Подвижные игры в школе внеурочная деятельность

Обновлено: 03.07.2024

Игра практически всегда была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью нравственного воспитания, усвоения правил и норм сложнейших человеческих отношений в социуме, психического и физического развития подрастающего поколения. Основная функция игры заключается в том, что игра снимает напряжение эмоционального состояния ребенка, предоставляя ему неподдельные чувства радости и удовлетворения. Через игру ребенок познает окружающий мир, налаживает эмоциональный контакт со сверстниками и взрослыми. Игра является средством развития интеллекта, формирования психических процессов, свободного проявления фантазии и творческой самореализации, приобретения сноровки, ловкости, быстроты реакций и многое другое. Эти воспитательные и развивающие потенциалы игры широко используются педагогами-психологами и педагогами-практиками во внеучебной деятельности в школе для целенаправленного интенсивного воздействия на формирование и развитие личности ребенка. Кроме того, в игровой деятельности формируются умения действовать по правилам, развиваются чувства сопереживания и готовности помочь.

Анализ источников научной и методической литературы показал, что в практике внеучебной воспитательной работы в школе педагогами используются физические (подвижные игры для тела), интеллектуально-развивающие (игры для ума), дидактические (обучающие игры, театрализованная деятельность, конкурсы, аукционы), социальные (сюжетно-ролевые и деловые игры), психокоррекционные игры (тренинговые, психотерапевтические упражнения). По мере включения в игру, ребенок овладевает определенными умениями, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности - в учебную, трудовую.

Рассмотрим более подробно психолого-педагогические аспекты этих игр, используемых во внеурочной деятельности в начальной школе.

Коллективные подвижные игры - это игры, в которых участие принимают как небольшие группы участников, так и целые классы. А в некоторых случаях и значительно большее количество играющих.

Индивидуальные подвижные игры могут создаваться как отдельно детьми, так и парно с педагогом.

Деятельность в играх благоприятно влияет на кору головного мозга, она образует как временные положительные, так и отрицательные связи, увеличивает подвижность нервных процессов. Это положительно влияет на усвоение тактических действий. Также подвижные игры воспитывают волю, дисциплинированность, выдержку, ловкость, быстроту. Подвижные игры помогают сплотиться детям, найти общий язык друг с другом.

Двигательные действия в подвижных играх разнообразны. Некоторые действия требуют быстроты, ловкости, силы или другие физические качества. Они могут быть ритмическими, выполняться в виде двигательных задач. В игры можно включить небольшие пробежки, метания в цель и на дальность, преодоление препятствий, можно включить действия, требующие применять разнообразные движения, которые были приобретены в процессе специальной физической подготовки.

К интеллектуально-развивающим играм также относятся викторины, аттракционы, конкурсы и т.д. Принцип викторины - назвать, угадать, продолжить, перечислить. Вопросы могут быть составлены на одну тему и быть различными по содержанию. Они наиболее просты в организации и проведении, позволяют вовлечь наибольшее количество ребят. Во всех случаях вопросы рассчитываются на средний и даже немного ниже среднего уровня эрудиции. Игры викторины нравятся детям, они заинтересованы в решении заданий. Данный вид игры можно проводить как наедине с ребенком, так и в группе. Если проводить в группе, то дети учатся не только играть, но также и взаимодействовать друг с другом, отрабатывают навык общения. Детей приводит в восторг также игры – аттракционы, конкурсы. Данные игры состоят из коротких упражнений и игр, и позволяют участникам проявить свою быстроту, фантазию, креативность, ловкость. Во время проведения игр – аттракционов, конкурсов, участники выполняют упражнения по очереди и нетрудно выявить тех, кто лучше других справляется с заданиями.

Особенностью проведения сюжетно-ролевых игр во внеурочной деятельности в начальной школе являются воображаемые ситуации, в которых разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица или героя, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача сюжетно-ролевых игр - научить школьника ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Игровая деятельность также активно влияет на формирование произвольности психических процессов. В игре у младших школьников активно развивается произвольное внимание и произвольная память, дети лучше сосредотачиваются и запоминают больше. Особенно, большое влияние для развития целенаправленного внимания в младшем школьном возрасте имеет обучающая игра, которая имеет правила, проблемную задачу, учит планировать свои действия для решения игровой задачи и требует особой сосредоточенности. По мнению психологов, для своевременного развития у детей свойств внимания и способности управлять ими, необходимо использовать специально организованные игры и упражнения.

Психокоррекционные игры (тренинговые, психотерапевтические упражнения) используются во внеурочной деятельности для коррекции и снижения агрессивного поведения младших школьников, для коррекция страхов, развития коммуникативных навыков детей.

Анализируя практический опыт педагогов-психологов и педагогов-практиков, можно выделить приемы психокоррекционных игр, оказывающих мощное воздействие на развитие личности, способствующих созданию близких отношений между участниками группы, повышающих самооценку и помогающих снять напряженность и опасность социально-значимых последствий.

Анастасия Евгеньевна Беспалова (педагог-психолог, г. Зеленоград) утверждает, что использование сюжетно-ролевой игры позволит уменьшить количество страхов и снизить уровень беспокойности у детей дошкольного и школьного возраста. Педагогом составлены комплекс сюжетно-ролевых игр, нацеленных на преодоление страхов, тревоги и усвоение адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях; на развитие способности к пониманию себя и своих возможностей; на преодоление неуверенности в себе и способности к произвольной регуляции эмоций [1].

Проанализировав опыт работы педагогов-психологов О. Г. Егоровой, В. И. Сафановой, Т. И. Ткаченок, Н. Р. Черных [2, 5, 6, 7], можно выделить, что игровые технологии позволяют также снизить уровень тревожности у детей через овладение ими некоторыми приемами саморегуляции, и дают возможность сформировать навыки самоконтроля и установить четкие границы поведения. Это в свою очередь помогает детям прогнозировать реакцию окружающих, что снижает общий уровень тревожности.

Елена Викторовна Клочникова (воспитатель, г. Ленск РС (Я)) составила комплекс игр-забав, подвижных игр и игр эмоционально-развивающего характера для профилактики тревожности. Елена Викторовна подчеркивает, что главной предпосылкой является выполнение действий в подвижной игре, которое связано с яркими эмоциональными волнениями в коллективе сверстников. По мнению педагога, значительная педагогическая результативность игры в большой мере определена формированием положительных взаимоотношений детей, усвоением ими правил и норм поведения, развитием мышления, моторики и других функций. Елена Викторовна отмечает целесообразность использования подвижных игр для коррекции отклонений в эмоциональной сфере личности ребенка [4].

Следует также отметить, что педагогами во внеурочной деятельности широко применяются подвижные коллективные игры, накопленные в народной педагогике: лапта, прятки, казаки-разбойники, кошки-мышки жмурки и др., которые снимают отрицательный эмоциональный фон, нервное напряжение, излишнюю тревожность и раздражительность у детей.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что большое значение имеет психологическая атмосфера в процессе проведения игры. Также в играх при распределении ролей можно использовать различные считалочки, жеребьевку. И каждый сюжет игры должен иметь развитие. В завершении игры лучше предложить участникам процесса поделиться своим мнением, впечатлениями, ощущениями, новыми предложениями и идеями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательный процесс в современной школе постоянно услож­няется, и это требует от учащихся значительного умственного и нерв­но-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предпо­лагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состоя­ние центральной нервной системы и функций организма, определен­ный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режи­мом и новыми условиями жизнедеятельности.

Однако невысокий уровень здоровья и общего физического разви­тия многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проб­лему.

У многих первоклассников наблю­дается низкая двигательная активность, широкий спектр функцио­нальных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.

Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы воз­можность вредных влияний и способствовали бы укреплению здо­ровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.

Общая характеристика кружка

Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить ученика автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.

Место кружка в учебном плане.

Программа рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.

Основными задачами данного курса являются:

укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств;

развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;

развитие сообразительности, творческого воображения;

развитие коммуникативных умений;

воспитание внимания, культуры поведения;

создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к себе;

обучить умению работать индивидуально и в группе,

развить природные задатки и способности детей;

развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.

развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

Данная программа подойдет для учителей физкультуры, начальных классов и дополнительного образования. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Красносельская средняя общеобразовательная школа имени

Героя Советского Союза М. Д. Цыкина

Директор М. М. Меркушина Рассмотрено

на педагогическом совете

от ___ Согласовано

по УВР О. А. Сенина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности

для обучающихся 1- 4 классов

количество часов 34 (1 час в неделю)

Составила: Л. А. Белокаменцева

учитель физической культуры

2020-2021 уч. год

1. Пояснительная записка …. 3

2. Содержание программы….…. 4

3. Описание места кружка в учебном плане ….…. 5

4. Описание ценностных ориентиров содержания … 5

5. Тематическое планирование …. 6

6. Методические рекомендации…. …. 7

7. Личностные, метапредметные и предметные результаты … 9

8. Планируемый результат … 11

9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 11

10. Список литературы …. …. 14

11. Календарно – тематическое планирование … 15

Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.)

Программа составлена с учетом требований следующих нормативных документов:

• Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г., №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

• Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012)"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";

• Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373";

• О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999).

Подвижная игра — одно из важных средств, всестороннего воспитания детей младшего школьного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели.

Образовательный процесс в современной школе постоянно услож-няется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.

Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.

У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.

Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.

Содержание программы

Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающегося автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.

Место кружка в учебном плане.

Программа рассчитана на 33 часа - 1 кл, 34 часа - 2-4кл в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35 - 40 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,

– развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;

– привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Цель программы : удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.

Основными задачами данного курса являются:

укрепление здоровья обучающихся посредством развития физических качеств;

развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;

развитие сообразительности, творческого воображения;

развитие коммуникативных умений;

воспитание внимания, культуры поведения;

создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;

обучить умению работать индивидуально и в группе,

развить природные задатки и способности детей;

развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.

развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

Тематическое планирование 1 класса

№ Разделы Кол-во часов

1 Русские народные игры 8

2 Подвижные игры 17

Тематическое планирование 2 класса

№ Разделы Кол-во часов

1 Русские народные игры 11

2 Подвижные игры 8

4 Игры народов России 7

Тематическое планирование 3 класса

№ Разделы Кол-во часов

1 Русские народные игры 11

3 Игры народов России 17

Тематическое планирование 4 класс

№ Разделы Кол-во часов

1 Русские народные игры 19

3 Игры народов России 7

1. Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила.

2. Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у томленные центры.

3. Игры с быстрым нахождением своего места. В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.

Весь материал разделяется на отдельные разделы:

класс.

Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.

цели изучения по каждому разделу

Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.

На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.

Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.

Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.

Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности

являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

является формирование универсальных учебных действий (УУД).

• определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

• проговаривать последовательность действий во время занятия;

• учиться работать по определенному алгоритму

• умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

• сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.

-у выпускника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;

- сформировано начальное представление о культуре движении;

- младший обучающийся сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;

-обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;

- умение работать в коллективе.

Начальное образование существенно отличается от всех последующих

К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.

Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших обучающихся; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.

Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.

Д –демонстрационный экземпляр (1 экземпляр);

К –полный комплект (для каждого обучающегося);

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 обучающихся);

П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5–6 человек)

п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Кол-во

1 Основная литература для учителя

1.1 Стандарт начального общего образования по физической культуре Д

1.3 Рабочая программа по физической культуре Д

2 Дополнительная литература для учителя

2.1 О. А. Степанова: Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие. Д

2.4 Матвеев А. П. Методика преподавания физической культуры в 1 классе. – М., 2002 Д

3 Дополнительная литература для обучающихся

3.1 Б. Б. Егоров, Ю. Е. Пересадин: Физическая культура. Учебник. Книга 1. 1 – 2 классы. М., БАЛАСС, 2012г. Ф

4 Учебно-практическое оборудование

4.1 Козел гимнастический П

4.2 Канат для лазанья П

4.3 Стенка гимнастическая П

4.6 Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м) П

4.7 Комплект навесного оборудования (перекладина, тренировочные баскетбольные щиты) П

4. 8 Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч (мягкий, баскетбольные, волейбольные, футбольные К

4.9 Палка гимнастическая К

4.10 Скакалка детская К

4.11 Мат гимнастический П

4.12 Гимнастический подкидной мостик Д

4.14 Обруч детский Д

4.15 Рулетка измерительная К

4.16 Щит баскетбольный тренировочный Д

4.17 Сетка волейбольная Д

3. Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 1-4 классы : проект. – 3 – е изд. – М. : Просвещение, 2011.- 61с. – Стандарты второго поколения.

4. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы /авт. -сост. О. В. Белоножкина и др. Учитель 2007-173с.

5. Справочник учителя физической культуры /Авт. - сост. П. А. Киселев, С. Б. Киселева – Волгоград: Учитель, 2011.- 251 с.

6. Физическая культура. 1 – 4 классы. Методические рекомендации для учителя. Егоров Б. Б., Пересадина Ю. Е., Цандыков В. Э. – М. : Баласс, 2012.-128с.

7. Физическая культура: учебное пособие /В. Л. Мустаев; под научной редакцией Н. А. Заруба, консультант по методике Л. А. Коровина. – Кемерово: изд-во КРИПКиПРО, 2008.- 140с.

8. Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 1/авт. Егоров Б. Б., Пересадин Ю. Е – М. : Баласс, 2012.-80с.

9. Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 2 /авт. Егоров Б. Б., Пересадин Ю. Е – М. : Баласс, 2011.-80с.

Первый год обучения

1 класс, 33 часа (1 час в неделю – 33 учебные недели)

№ н/п Тема занятия Кол-во часов Дата

2. У медведя во бору 1

3. Филин и пташки 1

4. Палочка- выручалочка 1

5. Блуждающий мяч 1

6. Эстафеты с мячом 1

7. Ловишка в кругу 1

8. Пчелки и ласточки 1

9. К своим флажкам 1

10. Час здоровья 1

12. Соревнования скороходов 1

13. Колдунчики 1

15. Пчелы и медведи 1

16. Хитрая лиса 1

17. Ловишки с приседаниями 1

18. Переправа с досками 1

19. Старты надежд (эстафеты) 1

20. Собери урожай 1

21. На погрузке арбузов 1

22. Принеси мяч 1

23. Успей перебежать 1

25. Весёлые старты 1

28. Пустое место 1

30. Кто быстрее? 1

31. Конники-спортсмены 1

32. Лягушата и цыплята 1

Второй год обучения - 2 класс, 34 часа (1 час в неделю – 34 учебные недели)

№ п/п Тема занятия Кол-во часов Дата

21. Эстафета зверей 1

24. Эстафета по кругу 1

25. Эстафета с обручем 1

26. Эстафета со скакалкой 1

34. Чувашская игра «Рыбки 1

Третий год обучения - 3 класс, 34 часа (1 час в неделю – 34 учебные недели)

н/п Тема занятия Кол-во

22. Эстафета по кругу 1

23. Эстафета с обручем 1

24. Эстафета с мячом 1

Четвертый год обучения - 4 класс, 34 часа (1 час в неделю – 34 учебные недели)

№,п/п Тема занятия Кол-во часов Дата

18 Чувашская игра «Рыбки 1

20 Эстафета со скакалкой 1

22 Эстафета зверей 1

25 Эстафета по кругу 1

26 Эстафета с обручем 1

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 5–9 классов по ФГОС Содержание учебного предмета. ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса Изучение предмета направлено на достижение целей: • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости,.

Рабочая программа по преодолению нарушения звукопроизношения у учащихся 1–4 классов Содержание 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика учебного предмета, курса 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном.

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно ориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.

Ø формирование установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;

Ø развитие навыка самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

Ø обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Ø создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных игр через включение их в совместную деятельность.

  • Цели конкретизированы следующими задачами:
  • активизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
  • познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
  • формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
  • создавать условия для проявления чувства коллективизма;
  • развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
  • воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

Программа составлена с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей детей. Работа с детьми строится на основе уважительного, искреннего и тактичного отношения к личности ребенка. В педагогической деятельности следует исходить из концепции педагогического сотрудничества:

  • уважать личность ребенка, его позицию;
  • принять ребенка таким, каков он есть, в его своеобразии и индивидуальности;
  • отмечать достоинства каждого ребенка;
  • не навязывать свои мысли ребенку, а высказывать суждения, не приказывать, а советовать: вести ребенка к самоанализу, к рефлексии;
  • проявлять искренний интерес к словам ребенка, его переживаниям, слушать и понимать его.

Цель и задачи реализации основной образовательной программы учреждения не противоречат цели и задачам ВОП школы согласно Программы развития ОУ.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны, но все же их можно разделить на две большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры – высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания об окружающей их среде. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра – одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.

Использование соревновательно-игрового метода способствует успешному накоплению двигательного опыта, основанного на временных связях, которые вследствие положительного переноса, т.е. координационной общности с изучаемым видом физической деятельности, облегчают освоение программного материала. Соревновательно-игровые задания несут в себе большой эмоциональный заряд, который является эффективным средством не только физического развития учащихся, но и их духовного воспитания. Использование соревновательно-игрового метода позволяет преподавателю успешно развивать как общефизическую, так и специальную подготовку учащихся. Физическая подготовка является фундаментом для освоения любого вида программы. Она способствует быстрому овладению умениями и навыками и их прочному закреплению. Физическая подготовка делится на общую и специальную.

В общую физическую подготовку входит развитие основных физических качеств учащихся: силы, быстроты, ловкости, гибкости и выносливости. Подбор средств общей физической подготовки для каждого занятия зависит от задач, решаемых на нем, а также условий обучения. При этом необходимо учитывать гигиенический фактор, т.е. занятия желательно проводить на свежем воздухе, спортивной площадке, стадионе. Хорошая общая физическая подготовка учащегося и как следствие этого – его гармоническое развитие, связанное с совершенствование мышечного чувства, представляют собой необходимый фундамент для дальнейшей специализации в конкретном виде спорта.

Специальная физическая подготовка предусматривает развитие физических качеств, необходимых для конкретного вида программы. Развитие гибкости (подвижности суставов) во время игры в футбол осуществляется при пассивном и активном воздействии. При совершенствовании подвижности в суставах следует придерживаться следующих правил: развивать гибкость планомерно и систематически; использовать в игре или соревнованиях упражнения на растягивание и выполнять их пружинисто, небольшими сериями, с постепенным увеличением темпа и амплитуды; осуществлять полное разогревание тела перед началом упражнении; чередовать упражнения на гибкость с упражнениями на силу, ловкость, быстроту.

Для проведения спортивных игр важно научить детей обращаться с мячами (волейбольным, футбольным, баскетбольным). Упражнения такого вида динамичны и эмоциональны. Они способствуют развитию силы, скоростно-силовых качеств, координационных способностей, быстроты простой и сложной двигательных реакций. Требуют проявления находчивости, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Они эффективно влияют на развитие у детей как психических процессов (внимания, восприятия, памяти, рациональности мышления, воображения) так и физиологических (усиливают кровообращение, дыхание, обмен веществ).

Подвижные и спортивные игры позволяют решить целый комплекс важных задач в работе с детьми и подростками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические качества, но и умственные, психические и творческие способности, нравственные качества и т.д.

Спортивные игры можно по праву назвать средством всесторонней физической подготовки учащихся.

Игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.

Игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию.

Занятия проводятся в спортивном зале, на спортивной площадке, на свежем воздухе. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов, учитель физической культуры.

Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника

Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровье и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровья.

Место курса в учебном плане

Место проведения: в спортивном зале (холодное время года), на спортивной площадке (в теплое время года).

Читайте также: