Что такое человеческий капитал география 8 класс кратко
Обновлено: 17.05.2024
Индекс человеческого развития, трудовые ресурсы, трудоспособный возраст, экономически активное население.
Человеческий капитал ― людские ресурсы, которыми страна располагает для своего развития.
Рынок труда ― соотношение между спросом на рабочую силу (его обеспечивают работодатели), и ее предложением (его обеспечивает экономически активное население).
Теоретической частью урока является объясняющий видеоролик и интерактивный элемент учителя о человеческом капитале и качестве жизни, о трудовых ресурсах и экономически активном населении.
- В.П. Дронов, Л.Е. Савельева География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс: учеб. для общеобразовательных организаций – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
8 класс, урок 59 Занятость населения. Человеческий капитал
Трудовой потенциал Развитие хозяйства любой страны зависит от её человеческого потенциала. Однако для экономики важна не просто общая численность населения, а количество людей, находящихся в трудоспособном возрасте. В нашей стране трудоспособными считаются мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55 лет. Трудовой потенциал. Развитие хозяйства любой страны зависит от её человеческого потенциала. Однако для экономики важна не просто общая численность населения, а количество людей, находящихся в трудоспособном возрасте. В нашей стране трудоспособными считаются мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55 лет.
Трудовые ресурсы Трудовые ресурсы — часть населения страны, способная работать в хозяйстве страны. В состав трудовых ресурсов входят: всё трудоспособное население, часть нетрудоспособного населения (работающие инвалиды и льготные пенсионеры, вышедшие на пенсию в относительно молодом возрасте), работающие подростки в возрасте 14–16 лет, значительная часть населения в возрасте старше трудоспособного, которые продолжают работать. Трудовые ресурсы — часть населения страны, способная работать в хозяйстве страны. В состав трудовых ресурсов входят: всё трудоспособное население, часть нетрудоспособного населения (работающие инвалиды и льготные пенсионеры, вышедшие на пенсию в относительно молодом возрасте), работающие подростки в возрасте 14–16 лет, значительная часть населения в возрасте старше трудоспособного, которые продолжают работать
Формирование человеческого капитала Человеческий капитал является частью национального богатства страны наряду с природным, производственным, финансовым и интеллектуальным капиталом. Человеческий капитал является частью национального богатства страны наряду с природным, производственным, финансовым и интеллектуальным капиталом. По подсчётам специалистов, стоимость мирового человеческого капитала составляет 365 трлн долл. США, или 66 % мирового богатства. В большинстве экономически развитых стран мира человеческий капитал составляет 70–80 % накопленного национального богатства. В России человеческий капитал значительно ниже (около 50 %) как за счёт высокой стоимости природных ресурсов, так и за счёт низких инвестиций на социальные нужды. В настоящее время на формирование человеческого капитала направлены национальные проекты в области образования и здравоохранения, инициированные Президентом РФ. Однако человеческий капитал невозможно изменить в короткие сроки, так как его величина и качество зависят не только от образования, знаний и здоровья населения, но и от менталитета, который формируется десятилетиями. Например, попустительское отношение части населения к своему образу жизни (курение, употребление спиртных напитков и пр.) делает инвестиции государства в здравоохранение малоэффективными. В то же время наличие национальной идеи, объединяющей граждан, высокая культура основной массы населения служат фундаментом для формирования человеческого капитала страны, что подтверждают примеры Финляндии, Японии, Южной Кореи, Китая и ряда других стран.
Подведём итоги • Трудовые ресурсы России составляют примерно 87 млн чел., из них 75 % заняты в экономике страны. • Наиболее образованная, созидательная, инициативная, профессиональная и здоровая часть трудовых ресурсов образует национальный человеческий капитал, выступающий главным фактором экономического развития страны. • Человеческий капитал — часть национального богатства страны наряду с природным, производственным, финансовым и интеллектуальным капиталом. Величина и качество человеческого капитала требуют затрат как со стороны государства, так и со стороны каждой отдельно взятой личности. • В настоящее время в России обострилась проблема занятости населения и безработицы. Причин безработицы много: кризисное состояние экономики страны, структурная перестройка хозяйства, низкая скорость создания рабочих мест. Сокращение безработицы возможно в условиях разумной экономической политики государства, стабильного роста российской экономики, развития новых отраслей хозяйства, среднего и малого бизнеса.
Урок 57. Занятость населения. Человеческий капитал. География 8 класс. В.Б.Пятунин, Е.А. Таможняя. Вентана-Граф.
Занятость населения. Человеческий капитал.
Трудоспособное население страны
- В России трудоспособными считаются мужчины в возрасте от 16 до 59 лет включительно.
- Женщины от 16 до 54 лет включительно.
- В нашей стране людей в трудоспособном возрасте примерно 86 миллионов человек.
- Но не все люди этого возраста работают, многие из них инвалиды (около 7–8 миллионов человек), поэтому численность людей, способных работать, еще меньше.
- По данным переписи населения 2010 года люди трудоспособного возраста составляют 62% от общей численности населения
Трудовые ресурсы – часть населения страны, способная работать в хозяйстве.
Экономически активное население (ЭАН) – часть населения страны, которое работает или потенциально способно работать.
Экономически активного населения в России примерно 71 миллион человек. Количество людей в трудоспособном возрасте в России уменьшается, это связано с невысокими показателями рождаемости и повышенной смертностью среди людей трудоспособного возраста (особенно у мужчин).
Безработица – наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают работать, но не могут трудоустроиться (найти работу).
Доля безработных в России – около 7,5% экономически активного населения.
Причин безработицы в стране очень много.
Наибольший уровень безработицы на Северном Кавказе, в Забайкалье, на юге Сибири. Самые низкие показатели безработицы характерны для Центральной России, Северо-Запада и северных регионов России.
Некоторые жители нашей страны уезжают в другие страны в поисках высокооплачиваемой, интересной работы. Наиболее привлекательными странами, с точки зрения трудоустройства, для россиян являются США, Германия, Канада, Испания, Кипр.
Человеческий капитал – это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни.
Положительные и отрицательные черты безработицы. Верно ли утверждение (да или нет):
Человеческий капитал (ЧК) представляет собой совокупность знаний и навыков, которые применяются для удовлетворения потребностей человека и общества. Этот термин используется с 1961 года благодаря американскому экономисту Теодору Шульцу. Его последователи развили данную тему, описав факторы, методы и прочие особенности развития человеческого капитала.
История развития вопроса
В научной литературе информация о развитии человеческого капитала начала активно появляться во второй половине ХХ века. Данный термин и основы теории ввели в обращение экономисты Теодор Шульц и Гэрри Беккер, за что впоследствии получили Нобелевскую премию. Появление теории человеческого капитала стало своего рода ответом частным экономическим теориям на потребность в реальной экономике. Была не до конца раскрыта роль человека и его потенциала в обществе. Посредством глубокого анализа экономических процессов человеческий капитал был определен как основной фактор развития общества.
На протяжении длительного периода времени понимание человеческого капитала ограничивалось знаниями и навыками человека, а также считалось исключительно социальной категорией. Любые инвестиции в человека (например, в образование) считались непроизводительными. К концу ХХ века отношение к данной категории изменилось. По утверждению Фишера, человеческий капитал воплощает в себе способность человека приносить доход.
Изучив опыт передовых стран, Саймон Кузнец пришел к выводу, что накопленный человеческий капитал является главным условием развития экономики. А экономист Эдвард Денисон акцентировал внимание не только на количестве, но и на качестве человеческих ресурсов (а именно, на важности образования). Со временем было описано значение здоровья, эмоционального состояния, материального благополучия работников и прочих факторов.
Современная теория человеческого капитала
На основании многолетних исследований сложилась определенная теория человеческого капитала. Ее можно кратко описать такими положениями:
- в течение жизни приобретает и накапливает знания, умения и навыки, применяя их в различных областях;
- рост материального благосостояния влияет на заинтересованность в дальнейшем развитии человеческого капитала;
- с целью повышения производительности труда и роста экономической эффективности целесообразно применение человеческих знаний, умений и навыков;
- отказ от текущих потребностей в пользу формирования трудового потенциала ведет к повышению уровня благосостояния в будущем;
- мотивация и стимулирование - это необходимые условия приобретения и накопления знаний, умений и навыков.
Как формируется человеческий капитал
Если рассмотреть формирование человеческого капитала на примере отдельно взятого человека, можно сделать вывод, что в среднем данный процесс занимает 15-25 лет. Как правило, он начинается в 3-4 года. К этому моменту у ребенка уже достаточно информации для старта развития талантов и приобретения знаний. Конечно же, не стоит списывать со счетов врожденный потенциал. От того, насколько успешным будет обучение в детском возрасте, зависит дальнейшее самоопределение и самореализация.
Наиболее значимым в плане личного развития считается период с 13-ти до 23-х лет (приблизительно). В это время происходит наиболее активное общее, творческое и профессиональное обучение. Чем выше уровень накопленных знаний, тем значимее возможности в плане повышения собственного благосостояния и улучшения жизни общества в целом.
Виды человеческого капитала
Выделяют несколько видов человеческого капитала. А именно:
- Общий - все знания и навыки, независимо от источников получения и путей применения.
- Специфический - специальные знания и навыки, имеющие практическую ценность.
- Положительный - накопленный человеческий капитал, обеспечивающий положительную отдачу от инвестиций.
- Отрицательный (или пассивный) - человеческий капитал, не дающий положительной отдачи.
Структура ЧК
Развитие человеческого капитала происходит по нескольким направлениям. Его структура приведена в таблице:
Человеческий капитал (ЧК) представляет собой совокупность знаний и навыков, которые применяются для удовлетворения потребностей человека и общества. Этот термин используется с 1961 года благодаря американскому экономисту Теодору Шульцу. Его последователи развили данную тему, описав факторы, методы и прочие особенности развития человеческого капитала.
История развития вопроса
В научной литературе информация о развитии человеческого капитала начала активно появляться во второй половине ХХ века. Данный термин и основы теории ввели в обращение экономисты Теодор Шульц и Гэрри Беккер, за что впоследствии получили Нобелевскую премию. Появление теории человеческого капитала стало своего рода ответом частным экономическим теориям на потребность в реальной экономике. Была не до конца раскрыта роль человека и его потенциала в обществе. Посредством глубокого анализа экономических процессов человеческий капитал был определен как основной фактор развития общества.
На протяжении длительного периода времени понимание человеческого капитала ограничивалось знаниями и навыками человека, а также считалось исключительно социальной категорией. Любые инвестиции в человека (например, в образование) считались непроизводительными. К концу ХХ века отношение к данной категории изменилось. По утверждению Фишера, человеческий капитал воплощает в себе способность человека приносить доход.
Изучив опыт передовых стран, Саймон Кузнец пришел к выводу, что накопленный человеческий капитал является главным условием развития экономики. А экономист Эдвард Денисон акцентировал внимание не только на количестве, но и на качестве человеческих ресурсов (а именно, на важности образования). Со временем было описано значение здоровья, эмоционального состояния, материального благополучия работников и прочих факторов.
Современная теория человеческого капитала
На основании многолетних исследований сложилась определенная теория человеческого капитала. Ее можно кратко описать такими положениями:
- в течение жизни приобретает и накапливает знания, умения и навыки, применяя их в различных областях;
- рост материального благосостояния влияет на заинтересованность в дальнейшем развитии человеческого капитала;
- с целью повышения производительности труда и роста экономической эффективности целесообразно применение человеческих знаний, умений и навыков;
- отказ от текущих потребностей в пользу формирования трудового потенциала ведет к повышению уровня благосостояния в будущем;
- мотивация и стимулирование - это необходимые условия приобретения и накопления знаний, умений и навыков.
Как формируется человеческий капитал
Если рассмотреть формирование человеческого капитала на примере отдельно взятого человека, можно сделать вывод, что в среднем данный процесс занимает 15-25 лет. Как правило, он начинается в 3-4 года. К этому моменту у ребенка уже достаточно информации для старта развития талантов и приобретения знаний. Конечно же, не стоит списывать со счетов врожденный потенциал. От того, насколько успешным будет обучение в детском возрасте, зависит дальнейшее самоопределение и самореализация.
Наиболее значимым в плане личного развития считается период с 13-ти до 23-х лет (приблизительно). В это время происходит наиболее активное общее, творческое и профессиональное обучение. Чем выше уровень накопленных знаний, тем значимее возможности в плане повышения собственного благосостояния и улучшения жизни общества в целом.
Виды человеческого капитала
Выделяют несколько видов человеческого капитала. А именно:
- Общий - все знания и навыки, независимо от источников получения и путей применения.
- Специфический - специальные знания и навыки, имеющие практическую ценность.
- Положительный - накопленный человеческий капитал, обеспечивающий положительную отдачу от инвестиций.
- Отрицательный (или пассивный) - человеческий капитал, не дающий положительной отдачи.
Структура ЧК
Развитие человеческого капитала происходит по нескольким направлениям. Его структура приведена в таблице:
Читайте также:
- Как делают перерасчет в детском саду
- Анализ стихотворения бунина высоко полный месяц стоит кратко
- План по умк в детском саду
- Почему для центрального района характерна наибольшая контрастность в жизни населения кратко
- В каких странах социалистического лагеря пытались проводить реформы и чем они закончились кратко