем не менее, красной нитью проходят обвинения в деспотизме и жестокости.

Некрасивый, полноватый мужчина маленького роста, обладающий рыхловатым телом и немного женскими, широкими бедрами.

  • Автор неоднократно описывает императора как внешне, так и внутренне, чтобы читатель сформировал свое мнение относительно данного человека.

Вот еще описание Наполеона в романе:

Образ Наполеона Бонапарта в истории: каким образом Наполеон пришел к власти?

Образ наполеона бонапарта

Образ Наполеона Бонапарта

После смерти своего отца юный Наполеон завершает досрочно учебу и начинает служить в Артиллеристском полку. Поначалу он имеет чин младшего лейтенанта. Денег в семье постоянно не хватает, несмотря на то, что новоявленный военный пересылает все жалованье матери. Какой образ Наполеона в истории? Каким образом Наполеон пришел к власти?

На Корсике его семья на стороне Франции. Продвижение по карьерной лестнице военного заняло у Бонапарта 10 лет. Получил чин генерала, стал командующим итальянской армии. Чтобы улучшить состояние солдат, начинает сотрудничать с противником. Армия, которая теперь живет за счет неприятеля, разбивает войска Сардинии и Австрии.

Покоряет Италию. Папа римский платит контрибуцию. Наполеон нес знамя в атаке на Аркольский мост. Особую популярность Бонапарт получил в итальянской армии. Таким образом, Франция лелеяла мечты создать форпост, чтобы напасть на англичан в Индии. Однако после французы были взяты врасплох эскадрой Нельсона, и Бонапарт остался в Египте, отрезанным от мира. Попытался захватить Сирию и договориться с местным населением. Приход к власти последовал после того, как Бонапарт тайно вернулся во Францию.

Далее следовала австрийская кампания, ознаменовавшаяся чередой побед. В Италии и Германии Бонапарт стал господствовать после Люневильского мира, а государственное устройство родной Франции после этого претерпела значительные, позитивные изменения.
Впрочем, тогда Бонапарт все еще оставался консулом. Императором его провозгласили в 1804-м году, после признания новой Конституции.

Образ кутузова

Образ Кутузова

Внешний облик полководца писатель детально не описывает – лишь говорит о старческом возрасте и полноте. У Кутузова трудности с передвижением и две раны – на лице и виске. В результате этого у него вытек один глаз. К военным Кутузов относится с теплотой. Не так как Наполеон. Он ценит жизнь людей, командовать которыми ему доверено.

Полководец осмотрителен – перед тем, как идти в бой, он оценивает риски. Тем не менее, о потерях говорит спокойно. Но это не значит, что он не сопереживает погибшим. Кажется, что он прозорлив – все про всех знает. Может заплакать, если его что-то растрогало. Общителен – старается поговорить с каждым перед сражением. Солдаты считают его подобием отца и доверяют.

Тем не менее, Болконский вначале не особо жалует его. Но потом меняет свое мнение. Осуждаем Кутузов стал после назначения главнокомандующим. Никому не нравится, что он угождает императору. Впрочем, сам Александр I не любил его.

Вне себя полководца в романе видели только несколько раз. Он редко выходит из себя. У него всегда болит душа за подчиненных.

Образ кутузова

Образ Кутузова

Нетрудно догадаться, что эти образы контрастны. Поначалу кажется, что Наполеон описывается больше, чем Кутузов. Многие ругают его, смеются над ним, унижают. Другие осуждают его – естественно, только лишь за спиной. Но и Кутузов, и Наполеон – великие полководцы, имеющие разную стратегию. Если Бонапарт более ориентирован на собственное величие, ему безразлична участь солдат, то Кутузов — человечен, и старается заботиться о каждом военном.

Как мысли, так и характеры героев кардинально разные. Бонапарт, скорее, идет путем тирании, а Кутузов – тропой гуманизма. Задача читателя в данном случае, определить, на чьей он стороне.

Примечательно, что Толстой не сравнивает императора Наполеона с императором Александром (которого, он считает значительно слабее француза во всех смыслах), а противопоставляет ему именно Кутузова, как человека, противоположного во взглядах, но равного по статусу и репутации.

Однако, если Бонапарт представляется молодым и активным полководцем, то Кутузов более апатичен и пассивен. Это еще одно доказательство контраста между ними. В отличие от быстрого и решительного Наполеона, мудрость Кутузова вынуждает его просчитывать каждый свой шаг, действовать осторожно.

Образы Наполеона и Кутузова глазами Толстого: характеристика

Образ кутузова

Образ Кутузова

Лев Николаевич Толстой описывает образы этих лидеров по-разному. Одного он осуждает, другого возвышает. Вот подробная характеристика образов Наполеона и Кутузова глазами Толстого:

НАПОЛЕОН БОНАПАРТ:

Писатель не скрывает, что Наполеон – сильная личность и великий полководец, но, в то же время, осуждает отсутствие в нем человечности. Ведь владыка не собирается мириться ни с чьим мнением, кроме своего, и это для него абсолютная истина. Он идет к власти по трупам людей.

Писатель считает, что Наполеон циничен, жесток, расчетлив, бескомпромиссен. А также очень хитер. К слову, негативные качества перевешивают. Толстой не отрицает умения Бонапарта руководить войсками, но осуждает его как человека.

МИХАИЛ ИЛЛАРИОНОВИЧ КУТУЗОВ

Примечательно, что на своих солдат, Кутузов всегда смотрит с ласковой улыбкой, он всегда готов выслушать предложения и просьбы. В отличие от Наполеона, для которого личность человеческая ничего не значит. Кутузова легко растрогать. Особенно, когда дело касается человеческого горя. Он всегда переживает за исход дела и своих людей. Зачастую он принимает верные решения, верит в победу.

Каким образом Наполеону удалось завоевать популярность в мире, каким образом к власти пришел Наполеон 3: сочинение

Наполеону удалось завоевать популярность в мире

Наполеону удалось завоевать популярность в мире

Тирания Наполеона вызывала много недовольств. Но сам француз неоднократно говорил о том, что сохранил революционные интересы, изгнав при этом теорию. Следил за организацией полиции. Успеха помогло добиться то, что он поставил на главный пост шпиона и умелого провокатора. В целом, во времена Наполеона шпионом был практически каждый. А любое отступление от нормы жестко каралось. Это неплохой способ добиться популярности. Ведь в некоторых случаях уважение базируется на страхе. Многие люди с радостью поддержали его идеи – поскольку Франция как главенствующее во всем мире, государство, устраивала не только самих ее уроженцев, но это было выгодно и с политической точки зрения.

Единственное, что замедляло его путь к вершине – это полнейшее равнодушие к людям. Наполеон не видел друзей и соратников, для него военные были оружием, средством достижения цели. Жертвуя ими, как пешками, он не чувствовал сострадания и мук совести. Бонапарт ценил только собственное положение, поэтому использовал любые методы, чтобы добиться власти.

Тем не менее, нельзя отрицать его талант полководца и военные успехи. Допустим, выгодным решением была контрибуция на содержание солдат в побежденных странах. Таким образом, Наполеон усилил боеспособность военных, что страдали от недостатка государственных средств и привлек в ряды своих однополчан множество новых лиц. Бонапарт считал, что война должна сама себя кормить. Контрибуция и есть его гениальнейший ход, до которого прежде никто не додумывался.

Образ Наполеона в искусстве, в живописи: кратко

Образ наполеона в искусстве, в живописи

Образ Наполеона в искусстве, в живописи

Наверное, интерес к этой исторической фигуре никогда не пропадет. Писатели, поэты и художники нередко вспоминали о Наполеоне, осуждая его тиранию, но прославляя полководческие качества. Вот образ Наполеона в искусстве, в живописи кратко:

В живописи император на века остался благодаря портретам. Учитывая, что к своей личности Бонапарт питал огромное уважение (мало того, был даже нарцистичным), то писали его достаточно часто. Однако можно оценивать и иные картины, написанные в период правления императора.

Разумеется, Наполеон изображался в разной обстановке – как в домашней, так и на поле боя. Соответственно, эмоции везде были разными. С детства Наполеон представляется раздражительным, но вертким. Таким же остался и во взрослом возрасте. Примечательно, что живописцы не приукрашивают его внешность, оставляя с теми несовершенствами, которые она имела.

Достаточно часто, глядя на картины, где изображен этот правитель, очень сложно разглядеть в малоприятном, невысоком человеке с рыхловатой фигурой, харизматичного лидера, тирана, что в свое время порабощал целые государства, без промедления жертвовал людьми и строил свою империю на крови.

Образ Наполеона в лирике Лермонтова: сочинение

Образ наполеона в лирике лермонтова

Образ Наполеона в лирике Лермонтова

У данного поэта Бонапарт эволюционирует вместе с поэтической мыслью. Он восстает в размышлениях о славе и ее отсутствии, о проблемах гуманизма и героизма. Можно сказать, что Лермонтов преклоняется перед военными качествами этого полководца. Для него это сверхчеловек, совершенная во всех смыслах личность, что даже после смерти останется непобедимой.

Автор считает, что к славе Наполеона привели не люди либо поступки, а рок. Это великий человек с непростой судьбой, величие которого хочется воспевать. Но в то же время, Лермонтов видит смысл жизни человека в достижении счастья. А у Наполеона это счастье базировалось на крови, смертях и не всегда хороших поступках. Тем не менее, литератор не осуждает его – а, напротив, восхваляет. Двойственное ощущение.

Можно сказать, что поэт обращается к проблемам этики и философии, а также анализу роли личности в обществе на примере Наполеона. Он не осуждает тирана, который в его понимании предстает человеком действительно уникальным, неординарным.

Образ Наполеона у Пушкина: сочинение

Образ наполеона у пушкина

Образ Наполеона у Пушкина

Как и в большинстве случаев, Александр Сергеевич с присущей ему экспрессией, фонтанируя чувствами, восклицает:

Соответственно, взгляд Пушкина на эту личность, можно также назвать трезвым. Он чем-то схож со взглядом Толстого – оба деятеля литературы ориентированы на гуманизм и моральную составляющую, которая для Наполеона играла далеко не первостепенную роль.

Толстой утверждал, что Наполеон не понимает, что мир не может существовать только для удовлетворения его желаний. Примерно о том же говорит и Пушкин. Оба активно осуждают правителя за тщеславие, эгоизм и жестокость.

Почему романтиков привлекает образ Наполеона?

Романтиков привлекает образ наполеона

Романтиков привлекает образ Наполеона

Не важно, пребывает ли личность в том, еще незрелом возрасте, когда максимализм и юношеские амбиции рождают в нем желание изменить мир и подчинить его себе. Или в более зрелые годы, люди восхищаются Бонапартом, как бескомпромиссным и расчетливым политиком. В обоих случаях, пред глазами предстает фигура невзрачная внешне, но гениальная и навек оставшаяся в истории. Почему же романтиков привлекает образ Наполеона?

Вне зависимости от порицания или поддержки его тирании, на месте этого полководца хотели бы оказаться многие. Ведь наверняка в детстве, читая приключенческие и исторические книги, многие мечтали о подвигах и славе. К слову, таким в свое время был и Болконский. Тем не менее, годы изменили Андрея, заставили посмотреть на жизнь иначе – он понял, что военные победы и громкие чины не приносят счастья.

Что же касается романтиков, они как правило, ориентируются не на разум, а на чувства. Соответственно, такие люди не видят минусов этого правителя, а оценивают его только как сильную личность, как известную фигуру, талантливого полководца. На самом же деле, этот человек, хоть и выдающаяся личность, но далеко не самый достойный пример для подражания. Он эгоистичен и ни во что не ставит других людей. И если уж брать кого-то из полководцев как пример для подражания, пусть лучше это будет Кутузов.

В целом, основная причина восхищения Наполеоном – это его стремительный захват власти, продуманные решения и достаточно успешная политика, которая принесла много преимуществ не только Франции, но и другим государствам. Но, безусловно, русскому человеку Бонапарт положительным героем представляться не может.

Бальзак: образ Наполеона

Бальзак: образ наполеона

Бальзак: образ Наполеона

Наполеон у этого писателя подвижен, он не может находиться в статическом положении. Даже если его тело сидит или лежит, у него все равно подрагивают конечности. Вот подробно образ Наполеона у Бальзака:

Отличительной чертой также является тот факт, что везде, где появляется владыка, все сразу же начинают шуметь и дискутировать. Тем не менее, Наполеон у Бальзака волевой, он умеет договариваться с людьми.

Отличие видения Бальзака от других писателей в том, что он рассматривает Наполеона не только как историческую личность, но и как собирательный образ, как тип человека, что имеет свои плюсы и минусы и существует в современном обществе.

Пьер безухов

Пьер Безухов

Сын графа, который был рожден вне союза, появляется на светском балу. Это достаточно высокий, но в то же время, полноватый юноша в очках. Основным минусом Пьера можно назвать наивность. Несмотря на эрудированность и хорошее образование, его легко обвести вокруг пальца.

Поначалу молодой человек ведет не очень пристойную жизнь, полную кутежей и увеселения. Однако впоследствии, он бросает неверную жену, становится масоном. Мало-помалу юношеская доверчивость Безухова сменяется склонностью к анализу и вдумчивостью. Он стремится понять человеческое предназначение в этом мире и предназначение свое собственное.

Судьба отправляет Пьера на войну. Поначалу он даже вдохновляется Наполеоном, но потом у него появляется желание лишить его жизни. Безухов становится пленным у французов. И именно в плену он понимает, что человек создан для счастья. А неудовлетворенность жизнью приходит не от того, что всего мало – а от того, что всего в избытке. Следовательно, только аскетичный образ жизни имеет смысл.

На начальном этапе Безухов описывается как добрый, отзывчивый, уважительный, снисходительный, но несколько трусоватый и очень наивный. Впоследствии автор меняет к нему отношение – ему удается с годами разглядеть в Пьере сильного и уверенного в себе мужчину. Тем не менее, даже после смены приоритетов, у героя остались главные черты – доброта, искренность, человечность.

Читайте также: