Как осуществляется выбор оптимальных методов обучения кратко
Обновлено: 05.07.2024
Ход педсовета был разделен на две взаимосвязанные части. По каждой из них был свой докладчик.
I часть носила название – “Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся”
Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению конкретных образовательных задач. Поиск ответа на традиционный вопрос – как учить – выводит нас на категорию методов обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели. Метод – сердцевина учебного процесса. Выделяются шесть условий, которые определяют выбор метода.
/Каждому педагогу раздаются следующие карточки/
- Закономерности и принципы обучения, которые вытекают из них.
- Содержание и методы определенной науки вообще и предмета, темы в частности.
- Цели и задачи обучения.
- Учебные возможности школьников (возрастные, уровень подготовленности, особенности классной комнаты).
- Внешние условия.
- Возможности учителя (опыт, уровень подготовленности, знание типичных ситуаций).
- Метод обучения – это путь движения мысли от учителя к учащимся с целью передачи знаний последним.
- Под методом обучения следует понимать также исходные закономерности, которые определяют организацию учебного процесса.
- Метод обучения является такой логической категорией, которая указывает на путь организации познавательной деятельности.
- Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение цели обучения.
- Метод обучения – это способ сотрудничества учителя с учащимися.
- Методы обучения должны способствовать активизации деятельности учащихся по усвоению знаний и умений.
- Методы обучения должна обеспечивать учащимся понимание того учебного материала, который они изучают и усваивают.
- От поставленной общей образовательной цели, которая включает в себя цели обучения, воспитания и развития учащихся.
- От основных установок современной дидактики.
- От особенностей преподавания (содержание, методы, средства и т.д.) конкретной учебной дисциплины, темы или раздела.
- От методических особенностей преподавания каждой учебной дисциплины, которые определяются специфическими требованиями к отбору методов и средств обучения.
- От поставленной педагогом цели учебного занятия, задач по ее достижению, а также содержанию и наполнению данного урока.
- От количества времени, отведенного учебной программой на изучение конкретной учебной дисциплины, раздела или темы.
- От возрастных, физических и психологических возможностей учащихся, а также их индивидуальных особенностей.
- От исходного уровня подготовленности учащихся, который включает в себя такие критерии как образованность, воспитанность и общее развитие.
- От материальной, технической и методической оснащенности учебного заведения (наличие необходимой учебной и методической литературы, наглядностей, оборудования и т.д.).
- От уровня профессиональной подготовленности и мастерства педагога, его методических умений и навыков, а также ряда личностных характеристик.
- выбор словесных методов, осуществляется в соответствии с темой учебного занятия и поставленной целью;
- выбор наглядных и практических методов, на основании подобранных словесных, которые они должны сопровождать и усиливать;
- выбор поисковых и репродуктивных методов, на основании методов, подобранных ранее;
- выбор методов управления самостоятельной работой учащихся, направленных на формирование навыков самоконтроля и самодисциплины.
- Почему и с какой целью отправляется странствовать господин из сан франциско кратко
- План по экологическому воспитанию в доу на летний период
- Что происходит с душой после смерти до 40 дней православие ответ священника кратко
- Как вышивают зубчатые листья кратко
- Как сделать ободок из рябины в детский сад
Какие же бывают методы обучения и как их классифицируют. Попробуйте восстановить по памяти звенья этой таблицы.
/Каждый педагог заполняет таблицу, а затем в процессе совместного обсуждения получается следующая таблица на магнитной экспозиционной доске и у каждого на индивидуальной карточке/
Таблица 1.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Выбор оптимальных методов и средств обучения на уроках и внеклассной работе
Учебный процесс представляет собой единую систему, включающую в себя информацию, дидактические задачи и виды деятельности, но правильнее будет классифицировать методы обучения комплексно сразу по нескольким признакам.
И к одной из групп можно отнести демонстрационные методы, которые реализуют принцип наглядности обучения, обеспечивая непосредственное восприятие учащимися конкретных образов изучаемых объектов. Демонстрационные методы соответствуют образному характеру психики учеников, активизируют их сенсорные и мыслительные процессы, облегчая усвоение учебного материала. Имеющиеся в распоряжении учителя пособия можно разделить на две группы: натуральные и изобразительные.
К натуральным пособиям относятся инструменты, образцы изделий, материалы и т.п.; к изобразительным — модели, макеты, таблицы, картины, фотографии, чертежи, диаграммы, диафильмы, технологические карты и др. В каждом конкретном случае учитель подбирает для урока наиболее оптимальные наглядные демонстрационные пособия.
Оптимизация обучения требует такого планирования и организации учебного процесса, которое дает максимально возможные результаты образования, воспитания и развития при минимально необходимых затратах времени учеников и учителя.
Оптимизация является одним из принципов НОТ.
К числу основных способов деятельности учителя относятся:
- комплексный подход к подбору и решению задач обучения , к построению его содержания, методов и средств, форм деятельности ;
- конкретизация задач, содержания, методов, средств и форм деятельности учителя;
- выделение главного, существенного при планировании задач, содержания, форм, методов деятельности;
- сравнительная оценка различных методов, средств, форм обучения в целях выбора наилучшего;
- дифференцированный подход к выбору задач, содержания, методов , форм обучения с учетом особенностей отдельных групп учащихся;
- создание необходимых условий для обучения;
- оперативное корректирование обучения с учетом меняющихся условий;
- ориентация на экономию времени, условий, средств в процессе обучения.
Общие способы оптимизации обучения
1.Комплексное планирование задач;
2. Конкретизация всех компонентов учебного процесса;
3. Выделение главного, существенного;
4. Дифференцированный подход к учащимся ;
5. Сравнительная оценка возможностей различных вариантов обучения с целью выбора наиболее подходящего из них в данной ситуации ;
6. Оперативно корригировать методы , средства и формы обучения.
Основные этапы деятельности педагога по оптимизации процесса обучения:
Первый этап:
Проектирование задач обучения.
- ознакомление с задачами образования , воспитания и развития ;
- изучение и оценка условий для обучения ;
- изучение и оценка учебных возможностей учащихся ;
- выделение главных задач ;
- дифференцированный подход к учащимся и отдельному коллективу.
Второй этап:
Выбор наиболее рационального варианта решения задач обучения:
- сравнительная оценка возможных вариантов содержания , методов , средств , форм организации и темпа обучения ;
- сужение числа вариантов для выбора к двум ;
- принятие решения о выборе типа урока
Третий этап
Осуществление избранного варианта обучения:
- применение средств стимулирования учебной деятельности учащихся;
- организация деятельности учащихся ;
- формирование навыков рациональной организации учебного труда ;
- осуществление текущего контроля .
Действия учеников:
- принятие задач обучения ;
- осознание мотивов учения ;
- проявление активности и самостоятельности ;
- самоконтроль и саморегулирование учебной деятельности.
Четвертый этап
Анализ результатов обучения:
- сравнение полученных результатов;
- сравнение затрат времени, усилий;
- вовлечение учеников и самоанализ результатов обучения;
- выявление причин возможных отклонений;
- разработка дополнительных задач.
Классификация методов обучения.
1.Методы словесной передачи информации (рассказ , лекция , беседа и др. )
2.Методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации ( схемы , картины , иллюстрации и др. )
3. Методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий (лабораторные опыты, трудовые действия )
Существуют следующие методы:
- репродуктивные методы (запоминание информации )
- проблемно – поисковые (решение задач проблемной ситуации )
- методы самостоятельной работы;
- методы стимулирования и мотивации обучения;
- методы формирования интереса к учению;
- методы развития долга и ответственности в учении;
- методы контроля и самоконтроля.
Только сочетание различных методов , приемов образует определенный метод обучения , причем нередко важна последовательность применения соответствующих приемов.
Критерии оптимального выбора методов обучения.
При планировании процесса обучения учитель должен осуществлять следующие операции:
1. Определить задачи изучения темы путем ознакомления с программой и методическими указаниями;
2. Ознакомиться с содержанием учебного материала по теме в учебнике , выделив цели, понятия, законы, умения, навыки;
3. Обосновать логику раскрытия темы с использованием принципов систематичности, доступности, связи с жизнью, теории с практикой ,научности, доступности;
4. Конкретизировать число и последовательность всех уроков;
5. Определить тематику каждого занятия, урока;
6. Конкретизировать задачи данного урока;
7. Отобрать наиболее рациональное содержание обучения;
8. Избрать наиболее оптимальные методы , приемы ,средства обучения;
9. Выбрать формы организации учебной работы школьников на уроке;
10. Определить темп урока;
11. Определить содержание и методы домашней работы учеников.
Основные закономерности учебного процесса
1. Обучение закономерно зависит от потребностей общества.
2. Процессы обучения, воспитания взаимосвязаны в целостном педагогическом процессе обучения.
3. Процессы преподавания и учения закономерно взаимосвязаны в целостном процессе обучения.
4. Содержание обучения зависят от его целей и задач.
5. Активность учебной деятельности школьников зависит от наличия у учащихся познавательных мотивов, от используемых методов стимулирования учения.
6. Методы и средства организации учебно – познавательной деятельности, контроля и самоконтроля закономерно зависит от задач , содержания обучения.
7. Формы организации обучения закономерно зависят от задач , содержания и методов обучения.
8. Эффективность учебного процесса закономерно зависит от условий в которых он протекает.
9. Оптимальная организация процесса обеспечивает максимально возможные и прочные результаты обучения.
Требования, обеспечивающих оптимальный выбор методов обучения:
1. Опора на всю совокупность принципов обучения при выборе методов
2. Системный подход к выбору методов обучения.
3. Опора на исторический опыт изучения соответствующих тем с целью выбора наиболее удачной системы.
4. Опора на аналогии из собственного опыта применения методов обучения с целью использования удачных подходов.
5. Выделение из возможных методов наиболее рациональных , основных , главных для данной ситуации с учетом особенностей учеников.
6.Формирование вывода о комплексе методов обучения, которые будут применяться в данной ситуации.
Дидактические требования к современному уроку- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.
Методы обучения – это процесс взаимодействия между педагогом и учащимися, направленный на передачу и усвоение знаний, умений и навыков в соответствии с содержанием обучения.
Требования к методам обучения
В настоящее время к методам обучения предъявляются два основных требования:
Данные требования находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Это объясняется тем, что учащиеся не могут быть активными в процессе усвоения учебного материала, если они его не понимают, в то же время они не смогут его понять на должном уровне, если не будут активно включаться в процесс обучения.
Указанные требования имеют большое значение не только в процессе обучения, но и в процессе воспитания, развитии познавательных способностей учащихся.
Характеристика требований к методам обучения
Таким образом, процесс обучения – это система взаимодействия педагога и учащихся, где педагогу принадлежит руководящая роль, однако результат обучения зависит от активной деятельности учащихся.
Готовые работы на аналогичную тему
Второе требование имеет большое значение для усвоения учебного материала, крепости его запоминания и последующего формирования умения использовать полученные знания в практической и повседневной деятельности. Обеспечение глубокого понимания учебного материла, так же оказывает положительное влияние на воспитание учащихся и развитие у них познавательных способностей.
Понимание учебного материала – это достаточно сложный и длительный процесс, который целесообразнее начинать с усвоение основных понятий по теме учебного занятия, постепенно переходя на изучение наиболее важных и существенных сторон изучаемого предмета или явления. Когда учащиеся способны выявить и указать основные черты и характеристики изучаемого предмета или явления, а также способны отделить основное от второстепенного, то педагог переходит к созданию условий для глубокого понимания учебного материала.
Условиями для глубокого понимания учебного материала являются задания, направленные на выявление и последующее усвоение глубинных связей между факторами и положениями, которые чаще всего не очень ярко выражены и не могут быть вскрыты для усвоения при первом знакомстве с учебным материалом.
Правила выборов методов обучения
В настоящее время на основании изучения педагогической практики и обобщения педагогического опыта, были разработаны правила отбора методов обучения. Выбор методов обучения зависит:
Опора на указанные правила отбора методов обучения гарантирует организацию эффективного образовательного процесса.
Последовательность выбора методов обучения
Последовательность выбора методов обучения:
Данная последовательность направлена на подбор методов таким образом, что вначале педагог знакомит учащихся с новыми знаниями, посредством словесных методов, воздействие которых усиливается затем наглядностями, проектами, исследованиями и т.д. После для усвоения и закрепления новых знаний организуется поисковая деятельность. Итогом всего занятия является рефлексия – оценка собственных знаний, своей деятельности во время урока.
Таким образом, от правильности выбора методов обучения зависит эффективности подачи учебного материала и его усвоение учащимися.
Успех обучения зависит от правильного определения целей и содержания обучения, а также от способов достижения целей, т.е. методов обучения.
Вложение | Размер |
---|---|
vybor_metodov_i_sredstv_obucheniya.docx | 64.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Выбор методов и средств обучения
Успех обучения, как известно, зависит от правильного определения целей и содержания обучения, а также от способов достижения целей, т. е. методов обучения.
Существуют следующие методы обучения.
По источнику информации:
- словестные , наглядные , практические.
По способу усвоения :
- информационно-рецептивный,инструктивно-репродуктивный,продлемного изложения,эвристический , исследовательский.
По способу деятельности преподавателя и обучающегося:
- устное изложение, работа обучающихся, наблюденеи обучающихся.
По дидактической цели:
Соединение разных подходов (комплексный подход Ю.К. Бабанского):
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности,методы ее стимулирования и мотивации,методы контроля и самоконтроля.
Основной критерий выбора метода обучения – его педагогическая эффективность, т.е. количество и качество усвоенных знаний, которые нужно оценивать с учетом затраченных преподавателем и студентами усилий, средств и времени. Выбор, как правило, определяется следующим:
1. Целями учебно-воспитательного процесса, реализуемыми в ходе изучения того или иного предмета, местом этого предмета в системе других дисциплин.
2. Целями учебного занятия, на котором применяется метод обучения.
3. Характером предмета (естественнонаучный; относящийся к фундаментальной части подготовки, на базе которой осуществляется специализация; дисциплина специализации и т.д.).
4. Характером учебного материала (производство материалов, проектирование, конструирование и т.п.).
5.Организационными формами работы, в рамках которых должен быть использован метод (лекция, практическое или семинарское занятие, лабораторная работа и т.д.).
6. В идом, характером, комплексностью и сложностью учебных пособий и дидактических средств, используемых при обучении.
7.Физиологическими и психологическими возможностями студентов, обусловленными не только их индивидуальными особенностями, но и конкретными условиями процесса обучения (например, расписанием занятий, условиями, в которых проводят занятия, и т.д.).
Средства обучения – это предметная поддержка учебного процесса: материальные и материализованные объекты, используемые в качестве инструментов деятельности педагога, а также в качестве носителей информации в учебном процессе.
К материальным средствам обучения относятся учебники, наглядные пособия (иллюстрации, муляжи, чучела животных, коллекции минералов и др.), дидактический материал, технические средства обучения (ТСО), прочее оборудование, применяемое при обучении.
Материализованные средства – это речь, мимика и жесты, а также различная деятельность (трудовая, познавательная, коммуникативная и др.) Функции средств обучения обусловлены их дидактическими свойствами.
В учебном процессе средства обучения выполняют четыре основных функции:
1. Компенсаторную (средства обучения облегчают процесс обучения, помогают достичь цели с наименьшими затратами сил и времени).
2. Адаптивную (средства обучения помогают учителю приспособить содержание образования к возрастным и индивидуальным возможностям детей, создать благоприятные условия для обучения: помогают организовывать необходимые демонстрации, самостоятельную работу учащихся, дифференцировать учебные задания и т.д.).
3. Информативную (средства обучения либо являются непосредственным источником информации (например: учебник, учебный видеофильм), либо способствуют передаче информации (например: компьютер, проекционная аппаратура, лабораторное оборудование).
4. Интегративную (использование средств обучения позволяет рассматривать изучаемые предметы и явления многосторонне, выявлять и наблюдать разнообразные свойства изучаемого, глубже проникать в его суть, например, при изучении какого-либо закона физики применение учебно-лабораторного оборудования позволяет наблюдать действие этого закона, понять его значение и т. д.).
Выбор методов и средств обучения.
Выбор методов педагогической деятельности и средств обучения зависит от многих объективных и субъективных причин, а именно:
– закономерностей и вытекающих из них принципов обучения;
– общих целей обучения, воспитания и развития человека;
– конкретных образовательно-воспитательных задач;
– уровня мотивации обучения;
– особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины;
– времени, отведенного на изучение того или иного материала;
– количества и сложности учебного материала;
– уровня подготовленности учащихся;
– возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
– сформированности у учащихся учебных навыков;
– типа и структуры занятия;
– взаимоотношений между преподавателем и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество или авторитарность);
– особенностей личности педагога, его квалификации.
Изучение существенных отношений между целью, средствами педагогического воздействия и их результатами – одна из важнейших задач педагогической теории. Подчеркивая это, А.С. Макаренко сформулировал ставшие общепризнанными следующие положения:
1. Каждое педагогическое средство может быть полезным или вредным, слабым или действенным в зависимости от конкретных условий;
2. Осуществлению педагогической цели служит система педагогических средств; она не может быть установлена раз и навсегда, она изменяется и развивается;
3. Вся педагогическая работа должна представлять собой активное, настойчивое, решительное устремление к поставленной цели;
4. Если частная цель несовместима с главной, следует пожертвовать второстепенным, чтобы выиграть в основном и решающем.
5. Метод обучения имеет и большое воспитательное значение: он должен не только способствовать расширению объема знаний студентов, но и активизировать их познавательную деятельность.
С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода и средства обучения для проведения занятий, направленных на результативность учебного процесса.
Читайте также: