Что такое инвалидность кратко

Обновлено: 04.07.2024

ИНВАЛИ́ДНОСТЬ (от лат. invalidus – не­мощ­ный, сла­бый), по­ня­тие, ха­рак­те­ри­зую­щее гра­ж­дан с ог­ра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми. Не име­ет од­но­знач­но­го тол­ко­ва­ния в раз­ных стра­нах. В наи­бо­лее об­щем ви­де мож­но вы­де­лить ме­ди­цин­скую и со­ци­аль­ную мо­де­ли И. Мед. мо­дель оп­ре­де­ля­ет И. как на­ли­чие у че­ло­ве­ка к.-л. де­фек­та или ут­ра­ту че­ло­ве­ком к.-л. функ­ции ор­га­низ­ма в ре­зуль­та­те бо­лез­ни, уве­чья или вро­ж­дён­но­го по­ро­ка в со­от­вет­ст­вии с раз­ра­бо­тан­ной ВОЗ Ме­ж­ду­на­род­ной клас­си­фи­ка­ци­ей де­фек­тов, ин­ва­лид­но­сти и не­тру­до­спо­соб­но­сти (1980). Мед. мо­дель И. рас­смат­ри­ва­ет И. как ог­ра­ни­че­ние жиз­не­дея­тель­но­сти, а ин­ва­ли­да – как че­ло­ве­ка в об­ще­ст­ве, имею­ще­го мед. про­бле­мы (что обу­слов­ли­ва­ет раз­ви­тие со­ци­аль­ной не­дос­та­точ­но­сти и не­об­хо­ди­мость со­ци­аль­ной за­щи­ты).

Инвалидность — состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями [2] .

Инвалид — человек, у которого возможности его личной и жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений [3] .

Содержание

Терминология

Принято различать следующие ключевые понятия [4] :

  • дефект или нарушение: любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, или отклонение от неё;
  • инвалидность: ограниченность конкретного индивидуума, вытекающая из дефекта или инвалидности, которая препятствует или лишает его возможности выполнять роль, считающуюся для этого индивидуума нормальной в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов;
  • нетрудоспособность: ограниченность конкретного индивидуума, которая вызвана дефектом или инвалидностью.

История понятия

Инвалид употреблялось в значении, соответствующем нынешнему ветеран. См. также Военные инвалиды.



Законодательство РФ, связанное с инвалидностью

Категории инвалидности и статистика

Принято условно разделять ограничения функций по следующим категориям [6] :

  • нарушения статодинамической функции (двигательной),
  • нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции,
  • сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания),
  • психические (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).
Определение 1 группы инвалидности

Критерием для определения первой группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к резко выраженному ограничению одной из категории жизнедеятельности либо их сочетанию. Критерии установления 1 группы инвалидности:

  • неспособность к самообслуживанию или полная зависимость от других лиц;
  • неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц;
  • неспособность к ориентации (дезориентация);
  • неспособность к общению;
  • неспособность контролировать свое поведение.
Определение 2 группы инвалидности

Критерием для установления второй группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению одной из категорий жизнедеятельности либо их сочетанию. Показания к установлению 2 группы инвалидности:

  • способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;
  • способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;
  • неспособность к трудовой деятельности или способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц;
  • неспособность к обучению или способность к обучению только в специальных учебных заведениях, или по специальным программам в домашних условиях;
  • способность ориентации во времени и в пространстве, требующая помощи других лиц;
  • способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;
  • способность частично или полностью контролировать свое поведение только при помощи посторонних лиц.
Определение 3 группы инвалидности

Критерием для определения третьей группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойкими незначительно или умеренно выраженными расстройствами функций организма, обусловленными заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к не резко или умеренно выраженному ограничению одной из категорий жизнедеятельности или их сочетание.

Показания для установления 3 группы инвалидности:

  • способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств;
  • способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния;
  • способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала);
  • способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности выполнения работы по своей профессии;
  • способность к ориентации во времени и в пространстве при условии использования вспомогательных средств;
  • способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации
Дети-инвалиды

К категории детей-инвалидов относятся дети до 16 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем. Больницы различного уровня (республиканские, краевые, центральные, районные, в т.ч. детские); специализированные больницы и отделения (неврологические, психиатрические, туберкулезные и др.); консультативно-диагностические центры после обследования и лечения могут рекомендовать установление ребенку инвалидности. Рекомендация фиксируется в "Истории развития ребенка" (форма № 112/у) и в "Медицинской карте амбулаторного, стационарного больного". Эти рекомендации учитываются при установлении ребенку инвалидности. Медицинская карта направляется в лечебное учреждение по месту постоянного проживания ребенка. Врачи-специалисты врачебно-консультативной комиссии лечебного учреждения по месту постоянного проживания ребенка оформляют медико-социальное заключение на ребенка-инвалида. Медико-социальное заключение оформляется при наличии у ребенка нарушений в состоянии здоровья и возникающем в результате этого ограничении его жизнедеятельности. Медико-социальное заключение на ребенка-инвалида оформляется в 2-х экземплярах:

  • первый экземпляр Заключения остается в выдавшем его учреждении;
  • второй экземпляр в трехдневный срок направляется в районный (городской) отдел социальной защиты населения по месту постоянного проживания ребенка. Родители или опекун ребенка-инвалида уведомляются о направлении медико-социального заключения в органы социальной защиты населения с целью назначения ребенку социальной пенсии по инвалидности.

В медико-социальном заключении на ребенка-инвалида содержатся рекомендации для ребенка-инвалида:

Гражданам, ставшим инвалидами в возрасте до 20 лет, пенсия назначается независимо от стажа работы.

Дети-инвалиды имеют льготы:

В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются:

  • общее заболевание,
  • трудовое увечье, профессиональное заболевание,
  • инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны,
  • военная травма, заболевание, полученное в период военной службы,
  • инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска,
  • иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.

Права инвалидов и интеграция в общество

Инвалидность — не свойство человека, а препятствия, которые возникают у него в обществе. На причины этих препятствий существуют различные точки зрения, из которых две наиболее распространены [10] :

  • медицинская модель усматривает причины затруднений инвалидов в их уменьшенных возможностях.
  • Социальная модель предполагает, что трудности создаются обществом, не предусматривающим участия во всеобщей деятельности в том числе и людей с различными ограничениями.
  • МКФ (Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья) в качестве модели инвалидности

Сами по себе, эти модели недостаточны, хотя обе они частично обоснованны. Инвалидность — это сложный феномен, который является проблемой как на уровне организма человека, так и на социальном уровне. Инвалидность всегда представляет собой взаимодействие между свойствами человека и свойствами окружения, в котором этот человек проживает, но некоторые аспекты инвалидности являются полностью внутренними для человека, другие же, наоборот, только внешними. Другими словами, и медицинская и социальная концепции подходят для решения проблем, связанных с инвалидностью; мы не можем отказываться ни от того, ни от иного вмешательства. Наилучшая модель инвалидности, таким образом, будет представлять собой синтез всего лучшего из медицинской и социальной моделей, не совершая присущих им ошибок в преуменьшении целостного, комплексного понятия инвалидности к тому либо иному аспекту. Такая более выгодная модель инвалидности может называться биопсихосоциальной моделью. МКФ основывается на такой модели, совмещающей медицинский и социальный аспекты.

Реабилитация инвалидов

Международные документы о правах инвалидов

  • ООН:
    • Декларация о правах умственно отсталых лиц [13] , 1971.
    • Декларация о правах инвалидов [14] , 1975.
    • Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов [15] , 1993. [16] , 2006.
    • Всемирный доклад об инвалидности [7] , 2011.
    • Конвенция о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов [17]
    • Рекомендация по правовой защите недобровольно госпитализированных лиц с психическими расстройствами [18] , 1983.
    • Другие рекомендации и резолюции СЕ [19]

    Социальная поддержка — государственная и частная

    ООН в 1983—1992 гг. проводила Десятилетие инвалидов, а в 1992-м году учредила ежегодный Международный день инвалидов.

    В России организована широкая законодательная и организационная поддержка людей с ограниченными возможностями. Человек, у которого диагностированы ограничения, может получить подтверждение статуса инвалида. Такой статус позволяет ему получать определенные социальные льготы: пособие, бесплатные лекарства, бесплатное техническое средство реабилитации (протезы, коляску или слуховой аппарат), скидки по оплате жилья, санаторные путевки. До монетизации льгот инвалиды также получали бесплатный билет для проезда в место отдыха, скидки на покупку автомобиля и др. Монетизация заменила часть льгот ежемесячными денежными дотациями.

    Получение статуса инвалида предполагает одновременную разработку для человека индивидуальной программы реабилитации — основного документа, согласно которому он получает технические средства реабилитации, рекомендации по трудоустройству, направления на лечение.

    Защиту прав инвалидов, обучающую работу оказывают многие организации [22] , созданные в стране, например:

    Поддержку и финансирование проектов также осуществляет ряд иностранных и международных фондов (USAID, Всемирная Организация Здравоохранения).

    Неоднократно отмечался низкий уровень социальной поддержки инвалидов в России [24]

    Создание доступной среды для маломобильных групп населения

    В последнее время происходит снижение ответственности городских властей в отношении к проблеме создания безбарьерной среды. Это, а также недостаточно активная работа самих инвалидов с представителями власти, законодательными органами, препятствует процессу приспособления городской среды к потребностям людей с различными ограничениями. [25]

    Во многих городах России предпринимаются меры для создания более доступной среды для инвалидов. Например, в Москве созданы маршруты городского транспорта с подъемными устройствами для колясок, [26] в Екатеринбурге, [27] Воронеже [28] и мн. др. городах — социальное такси.

    Требования нормативной документации, обязательные для выполнения при новом строительстве и реконструкции

    До вступления в силу соответствующих технических регламентов в области строительства подлежат обязательному исполнению требования действующих нормативных документов в строительстве, принятых до 1 июля 2003 года, направленные на достижение целей технического регулирования и обеспечивающие доступность среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения (МГН). [29] [30]

    В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. [31]

    Раз в два года (в 2002, 2004 и 2006 гг.) в России был проведен кинофестиваль, посвященный проблемам инвалидов. На них были показаны более 170 документальных, художественных, анимационных и арт-фильмов, поднимающих различные проблемы инвалидов и способы их решения, раскрывающих разные грани жизни и творчества людей с различными видами инвалидности. [32]

    Термины инвалид и инвалидность из заголовка нашего нового материала являются ключевыми, если дело касается соцзащиты людей с особенностями. О том, что конкретно скрывается за обозначенными выше понятиями и что даёт особый статус, расскажем далее.

    Такое определение льготной категории объединяет людей, по состоянию здоровья нуждающихся в государственной поддержке. Обычно различные нарушения и дефекты, имеющиеся у таких граждан, обуславливают длительное или постоянное расстройство жизнедеятельности организма.

    То есть инвалиды достаточно уязвимы из-за проблем со здоровьем, часто не могут обслуживать себя, ориентироваться без посторонней помощи, нормально работать и общаться. Здесь играет роль степень ограничений, с учётом которой льготнику дают более лёгкую (3) или тяжёлую (1 и 2) группу.

    Происхождение термина



    Объясняется такой подход стремлением к минимизации негативизма, жалости к лицам с ОВЗ, а также сглаживанием их противопоставления здоровым людям.

    Категории инвалидов КОСГУ (таблица)

    На уровне закона логика следующая — среди граждан с ограничениями по здоровью выделяют тех, кто имеет специфические, либо общие признаки. Благодаря такой классификации удобно систематизировать законы, касающиеся инвалидов, а также упрощать понимание данных норм для людей.

    В частности, существует классификация КОСГУ, делящая граждан с инвалидностью на классы с учётом выявленных нарушений. Каждая буква в аббревиатуре — это конкретный класс, а именно:

    К – здесь обозначены инвалиды-колясочники;

    О – в этом классе опорники (люди с аномалиями опорно-двигательного аппарата), не нуждающиеся в инвалидном кресле;

    С – слепые и люди с ограничениями зрительного характера;

    Г – глухие и граждане с иными расстройствами слуха;

    У – данный класс объединяет инвалидов с явными нарушениями в умственном развитии.

    Важно! Рассмотренная классификация помогает в рассмотрении вопросов относительно помощи и обеспечения лиц с ОВЗ, но не является основной.



    Согласно одной из трактовок под инвалидностью понимается состояние, при котором человек ввиду возникших ограничений и препятствий не может осуществлять свою деятельность в нормальном режиме. Примечательно, что ограничения с препятствиями и особый статус таких лиц в некоторой степени связаны с психологической неготовностью социума принять их отклонения от нормы.

    Происхождение термина

    Группы и степени инвалидности

    Как было отмечено ранее, групп всего три. Рассмотрим особенности их присвоения.

    1 группа положена людям с тяжёлыми формами заболеваний (есть специальный перечень недугов). Как правило, инвалид данной категории не может самостоятельно выполнить простейшие действия, передвигается с помощью кого-либо или чего-либо, испытывает большие трудности с ориентацией в пространстве (особенно в незнакомом месте).



    Обладателям 1 группы сложно нормально общаться, а иногда вербально это вообще невозможно. Самоконтроль тоже может быть нарушен в зависимости от конкретной болезни (в некоторых случаях мозг настолько аномален, что корректировать поведение инвалида нет смысла).

    Чаще всего льготники с 1 группой не в состоянии работать, поэтому трудовая деятельность им противопоказана. Но, например, инвалиды по слуху или зрению могут трудиться в спецусловиях. Кстати, обучение тоже затруднено.

    Как бы там ни было, установление в ходе МСЭ 1 группы означает, что очередное освидетельствование и подтверждение статуса инвалид должен пройти через два года (если категория дана бессрочно, повторять процесс не нужно). В течение указанного срока льготник лечится, проходит разные этапы восстановления здоровья и адаптации, представленные в ИПР (индивидуальной программе реабилитации).

    Совет! Если решение, принятое в МСЭ не устраивает, нужно сначала обратиться в главное бюро и затем — в Федеральное (если новые итоги не устроят инвалида). Только после этого следует подавать иск в последнюю инстанцию — в суд.

    При умеренных проявлениях недуга назначают 2 группу. У таких граждан двигательные расстройства выражены не так сильно, как при 1 группе. Ориентация в новом месте тоже не такая сложная. Как правило, инвалидам 2 группы нужна помощь в процессе получения и передачи знаний, во время использования общественного транспорта.



    Место обучения и работы для них оборудуется согласно требованиям. Если это необходимо, процессы автоматизируют или привлекаю помощника. Рассматриваемую группу обычно назначают на год с последующей комиссией.

    Наконец, 3 группа подразумевает незначительные ограничения, при которых обладателю статуса может понадобиться небольшая помощь как в социальном, так и в бытовом плане (здесь в ход идут вспомогательные средства). Обучение, пространственная ориентация, передвижение не вызывают явных трудностей. Особенно, если действия инвалида размеренны и условия соответствуют.

    Работа допускается, но без высокой нагрузки. Выполнять обязанности сверхурочно данный сотрудник может по своему желанию, принуждать его нельзя. Этот и другие нюансы в большинстве случаев вынуждают льготника искать новое место работы с учётом выявленных ограничений.



    Члены комиссии не только определяют группу, но и фиксируют степень трудоспособности:

    - 1 степень подходит инвалидам, не затрачивающим на свою работу много времени, способным трудиться по сниженной квалификации;

    - 2 степень актуальна для сотрудников, которым в процессе деятельности нужны специальные условия, технические средства;

    - 3 степень указывает на невозможность работать.

    Первые несколько степеней условно считаются рабочими, а последняя — нет.



    Причины инвалидности по действующему законодательству

    По закону причины особого состояния выявляют члены комиссии МСЭ. В целом обусловлено установление особого статуса может быть:

    - инвалидностью с детства;

    - общим или профзаболеваниием;

    - травмой, полученной во время осуществления трудовых обязанностей;

    - заболеваниями, полученными в ходе службы или травмами военного характера;

    Что такое условная инвалидность?

    Напомним, что повторное освидетельствование и подтверждение ограничений происходит ежегодно при 2, 3 группе и раз в два года — при 1 группе. В процессе оценки состояния гражданина группу могут понизить, повысить, снять или оставить пожизненно.



    Важно! Перечень льгот и выплат для каждой группы имеет свои отличия, так что не нужно отказываться от медкомиссии, если возник вопрос о переходе с 3 категории на 2 или со 2 на 1 (это считается повышением группы).



    Данный статус положен несовершеннолетним гражданам РФ при наличии у них серьёзных проблем в психическом, физическом развитии. Сложное состояние детей-инвалидов не только нарушает их адаптацию в социуме, но также провоцирует:

    - трудности с самообслуживанием;

    - проблемы поведенческого характера;

    - сложности с ориентацией в пространстве;

    - сбои в речевом развитии и не только.

    По российскому законодательству указанный статус может быть назначен, в том числе, при инвалидности с детства (это причина). У таких инвалидов, само собой, имеются некие преференции, доступные для реализации.

    Социальная группа инвалидов

    Большинство подходов к рассматриваемой в нашем материале теме сосредоточено на узко-специальных аспектах — степень и особенности патологии, лечение, реабилитация, социализация.

    Однако при восприятии людей с ОВЗ как социальной группы в центре внимания оказывается инвалид как конкретный гражданин, взаимодействующий с обществом. В таком ракурсе ограничения по здоровью — это не результат заболевания, травмы и тд, а некая форма дискриминации со стороны других людей (здесь и жалость, и неприятие).

    Радует, что в последние годы взгляд на проблему меняется в пользу обладателей особого статуса благодаря их готовности отстаивать свои права, вести активную общественную жизнь и тд.

    Законодательная база в области инвалидов

    Кроме обозначенного выше закона отметим некоторые в качестве дополнения следующие нормативно-правовые документы, в частности:

    В заключение хочется подчеркнуть важность не только формального понимания инвалидности и инвалидов как категории, но также этическую составляющую вопроса. Другими словами, компенсация психических и физических ограничений таких граждан должна осуществляться по более широкому принципу создания равных возможностей, а не просто равных условий.

    Статья 1. Понятие "инвалид", основания определения группы инвалидности

    Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

    Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

    В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".

    (в ред. Федеральных законов от 17.07.1999 N 172-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Под инвалидностью понимаются особенности взаимодействия людей с нарушениями здоровья (например, с церебральным параличом, синдромом Дауна и депрессией) с факторами личного характера и факторами обстановки (такими как негативное отношение окружающих, недоступность транспортных средств и объектов общественной инфраструктуры и ограниченность социальной поддержки).

    Согласно оценкам, проблема инвалидности затрагивает более 1 млрд человек. Это примерно 15% населения мира, причем до 190 млн (3,8%) людей в возрасте 15 лет и старше испытывают значительные функциональные ограничения, нередко нуждаясь в медицинских услугах. Число людей с инвалидностью растет в связи увеличением бремени хронических заболеваний и старением населения. Инвалидность имеет непосредственное отношение к правам человека, поскольку люди с инвалидностью в силу их состояния сталкиваются с многочисленными нарушениями своих прав, в том числе с актами насилия, неправомерным обращением, предвзятым и неуважительным отношением; это нередко сопровождается другими формами дискриминации, в частности по признаку возраста и гендерной принадлежности. Кроме того, люди с инвалидностью сталкиваются с различными препятствиями, стигматизацией и дискриминацией при обращении за медицинской помощью и связанными с ней услугами и системными видами поддержки. Поскольку инвалидность больше распространена в странах с уровнем дохода ниже среднего и при этом инвалидность и бедность взаимно усиливают друг друга и способствуют сохранению и той, и другой проблемы, оказание поддержки людям с инвалидностью является одним из приоритетных задач процесса развития.

    Формы инвалидности могут быть самыми разными. Некоторые из вызывающих инвалидность нарушений здоровья ухудшают состояние человека и требуют постоянного внимания со стороны медицинских специалистов, в то время как другие нарушения не приводят к этому. Вместе с тем все люди с инвалидностью имеют такие же общие медико-санитарные потребности, как и остальные люди, и поэтому нуждаются в доступе к основным услугам здравоохранения. Статья 25 Конвенции ООН о правах инвалидов (КПИ) подтверждает право инвалидов на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации. Однако реальность такова, что лишь немногие страны обеспечивают людей с инвалидностью надлежащими и качественными услугами.

    Препятствия для получения медицинской помощи

    При попытках получить доступ к медицинской помощи люди с инвалидностью сталкиваются с самими различными препятствиями, в том числе указанными ниже.

    Препятствия, вызванные отношением окружающих

    • Люди с инвалидностью часто жалуются на предвзятое отношение, стигматизацию и дискриминацию со стороны медицинских работников и других сотрудников учреждений здравоохранения.
    • Многие медицинские работники недостаточно знают и понимают права людей с инвалидностью и их медико-санитарные потребности, а также не имеют надлежащей подготовки по вопросам инвалидности и не повышают свою квалификацию в этой области.
    • Во многих учреждениях здравоохранения не установлены правила, позволяющие учитывать потребности людей с инвалидностью. Такие правила могут предусматривать увеличение норм продолжительности приема у врача для людей с инвалидностью, более гибкий график приемов, выездное оказание помощи и меры по сокращению расходов пациентов.
    • Женщины с инвалидностью сталкиваются со специфическими препятствиями для получения услуг и информации в области охраны сексуального и репродуктивного здоровья. Медицинские работники зачастую необоснованно считают, что женщины с инвалидностью не вступают в сексуальные отношения или не способны выполнять материнские обязанности.
    • Людям с инвалидностью редко предлагается высказывать свои мнения и участвовать в принятии решений по вопросам медицинского обслуживания данной категории населения.

    Физические препятствия

    • Медицинские учреждения и места оказания помощи нередко удалены от мест проживания основной массы населения или расположены в районах, в которые невозможно добраться приспособленным для людей с инвалидностью транспортом.
    • У людей с инвалидностью не имеется возможности посещать здания и учреждения со ступенями на входе и пользоваться услугами, если они оказываются на этажах, на которые невозможно подняться на лифте.
    • Туалеты, проходы, дверные проемы зачастую не приспособлены для нужд колясочников или ограничивают возможность передвижения людей с двигательными нарушениями.
    • Людям с инвалидностью может быть трудно пользоваться мебелью с нерегулируемой высотой, в том числе койками и креслами для медицинского осмотра.
    • Помещения медицинских учреждений и других мест оказания помощи нередко плохо освещены, не оснащены четкими информационными указателями или имеют сложную планировку, затрудняющую передвижение людей.

    Препятствия для коммуникации

    • Основным препятствием к медицинской помощи для людей с нарушениями слуха является ограниченная доступность письменных материалов или услуг сурдопереводчиков в учреждениях здравоохранения.
    • Письменная информация для пациентов и рецепты не всегда оформляются доступным образом, например с использованием шрифта Брайля или крупного шрифта, что создает неудобства для людей с нарушениями зрения.
    • Информация для пациентов нередко формулируется сложно и страдает обилием профессиональных терминов. Представляя медико-санитарную информацию в простом для понимания формате, в том числе понятным языком с использованием иллюстраций и других наглядных элементов, можно упростить ее понимание людьми с когнитивными нарушениями.

    Финансовые барьеры

    • Более половины всех людей с инвалидностью в странах с низким уровнем дохода не в состоянии оплачивать надлежащую медицинскую помощь.
    • Многие люди с инвалидностью также жалуются на невозможность оплачивать поездки в медицинские учреждения и приобретать лекарственные средства, не говоря уже об оплате приемов у медицинских специалистов.

    Учет проблемы инвалидности в секторе здравоохранения

    Очень часто инвалидность не воспринимается как проблема здравоохранения. Этим объясняется отсутствие мер по обеспечению учета проблемы инвалидности в секторе здравоохранения, роль которого также зачастую упускается из виду в национальных стратегиях в области инвалидности и в планах действий по осуществлению и мониторингу КПИ.

    Достижение всеми людьми наивысшего возможного уровня здоровья и благополучия будет возможно лишь в том случае, если правительства осознают необходимость изменения существующей парадигмы, признав, что глобальных целей в области охраны здоровья можно достичь только при условии всестороннего учета проблемы инвалидности в рамках приоритетных задач сектора здравоохранения, в том числе касающихся:

    • обеспечения всеобщего доступа к услугам здравоохранения без финансовых трудностей;
    • защиты населения в периоды чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения; и
    • повышения доступности мероприятий в области охраны здоровья населения, осуществляемых силами различных секторов, в том числе доступности услуг водоснабжения, санитарии и гигиены.

    Учет проблемы инвалидности является непременным условиям обеспечения всеобщего доступа к услугам здравоохранения без финансовых трудностей, поскольку люди с инвалидностью:

    • в три раза чаще получают отказ в медицинской помощи;
    • в четыре раза чаще встречают ненадлежащее обращение в учреждениях системы здравоохранения;
    • на 50% чаще сталкиваются с катастрофическими расходами на медицинскую помощь.

    Учет проблемы инвалидности имеет важнейшее значение для защиты населения в периоды чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения, поскольку люди с инвалидностью испытывают гораздо большие трудности в период пандемии COVID-19, в том числе:

    • напрямую – по причине повышенного риска заражения и препятствий для получения медицинской помощи; и
    • косвенно – в результаты введения ограничений, направленных на ограничение распространения вируса (например, в результате перебоев в работе служб поддержки).

    Учет проблемы инвалидности – залог укрепления здоровья и благополучия населения, поскольку люди с инвалидностью:

    • в 4–10 раз чаще становятся жертвами насилия;
    • подвергаются повышенному риску несмертельных травм в результате дорожно-транспортных происшествий.

    Дети с инвалидностью:

    • в три раза чаще становятся объектом сексуального насилия;
    • в два раза чаще неполноценно питаются.

    Деятельность ВОЗ

    Для улучшения доступа людей с инвалидностью к службам здравоохранения ВОЗ:

    Читайте также: