Как осуществлял педагог отбор содержания учебного материала в доу

Обновлено: 05.07.2024

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе методов , форм , средств и приемов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. С целью повышения интеллектуально-познавательных способностей детей в своей работе активно применяю следующие современные образовательные технологии и методы :

организация ОД по центрам активности;

технология деятельностного подхода ;

технология исследовательской деятельности ;

В своей педагогической деятельности использую новые технологии и методы обучения дошкольников.

- метод экспериментирования ; ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И этому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

- интегрированный метод является для меня инновационным. Он помогает мне развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности.

- обучения организую в форме игры , так как именно она является ведущим видом деятельности . Использую следующие методы и приемы обучения :

- побуждение, стимулирование деятельности , наводящие вопросы, совместная деятельность ;

- проблемные и игровые обучающие ситуации;

- проблемно-поисковый метод (помогает воспитывать интерес к поисковым действиям);

- задания творческого типа (с одновременной активизацией мышления и воображения, что позволяет повышать творческую и познавательную деятельность детей );

- учебно-методические ( формируют мотивацию для обучения в школе); связь результатов опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома и на улице;

- методы стимулирования и мотивации (предвосхищения, оценка).

Результат: у детей повысился интерес к учебной задаче и процессу ее решения, повысилась эффективность запоминания, они научились не только решать, но и составлять задачи, рассказ, опираясь на схематизированные образы, повысилась творческая активность детей.

Методы - упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования.

Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы используются следующие методы :

• методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др.);

• методы создания условий , или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности ( метод приучения к положительным формам общественного поведения, упражнения, образовательные ситуации);

• методы , способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.);

• информационно-рецептивный метод - предъявление информации , организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей , чтение);

• репродуктивный метод - создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности , руководство их выполнением (упражнения на основе образца воспитателя , беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель);

• метод проблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов , наблюдений;

• эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях)

• исследовательский метод - составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование).

Метод проектов способствует развитию у детей ключевых компетентностей: социально-коммуникативной, технологической, информационной .

Большинство детей умеют вести диалог с взрослыми и сверстниками, самостоятельно и с помощью взрослого формулируют вопросы , умеют понимать настроение по внешним и вербальным признакам, отстаивать свою точку зрения в общении. В формировании информационной компетентности большая часть детей называют источники информации , устанавливают причинно-следственные связи при оценке социальных привычек, связанных со здоровьем и окружающей средой . Дети могут получать сведения при помощи взрослого, делать выводы на основе аналогичного примера, осознанно выбирают источники информации , используют вопросы разного типа.

Личностно – ориентированные технологии

Считаю, что в работе с детьми наиболее эффективным является личностно-ориентированные технологии, использование которых позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс.

Результат: Таким образом, педагогический процесс в группе, представляет собой единую личностно-ориентированную систему совместной жизни детей и взрослых. Дети вечером не хотят идти домой, и просят родителей прийти за ними позже.

В своей работе я активно внедряют новые образовательные технологии в образовательный процесс, такие как метод проектов , консультации с родителями. Мною используются как готовые презентации, так и созданные самостоятельно.В данной сфере я стремлюсь быть компетентной в работе с данным ресурсом: хорошо знаю технические основы, владею методическими приемами использования данного ресурса. Кроме того неотъемлемой частью моей работы является саморазвитие.И здесь ИКТ тоже возможно: это создание электронного портфолио.

Можно смело утверждать, что ИКТ в дошкольном учреждении способствует модернизации учебно-воспитательного процесса , повышению его эффективности, дифференциации обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, мотивации детей на поисково-познавательную деятельность .

Новые условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе образования. Изменились цели и задачи, стоящие перед современными образовательными учреждениями. Они находятся в поиске содержания, средств , и методов образования , которые соответствовали бы изменившимся условиям.

Для социального развития ребенка важно создание условий для формирования коммуникативных навыков. С этой целью в свободной деятельности использую все виды игр: сюжетно – ролевые, подвижные, дидактические, режиссерские, строительные, игры-драматизации, словесные, социальные. Во время игры у детей более успешно идет развитие познавательных процессов, быстрее формируются и закрепляются положительные черты личности и социальные навыки, умение работать в коллективе.

Используя в педагогическом процессе народные игры, своей работе я не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции : одновременно приобщаю воспитанников к народной культуре . Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.

Использование игровой технологии театральной деятельности , помогает мне обогащать детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую , эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка .

Подводя итоги сказанного, хочу сделать вывод, что применение игровых технологий в моей педагогической работе помогает влиять на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов,так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования.

Таким образом, понимая, что игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, я стараюсь организовать ее так , чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как я его научу передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения.

Все формы реализации Программы могут выступать и в качестве методов (проектная деятельность - интегративный метода проектов ).

Технологии предметно – развивающей среды

Для того, чтобы достичь определенных результатов, в группе создана развивающая среда , которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребенка : Центр искусства, Центр книги, Центр строительства, Центр игры, Центр науки.

Основные цели организации Центров :

- ребенок развивается наилучшим образом, если он включен в активную деятельность ;

- каждый ребенок развивается в своем темпе, но все дети проходят через типичные периоды развития;

- для успешного развития ребенка необходимо объединение усилий педагогов, специалистов и всех членов семьи.

Каждому ребенку предоставлена свобода в выборе средств для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Это помогло осуществить необходимую коррекцию для познавательного продвижения развития каждого ребенка. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую, но становится объектом самостоятельной деятельности ребенка , являясь своеобразной формой самообразования .

Средства реализации образовательной программы - это совокупность материальных и идеальных объектов:

• демонстрационные и раздаточные;

• визуальные, аудийные, аудиовизуальные;

• естественные и искусственные;

• реальные и виртуальные;

• двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);

• игровой (игры, игрушки);

• коммуникативной (дидактический материал);

• чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);

• познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.);

• трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);

продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);

• музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).

Основу учебного материала составляют предметные знания, которые представляют собой систему научных, технических и технологических понятий, определенным образом сформулированных и структурированных.

Предметные познания – это научные знания, которые были преобразованы в учебные знания.

Научные знания состоят из:

  • предметных научных знаний (к примеру, описание явлений, объектов, процессов и т. д.)
  • знаний о методах науки (о методах исследований, с помощью которых знания были получены)
  • логики науки (ход развития, разработка содержания и процедур исследований и др.)
  • историко-научных знаний (история науки, история решения научных проблем, творчество ученого, история открытий и т.д.)

Параметры сложности учебного материала включают в себя:

  1. информативность (количество новых понятий),
  2. новизну содержания,
  3. частоту употребления уже известных терминов,
  4. сложность предложений (их длина, конструкция),
  5. сложность структуры,
  6. абстрактность и др.

Принципы отбора учебного материала

Всё многообразие принципов В. В. Краевский выразил в трех главных принципах:

  • принцип соответствия содержания образования уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося демократического общества;
  • принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения, подразумевающий представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех предметах учебного плана;
  • принцип структурной целостности содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом индивидуального развития учащегося, который предполагает взаимную пропорциональность, уравновешенность и гармоничность всех компонентов образования.

Критерии отбора учебного материала

Из указанных принципов следуют критерии отбора учебного материала:

  1. Критерий целостного отображения основных компонентов общественного опыта, перспектив его развития, задач многостороннего развития личности. В соответствии с этим критерием в содержание образования обязаны войти: познания о природе, человеке, обществе, культуре, технике, овладение способами деятельности по образцам; усвоение опыта творческой деятельности и формирование эмоционально-ценностных отношений, которые имеют важнейшее значение для перехода познаний в убеждения.
  2. Критерий выделения существенного, главного в содержании образования, высокой значимости изучаемого, т. е. отбора наиболее универсальных, нужных элементов.
  3. Критерий соответствия возрастным способностям воспитанников.
  4. Критерий соответствия времени, выделенному на исследование определённого предмета.
  5. Критерий учета отечественного и зарубежного опыта формирования содержания учебных программ.
  6. Критерий соответствия содержания учебно-материальному и методическому оснащению школы с учетом настоящих перспектив ее развития.

Таким образом, указанные принципы и критерии носят довольно общий характер, и их применение вызывает много вопросов. Как учитывать особенности возраста, не разрушив при этом систему той науки (или сферы опыта, вида деятельности), лежащую в основе школьного предмета? Как вывести детей на встроенные межпредметные представления о мире, методы его практического преображения? Как выявлять и оценивать развивающие способности тех или других тем? Чем определяется исключительная значимость определённых тем, способов, разделов, подходов? В решении этих вопросов помогут экспертные оценки, анализ исторического опыта, частично экспериментальная проверка.

Установление степени проблемности учебного материала

На основании краткого конспекта учебного материала и структурно- логической схемы (или схем) следует установить:

  • понятия, формируемые преподавателем. Необходимо далее определить, какие из них предполагается формировать методами проблемного обучения;
  • понятия, которые осваиваются учащимися самостоятельно. Необходимо установить, какими способами:
    1. работа с учебной литературой, с опорными конспектами и др. или
    2. частично-поисковыми или исследовательскими методами.

В случае использования проблемных ситуаций, проблемных вопросов при объяснении, закреплении, формировании умений и навыков разрабатывается их содержание.

Следует определить средства усиления новизны и занимательности учебного материала. Таковыми могут быть факты из биографии ученых и практиков, история открытия, неожиданные области применения, курьезы и т. д. Ими могут быть и некоторые из перечисленных средств создания мотивации, а также и другие средства, определяемые педагогом для конкретных ситуаций, исходя из специфики предметного содержания урока.

Принципы и критерии отбора учебного материала

Отбор новых понятий, составляющих предметное знание. Как отбирать необходимый объем понятий? Возможны два способа:

§ материальная основа урока, состоящая из фактов, положений, подлежащих усвоению, задач и способов их решения.

§ Основывается на логико-дидактическом анализе учебной темы;

§ С учетом действий, осуществленных при анализе темы, может включать следующие действия, которые могут варьироваться:

· Изучить материалы учебника, относящиеся к теме урока: выделить все символы, обозначения, термины и понятия, факты, математические предложения, математические доказательства, алгоритмы и правила их применения, выяснить их происхождение, правильную запись и чтение.

· Проверить, какие из понятий, фактов, правил являются основными, какие из формулировок учащимся следует заучить дословно; разобраться в доказательствах, выявить их логическую структуру, проверить себя в умении воспроизводить изучаемые доказательства.

· Выделить задачи, относящиеся к теме урока, распределить их по блокам родственных задач, определить, какие из них направлены на введение, усвоение, применение изучаемого материала.

· Изучить методическую характеристику, пояснения, комментарии к материалу урока, возможные подходы к его изложению, определиться с образцами записей.

· Уточнить роль и место материала урока в теме и курсе, содержание материала, необходимого для организации повторения, организации текущего и итогового контроля.

· Подобрать различные системы дополнительных заданий: контрольные вопросы, устные упражнения, диктанты, творческие задания, дидактические игры. Задания повышенной сложности и т.п.

· Проверить возможности подобранных материалов для реализации поставленных целей урока, обратить особое внимание на усиление его развивающего и воспитывающего влияния, на возможность целенаправленного формирования самоконтроля учащихся.

· Проверить насыщенность учебного материала примерами и сведениями из повседневной жизни, обратить внимание на углубление практической и эстетической направленности материала.

· Дифференцировать содержание, в случае необходимости подобрать групповые и индивидуальные задания, направленные на вовлечение учащихся в посильную деятельность.

· Распределить весь отобранный материал для работы в классе и дома с учетом возможного резерва времени на уроке. Но обеспечивая отсутствие перегрузок.

Этапы разработки урока

o Предварительный – связан с построением системы уроков (тематическое планирование и логико-дидактический анализ учебной темы)

o Непосредственный – связан с построением очередного урока (уточнение результатов предварительной подготовки)

Деятельность учителя при непосредственной разработке урока связана с определением:

· целей и задач урока (для обеспечения целостности процесса обучения и выявления наиболее значимых результатов);

· дидактического аппарата урока, т.е. содержания, методов, средств, форм организации деятельности (для достижения поставленных целей);

· структуры урока, т.е. его этапов (для решения поставленных задач)

§ материальная основа урока, состоящая из фактов, положений, подлежащих усвоению, задач и способов их решения.

§ Основывается на логико-дидактическом анализе учебной темы;

§ С учетом действий, осуществленных при анализе темы, может включать следующие действия, которые могут варьироваться:

· Изучить материалы учебника, относящиеся к теме урока: выделить все символы, обозначения, термины и понятия, факты, математические предложения, математические доказательства, алгоритмы и правила их применения, выяснить их происхождение, правильную запись и чтение.

· Проверить, какие из понятий, фактов, правил являются основными, какие из формулировок учащимся следует заучить дословно; разобраться в доказательствах, выявить их логическую структуру, проверить себя в умении воспроизводить изучаемые доказательства.

· Выделить задачи, относящиеся к теме урока, распределить их по блокам родственных задач, определить, какие из них направлены на введение, усвоение, применение изучаемого материала.

· Изучить методическую характеристику, пояснения, комментарии к материалу урока, возможные подходы к его изложению, определиться с образцами записей.




· Уточнить роль и место материала урока в теме и курсе, содержание материала, необходимого для организации повторения, организации текущего и итогового контроля.

· Подобрать различные системы дополнительных заданий: контрольные вопросы, устные упражнения, диктанты, творческие задания, дидактические игры. Задания повышенной сложности и т.п.

· Проверить возможности подобранных материалов для реализации поставленных целей урока, обратить особое внимание на усиление его развивающего и воспитывающего влияния, на возможность целенаправленного формирования самоконтроля учащихся.

· Проверить насыщенность учебного материала примерами и сведениями из повседневной жизни, обратить внимание на углубление практической и эстетической направленности материала.

· Дифференцировать содержание, в случае необходимости подобрать групповые и индивидуальные задания, направленные на вовлечение учащихся в посильную деятельность.

· Распределить весь отобранный материал для работы в классе и дома с учетом возможного резерва времени на уроке. Но обеспечивая отсутствие перегрузок.

Этапы разработки урока

o Предварительный – связан с построением системы уроков (тематическое планирование и логико-дидактический анализ учебной темы)

o Непосредственный – связан с построением очередного урока (уточнение результатов предварительной подготовки)

Деятельность учителя при непосредственной разработке урока связана с определением:

· целей и задач урока (для обеспечения целостности процесса обучения и выявления наиболее значимых результатов);

· дидактического аппарата урока, т.е. содержания, методов, средств, форм организации деятельности (для достижения поставленных целей);

Повышение нормативно-правовой компетентности педагога, условие достижения качества дошкольного образования. Разработка рабочей программы вызвана необходимостью удовлетворить законодательные требования, предъявляемые к педагогам образовательных учреждений.

Рубрика Педагогика
Вид методичка
Язык русский
Дата добавления 25.02.2009
Размер файла 197,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание образования

Принципы отбора содержания непрерывного образования
детей дошкольного и младшего школьного возраста

При отборе содержания образования должны учитываться устоявшиеся в дидактике принципы (Концепция содержания непрерывного образования), но особое внимание тем из них, которые либо недостаточно реализуются в современной теории и практике дошкольного образования, либо являются новыми.

Принцип развития предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний, овладения умениями и навыками как средства для детского развития, а не самоцель дошкольного и начального образования

Принцип гуманитаризации содержания образования рассматривается как усиление гуманитарной направленности предметов естественнонаучного и математического циклов и влияния всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка; придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей.

Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, и в то же время - сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Одним из путей реализации этого принципа является создание интегрированных курсов.

Принцип культуросообразности понимается как "открытость" различных культур, создание условий для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов. Возможный путь реализации этого принципа - сочетание, взаимосвязь и взаимодополняемость федерального и регионального компонентов содержания образования.

Принцип содержания образования предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, по-разному осуществляющих реализацию целей образования с учетом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. Кроме этого вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможность индивидуального развития каждого ребенка.

При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования как условия, обеспечивающего право каждого ребенка - гражданина РФ на получение равного с другими дошкольного образования.

Отбор педагогом содержания образования может производиться по определенным в нормативно-концептуальных документах основаниям:

ь развитие игровой деятельности;

ь развитие речевой деятельности;

ь развитие физической деятельности;

ь развитие элементарных математических представлений;

ь развитие изобразительной деятельности;

ь развитие в конструктивной деятельности;

ь развитие в музыкальной деятельности;

ь развитие театрализованной деятельности;

ь развитие представлений детей о человеке в истории и культуре;

ь развитие экологической культуры;

ь развитие естественнонаучных представлений детей.

- по сферам развития детей, как это определено в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), (далее в Концепции содержания непрерывного образования). Напомним, что таких сфер развития четыре, а именно:

ь физическое развитие;

ь познавательно-речевое развитие (в области естественных наук, экологии, здоровья; в сфере общественной жизни человека; основы математических представлений; основы речевой и языковой культуры);

ь социально-личностное развитие;

ь художественно-эстетическое развитие (в изобразительной деятельности и художественном конструировании; в музыкальной деятельности; в сюжетно-ролевой и режиссерской игре).

- по содержательным линиям образования (сферам взаимодействия), как это определено в Региональном (национально-региональном) компоненте дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области (далее НРК ГОС). Таких содержательных линий пять:

ь физическое развитие;

ь познавательно-речевое развитие;

ь социально-личностное развитие;

ь художественно-эстетическое развитие;

ь родной язык (данная содержательная линия при необходимости может применяться в ДОУ для формирования и развития у воспитанников навыков общения на родном языке (татарский, башкирский и др.).

Содержание каждой из образовательных линий нацелено на освоение ребенком практических навыков гармоничного взаимодействия с природным и социальным миром (ближайшее пространство), тем самым, обеспечивая реализацию требований компетентностного подхода в образовании.

На основе требований НРК ГОС реализация содержательных линий образования, представляющих собой целостную совокупность практических навыков, знаний, ценностных ориентаций, которые обеспечивают основы в овладении воспитанниками конкретных видов культуры, может происходить через:

2. Компонент образовательного учреждения (учитывающий приоритетную направленность ДОУ, например, художественно-эстетическое развитие).

НРК ГОС позволяет выстраивать содержание образования с учетом следующих принципов:

1) реализация требований личностно-ориентированного подхода к организации образовательной деятельности;

2) преемственность в содержании и уровне образованности на различных ступенях образования;

3) компетентностный подход, заключающийся в овладении обучающимися практическими навыками использования приобретенных знаний во всех видах повседневной деятельности;

4) сотрудничество на основе развития партнерских отношений между всеми субъектами образовательного процесса;

5) многоаспектность в раскрытии специфики региона в различных аспектах: культурно-историческом, социально-правовом, экономическом, информационном, экологическом и культуры здоровья;

6) дополнительность, позволяет создать возможности для самоопределения личности обучающегося в конкретных экономических и социокультурных условиях Свердловской области;

7) взаимосвязь с мировыми тенденциями в образовании и действующим федеральным компонентом государственного образовательного стандарт;

8) трактовка образованности учащихся как совокупность просвещенности через предметно-информационную, обученности через деятельностно-коммуникативную, воспитанности через ценностно-ориентационную составляющие стандарта;

9) раскрытие человекотворческой сущности (формирование себя) всего познавательного процесса, осуществляемого в учебной и внеучебной деятельности.

10) понимание образованности как процесса развития и саморазвития личности ребенка

Еще одной особенностью НРК ГОС является отсутствие жесткой возрастной адресности содержания образования. Он не ориентирует педагога на унификацию, выравнивание разных детей под некий возрастной эталон, тем самым, делая возможным реализацию индивидуального подхода к каждому ребенку (известно, что индивидуальные особенности часто перекрывают возрастные). Кроме того, жесткая возрастная адресованность содержания противоречила бы принципу вариативности образования, поскольку в разных программах одно и тоже содержание часто развертывается в разной последовательности, и поэтому соответственно появляются варианты разного соотношения содержания с возрастом детей. Это же является и одним из условий разработки рабочих программ педагога.

Педагог, находясь в рамках стандарта, может осуществлять свою профессиональную деятельность свободно, творчески, ориентируясь на конкретную ситуацию развития детей. Именно педагог, в зависимости от индивидуального контекста развития каждого ребенка, определяет формы и методы его образования, подбирает материал и предлагает его ребенку используя ту или иную возникшую ситуацию для дальнейшего его продвижения. Таким образом, педагогические функции, которые связаны с индивидуализацией образования (ситуативной импровизацией, рефлексией педагогической ситуации в контексте развития каждого ребенка, подбором соответствующего материала, форм и методов образования и т.п.), оказываются лежащими в основе содержания личностно-ориентированного образования в дошкольном возрасте.

Все это побуждает педагогов к творческому поиску таких вариантов реализации НРК ГОС, в которых бы максимально учитывали тенденции к изменению социального заказа на современном этапе, возможности и особенности конкретного дошкольного учреждения.

Специфика стандарта дошкольного образования заключается также в отсутствии итоговой аттестации детей при выпуске из образовательного учреждения. В этой связи, изучение результативности работы педагогов строится, как правило, на основе:

1- входной (при приеме ребенка в группу детского сада, в конце определенного адаптационного периода), промежуточной (в течение учебного года) и итоговой (результат каждой возрастной ступени дошкольного образования) педагогической диагностики развития и актуального состояния каждого воспитанника;

2- итоговой психолого-педагогической диагностики изучения готовности ребенка к следующей ступени образования,

3- либо текущей медико-социальной и психолого-педагогической диагностики развития ребенка, позволяющей комплексно увидеть динамику его образовательных достижений.

В этом случае, педагогам важно представить в рабочей программе используемые контрольно-измерительные материалы (параметры, критерии и показатели изучения воспитанников, соотносимые с определенным видом учреждения. Так, например,

- в ДОУ с приоритетами деятельности, обладающем дополнительными ресурсами, возможно использование более системной диагностики 1, 2 и 3 вида

Диагностические критерии и показатели должны соотноситься с требованиями ГОС НРК к оценке качества образования на дошкольной ступени путем определения:

1. степени владения информацией (представления, знания), раскрывающей особенности исторического развития и современного этапа жизнедеятельности региона;

2. уровня развития навыка эффективного применения приобретенных знаний и навыков в повседневной деятельности

3. степени соответствия индивидуальных ориентаций и установок жизнедеятельности тем ценностям, нормам и правилам, которые определяют возможность успешного включения личности в экономическую, социальную, и культурную жизнь региона.

Содержание НРК ГОС определяет для педагогов ДОУ последовательность приобщения ребенка социальному опыту: в дошкольный период приоритет отдается практической деятельности, в ходе которой дети, получая начальные представления об окружающем мире, постепенно овладевают ценностно-ориентационной составляющей образованности.

К концу определенного возрастного периода дошкольного образования могут и должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности (ценностно-ориентационной составляющая) и определяются как:

- отношение к себе;

- отношение к другим (родственникам, воспитателю, сверстникам и др.);

- отношение к разным видам деятельности;

- отношение к миру (ближайшее пространство)

Структура качества образования

Составляющие качества образованности

информационная

Деятельностно - коммуникативная

ориентационная

умения, навыки, способы деятельности (игровые, трудовые, общения и др.)

Мотивы, интересы, потребности, ценностные установки, отношения

Степень владения информацией (После занятия и др. видов деятельности, ребенок сможет объяснить…)

Уровень развития навыков, способов овладения деятельностью (коммуникативные, игровые, учебные и др.).

(После занятия и др. видов деятельности, ребенок сможет сделать…)

Степень соответствия индивидуальных ориентаций и установок жизнедеятельности тем ценностям, нормам и правилам Отношение к себе

Отношение к другим

Отношение к деятельности

Отношение к миру

(После занятия и др. видов деятельности, ребенок сможет прочувствовать и выразить свое отношение к…)

Обобщая все выше сказанное, рабочую программу педагога дошкольного учреждения можно определить как: нормативный документ, внутренний стандарт группы ДОУ, определяющий ценностно-целевые ориентиры, содержание образования для каждой возрастной ступени, разработанное по основным направлениям (сферам, содержательным линиям) развития детей и представляющий собой комплекс условий и средств воспитания, обучения, оздоровления, коррекции развития детей, реализуемых на основе имеющихся ресурсов (педагогических, материально-технических, организационных, технологических и др.) в соответствии с современным социальным заказом (ГОС, общество (родители, учителя и др.), воспитанник).

Очевидно, что не может быть особой технологии разработки рабочей программы педагога, независимой от процесса реализации стандарта.

По существу - рабочая программа - это программа реализации стандарта, а, следовательно, проектная организация всей деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения по реализации стандарта в качестве одной из своих составляющих.

Рабочая программа должна пройти оценку, согласование в педагогическом, родительском коллективе с точки зрения ее оптимальности и эффективности (не завышает, не завышает ли педагог цели и задачи, предполагаемый результат, адекватны ли выбранные средства его достижения).

Структура рабочей программы

Так как рабочая программа является нормативно-управленческим документом педагога образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности и показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФК и НРК ГОС, структура и содержание рабочей программы определяется, как правило, на срок 1-2 года (ранний возраст), 4 года (дошкольный возраст), но при необходимости корректируется педагогами в соответствии с реальными условиями ежегодно.

В целях упрощения процедуры разработки или экспертизы рабочих программ педагогов все они разрабатываются на единой структурной основе и имеют идентичные по наименованию разделы, а именно:

- содержание и средства образования (сама рабочая программа).

Подготовительный этап, предшествующий проектированию рабочей программы должен быть обеспечен тщательным анализом образовательной ситуации, формулировкой противоречий и проблем, выбором формы проектирования, нормативно-правовым, научно-теоретическим, программно-методическим, организационно-технологическим обеспечением проекта рабочей программы.

Аналитическая справка

Данный раздел рабочей программы включает в себя анализ деятельности педагога ДОУ, реального состояния образовательного процесса.

Актуальные сегодня вопросы обновления содержания дошкольного образования, тесно связаны с анализом и проектированием деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения.

Поэтому мы предлагаем понимать анализ как сбор информации и обработку релевантной (т.е. подходящей, уместной, относящейся к делу) информации для углубления понимания действительности, а также подготовки и принятия на этой основе определенных педагогически обоснованных решений.

В проблемном анализе, следует помнить, практические проблемы - это характеристика результатов, а не средств или условий. Фиксация проблем - это важное начало большой работы с проблемами: проблемы выявляются, структурируются, ранжируются, чтобы выйти на наиболее значимые, требующие первоочередного решения, позволяющие добиться особенно значительного продвижения вперед; после чего - осуществляется поиск причин ключевых проблем.

Признаки проблем : существование разрыва между требуемыми в обозримом будущем результатами системы и ее реальными, нынешними результатами.

Под анализом и оценкой потребностей или анализом и оценкой проблем образовательных систем понимается особый метод анализа, нацеленный на развитие этих систем на основе выявления и оценки разрывов между результатами деятельности системы, желаемыми и требуемыми в будущем, - и результатами, имеющими место в настоящий момент, а также на выявление и объяснение причин этих разрывов с тем, чтобы, в конечном счете, обеспечить разрешение потребностей, решение проблем и общее улучшение результатов системы.

Иными словами, данный метод настроен на работу в целевом (ценностно-целевом) залоге: если руководитель или педагог не в состоянии определить с некоторой точностью и определенностью образы требуемого будущего и требуемого состояния своих систем, отказываются от выдвижения цели, использование метода анализа проблем становится нереальным.

Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность педагога.

Задача - данная в определенных условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий.

Задачи анализа:

- Вычленение системообразующих (ведущих) проблем, решаемых педагогом в прошедший период.

- Анализ полученных результатов образования.

- Установление причинно-следственных связей между результатами образования и условиями их получения.

- Выявление противоречий вновь возникающих в анализируемый период.

- Проектирование путей решения этих противоречий в будущем.

Аналитические умения необходимы для анализа и самоанализа образовательного процесса и результатов деятельности педагога ДОУ. Аналитические умение состоят из ряда частных: умение расчленять педагогическое явление на составные элементы (условия, факторы, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления); осмысливать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии с другими и т.д.

В проблемном анализе выявляются практические проблемы - характеристики результатов, а не средств или условий.

Проблемы выявляются, структурируются, ранжируются, чтобы выйти на наиболее значимые, требующие первоочередного решения, позволяющие добиться особенно начительного продвижения вперед.

Читайте также: