Что происходит с душой после смерти до 40 дней православие ответ священника кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мы продолжаем наш разговор о христианском понимании смерти со священником Георгием Хариным, настоятелем Свято-Никольского храма. Сегодня он расскажет о том, что происходит с душой человека после смерти согласно учению Церкви.

Согласно церковному опыту душа, разлучившись с телом, первые три дня находится в тех местах, где человек любил бывать при жизни, причем переносится из одного места в другое мгновенно, одной лишь силой мысли. Поэтому мы, бывает, видим усопшего в его же доме, рядом с теми, кто был ему дорог.

В качестве примера Георгий Харин приводит воспоминания знаменитого богослова Алексея Осипова, который писал о том, как его спасла его же собственная мать.

– Мать Алексея Ильича была при смерти, и он поехал к ней из Москвы, чтобы проститься, но опоздал на транспорт и вынужден был идти пешком, – рассказывает отец Георгий. – По дороге он заблудился, наступила ночь, но вдруг Алексей Ильич увидел свою мать, которая подсказала ему, куда идти. Добравшись до дома, он узнал, что она умерла, причем именно в тот самый день и час, когда явилась ему в лесу. Перед смертью она переживала, что не повидалась с сыном, но после кончины у ее души была краткая возможность не только увидеть его, но и помочь ему.

Третий, девятый и сороковой дни считают со дня смерти, причем день кончины – первый в этом ряду Фото: архив редакции

Посмертные испытания души

С третьего дня, то есть со дня похорон, и по девятый день душа усопшего проходит так называемые воздушные мытарства. Это своего рода испытание, выдержать которое можно только в том случае, если человек жил праведно и старался ограждать себя от зла и искушений.

– Благодаря голливудским фильмам многие привыкли считать, что духи зла обретаются в аду, однако на самом деле они находятся здесь, среди нас, – объясняет отец Георгий. – Духи эти ведут бесконечную борьбу с ангелами за наши души. Для Бога каждый человек ценен, и демоны, чтобы досадить Вседержителю, стараются оторвать, отлучить от Него дорогого Ему человека. В том числе с помощью посмертных испытаний.

С 3-го по 9-й день душе умершего предлагаются всевозможные искушения: пустословие, блуд, прелюбодеяние, чревоугодие, зависть, злоба и т. д. Всего 20 испытаний

– Скажем, если при жизни человек был чревоугодником, то и после смерти не сможет пройти мимо богато накрытого стола, поддастся искушению и окажется плененным этим испытанием, – говорит отец Георгий. – Когда душа наша отделена от тела, то не остается никаких сдерживающих факторов, никакой силы воли. Ты теперь такой, какой ты есть. Если ты привык к греху, то испытания тебе не пройти, и наоборот: душа человека, который старался жить нравственно, соблюдал пост, избегал греховных мыслей, пройдет воздушные мытарства легко.

Почему так важен девятый день?

На девятый день, пройдя все испытания, душа человека, сопровождаемая своим ангелом-хранителем, предстает перед Богом.

– Для кого-то это радостная встреча, а для кого-то – нет, – говорит отец Георгий. – Представьте, что человек, никогда не веривший в Бога и живший самым скотским образом, вдруг сталкивается с пылающей, всеобъемлющей любовью лицом к лицу. Это можно сравнить с супружескими отношениями: например, муж в командировке не пропустил ни одной юбки, а когда вернулся домой, его там встретила жена, искренне, всей душой его любящая. Что он почувствует? Сильнейший стыд. Так же и с Богом, только стыд этот не загонишь глубоко внутрь, не отмахнешься от него, ведь когда твоя душа обнажена, ты ощущаешь этот стыд всем своим существом.

Вот почему девятый день – особенный. В этот день родные усопшего приходят в храм, заказывают панихиду, затем идут на кладбище, чтобы проведать могилу, а потом устраивают поминки.

Решающее значение все-таки имеет не обряд как нечто внешнее, а внутренние переживания тех, кому усопший был близок и дорог. Самое важное – не потерять внутренней связи с этим человеком, не забывать его, делать что-то доброе в память о нем.

– Сегодня поминки превратились в какой-то бессмысленный и даже безобразный ритуал, – говорит священник. – Смысл этого дня не в том, чтобы собрать всех родственников и, выпив по рюмке за покойного, начать делиться новостями и обсуждать семейные дела. Наоборот: всегда было принято, чтобы родственники покойного устраивали отдельные поминки – каждый в своем доме.

В день поминок в память об усопшем нужно сделать доброе дело, пожертвовать деньги в благотворительный фонд, помочь детскому дому, больнице

Что такое Страшный суд?

С девятого по сороковой день душа проходит райские обители и адские обители и либо радуется тому, что избежала страшной участи пребывать в аду, либо скорбит о потерянном рае. Сороковой день – день так называемого Частного суда, когда определяется, где именно – в раю или в аду – душа будет ожидать всеобщего Страшного суда. Поэтому в сороковой день также устраивают поминки по усопшему, идут на кладбище, заказывают церковную молитву и особенно усердно молятся сами.

Как помочь душе усопшего?

Один из главных вопросов, которым задаются родные умершего человека: можно ли как-то помочь его душе, облегчить ее участь, особенно в том случае, если почивший вел не самую праведную жизнь. Отец Георгий объясняет: христианское отношение к почившему можно свести к трем моментам. Это церковная молитва, домашняя молитва и доброделание в память об усопшем.

1. Церковная молитва

Сразу после смерти человека или после отпевания и похорон его родные могут обратиться в любой храм или в несколько храмов, чтобы заказать так называемый сорокоуст. Это сорокадневное поминовение во время службы в церкви, когда священник называет имя усопшего среди других.

Просьбу помолиться об усопшем можно также передать в монастырь – сегодня это несложно сделать через официальные сайты обителей. Главное, не нарваться на мошенников, которые могут также через интернет собирать деньги якобы на какие-то церковные услуги.

Есть и более простое церковное поминовение, когда на панихиде кто-то из священнослужителей или из благочестивых мирян просто помянет имя усопшего. Кроме того, можно заказать поминальную службу, которая длится не 40 дней, а больше, например, год.

2. Домашняя молитва

Это чтение Псалтыри родными усопшего: регулярно, искренне, от души. И не стоит забывать, что домашняя молитва своими словами – это единственная возможность помолиться за умершего, если тот не был крещен, так как заказывать церковные службы и ставить свечи в память о некрещеных нельзя.

3. Доброделание

Хорошо, если родные и близкие почившего будут делать в память о нем и от его лица те или иные добрые дела, бескорыстно и искренне. Это не только помогает душе человека пройти посмертные испытания, но и приносит живым душевное облегчение. Духовный мир тесно связан с земным: когда мы делаем что-то хорошее в память о почившем, он этому радуется, а мы чувствуем эту радость, и она приносит нам покой и позволяет умерить скорбь.

Какие предрассудки связаны со смертью?

– Похороны и поминки часто окружены множеством предрассудков и примет, которые Церковь решительно не приветствует, – говорит отец Георгий. – Не нужно ставить на стол фотографию усопшего, наливать ему водки и класть хлеб – душа его не пьет и не ест. Не нужно оставлять на могиле еду – это чистой воды язычество, да и самим возле могилы лучше не есть. Не нужно верить в то, что в доме, где лежит покойный, нельзя открывать форточки, наоборот, их надо открывать, чтобы воздух не застаивался и не было запаха. И зеркала мы закрываем не потому, что там может поселиться дух, а потому, что смотреть на себя в зеркало в это время – грех праздности.

Вопрос-ответ

Сны об умерших и отношение Церкви к кремации

– Мой сын умер несколько лет назад, и мне часто снится сон, в котором он страдает от холода и словно бы сражается с кем-то на войне. Как мне помочь ему?

Нина Николаевна

– Как православная церковь относится к кремации?

Евгения

– Отец Георгий, как вы относитесь к роскошным похоронам? Нужно ли стараться подобрать самый красивый и дорогой гроб, установить на могиле дорогой крест, и так далее? Или лучше скромные похороны?

Наталья

Ижевчане собирают деньги на строительство храма

Возле Биатлонного комплекса имени генерала Демидова в Ижевске строится храм Святого Георгия Победоносца. Возведены стены, закончена внешняя отделка, в храме проходят службы, однако нужно завершить внутреннюю отделку, украсить храм иконами и росписью. Всех неравнодушных просим откликнуться и внести свой, пусть даже небольшой, вклад в строительство храма Георгия Победоносца. По поводу пожертвований обращайтесь в редакцию по тел. 8 (3412) 94-50-05. Ознакомиться с ходом стройки можно по адресу: ул. Славянское шоссе, 0/13.

Согласно православному вероучению, каждый человек имеет душу – нематериальную и бессмертную духовную сущность. Она сотворена Богом и дана человеку в момент его зарождения в материнской утробе. Человек – это задуманный Богом таинственный союз души и тела. Святитель Григорий Нисский сравнивал душу с зеркалом, которое в чистом состоянии может отражать Божественный образ. Что происходит с душой, погрязшей в грехах? Она больше не может являть образ Бога и превращается в подобие беса по своему состоянию.

что происходит с душой после смерти

Православные надгробные кресты

Физическая смерть в Православии – это не тупик, а рождение в новую жизнь. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в “Слове о смерти” писал:

“Смерть — великое таинство. Она — рождение человека из земной, временной, жизни в вечность”.

После смерти тела душа продолжает существовать в духовном мире. Праведные души пребывают с Богом, а грешные находятся под властью темных сил. Спасение души, то есть очищение её от греха, подготовка к переходу в новую жизнь, – это смысл христианской жизни. Взгляд на смерть как на великий переход в новую жизнь отражен в церковной традиции основного поминовения святых именно в день их кончины, а не земного рождения.

Что происходит с душой после смерти

Согласно Церковному Преданию, в течение первых трёх дней душа после смерти свободна. Она может пребывать возле мёртвого тела или посещать дорогие ей земные места. С третьего по девятый день душа созерцает райскую обитель, прикасается к радости вечной жизни с Богом. С девятого по сороковой день душе показывается посмертная жизнь вдали от Бога – адские мучения. Между этими промежутками душа предстаёт перед Богом. На сороковой день душа вновь поклоняется Богу и происходит предварительный частный суд. На нем определяется место пребывания души до всеобщего Страшного суда.

То, куда попадает душа после смерти, зависит от духовного состояния, в котором она вошла в загробную жизнь. Один из этапов частного суда — прохождение души через мытарства (испытания). Источником церковного учения о мытарствах являются откровения Святых Отцов. Впервые об испытаниях говорится в “Житии преподобного Василия Нового” 5 века. Мытарства показывают, насколько различные страсти укоренились в душе.

Всего мытарств двадцать. Каждое соответствует одной из основных греховных страстей: гордыне, чревоугодию, блуду и так далее. Чем больше у души страстей и чем они сильнее, тем сложнее ангелам защитить её от демонов. Праведные души, ещё в земной жизни соединившиеся со Христом, проходят мытарства быстро и беспрепятственно. Бесы не имеют никакой власти над ними.

Поэтому для праведника быть с Богом – это утешение и радость, а для грешника – невыносимая мука. Следовательно, в раю ему будет ещё мучительнее, чем в аду. Поэтому ад нередко рассматривается как место особой милости Бога к грешникам.

Путь души после смерти

То, что происходит с душой после смерти – это закономерный итог её земной жизни. Однако частный суд над душой не является окончательным. Святитель Феофан Затворник в своём труде “Болезнь и смерть” писал:

“По смерти бывает частный суд, на котором определяется участь грешников… Но окончательное решение их участи последует на всеобщем Страшном Суде”.

Христиане ожидают Великого Второго Пришествия Христа и последнего всеобщего Страшного Суда над всеми жившими когда-либо людьми. Произойдет воскресение всех мёртвых, и души вернутся в свои воскресшие тела, чтобы окончательно войти в вечность: либо с Богом, либо без Него. Восстановление человека и преображение мира после конца времён называют апокатастасисом. Также этим термином именуют учение о конечности адских мук и всеобщем спасении людей, в том числе абсолютно всех грешников. Однако это учение не принято Православной Церковью.

Так как душа в загробном мире уже не способна ни на что влиять, помочь ей может только молитвенная забота живых людей. Она не только облегчит нынешнюю участь усопшего, но и может послужить оправданию его души на грядущем Страшном суде. Некоторые грешники всё же будут помилованы по молитвам их близких и по великому милосердию Божьему.

Итак, православному христианину не стоит подчиняться страху смерти и мытарств. Необходимо заранее позаботиться о жизни души после смерти тела, о спасении путём покаяния и совершения добрых дел. Также следует помнить о наших усопших близких и поминать их как дома, так и в церкви, давать милостыню для спасения их душ. Для праведного человека смерть – это не печаль и скорбь, а радость рождения в вечную жизнь во Христе.

“Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт; и всякий живущий и верующий в Меня не умрёт вовек” (Ин. 11: 25-26).


Люди задают много вопросов о том, где находится до 40 дней после смерти душа человека. Доказательств, которые могли бы подтвердить, что происходит с душой, те или иные гипотезы – не существует. Есть записи христианских святых и праведников, свидетельства людей, побывавших в состоянии клинической смерти, летаргическом сне, и описавших свой посмертный опыт. На эти свидетельства, накопленный опыт, опирается православная церковь, в построении ясного и твердого учения о загробном мире. Это учение основывается на вере в бессмертие, когда умирает только тело. На том, что человеческая жизнь – это небольшой промежуток времени. Отрезок бытия, который необходим, чтобы душа воплотилась и проявила себя в телесной оболочке, которую потом сбрасывает, как гусеница освобождает уже ненужный кокон и перевоплощается в прекрасную бабочку. С одной разницей – бабочку ждет недолгая жизнь, а человеческая душа уходит в вечную.

От смерти, до третьего дня

По канонам православия считают, что на земле, остается человеческая душа до третьих суток на какой день и уходит после смерти. После отделения ее от тела, начинается самостоятельная жизнь в невидимом мире. В первые дни, она находится в месте гибели рядом с телом, с близкими людьми, осознает что произошло, свое новое состояние, готовится к переходу в вечность. Крещеные люди видят рядом с собой ангела-хранителя, незримо сопровождавшего их при жизни, и помогающего после смерти.

Восхождение на небо происходит через владения духов тьмы – падших ангелов, которые во все время человеческой жизни, подталкивают человека на совершение злых дел, греховных поступков, знают все об умершем. После смерти, они предстают в истинном обличии, не скрывая ненависти к людям, и стремятся забрать человеческую душу себе, обманывают, соблазняют, представляя перед ней все неправедные поступки, которые она совершала при жизни. Ангел-хранитель, защищает ее и противопоставляет хорошие дела. Если душе покойного нечем будет оправдаться, то она сразу попадает во владение злых духов.

На третий день, душа идет на первое поклонение к Богу. Затем отправляется осматривать райские и адские обители, где и находится душа умершего до 40 дней. Душа праведного (покаявшегося) человека, уже при жизни, подготовившегося к смерти, не остается на три дня, а сразу покидает землю, уходит на небо, через владения падших ангелов. Души людей возносят ангел-хранитель и ангел-сопроводитель, иногда там присутствуют святые, которым они при жизни усердно молятся.

От третьего до девятого дня

В православие, по учениям святых отцов, душа умершего, в период с третьего по девятый день, находится в раю. Она испытывает радость, покой, счастье, видит красоту и общается с прежде почившими родственниками. Забывает все муки и заботы земной жизни и боль смерти.

Но чистую и светлую радость испытывают только души праведных людей. Не раскаявшиеся, отягощенные мыслями и делами греха, чувствуют муки совести, понимают, что им нет места в раю, там, где Бог и святые. Как при жизни, некоторые люди чувствуют себя плохо там, где особенно присутствует Божья благодать – монастыри, церкви или святые источники, так и после смерти, они не останутся там, где все пронизано Светом и благодатью, они просто не смогут этого вынести. На девятый день, душа покойного опять предстает перед Богом. В этот день совершаются службы в церкви и идут сугубые молитвы, делают домашний поминальный обед для родственников и друзей покойного. Затем наступает черед адских обителей, в которых душа умершего человека будет пребывать до 40 дней.

С девятого по сороковой день

После девятого дня, наступает особенный период для души усопшего, она попадает в ад. Все описывают его, как места мучения, где находятся души грешников. Какого рода будут эти муки, можно понять по пристрастиям человека, которые он считал для себя важными при жизни. Учения говорят, что это будут страдания от желаний, которые больше невозможно удовлетворить, так как не станет главного инструмента – умершего человеческого тела. Для наркомана, самым большим мучением станет бесконечная ломка, которую невозможно уменьшить или излечить, для блудника – бесконечная пытка плотского желания и так далее. Все человеческие страсти, которым предавался человек при жизни, ничем не сдерживаемые, станут терзать покойного, не находя выход неутоленным желаниям.

Те, которым довелось побывать на том свете, говорят, что страшные муки испытывают убийцы не рожденных детей, причем по православным учениям, этим мукам будут подвержены не только женщины, но и мужчины – отцы загубленных младенцев, которым не дали родиться.

Любая душа, даже праведного человека, терзается, когда видит мучения обреченных на вечные страдания людей. Она боится, чтобы и ей самой не случилось там остаться. За это время, человеческая душа успевает полностью прочувствовать, чем придется платить за обиды близких, жизнь, проведенную в блуде, воровстве, обмане и зависти. В православие учат, чтодуша в течение 40 дней после смерти проходит мытарства – своего рода экзамены, которые и определяют ее посмертную участь, обитель, в которой она будет находиться.

Сороковой день

40-й день – решающий, время подведения общих итогов. Душу возносят на третье поклонение престолу Божию, где происходит предварительный суд, для определения последующего места пребывания до окончательного, Страшного суда. В христианстве, этот суд, по свидетельствам отцов церкви, будет проводить Иисус Христос, и сам решит, какой участи она заслуживает. Его решение будет принято, на основе всей человеческой жизни, поступков, добрых и злых дел, даже мысли и пожелания будут приняты во внимание. Все, что с человеком происходит до 40 дней после смерти – это время, когда определяется его судьба.

Поэтому, в 40 день проводится панихида в церкви, звучат особые прошения о прощении грехов и помиловании. Родные собираются на кладбище, делают поминальный обед и об усопшем говорят добрые слова, раздают вещи покойного, с просьбой молиться о нем.

В православной церкви учат, что родные и близкие люди, могут облегчить посмертное состояние отошедших и после сорока дней. Как связанные кровным и духовным родством, живые люди связаны с усопшим, могут видеть его во сне, просящим помощи. Душе ушедшего, особенно важны церковные молитвы, звучащие на Божественной литургии, панихиды, совершаемые в определенные дни – родительские субботы, искренняя домашняя молитва и добрые дела. До самого Страшного суда, молитва живых может помочь мертвым, улучшить их вечную жизнь.

Загробная жизнь и ее неопределенность — это то, что чаще всего приводит человека к размышлениям о Боге и Церкви. Ведь по учению Православной Церкви и любых других христианских доктрин, душа человека — бессмертна и она, в отличие от тела, существует вечно. Человека всегда интересует вопрос, что же произойдет с ним после смерти, куда он отправится? Ответы на эти вопросы мы узнали у православного священника.

Итак, православие имеет особое понятие о первых днях в загробном мире. Это не строгий догмат веры, но позиция, которой придерживается Синод.

Особыми днями после смерти считаются:

- Третий — это традиционно день поминок. Это время духовным образом связано с Воскресением Христа, которое произошло в третий день. Св. Исидор Пелусиот пишет, что процесс Воскресения у Христа занял 3 дня, отсюда и сформировалось представление, что человеческий дух также на третий день переходит в вечную жизнь. Другие авторы пишут, что число 3 имеет особенное значение, его называют Божьим числом и оно символизирует веру в Святую Троицу, поэтому и поминать человека надо в этот день. Именно в панихиде третьего дня у Триединого Бога просят отпустить умершему грехи и простить;

- Девятый — еще один день поминовения мертвого. Св. Симеон Солунский писал об этом дне как о времени вспомнить 9 ангельских чинов, к которым может быть причислен дух усопшего. Именно столько дней дается душе умершего для полного осознания своего перехода. Об этом упоминает св. Паисий в своих трудах, сравнивая грешника с пьяницей, который в этот период трезвеет. В этот период душа смиряется со своим переходом и прощается с мирской жизнью;

- Сороковой — это особый день поминовения , поскольку по преданиям св. Солунского, это число имеет особую важность, ведь Христос на 40 день был вознесен, значит и умерший в этот день предстает перед Господом. Также и народ Израиля оплакивал своего вождя Моисея именно такое время. В этот день должна не только прозвучать молитва-прошение милости для усопшего у Бога, но и сорокоуст.

Важно! Первый месяц, в который и входят эти три дня, крайне важен для близких — они смиряются с утратой и начинают учиться жить без близкого человека.

Куда отправляется дух человека после жизни

Где же именно пребывает дух покойного? Точного ответа на этот вопрос нет ни у кого, поскольку это тайна, скрытая от человека Господом. Каждый узнает ответ на этот вопрос после своего упокоения. Единственно, что точно известно — переход духа человеческого от одного состояния к другому — от мирского тела к вечному духу.

Христиане верят, что после перехода в вечность, Господь вызывает человека на суд, где определяет ему место вечного пребывания — небеса с ангелами и прочими верующими, или ад, с грешниками и демонами.

Учение Православной Церкви говорит о том, что лишь Господь может определить место вечного пребывания души и никто не может повлиять на Его суверенную волю. Это решение является ответом на жизнь души в теле и ее поступки. Что выбрала она при жизни: добро или зло, покаяние или гордое превозношение, милосердие или жестокость? Лишь поступки человека определяют вечное пребывание и по ним Господь судит.

Православная Церковь верит, что дух по пути к престолу Божьему проходит определенные мытарства или испытания. Предания святых отцов говорят, что мытарства заключаются в обличении злыми духами, которые заставляют сомневаться в собственном спасении, в Господе или Его Жертве.

Особенно подробное описание можно найти у св. Василия Нового, в его житие, которое содержит рассказ блаженной Феодоры о ее мытарствах. Она упоминает о 20 испытаниях грехами, среди которых:

слово — оно может исцелить или убить, оно — начало мира, согласно Евангелию от Иоанна. Грехи, которые содержаться в слове не пустые высказывания, они имеют такой же грех, как и материальные, совершенные поступки. Нет разницы между изменить мужу или сказать об этом вслух, мечтая — грех одинаков. К таким грехам относятся хамство, непристойности, пустословие, подстрекательство, кощунство;

ложь или обман — любая неправда, сказанная человеком есть грех. Сюда относятся также лжесвидетельство и клятвопреступление, которые являются серьезными грехами, а также нечестный суд и обвес;

чревоугодие — это не только услаждение своего живота, но и любое потакание плотской страсти: пьянство, никотиновая зависимость или наркотическая;

лень , вместе с халтурой и тунеядством;

воровство — любой поступок, следствие которого — присвоение чужого, относиться сюда: кража, мошенничество, махинации и пр.;

скупость — это не только жадность, но и бездумное стяжание всего, т.е. накопительство. К этой категории относиться и взяточничество, и отказ в милостыни, а также вымогательство и лихоимство;

зависть — зрительное воровство и жадность до чужого;

гордость и гнев — они разрушают душу;

убийство — как словесное, так и материальное, доведение до самоубийства и аборты;

гадание — обращение к бабкам или экстрасенсам есть грех, там написано в Писании;

любодеяние — это любые похотливые действия: просмотр порнографии, рукоблудие, эротические фантазии и пр.;

прелюбодеяние и содомские грехи.

Важно! Для Господа нет понятия смерти, дух лишь переходит от материального мира в нематериальный. Но какой она предстанет перед Творцом, зависит лишь от ее поступков и решений в мире.

Храни Всех Господь!

Не забудьте также подписаться на мой канал и поставить пальчики вверх, а на моей страничке в инстаграм @pravoslavnyi_bloger много полезных православных советов, приходите в гости:) .

Читайте также: