Как организовать онлайн обучение в школе

Обновлено: 05.07.2024

В 2020 году дистанционное образование в школе неожиданно стало новой реальностью. Учителям приходилось срочно осваивать программы и приложения. Сражаться с плохим интернетом, чатиками во время занятий и неожиданными включениями микрофонов. Кажется, километры учительских нервов погибли в тех самых баталиях. И стало казаться, что дистанционное обучение — сущее проклятие на учительскую голову. Но это не так.

Мы разбирались, чем дистанционка может быть полезной и как учителю организовать учебный процесс с наименьшими потерями для себя, родителей и учеников.

Содержание

Что такое дистанционное обучение и в чем его преимущества

Дистанционное обучение – это обучение на расстоянии с помощью интернет-технологий или других технических средств. Часто дистанционное обучение путают с домашним. Но это два разных формата: в первом случае учебный план создается школой или университетом, во втором — родителями.

Основные форматы дистанционного обучения: видео- и аудиоконференции, занятия на интерактивной платформе, вебинары, коммуникация в чатах или по электронной почте. Можно сочетать сразу нескольких форматов.

дистанционное обучение

Плюсы дистанционного обучения

Форма подачи материала

Технологии позволяют дополнять уроки элементами интерактива. Делать видеоролики с эффектами или персонажами, создавать красочные презентации, разрабатывать собственные инструменты, проводить проверку в форме игры.

Актуальность материала

Не секрет, что учебники морально устарели, а школьная программа оторвана от реальной жизни. Онлайн дает возможность быстро получить новейшую информацию, обновить потерявшие актуальность карты и найти альтернативу скучным задачам.

Персональная образовательная траектория

Повторение пройденного материала

Дети часто стесняются переспросить учителя, когда что-то непонятно. На дистанционном обучении этой проблемы нет. Уроки можно переслушивать столько, сколько нужно, чтобы закрепить пройденный материал. Можно проходить тесты, чтобы отработать навыки, в любое время вернуться к материалу, чтобы освежить в памяти конкретные даты, факты, правила. И все это без участия учителя.

Развитие навыка самообразования

Уметь учиться — главный навык ХХI века. Эксперты утверждают, что в 2030 году процесс обучения станет непрерывным. Дистанционное обучение дает возможность прокачать этот навык уже сейчас, больше учась самостоятельно.

Снижение психической и физической нагрузки

Безусловно, неожиданный переход в онлайн без подготовки провоцирует повышение уровня стресса. Но, если заранее спланировать уроки и подготовку к ним и автоматизировать рутинные процессы, появляется больше времени для физической активности и отдыха. А еще автоматизация предупреждает эмоциональное выгорание, ведь вам не приходится делать одну и ту же работу раз за разом.

дистанционное обучение

А что с минусами?

Недостаток реального общения

Главный недостаток дистанционного обучения — чувство одиночества. Это может приводить к депрессивным состояниям или обострению хронических болезней. Лучшая профилактика — проводить время с родными, друзьями, коллегами и просить поддержку, если чувствуете, что не справляетесь.

Избыток гаджетов и информационный шум

Большой концентрации требует подготовка к урокам и работа за монитором. Это непрерывная сидячая работа, которую важно разбавлять физической нагрузкой или прогулками.

Проблема с созданием творческой, вдохновляющей атмосферы учебного процесса

Трудности с мотивацией

Иногда ученики увиливают от занятий, рассчитывая, что потом как-нибудь сдадут тест или напишут контрольную. Они пропускают новые темы и не выполняют задания. Это влияет на мотивацию учителей и их настроение. Незаменимыми в таких ситуациях становятся игры на уроке или групповые исследования (творческие, научные или ролевые проекты, дискуссии в группах с составлением финального эссе).

Сложно отделить свободное время от рабочего

А теперь несколько советов, которые помогут учителю свести к минимуму минусы дистанционного обучения:

дистанционное обучение

Как выжить на дистанционке: опыт учителей

Дистанционное обучение стало тем еще вызовом для учителей. Но, оправившись от первого шока, они начали приспосабливаться к новой реальности, перекраивать методики и искать новые способы донесения информации. И у них это неплохо получается.

дистанционное обучение

Как сделать дистанционное обучение более интересным: платформы и инструменты

Онлайн открывает новые горизонты и дает много возможностей как ученикам, так и учителям. Мы собрали лучшие платформы для создания уроков и видеозвонков, сервисы для редактирования изображений и видео, полезные блоги и ресурсы с задачками, квизами и играми по разным предметам, которые помогут вам автоматизировать процесс обучения и сделать его более интересным.

Платформы для создания своих уроков:

    — бесплатная система для дистанционного обучения с открытым кодом; — приложение-социальная сеть для обучения; — веб-приложение от Google для обмена заданиями и файлами между педагогами и учениками; — платформа для дистанционного обучения детей.

Программы для видеоконференций:

Графические редакторы и сервисы для создания иллюстраций и презентаций:

    — презентации и графические файлы с шаблонами и возможностью загрузить изображения; — интерактивные презентации в реальном времени; — редактор фотографий, создание коллажей; — простой графический редактор для детей 3–12 лет; — видеоредактор с возможностью создавать собственных персонажей; — создание смарт-видео с различными эффектами.

Ресурсы с учебными задачами и играми:

    — интерактивные занятия по математике для начальной школы; — быстрое создание обучающих игр; — математические игры для детей от 4 до 11 лет; — развлекательные викторины для учеников; — площадка интерактивных образовательных игр для дошкольников и школьников.
    : планирование дня и недели, выделение реалистичного и достаточного времени для задач, работа с перерывом на отдых;
  • сервисы для сокращения времени на проверку домашних заданий: Google Forms — простые тесты или опросы; Survio — опросы с возможностью фильтровать данные, строить графики и добавлять медиафайлы; Padlet — онлайн-доска с возможностью делиться файлами, комментировать их и проверять задания в реальном времени; (короткие медитации, глубокое дыхание, улыбка или смех, запись прошедших за день событий и чувств, связанных с ними);
  • прогулки или легкая физическая нагрузка;
  • похвала учеников и родителей;
  • любимые творческие занятия;
  • возможность обсудить с кем-то свои сложности без осуждения.

Топ дистанционных школ

И в качестве бонуса — список лучших дистанционных школ, которые помогут организовать учебный процесс или дополнить учебную программу:

Дистанционное обучение — безусловно удобная форма передачи знаний ученикам, особенно из отдаленных регионов. Но переход на эту систему иногда требует перестройки привычек, а иногда образа мышления. Поэтому педагогу важно дать себе достаточно времени для освоения новых инструментов. Распределить силы, чтобы избежать переутомления или эмоционального выгорания. А если времени недостаточно, то, возможно, и обратиться за помощью к техническим консультантам или коллегам, которые уже имеют опыт преподавания онлайн.

Виктория Минковская

Копирайтер, психолог. Пишу тексты для психологических и образовательных проектов. Помогаю находить свой голос в текстах и в жизни. Провожу психологические игры для взрослых.

Концепция дистанционного обучения. Сервис Moodle


Концепция дистанционного обучения разделяется на два основных этапа. Первый шаг — это проектирование учебного процесса. Нам необходимо определиться с выбором технологической основы, моделью дистанционного обучения, а также отобрать материал, который будет входить в программу.

Далее разрабатываются формы и виды контроля, размещается дополнительный материал. Это необходимо для того чтобы учащиеся не погрязли в том потоке информации, который на сегодняшний день существует в сети.

Особенно важными в формате дистанционного обучения являются формы и виды взаимодействия с учениками. Эти формы взаимодействия должны носить контрольные, административные и коммуникативные функции. В учебном процессе преподаватель выступает не только в роли тьютора, который сопровождает весь процесс, но и в роли администратора, следящего за исправностью работы системы в целом. Правильно подобранные и выстроенные формы взаимодействия педагога и учащегося позволяют создать более эффективный процесс обучения.

После того как мы спроектировали дистанционный учебный процесс, нам необходимо его организовать. Здесь нужно разграничить деятельность педагога и ученика. Если мы говорим о дистанционном формате урока, то в нем должно присутствовать гораздо больше разнообразных видов деятельности по сравнению с традиционными уроками. Ведь работая в дистанте, учитель не видит ученика, который находится по ту сторону экрана, не может отследить его проблемы и трудности, возникающие в ходе обучения. А наша цель — удержать внимание ученика в течение хотя бы 20 минут, и мотивировать его к обучению.

Говоря об организации различных видов взаимодействия, нужно понимать, какие педагогические технологии и средства обучения мы можем использовать. Кроме того – определиться с видами деятельности самих учащихся. Далее следует организовать контроль, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся.

Следующим важным звеном на этапе организации дистанционного учебного процесса является составление методических рекомендаций. Со стороны учителя они должны носить регулирующий характер, помогать сопровождать процесс обучения с технической и методической точки зрения. Что касается методических рекомендаций для родителей и учащихся, то они должны помогать ребенку для самоорганизации и работы в дистанционном пространстве урока.

Если на уроке в школе преподаватель может контролировать ребят и в организации процесса играет главную роль, то в дистанционном формате учитель уходит на второй план. Для эффективной работы должна быть четкая инструкция. Важно, чтобы ученики знали, что им подготовить, в какой форме должно быть выполнено задание и т. д. А после выполнения этих шагов ребятам нужно понимать, каков следующий шаг. В инструктивном блоке это должно быть четко сформулировано.

Для того чтобы педагогу подготовиться к уроку, важно разбить учебный материал на отдельные занятия и элементы. Необходимо выделить лекционные материалы, задания для контроля и проверки, материалы для дополнительного чтения и др.

Создание курса в конструкторе Moodle

Наполнение курса материалами

Для справки

Что позволяет Moodle? Это полностью бесплатная система, готовая к внедрению; создание качественных курсов для дистанционного обучения; широкие возможности управления курсами; содержит мощный аппарат тестирования; включает разнообразие учебных элементов; позволяет реализовать дифференцированное обучение; поддерживает разнообразные педагогические сценарии и образовательные стратегии (программирование, модульное, индивидуальное, социальное обучение); содержит настройки вариантов управления доступа пользователей к курсу — запись только учителем, по кодовому слову, модерация и т.д.); отслеживания прогресса учащихся посредством визуализации; возможность публикации учебного контента различного формата — аудио, видео, текст, флэш и т. д.

Ошибка при онлайн-обучении - учиться в мессенджерах

В интернете завирусились скрины школьных уроков из WhatsApp, Viber и других мессенджеров — так проводили даже занятия по физкультуре. Конечно, это обучение неэффективно: мессенджеры предназначены для переписок, а не проведения учебных занятий.

❌ Ошибка 2. Воспринимать дистанционку как халяву

Ошибка при онлайн-обучении - воспринимать дистанционку как халяву

✅ В онлайне можно организовать учёбу, например, в Trello — создать доски по классам, внести расписание, а проверку знаний проводить в гугл-формах.

❌ Ошибка 3. Пытаться повторить обычный урок

Ошибка при онлайн-обучении - пытаться повторить обычный урок дистанционно

Обучение в онлайне отличается от обычных уроков в школе. Чтобы оно прошло эффективно, педагог должен уметь работать через интернет. Большинство учителей в обычных школах никогда не сталкивались с онлайном и не знают, как правильно провести дистанционное обучение.

✅ Чтобы урок на удалёнке прошёл успешно, нужно задействовать электронные ресурсы: например, презентации и интерактивные онлайн-доски.

❌ Ошибка 4. Задавать тонны домашки

Ошибка при онлайн-обучении - задавать тонны домашки

Пытаясь компенсировать отсутствие обычных занятий и не зная, как правильно организовать дистанционное обучение в школе, администрация заваливала учеников горами заданий. Детям приходилось осваивать программу практически самостоятельно, пытаясь поспеть за бесконечными домашками.

✅ Если грамотно выстроить онлайн-занятие с применением электронных ресурсов, успеть раскрыть новую тему или повторить старую, то домашнее задание может быть небольшим. Задача ребёнка — закрепить полученные знания, а не изучить учебник за месяц.

❌ Ошибка 5. Традиционная система оценок

Ошибка при онлайн-обучении - традиционная система оценок

В любом случае можно постараться сделать обучение дома комфортным для ребёнка.

Как правильно организовать дистанционное обучение

  1. Определите рабочее место для ребёнка, где на заднем фоне не будут видны личные вещи или не будут проходить люди.
  2. Договоритесь, как вы будете проверять домашние задания и оценки, если речь идёт о массовой школе, которая вынужденно проводит занятия в онлайне.
  3. Составьте расписание, чтобы ребёнок мог самостоятельно ориентироваться в делах на день. Не забудьте учесть время для домашек и отдыха.
  4. Проверьте оборудование и умение ребёнка подключаться к занятию.

Организация дистанционного обучения

Резюме

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

То, что происходит сейчас в школах – возможность перейти к другому способу обучения – деятельностному – через образовательные события, индивидуализацию и поддержку инициативы ребенка.

Мы все переживаем развитие через кризисную ситуацию. Волна внешних обстоятельств выкинула нас из привычной лодки, и кто-то поплывет, а кому-то безопаснее вернуться в лодку. Утонувших, к счастью, не будет.

Продвинутые школы ушли в цифровые среды, интернет-платформы и онлайн-сервисы, перестраивая учебный план и формат обучения под новые реалии. Некоторые учителя впервые столкнулись с задачей по-другому выстроить обучение и действуют наощупь, реализуя цифровизацию на коленке.

Можно делать ставки, сколько недель протянут дети, в одиночку читая параграфы учебников и уныло решая задачи номер 1, 2, 3? Но есть ощущение, что просветленная жизнь отшельников доступна не всем, – дети взвоют. Они должны работать в командах, взаимодействовать, хотя бы онлайн. Без этого образовательный процесс не будет полноценным.

Что делаем

Шаг 1. Критически оцениваем объем учебного материала, который нужно пройти за период до летних каникул. С учетом изменившегося формата и всех передряг, сдерживаем свои амбиции: лучше меньше, да лучше. Пакуем необходимый минимум, объединяем темы в общие блоки.

Шаг 2. Формируем портфель форматов обучения, определяем:

  • какова будет доля лекционного формата и обязательной самостоятельной индивидуальной работы учеников, в том числе на электронных платформах с заданиями. По возможности минимизируем эту часть;
  • какова доля совместной деятельности в сети и работы в группах – приоритетное направление;
  • какова доля дополнительного углубленного изучения тем и консультаций – в сети вы можете легко предоставлять такую возможность желающим.

Шаг 3. Действуем. С первым элементом портфеля более-менее понятно, большинство учителей на нем и останавливаются.

Выбираем канал информирования класса – как точку входа для учеников, через которую они получают доступ к учебным заданиям и материалам. Это может быть социальная сеть, блог, сайт, мессенджер, закрытая группа и т.д.

Шаг 4. Выбираем платформу с учебными заданиями и интерактивными учебными материалами для самостоятельной работы учащихся.

Видеоуроки можно брать на платформах РЭШ, МЭШ, онлайн-школ и видеопорталов Фоксфорд, InternetUrok, Skyeng (английский язык). Лекции читают учителя и преподаватели вузов, к занятиям доступны тесты, интерактивные приложения. Теоретические блоки учащиеся могут брать на платформах в виде текстов, видеозаписи коротких лекций учителей, ваших собственных видеозаписей (вы можете записывать и выкладывать видео).

Регистрируем себя и весь класс на одной из популярных платформ с заданиями: Яндекс.Учебник, Дневник.ру, ЯКласс, Учи.ру, Мои достижения, Олимпиум и десятки других ресурсов. С помощью этих ресурсов школьники 1–11-х классов смогут продолжить изучать общеобразовательные предметы и готовиться к выпускным экзаменам. Учителя же получают автоматическую проверку выполненных классом заданий. С 30 марта в Яндекс.Учебнике будут доступны инструменты для удалённого проведения уроков и чаты для обратной связи с учениками.

Шаг 5. Организуем онлайн-взаимодействие в формате совместной деятельности.

Если мыслить в таких категориях, становится понятно, почему видеозаписи лекций и фото страниц учебника устаревают – здесь нет места субъектности ученика. Сеть, наоборот, создана для производства индивидуального продукта и заточена под субъектность. Она-то нам и нужна для полноценного дистанта.

Вопрос только в том, как организовать совместную деятельность географически распределенных участников и на чем ее построить. Ответ сегодня: на групповых задачах и образовательных событиях в режиме веб-конференций.

Технически

Например, Zoom позволяет бесплатно организовать полноценный интерактив в сети с возможностью делить учеников на группы.

Каждая группа будет работать в своем онлайн-кабинете, видеть и слышать друг друга, обсуждать и спорить, иметь общий чат, создавать коллективные заметки на доске для записей, каждый участник может выводить на экран презентации и видео, расшаривать свой экран. Ученики могут подключиться к встрече через телефон с приложения zoom или через компьютер. Учитель может создать в расписании несколько встреч, собрав всех на свою лекцию, потом разделив учеников на отдельные рабочие подгруппы, которые в конце снова объединятся в общую итоговую группу, и все это будет действовать онлайн. Платформа позволяет бесплатно подключить до 100 участников.

Microsoft Teams предлагает бесплатно доступ к функциям чата, видеозвонков, совместного доступа к файлам, общему хранилищу документов. Одновременно в сети могут работать до 300 человек.

Участники могут видеть и слышать друг друга, проводить обсуждение групповой задачи либо отключить свои звук и видео и внимать установкам учителя. Здесь также можно делиться файлами, презентациями, картинками и ссылками. Участники группы могут совместно работать в режиме реального времени в привычных приложениях Microsoft Office, в том числе Word, Excel, PowerPoint, совместно создавая презентации и тексты. В бесплатной версии несколько ограничены функции модерирования группы, но и этой версии достаточно, чтобы создать активную интерактивную среду. Можно выходить через компьютер или мобильное приложение, первое предпочтительнее по набору доступных функций.

Совместная деятельность

Сетевой формат занятия не равен обычному уроку, только проведенному онлайн. Ценность сетевого занятия – в совместной деятельности учеников. Ситуация обучения задается решением интересной групповой задачи, которая требует поиска информации и алгоритмов, анализа данных, принятия решений, распределения ролей, обсуждения и представления финального продукта. Все это можно организовать в дистанционном формате.

Про что можно организовать совместную деятельность по тематике вашего учебного предмета?

  • Совместный поход в виртуальный музей, на выставку, просмотр фильма, ролика, концерта, прослушивание музыки. В период карантина свои двери онлайн бесплатно открывают оперные театры и филармонии, музеи и театры – от Венской оперы до Большого театра, от Эрмитажа до Лувра. Любой совместный опыт можно обсудить и на его основе создать медиапродукт, например, собрать коллекцию видеоотзывов или сделать сиквел-продолжение.
  • Пока дети сидят дома, они могут изучать пространство дома и свой опыт существования в этом пространстве, в семье. Как отличается потребление воды и электроэнергии в разных домах? Какой у меня график дня и циркадные ритмы? Как одно и тоже историческое событие отразилось на истории моей семьи? Какие доминантные признаки наследуются из поколения в поколение? Совокупность личных опытов дает основу для обсуждения и общего продукта. Каждый может показать свою сферу интересов или стиль жизни, на личном опыте и портретах можно построить целую карту класса, проводить сравнения.
  • Ученики лучше разбираются в технологиях, чем учителя. Можно привлечь их к взаимному обучению, совместно разобрать новые приложения и программы для коллективных проектов. Это все можно делать в формате видеосвязи с выводом экрана монитора в общий доступ.
  • Анализ кейсов с проблематикой. Дается проблематизирующий кейс (текст, видео, аудио), в котором нужно разобраться.
  • Один класс может построить онлайн-квест для другого класса, создать в google-формах систему заданий, провести исследование, опрос.
  • Работая в онлайн-группе, можно создать совместную презентацию, мультфильм, сложить из отдельных видео-кусочков от всех учеников театральный этюд, написать рассказ, склеить и озвучить ролик. Главное – интересные способы организации этой деятельности.

Образовательное событие выстраивается в сети в следующей логике:

  • Подготовка. Разработка первоначального замысла-сценария, регистрация всех участников на платформе видеоконференций, создание нужного числа кабинетов по числу групп, тайминг.
  • Сбор всех участников онлайн в формате видеоконференции, например в Zoom. Краткое установочное устное задание, передача необходимых файлов, совместный просмотр видео. Педагог предлагает проблемную ситуацию, задачу, кейс, материал, на основе которого организуется работа групп. И тут ключевой вопрос – зачем? Интерес появляется, когда очевидна польза от усилий по созданию продукта. Где его можно применить, как развить, для чего он нужен.
  • Ученики распределяют роли или самоопределяются по группам, каждая группа берет отдельный блок или элемент общего проекта. Группы разводятся онлайн по кабинетам, это делает учитель через приглашение участников в каждую из групп.
  • Работа в группах через онлайн-кабинеты – обсуждение, чаты, создание общих презентаций, текстов, карт, схем (платформы позволяют это делать всем вместе – рисовать и стирать, сохранять результат). Ученики могут отключаться от обсуждения и индивидуально искать материал в сети или выполнять эксперименты, задания дома самостоятельно, а потом собираться вместе онлайн и обсуждать свои результаты. Все это общение происходит в отдельных онлайн-группах, к каждой из которых учитель имеет доступ. Ученики имеют возможность задать вопрос педагогу в чате или через видео.
  • Общий сбор в единой видеогруппе всех подгрупп. Представление результатов работы, взаимное обсуждение и взаимная оценка. Плюс среды в том, что здесь можно получать обратную связь не только от учителя, но и других учеников. Можно проводить взаимооценку и экспертизу проектов, разделить учеников на группы экспертов, оценивающих продукт по разным параметрам. Можно ставить оценки не по итогам одного занятия, а по итогам серии событий, по итогам длительных проектов.
  • Итоговая рефлексия того, что произошло и что получилось, оценка пользы и перспектив итогового продукта. Важный этап, поскольку событие должно оставить рефлексивный след для каждого участника.

Увеличьте горизонт планирования – составьте расписание не на неделю, а на четверть. Дистанционное обучение не может копировать жесткий график обычного расписания.

В расписании дистанта должно быть больше воздуха и самоопределения учеников: управлять собственным временем – бесценный навык, пусть пробуют. Откажитесь от идеи тотального контроля.

Сформируйте смешанные онлайн-классы. Ученики могут объединяться в микрогруппы не только в пределах своего класса, но и во всей параллели классов. Эффективно создавать разновозрастные группы из разных параллелей: синтез идей и взаимообогащение знаниями усиливается значительно. Назначьте лидеров из числа самых продвинутых в цифровых технологиях учеников. Воспринимайте пространство своего предмета как единое поле для экспериментов.

Для этого нужно отказаться от попытки переложить в дистанционное обучение структуру учебного материала, которую принято реализовывать офлайн.

Материал в принципе должен дробиться иначе: теперь это не главы параграфов, а тематические модули, которые объединяют несколько тем и предметов в один.

А сам модуль растянут во времени и гибок. Какие два-три модуля из оставшихся тем своего предмета в этом году вы можете построить?

Заручитесь поддержкой родителей. Проведите родительское собрание в Zoom или Microsoft Teams, покажите возможности этих платформ и сервисов с заданиями, с которыми вы работаете (их можно выводить на общий экран со своего браузера). Для родителей это тоже новый опыт и немалый стресс, будьте единой командой в это время перемен.

Вернемся к началу. Мы находимся в ситуации неопределенности, которая – как всегда – одновременно дарит и волнения, и шансы. Сейчас можно придумывать, творить, создавать, осваивать новые инструменты. Учитель наконец самостоятелен и автономен в своем педагогическом творчестве.

Если не строить дистанционное обучение по шаблону очного, то на выходе из кризиса мы можем получить другое содержание образования. Это будет другая школа, которая иначе выстраивает взаимодействие с учеником, иначе строит расписание, иначе воспринимает учителя.

Все это в корне повлияет на уже существующие механизмы системы образования и сподвигнет к изменениям, которых давно ждет педагогическое и родительское сообщество.

Читайте также: