Как органы опеки и попечительства защищают права ребенка кратко

Обновлено: 02.07.2024

Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства

1. К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:

1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

5) освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

6) выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;

8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

11) проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов;

(п. 12 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

13) оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных;

(п. 13 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

14) ведение учета опекунов, попечителей в Единой государственной информационной системе социального обеспечения.

(п. 14 введен Федеральным законом от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

2. Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства наряду с указанными в части 1 настоящей статьи полномочиями.

3. По вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.


Вокруг работы органов опеки и попечительства в обществе существует немало мифов и предрассудков. Как только разгорается какой-либо громкий скандал в СМИ с участием детей, сотрудников опеки часто упрекают в бездействии или, наоборот, в произволе. Как же на самом деле устроена работа опеки, как она может помочь семье и стоит ли ее опасаться, рассказывают сотрудники московских органов опеки и попечительства.

Первый вариант: москвичи самостоятельно обращаются в опеку. Есть приемные дни, когда любой человек может прийти со своей проблемой и получить бесплатную консультацию. С собой нужно иметь паспорт и документы, непосредственно относящиеся к сути обращения.

Какие условия в семье препятствуют нормальному развитию ребенка:

  • родители злоупотребляют алкоголем;
  • родители употребляют наркотики;
  • в квартире антисанитарные жилищно-бытовые условия;
  • ребенок длительное время не посещает школу и так далее.

План индивидуальной-профилактической работы определяется совместно с семейным центром: сюда входит психологическая и юридическая помощь, социальная и экономическая поддержка.


НА КАКУЮ ПОДДЕРЖКУ МОГУТ РАССЧИТЫВАТЬ СЕМЬИ

Что такое трудная жизненная ситуация? К данной категории можно отнести низкий доход семьи, развод родителей, конфликты между супругами или родителями и детьми. Зачастую эти факторы сочетаются. Такие семьи регулярно посещают сотрудники опеки.

Помощь. Родителей, нуждающихся в юридической помощи, специалисты семейного центра готовы проконсультировать бесплатно. Чаще всего родители интересуются вопросами, связанными с получением адресной социальной помощи в органах соцзащиты, бракоразводным процессом и назначением алиментов, постановкой на учет малообеспеченных семей.

Семьям, где случаются конфликты между супругами, родителями и детьми, зачастую требуется психологическая помощь. В таких случаях к работе привлекаются квалифицированные психологи и психотерапевты.

Что такое социально опасное положение? Это категория семей, в которых родители злоупотребляют алкоголем или наркотиками, жестоко обращаются с детьми, ненадлежаще исполняют родительские обязанности по содержанию, уходу и воспитанию детей. В подобных ситуациях сотрудники опеки регулярно посещают семьи, запрашивают информацию о детях из школ и поликлиник.

Помощь. Окажут содействие в получении медицинской помощи родителей от алкогольной и наркотической зависимости. При необходимости родителям помогут устроить ребенка в детский сад или школу.

ЦИФРА: На базе 30 семейных центров семьи с детьми могут получить:

  • Консультации юристов
  • Психологическую помощь
  • Адресную социальную помощь (сертификаты на продукты, технику, одежду)
  • Помощь специалистов по социальной работе

ПРИЕМНЫМ СЕМЬЯМ: СОПРОВОЖДЕНИЕ И НЕОБХОДИМАЯ ПОДДЕРЖКА

Поддержка приемных семей, в которых воспитываются дети, осуществляется постоянно. За каждой семьей закреплен специалист опеки.

К нему родители обращаются по всем вопросам, касающимся финансовых выплат и льгот (вознаграждение приемного родителя, выплаты на содержание подопечного и так далее). Одновременно специалист опеки может решить юридические вопросы, затрагивающие интересы подопечных детей. Например, оформление и получения жилья при наступлении совершеннолетия у ребенка.

Специалист опеки и психолог, закрепленные за семьей, планово и регулярно посещают ее. Если выясняется, что родители или дети, например, нуждаются в психологической помощи, то опекуну предлагается заключить договор сопровождения с индивидуальным планом работы.

  • профессиональные консультации;
  • помощь юристов;
  • помощь педагогов;
  • социальную поддержку.

ЦИФРА: Сопровождением приемных семей занимается порядка 50 учреждений по всей столице — это ЦССВ, семейные центры, центры социального обслуживания, некоммерческие организации и другие.

ПОМОЩЬ ПО ТЕЛЕФОНУ

Так, за прошлый год поступило около 1500 обращений, из которых 39% касались семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении. За ними закреплены помощники из социальных семейных центров для сопровождения.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В Москве проживает 1,5 млн семей, в которых воспитывается 2 млн детей и подростков.

Семьи с детьми — предмет особой заботы и внимания Правительства Москвы. Каждая семья может рассчитывать на социальную поддержку, включая выплаты и различные льготы.

Все дети Москвы имеют право на:

  • Бесплатный проезд в городском транспорте (до 7 лет)
  • Бесплатное лекарственное обеспечение (до 3 лет)
  • Бесплатное горячее питание — с 1-го по 4-й класс школы
  • Бесплатные школьные учебники
  • Бесплатное посещение городских театров и музеев (до 7 лет)
  • Продукты детской молочной кухни (до 3 лет)

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

В соответствии со ст. 56 Семейного кодекса РФ (далее – СК РФ) ребенок имеет право на защиту своих прав и охраняемых законом интересов, которая осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы и способов защиты.

Положения данной статьи устанавливают, что защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

Кроме того ребенок имеет также право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

В частности, при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Так ребенок, достигший 14 лет, вправе обратиться в суд при нарушении родителями его имущественного или личного неимущественного права:

  • жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ)
  • знать своих родителей (ст. 54 СК РФ)
  • на заботу со стороны родителей (ст. 54 СК РФ)
  • на совместное проживание с родителями (ст. 54 СК РФ)
  • на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства (ст. 54 СК РФ)
  • на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ)
  • выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ)
  • на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ)
  • на получение содержания от своих родителей и других членов семьи (п. 1 ст. 60 СК РФ)
  • право собственности (п. 3 ст. 60 СК РФ) и пр.

К числу субъектов, участвующих в осуществлении, охране и защите прав ребенка как в судебном порядке, так и во внесудебном порядке, относятся:

  • родители (один из них)
  • лица, заменяющие родителей (опекун, попечитель, приемный родитель, патронатный воспитатель, усыновитель)
  • органы опеки и попечительства
  • инспекции по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • прокурор
  • Уполномоченный по правам ребенка
  • Уполномоченный по правам человека
  • фактические воспитатели
  • лица, обнаружившие подкинутого, подброшенного ребенка
  • иные лица и органы, на которых законом РФ возложена обязанность по участию в осуществлении, охране и защите прав ребенка.

При этом объем полномочий у лиц указанных выше различается.

К примеру, наиболее широким кругом полномочий обладают родители и усыновители. Данные лица вправе осуществить любое право ребенка, которое он не может самостоятельно реализовать.

В свою очередь объем полномочий опекунов, попечителей, приемных родителей меньше объема полномочий родителей и/или усыновителей.

Эти лица действуют в пределах законодательства и договора, заключенного с органами опеки и попечительства или учредителем доверительного управления.

Однако в случае нарушения прав ребенка самими родителями, усыновителями, либо опекунами или попечителями, обязанность по их защите возлагается в первую очередь на органы опеки и попечительства, а также на прокурора, которые обязаны защищать права ребенка, в том числе в судебном порядке:

  • при необходимости взыскания алиментов с родителей/попечителей в случае отказа последних содержать ребенка
  • в случае нарушения имущественных прав несовершеннолетних и изменении жилищных условий
  • в случае нарушения прав сирот и усыновленных детей
  • в случае нарушения прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ
  • в случае нарушения неимущественных прав несовершеннолетних (право на образование, смену фамилии и имени, на общение с обеими родителями в случае развода супругов и т.д.).

Следует отдельно отметить, что в сферу компетенций органов опеки и попечительства во всех случаях возложен контроль над действиями родителей/опекунов/попечителей, относительно имущественных прав детей.

В частности существует ряд сделок, заключение которых невозможно без одобрения органов опеки и попечительства (ст. 53 ГК РФ, ст. 121 СК РФ), и которые направлены:

  • на отчуждение недвижимого имущества, совладельцем которого является ребенок
  • на изменение жилищных условий ребенка
  • на залог недвижимого имущества принадлежащего ребенку
  • на сдачу в аренду или наем, а также на предоставление в безвозмездное пользование третьим лицам жилья, принадлежащего несовершеннолетнему ребенку
  • на отказ от наследства, принадлежащего несовершеннолетнему
  • на операции купли-продажи имущества, принадлежащего ребенку-сироте
  • на операции купли-продажи недвижимости, совладельцем которой является ребенок-инвалид или ребенок с ОВЗ
  • а также на иные действия, связанные с уменьшением имущества несовершеннолетнего.

Нарушение процедуры получения разрешения органов опеки и попечительства или игнорирование мнения данных органов со стороны родителей/опекунов, предоставляет право органам опеки или попечительства, либо прокурору обратиться в суд с требованием о признании данных сделок недействительными, с применением реституции, в виде возвращения отчужденного имущества в собственность несовершеннолетнего.

Кроме того органы опеки и попечительства и прокурор также наделены правом предъявления требования в суд о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав и о взыскании алиментов на детей. Соответствующее требование органа опеки и попечительства оформляется исковым заявлением в суд.

Также в обязанности прокурора, органов опеки и попечительства, в целях защиты законных прав и интересов детей, а также для дачи заключения по делу, входит обязательное участие в рассмотрении судами дел:

  • об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка
  • о лишении родительских прав и о восстановлении в родительских правах
  • об ограничении родительских прав и об отмене ограничения родительских прав
  • об установлении усыновления ребенка
  • об отмене усыновления ребенка.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что судебная защита прав ребенка в Российской Федерации находится на достаточно высоком уровне. Создана правовая база для реализации этих прав. Развивается система социальной защиты различных групп населения, в частности детей. Также эволюционирует система социального обеспечения. Определены различные формы помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации.

Понятие опеки и попечительства

Под опекой необходимо понимать одну из форм защиты интересов лиц, возраст которых не достиг 14 лет, не имеющих при этом попечения родителей ввиду обстоятельств.

Касательно попечительства – эта форма устройства лиц в возрасте от 14 до 18 лет.

Органы опеки и попечительства

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти, основная их задача – это обеспечение соблюдения прав и свобод недееспособных лиц, предусмотренных на законодательном уровне. Для выполнения поставленных целей они вправе:

  • направлять исковые требования в суд от лиц, оставшихся без родителей или законных представителей;
  • проверять условия жизни подопечных;
  • проводить надзорные мероприятия за ответственными лицами;
  • устанавливать патронаж над лицами, которые в силу физических или психических ограничений сами не в состоянии защищать свои интересы;
  • отстранять от реализации возложенных обязательств ответственных представителей;
  • оформлять соглашения по доверительному управлению имущественными объектами подопечных лиц;
  • выражать согласие на проведение конкретных сделок с недееспособным лицом;
  • заключать договоры опеки и попечительства и т.п.

Порядок установления опеки и попечительства

Человек, решивший взять на попечение гражданина, нуждающегося в поддержке, должен предоставить в отдел опеки и попечительства массу документов, среди которых:

  • ходатайство, в котором прописана просьба назначения опекуном;
  • справка с места работы с указанием следующих сведений: должность, величина средней зарплаты за последний год. При отсутствии места официального трудоустройства необходимо предоставить иной документ для подтверждения дохода. К примеру, пенсионерам нужно подать удостоверение и справку из ПФ РФ с указанием суммы пенсионного обеспечения;
  • письменное подтверждение права пользования жилой недвижимостью;
  • справка об отсутствии судимости за совершение умышленного преступления, направленного против жизни и здоровья человека;
  • медицинское заключение, в котором отражены результаты обследования, предусмотренного регламентом Минздрава и соцразвития РФ. По стандартам требуется пройти в: психоневрологическом, наркологическом и инфекционном диспансерах;
  • свидетельство о регистрации отношений – актуально, если заявитель состоит в браке;
  • письменное согласие от других членов семьи на проживание с опекаемым на одной жилой площади;
  • письменное подтверждения соответствия жилой площади требованиям санитарных, пожарных и иных служб;
  • характеристика с места работы/учебы;
  • автобиография.

Важно: вышеуказанный перечень не является закрытым, так как в зависимости от обстоятельств сотрудники ведомства могут запросить дополнительные сведения.


После получения документов происходит рассмотрение кандидатуры. Данный процесс может занять до нескольких месяцев, так как включает в себя проведение дополнительных проверок: выезд для уточнения жилищных условий, посещение работодателя, беседы с соседями. Установление опеки – это не усыновление, но также требует от кандидата строгого следования предусмотренным нормам.

Виды опеки и попечительства

Помимо наиболее распространенного варианта – установление опеки над несовершеннолетними лицами, существуют иные варианты отношений между опекуном и подопечным. Они определяются как с учетом статуса участников процесса, так и в соответствии с отдельными обстоятельствами.

Что такое предварительная опека и попечительство?

Временная опека устанавливается до момента определения кандидатуры постоянного опекуна – максимальный срок ограничен 6 месяцами.

Опека над пожилыми людьми и недееспособными

Опека может быть оформлена и над дееспособными лицами, если они не могут самостоятельно обеспечивать собственные потребности. Это же распространяется на людей, признанных ограниченно дееспособными в связи со злостным употреблением алкоголя или наркотических веществ.

Какие предусмотрены выплаты опекунам?

neustojka-po-alimentam

С учетом общепринятых норм опека и попечительство над детьми, пожилыми людьми или недееспособными лицами должна реализоваться безвозмездно.

Однако Постановление Правительства № 423 об опеке и попечительстве уточняет возможность осуществления такой деятельности с получением выплат. Данный момент происходит так: уполномоченным ведомством заключается договор с опекуном, в котором указывается, что он будет выполнять свои функции на возмездной основе. Обычно подобное соглашение касается патронатной или приемной семьи.

Определить конкретную сумму материальной поддержки достаточно проблематично, так как в каждом субъекте утверждаются свои льготные условия. Средние значения таковы:

  • единовременное пособие – 13 тысяч рублей;
  • ежемесячная выплата – 6 тысяч рублей;
  • вознаграждение ответственного – 3 тысячи рублей;
  • если опекаемый ребенок имеет группу инвалидности – дополнительно 6 тысяч рублей;
  • если подопечный обладает физическими или психическими ограничениями – дополнительно 5 тысяч рублей.


Прекращение опеки и попечительства

Опека и попечительство прекращаются при следующих обстоятельствах:

  • подопечный был признан полностью дееспособным;
  • при самостоятельном решении ответственного лица;
  • в случае с истечением срока действия соответствующего договора.
  • при смерти опекуна (попечителя) или опекаемого;
  • при законном отстранении от выполнения возложенных обязательств;
  • в иных ситуациях, указанных в ст. 40 ГК РФ.

Полномочия органов опеки и попечительства достаточно обширны. Так, сотрудники данного ведомства могут воспользоваться возможностью отстранения опекуна. Обычно это актуально при следующих обстоятельствах:

  • нарушены права и интересы подопечного;
  • выявлены факты оформления опеки для реализации корыстных целей;
  • подопечный был на длительный срок оставлен без присмотра;
  • обнаружены случаи с несоблюдением положений законодательства или договора, которые касаются охраны и распоряжения имуществом подопечного.


Важно: акт о лишении статуса опекуна может быть обжалован несогласным гражданином в суде. Однако, как показывает судебная практика, отстоять собственную позицию будет очень проблематично – органы опеки и попечительства без весомых доказательств не используют возможность лишения прав в отношении подопечного.

Проблемы опеки и попечительства

Министерство социального развития опеки и попечительства существует уже не первый десяток лет, однако многие имеющиеся в данной сфере проблемы были и несколько лет назад:

  • первая, и самая ощутимая для потенциальных опекунов – это несоизмеримость бюрократической волокиты и возможностей большинства лиц, выразивших желание стать ответственными за жизнь ребенка или недееспособного человека;
  • существующие правила подбора, учета и подготовки потенциальных опекунов требуют значительной доработки;
  • задачи органов опеки и попечительства вполне понятны, но на практике в полном объеме они реализуются крайне редко. Обычно подобный подход обусловлен недобросовестностью и некомпетентностью сотрудников ведомства;
  • социальная опека и попечительство в России развиты не столь широко, как в странах зарубежья. Тем не менее, были утверждены дополнительные ограничения для граждан США путем введения так называемого закона Димы Яковлева, что явно не способствует соблюдению интересов лиц, нуждающихся в поддержке;
  • чтобы надлежащим образом исполнять возложенные обязанности, опекуну недостаточно одного желания. Нужны навыки, знания, ресурсы. К сожалению, далеко не все лица, выразившие желание, соответствуют данным позициям;
  • требуют уточнения права и обязанности органов опеки и попечительства, которые не всегда соответствуют текущим требованиям социума и уровню его развитости.

Итак, ввиду значимости бюрократической составляющей в процедуре оформления опеки и попечительства и во избежание затягивания сроков рассмотрения в связи с отсутствием должного опыта взаимодействия с представителями государственных ведомств, рекомендуется воспользоваться консультационной поддержкой юриста. Наличие представителя со специфическими знаниями и навыками, подкрепленными опытом, могут значительно упростить процесс оформления.

Читайте также: