Как организовать труд детей если в группе не один лидер в доу

Обновлено: 07.07.2024

В современном обществе одним из главных качеств человека является умение сотрудничать с людьми, в коллективе, решать общие задачи, находить пути решения конфликтных ситуаций, умение приходить к компромиссу. Как и с какого возраста формируются эти значимые для человека качества?
Многие известные исследователи (М.И Лисина, В.А Петровский, Т.А Репина) раскрывая процесс становления форм, поиска средств детского общения и сотрудничества, изучая возрастные изменения отношений к взрослому и сверстнику, неоднократно отмечали, что первоосновы сотрудничества формируются именно в период дошкольного возраста.
Дошкольный возраст - чрезвычайно важный период начальной ступени социализации ребенка. В этом возрасте ребенок пытается осознать свое место в системе отношений с окружающими людьми. Группа детского сада - это первое своеобразное детское общество. Сотрудничество появляется в совместных играх детей, в совместной деятельности, где дети имеют возможность, самостоятельно объединится друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Коллектив сверстников выступает для ребенка в качестве источника различных переживаний - как положительных, так и отрицательных.
В соответствии с ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования воспитанники детского сада должны научиться активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Как показала практика, многие дошкольники имеют средний уровень развития коммуникативной деятельности. Сотрудничество и взаимодействие носит ситуативный, импульсивный; непосредственный характер, то есть дети замечают действия партнера только в каждой конкретной ситуации. Дети не способны предугадывать действия партнера, и вырабатывать общий способ решения задачи. В некоторых ситуациях проявляют недостаточно терпения, при слушании партнера не вполне адекватно понимают его экспрессию и затрудняются договориться с ним. В результате возникают конфликты, которые самостоятельно воспитанники решить не могут. Появляются разочарования, обиды, агрессивность, эмоциональная подавленность, потеря интереса к жизни группы. Дети должны уметь работать коллективно и в определенном темпе, ориентироваться на других детей, уметь планировать и согласовывать свои действия и действия партнеров, подчиняться групповым правилам.
Первым посредником отношений между детьми выступает воспитатель, который помогает им наладить контакты. Именно воспитатель должен создать все необходимые условия для положительных взаимоотношений детей в детском коллективе.

трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в приобщении детей к доступной коллективной трудовой деятельности. Совместный труд способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга. В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.

Ключевые слова: коллективный труд, сотрудничество, трудовые поручения.

ВложениеРазмер
трудовое воспитание в доу 14.57 КБ

Предварительный просмотр:

Большое воспитательное значение имеет коллективный труд детей, в ходе которого они переживают радость сотрудничества, у них появляется чувство ответственности за выполняемую работу, возникает желание работать сообща.

Чтобы работа приняла целенаправленный, систематический характер, воспитатель должен наметить перспективный план, в котором предусмотрены следующие виды коллективного труда:

  1. Уборка в игровых центрах.
  2. Мытьё игрушек.
  3. Мастерская Доктора Айболита (ремонт книг).
  4. Украшение группы к праздникам.
  5. Уборка участка.
  6. Посев семян овощей на огороде.
  7. Прополка огорода и цветника.
  8. Полив растений на огороде и в цветнике.
  9. Сбор овощей, семян, цветов лекарственных растений.
  10. Подвешивание кормушек, подкормка птиц зимой.
  11. Труд в природном уголке.

К коллективной форме организации труда детей воспитатель готовит постепенно. В младшей группе даются несложные индивидуальные трудовые поручения. На этом этапе педагог не объединяет детей в коллектив для выполнения общих заданий, так как ребёнку ещё трудно согласовывать темп своей деятельности с темпом работы других детей.

В организации труда в старшей группе воспитатель выделяет три последовательных этапа: распределение предстоящей работы, выполнение детьми разных заданий, обсуждение результатов трудовой деятельности.

В процессе труда воспитатель направляет усилия каждого ребёнка на достижение поставленной цели (одним – помыть растения, другим – навести порядок в игровом центре, третьим – постирать кукольную одежду).

И, конечно же педагог уделяет особое внимание тем детям, которые затрудняются выполнят трудовое задание (показывает как правильно помыть листья растения или постирать кукольное платье). Воспитатель побуждает детей помогать друг другу советом, показом, но не делать работу за другого.

Правильно проведённая работа воспитателя даёт положительные результаты. Повышается общий уровень развития детей. Они приобретают трудовые умения и навыки, осознают жизненную необходимость и пользу своего труда для окружающих, повышается интерес к труду. В ходе коллективной деятельности дети учатся работать сообща, помогать друг другу, распределять справедливо обязанности.

Но, хотелось напомнить, что в коллективном труде объединять детей можно только после того, как они приобретут некоторый опыт работы в кругу сверстников, могут самостоятельно трудиться. А определяя содержание работы, воспитатель должен включать только те виды труда, навыками которых дети достаточно владеют.

Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому воспитанию с детьми дошкольного возраста.

Ход:
Вступительное слово (заведующий Вареник Н.А.)
Сегодняшний педсовет посвящен трудовому воспитанию в дошкольном учреждении.

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться во многом зависит его судьба.

На сегодняшний день одной из основных целей реформы дошкольного образования является замена традиционных ценностей обучения маленького ребенка на ценности развития его личности. Качество трудового воспитания детей в детском саду на современном этапе обсуждается с особой остротой, так как в дошкольных учреждениях этому вопросу уделяется слишком мало внимания.

Трудовая деятельность детей становится все более эпизодической, не организуется педагогами на требуемом уровне, а поэтому не приносит детям должного удовлетворения. Поэтому актуальность проблемы содержания процесса приобщения ребенка к трудовой деятельности рассматривается не как самоцель, а прежде всего, как средство развития личностных качеств и формирования общих умений дошкольников.

Организация труда – дело хлопотное для педагога. Но в труде даже самые непослушные, неуверенные дети становятся целеустремленными, активными. Правильно организованный труд привлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов.

Сегодня нас, педагогов, конечно же, больше всего интересует вопрос: как привить детям навыки трудиться. Почувствовать поддержку родителей, увидеть желание детей трудится, да и самим получить радость от успехов в этой работе.

Трудолюбие и способность к труду не даётся от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд- это то, что развивает маленького ребёнка, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Трудовое воспитание- это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, психологической способности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам.

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему великие педагоги Ушинский, Макаренко, Сухомлинский и др. Вот некоторые из высказываний:

II. Зачитывается аналитическая справка по тематической проверке.(ст.воспитатель Лешукова А.Н.)

1. Оценка планирования работы;

2. Обследование уровня развития детей;

3. Оценка профессиональных умений педагогов;

4. Оценка создания условий;

5. Оценка форм взаимодействия с родителями.

Ярко и образно говорится в народном творчестве о труде. В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться. В воспитании дошкольников успешно применяется и фольклорная проза. Русские поговорки и пословицы о труде в той или иной степени оказывают воздействие на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.

Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично. Большое внимание необходимо уделять развитию эмоциональной сферы дошкольника. Если труд в его жизнь входит не однообразно, скучно, навязчиво, а интересно, радостно, увлекательно, ребенок получает от него удовлетворение, чувствуя причастность к настоящему делу, радуясь своим успехам.

У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Игра является важнейшим средством развития, обучения и воспитания дошкольников. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящему человеку, вызывают к труду взрослых, желание самим трудиться.

В завершении этой консультации я предлагаю каждому из вас представить и рассказать своим коллегам изготовленные собственноручно дидактические игры по трудовому воспитанию.

Вы немножечко устали?

Очень долго размышляли?

Разомнитесь же скорей,

Поиграйте - не робей!

• Меньше слов, да больше дела.
• Газа страшатся, а руки делают.
• Хочешь жить – умей вертеться.
• Кончил дело – гуляй смело.
• Терпение и труд – все перетрут.
• Не потрудиться, так и хлеба не родится.
• К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

- Труд человека кормит, а лень портит.

- Что посеешь, то и пожнешь.

- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

- Кто не работает, тот не ест.

Ситуация 3. Вы – воспитатель старшей группы. Наблюдая за действиями некоторых детей-дежурных, вы отмечаете небрежность в их работе, дети часто отвлекаются. О чем могут свидетельствовать такие недостатки? Какие выводы сделаете для себя? Какие методы окажут положительное влияние на детей?

Ситуация 6. Вы организуете коллективный труд детей в старшей группе. По окончании работы к вам подходит ребенок и жалуется на сверстника, который совсем ничего не делал, не трудился вместе с детьми. Как вы отнесетесь к его жалобе? Какие выводы сделаете для себя?

Ситуация 7. Пятилетний Гена впервые пришел в детский сад, к труду он не был приучен. Воспитатель сразу потребовал от него убрать свою постель после сна. Мальчик сопротивлялся, взялся за работу неохотно и в конце концов не справился с нею.

Проанализируйте ситуацию, сделайте выводы как педагог должен себя вести?

• Как называется труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей? (самообслуживание)

• Задания, которые педагог эпизодически дает одному или нескольким детям связанного как с самообслуживанием, так и с действиями для коллектива? (поручение)

• Форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива? (дежурство)

• Как называется труд, связанный с работой детей с бумагой, картоном, тканью, с природными материалами? (ручной)

• Метод стимулирования детского труда. (поощрение)

• Как называется труд, связанный с уборкой групповой комнаты, участка? (коллективный)

• В какой группе вводятся дежурства по столовой? (средней)

VII. Решение педсовета.

Дисциплина в детском саду

Хорошо, когда воспитатель получает удовольствие от своей работы. Но не всегда это возможно, если дети кричат и бегают, не хотят убирать игрушки и никак не реагируют на замечания. Приходится тратить много энергии и принимать строгие меры, чтобы установить порядок в группе. Как наладить дисциплину в группе мягкими методами?

Дисциплина подразумевает следование определенным правилам. Когда дети их придерживаются, в группе соблюдается порядок. Он идет на пользу как детям, так и воспитателям. Педагог тратит меньше времени на организационные моменты. А ребенок чувствует себя в безопасности, потому что благодаря правилам его жизнь становится более понятной и предсказуемой. Это говорит о том, что изначально у детей нет желания целенаправленно нарушать дисциплину. Возможно им просто не хватает активности, внимания или признания лидерских качеств. А может они не понимают, каких правил нужно придерживаться и зачем. Чтобы дети соблюдали правила, нужно проделать работу в шесть этапов.

Установка контакта с детьми

Дети с удовольствием слушаются воспитателей, которых они любят и уважают. Для этого нужно заслужить авторитет деток. Если на этапе знакомства у воспитателя не получилось создать о себе правильное впечатление, можно изменить стиль общения и со временем стать для них авторитетом.

Как завоевать авторитет?

Уважение может заслужить тот воспитатель, который любит детей и проявляет интерес к каждому из них. Обречен на провал тот специалист, который кричит и оскорбляет подопечных, делит всех на “любимчиков” и “не любимчиков”. Воспитателю следует постараться создать условия, где каждый ребенок получает внимание, доброту и понимание. В то же время он должен быть справедливым, уверенным в себе и строгим в некоторых ситуациях. Результатом такого отношения станет доверие и послушание со стороны детей.

Формулировка основных правил поведения

Чтобы дети соблюдали правила, они должны сами их сформулировать. Тогда они хорошо запомнят их и будут с ними внутренне согласны. Чтобы помочь детям вывести правило, погрузите их в ситуацию, когда это правило нарушается.

Напомните воспитанникам случай, когда их кто-то обижал. Спросите, что они чувствовали в этот момент, было ли им приятно. Хотят ли они, чтобы их снова обидели. И тогда попросите их объяснить, почему обижать других нехорошо. Таким образом вы вывели правило: “Не обижать других. Все проблемы решать мирным путем”.

Обратите внимание, что мы написали две формулировки - запрет и вариант альтернативного поведения. Запрет должен касаться не самих эмоций и желаний, а способа их выразить. Например, злиться допустимо, но нельзя бить другого ребенка. Аналогичным образом нужно формулировать другие правила. Их должно быть не больше пяти.

Вводите правила постепенно с начала учебного года. Когда вы сформулировали правила, оформите их визуально и повесьте на видное место. Например, нарисуйте разбросанные игрушки, и напишите фразу “Убери” или “Помоги”. Правила должны быть простыми и наглядными. Если дети освоили предложенные в таком виде правила, можно заменить их новыми.

Обучение детей соблюдению правил

Дети хорошо запоминают правила, если их отрабатывать в формате игры или в обсуждении поступков персонажей из мультиков. Остановитесь на ситуации из мультика, в которой персонаж причинил кому-то боль. Попросите детей изобразить эту ситуацию в виде рисунка. Тогда они пропустят это правило “через себя” и смогут не только понять, но и прочувствовать его смысл.

А чтобы дети начали использовать правила в жизни, напоминайте им заранее об договоренности перед ситуацией, в которой ее нужно будет выполнить. Сначала дети будут часто нарушать правила, но посте­пенно они привыкнут. Тогда напоминать можно только фразой “Вспомните правило!”. Попросите малышей проговорить правило вслух, выполнить его и проконтролировать, чтобы другие ребята тоже его придерживались.

Работу некоторых правил можно довести до автоматизма, если привязать его к определенному звуку или предмету. Например, по хлопку нужно умолкнуть и посмотреть на воспитателя. Аналогично можно использовать свисток, колокольчик или бубен. Если регулярно привлекать внимание детей одинаковым звуком, со временем у них выработается подходящая реакция.

Обучение детей оценивать свое поведение

Способность анализировать свое поведение влияет на соблюдение правил. Нарисуйте таблицу, в которой дети будут каждый день отмечать уровень своей дисциплины по основным правилам. Если ребенок считает, что он сегодня хорошо себя вел, он рисует в таблице зеленый кружочек. Если он вел себя неплохо, но нарушил некоторые правила, он рисует желтый кружочек. А если вел себя плохо - красный.

Бывают ситуации, когда ребенок не хочет рисовать себе красный и желтый кружочек. Он расстраивается и начинает плакать. Подбодрите его и договоритесь, что он нарисует зеленый кружочек, но больше не будет нарушать правило.

Ребенок должен понимать, почему нельзя нарушать правила. Не нужно пугать его наказанием, лучше объясните естественные негативные последствия. Например, если ребенок будет обижать других детей, они перестанут с ним играть и дружить. Или если он пойдет прыгать по лужам и испачкает одежду, ее нужно будет почистить.

Если он сломает игрушку, ее нужно будет починить. Не всегда дети сами понимают эту связь. Ребенок должен думать, что соблюдать правила приятней, чем не соблюдать. Тогда он будет следовать им не из страха перед наказанием, а из стремления к удовольствию. Например, участвовать в занятии интересней, чем пропустить его.

Нарушение правил и дальнейшее поведение

Если ребенок все же нарушил правило, сначала проверьте виноват ли он в этом. Возможно, окружающая обстановка мешала выполнить правило или сам воспитатель дал противоречивое указание. Если по вашему мнению ребенку ничего не мешало, не кричите на него и не начинайте разговаривать повелительным тоном. Посмотрите на него спокойным пристальным взглядом без осуждения и злобы. Этот взгляд напомнит ребенку о правиле, и он успокоится. Если продолжает бегать, спокойно скажите ему о нарушении и расскажите о последствиях его поведения. Дайте ему второй шанс выполнить правило.

Если ребенок и дальше нарушает дисциплину, поставьте его перед выбором - либо он выполняет правило, либо получает наказание. Цель не в том, чтобы наказать ребенка, а в том, чтобы он сделал выбор. Если мальчик бегает по классу, окликните его и остановите. Скажите: “Я вижу тебе хочется подвигаться. По классу бегать нельзя. Ты можешь пойти в соседнюю комнату попрыгать на батуте. Если продолжишь бегать, значит ты выбираешь просидеть 10 минут на стуле для размышлений”.

Вы можете выбрать любые методы для улучшения дисциплины в группе, но они не должны ущемлять достоинства ребенка. Требовательность к соблюдению дисциплины должна сочетаться с уважением к малышам. Воспитателю следует смотреть на ситуацию с позиции ребенка - поставить себя на его место и попытаться понять причину нарушения дисциплины.

Читайте также: