Как осуществляется выбор оптимальных методов обучения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ход педсовета был разделен на две взаимосвязанные части. По каждой из них был свой докладчик.

I часть носила название – “Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся”

Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению конкретных образовательных задач. Поиск ответа на традиционный вопрос – как учить – выводит нас на категорию методов обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели. Метод – сердцевина учебного процесса. Выделяются шесть условий, которые определяют выбор метода.

/Каждому педагогу раздаются следующие карточки/

  1. Закономерности и принципы обучения, которые вытекают из них.
  2. Содержание и методы определенной науки вообще и предмета, темы в частности.
  3. Цели и задачи обучения.
  4. Учебные возможности школьников (возрастные, уровень подготовленности, особенности классной комнаты).
  5. Внешние условия.
  6. Возможности учителя (опыт, уровень подготовленности, знание типичных ситуаций).
    1. Метод обучения – это путь движения мысли от учителя к учащимся с целью передачи знаний последним.
    2. Под методом обучения следует понимать также исходные закономерности, которые определяют организацию учебного процесса.
    3. Метод обучения является такой логической категорией, которая указывает на путь организации познавательной деятельности.
    4. Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение цели обучения.
    5. Метод обучения – это способ сотрудничества учителя с учащимися.

    Какие же бывают методы обучения и как их классифицируют. Попробуйте восстановить по памяти звенья этой таблицы.

    /Каждый педагог заполняет таблицу, а затем в процессе совместного обсуждения получается следующая таблица на магнитной экспозиционной доске и у каждого на индивидуальной карточке/

    Таблица 1.

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

    Выбор оптимальных методов и средств обучения на уроках и внеклассной работе

    Учебный процесс представляет собой единую систему, включающую в себя информацию, дидактические задачи и виды деятельности, но правильнее будет классифицировать методы обучения комплексно сразу по нескольким признакам.

    И к одной из групп можно отнести демонстрационные методы, которые реализуют принцип наглядности обучения, обеспечивая непосредственное восприятие учащимися конкретных образов изучаемых объектов. Демонстрационные методы соответствуют образному характеру психики учеников, активизируют их сенсорные и мыслительные процессы, облегчая усвоение учебного материала. Имеющиеся в распоряжении учителя пособия можно разделить на две группы: натуральные и изобразительные.

    К натуральным пособиям относятся инструменты, образцы изделий, материалы и т.п.; к изобразительным — модели, макеты, таблицы, картины, фотографии, чертежи, диаграммы, диафильмы, технологические карты и др. В каждом конкретном случае учитель подбирает для урока наиболее оптимальные наглядные демонстрационные пособия.

    Оптимизация обучения требует такого планирования и организации учебного процесса, которое дает максимально возможные результаты образования, воспитания и развития при минимально необходимых затратах времени учеников и учителя.

    Оптимизация является одним из принципов НОТ.

    К числу основных способов деятельности учителя относятся:

    - комплексный подход к подбору и решению задач обучения , к построению его содержания, методов и средств, форм деятельности ;

    - конкретизация задач, содержания, методов, средств и форм деятельности учителя;

    - выделение главного, существенного при планировании задач, содержания, форм, методов деятельности;

    - сравнительная оценка различных методов, средств, форм обучения в целях выбора наилучшего;

    - дифференцированный подход к выбору задач, содержания, методов , форм обучения с учетом особенностей отдельных групп учащихся;

    - создание необходимых условий для обучения;

    - оперативное корректирование обучения с учетом меняющихся условий;

    - ориентация на экономию времени, условий, средств в процессе обучения.

    Общие способы оптимизации обучения

    1.Комплексное планирование задач;

    2. Конкретизация всех компонентов учебного процесса;

    3. Выделение главного, существенного;

    4. Дифференцированный подход к учащимся ;

    5. Сравнительная оценка возможностей различных вариантов обучения с целью выбора наиболее подходящего из них в данной ситуации ;

    6. Оперативно корригировать методы , средства и формы обучения.

    Основные этапы деятельности педагога по оптимизации процесса обучения:

    Первый этап:

    Проектирование задач обучения.

    - ознакомление с задачами образования , воспитания и развития ;

    - изучение и оценка условий для обучения ;

    - изучение и оценка учебных возможностей учащихся ;

    - выделение главных задач ;

    - дифференцированный подход к учащимся и отдельному коллективу.

    Второй этап:

    Выбор наиболее рационального варианта решения задач обучения:

    - сравнительная оценка возможных вариантов содержания , методов , средств , форм организации и темпа обучения ;

    - сужение числа вариантов для выбора к двум ;

    - принятие решения о выборе типа урока

    Третий этап

    Осуществление избранного варианта обучения:

    - применение средств стимулирования учебной деятельности учащихся;

    - организация деятельности учащихся ;

    - формирование навыков рациональной организации учебного труда ;

    - осуществление текущего контроля .

    Действия учеников:

    - принятие задач обучения ;

    - осознание мотивов учения ;

    - проявление активности и самостоятельности ;

    - самоконтроль и саморегулирование учебной деятельности.

    Четвертый этап

    Анализ результатов обучения:

    - сравнение полученных результатов;

    - сравнение затрат времени, усилий;

    - вовлечение учеников и самоанализ результатов обучения;

    - выявление причин возможных отклонений;

    - разработка дополнительных задач.

    Классификация методов обучения.

    1.Методы словесной передачи информации (рассказ , лекция , беседа и др. )

    2.Методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации ( схемы , картины , иллюстрации и др. )

    3. Методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий (лабораторные опыты, трудовые действия )

    Существуют следующие методы:

    - репродуктивные методы (запоминание информации )

    - проблемно – поисковые (решение задач проблемной ситуации )

    - методы самостоятельной работы;

    - методы стимулирования и мотивации обучения;

    - методы формирования интереса к учению;

    - методы развития долга и ответственности в учении;

    - методы контроля и самоконтроля.

    Только сочетание различных методов , приемов образует определенный метод обучения , причем нередко важна последовательность применения соответствующих приемов.

    Критерии оптимального выбора методов обучения.

    При планировании процесса обучения учитель должен осуществлять следующие операции:

    1. Определить задачи изучения темы путем ознакомления с программой и методическими указаниями;

    2. Ознакомиться с содержанием учебного материала по теме в учебнике , выделив цели, понятия, законы, умения, навыки;

    3. Обосновать логику раскрытия темы с использованием принципов систематичности, доступности, связи с жизнью, теории с практикой ,научности, доступности;

    4. Конкретизировать число и последовательность всех уроков;

    5. Определить тематику каждого занятия, урока;

    6. Конкретизировать задачи данного урока;

    7. Отобрать наиболее рациональное содержание обучения;

    8. Избрать наиболее оптимальные методы , приемы ,средства обучения;

    9. Выбрать формы организации учебной работы школьников на уроке;

    10. Определить темп урока;

    11. Определить содержание и методы домашней работы учеников.

    Основные закономерности учебного процесса

    1. Обучение закономерно зависит от потребностей общества.

    2. Процессы обучения, воспитания взаимосвязаны в целостном педагогическом процессе обучения.

    3. Процессы преподавания и учения закономерно взаимосвязаны в целостном процессе обучения.

    4. Содержание обучения зависят от его целей и задач.

    5. Активность учебной деятельности школьников зависит от наличия у учащихся познавательных мотивов, от используемых методов стимулирования учения.

    6. Методы и средства организации учебно – познавательной деятельности, контроля и самоконтроля закономерно зависит от задач , содержания обучения.

    7. Формы организации обучения закономерно зависят от задач , содержания и методов обучения.

    8. Эффективность учебного процесса закономерно зависит от условий в которых он протекает.

    9. Оптимальная организация процесса обеспечивает максимально возможные и прочные результаты обучения.

    Требования, обеспечивающих оптимальный выбор методов обучения:

    1. Опора на всю совокупность принципов обучения при выборе методов

    2. Системный подход к выбору методов обучения.

    3. Опора на исторический опыт изучения соответствующих тем с целью выбора наиболее удачной системы.

    4. Опора на аналогии из собственного опыта применения методов обучения с целью использования удачных подходов.

    5. Выделение из возможных методов наиболее рациональных , основных , главных для данной ситуации с учетом особенностей учеников.

    6.Формирование вывода о комплексе методов обучения, которые будут применяться в данной ситуации.

    Дидактические требования к современному уроку- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.

    Методы обучения – это процесс взаимодействия между педагогом и учащимися, направленный на передачу и усвоение знаний, умений и навыков в соответствии с содержанием обучения.

    Требования к методам обучения

    В настоящее время к методам обучения предъявляются два основных требования:

    1. Методы обучения должны способствовать активизации деятельности учащихся по усвоению знаний и умений.
    2. Методы обучения должна обеспечивать учащимся понимание того учебного материала, который они изучают и усваивают.

    Данные требования находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Это объясняется тем, что учащиеся не могут быть активными в процессе усвоения учебного материала, если они его не понимают, в то же время они не смогут его понять на должном уровне, если не будут активно включаться в процесс обучения.

    Указанные требования имеют большое значение не только в процессе обучения, но и в процессе воспитания, развитии познавательных способностей учащихся.

    Характеристика требований к методам обучения

    Таким образом, процесс обучения – это система взаимодействия педагога и учащихся, где педагогу принадлежит руководящая роль, однако результат обучения зависит от активной деятельности учащихся.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Второе требование имеет большое значение для усвоения учебного материала, крепости его запоминания и последующего формирования умения использовать полученные знания в практической и повседневной деятельности. Обеспечение глубокого понимания учебного материла, так же оказывает положительное влияние на воспитание учащихся и развитие у них познавательных способностей.

    Понимание учебного материала – это достаточно сложный и длительный процесс, который целесообразнее начинать с усвоение основных понятий по теме учебного занятия, постепенно переходя на изучение наиболее важных и существенных сторон изучаемого предмета или явления. Когда учащиеся способны выявить и указать основные черты и характеристики изучаемого предмета или явления, а также способны отделить основное от второстепенного, то педагог переходит к созданию условий для глубокого понимания учебного материала.

    Условиями для глубокого понимания учебного материала являются задания, направленные на выявление и последующее усвоение глубинных связей между факторами и положениями, которые чаще всего не очень ярко выражены и не могут быть вскрыты для усвоения при первом знакомстве с учебным материалом.

    Правила выборов методов обучения

    В настоящее время на основании изучения педагогической практики и обобщения педагогического опыта, были разработаны правила отбора методов обучения. Выбор методов обучения зависит:

    1. От поставленной общей образовательной цели, которая включает в себя цели обучения, воспитания и развития учащихся.
    2. От основных установок современной дидактики.
    3. От особенностей преподавания (содержание, методы, средства и т.д.) конкретной учебной дисциплины, темы или раздела.
    4. От методических особенностей преподавания каждой учебной дисциплины, которые определяются специфическими требованиями к отбору методов и средств обучения.
    5. От поставленной педагогом цели учебного занятия, задач по ее достижению, а также содержанию и наполнению данного урока.
    6. От количества времени, отведенного учебной программой на изучение конкретной учебной дисциплины, раздела или темы.
    7. От возрастных, физических и психологических возможностей учащихся, а также их индивидуальных особенностей.
    8. От исходного уровня подготовленности учащихся, который включает в себя такие критерии как образованность, воспитанность и общее развитие.
    9. От материальной, технической и методической оснащенности учебного заведения (наличие необходимой учебной и методической литературы, наглядностей, оборудования и т.д.).
    10. От уровня профессиональной подготовленности и мастерства педагога, его методических умений и навыков, а также ряда личностных характеристик.

    Опора на указанные правила отбора методов обучения гарантирует организацию эффективного образовательного процесса.

    Последовательность выбора методов обучения

    Последовательность выбора методов обучения:

    • выбор словесных методов, осуществляется в соответствии с темой учебного занятия и поставленной целью;
    • выбор наглядных и практических методов, на основании подобранных словесных, которые они должны сопровождать и усиливать;
    • выбор поисковых и репродуктивных методов, на основании методов, подобранных ранее;
    • выбор методов управления самостоятельной работой учащихся, направленных на формирование навыков самоконтроля и самодисциплины.

    Данная последовательность направлена на подбор методов таким образом, что вначале педагог знакомит учащихся с новыми знаниями, посредством словесных методов, воздействие которых усиливается затем наглядностями, проектами, исследованиями и т.д. После для усвоения и закрепления новых знаний организуется поисковая деятельность. Итогом всего занятия является рефлексия – оценка собственных знаний, своей деятельности во время урока.

    Таким образом, от правильности выбора методов обучения зависит эффективности подачи учебного материала и его усвоение учащимися.

    Успех обучения зависит от правильного определения целей и содержания обучения, а также от способов достижения целей, т.е. методов обучения.

    ВложениеРазмер
    vybor_metodov_i_sredstv_obucheniya.docx 64.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выбор методов и средств обучения

    Успех обучения, как известно, зависит от правильного определения целей и содержания обучения, а также от способов достижения целей, т. е. методов обучения.

    Существуют следующие методы обучения.

    По источнику информации:

    - словестные , наглядные , практические.

    По способу усвоения :

    - информационно-рецептивный,инструктивно-репродуктивный,продлемного изложения,эвристический , исследовательский.

    По способу деятельности преподавателя и обучающегося:

    - устное изложение, работа обучающихся, наблюденеи обучающихся.

    По дидактической цели:

    Соединение разных подходов (комплексный подход Ю.К. Бабанского):

    - методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности,методы ее стимулирования и мотивации,методы контроля и самоконтроля.

    Основной критерий выбора метода обучения – его педагогическая эффективность, т.е. количество и качество усвоенных знаний, которые нужно оценивать с учетом затраченных преподавателем и студентами усилий, средств и времени. Выбор, как правило, определяется следующим:

    1. Целями учебно-воспитательного процесса, реализуемыми в ходе изучения того или иного предмета, местом этого предмета в системе других дисциплин.

    2. Целями учебного занятия, на котором применяется метод обучения.

    3. Характером предмета (естественнонаучный; относящийся к фундаментальной части подготовки, на базе которой осуществляется специализация; дисциплина специализации и т.д.).

    4. Характером учебного материала (производство материалов, проектирование, конструирование и т.п.).

    5.Организационными формами работы, в рамках которых должен быть использован метод (лекция, практическое или семинарское занятие, лабораторная работа и т.д.).

    6. В идом, характером, комплексностью и сложностью учебных пособий и дидактических средств, используемых при обучении.

    7.Физиологическими и психологическими возможностями студентов, обусловленными не только их индивидуальными особенностями, но и конкретными условиями процесса обучения (например, расписанием занятий, условиями, в которых проводят занятия, и т.д.).

    Средства обучения – это предметная поддержка учебного процесса: материальные и материализованные объекты, используемые в качестве инструментов деятельности педагога, а также в качестве носителей информации в учебном процессе.

    К материальным средствам обучения относятся учебники, наглядные пособия (иллюстрации, муляжи, чучела животных, коллекции минералов и др.), дидактический материал, технические средства обучения (ТСО), прочее оборудование, применяемое при обучении.

    Материализованные средства – это речь, мимика и жесты, а также различная деятельность (трудовая, познавательная, коммуникативная и др.) Функции средств обучения обусловлены их дидактическими свойствами.

    В учебном процессе средства обучения выполняют четыре основных функции:

    1. Компенсаторную (средства обучения облегчают процесс обучения, помогают достичь цели с наименьшими затратами сил и времени).

    2. Адаптивную (средства обучения помогают учителю приспособить содержание образования к возрастным и индивидуальным возможностям детей, создать благоприятные условия для обучения: помогают организовывать необходимые демонстрации, самостоятельную работу учащихся, дифференцировать учебные задания и т.д.).

    3. Информативную (средства обучения либо являются непосредственным источником информации (например: учебник, учебный видеофильм), либо способствуют передаче информации (например: компьютер, проекционная аппаратура, лабораторное оборудование).

    4. Интегративную (использование средств обучения позволяет рассматривать изучаемые предметы и явления многосторонне, выявлять и наблюдать разнообразные свойства изучаемого, глубже проникать в его суть, например, при изучении какого-либо закона физики применение учебно-лабораторного оборудования позволяет наблюдать действие этого закона, понять его значение и т. д.).

    Выбор методов и средств обучения.

    Выбор методов педагогической деятельности и средств обучения зависит от многих объективных и субъективных причин, а именно:

    – закономерностей и вытекающих из них принципов обучения;

    – общих целей обучения, воспитания и развития человека;

    – конкретных образовательно-воспитательных задач;

    – уровня мотивации обучения;

    – особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины;

    – времени, отведенного на изучение того или иного материала;

    – количества и сложности учебного материала;

    – уровня подготовленности учащихся;

    – возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

    – сформированности у учащихся учебных навыков;

    – типа и структуры занятия;

    – взаимоотношений между преподавателем и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество или авторитарность);

    – особенностей личности педагога, его квалификации.

    Изучение существенных отношений между целью, средствами педагогического воздействия и их результатами – одна из важнейших задач педагогической теории. Подчеркивая это, А.С. Макаренко сформулировал ставшие общепризнанными следующие положения:

    1. Каждое педагогическое средство может быть полезным или вредным, слабым или действенным в зависимости от конкретных условий;

    2. Осуществлению педагогической цели служит система педагогических средств; она не может быть установлена раз и навсегда, она изменяется и развивается;

    3. Вся педагогическая работа должна представлять собой активное, настойчивое, решительное устремление к поставленной цели;

    4. Если частная цель несовместима с главной, следует пожертвовать второстепенным, чтобы выиграть в основном и решающем.

    5. Метод обучения имеет и большое воспитательное значение: он должен не только способствовать расширению объема знаний студентов, но и активизировать их познавательную деятельность.

    С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода и средства обучения для проведения занятий, направленных на результативность учебного процесса.

    Читайте также: