Ян амос коменский материнская школа анализ

Обновлено: 05.07.2024

8 февраля 2013 г. 13:57

По мнению Коменского, в Материнской Школе детей следует научить и привить им самые необходимые нравственные качества в жизни:
-почтительности в отношении.
-умеренности и сдержанности.
-опрятности.
-правде.
-послушанию и уважению советов.
-справедливости.
-щедрости.
-трудолюбию и упорству.
-терпению.
-молчанию.
-умению держать себя в обществе, т.е. вести себя в обществе в соответствии с нормами.

Коменский говорит и о необходимости быть внимательной к ребенку уже с момента его зачатия и нахождения в утробе, чтобы не навредить ему, ведь теперь есть не одна женщина, а она и её нерожденный ребёнок. Беременная женщина должна соблюдать во всем умеренность и сдержанность, не страдать пьянством и чревоугодием, не изнурять себя физическими упражнениями, следует оградить себя от переживаний, страхов и т.д. Много внимания он уделяет вопросам здоровья детей. И настоятельно советует с рождения приучать ребёнка вести режим дня, который со временем войдёт в привычку у ребёнка.

Коменский как основоположник педагогики нового времени. Отличительная черта педагогических воззрений Коменского, провозглашение принципа умеренной и разумной дисциплины. Детское питание и вскармливание ребенка. Эмоциональное здоровье новорожденного.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.10.2012
Размер файла 22,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

"Материнская школа" Каменского

Ян Амос Коменский (1592-1670) родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Учился в Гернборнском и Гейдельбергском универсистетах в Германии. После Коменский был проповедником, а потом и главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы - в Чехии, Польше, Венгрии, писал учебники для Швеции. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира.

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Также во всем учении Коменского прослеживается его гуманистический подход к человеку, к образованию. Его религиозные образование и уклад жизни повлиял на всю систему образования, созданной этим выдающимся педагогом.

Коменский говорит, что о теле, здоровье нужно заботиться для того, чтобы оно стало достойным вместилищем для нравственности, развитого ума, и было освещено блеском истинной мудрости.

По мнению Ян Коменского, в первые шесть лет жизни детей родители должны научить их следующему:

- почтительности - с уважением относиться к старшим, словам, действиям;

Коменский провозглашал принцип умеренной и разумной дисциплины, предлагая воздействовать на детей личным примером, разумными наставлениями, увещеваниями, порицаниями. Физические наказания он считал возможным применять лишь в самых крайних случаях.

С нравственным воспитанием у Коменского тесно связывалось трудовое, которое предусматривало не только формирование трудовых навыков, соответствующих данному возрасту, но и воспитание любви и привычки к труду.

Коменский рассматривал дошкольное детство как период подготовки к дальнейшему систематическому обучению в школе. Он считал, что материнская школа призвана способствовать накоплению детьми конкретных представлений, и детально очертил весьма обширный круг элементарных знаний об окружающем мире, которыми должен овладеть ребенок дошкольного возраста.

Советуя матерям развивать память и мышление детей, Коменский рекомендовал в доступной форме знакомить их с началами истории, экономики, политики, общественными отношениями. Он советовал не только воздействовать на память ребенка, но и главным образом развивать у него осмысленное восприятие и понимание явлений окружающего мира.

За здоровьем детей, как считает Коменский, нужно следить с величайшей тщательностью, так как их небольшое тело хрупко, кости мягкие, кровеносные сосуды слабы, ни один член еще не развился вполне и совершенно. Нужна разумная предусмотрительность в том, как ребенка взять на руки, приподнять, носить, положить, спеленать, качать в колыбели, чтобы по неосторожности не повредить ему, как бы он не упал из рук, не ушибся, а оттуда, как бы не лишился слуха, не стал хромым или увечным.

коменский материнский питание здоровье

1. Коменский Я.А. Великая дидактика. - Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1955

2. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. - М.: Педагогика, 1982

3. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982

4. Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский. - изд 2-е, М.: Педагогика, 1970

5. Нипков К.Э. Ян Коменский сегодня. - СПб.: Глаголь, 1995

6. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981

Взгляды Коменского на ребенка, его развитие и воспитание коренным образом отличались от средневековых представлений. Вслед за гуманистами эпохи Возрождения Коменский отвергал религиозные измышления о греховности природы человека, хотя и не освободился еще от влияния религии. Так, он полагал, что те способности, которыми все дети обладают от рождения,— это “дары божьи”, но в то же время он правильно указывал, что развиваются они только в процессе воспитания. Коменский верил в огромную роль воспитания в развитии человека и утверждал, что благодаря воспитанию “из всякого ребенка можно сделать человека”, что все дети при умелом к ним педагогическом подходе могут стать воспитанными и образованными.

Коменский был одним из первых педагогов, занимавшихся подробной разработкой вопросов дошкольного воспитания.

В материнской школе должны закладываться основы физического, нравственного и умственного развития детей. При этoм Коменский напоминал, что физические и духовные силы ребенка развиваются постепенно. Он не мог еще в то время подробно раскрыть возрастные особенности детей, но ценно, что пред-дошкольный и дошкольный возрасты не представляются ему чем-то единым. Наряду с требованием учитывать возрастные особен- ности детей Коменский предлагал считаться и с их индивидуаль-ными различиями. Он указывал, что одни способны воспринять определенные знания и умения на третьем-четвертом году жизни, для других же они становятся доступными только в пятишестилетнем возрасте. Коменский уделял много внимания вопросам физического воспитания детей. Он призывал родителей, в частности матерей, заботиться с величайшей тщательностью о здоровье своего ребенка и давал конкретные указания об уходе за малышом, о том, каким должно быть его питание, одежда, режим. Очень важным было требование Коменского о кормлении младенцев непременно молоком матери, его советы обеспечить детям как можно больше движений — давать им возможность бегать, играть, резвиться.

Учение Коменского о материнской школе представляет собой первую попытку создать теорию и методику дошкольного воспитания, определить его цели, содержание, основные средства и методы, предложить тщательно продуманную и четко организованную систему работы с маленькими детьми в соответствии с их возрастными возможностями.

Задавшись целью создать “всеобщее искусство всех учить всему”, преобразовать современную ему школу, Коменский выдвинул новые дидактические требования, которые имели большое значение для дальнейшего развития педагогической мысли и школьной практики.

Он в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. О наглядности при обучении говорили и до Коменского, например педагоги гуманисты эпохи Возрождения, но именно он первый стал понимать наглядность не только как зрительное восприятие вещей и явлений, но и как восприятие их с привлечением всех органов чувств.

Непременным условием усвоения учащимися материала Коменский считал наличие у них интереса и внимания к учению. Он предлагал всеми средствами возбуждать в учениках жажду знаний и давал по этому вопросу ряд конкретных указаний: следует разъяснять ученикам значение того, что они изучают, пользу, которую им принесут их знания, нужно поощрять детскую любознательность, стараться делать обучение легким, приятным для учащихся.

Для того чтобы знания были доступны учащимся, Коменский рекомендовал идти в обучении от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от фактов к выводам, от легкого к трудному, от близкого к далекому. Примеры он советовал предпосылать правилам.

Много внимания уделял Коменский последовательности обучения. Занятия, по его мнению, должны быть построены таким образом: новый “ материал должен быть преподнесен лишь после того, как усвоен предыдущий, а изучение нового должно в свою очередь содействовать закреплению предыдущего.

Коменский впервые обосновал необходимость классно-урочной системы занятий, при которой один учитель одновременно работает со всем классом по определенному учебному материалу. Учебный год, по мнению Коменского, должен для всех учащихся начинаться и кончаться одновременно, занятия последовательно чередоваться с отдыхом. Учебный день должен быть строго регламентирован в соответствии с возрастными возможностями учащихся разных классов.

Полное название книги звучит следующими образом:

Такое длинное название характерно для книг того периода. Заменяя собой современную аннотацию, оно предваряло ознакомление читателя с книгой, информировало о содержании, становилось своеобразным рекламным проспектом.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

При этом в характерной для Коменского нравственной манере он ставит целью своего учения панморалистское воспитание человека. Укажем также на антропологическую направленность введения. Ян Амос Коменский пишет, что Господь создал два превосходнейших творения: рай и человека. Педагог пытается опереться в своем произведении, прежде всего на церковное воззрение, считая именно его высшей целью своей системы.

Педагогическая система Коменского представляет собой, прежде всего протестантское христианское учение, и направлено на образование детей в христианском духе, а в дальнейшем через соответственно воспитанных детей и восстановление авторитета церкви.

Но вместе с этой целью, которая может быть оспорена по тем или иным мотивам, он определяет сверхзадачу своей дидактики:

Исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Анализ работы известного чешского педагога-новатора Яна Амоса Коменского "Материнская школа". Несмотря на то, что книга была написана почти 400 лет назад, многие её положения свежи и актуальные в настоящее время.

ВложениеРазмер
Я.А. Коменский "Материнская школа" 54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности педагогических воззрений Яна Амоса Коменского на дошкольное образование

Ян Амос Коменский (28 марта 1592 г. - 15 ноября 1670 г.)

КАКИМ ОБРАЗОМ НУЖНО УПРАЖНЯТЬ ДЕТЕЙ В ПОНИМАНИИ ВЕЩЕЙ

КАКИМ ОБРАЗОМ НУЖНО ПРИУЧАТЬ ДЕТЕЙ К ДЕЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ И ПОСТОЯННЫМ ЗАНЯТИЯМ

КАКИМ ОБРАЗОМ НУЖНО ИСКУСНО УПРАЖНЯТЬ ДЕТЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ

  1. Освоение элементов грамматики;
  2. Риторики;
  3. Поэтики.

Одними из характеристик дошкольного возраста являются познавательная активность и речь ребенка. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитической деятельности на основе собственных представлений. Познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: чувственного познания и абстрактного мышления.

Ян Амос Коменский был одним из первых педагогов, занимавшихся подробной разработкой вопросов дошкольного воспитания, определивший его цели, содержание, основные средства и методы, предложивший тщательно продуманную и четко организованную систему работы с маленькими детьми в соответствии с их возрастными возможностями.

  1. В основу познания и обучения Коменский поставил чувственный опыт .

Каменский подсказывает воспитателям идею уже в пред-дошкольном и дошкольном возрасте подготовлять детей к систематизации знаний . Понятно, что эта систематизация в осознанном виде является делом воспитателей. А для детей такая систематизация станет делом привычных сочетаний и группировок сродных и сходных предметов и явлений. Ясно, что эта идея Коменского пробуждает в читателях уважение к детскому опыту и ко многому обязывает родителей и воспитателей. Чтобы понять смысл и значение детского опыта и связать его с научными познаниями и высшими моральными качествами поведения человека в обществе, от родителей и воспитателей требуется весьма серьёзное отношение к воспитанию детей в раннем детстве.

Развивая свои мысли об обучении деятельности, Коменский устанавливает три вида деятельности . Один вид он относит к деятельности ума , другой - к деятельности языка , третий - к действию рук . К первому виду он относит такие традиционно установленные учебные предметы, как диалектика, т. е. искусство доказывать и спорить, арифметика, геометрия, музыка.

Коменский разъясняет читателям, как в дошкольном возрасте у детей закладываются навыки речи и как попутно с этим, при хорошем воспитании, можно подготовлять их к освоению элементов грамматики, риторики и поэтики : умение правильно называть вещи, пользоваться образными выражениями, чувствовать ритм и рифму в речи. Вполне понятно, что все эти навыки усваиваются детьми не в виде отдельных учебных предметов, а в процессе живого общения воспитателей с детьми и детей друг с другом. Понятно также, что Коменский не настаивает на распределении материала этих навыков с полной точностью по годам или месяцам, как в школах. Такое распределение было бы непосильно для значительного количества родителей, невозможно в домашней обстановке и, пожалуй, не нужно по существу дела.

В процессе развития речи Коменский предлагает ставить вопросы для называния отдельных предметов и вещей и попутно требовать ясной и отчётливой речи. А постоянная речь с детьми взрослых, те же сказки, ритмические и рифмованные песенки при каждом удобном случае подготовят детей к пониманию впоследствии поэтического творчества.

Для развития руки Коменский рекомендует заниматься с детьми дошкольного возраста рисованием и письмом . Понятно, что и тут он имеет в виду самые элементарные навыки в этом направлении: ставить точки, проводить линии, крючки, кресты, круги.

Методами обучения являются естественный ход дела . Коменский предлагает исходить из обиходной жизни и достигать намеченной цели и намеченного содержания знаний и навыков в процессе естественных взаимоотношений родителей, воспитателей и нянь с детьми: во время игр, забав, бесед, наставлений. Коменский показал, что в этой же естественной обиходной жизни умный воспитатель и воспитательница найдут элементы и истоки для самых, казалось бы, отвлечённых наук, вроде диалектики, оптики, физики и т. п. Таким образом, Коменский протянул нить между обиходной жизнью и отвлечёнными науками.

Огромнейшей заслугой Коменского является понимание им деятельной, подвижной и отзывчивой натуры детей живо откликающихся и на призывы к деятельности и самодеятельности , охотно, с радостью исполняющих посильные для них поручения взрослых, легко подражающих тому, что они наблюдают у взрослых в их поведении и отношении к людям.

  1. Не выделил Коменский в особую главу вопрос о детских играх. Но в то же время он не отрицает игр детей в одиночку и со сверстниками. Великая заслуга Коменского в этом вопросе заключается в том, что он даёт конкретные указания, как ставить игры детей на службу подлинному образованию.
  2. Коменский в немногих словах глубоко и серьёзно оценил общение детей друг с другом и плодотворное влияние этого общения .

Коменский был одним из первых педагогов, занимавшихся подробной разработкой вопросов дошкольного воспитания. В материнской школе – не общественное учреждение , а форма семейного воспитания ( от рождения до 6 лет) должны закладываться основы физического, нравственного и умственного развития детей.

1)Он призывал родителей тщательно заботиться о здоровье ребенка .

2)Игру Коменский рассматривал как необходимую форму деятельности ребенка. Он требовал, чтобы родители не мешали детским играм, а сами принимали в них участие, подчеркивая ее воспитательную роль в деле сближения, ребенка с его сверстниками.

3)Наставления Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу, но отдельные его указания относительно задач и средств нравственного воспитания были новыми для того времени и весьма положительными.

4) Прививать любовь к труду, который должен быть посильным связанным с их игровой деятельностью.

5) Средствами нрав. воспитания Коменский считал разумные наставления и упражнения детей в положительных поступках. Физические наказания -лишь в самых крайних случаях.

6)В области умственного воспитания: накоплению детьми с помощью органов чувств возможно большего запаса конкретных представлений об окружающем мире, развивать их мышление и речь. Указания Коменского по развитию речи у детей: до 3 года учить детей под руководством матерей правильно, не картаво произносить отдельные звуки и целые слова. Детям 4-5-6 года жизни он предлагал задавать вопросы, которые бы побуждали их называть своим именем все, что они видят дома и чем занимаются, и требовать от них при этом четкой связной речи. Занятия по развитию речи Коменский рекомендовал проводить также в форме игры.

7. Петровские реформы в области образования.

1782- 1786 – первая попытка создания гос.сис-ы народного образования. Для этого века большой вклад в развитие образования внес П.П. Цели реформ П.П заключались в следующем: 1) создание государственных гражданских школ, где готовили специалистов, необходимых государству. 2) развитие реального образования 3) светский характер образования 4) попытка сформировать систему образования: начальная ступень, техническое + специальное. П.П был увлекающаяся натура – каждая школа отображает интересы П.П. на тот или иной период.

Благодаря Петру в России возникла система про­фессионального образования. В 1701 г. были созданы навигацкая, пуш­карская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов. Кроме того, к 1722 году в раз­ных городах России было открыто 42 так называемых “цифирных школы”, обеспечивавших начальное обучение математике. Учителя для них готови­лись в навигацкой школе, получившей в 1715 г. название “Морская акаде­мия”. Гуманитарное образование обеспечивалось духовными школами, пре­подавателей для которых готовила Славяно-греко-латинская академия. Всего в России к 1725 году было около 50 епархиальных школ. Правда, количество учеников в цифирных школах резко сократилось в связи с открытием епархиальных школ, куда перешли почти все дети священников и дьяконов, и нежеланием “посадских людей” (купечества и ремесленни­ков) отдавать своих детей в цифирные школы (их предпочитали обучать ремеслу). Поэтому основным контингентом цифирных школ стали солдат­ские дети и дети приказных, а часть школ пришлось закрыть. Уже после смерти Петра, в 1732 г. возникли гарнизонные школы, дававшие не только начальное военное, но и начальное математическое и инженерное образо­вание. Часть духовных (”архиерейских”) школ расширили свой курс за счет “средних” и “высших” классов и стали именоваться “семинариями”. В них, кроме грамоты, изучались грамматика, риторика, философия и богословие.

Коменский был одним из первых педагогов, занимавшихся подробной разработкой вопросов дошкольного воспитания. В материнской школе – не общественное учреждение , а форма семейного воспитания ( от рождения до 6 лет) должны закладываться основы физического, нравственного и умственного развития детей.

1)Он призывал родителей тщательно заботиться о здоровье ребенка .

2)Игру Коменский рассматривал как необходимую форму деятельности ребенка. Он требовал, чтобы родители не мешали детским играм, а сами принимали в них участие, подчеркивая ее воспитательную роль в деле сближения, ребенка с его сверстниками.

3)Наставления Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу, но отдельные его указания относительно задач и средств нравственного воспитания были новыми для того времени и весьма положительными.

4) Прививать любовь к труду, который должен быть посильным связанным с их игровой деятельностью.

5) Средствами нрав. воспитания Коменский считал разумные наставления и упражнения детей в положительных поступках. Физические наказания -лишь в самых крайних случаях.

6)В области умственного воспитания: накоплению детьми с помощью органов чувств возможно большего запаса конкретных представлений об окружающем мире, развивать их мышление и речь. Указания Коменского по развитию речи у детей: до 3 года учить детей под руководством матерей правильно, не картаво произносить отдельные звуки и целые слова. Детям 4-5-6 года жизни он предлагал задавать вопросы, которые бы побуждали их называть своим именем все, что они видят дома и чем занимаются, и требовать от них при этом четкой связной речи. Занятия по развитию речи Коменский рекомендовал проводить также в форме игры.

7. Петровские реформы в области образования.

1782- 1786 – первая попытка создания гос.сис-ы народного образования. Для этого века большой вклад в развитие образования внес П.П. Цели реформ П.П заключались в следующем: 1) создание государственных гражданских школ, где готовили специалистов, необходимых государству. 2) развитие реального образования 3) светский характер образования 4) попытка сформировать систему образования: начальная ступень, техническое + специальное. П.П был увлекающаяся натура – каждая школа отображает интересы П.П. на тот или иной период.

Благодаря Петру в России возникла система про­фессионального образования. В 1701 г. были созданы навигацкая, пуш­карская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов. Кроме того, к 1722 году в раз­ных городах России было открыто 42 так называемых “цифирных школы”, обеспечивавших начальное обучение математике. Учителя для них готови­лись в навигацкой школе, получившей в 1715 г. название “Морская акаде­мия”. Гуманитарное образование обеспечивалось духовными школами, пре­подавателей для которых готовила Славяно-греко-латинская академия. Всего в России к 1725 году было около 50 епархиальных школ. Правда, количество учеников в цифирных школах резко сократилось в связи с открытием епархиальных школ, куда перешли почти все дети священников и дьяконов, и нежеланием “посадских людей” (купечества и ремесленни­ков) отдавать своих детей в цифирные школы (их предпочитали обучать ремеслу). Поэтому основным контингентом цифирных школ стали солдат­ские дети и дети приказных, а часть школ пришлось закрыть. Уже после смерти Петра, в 1732 г. возникли гарнизонные школы, дававшие не только начальное военное, но и начальное математическое и инженерное образо­вание. Часть духовных (”архиерейских”) школ расширили свой курс за счет “средних” и “высших” классов и стали именоваться “семинариями”. В них, кроме грамоты, изучались грамматика, риторика, философия и богословие.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Читайте также: