Джулия варгас анализ деятельности учащихся методология повышения школьной успеваемости

Обновлено: 18.04.2024

Пер.: Vargas, Julie S. Behavior analysis for effective teaching
Культура. Наука. Просвещение -- Народное образование. Педагогические науки -- Общеобразовательная школа. Школьная педагогика -- Школьная педагогика -- Российская Федерация -- Дидактика -- Проверка и оценка знаний -- Учебное пособие
Культура. Наука. Просвещение -- Народное образование. Педагогические науки -- Общеобразовательная школа. Школьная педагогика -- Школьная педагогика -- Российская Федерация -- Дидактика -- Предупреждение неуспеваемости и второгодничества -- Учебное пособие
Психология -- Детская психология -- Отрасли детской психологии -- Педагогическая психология (психология воспитания и обучения детей) -- Психология обучения детей -- Психология обучения детей школьного возраста -- Психологические проблемы повышения эффективности обучения -- Методика и техника научно-исследовательской работы в области психологии -- Учебное пособие
школьная успеваемость
успеваемость в школе
Шифр хранения:
FB 2 15-53/176
FB 2 15-53/177
Электронный заказ

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.


Школьные трудности – неуспеваемость и нарушения поведения – в книги рассматриваются с позиции бихевиоризма и в этой же концепции изложены общие положения, помогающие учителям организовывать более эффективную работу в классе.

В основе бихевиоризма (основоположник – Б. Ф. Скиннер) находится постулат о поведении, которое возникает и продолжается в ответ на внешние стимулы и в зависимости от возможных последствий. То есть любое поведение, в частности в школе, можно стимулировать (или привести к затуханию), управляя внешними стимулами и давая детям незамедлительную обратную реакцию.

Практическое значение этой психологической теории для педагогики и образования – в принципах и рекомендациях, следуя которым можно повысить успеваемость учеников и снизить вероятность нежелательного поведения, нарушений дисциплины и поступков против школьных правил.


Основная идея, заложенная в этой книге, – успеваемость и поведение учеников не выступают неуправляемыми, обособленными явлениями, а относятся к педагогическим объектам, которые могут быть изменены и скорректированы при помощи грамотного вмешательства учителя.

Независимая переменная – условия (технологии обучения и способы воспитания, педагогические методы, формы заданий и принципы оценивания), годные для отбора и конструирования так, чтобы дети могли достичь наилучших для себя результатов.

Зависимая переменная – новое в успеваемости и поведении учеников, появляющиеся в результате педагогических нововведений в учебной среде.


Программированное обучение – технология, позволяющая всем детям усваивать материал и при этом продвигаться, отрабатывать новые навыки и переходить к более сложным вопросам и темам в соответствии с индивидуальным темпом.

Сутью программированного обучения (при работе на компьютере) является немедленная обратная связь, которая позволяет определить уровень ученика в изучении той или иной темы и при необходимости предложить ему подсказку.

В случае значительных ошибок и недостаточно отработанных навыков ученик не переходит к новой теме и заданиям, а возвращается к предыдущему материалу.

Этот подход оценивается как продуктивный не только для слабоуспевающих учеников, но и для тех, кто демонстрирует отличные результаты и показывает высокую скорость и точность при усвоении новых разделов программы.

Внимание к беглости (скорости) выполнение заданий позволяет точно отмечать индивидуальное продвижение, автоматизацию навыков, способность к быстрым и правильным решениям, усвоение и понимание темы.

Определение динамики и повышение качество работ носит информативное значение не только для учителя, но и для учеников, так как они получают возможность самостоятельно отслеживать собственные учебные результаты и (даже при незначительных успехах) придерживаться положительного мнения об обучении и своих шансах в образовании.

Таким образом, как пишет Дж. Варгас, у детей создается впечатление, что они ничему не учатся и время, проведенное в школе, не имеет результативности.

Традиционный стиль формирования поведения через замечания и репрессивные действия учителя приводит к противоположному результату в виде новых, нарушающих школьный распорядок поступков.

Например, замечания детям, выкрикивающим ответ с места, и далее разрешение продолжить ответ не приводят к угасанию самовольных выкриков. Достижение цели – соблюдение правил поведение на уроке – возможно в случае игнорирования и невнимания к неправильным действиям учеников и при разрешении им отвечать только после того, как была поднята рука.

При обращении к зарубежным теориям и технологиям значительный вопрос – возможностях заимствования и переноса в отечественное образование иностранного опыта.

Исследовательский подход в преподавании – это качественно новый уровень организации учебной деятельности, в основе которого находится постоянный поиск новых способов обучения, адекватных конкретному контингенту обучающихся. В связи с тем, что современный учитель в соответствии с профессиональным стандартом педагога[3] должен быть способен организовать образовательный процесс для всех категорий детей с особыми образовательными потребностями, изучение данного пособия поможет педагогу расширить представление о способах организации деятельности детей, по разным причинам испытывающим трудности в обучении.

В книге Дж. Варгас несколько раз упоминается система накопительной оценки достижений, знание которой поможет иначе взглянуть школьным учителям и преподавателям ВУЗов на их систему оценивания образовательных результатов обучающихся и выставления отметок. Применение данного подхода, с моей точки зрения, поможет организовать более эффективную систему оценивания образовательных достижений, дающую более объективную обратную связь школьникам и студентам о результатах их учебной деятельности, что способствует развитию адекватной самооценки и поддержанию/развитию познавательной мотивации у обучающихся.

Данное пособие представляет интерес для учителей, психологов, дефектологов и других специалистов, осуществляющих психолого-педагогическую коррекционно-развивающую работу с детьми с особыми образовательными потребностями. В книге представлено множество примеров организации учебной и развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с детьми с аутизмом. Также достаточно большое внимание уделено обсуждению причин девиантного (отклоняющееся) поведения в подростковом возрасте: сквернословие, прогулы, склонность к суицидальному поведению, которые, с точки зрения автора, являются следствием наказания. Вопрос о вреде наказания подробно обсуждается в главе 11, где доказывается, что наказание является неэффективным способом управления поведением, а бегство и уклонение (чем, по сути, и является девиантное и саморазрушающее поведение) - логичное следствие наказания. Книга Джулии Варгас учит новым способам управления поведением – отказаться от наказания и грамотно использовать поощрение.

Данное пособие будет полезным и для педагогов-психологов, осуществляющих профессиональную деятельность в образовательных организациях. Педагог - психолог может помочь учителю выявлять причины неконструктивного поведения ребенка, выступая в качестве ассистента во время исследования учителем особенностей поведения учащихся: фиксировать данные о поведении обучающихся, используя метод протоколирования успехов, описанный в главе 5. Психолог также может во время данного исследования (по предварительной договоренности с педагогом) провести психологический анализ развивающей среды урока и обсудить данные исследования с учителем. Совместный психолого-педагогический анализ учебной ситуации будет способствовать расширению представлений учителя о собственных ресурсах в области построения деятельности во время урока, и поможет проанализировать, насколько эта деятельность способствует развитию компетенций обучающихся, присутствующих на данном уроке (занятии). В главе 5 приводятся примеры психолого-педагогических рекомендаций по построению учебного процесса, и научно доказано, что применение данных рекомендаций будет способствовать изменению ситуации на уроке. От психолога, осуществляющего сопровождение образовательных программ, ожидают именно таких, научно доказанных и действенных рекомендаций. Знакомство с данным пособием поможет специалисту не только расширить арсенал методических средств, но и разовьет представление о том, как самостоятельно планировать аналогичные исследования, чтобы разработать рекомендации для конкретных обучающихся, испытывающих трудности в обучении, или демонстрирующих отклоняющееся поведение.


кандидат психологических наук,

доцент кафедры Педагогической психологии Московского городского психолого-педагогического университета

[2] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008

[3] Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544н
"Об утверждении профессионального стандарта "педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
общего образования) (воспитатель, учитель)"

[6] Каспраж А.Г., Калашников С.П. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 87-104.


Американский педагог, специалист по педагогической психологии, профессор Университета Западной Виргинии, писатель. Старшая дочь Б.Ф. Скиннера.Разрабатывает теорию и методику прикладного анализа поведения.Является президентом Фонда Скиннера, членом Международного общества бихевиориологии.Профессиональную деятельность Джулия Варгас начала учительницей начальных классов. Во время работы в школе поняла нехватку научных знаний о поведении, что и подтолкнуло Варгас к изучению и применению в практике п.

Американский педагог, специалист по педагогической психологии, профессор Университета Западной Виргинии, писатель. Старшая дочь Б.Ф. Скиннера.

Разрабатывает теорию и методику прикладного анализа поведения.

Является президентом Фонда Скиннера, членом Международного общества бихевиориологии.

Профессиональную деятельность Джулия Варгас начала учительницей начальных классов. Во время работы в школе поняла нехватку научных знаний о поведении, что и подтолкнуло Варгас к изучению и применению в практике прикладного анализа поведения. Основным направлением исследований являются закономерности, связывающие их действия и поведение учеников.

В прикладных разработках приводит конкретные примеры методик инклюзивного образования и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. В исследованиях Дж. Варгас применяется система накопительной оценки достижений, дающая более объективную обратную связь школьникам о результатах их учебной деятельности, что способствует развитию адекватной самооценки и поддержанию/развитию познавательной мотивации у обучающихся.

На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Джулии Варгас в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Джулии Варгас в жанрах .

Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости, Джулия Варгас

Данное учебно-методическое пособие предназначено для учителей общеобразовательной школы, школьных психологов, дефектологов и других специалистов, осуществляющих психолого-педагогическую коррекционно-развивающую работу с детьми с особыми образовательными потребностями, студентов педагогических и психолого-педагогических специальностей, а так же преподавателей высшей школы.

Отзывы


Лариса, Ярославль, 28.09.2017
Долго искала "Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости", чтобы полностью скачать с сайта бесплатно. В большинстве сайтов ее выставляли для скачивания фрагментами. Спасибо вам, что даете возможность читать все целиком и на разную тематику.


Руслан, Полтава, 18.08.2017
все ок, скачал прочитал. никаких проблем не возникло. Твердую 4+ сайт заслуживает


Добавить отзыв

Те, кто смотрел эту страницу, также интересовались:

Часто задаваемые вопросы

1. Какой формат книги выбрать: PDF, EPUB или FB2?
Тут все зависит от ваших личных предпочтений. На сегодняшний день, каждый из этих типов книг можно открыть как на компьютере, так и на смартфоне или планшете. Все скачанные с нашего сайта книги будут одинаково открываться и выглядеть в любом из этих форматов. Если не знаете что выбрать, то для чтения на компьютере выбирайте PDF, а для смартфона - EPUB.

2. Можно ли книги с вашего сайта читать на смартфоне?
Да. Как для iOS, так и для Android есть много удобных программ для чтения книг.

Читайте также: