Как открыть в доу группу компенсирующей направленности

Обновлено: 05.07.2024

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДЗЕРЖИНСКИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Об утверждении и введении в действие Порядка комплектования и организации деятельности групп компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья и нарушениями в развитии речи в МБДОУ и МАДОУ

1. Утвердить Порядок комплектования и организации деятельности групп компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья и нарушениями в развитии речи в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях и муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении (далее - МБДОУ и МАДОУ) (прилагается).

2. Руководителям МБДОУ и МАДОУ руководствоваться в работе настоящим Порядком.

3. Признать утратившим силу Постановление администрации города от 01.02.2011 N 33-ПГА "Об утверждении Порядка организации деятельности логопедических групп в МДОУ", Постановление администрации города от 14.03.2011 N 97-ПГА "О внесении изменений в Порядок организации логопедических групп".

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации города - начальника управления развития образования и отраслей социальной сферы Н.И. Удельнову.

Глава города
В.М. Панаморенко

Порядок комплектования и организации деятельности групп компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья и нарушениями в развитии речи в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях и муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении


1. Общие положения

1.1. Настоящий порядок о группах компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья и нарушениями речи в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях комбинированного вида (далее - МБДОУ) и автономных дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида (далее – МАДОУ) муниципального образования "городской округ Дзержинский" (далее – Порядок) регулирует деятельность групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ и нарушениями речи (далее – группы компенсирующей направленности) в МБДОУ и МАДОУ (далее – Учреждения) муниципального образования "Городской округ Дзержинский".

1.2. Настоящий Порядок разработан в соответствии с:

- Конвенцией ООН о правах ребенка (ратифицирована Верховным Советом СССР от 13.06.1990 г.);

- Декларацией прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей 20.11.1959 г.);

- Законом Московской области "Об образовании" от 27.07.2013 N 94/213-03 (с дополнениями и изменениями;

- Постановлением администрации города N 349-ПГА от 27.05.2014 "Порядок оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений муниципального образования "Городской округ Дзержинский";

- нормативными правовыми актами администрации городского округа Дзержинский, приказами Управления развития образования и отраслей социальной сферы, Уставом Учреждения, договором между Учреждением и родителями (законными представителями), настоящим порядком.

1.3. Группа компенсирующей направленности - тип образовательной группы, реализующей адаптированную образовательную программу дошкольного образования (программу коррекционной направленности).

1.4. Воспитанник с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого -медико - педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (далее - ОВЗ).

1.5. В группе компенсирующей направленности осуществляется квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольное образование детей с ОВЗ в соответствии с адаптированной образовательной программой Учреждений, а так же с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

1.6. Основными задачами группы компенсирующей направленности является:

- охрана жизни и укрепление здоровья детей с ОВЗ,

- развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических качеств воспитанников,

- формирование предпосылок учебной деятельности,

- осуществление необходимой коррекции в развитии детей.

- создание современной развивающей предметно пространственной среды, обеспечивающие равные возможности для полноценного развития детей с ОВЗ в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития образования, охраны и укрепления здоровья детей, коррекции нарушений в развитии детей с ОВЗ.

2. Организация деятельности групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ и нарушением речи

2.1. Создание и ликвидация групп компенсирующей направленности в Учреждениях осуществляется согласно данному Порядку утвержденного Постановлением Администрации муниципального образования "городской округ Дзержинский".

2.2. Группа компенсирующей направленности открывается с целью коррекционно - развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ, имеющими нарушения, подтвержденные Психолого – медико – педагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

2.3. Открытие группы компенсирующей направленности осуществляется при наличии соответствующего материально - технического, программно – методического и кадрового обеспечения.

2.4. Дети с ОВЗ, дети - инвалиды принимаются в группы компенсирующей направленности Учреждений только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения ПМПК.

2.5. Учреждения обеспечивают необходимые условия для организации коррекционно - развивающей работы с детьми с ОВЗ и с детьми – инвалидами.

2.6. Комплектование групп компенсирующей направленности проводится в весеннее - летний период и при необходимости в течение учебного года.

2.7. Коррекционную работу с детьми групп компенсирующей направленности проводит учитель - логопед, учитель – дефектолог, педагог – психолог (при наличии в штате), воспитатели групп, специалисты Учреждений.

2.8. Основными формами организации коррекционной работы являются: фронтальная, подгрупповая и индивидуальная коррекционно - развивающая деятельность.

3. Порядок приема в группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ и нарушениями речи

3.1. В группы компенсирующей направленности на определенный срок зачисляются дети, прошедшие с согласия родителей (законных представителей) обследование ПМПК.

3.2. В первую очередь в группы компенсирующей направленности зачисляются дети, имеющие наиболее сложные нарушения в развитии, препятствующие их успешному освоению образовательными программами.

3.3. Группы компенсирующей направленности формируются по возрастному принципу и принципу сходных проблем в развитии.

3.4. Количество и соотношение возрастных групп (подгрупп) компенсирующей направленности в Учреждениях устанавливается в зависимости от количества и категорий детей, имеющих нарушения в развитии и их возраста.

3.5. Рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей до 3 лет и старше 3 лет, соответственно, не должно превышать:

- для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 и 10 детей;

- для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте старше 3 лет - 12 детей;

- для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;

- для слабослышащих детей - 6 и 8 детей;

- для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;

- для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием - 6 и 10 детей;

- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 и 8 детей;

- для детей с задержкой психического развития - 6 и 10 детей;

- для детей с умственной отсталостью легкой степени - 6 и 10 детей;

- для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой в возрасте старше 3 лет - 8 детей;

- для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет - 5 детей;

- для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) - 5 детей для обеих возрастных групп;

- для детей с иными ограниченными возможностями здоровья - 10 и 15 детей.

3.6. При наличии сложных клинических форм и состояний предусмотрено сопровождение тьютора.

3.7. Выпуск детей из группы компенсирующей направленности осуществляется ПМПк образовательного учреждения после окончания срока коррекционного обучения.

3.8. Длительность пребывания в группе компенсирующей направленности определяется территориальной (муниципальной) ПМПК. В случае необходимости срок пребывания в группе компенсирующей направленности может быть продлен. Решение о дополнительном пребывании ребёнка в группе принимает территориальная (муниципальная) ПМПК.

3.9. Перевод детей из групп компенсирующей направленности в группы общеразвивающей направленности осуществляется на основании заключения ПМПк.

4. Организация и осуществление образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ и нарушениями речи

4.1. Коррекционно - развивающая работа строится с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и заключения ПМПК. Цель организации групп компенсирующей направленности в Учреждениях - создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии детей, в освоении ими адаптированных программ дошкольного образования для детей с нарушениями развития и подготовки к дальнейшему успешному обучению в общеобразовательном учреждении.

4.2. В группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ осуществляется реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования.

4.3. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования разрабатывается Учреждениями самостоятельно с учетом особенностей нарушения развития, индивидуальных возможностей воспитанников групп компенсирующей направленности.

4.4. Организация образовательного процесса в группах компенсирующей направленности регламентируется учебным планом, сеткой занятий организованной образовательной деятельности, режимом дня.

4.5. При осуществлении образовательной деятельности по адаптированным образовательным программам для дошкольного образования в Учреждениях необходимо создать специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ.

4.6. Организация образовательного процесса в группах компенсирующей направленности предполагает соблюдение следующих позиций:

- регламент проведения и содержания занятий с ребенком с ОВЗ специалистами Учреждения (учителем - логопедом, педагогом – психологом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, дефектологом (при наличии)) и воспитателями;

- регламент и содержание работы тьютора;

- регламент и содержание работы консилиума.

4.7. Коррекционно - педагогическую помощь детям непосредственно оказывает учитель – логопед и воспитатель.

Основной структурной единицей дошкольной образовательной организации является группа. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.

В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В таких группах осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

При необходимости могут быть организованы также:

  • группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;
  • группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;
  • семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В группы могут включаться воспитанники как одного, так и разных возрастов (разновозрастные группы).

См. также:

1.2. В своей деятельности Группы руководствуются федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего государственного или муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.08.2008г. № 666, нормативно-рекомендательными материалами, разработанными Институтом коррекционной педагогики РАО[1] и допущенными Министерством образования РФ, Уставом ДОУ, договором, заключаемым между ДОУ и родителями (законными представителями).

1.3. Группы создаются для осуществления квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

1.4. Группы открываются в помещениях ДОУ[2], отвечающих санитарным нормам и правилам пожарной безопасности и только при условии соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения.

1.5. Оборудование групп в установленном порядке производится жестким и мягким инвентарем, специальным оборудованием и пособиями.

1.6. Питание в группах организуется по установленным нормам.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГРУПП КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

2.1. Создание групп (и зачисление детей в группы) оформляется приказом заведующего ДОУ на основании индивидуального коллегиального заключения Психолого-медико-педагогической комиссии (далее по тексту – ПМПК) на каждого ребёнка с рекомендациями о форме оказания коррекционно-развивающего сопровождения, заявления и договора с родителями (законными представителями) детей.

2.2. Количество групп определяется Уставом ДОУ. Для реализации дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей, с ограниченными возможностями здоровья, в ДОУ организуются следующие самостоятельные группы:

- для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи);

- для детей с тяжелыми нарушениями речи (заикание);

- для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;

- для детей с задержкой психического развития.

2.3. Содержание образовательного процесса в группах определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой ДОУ самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

2.4. В группах для детей с нарушением речи осуществляется дифференцированное обучение и воспитание детей в зависимости от степени тяжести речевого дефекта, индивидуальных особенностей детей и т. д.

2.5. В группах для детей с задержкой психического развития осуществляется дифференцированное обучение и воспитание детей в зависимости от степени тяжести нарушений, индивидуальных особенностей детей и т. д.

2.6. В группах для детей с общим недоразвитием речи осуществляется подготовка детей к обучению в общеобразовательной школе или в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

2.7. В группах для детей с заиканием ведется подготовка детей к обучению в общеобразовательной школе или в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

2.8. В группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи осуществляется подготовка детей к обучению в общеобразовательной школе.

2.9. В группах для детей с задержкой психического развития осуществляется подготовка детей к обучению в общеобразовательной школе или в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии.

2.10. Специалисты групп имеют право запрашивать информацию, необходимую для осуществления комплекс­ной деятельности у следующих организаций: здравоохра­нения, образовательных учреждений, социальной защиты.

2.11. В соответствии с целями и задачами, определенными Уставом ДОУ, в группах могут реализовываться дополнительные образовательные программы и оказываться дополнительные образовательные услуги за пределами, определяющих его статус образовательных программ с учетом потребностей семьи и на основе договора, заключаемого между ДОУ и родителями (законными представителями).

2.12. В группах реализуются:

· общеобразовательные основные (комплексные) программы дошкольного образования;

· общеобразовательные основные (парциальные) программы дошкольного образования;

· коррекционно-развивающие образовательные программы для детей с нарушениями речи;

· программы коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с задержкой психического развития;

· общеобразовательные дополнительные программы дошкольного образования по направленностям:

2.13. Обучение и воспитание в группах осуществляется на русском языке. В группах созданы необходимые условия для изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации.

2.14. Организация образовательного процесса в группах осуществляется в соответствии с программами дошкольного образования, обозначенными в п.2.7 данного Положения, расписанием занятий.

2.15. Количество и продолжительность занятий определяется Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста составляет:

- в младшей группе (дети четвертого года жизни) – 11 занятий,

- в средней группе (дети пятого года жизни) – 12 занятий,

- в старшей группе (дети шестого года жизни) – 15 занятий,

- в подготовительной (дети седьмого года жизни) – 17 занятий.

- для детей 4-го года жизни – не более 15 минут,

- для детей 5-го года жизни – не более 20 минут,

- для детей 6-го года жизни – не более 25 минут,

- для детей 7-го года жизни – не более 30 минут.

Перерывы между занятиями – не менее 10 минут.

Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т. п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Их проводят:

- для детей 4-го года жизни – не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут;

- для детей 5-го года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

- для детей 6-го года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

- для детей 7-го года жизни – не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.

В середине учебного года (январь – февраль) для воспитанников групп компенсирующей направленности организуют недельные каникулы, во время которых проводят занятия только эстетически-оздоровительного цикла.

В дни каникул и в летний период учебные занятия не проводятся.

2.16. Родителям (законным представителям) ребенка предоставляется возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса.

2.17. Промежуточная и итоговая аттестация воспитанников групп не проводится.

2.18. Дисциплина в ДОУ поддерживается на основе уважения человеческого достоинства воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к воспитанникам не допускается.

III. ПОРЯДОК КОМПЛЕКТОВАНИЯ

ГРУПП КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

3.1. Отбор детей с ограниченными возможностями здоровья в группы производится на заседаниях ПМПК комиссии.

3.2. В ДОУ комплектуются самостоятельные группы для следующих категорий детей:

3.3. Приему в ДОУ в группы для детей с нарушениями речи подлежат дети в возрасте от 3 до 7 лет с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, поступающие в группы с заключениями ПМПК: общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание и соответствующими рекомендациями о необходимости обучения по коррекционной программе ДОУ V вида.

3.4. Приему в ДОУ в группы для детей с задержкой психического развития подлежат дети в возрасте от 5 до 7 лет с нормальным слухом, поступающие в группы с заключением ПМПК о наличии первичной задержки психического развития (различного генеза), с возможным сочетанием с различными нарушениями речи и соответствующими рекомендациями о необходимости обучения по коррекционной программе ДОУ VII вида.

3.5. Правильное комплектование групп для детей с нарушениями речи обеспечивается соблюдением всех принципов отбора:

- в группу для детей с общим недоразвитием речи принимаются дети с разным уровнем речевого развития, имеющие различные формы речевой патологии (алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, общее недоразвитие речи по типу задержки речевого развития). В соответствии с заключениями и рекомендациями ПМПК, дети с первым уровнем речевого развития зачисляются в группы с 3 лет на 3-4 года обучения, дети со вторым уровнем речевого развития зачисляются с 4 лет на 3 года обучения, дети с третьим уровнем зачисляются в группы с 4-5 лет на 2 года обучения, дети с четвёртым уровнем речевого развития зачисляются в группы с 6 лет на 1 год.

- в группу для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи (наблюдающимся при дислалии, дизартрии, ринолалии, ринофонии) принимаются дети с 5 лет на один год обучения. Дети с ринолалией и дизартрией зачисляются на 2 года обучения.

- в группу для заикающихся детей принимаются дети с расстройством коммуникативной функции речи. Наряду с заиканием у них может быть нарушено произношение отдельных звуков, либо наблюдаться фонетико-фонематическое или общее недоразвитие речи. Детей с заиканием зачисляют в ДОУ с 4 лет на срок обучения в соответствии с заключением и рекомендациями ПМПК.

Примечание. В случае необходимости срок пребывания ребенка в группе с нарушениями речи может быть продлен.

3.7. На основании заключения и рекомендаций ПМПК, дети, не достигшие семилетнего возраста, при устранении речевых и других нарушений, могут переводиться в группы общеобразовательной направленности.

3.8. В группах предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет:

для детей с тяжелыми нарушениями речи – 6 и 10 детей;

для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет – 12 детей;

для детей с задержкой психического развития – 6 и 10 детей.

3.11. Заведующий ДОУ самостоятельно осуществляет регистрацию всех заявлений обратившихся родителей (законных представителей) детей в сроки с 1 марта по 31 июля ежегодно.

3.14. При наличии свободных мест в группах ДОУ дети зачисляются сразу.

3.18. Не подлежат приему в группы (организуемые для категорий детей обозначенных в п.3.2 Положения) в ДОУ:

- глухие и слабослышащие дети;

- слепые и слабовидящие дети;

- с нарушением интеллекта (умственно отсталые);

- с психопатоподобным поведением, страдающие эпилепсией, шизофренией;

- с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- дети, страдающие заболеваниями, которые являются противопоказанием для приема в детские сады общего типа.

3.19. Не подлежат приему в группы компенсирую для детей с нарушениями речи (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание) дети с первичной задержкой психического развития.

3.20. Если в период пребывания ребенка в группе выявятся противопоказания, перечисленные в пункте 3.18., 3.19., то ребенок подлежит обязательному направлению на ПМПК для уточнения заключения и определения рекомендаций по дальнейшему образовательному маршруту.

3.21. Прием детей в группы осуществляется на основании следующих документов:

- заявление и документы, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей)

- документы, удостоверяющие личность ребенка.

IV. РУКОВОДСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

ГРУПП КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

4.1. Непосредственное управление группами осуществляет заведующий ДОУ. Заведующий ДОУ отвечает за охрану жизни и здоровья детей, за правильное комплектование групп, организацию и результативность коррекционно-развивающей работы в группах.

4.2. Управление осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом ДОУ и настоящим Положением.

4.3. Образовательный процесс в группах осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики (учителями-логопедами, учителями – дефектологами), а также воспитателями, музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре, прошедшими соответствующую подготовку по профилю деятельности учреждения.

Психологическое обеспечение образовательного процесса осуществляет педагог-психолог, входящий в штат учреждения.

4.4. В случае необходимости для организации коррекционно-развивающего сопровождения на основе дополнительных договоров привлекаются специалисты, не работающие в данном ДОУ (врач-психоневролог, невропатолог и др).

4.5. Медицинское обслуживание детей в ДОУ обеспечивают органы здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания.

4.6. Финансирование групп для детей с нарушениями речи осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного воспитанника.

Фото 1

Существуют разные виды детских садов: комбинированные, компенсирующие, общеобразовательные. Какое заведение лучше посещать, может подсказать педиатр.

Что это значит?

Фото 2

Детский сад компенсирующего вида – это тип учреждения, которое специализируется на подготовке малышей к поступлению в школу.

Особенность заключается в том, что используются образовательно-воспитательные программы, адаптированные под детей с физическими и психическими отклонениями в состоянии здоровья.

Обучение предполагает проведение реабилитационных занятий. Благодаря грамотно разработанной программе, удается устранить нарушение или уменьшить его выраженность.

Занятия проходят с использованием методик, разработанных для каждого типа нарушения. Это позволяет обеспечить правильное развитие ребенка с особыми потребностями. К каждому малышу подбирается индивидуальный подход.

Кому подходят компенсирующие группы?

Многие родители переживают, когда их детям рекомендуют посещать учебно-воспитательное учреждение оздоровительного типа. Они думают, что там находятся только умственно отсталые и физически неполноценные дети.

На самом деле в компенсирующих садиках есть разные группы. Туда могут отправлять детей с ослабленным иммунитетом, которые часто болеют респираторными патологиями, простудами. Если такой ребенок начнет посещать обычный садик, то он будет постоянно болеть и пропустит больше половины занятий. В результате, нормально подготовить его к обучению в школе не получится.

В компенсаторные детсады также направляют таких малышей:

  • с нарушением слуха. Такой ребенок не сможет освоить дошкольную программу вместе с теми детьми, которые хорошо слышат;
  • с наличием патологий опорно-двигательного аппарата. Такие малыши требуют помощи при передвижении, постоянного контроля со стороны воспитателя. Для них могут разрабатываться индивидуальные занятия;
  • у которых имеются проблемы с психологическим равновесием. В эту категорию входят агрессивные, легко возбудимые, раздражительные, нервозные дети. Также сюда относятся малыши, которые тяжело адаптируются к новым условиям, испытывают страх и стеснение перед незнакомыми людьми;
  • с серьезными проблемами со зрением, которые не дают освоить общеобразовательную программу;
  • с дефектами речи. Такие дети не могут нормально общаться с окружающими. Обучение в компенсирующем садике проходит с логопедом;
  • у которых имеются проблемы с концентрацией внимания, памятью;
  • с отклонениями на уровне интеллекта;
  • которые имеют заболевания желудка, кишечника, эндокринной системы (язва, сахарный диабет). В компенсирующем детсаду для них подбирается специальное меню и правильный режим питания.

У детей, которые учились в компенсирующем садике, могут возникать проблемы при оформлении в обычную школу.

Как попасть в специализированный садик?

Чтобы попасть в специализированный садик, необходимо пройти медкомиссию и получить заключение о том, что малыш действительно не способен обучаться в обычном дошкольном заведении.

Фото 4

Ребенку потребуется посетить таких врачей:

  • психолога;
  • окулиста;
  • отоларинголога;
  • психиатра;
  • невропатолога.

С выданной справкой нужно посетить психолого-медико-педагогическую комиссию. Специалисты решат, необходимо ли направлять малыша в компенсирующий садик или он может обучаться в обычном ДОУ. Как правило, в дошкольные заведения подобного типа оформляют детей с 3-5 лет. Многое зависит от того, какие нарушения имеет человек.

Фото 5

Основанием для посещения детского сада компенсирующего вида является результат медкомиссии

Для оформления в детсад дополнительно потребуются такие документы:

  • свидетельство о рождении;
  • фотография малыша;
  • паспорт родителей.

Педиатры рекомендуют посещать специализированный детский садик только при наличии медицинских показаний. Здоровые малыши способны получать дошкольную подготовку по стандартной программе в обычном учебно-воспитательном учреждении.

Какие специалисты работают с детьми?

В ДОУ компенсирующего типа есть обслуживающий персонал: повар, нянечка, подсобные рабочие. Занятия с детьми проводят специалисты разных сфер. Все зависит от того, какие группы действуют в детсаду.

Как правило, в компенсирующих дошкольных заведениях есть:

  • логопед. Помогает избавить малыша от речевых дефектов; . Работает с агрессивными, замкнутыми детьми. Выявляет причину психологических нарушений и пытается ее устранить. Учит адаптироваться к новым условиям, жизни в социуме;
  • методист. Работает с семьей, разрабатывает план и программу занятий;
  • реабилитолог. Проводит утреннюю зарядку, массаж, устраняет дефекты физического развития;
  • музыкальный руководитель. Организовывает развлечения, досуг. Проводит музыкотерапию, музыкальные занятия;
  • диетолог. Разрабатывает рацион для детей с особыми потребностями;
  • терапевт. Контролирует общее состояние здоровья малыша;
  • иммунолог. Занимается решением проблемы слабых защитных сил организма;
  • аллерголог. Работает с детьми, у которых наблюдается непереносимость определенных лекарств, продуктов.

День ребенка, специалисты организовывают таким образом, чтобы усвоение дошкольной программы сочеталось с корректировкой физических либо психологических нарушений.

Видео по теме

Как выбрать хороший садик для ребенка:

Компенсирующий садик следует посещать детям, которые имеют медицинские показания: слабый иммунитет, нарушения опорно-двигательного аппарата, речевые дефекты и т.п.

Для оформления в специализированное учреждение придется пройти ряд этапов. В таком заведении подготовка к учебе сочетается с коррекцией существующих физических и психологических нарушений.

Читайте также: