Как организуются психологические паузы и разрядки эмоциональной сферы занятия в доу

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

семинар – практикум

2015 – 2016 учебный год

Теоретическая часть

Во многом здоровье воспитанников дошкольного учреждения определяется педагогом. Охрана и укрепление психологического здоровья дошкольников – это создание в группах д/с безопасной атмосферы, рождающей у воспитанников чувство защищенности, доверия, повышение у детей самооценки, развитие детского творчества, коммуникативных умений, повышение у ребенка уровня самовосприятия.

Релаксационные паузы полезны не только для взрослых, они так же оказывают плодотворное влияние на детей с разными особенностями. Гиперактивным детям трудно управлять своим поведением и эмоциональным состоянием, они недостаточно его ощущают. Релаксационные паузы способствуют развитию направленного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка равномерность. Благодаря расслаблению нормализуется гипертонус и гипотонус мышц, развивается чувствительность своего тела.

Детям, склонным к агрессивному поведению характерны мышечные зажимы в области лица, кистей рук. Релаксационные паузы, позволяют снимать тонус мышц.

Кроме того, релаксационные паузы хорошо использовать в подготовительной группе, для восстановления работоспособности при подготовке к школе, а также для эмоционального развития. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабиться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Настрои для релаксации

В использовании приёмов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.

Вводная часть перед каждым настроем

Дети ложатся на ковёр, устраиваются по удобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка.

Релаксационные настрои

Релаксационные упражнения

для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног :

Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).

Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)

Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза).

Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании:

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.

Упражнения на расслабление мышц лица:

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:

У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).

Ох, как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).

Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:

А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.

Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).

Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело,

Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,

Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым, сохраняя здоровье.

Попадая в разные жизненные ситуации, люди испытывают разные эмоции - радость, грусть, удивление, гнев, страх, восторг и т. д. Проявление эмоций, даже положительных, бывает подчас настолько интенсивным, что может обеспокоить, утомить и даже напугать взрослого. Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, что дает душевное равновесие и жизнеутверждающее поведение. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом, научить адекватным способам выражения гнева, развивать ощущение единения с коллективом детей. Активная умственная деятельность, эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которая, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела.

У меня возникла идея использовать психологические минутки для снятия психоэмоционального напряжения.

Цель: научить детей пользоваться упражнениями самостоятельно по необходимости.

Для достижения этой цели мы поставили перед собой следующие задачи:

-Создать картотеку игр, и упражнений.

- Изготовить нестандартное оборудование, включить его в педпроцесс.

Чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим по-ведением, слышать свое тело, в своей работе мы используем специ-ально подобранные упражнения на расслабление определённых ча-стей тела и всего организма, которые проводим в рамках психологической минутки в каждой группе нашего детского сада.

Релаксационных упражнений, которые проводятся в детском саду очень много. Для того, чтобы мотивировать детей на выполнение данных упражнений, в группах у нас живёт герой – игрушечный мышонок Сухарик. Он наблюдает за ребятами, участвует в играх, помогает ребятам на занятиях, а потом, когда устаёт, приглашает отдохнуть всех ребят. Он просит прилечь ребят на ковер, закрыть глаза, послушать спокойную мелодию. При этом воспитатель проговаривает текст, способствующий более глубокому расслаблению.

Применяются и игры, в которых решаются задачи социализации, психоэмоционального развития, сплочения коллектива детей. Проводятся в любое удобное время и длятся 5-20 минут. Это такие игры

Такая работа позволяет создавать благоприятную атмосферу в группе, а детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье

Цель: развитие эмоциональной сферы детей, обучение детей приемам снятия эмоционального напряжения.

Материал: игрушка Мишка (возможно взрослый ).

“Здравствуйте, ребята ! Я рада вас видеть. Сегодня к вам в гости вместе со мной пришел еще и Мишка, он тоже хочет с вами поиграть. Вот он, давайте с ним поздороваемся.”

Дети: Здравствуй, Мишка.

Мишка: Здравствуйте, ребята. Я очень хотел прийти к вам в гости. Вы знаете много игр и мне хочется с вами поиграть.

Психолог: Хорошо, Мишка. Мы с ребятами тебя научим. Но что – то ты какой – то грустный.

Мишка: Да, я грустный. У меня что – то нет настроения, я даже немного сердитый из – за того, что поссорился со своим другом, мне немного как – то не спокойно. Но мне хотелось бы с ним помириться, что бы у меня и у моего друга всегда было хорошее настроение, что бы мы с ним никогда не ссорились, что бы мы дружно играли, и нам всегда было хорошо (спокойно).

Психолог: То, что ты Мишка рассказал, не совсем хорошо. Но я знаю игры, которые помогут тебе и ребятам. Ведь и ребятам бывает грустно, не спокойно, ребята тоже сердятся. Правда, ребята.

Дети: Правда.

Психолог: Сейчас мы поиграем в эти волшебные игры и посмотрим, у кого лучше получиться – у тебя или у ребят. Давайте поиграем. И первая волшебная игра называется “Ветер, ветерок, ураган ”.

“Дети поднимают руки вверх и изображают по команде ведущего ветер, ветерок, в разнообразном порядке, затем присваивают им те или иные чувства (радость, злость ).”

(Детям показываем движения используя образы, возможно дерева “Подул ветер (ветерок, ураган ) вот как закачалось дерево”.)

Очень хорошо, молодцы. Какие разные были деревья: радостные, сердитые, но не одно дерево не сломалось.

Мишка: Ребята, какая хорошая, добрая игра. У меня настроение немного улучшилось. А вы знаете еще какую – нибудь игру.

Психолог: Да Мишка, конечно знаем. Волшебная игра называется “Капелька, льдинка, снежинка ”.

“Подул волшебный ветерок и мы с вами превратились в капельки (с помощью ведущего дети изображают капельку (руки вверх полукругом свободные )). А теперь мы стали льдинками (руки сомкнуты вверх, напряжены). Ой, посмотрите а льдинки стали снежинками (руки в стороны, свободные, очень мягкие )”.

Молодцы, очень хорошо. Мишка, а какое настроение у тебя стало после этой игры.

Мишка: Спасибо. Настроение у меня стало совсем хорошим, радостным.

Психолог: Тогда у меня есть ещё одна игра про волшебную капельку “Капелька: ветер – ветерок – ураган”.

“Капелька качается на ветру, её качает ветерок и ураган”. (Дети изображают сначала капельку на ветру, при ветерке или урагане, затем тоже самое с льдинкой и снежинкой.)

Хорошо, молодцы. Капельки получились волшебные, добрые, радостные.

Вот эти волшебные игры помогут тебе Мишка и вам ребята быть радостными, добрыми, дружными, не сердитыми, спокойными. Мишка тебе понравились игры, ты запомнил как в них играть?

Мишка: Да, большое спасибо. Это очень хорошие, добрые игры. У меня стало хорошее настроение, я успокоился. Игры хорошо запомнил и пойду научу им своего друга. И мы не будем больше ссориться, будем дружить. А сейчас мне пора возвращаться к другу. Большое спасибо, до свидание.

Психолог: До свидание Мишка. Ребята и нам пора прощаться. Я рада была вас видеть, желаю вам быть радостными, дружными. До следующих встреч.

Мы ребята дружные и веселые (4–7 лет).

Цель: развитие эмоциональной сферы детей, продолжать обучать детей приемам снятия эмоционального напряжения.

Материал: иллюстрации детей с изображением основных эмоций.

“Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Сегодня мы с вами оправимся в путешествие в Волшебную страну Доброты. Закрываем глазки и оправляемся в волшебное путешествие. Посмотрите какие у меня есть волшебные картинки (фотографии ). (Поочередно показываю картинки, на которых изображены дети с различными эмоциями ). Скажите какое настроение у мальчика (девочки ) ? Какие эмоции изображены ? Ребята, а скажите пожалуйста какие девочки (мальчики ) вам понравились больше?

Дети: Радостные, веселые, у которых хорошее настроение.

Психолог: Да, конечно. Веселые, радостные люди, дети нравятся всем. Но не всегда бывает радостное, веселое настроение. Иногда бывает грустно, мы бываем сердитыми, нам бывает плохо. Ведь бывает так.

Дети: Да, конечно бывает.

Психолог: Ребята, скажите а когда у вас бывает грустное, сердитое настроение.

Дети: Когда нас кто – то обижает, не дает игрушку, что – то болеет, у нас что – то не получается и т.п.

Психолог: Конечно из – за всего этого может быть грустное, сердитое настроение. А как вы думаете ребята, какое настроение должно быть у детей, людей.

Дети: Радостное, веселое, хорошее настроение.

Психолог: Правильно. А почему вы так думаете ?

Дети: Когда хорошее, радостное настроение мы дружно играем, не обижаем, все у нас получается и т.п.

Психолог: Да, верно. И сейчас я вам покажу и мы разучим волшебные игры для хорошего настроения. И первая игра называется “Солнышко и тучка”.

“Солнце зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, что бы согреться, задержать дыхание. Солнце вышло из – за тучки, стало жарко, разморило на солнце – расслабиться на выдохе”.

Очень хорошо у вас получалось показывать солнышко и тучку, а это поможет тому, что бы у вас будет хорошее настроение. А сейчас ещё одна игра “Божья коровка”.

“Представьте себе, что божья коровка сидит на большом пальце вашей ноги. Вот она медленно ползет по ступне, лодыжке, колену, добирается до бедра. Она ползет и ее тонкие ножки тебя щекочут. Ой, как щекотно (можно вздрогнуть и рассмеяться ). Минует живот, грудь. Вот она уже на плече. Остановилась и отдыхает. Снова отправилась в путь. Ползет по руке. Вот она у локтя. Наконец она добралась до указательного пальца и сидит на самом кончике. Представь, что ты осторожно кладешь божью коровку на землю, накрываешь ее листиком, что бы она вздремнула после своего длительного пути.”

Молодцы, хорошо. Божья коровка вам обязательно поможет, что бы у вас было хорошее настроение.

И вот ещё одна волшебная игра, которая называется “Сосулька”. Давайте встанем в кружочек.

“У нас под крышей (Руки над головой.)
Белый гвоздь висит
Солнце взайдет, (Уронить расслабленные руки и присесть.)
Гвоздь упадет”.
(В. Селиверстов.)

Молодцы, хорошо ребята. Вот эти разные, но волшебные игры помогут вам. Когда у вас будет плохое настроение, будете грустными, сердитыми вспомните эти игры, поиграйте в них и у вас все будет хорошо. И я вам желаю хорошего, доброго настроения. До свидание, до следующих встреч .”

Мы ребята дружные и веселые (4–7 лет).

Цель: развитие эмоциональной сферы детей, продолжать обучать детей приемам снятия эмоционального напряжения.

Материал: иллюстрации детей с изображением основных эмоций.

“Здравствуйте, ребята ! Я рада вас видеть. Какое у вас настроение?

Дети: У нас разное бывает настроение и грустное и веселое и сердитое. Но радостное настроение бывает больше, чаще.

Психолог: Очень хорошо, я рада за вас. А что вы делаете если у вас грустное, сердитое настроение ?

Дети: Стараемся не обижать друг друга, делимся игрушками, рассказываем веселые истории, рисуем веселые рисунки, играем в волшебные игры и т.п.

Психолог: Молодцы, очень хорошо. И сегодня мы с вами тоже разучим волшебные игры для хорошего настроения. Первая игра называется “Жил – был человечек”. Садимся на волшебные стульчики (коврики, подушечки и т.п.) и внимательно слушаем.

“Жил – был человечек. Как – то раз он утром встал, и у него было грустное настроение (показывают мимикой). Но мы не хотим, что бы он грустил. Закройте лицо. Настроение изменилось. Человек стал сердитым (показывают). Но мы не хотим, что бы он сердился. Человек успокоился (показывают ). Потом хорошо подумал. За окном светит солнце, ясное небо, и он улыбнулся и стал веселым (показывают).”

Очень хорошо вы показывали настроение, эмоции человечка. А сейчас еще одна игра про эмоции для хорошего настроения. И называется она “Кнопки в голове”, садимся и внимательно слушаем.

“Представь, что у тебя в голове есть много маленьких кнопок, а когда их нажимают, ты начинаешь плакать, смеяться, сердиться, бояться. Давай назовем их кнопка – улыбка, кнопка – гнев, кнопка – страх. Выбери одну из кнопок. Попробуй включить и выключить ее. Подумай, если кнопки у тебя в голове, кто же на самом деле управляет их работой.”

Молодцы, очень хорошо вы включали разные кнопочки. Вот когда у вас будет грустное, сердитое настроение вы вспомните про эти кнопочки, и настроение у вас станет радостным, веселым. А я знаю волшебную игру для хорошего настроения про одного веселого человечка. Давайте встанем в волшебный кружок. Игра “Шалтай – Болтай”.

“Шалтай – Болтай
Сидел на стене.
Шалтай – Болтай
Свалился во сне”
(С.Маршак )

Ребенок поворачивает туловище вправо – влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” резко наклонить корпус тела вниз.

Молодцы, очень веселый, радостный получился у вас человечек. Ребята, назовите какие волшебные игры для волшебного настроения мы сегодня с вами узнали.

Дети: Эти игры называются “Жил – был человечек”, “Кнопки в голове”, “Шалтай – Болтай”.

Психолог: Правильно, молодцы. Желаю вам хорошего, веселого, радостного настроения. До свидания, до следующих встреч.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все вы знаете актуальность физкультминуток и физкультпауз в учебном процессе. Выполняя самостоятельную работу, дети часто бывают заняты однообразным делом, особенно на занятиях в детских объединениях ИЗО, декоративно-прикладного творчества, шахматы и т.д.

Чтобы сменить вид деятельности, психологически разгрузить детей предлагается включить в занятие так называемые психологические разминки. Эта форма часто более интересна детям, чем традиционные физкультминутки.

Поэтому сегодня я хочу еще раз вспомнить или познакомить и с разными способами психологической разгрузки детей на занятии, и конечно же их проиграть.

Потом отряхните свои ноги — с носков до бедер. А затем потрясите головой.

Будет еще полезнее, если вы будете издавать какие-то звуки. Теперь потрясите лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот.

Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает и вы становитесь все бодрее и веселее.

Инструкция — Делая выдох спокойно, не торопясь, сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.

Ведущий объясняет, дети выполняют движения: «Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу влево - при­жмите к полу правую ногу. Правая нога напряжена, ле­вая расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола. Выпрямились! Расслабились! Качнуло в правую сторону - прижимаем левую ногу. Напряжена левая нога, правая нога расслаблена.


Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох - выдох!

Стало палубу качать.

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом для левой. Ведущий обращает внимание детей на напряженное и расслабленное состояние мышц ног.

Дети стоят. Ведущий предлагает им представить себя в образе могучего дуба: «Руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, руки, плечи. По очереди расслабить кисти, затем руки и плечи.

Встаньте. Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу(руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох-пауза, выдох-пауза.

Мы готовимся к рекорду, будем заниматься спортом (наклон вперед).

Штангу с пола поднимаем (выпрямиться, руки вверх)

Крепко держим… И бросаем!

Снять возбуждение и переключиться на учебный процесс помогают дыхательные упражнения:

Ребенку нужно сделать медленный вдох через нос, в выдох через рот. Несколько таких упражнений и ребенок готов к занятию.

Сядьте поудобнее, не напрягая мышц. Не скрещивайте руки, ноги или кисти рук. Отдыхайте, дайте вашему телу расслабиться. Глубоко вдохните, втягивая воздух постепенно через нос, пока легкие не наполнятся. Выдохните плавно, тоже через нос, пока полностью не освободите легкие. Попробуйте делать это ритмично. Не сжимайте и не выдыхайте все разом.

Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Потом меняем руки.

Большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершайте круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же другой рукой.

Здравствуй, друг мой дорогой!(изображаем радость, удивление, объятия)

Год не виделись с тобой.

Я здороваться могу-другу крепко руку жму (жмем друг другу руки)

И по дружески хочу

Друга хлопнуть по плечу(изображаем похлопывание)

Улыбнусь ему задорно(улыбаемся)

Рожицу сострою, (строим рожицу)

И потопаю, как будто

Марширую в строе (топаем ногами)

Я руками помашу-(машем руками как крыльями)

Другу спину почешу (чешем друг другу спину –просто весело)

Воротник ему поправлю,

Громко песенку спою (поем: ля-ля-ля)

Мы теперь с ним вместе, рядом

Хлопнем мы в ладони Хлоп!(хлопаем)

Подмигнем, удобно сядем

И занятие начнем!

Упражнения релаксации под музыку:

Читайте также: