Как относилось русское правительство к мусульманам после присоединения татарских государств кратко
Обновлено: 06.07.2024
17 октября — день памяти святителей Гурия и Варсонофия, Казанских чудотворцев
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Святыми не рождаются
Когда князь Иван Пеньков — по навету — обвинил своего управляющего, дворянского сына Григория Руготина в шашнях с его, князя, законной женой и заточил в подземелье, ему и в голову не могло прийти, что под замком у него сидит будущий святитель, первый Казанский архиепископ Гурий. Там, в темнице, он подорвет здоровье, зато укрепит и углубит религиозное чувство. И, выйдя на волю, примет постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре, в котором потом почти 9 лет будет игуменом.
На Казанскую кафедру, учрежденную в 1555 году, его изберут по жребию. А в помощь ему дадут архимандрита Варсонофия из Пешношской обители. Сын приходского священника из Серпухова, Варсонофий в 1512 году во время рейда татар на Рязань попал в плен и прожил там три года, пока отец собирал деньги на выкуп. В плену он выучил татарский язык, а вернувшись домой, поехал в Москву и в Спасо-Андрониковом монастыре принял иноческий постриг.
Шло время, монаха Варсонофия поставили игуменом Николо-Пешношской пустыни, основанной в 15 верстах от Дмитрова учеником преподобного Сергия Радонежского Мефодием. А в 1553 году царь, заехав в обитель, обратил на него внимание: опытный настоятель, побывал в плену, язык и нравы татар знает, — и вспомнил о нем, когда в Казани учредили новую епархию.
Как ислам не победил христианство в Поволжье
Вообще-то, христианство на казанских землях, по свидетельству археологов, появилось в глубокой древности. Но в конце IX века эта территория частично вошла в состав Волжской Булгарии. И хотя первый ее хан Курбат в юности был крещен и воспитывался в Константинополе в императорском дворце, в X веке она в качестве государственной религии приняла ислам.
Но христианские поселения на Средней Волге остались. Да и в самой столице жили русские купцы и ремесленники — христиане, а на ее западной окраине была христианская армянская колония.
В Казанском ханстве тоже были русские и армянские колонии, храмы и кладбища. А в 1552 году в верховьях Волги в районе Углича построили деревянную крепость Свияжск, ставшую административным, торговым и христианским русским центром на востоке государства.
Край обыденных церквей
Помимо политических, были у похода на Казань и другие причины.
16 января 1547 года великий князь всея Руси Иоанн IV стал первым русским венценосцем, помазанником Божиим, защитником православных христиан от Востока до Запада. Приближалось столетие падения православной Византии, и надо было показать всему миру, что вместо Константинополя теперь Москва — хранительница православия от магометанства.
Поэтому московский царь на всех завоеванных землях — на территории четырех губерний: Владимирской, Казанской, Нижегородской и Симбирской — строил множество монастырей, церквей, часовен и погостов. А опробованную в казанском походе практику строительства так называемых обыденных — то есть построенных за один день — часовен и церквей царь Иван потом использовал в Прибалтике во время Ливонской войны.
Дмитрий Донской по обету после Куликовской битвы построил несколько монастырей. Петр I, Екатерина II, Павел I повторили путь Ивана Грозного в Казань, но никто из них не оставил после себя церквей.
А царь Иван… Казань была взята 2 октября 1552 года, в день памяти великомучеников Киприана и Иустинии, и царь повелел тут же поставить церковь во имя этих святых. На следующий день она уже стояла. Это была первая православная церковь в Казанском кремле. А там, где стояла боевая хоругвь с изображением Спасителя, Иван Грозный приказал в один день поставить церковь во имя Спаса Нерукотворного.
Он сам выбрал место для соборной Благовещенской церкви, своими руками заложил на месте престола святой крест, а потом сам рубил лес и носил на плечах бревна. Ничего удивительного — он следовал примеру отца, Василия III, который по обету, данному перед рождением сына, в один день построил церковь Иоанна Предтечи на старом Ваганьковском погосте в Москве.
А в версте от Казани царь сразу же заложил Зилантов Успенский монастырь — на том месте, где были погребены воины, погибшие во время штурма города. И в самой Казани — Спасо-Преображенский мужской монастырь, иноки которого должны были вечно петь панихиды по павшим воинам.
Мягкий Грозный царь
Удивительное дело, при Грозном царе миссионеры действовали крайне деликатно. С одной стороны, всю Казань застроили православными храмами и монастырями.С другой, вопреки сложившимся стереотипам, после взятия Казани русскими войсками никто не запрещал татарам, верным исламу, оставаться в городе. Выселили их только через несколько лет, после их попытки восстановить независимость ханства. Тогда начали строить каменную крепость, рядом с которой появилась отдельная татарская слобода.
После завоевания царь Иван обещал ногайским правителям, что не будет притеснять ислам, и остался верен слову. При нем не было массового обращения в православие татарских мурз и землевладельцев. Первыми — по доброй воле — крестились самые высокопоставленные татары из Чингизова рода (из них потом вышли Аничковы, Дашкины, Глинские). Казанский хан Ядигир-Магмет был взят в плен, крестился с именем Симеон, стал верным союзником русского царя и получил во владение город Звенигород.
В ответ благодарная татарская аристократия активно участвовала вместе с русскими в Ливонской войне, а когда в России началась смута, в большинстве своем сохранила верность престолу и сильно помогла новой православной династии. Массовое крещение служилых татар в православие началось позже и продолжалось до самой петровской эпохи.
Монахи важнее воевод
Вместе с архиепископом Гурием и архимандритом Варсонофием в Казань отправили несколько монахов Пешношского и Андроникова монастырей. И уже через год Спасо-Преображенский монастырь в Казанском кремле стал средоточием духовной жизни бывшей татарской столицы. А через несколько лет число иноков в нем дошло до ста. Архимандрит Варсонофий усердно обращал татар в православную веру, чему немало способствовало его знание татарского языка.
За несколько лет работы миссии в Казани появилось четыре монастыря, Благовещенский кафедральный собор и более десяти городских церквей.
Святители уходят, но… остаются
Но в 1561 году архиепископ Гурий тяжело заболел. По праздникам его приносили в церковь — сам он уже не мог ни ходить, ни стоять. Через два года он принял великую схиму и вскоре скончался.
А четыре года спустя скончался тверской епископ, и митрополит Московский Филипп (Колычев) вызвал архимандрита Варсонофия в Москву и поставил его на Тверскую кафедру. Времена для Твери, не вошедшей в опричнину, были тяжелые. Впрочем, не только для Твери. С ужасом узнал владыка Варсонофий, что друг его Герман, архиепископ Казанский, вызванный в Москву для возведения в сан митрополита и осмелившийся кротко напомнить царю, что тот даст ответ на суде Божием за свои жестокости, был изгнан и умер в заточении.
Много страшных событий прошло пред глазами Варсонофия за четыре года его архиерейского служения.
В 1571 году он удалился на покой в основанную им в Казани обитель, пять лет провел там в уединении и молитве, принял великую схиму, а когда скончался, был погребен там же, где и владыка Гурий — в Преображенском монастыре.
А в октябре 1595 года, когда по благословению Патриарха Иова в обители начали строить новый Преображенский храм, обрели мощи святителей Гурия и Варсонофия, и тогдашний Казанский митрополит, будущий патриарх Гермоген, описал это событие в составленном им житии своих святых предшественников.
После завоевания Казани и других восточных земель был создан Казанский приказ . Это была обширная административная единица, расположенная к востоку от Москвы и включавшая покоренное Казанское ханство, Урал и нижнюю часть Волги.
Во время завоевания Казани в 1552 году город и его жители подверглись таким же разрушениям и жестокости, которые Иван Грозный применял к большей части покоренных им земель.
За смертью Ивана Грозного последовал опустошительный голод 1601 года и Смутное время . Это был период нестабильности, гражданской войны и иностранного вторжения, продолжавшийся с 1605 по 1613 год.
Восхождение Алексея Михайловича на московский престол в 1645 году ознаменовало отчетливое изменение политики России по отношению к мусульманам.
Касимовское ханство (Фото: secrethistory.su).
В 1651 году Алексей Михайлович запретил Касимовскому ханству , небольшому мусульманскому буферному государству, основанному Московским государством в 1452 году, и единственной мусульманской правящей династии в пределах России, общаться с мусульманами из других стран, включая дипломатов и гонцов из Ирана, Бухары, Хорезма и Ногайской Орды, которые проезжали через ханство на пути в Москву и обратно.
К 1660-м годам восточная окраина Казанского края становилась все более опасной. В феврале 1662 года Ирка-мулла , казанский мусульманин, посланник Москвы к калмыцкому правителю Абылаю Таши, был ограблен Арслан-беком и его башкирскими последователями в окрестностях Уфы.
Он сообщил об этом царю и потребовал их наказания. К октябрю группа башкир объединилась с Абылаем и напала на населенные пункты вокруг Уфы и Мензелинска.
Алексей Михайлович призвал чиновников из Казани и Перми собрать армию из новокрещеных подданных, татар-мусульман, мурз и чувашей, чтобы остановить и разбить разбойников, прежде чем они смогут перейти реку Каму и угрожать Казани.
Восстание Степана Разина принесло еще больше насилия в Казанский край. Разин обратился к мусульманским духовным лидерам и к казанской знати с призывами вступить в его ряды. Некоторые казанские мусульмане поддержали его, а другие нет.
Один из татарских мурз – Сафар Тенишев , описал в петиции 1671 года, как его жена и дети бежали в лес с домашним скотом, спасаясь от последователей Разина.
Начало 1680-х годов нанесло еще несколько ударов по казанским мусульманам. В 1680 году на Среднее Поволжье обрушился сильный голод , унесший жизни тысячей людей.
В том же году Алексей Михайлович вернул новокрещеной татарской знати Романовского уезда земли, которые ранее были у них конфискованы, и освободил их от государственной службы на три года в награду за их обращение в христианство.
В 1681 году его сын, царь Федор , издал декрет о конфискации земель мусульманской знати, отказавшейся принять христианство. Вскоре оставшаяся нехристианская знать Романова и Ярослава подчинилась. Однако большинство мусульманской знати отказывалось от крещения и тем самым лишалось всех привилегий.
В том же 1681 году умерла мать последнего касимовского хана Фатима-султан . Ее сын, последний хан, скончался за два года до этого. Вместо того, чтобы назначить новую династию, Касимовское ханство было распущено, а его территория вошла в состав Казанского приказа.
Это ханство было создано москвичами в качестве буферного государства между Москвой и Казанским ханством.
Тем не менее, после русского завоевания Казани Касимовское ханство с его тюркско-мусульманским царским двором служило последним оплотом мусульманского правления, сохраняя историческую связь с Золотой Ордой .
Это позволяло казанской мусульманской аристократии и духовенству считать, что они все еще жили на мусульманской земле, несмотря на то что находились под властью православного царя и служили в его армии.
В 1682 году человек по имени Сайид Джафар появился среди башкир и стал призывать их принять ислам и жить по законам ислама. В более поздних историях он был назван святым (авлия).
В одних источниках его называют ханом башкир, а в других – человеком, стремившимся стать ханом. Поэтому некоторые башкирские лидеры не хотели, чтобы он стал ханом. Они перешли на сторону русских и ополчились против него и его сторонников.
Это противостояние продолжалось до 1683 года и, согласно казанским мусульманским источникам, много людей погибло.
В целом весь XVII век стал для мусульман Поволжья сложным периодом со множеством лишений и утрат. В первой половине XVIII века эта тенденция продолжилась, и лишь при Елизавете Петровне и Екатерине II начались некоторые послабления.
Исследования Даниэллы Росс
Наверное многие посетители мечети Марджани обращали внимание на надмогильный камень, находящийся на 2-м этаже мечети, который замурован прямо в стену. Откуда он и как там оказался?
После присоединения земель Казанского, Сибирского и Астраханского ханств Московское государство взяло курс на христианизацию и ассимиляцию нерусских народов. Помимо собственно идеологических мотивов этот выбор диктовался соображениями безопасности, поскольку религиозная и этническая неоднородность населения завоёванных территорий рассматривалась как потенциальная опасность для русского государства.
В 1649 г. в Соборном уложении за православием было закреплён статус официальной государственной религии, а за русской церковью — монопольное право на ведение миссионерской деятельности. За обращение в мусульманство русских людей предусматривалась смертная казнь. Вместе с тем мусульмане получили право приносить присягу согласно требованиям их веры, и для этой цели в Посольском приказе имелся специальный экземпляр Корана.
Опорными центрами христианизации в Среднем Поволжье стали монастыри, получившие огромные земельные пожалования, а руководство процессом было возложено на созданную в 1555 г. Казанскую епархию. С целью более успешного ведения миссионерской деятельности в 1731 г. в Свияжске организуется специальная Новокрещенская комиссия, преобразованная в 1740 г. в Новокрещенскую контору.
В годы правления Петра I экономическое давление на мусульман достигло наибольшего размаха. На татар, не желавших расставаться с религией предков, переложили повинности и обязанности поголовно крестившегося языческого населения Поволжья. Результатом усилий церкви и государства по обращению нерусских народов в православие стало появление группы крещёных татар (кряшен). К шестидесятым годам XVIII в. их удельный вес в составе татарского населения Поволжья и Приуралья достиг максимальной величины — 7,6 %. Правда, в начале XX в. их доля в общей численности татар составляла уже не более 4,2 %.
Провал избранного в отношении мусульман курса был особенно заметен на фоне практически полностью перешедших в христианство языческих народов Среднего Поволжья (чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов). Однако культурные и экономические устои мусульманских обществ были существенно подорваны. Феодальная аристократия была практически полностью ликвидирована ещё в пятидесятые — шестидесятые годы XVI в. во время народных выступлений. Та часть, которая переходила на службу к русскому царю, постепенно растворилась в соответствующих слоях русского общества. Разрушение мечетей, закрытие учебных заведений, преследование служителей культа, отсутствие какой-либо системы народного образования привели к резкому сокращению духовенства. Сумевшие выжить и адаптироваться к новым условиям могли реализовать себя только в рамках местной религиозной общины.
Для сохранения культурных основ общества мусульмане пытались использовать традиционные общественные институты, не поддававшиеся сиюминутному разрушению. Например, у татар заметно выросла значимость джиена — сельской общины, во главе которой стоял совет старейшин-аксакалов. Решения совета считались обязательными для всех членов общины.
В XVI–XVIII вв. значительно усилил свои позиции суфизм, за внешней социальной пассивностью которого была скрыта значительная идеологическая сила и сложная система духовной иерархии. Суфийские учения, нацеленные на выявление и использование внутренних ресурсов личности, частично заполнили идеологический, идейно-политический и социально-структурный вакуум, образовавшийся в мусульманском сообществе того периода.
Таким образом, в первой половине XVIII в. мусульманские регионы оставались потенциальным очагом сепаратизма внутри Российской империи. Власти осознавали необходимость выработки более эффективных механизмов вовлечения мусульман в государственную систему. Первым шагом в этом направлении стало установление контроля над мусульманским духовенством и деятельностью шариатских судов. Ещё в 1736 г. при императрице Анне Иоанновне был принят указ, по которому высшее мусульманское духовенство оказалось подконтрольно местной администрации. Но кардинальные изменения в национальной и религиозной политике произошли только при императрице Екатерине II.
Читайте также: