Как особенности семейного воспитания влияют на развитие способностей кратко

Обновлено: 02.07.2024

Семья является интеллектуальным и посредническим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и демократических взаимоотношений между людьми, опыта отношения к явлениям, продуктам жизни.

Семья выполняет ряд функций важных для общества, необходимых для жизни каждого человека: это воспитательная, репродуктивная, хозяйственно-бытовая, социально-контролирующая, функция организации досуга.

Большое значение в становлении личности ребенка имеет стиль семейного воспитания.

Семейное воспитание – это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. (Приложение 1)

Существует несколько разнообразных классификаций стилей семейного воспитания. И у каждого стиля семейного воспитания свои характеристики.

Базовой считается модель американского психолога Дианы Баумринд.

Она проста и понятна.

Автор взяла за основу два критерия.

  1. Уровень эмоционального принятия ребенка родителями
  2. Уровень контроля со стороны родителей

И вот благодаря сочетаниям этих критериев и было выделено четыре стиля семейного воспитания.

  1. Авторитетный
  2. Авторитарный
  3. Индифферентный
  4. Либеральный

АВТОРИТЕТНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ (ИЛИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ)

Особенности

Название говорит само за себя. Родители в семье занимают лидирующие позиции, являясь авторитетом для ребенка. Этот стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля со стороны взрослых. При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В такой семье практически отсутствуют физические наказания и словесная агрессия, родители стараются использовать логику в общении с детьми, стремятся договориться. Уважают себя и своих детей. Родители обладают хорошим жизненным опытом и несут ответственность за своих детей.

Для родителей, придерживающихся этого стиля, характерны:

  • активно-положительное отношение к ребенку;
  • адекватная оценка его возможностей, успехов и неудач;
  • им свойственны глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его поведения;
  • умение прогнозировать развитие личности ребенка.

Последствия

При авторитетном стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны:

  • Высокая самооценка, самопринятие, самоконтроль.
  • Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.
  • Инициативность и целеустремленность.
  • Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими.
  • Способность договариваться, находить компромиссные решения.
  • Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих.

Рекомендации

Если в Вашей семье Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими!

АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Особенности

Последствия

Характерным чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:

1 вариант – развитие слабой жизненной позиции:

2 вариант – развитие деспотической личности:

  • ненависть к родителям;
  • решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав);
  • грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим;
  • повышенная агрессивность и конфликтность.

Рекомендации

ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Особенности

И самый неблагоприятный с точки зрения формирования психики и развития личности ребенка является индифферентный стиль семейного воспитания. Здесь, к отрицательным характеристикам предыдущего стиля семейного воспитания прибавляется еще и отсутствие теплоты в отношении к ребенку. К ребенку относятся с пренебрежением, игнорируя его эмоциональные потребности. Это случаи, скорее всего, случайного или нежелательного появления ребенка в семье. Ну, раз уж родился, живи, но не мешай.

Последствия

При индифферентном стиле семейного воспитания возможно развитие у детей эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. Существует опасность вовлечения детей в асоциальные группы, поскольку родители неспособны контролировать их поступки. Чаще всего, в индифферентных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе дети, либо наоборот неуправляемые и импульсивные. В лучшем случае дети таких родителей все же становятся сильными, творческими, активными людьми. Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи.

Рекомендации

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ (ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ)

Особенности

Либеральный стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка. Общими особенностями либерального и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленно обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

Последствия

При либеральном стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности:

1 вариант – свободный, но безучастный:

Рекомендации

Нельзя однозначно сказать, что только стиль семейного воспитания оказывает влияние на формирование личности ребенка, тем не менее, вероятность появления тех или иных черт в зависимости от стиля семейного воспитания увеличивается или уменьшается.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы теста, выбрав из четырех предложенных вариантов ответа один, который наиболее соответствует воспитательной системе вашей семьи.

Казалось бы, очевидным, что семейное и общественное воспитание напрямую влияет на становление и развитие ребенка. Но часто мы не уделяем этому особого внимания, допуская большую ошибку. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В ней ребенок растет, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Повзрослев, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.

Одним из основных условий является то, что семья обеспечивает чувство защищенности, что обеспечивает ему безопасность при взаимодействии с внешним миром. Дети приобретают уверенность в своих силах, уходят страх и волнение.

Также важную роль играют модели родительского поведения. Дети зачастую копируют поведение других людей, особенно тех, кто находится с ними в близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.

Семья играет важную роль в приобретении ребенком жизненного опыта. То, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе, зависит запас детских знаний. Также очень важно много беседовать с детьми. Те дети, у которых больший жизненный опыт, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

Таким образом, можно утверждать, что положительное отношение родителей к познавательному развитию ребенка, поддержка его познавательной и творческой активности, поощрение познавательной деятельности и признание успехов ребенка помогает развивать свои интеллектуальные и творческие способности.

Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении. Ребенок учится у родителей тому, что ему следует делать, как вести себя.

Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, что позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Для ребенка семья – это оберег, кладовая знаний и трамплин во взрослую жизнь. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми.

Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

Также семья может таить в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, являются:
неадекватное воздействие факторов материального порядка, избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

отсутствие нормального психологического климата в семье;

фанатизм в любых его проявлениях;

безграмотность в педагогическом отношении;

противоправное поведение взрослых.

Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:

дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;

родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;

воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;

личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей;

воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре;

• оптимизм — основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Эти принципы могут быть расширены и дополнены, но главное, чтобы они обязательно были.

Кононок Валерия Александровна, педагог-психолог городского центра психолого-педагогической помощи МГДДиМ

Семейное воспитание – это совокупность процессов воздействия на ребенка со стороны родителей и других членов семьи с целью его социализации.

Семья, с точки зрения психологии, обуславливает первичную социализацию ребенка, а вторичной социализацией занимаются детский сад, школа, высшее учебное заведение. Безусловно, что первичная социализация будет важнее.

Первичная социализация предполагает освоение языка и эмоционального строя, освоение ценностных норм и содержательных представлений общества. Первичная социализация формирует у ребенка социальную ответственность и умение подчинять свое индивидуальное общему.

В формировании личности ребенка семья играет определяющую роль, причем на каждом возрастном этапе эта роль меняется и имеет специфические особенности.

Характер общения ребенок усваивает в семье, поэтому ответственность за воспитание способности к человеческому общению лежит на родителях. Заботу друг о друге, навык решения семейного конфликта, нравственное воспитание, ребенок может приобрести только в здоровой семье. Успешность воспитания подростка в семье во многом зависит и от включение подростка в хозяйственную деятельность.

Когда родители со своими правами и обязанностями не справляются, в семье возникает дисгармония, приводящая к дисфункциональности. В результате возникает дезадаптация ребенка, следствием которой является десоциализация, что характерно для современного общества. Родители, понимающие, что от них зависит формирование личности ребенка, что их поступки и поведение способствуют этому формированию, будут вести себя соответственно.

Структура личности формируется в процессе взаимоотношений с родителями и близкими родственниками с первых дней жизни ребенка, входя в мир своих родных, он перенимает их нормы поведения. Родители закладывают фундамент первых контактов, на который надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие подростка.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, можно сказать, что главнейшая функция семьи состоит в создании условий для развития личностей ее членов.

Семья для ребенка – это первая педагогическая система, в которую он попадает и находится в ней постоянно, а это значит, что любое действие родителей имеет воспитательное значение. Семейное воспитание по своей сути уникально, что проявляется в его непрерывности, продолжительности, эмоциональном характере и устойчивом влиянии. Однако сегодня в мире воспитательный потенциал семьи снижается, что можно объяснить целым рядом причин:

  • трудовая занятость родителей и, как следствие, нехватка времени на воспитание;
  • отсутствие времени на общение и совместное времяпрепровождение;
  • отчуждение между поколениями, что является следствием ценностных различий;
  • растущее влияние внешних факторов на микроклимат семьи.

Значительное влияние имеют и личностные особенности родителей, такие как противоречивость личности, неадекватная самооценка, неуверенность, эгоцентризм, негибкость мышления и др.

От того, как родители относятся к ребенку, будет зависеть отношение ребенка к самому себе в будущем.

Родительские установки и типы семейных отношений

Под стилем воспитания понимается отношение к детям и к воспитанию как таковому. Родительская установка или позиция относится к конкретному ребенку.

Специалисты выделяют 4 типа родительских установок:

Принятие и любовь, когда ребенок становится центром интересов, и родители много времени посвящают ребенку, проявляя к нему большую нежность и занимаясь совместными делами. При такой установке ребенок ощущает чувство близости и развивается нормально;

Установка явного отвержения, при которой родители говорят о своей ненависти к ребенку, проявляют невнимательность и жестокость, избегая контактов. Установка явного отвержения формирует эмоционально неразвитую агрессивную личность, с преступными наклонностями;

Излишняя требовательность проявляется в девизе – не хочу ребенка таким, какой он есть. Исходя из этого, родители критикуют и придираются к ребенку по всякому поводу, похвалы не бывает, а это в будущем ведет к фрустрации и неуверенности в себе;

Позиция чрезмерной опеки и её девиз – для своего ребенка сделаю абсолютно всё и вою жизнь посвящу только ему. Воспитание ребенка при данной позиции отличается большими поблажками или ограничением свободы. Данная установка приводит к тому, что ребенок вырастает инфантильным, несамостоятельным.

Что касается типа семейных отношений, то это чисто педагогическое поведение родителей – это приемы, способы, методы воспитания.

Психологи выделяют следующие типы семейных отношений:

Диктат – подразумевает, что как надо жить, ребенку диктуют родители. Безусловно, данный тип семейного воспитания оказывает негативное влияние на развитие инициативы, чувства собственного достоинства, веры в себя. Развивается неадекватная самооценка, неудовлетворенность потребностей, включая саморазвитие, самоутверждение, самореализацию;

Опека говорит о чрезмерной заботе родителей, при которой, возможно, ребенок будет не готов к жизни, он не несет ответственности, объективно и субъективно неблагополучен, во-вторых, может иметь деспотическую направленность характера;

Невмешательство характеризуется тем, что родителям безразлична жизнь ребенка. В глазах ребенка они не имеют авторитета, а последствием является отчуждение ребенка;

Конфронтация предполагает противоборство родителей и ребенка, когда каждая сторона отстаивает свое мнение – результатом такого воспитания является неадекватная самооценка, негативные качества личности, такие как грубость, скандальность, цинизм и др.;

Сотрудничество – это оптимальный тип воспитания для успешной и благополучной социализации личности, это самоуважение, взаимодействие и сотрудничество семьи.

Стили семейного воспитания, влияющие на формирование личности подростка

Главная задача семейного воспитания состоит в создании благоприятных условий для духовного, физического, нравственного развития ребенка, а принципами являются гуманность, открытость и доверительность, разумная требовательность, помощь и поддержка.

Однако далеко не все родители следуют главной задаче и принципам воспитания.

Специалисты выделяют 3 основных педагогических стиля воспитания ребенка в семье:

  • авторитарный,
  • попустительский,
  • демократический.

Рисунок 1. Стили семейного воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

При авторитарном стиле родители используют свою власть и подавляют ребенка, а в итоге ребенок вырастает пассивный, мрачный, недоверчивый.

Попустительский стиль говорит сам за себя – ребенок предоставлен сам себе, потому что родители им занимаются мало. Ребенок, воспитанный в этом стиле, не отличается упорством, он не умеет строить планы и достигать цели.

При демократическом стиле воспитания родители поощряют интересы ребенка, развивают его способности, поэтому ребенок растет любознательным во всех сферах и активным, отличается самостоятельностью.

Кроме основных стилей семейного воспитания, существует расширенная их классификация.

При гиперопеке право выбора у ребенка отсутствует, все вопросы за него решают родители, а ему остается расти пассивным и абсолютно не готовым к самостоятельной жизни. Гипоопека предполагает самотек в воспитании, его воспитывают все, кроме родителей и здесь множество вариантов развития, к сожалению, неблагополучных.

Педантично-подозрительный стиль проявляется в тотальном контроле и недоверии, что делает ребенка нервным, агрессивным, тревожным.

Не лучше и жестко авторитарный стиль воспитания, когда у ребенка нет права голоса, нет выбора, и он растет стеснительным, замкнутым и, часто, агрессивным.

Что касается увещевательного стиля воспитания, то родительская позиция проявляется только на словах – ребенок сам себе хозяин. Такой стиль воспитания, как расширенная сфера родительских чувств нарушает личное пространство ребенка, не давая ему возможности иметь личные тайны, а это чревато внутренними конфликтами, агрессией, недоверием к людям.

Авторами рассматриваются теоретические подходы отечественных и зарубежных ученных к проблеме влияния факторов семейного воспитания на развития творческих способностей младших школьников. Раскрываются особенности влияния семейного воспитания на развитие творческих способностей детей. Исследуются отношение семьи к развитию творческих способностей, позиция родителей по отношению к развитию ребенка и способы воздействия на него. Анализируются стили воспитания в семье, особенности общения и взаимодействия родителей и детей, а также стиль контроля и руководства ребенком. Рассматривается роль родителей, их образовательный уровень и интересы в развитии творческих способностей детей. На основе проведенного исследования, автором выявлены условия семейного воспитания, содействующие и препятствующие успешному развитию творческих способностей детей. Даются практические рекомендации родителям для преодоления социальных стереотипов и воспитания творчески активной личности.


1. Денисенкова Н.С. Влияние семьи на развитие способностей ребенка // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2012. - № 2. — С. 60-65.

4. Ларионова Л.И. Особенности развития одаренных детей в условиях современной семьи и коллектива. Монография. — Иркутск: ИГПУ, 2000. — 168 с.

5. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие для студ.высш.учеб. заведений / Под общ.ред. Н.Н. Посысоева. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 328 с.

7. Тарасова, С.Ю. Опыт консультативного наблюдения одаренных детей // Психологическая наука и образование. — 2002. - № 1. — С. 59-63.

8. Хеллер К. Лонгитюдное исследование одаренности / К. Хеллер, К. Перлет, В.Сиервальд // Вопросы психологии. — 1991. - № 2. — С. 120-127.

9. Хесс Р. Счастливые родители одаренных детей / общая реакция Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М.: Просвещение, 2001. – С. 15-146.

10. Amabile T.M. The Social Psychology of Creativity / T.M. Amabile. — New York, Berlin, Heidelberg, Tokyo: Springer-Verland, 1982. — 245 p.

Современные социально-экономические преобразования в обществе требуют развития всесторонне развитой и творчески активной личности. Развития творческих способностей учащихся как средство формирования духовно богатой личности, способной к активному восприятию и созданию нового в сфере учебной, производственной и общественной деятельности является одной из важных проблем современного образования.

Актуальность подтверждается тем, что процесс развития творческих способностей пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Важным подспорьем в старших классах является творческое начало, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников и т.п.

Необходимость развития творческих способностей связывают также с престижем страны, зависящим от количества и качества творческой продукции.

Проблема развития творческих способностей младших школьников является сложной для исследования, но рассмотрение факторов влияющих на развитие чрезвычайно актуально в настоящее время. Сложность этой проблемы обусловлена наличием большого числа разноплановых факторов, определяющих развитие творческих способностей детей.

Изучение и анализ факторов открывает возможность определить методы целенаправленного формирования творческих способностей детей.

Во многих исследованиях посвященных развитию творческих способностей детей (Р.Хесс [9], К.Хеллер [8], Ларионова Л.И. [4].) говорится о значение внутренних факторов, влияющих на развитие и реализацию творческого потенциала. Другие исследователи обращают внимание на ряд социально-психологических факторов, таких как социальное окружение (семья, группа сверстников, педагоги) в котором развивается ребенок. Так, Т.Амабайл в своих исследованиях отмечал необходимость учета влияния окружающей среды на развитие творческих способностей. Он отмечает необходимость учета влияния социально-психологических факторов на развитие творческих способностей, так как именно они сохраняют рост творческих способностей [10].

Исследования К.Хеллер [8] и Р.Хесс [9] показывают влияние эмоционального климата в семье, стиля детско-родительских отношений и влияние эмоционально близкого родителя на развитие творческих способностей детей.

В исследованиях Н. Роджерса отмечено, что некоторые дети сохраняют творческие способности вне зависимости от отношения родителей [6].

Э.Ландау отмечает, что окружение пробуждает и развивает творческие способности ребенка. В то же время он утверждает, что многие проблемы одаренных детей берут свое начало в проблемах родителей: чрезмерное честолюбие ребенка основывается на чрезмерном честолюбии родителей, то есть отношение родителей к ребенку целиком основывается на его успехах [3].

Как отмечает Лаврик О.В., что различия между семьями, имеющими детей с высоким уровнем развития творческих способностей, состоят в способах интеллектуального общения, в степени открытости, свободы предоставляемой родителями себе и своим детям [2].

Исследования Ларионовой Л.К. доказывают, что творческие способности проявляются у детей в большей степени в семьях, где преобладает партнерский стиль общения. [4].

В исследованиях зарубежных психологов (Дж.Гетцельс, Ф.Джексон) рассматривались условия, способствующие развитию креативности у детей. Было установлено, что материальное положение семьи не играет роли в развитии креативности детей. Более существенную роль оказывает профессия родителей, их социальный статус и позиция по отношению к детям. Отмечается, что важную роль в развитии творческих способностей детей играет их положение в семье, их статус по отношению к братьям и сестрам. Первенцы или те дети, которые по тем или иным причинам оказывались лидерами в семье, как правило, характеризуются более выраженными творческими способностями [2].

Эти данные получили подтверждение в исследованиях Денисенковой Н.С. о влиянии семьи на развитие способностей [1].

Императивный стиль руководства и контроля за детьми характерен для семей, чьи дети показывают низкий уровень развития творческих способностей. Данный стиль основывается соблюдением авторитета взрослого, а не на сотрудничестве.

В связи с этим, можно говорить, что уважение, доверие к личности ребенка и предоставление ему достаточной самостоятельности стимулирует развитие творческих способностей.

Исследуя влияние состава семьи на развитие творческих способностей детей, мы пришли к следующим выводам: полнота семьи, т.е. наличие обоих родителей, их совместное проживание не определяет высокий уровень развития творческих способностей. Эти данные подтверждаются исследованиями Н.С. Денисенковой [1]. Высокий уровень творческих способностей выявлен у детей и из полных семей и из неполных семей. Самое главное, что им комфортно дома. Они чувствуют защищенность и поддержку от взрослых.

Таким образом, семья это важнейший институт социализации, в котором ребенок получает свой первоначальный социально-культурный опыт, в котором формируются не только интеллектуальные и творческие способности, но и происходит развитие и становление человека в целом.

Кроме того нельзя забывать, что кроме социальной функции семья играет огромную роль в умственном развитии ребенка. Так, американский ученный Б. Блум выявил, что коэффициент умственного развития детей, воспитывавшихся в благополучных семьях намного выше, чем у детей из неблагополучных семей.

Образовательный уровень семьи и их интересы оказывают огромное влияние на интеллектуальное развитие и раскрытие творческих способностей детей. Особый интерес на наш взгляд имеет образовательный уровень семьи, эстетические вкусы, творческая активность, музыкальные пристрастия и общая культура родителей, которые формируют музыкальные вкусы и способствуют музыкальному воспитанию ребенка. Доказано, что музыкальное воспитание способствует формированию и развитию интеллектуальных способностей, творческой активности, фантазии, воображения и т.д.

К сожалению, большинство родителей не придают значения музыкальному воспитанию ребенка. В ходе проведенного нами опроса учащихся начальной школы (общая выборочная совокупность составила 132 ребенка) выяснилось, что лишь 23,48% родителей посещают с детьми мероприятия, где звучит классическая музыка или музыка для детей. В основном это те дети, которые занимаются в разных художественных кружках.

Так, музыкальная деятельность является не только средством получения положительного социального опыта, но и при правильном подходе может стать средством музыкального воспитания и развития интеллектуально-творческих способностей.

Исходя из результатов исследования, мы можем дать следующие практические рекомендации родителям для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка: принимать активное участие в жизни семьи; больше говорить со своим ребенком; не давить на своего ребенка своим авторитетом; уважать ребенка, его мнение и желания; доверять ему и быть в центре всех событий в его жизни; помогать и поддерживать его; предоставлять право выбора и тем самым самостоятельно принимать решения; самому стараться быть примером для ребенка.

Рецензенты:

Загаштоков А.Х., д.п.н., профессор, профессор кафедры методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.Бербекова, г. Нальчик;

Кагермазова Л.Ц., д.псх.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВПО Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.Бербекова, г. Нальчик.

Читайте также: