Что такое человеческий капитал география 8 класс кратко

Обновлено: 17.05.2024

Индекс человеческого развития, трудовые ресурсы, трудоспособный возраст, экономически активное население.

Человеческий капитал ― людские ресурсы, которыми страна располагает для своего развития.

Рынок труда ― соотношение между спросом на рабочую силу (его обеспечивают работодатели), и ее предложением (его обеспечивает экономически активное население).

Теоретической частью урока является объясняющий видеоролик и интерактивный элемент учителя о человеческом капитале и качестве жизни, о трудовых ресурсах и экономически активном населении.

- В.П. Дронов, Л.Е. Савельева География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс: учеб. для общеобразовательных организаций – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2017.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

 8 класс, урок 59 Занятость населения. Человеческий капитал

Описание презентации по отдельным слайдам:

 8 класс, урок 59 Занятость населения. Человеческий капитал

8 класс, урок 59 Занятость населения. Человеческий капитал

Трудовой потенциал Развитие хозяйства любой страны зависит от её человеческог.

Трудовой потенциал Развитие хозяйства любой страны зависит от её человеческого потенциала. Однако для экономики важна не просто общая численность населения, а количество людей, находящихся в трудоспособном возрасте. В нашей стране трудоспособными считаются мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55 лет. Трудовой потенциал. Развитие хозяйства любой страны зависит от её человеческого потенциала. Однако для экономики важна не просто общая численность населения, а количество людей, находящихся в трудоспособном возрасте. В нашей стране трудоспособными считаются мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55 лет.

Трудовые ресурсы Трудовые ресурсы — часть населения страны, способная работат.

Трудовые ресурсы Трудовые ресурсы — часть населения страны, способная работать в хозяйстве страны. В состав трудовых ресурсов входят: всё трудоспособное население, часть нетрудоспособного населения (работающие инвалиды и льготные пенсионеры, вышедшие на пенсию в относительно молодом возрасте), работающие подростки в возрасте 14–16 лет, значительная часть населения в возрасте старше трудоспособного, которые продолжают работать. Трудовые ресурсы — часть населения страны, способная работать в хозяйстве страны. В состав трудовых ресурсов входят: всё трудоспособное население, часть нетрудоспособного населения (работающие инвалиды и льготные пенсионеры, вышедшие на пенсию в относительно молодом возрасте), работающие подростки в возрасте 14–16 лет, значительная часть населения в возрасте старше трудоспособного, которые продолжают работать


Экономически активное население В условиях перехода России к рыночным отношен.

Безработица В категорию безработных включают людей, которые обычно хотят рабо.

Скрытая безработица Скрытая безработица, характерная для кризисной экономики.

Причины безработицы Главная причина – кризисное состояние экономики страны (с.

Человеческий капитал Национальный человеческий капитал — это наиболее образов.

Формирование человеческого капитала Человеческий капитал является частью наци.

Формирование человеческого капитала Человеческий капитал является частью национального богатства страны наряду с природным, производственным, финансовым и интеллектуальным капиталом. Человеческий капитал является частью национального богатства страны наряду с природным, производственным, финансовым и интеллектуальным капиталом. По подсчётам специалистов, стоимость мирового человеческого капитала составляет 365 трлн долл. США, или 66 % мирового богатства. В большинстве экономически развитых стран мира человеческий капитал составляет 70–80 % накопленного национального богатства. В России человеческий капитал значительно ниже (около 50 %) как за счёт высокой стоимости природных ресурсов, так и за счёт низких инвестиций на социальные нужды. В настоящее время на формирование человеческого капитала направлены национальные проекты в области образования и здравоохранения, инициированные Президентом РФ. Однако человеческий капитал невозможно изменить в короткие сроки, так как его величина и качество зависят не только от образования, знаний и здоровья населения, но и от менталитета, который формируется десятилетиями. Например, попустительское отношение части населения к своему образу жизни (курение, употребление спиртных напитков и пр.) делает инвестиции государства в здравоохранение малоэффективными. В то же время наличие национальной идеи, объединяющей граждан, высокая культура основной массы населения служат фундаментом для формирования человеческого капитала страны, что подтверждают примеры Финляндии, Японии, Южной Кореи, Китая и ряда других стран.

Подведём итоги • Трудовые ресурсы России составляют примерно 87 млн чел., из.

Подведём итоги • Трудовые ресурсы России составляют примерно 87 млн чел., из них 75 % заняты в экономике страны. • Наиболее образованная, созидательная, инициативная, профессиональная и здоровая часть трудовых ресурсов образует национальный человеческий капитал, выступающий главным фактором экономического развития страны. • Человеческий капитал — часть национального богатства страны наряду с природным, производственным, финансовым и интеллектуальным капиталом. Величина и качество человеческого капитала требуют затрат как со стороны государства, так и со стороны каждой отдельно взятой личности. • В настоящее время в России обострилась проблема занятости населения и безработицы. Причин безработицы много: кризисное состояние экономики страны, структурная перестройка хозяйства, низкая скорость создания рабочих мест. Сокращение безработицы возможно в условиях разумной экономической политики государства, стабильного роста российской экономики, развития новых отраслей хозяйства, среднего и малого бизнеса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 57. Занятость населения. Человеческий капитал. География 8 класс. В.Б.Пятунин, Е.А. Таможняя. Вентана-Граф.

Занятость населения. Человеческий капитал. Урок 57 8 класс

Занятость населения. Человеческий капитал.

Трудоспособное население страны В России трудоспособными считаются мужчины в возрасте от 16 до 59 лет включительно. Женщины от 16 до 54 лет вклю­чительно. В нашей стране людей в трудоспособном возрасте примерно 86 миллионов человек. Но не все люди этого возрас­та работают, многие из них инвалиды (около 7–8 миллионов человек), поэтому численность людей, способных работать, еще меньше. По данным переписи населения 2010 года люди трудоспособного возраста составляют 62% от общей численности населения

Трудоспособное население страны

  • В России трудоспособными считаются мужчины в возрасте от 16 до 59 лет включительно.
  • Женщины от 16 до 54 лет вклю­чительно.
  • В нашей стране людей в трудоспособном возрасте примерно 86 миллионов человек.
  • Но не все люди этого возрас­та работают, многие из них инвалиды (около 7–8 миллионов человек), поэтому численность людей, способных работать, еще меньше.
  • По данным переписи населения 2010 года люди трудоспособного возраста составляют 62% от общей численности населения

Трудовые ресурсы – часть населения страны, способная работать в хозяйстве.

Экономически активное население (ЭАН) – часть населения страны, которое работает или потенциально способно работать. Экономически активного населения в России примерно 71 миллион человек. Количе­ство людей в трудоспособном возрасте в России уменьшается, это связано с невысокими показателями рождаемости и повы­шенной смертностью среди людей трудоспособного возраста (особенно у мужчин).

Экономически активное население (ЭАН) – часть населения страны, которое работает или потенциально способно работать.

Экономически активного населения в России примерно 71 миллион человек. Количе­ство людей в трудоспособном возрасте в России уменьшается, это связано с невысокими показателями рождаемости и повы­шенной смертностью среди людей трудоспособного возраста (особенно у мужчин).

Безработица – наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают работать, но не могут трудоустроиться (найти работу). Доля безработных в России – около 7,5% экономически активного населения. Причин безработицы в стране очень много.

Безработица – наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают работать, но не могут трудоустроиться (найти работу).

Доля безработных в России – около 7,5% экономически активного населения.

Причин безработицы в стране очень много.

Наибольший уровень безработицы на Северном Кавказе, в Забайкалье, на юге Сибири. Самые низкие показатели безработи­цы характерны для Центральной России, Северо-Запада и северных регионов России. Некоторые жители нашей стра­ны уезжают в другие страны в поисках высокооплачиваемой, интересной работы. Наиболее привлекательными странами, с точки зрения трудоустройства, для россиян являются США, Германия, Канада, Испания, Кипр.

Наибольший уровень безработицы на Северном Кавказе, в Забайкалье, на юге Сибири. Самые низкие показатели безработи­цы характерны для Центральной России, Северо-Запада и северных регионов России.

Некоторые жители нашей стра­ны уезжают в другие страны в поисках высокооплачиваемой, интересной работы. Наиболее привлекательными странами, с точки зрения трудоустройства, для россиян являются США, Германия, Канада, Испания, Кипр.

Человеческий капитал – это интеллект, здоровье, знания, качественный и производи­тельный труд и качество жизни.

Положительные и отрицательные черты безработицы. Верно ли утверждение (да или нет): Полная занятость населения тормозит развитие экономики. Безработица способствует закрытию устаревших и экономически невыгодных производств. Безработица снижает уровень преступности. Безработица повышает конкуренцию на рынке труда. У безработного человека много личного свободного времени. Безработица способствует повышению уровня образования и квалификации работников. Безработица стимулирует рост экономики.

Положительные и отрицательные черты безработицы. Верно ли утверждение (да или нет):


Человеческий капитал (ЧК) представляет собой совокупность знаний и навыков, которые применяются для удовлетворения потребностей человека и общества. Этот термин используется с 1961 года благодаря американскому экономисту Теодору Шульцу. Его последователи развили данную тему, описав факторы, методы и прочие особенности развития человеческого капитала.

Развитие человеческого капитала

История развития вопроса

В научной литературе информация о развитии человеческого капитала начала активно появляться во второй половине ХХ века. Данный термин и основы теории ввели в обращение экономисты Теодор Шульц и Гэрри Беккер, за что впоследствии получили Нобелевскую премию. Появление теории человеческого капитала стало своего рода ответом частным экономическим теориям на потребность в реальной экономике. Была не до конца раскрыта роль человека и его потенциала в обществе. Посредством глубокого анализа экономических процессов человеческий капитал был определен как основной фактор развития общества.

На протяжении длительного периода времени понимание человеческого капитала ограничивалось знаниями и навыками человека, а также считалось исключительно социальной категорией. Любые инвестиции в человека (например, в образование) считались непроизводительными. К концу ХХ века отношение к данной категории изменилось. По утверждению Фишера, человеческий капитал воплощает в себе способность человека приносить доход.

Изучив опыт передовых стран, Саймон Кузнец пришел к выводу, что накопленный человеческий капитал является главным условием развития экономики. А экономист Эдвард Денисон акцентировал внимание не только на количестве, но и на качестве человеческих ресурсов (а именно, на важности образования). Со временем было описано значение здоровья, эмоционального состояния, материального благополучия работников и прочих факторов.

Современная теория человеческого капитала

На основании многолетних исследований сложилась определенная теория человеческого капитала. Ее можно кратко описать такими положениями:

  • в течение жизни приобретает и накапливает знания, умения и навыки, применяя их в различных областях;
  • рост материального благосостояния влияет на заинтересованность в дальнейшем развитии человеческого капитала;
  • с целью повышения производительности труда и роста экономической эффективности целесообразно применение человеческих знаний, умений и навыков;
  • отказ от текущих потребностей в пользу формирования трудового потенциала ведет к повышению уровня благосостояния в будущем;
  • мотивация и стимулирование - это необходимые условия приобретения и накопления знаний, умений и навыков.

Виды человеческого капитала

Как формируется человеческий капитал

Если рассмотреть формирование человеческого капитала на примере отдельно взятого человека, можно сделать вывод, что в среднем данный процесс занимает 15-25 лет. Как правило, он начинается в 3-4 года. К этому моменту у ребенка уже достаточно информации для старта развития талантов и приобретения знаний. Конечно же, не стоит списывать со счетов врожденный потенциал. От того, насколько успешным будет обучение в детском возрасте, зависит дальнейшее самоопределение и самореализация.

Наиболее значимым в плане личного развития считается период с 13-ти до 23-х лет (приблизительно). В это время происходит наиболее активное общее, творческое и профессиональное обучение. Чем выше уровень накопленных знаний, тем значимее возможности в плане повышения собственного благосостояния и улучшения жизни общества в целом.

Виды человеческого капитала

Выделяют несколько видов человеческого капитала. А именно:

  • Общий - все знания и навыки, независимо от источников получения и путей применения.
  • Специфический - специальные знания и навыки, имеющие практическую ценность.
  • Положительный - накопленный человеческий капитал, обеспечивающий положительную отдачу от инвестиций.
  • Отрицательный (или пассивный) - человеческий капитал, не дающий положительной отдачи.

Формирование человеческого капитала

Структура ЧК

Развитие человеческого капитала происходит по нескольким направлениям. Его структура приведена в таблице:


Человеческий капитал (ЧК) представляет собой совокупность знаний и навыков, которые применяются для удовлетворения потребностей человека и общества. Этот термин используется с 1961 года благодаря американскому экономисту Теодору Шульцу. Его последователи развили данную тему, описав факторы, методы и прочие особенности развития человеческого капитала.

Развитие человеческого капитала

История развития вопроса

В научной литературе информация о развитии человеческого капитала начала активно появляться во второй половине ХХ века. Данный термин и основы теории ввели в обращение экономисты Теодор Шульц и Гэрри Беккер, за что впоследствии получили Нобелевскую премию. Появление теории человеческого капитала стало своего рода ответом частным экономическим теориям на потребность в реальной экономике. Была не до конца раскрыта роль человека и его потенциала в обществе. Посредством глубокого анализа экономических процессов человеческий капитал был определен как основной фактор развития общества.

На протяжении длительного периода времени понимание человеческого капитала ограничивалось знаниями и навыками человека, а также считалось исключительно социальной категорией. Любые инвестиции в человека (например, в образование) считались непроизводительными. К концу ХХ века отношение к данной категории изменилось. По утверждению Фишера, человеческий капитал воплощает в себе способность человека приносить доход.

Изучив опыт передовых стран, Саймон Кузнец пришел к выводу, что накопленный человеческий капитал является главным условием развития экономики. А экономист Эдвард Денисон акцентировал внимание не только на количестве, но и на качестве человеческих ресурсов (а именно, на важности образования). Со временем было описано значение здоровья, эмоционального состояния, материального благополучия работников и прочих факторов.

Современная теория человеческого капитала

На основании многолетних исследований сложилась определенная теория человеческого капитала. Ее можно кратко описать такими положениями:

  • в течение жизни приобретает и накапливает знания, умения и навыки, применяя их в различных областях;
  • рост материального благосостояния влияет на заинтересованность в дальнейшем развитии человеческого капитала;
  • с целью повышения производительности труда и роста экономической эффективности целесообразно применение человеческих знаний, умений и навыков;
  • отказ от текущих потребностей в пользу формирования трудового потенциала ведет к повышению уровня благосостояния в будущем;
  • мотивация и стимулирование - это необходимые условия приобретения и накопления знаний, умений и навыков.

Виды человеческого капитала

Как формируется человеческий капитал

Если рассмотреть формирование человеческого капитала на примере отдельно взятого человека, можно сделать вывод, что в среднем данный процесс занимает 15-25 лет. Как правило, он начинается в 3-4 года. К этому моменту у ребенка уже достаточно информации для старта развития талантов и приобретения знаний. Конечно же, не стоит списывать со счетов врожденный потенциал. От того, насколько успешным будет обучение в детском возрасте, зависит дальнейшее самоопределение и самореализация.

Наиболее значимым в плане личного развития считается период с 13-ти до 23-х лет (приблизительно). В это время происходит наиболее активное общее, творческое и профессиональное обучение. Чем выше уровень накопленных знаний, тем значимее возможности в плане повышения собственного благосостояния и улучшения жизни общества в целом.

Виды человеческого капитала

Выделяют несколько видов человеческого капитала. А именно:

  • Общий - все знания и навыки, независимо от источников получения и путей применения.
  • Специфический - специальные знания и навыки, имеющие практическую ценность.
  • Положительный - накопленный человеческий капитал, обеспечивающий положительную отдачу от инвестиций.
  • Отрицательный (или пассивный) - человеческий капитал, не дающий положительной отдачи.

Формирование человеческого капитала

Структура ЧК

Развитие человеческого капитала происходит по нескольким направлениям. Его структура приведена в таблице:

Читайте также: