Как органы опеки и попечительства защищают права ребенка кратко
Обновлено: 02.07.2024
Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства
1. К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:
1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;
4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
5) освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
6) выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;
7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;
8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;
9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;
10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;
11) проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов;
(п. 12 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 167-ФЗ)
13) оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных;
(п. 13 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 167-ФЗ)
14) ведение учета опекунов, попечителей в Единой государственной информационной системе социального обеспечения.
(п. 14 введен Федеральным законом от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
2. Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства наряду с указанными в части 1 настоящей статьи полномочиями.
3. По вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Вокруг работы органов опеки и попечительства в обществе существует немало мифов и предрассудков. Как только разгорается какой-либо громкий скандал в СМИ с участием детей, сотрудников опеки часто упрекают в бездействии или, наоборот, в произволе. Как же на самом деле устроена работа опеки, как она может помочь семье и стоит ли ее опасаться, рассказывают сотрудники московских органов опеки и попечительства.
Первый вариант: москвичи самостоятельно обращаются в опеку. Есть приемные дни, когда любой человек может прийти со своей проблемой и получить бесплатную консультацию. С собой нужно иметь паспорт и документы, непосредственно относящиеся к сути обращения.
Какие условия в семье препятствуют нормальному развитию ребенка:
- родители злоупотребляют алкоголем;
- родители употребляют наркотики;
- в квартире антисанитарные жилищно-бытовые условия;
- ребенок длительное время не посещает школу и так далее.
План индивидуальной-профилактической работы определяется совместно с семейным центром: сюда входит психологическая и юридическая помощь, социальная и экономическая поддержка.
НА КАКУЮ ПОДДЕРЖКУ МОГУТ РАССЧИТЫВАТЬ СЕМЬИ
Что такое трудная жизненная ситуация? К данной категории можно отнести низкий доход семьи, развод родителей, конфликты между супругами или родителями и детьми. Зачастую эти факторы сочетаются. Такие семьи регулярно посещают сотрудники опеки.
Помощь. Родителей, нуждающихся в юридической помощи, специалисты семейного центра готовы проконсультировать бесплатно. Чаще всего родители интересуются вопросами, связанными с получением адресной социальной помощи в органах соцзащиты, бракоразводным процессом и назначением алиментов, постановкой на учет малообеспеченных семей.
Семьям, где случаются конфликты между супругами, родителями и детьми, зачастую требуется психологическая помощь. В таких случаях к работе привлекаются квалифицированные психологи и психотерапевты.
Что такое социально опасное положение? Это категория семей, в которых родители злоупотребляют алкоголем или наркотиками, жестоко обращаются с детьми, ненадлежаще исполняют родительские обязанности по содержанию, уходу и воспитанию детей. В подобных ситуациях сотрудники опеки регулярно посещают семьи, запрашивают информацию о детях из школ и поликлиник.
Помощь. Окажут содействие в получении медицинской помощи родителей от алкогольной и наркотической зависимости. При необходимости родителям помогут устроить ребенка в детский сад или школу.
ЦИФРА: На базе 30 семейных центров семьи с детьми могут получить:
- Консультации юристов
- Психологическую помощь
- Адресную социальную помощь (сертификаты на продукты, технику, одежду)
- Помощь специалистов по социальной работе
ПРИЕМНЫМ СЕМЬЯМ: СОПРОВОЖДЕНИЕ И НЕОБХОДИМАЯ ПОДДЕРЖКА
Поддержка приемных семей, в которых воспитываются дети, осуществляется постоянно. За каждой семьей закреплен специалист опеки.
К нему родители обращаются по всем вопросам, касающимся финансовых выплат и льгот (вознаграждение приемного родителя, выплаты на содержание подопечного и так далее). Одновременно специалист опеки может решить юридические вопросы, затрагивающие интересы подопечных детей. Например, оформление и получения жилья при наступлении совершеннолетия у ребенка.
Специалист опеки и психолог, закрепленные за семьей, планово и регулярно посещают ее. Если выясняется, что родители или дети, например, нуждаются в психологической помощи, то опекуну предлагается заключить договор сопровождения с индивидуальным планом работы.
- профессиональные консультации;
- помощь юристов;
- помощь педагогов;
- социальную поддержку.
ЦИФРА: Сопровождением приемных семей занимается порядка 50 учреждений по всей столице — это ЦССВ, семейные центры, центры социального обслуживания, некоммерческие организации и другие.
ПОМОЩЬ ПО ТЕЛЕФОНУ
Так, за прошлый год поступило около 1500 обращений, из которых 39% касались семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении. За ними закреплены помощники из социальных семейных центров для сопровождения.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В Москве проживает 1,5 млн семей, в которых воспитывается 2 млн детей и подростков.
Семьи с детьми — предмет особой заботы и внимания Правительства Москвы. Каждая семья может рассчитывать на социальную поддержку, включая выплаты и различные льготы.
Все дети Москвы имеют право на:
- Бесплатный проезд в городском транспорте (до 7 лет)
- Бесплатное лекарственное обеспечение (до 3 лет)
- Бесплатное горячее питание — с 1-го по 4-й класс школы
- Бесплатные школьные учебники
- Бесплатное посещение городских театров и музеев (до 7 лет)
- Продукты детской молочной кухни (до 3 лет)
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
В соответствии со ст. 56 Семейного кодекса РФ (далее – СК РФ) ребенок имеет право на защиту своих прав и охраняемых законом интересов, которая осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы и способов защиты.
Положения данной статьи устанавливают, что защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.
Кроме того ребенок имеет также право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
В частности, при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.
Так ребенок, достигший 14 лет, вправе обратиться в суд при нарушении родителями его имущественного или личного неимущественного права:
- жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ)
- знать своих родителей (ст. 54 СК РФ)
- на заботу со стороны родителей (ст. 54 СК РФ)
- на совместное проживание с родителями (ст. 54 СК РФ)
- на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства (ст. 54 СК РФ)
- на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ)
- выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ)
- на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ)
- на получение содержания от своих родителей и других членов семьи (п. 1 ст. 60 СК РФ)
- право собственности (п. 3 ст. 60 СК РФ) и пр.
К числу субъектов, участвующих в осуществлении, охране и защите прав ребенка как в судебном порядке, так и во внесудебном порядке, относятся:
- родители (один из них)
- лица, заменяющие родителей (опекун, попечитель, приемный родитель, патронатный воспитатель, усыновитель)
- органы опеки и попечительства
- инспекции по делам несовершеннолетних и защите их прав
- прокурор
- Уполномоченный по правам ребенка
- Уполномоченный по правам человека
- фактические воспитатели
- лица, обнаружившие подкинутого, подброшенного ребенка
- иные лица и органы, на которых законом РФ возложена обязанность по участию в осуществлении, охране и защите прав ребенка.
При этом объем полномочий у лиц указанных выше различается.
К примеру, наиболее широким кругом полномочий обладают родители и усыновители. Данные лица вправе осуществить любое право ребенка, которое он не может самостоятельно реализовать.
В свою очередь объем полномочий опекунов, попечителей, приемных родителей меньше объема полномочий родителей и/или усыновителей.
Эти лица действуют в пределах законодательства и договора, заключенного с органами опеки и попечительства или учредителем доверительного управления.
Однако в случае нарушения прав ребенка самими родителями, усыновителями, либо опекунами или попечителями, обязанность по их защите возлагается в первую очередь на органы опеки и попечительства, а также на прокурора, которые обязаны защищать права ребенка, в том числе в судебном порядке:
- при необходимости взыскания алиментов с родителей/попечителей в случае отказа последних содержать ребенка
- в случае нарушения имущественных прав несовершеннолетних и изменении жилищных условий
- в случае нарушения прав сирот и усыновленных детей
- в случае нарушения прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ
- в случае нарушения неимущественных прав несовершеннолетних (право на образование, смену фамилии и имени, на общение с обеими родителями в случае развода супругов и т.д.).
Следует отдельно отметить, что в сферу компетенций органов опеки и попечительства во всех случаях возложен контроль над действиями родителей/опекунов/попечителей, относительно имущественных прав детей.
В частности существует ряд сделок, заключение которых невозможно без одобрения органов опеки и попечительства (ст. 53 ГК РФ, ст. 121 СК РФ), и которые направлены:
- на отчуждение недвижимого имущества, совладельцем которого является ребенок
- на изменение жилищных условий ребенка
- на залог недвижимого имущества принадлежащего ребенку
- на сдачу в аренду или наем, а также на предоставление в безвозмездное пользование третьим лицам жилья, принадлежащего несовершеннолетнему ребенку
- на отказ от наследства, принадлежащего несовершеннолетнему
- на операции купли-продажи имущества, принадлежащего ребенку-сироте
- на операции купли-продажи недвижимости, совладельцем которой является ребенок-инвалид или ребенок с ОВЗ
- а также на иные действия, связанные с уменьшением имущества несовершеннолетнего.
Нарушение процедуры получения разрешения органов опеки и попечительства или игнорирование мнения данных органов со стороны родителей/опекунов, предоставляет право органам опеки или попечительства, либо прокурору обратиться в суд с требованием о признании данных сделок недействительными, с применением реституции, в виде возвращения отчужденного имущества в собственность несовершеннолетнего.
Кроме того органы опеки и попечительства и прокурор также наделены правом предъявления требования в суд о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав и о взыскании алиментов на детей. Соответствующее требование органа опеки и попечительства оформляется исковым заявлением в суд.
Также в обязанности прокурора, органов опеки и попечительства, в целях защиты законных прав и интересов детей, а также для дачи заключения по делу, входит обязательное участие в рассмотрении судами дел:
- об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка
- о лишении родительских прав и о восстановлении в родительских правах
- об ограничении родительских прав и об отмене ограничения родительских прав
- об установлении усыновления ребенка
- об отмене усыновления ребенка.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что судебная защита прав ребенка в Российской Федерации находится на достаточно высоком уровне. Создана правовая база для реализации этих прав. Развивается система социальной защиты различных групп населения, в частности детей. Также эволюционирует система социального обеспечения. Определены различные формы помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации.
Понятие опеки и попечительства
Под опекой необходимо понимать одну из форм защиты интересов лиц, возраст которых не достиг 14 лет, не имеющих при этом попечения родителей ввиду обстоятельств.
Касательно попечительства – эта форма устройства лиц в возрасте от 14 до 18 лет.
Органы опеки и попечительства
Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти, основная их задача – это обеспечение соблюдения прав и свобод недееспособных лиц, предусмотренных на законодательном уровне. Для выполнения поставленных целей они вправе:
- направлять исковые требования в суд от лиц, оставшихся без родителей или законных представителей;
- проверять условия жизни подопечных;
- проводить надзорные мероприятия за ответственными лицами;
- устанавливать патронаж над лицами, которые в силу физических или психических ограничений сами не в состоянии защищать свои интересы;
- отстранять от реализации возложенных обязательств ответственных представителей;
- оформлять соглашения по доверительному управлению имущественными объектами подопечных лиц;
- выражать согласие на проведение конкретных сделок с недееспособным лицом;
- заключать договоры опеки и попечительства и т.п.
Порядок установления опеки и попечительства
Человек, решивший взять на попечение гражданина, нуждающегося в поддержке, должен предоставить в отдел опеки и попечительства массу документов, среди которых:
- ходатайство, в котором прописана просьба назначения опекуном;
- справка с места работы с указанием следующих сведений: должность, величина средней зарплаты за последний год. При отсутствии места официального трудоустройства необходимо предоставить иной документ для подтверждения дохода. К примеру, пенсионерам нужно подать удостоверение и справку из ПФ РФ с указанием суммы пенсионного обеспечения;
- письменное подтверждение права пользования жилой недвижимостью;
- справка об отсутствии судимости за совершение умышленного преступления, направленного против жизни и здоровья человека;
- медицинское заключение, в котором отражены результаты обследования, предусмотренного регламентом Минздрава и соцразвития РФ. По стандартам требуется пройти в: психоневрологическом, наркологическом и инфекционном диспансерах;
- свидетельство о регистрации отношений – актуально, если заявитель состоит в браке;
- письменное согласие от других членов семьи на проживание с опекаемым на одной жилой площади;
- письменное подтверждения соответствия жилой площади требованиям санитарных, пожарных и иных служб;
- характеристика с места работы/учебы;
- автобиография.
Важно: вышеуказанный перечень не является закрытым, так как в зависимости от обстоятельств сотрудники ведомства могут запросить дополнительные сведения.
После получения документов происходит рассмотрение кандидатуры. Данный процесс может занять до нескольких месяцев, так как включает в себя проведение дополнительных проверок: выезд для уточнения жилищных условий, посещение работодателя, беседы с соседями. Установление опеки – это не усыновление, но также требует от кандидата строгого следования предусмотренным нормам.
Виды опеки и попечительства
Помимо наиболее распространенного варианта – установление опеки над несовершеннолетними лицами, существуют иные варианты отношений между опекуном и подопечным. Они определяются как с учетом статуса участников процесса, так и в соответствии с отдельными обстоятельствами.
Что такое предварительная опека и попечительство?
Временная опека устанавливается до момента определения кандидатуры постоянного опекуна – максимальный срок ограничен 6 месяцами.
Опека над пожилыми людьми и недееспособными
Опека может быть оформлена и над дееспособными лицами, если они не могут самостоятельно обеспечивать собственные потребности. Это же распространяется на людей, признанных ограниченно дееспособными в связи со злостным употреблением алкоголя или наркотических веществ.
Какие предусмотрены выплаты опекунам?
С учетом общепринятых норм опека и попечительство над детьми, пожилыми людьми или недееспособными лицами должна реализоваться безвозмездно.
Однако Постановление Правительства № 423 об опеке и попечительстве уточняет возможность осуществления такой деятельности с получением выплат. Данный момент происходит так: уполномоченным ведомством заключается договор с опекуном, в котором указывается, что он будет выполнять свои функции на возмездной основе. Обычно подобное соглашение касается патронатной или приемной семьи.
Определить конкретную сумму материальной поддержки достаточно проблематично, так как в каждом субъекте утверждаются свои льготные условия. Средние значения таковы:
- единовременное пособие – 13 тысяч рублей;
- ежемесячная выплата – 6 тысяч рублей;
- вознаграждение ответственного – 3 тысячи рублей;
- если опекаемый ребенок имеет группу инвалидности – дополнительно 6 тысяч рублей;
- если подопечный обладает физическими или психическими ограничениями – дополнительно 5 тысяч рублей.
Прекращение опеки и попечительства
Опека и попечительство прекращаются при следующих обстоятельствах:
- подопечный был признан полностью дееспособным;
- при самостоятельном решении ответственного лица;
- в случае с истечением срока действия соответствующего договора.
- при смерти опекуна (попечителя) или опекаемого;
- при законном отстранении от выполнения возложенных обязательств;
- в иных ситуациях, указанных в ст. 40 ГК РФ.
Полномочия органов опеки и попечительства достаточно обширны. Так, сотрудники данного ведомства могут воспользоваться возможностью отстранения опекуна. Обычно это актуально при следующих обстоятельствах:
- нарушены права и интересы подопечного;
- выявлены факты оформления опеки для реализации корыстных целей;
- подопечный был на длительный срок оставлен без присмотра;
- обнаружены случаи с несоблюдением положений законодательства или договора, которые касаются охраны и распоряжения имуществом подопечного.
Важно: акт о лишении статуса опекуна может быть обжалован несогласным гражданином в суде. Однако, как показывает судебная практика, отстоять собственную позицию будет очень проблематично – органы опеки и попечительства без весомых доказательств не используют возможность лишения прав в отношении подопечного.
Проблемы опеки и попечительства
Министерство социального развития опеки и попечительства существует уже не первый десяток лет, однако многие имеющиеся в данной сфере проблемы были и несколько лет назад:
- первая, и самая ощутимая для потенциальных опекунов – это несоизмеримость бюрократической волокиты и возможностей большинства лиц, выразивших желание стать ответственными за жизнь ребенка или недееспособного человека;
- существующие правила подбора, учета и подготовки потенциальных опекунов требуют значительной доработки;
- задачи органов опеки и попечительства вполне понятны, но на практике в полном объеме они реализуются крайне редко. Обычно подобный подход обусловлен недобросовестностью и некомпетентностью сотрудников ведомства;
- социальная опека и попечительство в России развиты не столь широко, как в странах зарубежья. Тем не менее, были утверждены дополнительные ограничения для граждан США путем введения так называемого закона Димы Яковлева, что явно не способствует соблюдению интересов лиц, нуждающихся в поддержке;
- чтобы надлежащим образом исполнять возложенные обязанности, опекуну недостаточно одного желания. Нужны навыки, знания, ресурсы. К сожалению, далеко не все лица, выразившие желание, соответствуют данным позициям;
- требуют уточнения права и обязанности органов опеки и попечительства, которые не всегда соответствуют текущим требованиям социума и уровню его развитости.
Итак, ввиду значимости бюрократической составляющей в процедуре оформления опеки и попечительства и во избежание затягивания сроков рассмотрения в связи с отсутствием должного опыта взаимодействия с представителями государственных ведомств, рекомендуется воспользоваться консультационной поддержкой юриста. Наличие представителя со специфическими знаниями и навыками, подкрепленными опытом, могут значительно упростить процесс оформления.
Читайте также: