Как открыть в доу группу компенсирующей направленности
Обновлено: 05.07.2024
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДЗЕРЖИНСКИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Об утверждении и введении в действие Порядка комплектования и организации деятельности групп компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья и нарушениями в развитии речи в МБДОУ и МАДОУ
1. Утвердить Порядок комплектования и организации деятельности групп компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья и нарушениями в развитии речи в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях и муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении (далее - МБДОУ и МАДОУ) (прилагается).
2. Руководителям МБДОУ и МАДОУ руководствоваться в работе настоящим Порядком.
3. Признать утратившим силу Постановление администрации города от 01.02.2011 N 33-ПГА "Об утверждении Порядка организации деятельности логопедических групп в МДОУ", Постановление администрации города от 14.03.2011 N 97-ПГА "О внесении изменений в Порядок организации логопедических групп".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации города - начальника управления развития образования и отраслей социальной сферы Н.И. Удельнову.
Глава города
В.М. Панаморенко
Порядок комплектования и организации деятельности групп компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья и нарушениями в развитии речи в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях и муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении
1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок о группах компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья и нарушениями речи в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях комбинированного вида (далее - МБДОУ) и автономных дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида (далее – МАДОУ) муниципального образования "городской округ Дзержинский" (далее – Порядок) регулирует деятельность групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ и нарушениями речи (далее – группы компенсирующей направленности) в МБДОУ и МАДОУ (далее – Учреждения) муниципального образования "Городской округ Дзержинский".
1.2. Настоящий Порядок разработан в соответствии с:
- Конвенцией ООН о правах ребенка (ратифицирована Верховным Советом СССР от 13.06.1990 г.);
- Декларацией прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей 20.11.1959 г.);
- Законом Московской области "Об образовании" от 27.07.2013 N 94/213-03 (с дополнениями и изменениями;
- Постановлением администрации города N 349-ПГА от 27.05.2014 "Порядок оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений муниципального образования "Городской округ Дзержинский";
- нормативными правовыми актами администрации городского округа Дзержинский, приказами Управления развития образования и отраслей социальной сферы, Уставом Учреждения, договором между Учреждением и родителями (законными представителями), настоящим порядком.
1.3. Группа компенсирующей направленности - тип образовательной группы, реализующей адаптированную образовательную программу дошкольного образования (программу коррекционной направленности).
1.4. Воспитанник с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого -медико - педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (далее - ОВЗ).
1.5. В группе компенсирующей направленности осуществляется квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольное образование детей с ОВЗ в соответствии с адаптированной образовательной программой Учреждений, а так же с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.
1.6. Основными задачами группы компенсирующей направленности является:
- охрана жизни и укрепление здоровья детей с ОВЗ,
- развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических качеств воспитанников,
- формирование предпосылок учебной деятельности,
- осуществление необходимой коррекции в развитии детей.
- создание современной развивающей предметно пространственной среды, обеспечивающие равные возможности для полноценного развития детей с ОВЗ в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития образования, охраны и укрепления здоровья детей, коррекции нарушений в развитии детей с ОВЗ.
2. Организация деятельности групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ и нарушением речи
2.1. Создание и ликвидация групп компенсирующей направленности в Учреждениях осуществляется согласно данному Порядку утвержденного Постановлением Администрации муниципального образования "городской округ Дзержинский".
2.2. Группа компенсирующей направленности открывается с целью коррекционно - развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ, имеющими нарушения, подтвержденные Психолого – медико – педагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
2.3. Открытие группы компенсирующей направленности осуществляется при наличии соответствующего материально - технического, программно – методического и кадрового обеспечения.
2.4. Дети с ОВЗ, дети - инвалиды принимаются в группы компенсирующей направленности Учреждений только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения ПМПК.
2.5. Учреждения обеспечивают необходимые условия для организации коррекционно - развивающей работы с детьми с ОВЗ и с детьми – инвалидами.
2.6. Комплектование групп компенсирующей направленности проводится в весеннее - летний период и при необходимости в течение учебного года.
2.7. Коррекционную работу с детьми групп компенсирующей направленности проводит учитель - логопед, учитель – дефектолог, педагог – психолог (при наличии в штате), воспитатели групп, специалисты Учреждений.
2.8. Основными формами организации коррекционной работы являются: фронтальная, подгрупповая и индивидуальная коррекционно - развивающая деятельность.
3. Порядок приема в группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ и нарушениями речи
3.1. В группы компенсирующей направленности на определенный срок зачисляются дети, прошедшие с согласия родителей (законных представителей) обследование ПМПК.
3.2. В первую очередь в группы компенсирующей направленности зачисляются дети, имеющие наиболее сложные нарушения в развитии, препятствующие их успешному освоению образовательными программами.
3.3. Группы компенсирующей направленности формируются по возрастному принципу и принципу сходных проблем в развитии.
3.4. Количество и соотношение возрастных групп (подгрупп) компенсирующей направленности в Учреждениях устанавливается в зависимости от количества и категорий детей, имеющих нарушения в развитии и их возраста.
3.5. Рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей до 3 лет и старше 3 лет, соответственно, не должно превышать:
- для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 и 10 детей;
- для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте старше 3 лет - 12 детей;
- для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
- для слабослышащих детей - 6 и 8 детей;
- для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
- для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием - 6 и 10 детей;
- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 и 8 детей;
- для детей с задержкой психического развития - 6 и 10 детей;
- для детей с умственной отсталостью легкой степени - 6 и 10 детей;
- для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой в возрасте старше 3 лет - 8 детей;
- для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет - 5 детей;
- для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) - 5 детей для обеих возрастных групп;
- для детей с иными ограниченными возможностями здоровья - 10 и 15 детей.
3.6. При наличии сложных клинических форм и состояний предусмотрено сопровождение тьютора.
3.7. Выпуск детей из группы компенсирующей направленности осуществляется ПМПк образовательного учреждения после окончания срока коррекционного обучения.
3.8. Длительность пребывания в группе компенсирующей направленности определяется территориальной (муниципальной) ПМПК. В случае необходимости срок пребывания в группе компенсирующей направленности может быть продлен. Решение о дополнительном пребывании ребёнка в группе принимает территориальная (муниципальная) ПМПК.
3.9. Перевод детей из групп компенсирующей направленности в группы общеразвивающей направленности осуществляется на основании заключения ПМПк.
4. Организация и осуществление образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ и нарушениями речи
4.1. Коррекционно - развивающая работа строится с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и заключения ПМПК. Цель организации групп компенсирующей направленности в Учреждениях - создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии детей, в освоении ими адаптированных программ дошкольного образования для детей с нарушениями развития и подготовки к дальнейшему успешному обучению в общеобразовательном учреждении.
4.2. В группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ осуществляется реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования.
4.3. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования разрабатывается Учреждениями самостоятельно с учетом особенностей нарушения развития, индивидуальных возможностей воспитанников групп компенсирующей направленности.
4.4. Организация образовательного процесса в группах компенсирующей направленности регламентируется учебным планом, сеткой занятий организованной образовательной деятельности, режимом дня.
4.5. При осуществлении образовательной деятельности по адаптированным образовательным программам для дошкольного образования в Учреждениях необходимо создать специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ.
4.6. Организация образовательного процесса в группах компенсирующей направленности предполагает соблюдение следующих позиций:
- регламент проведения и содержания занятий с ребенком с ОВЗ специалистами Учреждения (учителем - логопедом, педагогом – психологом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, дефектологом (при наличии)) и воспитателями;
- регламент и содержание работы тьютора;
- регламент и содержание работы консилиума.
4.7. Коррекционно - педагогическую помощь детям непосредственно оказывает учитель – логопед и воспитатель.
Основной структурной единицей дошкольной образовательной организации является группа. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.
В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В таких группах осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.
В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
При необходимости могут быть организованы также:
- группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;
- группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;
- семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В группы могут включаться воспитанники как одного, так и разных возрастов (разновозрастные группы).
См. также:
1.2. В своей деятельности Группы руководствуются федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего государственного или муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.08.2008г. № 666, нормативно-рекомендательными материалами, разработанными Институтом коррекционной педагогики РАО[1] и допущенными Министерством образования РФ, Уставом ДОУ, договором, заключаемым между ДОУ и родителями (законными представителями).
1.3. Группы создаются для осуществления квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.4. Группы открываются в помещениях ДОУ[2], отвечающих санитарным нормам и правилам пожарной безопасности и только при условии соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения.
1.5. Оборудование групп в установленном порядке производится жестким и мягким инвентарем, специальным оборудованием и пособиями.
1.6. Питание в группах организуется по установленным нормам.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГРУПП КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
2.1. Создание групп (и зачисление детей в группы) оформляется приказом заведующего ДОУ на основании индивидуального коллегиального заключения Психолого-медико-педагогической комиссии (далее по тексту – ПМПК) на каждого ребёнка с рекомендациями о форме оказания коррекционно-развивающего сопровождения, заявления и договора с родителями (законными представителями) детей.
2.2. Количество групп определяется Уставом ДОУ. Для реализации дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей, с ограниченными возможностями здоровья, в ДОУ организуются следующие самостоятельные группы:
- для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи);
- для детей с тяжелыми нарушениями речи (заикание);
- для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
- для детей с задержкой психического развития.
2.3. Содержание образовательного процесса в группах определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой ДОУ самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.
2.4. В группах для детей с нарушением речи осуществляется дифференцированное обучение и воспитание детей в зависимости от степени тяжести речевого дефекта, индивидуальных особенностей детей и т. д.
2.5. В группах для детей с задержкой психического развития осуществляется дифференцированное обучение и воспитание детей в зависимости от степени тяжести нарушений, индивидуальных особенностей детей и т. д.
2.6. В группах для детей с общим недоразвитием речи осуществляется подготовка детей к обучению в общеобразовательной школе или в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
2.7. В группах для детей с заиканием ведется подготовка детей к обучению в общеобразовательной школе или в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
2.8. В группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи осуществляется подготовка детей к обучению в общеобразовательной школе.
2.9. В группах для детей с задержкой психического развития осуществляется подготовка детей к обучению в общеобразовательной школе или в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии.
2.10. Специалисты групп имеют право запрашивать информацию, необходимую для осуществления комплексной деятельности у следующих организаций: здравоохранения, образовательных учреждений, социальной защиты.
2.11. В соответствии с целями и задачами, определенными Уставом ДОУ, в группах могут реализовываться дополнительные образовательные программы и оказываться дополнительные образовательные услуги за пределами, определяющих его статус образовательных программ с учетом потребностей семьи и на основе договора, заключаемого между ДОУ и родителями (законными представителями).
2.12. В группах реализуются:
· общеобразовательные основные (комплексные) программы дошкольного образования;
· общеобразовательные основные (парциальные) программы дошкольного образования;
· коррекционно-развивающие образовательные программы для детей с нарушениями речи;
· программы коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с задержкой психического развития;
· общеобразовательные дополнительные программы дошкольного образования по направленностям:
2.13. Обучение и воспитание в группах осуществляется на русском языке. В группах созданы необходимые условия для изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации.
2.14. Организация образовательного процесса в группах осуществляется в соответствии с программами дошкольного образования, обозначенными в п.2.7 данного Положения, расписанием занятий.
2.15. Количество и продолжительность занятий определяется Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста составляет:
- в младшей группе (дети четвертого года жизни) – 11 занятий,
- в средней группе (дети пятого года жизни) – 12 занятий,
- в старшей группе (дети шестого года жизни) – 15 занятий,
- в подготовительной (дети седьмого года жизни) – 17 занятий.
- для детей 4-го года жизни – не более 15 минут,
- для детей 5-го года жизни – не более 20 минут,
- для детей 6-го года жизни – не более 25 минут,
- для детей 7-го года жизни – не более 30 минут.
Перерывы между занятиями – не менее 10 минут.
Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т. п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Их проводят:
- для детей 4-го года жизни – не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут;
- для детей 5-го года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;
- для детей 6-го года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;
- для детей 7-го года жизни – не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.
В середине учебного года (январь – февраль) для воспитанников групп компенсирующей направленности организуют недельные каникулы, во время которых проводят занятия только эстетически-оздоровительного цикла.
В дни каникул и в летний период учебные занятия не проводятся.
2.16. Родителям (законным представителям) ребенка предоставляется возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса.
2.17. Промежуточная и итоговая аттестация воспитанников групп не проводится.
2.18. Дисциплина в ДОУ поддерживается на основе уважения человеческого достоинства воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к воспитанникам не допускается.
III. ПОРЯДОК КОМПЛЕКТОВАНИЯ
ГРУПП КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
3.1. Отбор детей с ограниченными возможностями здоровья в группы производится на заседаниях ПМПК комиссии.
3.2. В ДОУ комплектуются самостоятельные группы для следующих категорий детей:
3.3. Приему в ДОУ в группы для детей с нарушениями речи подлежат дети в возрасте от 3 до 7 лет с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, поступающие в группы с заключениями ПМПК: общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание и соответствующими рекомендациями о необходимости обучения по коррекционной программе ДОУ V вида.
3.4. Приему в ДОУ в группы для детей с задержкой психического развития подлежат дети в возрасте от 5 до 7 лет с нормальным слухом, поступающие в группы с заключением ПМПК о наличии первичной задержки психического развития (различного генеза), с возможным сочетанием с различными нарушениями речи и соответствующими рекомендациями о необходимости обучения по коррекционной программе ДОУ VII вида.
3.5. Правильное комплектование групп для детей с нарушениями речи обеспечивается соблюдением всех принципов отбора:
- в группу для детей с общим недоразвитием речи принимаются дети с разным уровнем речевого развития, имеющие различные формы речевой патологии (алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, общее недоразвитие речи по типу задержки речевого развития). В соответствии с заключениями и рекомендациями ПМПК, дети с первым уровнем речевого развития зачисляются в группы с 3 лет на 3-4 года обучения, дети со вторым уровнем речевого развития зачисляются с 4 лет на 3 года обучения, дети с третьим уровнем зачисляются в группы с 4-5 лет на 2 года обучения, дети с четвёртым уровнем речевого развития зачисляются в группы с 6 лет на 1 год.
- в группу для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи (наблюдающимся при дислалии, дизартрии, ринолалии, ринофонии) принимаются дети с 5 лет на один год обучения. Дети с ринолалией и дизартрией зачисляются на 2 года обучения.
- в группу для заикающихся детей принимаются дети с расстройством коммуникативной функции речи. Наряду с заиканием у них может быть нарушено произношение отдельных звуков, либо наблюдаться фонетико-фонематическое или общее недоразвитие речи. Детей с заиканием зачисляют в ДОУ с 4 лет на срок обучения в соответствии с заключением и рекомендациями ПМПК.
Примечание. В случае необходимости срок пребывания ребенка в группе с нарушениями речи может быть продлен.
3.7. На основании заключения и рекомендаций ПМПК, дети, не достигшие семилетнего возраста, при устранении речевых и других нарушений, могут переводиться в группы общеобразовательной направленности.
3.8. В группах предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет:
для детей с тяжелыми нарушениями речи – 6 и 10 детей;
для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет – 12 детей;
для детей с задержкой психического развития – 6 и 10 детей.
3.11. Заведующий ДОУ самостоятельно осуществляет регистрацию всех заявлений обратившихся родителей (законных представителей) детей в сроки с 1 марта по 31 июля ежегодно.
3.14. При наличии свободных мест в группах ДОУ дети зачисляются сразу.
3.18. Не подлежат приему в группы (организуемые для категорий детей обозначенных в п.3.2 Положения) в ДОУ:
- глухие и слабослышащие дети;
- слепые и слабовидящие дети;
- с нарушением интеллекта (умственно отсталые);
- с психопатоподобным поведением, страдающие эпилепсией, шизофренией;
- с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- дети, страдающие заболеваниями, которые являются противопоказанием для приема в детские сады общего типа.
3.19. Не подлежат приему в группы компенсирую для детей с нарушениями речи (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание) дети с первичной задержкой психического развития.
3.20. Если в период пребывания ребенка в группе выявятся противопоказания, перечисленные в пункте 3.18., 3.19., то ребенок подлежит обязательному направлению на ПМПК для уточнения заключения и определения рекомендаций по дальнейшему образовательному маршруту.
3.21. Прием детей в группы осуществляется на основании следующих документов:
- заявление и документы, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей)
- документы, удостоверяющие личность ребенка.
IV. РУКОВОДСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ГРУПП КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
4.1. Непосредственное управление группами осуществляет заведующий ДОУ. Заведующий ДОУ отвечает за охрану жизни и здоровья детей, за правильное комплектование групп, организацию и результативность коррекционно-развивающей работы в группах.
4.2. Управление осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом ДОУ и настоящим Положением.
4.3. Образовательный процесс в группах осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики (учителями-логопедами, учителями – дефектологами), а также воспитателями, музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре, прошедшими соответствующую подготовку по профилю деятельности учреждения.
Психологическое обеспечение образовательного процесса осуществляет педагог-психолог, входящий в штат учреждения.
4.4. В случае необходимости для организации коррекционно-развивающего сопровождения на основе дополнительных договоров привлекаются специалисты, не работающие в данном ДОУ (врач-психоневролог, невропатолог и др).
4.5. Медицинское обслуживание детей в ДОУ обеспечивают органы здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания.
4.6. Финансирование групп для детей с нарушениями речи осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного воспитанника.
Существуют разные виды детских садов: комбинированные, компенсирующие, общеобразовательные. Какое заведение лучше посещать, может подсказать педиатр.
Что это значит?
Детский сад компенсирующего вида – это тип учреждения, которое специализируется на подготовке малышей к поступлению в школу.
Особенность заключается в том, что используются образовательно-воспитательные программы, адаптированные под детей с физическими и психическими отклонениями в состоянии здоровья.
Обучение предполагает проведение реабилитационных занятий. Благодаря грамотно разработанной программе, удается устранить нарушение или уменьшить его выраженность.
Занятия проходят с использованием методик, разработанных для каждого типа нарушения. Это позволяет обеспечить правильное развитие ребенка с особыми потребностями. К каждому малышу подбирается индивидуальный подход.
Кому подходят компенсирующие группы?
Многие родители переживают, когда их детям рекомендуют посещать учебно-воспитательное учреждение оздоровительного типа. Они думают, что там находятся только умственно отсталые и физически неполноценные дети.
На самом деле в компенсирующих садиках есть разные группы. Туда могут отправлять детей с ослабленным иммунитетом, которые часто болеют респираторными патологиями, простудами. Если такой ребенок начнет посещать обычный садик, то он будет постоянно болеть и пропустит больше половины занятий. В результате, нормально подготовить его к обучению в школе не получится.
В компенсаторные детсады также направляют таких малышей:
- с нарушением слуха. Такой ребенок не сможет освоить дошкольную программу вместе с теми детьми, которые хорошо слышат;
- с наличием патологий опорно-двигательного аппарата. Такие малыши требуют помощи при передвижении, постоянного контроля со стороны воспитателя. Для них могут разрабатываться индивидуальные занятия;
- у которых имеются проблемы с психологическим равновесием. В эту категорию входят агрессивные, легко возбудимые, раздражительные, нервозные дети. Также сюда относятся малыши, которые тяжело адаптируются к новым условиям, испытывают страх и стеснение перед незнакомыми людьми;
- с серьезными проблемами со зрением, которые не дают освоить общеобразовательную программу;
- с дефектами речи. Такие дети не могут нормально общаться с окружающими. Обучение в компенсирующем садике проходит с логопедом;
- у которых имеются проблемы с концентрацией внимания, памятью;
- с отклонениями на уровне интеллекта;
- которые имеют заболевания желудка, кишечника, эндокринной системы (язва, сахарный диабет). В компенсирующем детсаду для них подбирается специальное меню и правильный режим питания.
У детей, которые учились в компенсирующем садике, могут возникать проблемы при оформлении в обычную школу.
Как попасть в специализированный садик?
Чтобы попасть в специализированный садик, необходимо пройти медкомиссию и получить заключение о том, что малыш действительно не способен обучаться в обычном дошкольном заведении.
Ребенку потребуется посетить таких врачей:
- психолога;
- окулиста;
- отоларинголога;
- психиатра;
- невропатолога.
С выданной справкой нужно посетить психолого-медико-педагогическую комиссию. Специалисты решат, необходимо ли направлять малыша в компенсирующий садик или он может обучаться в обычном ДОУ. Как правило, в дошкольные заведения подобного типа оформляют детей с 3-5 лет. Многое зависит от того, какие нарушения имеет человек.
Основанием для посещения детского сада компенсирующего вида является результат медкомиссии
Для оформления в детсад дополнительно потребуются такие документы:
- свидетельство о рождении;
- фотография малыша;
- паспорт родителей.
Педиатры рекомендуют посещать специализированный детский садик только при наличии медицинских показаний. Здоровые малыши способны получать дошкольную подготовку по стандартной программе в обычном учебно-воспитательном учреждении.
Какие специалисты работают с детьми?
В ДОУ компенсирующего типа есть обслуживающий персонал: повар, нянечка, подсобные рабочие. Занятия с детьми проводят специалисты разных сфер. Все зависит от того, какие группы действуют в детсаду.
Как правило, в компенсирующих дошкольных заведениях есть:
- логопед. Помогает избавить малыша от речевых дефектов; . Работает с агрессивными, замкнутыми детьми. Выявляет причину психологических нарушений и пытается ее устранить. Учит адаптироваться к новым условиям, жизни в социуме;
- методист. Работает с семьей, разрабатывает план и программу занятий;
- реабилитолог. Проводит утреннюю зарядку, массаж, устраняет дефекты физического развития;
- музыкальный руководитель. Организовывает развлечения, досуг. Проводит музыкотерапию, музыкальные занятия;
- диетолог. Разрабатывает рацион для детей с особыми потребностями;
- терапевт. Контролирует общее состояние здоровья малыша;
- иммунолог. Занимается решением проблемы слабых защитных сил организма;
- аллерголог. Работает с детьми, у которых наблюдается непереносимость определенных лекарств, продуктов.
День ребенка, специалисты организовывают таким образом, чтобы усвоение дошкольной программы сочеталось с корректировкой физических либо психологических нарушений.
Видео по теме
Как выбрать хороший садик для ребенка:
Компенсирующий садик следует посещать детям, которые имеют медицинские показания: слабый иммунитет, нарушения опорно-двигательного аппарата, речевые дефекты и т.п.
Для оформления в специализированное учреждение придется пройти ряд этапов. В таком заведении подготовка к учебе сочетается с коррекцией существующих физических и психологических нарушений.
Читайте также:
- Джулия варгас анализ деятельности учащихся методология повышения школьной успеваемости
- Каким образом реализуется наследственная информация о структуре и функциях небелковых молекул кратко
- Река лена что люди делают для охраны реки кратко
- Педагогический состав школы 512
- Какие этапы развития бурятского литературного языка вы знаете кратко