Как организовать научную конференцию в начальной школе

Обновлено: 30.06.2024

Многие родители, помогая своим детям выполнять проектные исследовательские или творческие прикладные работы для участия в научно-практической конференции младших школьников, сталкиваются с трудностями и задают много вопросов учителю. С чего начать, как помочь ребенку выполнить и написать работу, как подготовиться к выступлению и много других вопросов. В помощь родителям были составлены представленные здесь Методические рекомендации. В них содержатся ответы на часто задаваемые вопросы, а также практические советы родителям младшеклассников. Материал может быть полезен учителям начальной школы для работы с родителями.

Оценить 866 0

Макарова Светлана Михайловна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, МБОУ Гимназия №5 г. Новосибирска

Как подготовить с ребенком работу для научно-практической конференции младших школьников "Мое первое открытие"?

Методические рекомендации для родителей учеников начальной школы

Новосибирск, 2019

Содержание: стр.

1. Что такое научно-практическая конференция младших школьников. 4

2. С чего начать. 4

3. Что и как делать? Этапы работы . 6

4. Некоторые рекомендации по стилю и языку

5. Как готовиться к выступлению. 11

1.Что такое научно-практическая конференция младших школьников?

Научно практическая конференция, сокращенно НПК - это мероприятие, на котором дети выступают со своими научными работами (научно-исследовательскими проектами) или творческими и прикладными проектами. Заранее проводится самостоятельное исследование либо выполняется творческая (практическая) часть, по результатам пишется работа в соответствии с требованиями к ее структуре (см. требования к структуре работы, они могут меняться и обычно предоставляются учителем отдельно). Работа заранее сдается, а для устного выступления готовится доклад с мультимедийным сопровождением (презентацией). Кроме того, должен быть представлен продукт (это может быть модель или макет, составленный самостоятельно словарь или задачник, родословное древо, буклет с рекомендациями для занимающихся тем же делом, снятый самостоятельно и смонтированный фильм и т.п.)

Очень важный момент: работа не должна быть реферативной, а должна содержать свое оригинальное исследование.

Реферативные работы не рассматриваются вообще.

Классный – проводится внутри класса.

Школьный – проводится во всех классах начальной школы, начиная с первого. Для учеников 1-2 классов это обычно финальный этап.

Районный – обычно для учеников 3-4 классов. На районный этап отбираются лучшие работы победителей или призеров школьного этапа.

Городской - на этот этап отбираются лучшие работы победителей или призеров районного этапа.

2. С чего начать?

Конечно, с выбора темы. Темой может быть любое научное исследование, доступное ребенку по возрасту, или проект прикладного либо творческого характера, например, создание макета или действующей модели чего-либо, написание книги собственного авторства и т.п.

Основные рекомендации по выбору темы, или какой она должна быть:

интересна ребенку, поскольку интерес – главный фактор мотивации. У ребенка должно быть желание сделать такую работу и интерес в процессе ее выполнения.

адекватна возрасту, поскольку в начальной школе работы уровня кандидатской диссертации выглядят, по меньшей мере, странно, а то и подозрительно. Сразу возникает вопрос: а ребенок-то сам что здесь сделал?

актуальна и иметь практическое значение

Примеры тем работ, представленных на различных этапах НПК в Новосибирске (секция окружающий мир) в разные годы:

Зимующие птицы нашего двора.

Мир под моим микроскопом.

Жизнь в капле воды (простейшие под микроскопом).

Иван - чай или Кипрей узколистный.

Есть ли интеллект у кошек?

Сад в бутылке и его микроклимат.

Чашка чая в разных странах.

Влияние света и воды на рост и развитие растений.

Что ест дождевой червь?

Магниты и магнетизм.

Содержание песчанок в домашних условиях.

Гигрометр из волоса.

Как сделать свечи из мыла?

Плесень - вредитель или помощник?

Определение pH во рту после употребления различных продуктов.

Парашюты (бумажные). Зависимость эффективности от площади и конфигурации парашюта.

Свойства воздуха. Демонстрационные опыты.

Нужна ли растениям темнота?

Популярные методы, применяемые при создании работ: наблюдение за домашними питомцами или дикими животными (птицами), эксперименты по дрессировке и обучению питомцев; эксперименты с объектами неживой природы (например, выращивание кристаллов, опыты по демонстрации свойств воды и воздуха), наблюдения и эксперименты с доступными объектами живой природы, в т.ч. под микроскопом (простейшие, плесень), эксперименты с выращиванием растений, в т.ч. по влиянию различных условий на их рост и развитие; создание собственных приборов (например, гигрометр из волоса) и проверка их работы по сравнению со стандартными; выращивание культурных растений (например, авокадо из косточки); изготовление и проверка самодельных красителей (чернил, краска для ткани) из природного сырья; анкетирование одноклассников и всех, кого возможно; к любой работе - создание рекомендаций для тех, кто занимается тем же делом (в форме печатной продукции – буклет, стенгазета; или в электронной форме – сайт, блог, группа в соцсетях); можно провести занимательный урок для одноклассников или в других классах (по согласованию с учителем).

Ниже приведены некоторые очень популярные темы, которые регулярно присутствуют на НПК (соответственно, жюри сложно будет удивить очередной работой в таком духе, нужно подумать, как сделать оригинально):

Выращивание кристаллов (сахар, медный купорос, наборы для выращивания кристаллов)

Действующая модель вулкана

Влияние (вид спорта, которым занимается ребенок) на здоровье

Мой питомец (животное) и особенности ухода за ним/ход и результаты дрессировки/сравнение со среднестатистическими критериями по этим животным

3. Что и как делать? Этапы работы

Сначала, конечно же, экспериментальная или исследовательская часть.

Начинаем спостановки цели: вырастить авокадо из косточки (и попутно узнать, как это сделать, и проверить методику), научить собаку петь под музыку (а попутно выяснить, какими методами делать это лучше всего), вырастить огромный кристалл (и попутно узнать, какие условия этому помогают, а какие - мешают); составить фотоальбом о местных зимующих птицах с рекомендациями по их подкормке (а попутно выяснить, чем каких птиц лучше подкармливать); построить из подручных материалов макет средневекового европейского замка (изучив перед работой, как же этот замок был устроен) … … … в общем, все, на что хватит фантазии ребенка и ваших возможностей.

Конечно, чтобы все получилось, нужен сбор информации. Находим и изучаем то, что необходимо для эксперимента. Обязательно - вместе с ребенком. В начальной школе дети еще не умеют качественно находить нужную информацию в Интернете (высок риск наткнуться на недостоверную; много информации, рассчитанной на взрослых и непонятной детям), поэтому обязательно нужна помощь взрослых. И сами будьте осторожны: не всякой публикации в Интернете можно доверять! Очень приветствуется использование "бумажной" литературы из библиотеки, а не только источников из сети Интернет. Если вы хотите, чтобы ребенок победил или занял хорошее призовое место, вам необходимо вместе с ним обратиться в библиотеку.

Практический этап. В соответствии с поставленной целью и изученной информацией начинаем действовать: выращиваем растения или кристаллы, меняем условия этих процессов, наблюдаем за птицами, дрессируем домашних животных, делаем красители и красим что-нибудь, придумываем свою систему счисления или логические задачи, запускаем самодельные парашюты, конструируем самодельные приборы, считаем сонорные и шумные согласные звуки в стихах, анкетируем одноклассников или всех, кого найдем… Наблюдаем, ведем дневник исследования: записываем этапы процесса и их результаты, фотографируем (много, если есть что фотографировать),снимаем видео, измеряем все, что можно измерить и т.д., и т.п. - все зависит от темы и выбранных методов исследования.

Здесь, на этом этапе, ребенок может и должен участвовать в работе по максимуму, с полным пониманием, что он делает и зачем. С помощью и объяснением взрослых, конечно, и в сотрудничестве с ними, чтобы результат порадовал.

Приветствуетсянаглядная форма представления результатов: графики, диаграммы, фото и видео и т.д. - что будет уместно в вашем случае.

Но самое главное - в ходе эксперимента (исследования) ваш результат должен быть получен и обработан. И он должен быть именно ваш и реальный, а не чей-то из Интернета (или придуманный).

На этом же этапе подготавливается представляемый продукт (модель, макет, буклет с рекомендациями, стенгазета и т.д.)

Написание печатной работы. Источники информации изучены, эксперимент или исследование проведены, этапы записаны, результаты (промежуточные и конечный) зафиксированы и обработаны; фото и видео подготовлены; графики, диаграммы и таблицы построены. Все готово для следующей части работы - собственно написания.

Работа пишется в соответствии с четкой структурой.Пожалуйста, внимательно изучите требования к структуре работы (есть в Положении об НПК)!

В общих чертах структура работы соответствует структуре курсовой или дипломной работы студентов. Основные части:

Первая часть (теоретическая)

Вторая часть (практическая - описание своего исследования или процесса выполнения творческой/прикладной работы)

Список источников информации

Что может делать ребенок на этом этапе:

Попросите ребенка ответить на вопрос: почему эта тема тебе интересна? Используйте его ответ (при необходимости перефразируйте) для написания актуальности исследования.

Попросите его вспомнить, что он знает по теме исследования из теории, и о чем считает важным рассказать в теоретической части. Слова ребенка обязательно запишите, при необходимости перефразируйте и озвучьте ваш вариант. Используйте полученные фрагменты текста для теоретической части.

Попросите ребенка вспомнить ход эксперимента или исследования: что делали сначала, что потом? Что произошло, что получилось? Слова ребенка обязательно запишите, при необходимости перефразируйте и озвучьте ваш вариант. Используйте полученные фрагменты текста для описания эксперимента или исследования.

Несколько слов овведении как части работы:

Актуальность - это чем тема интересна ребенку, почему он ее выбрал, а также почему она важна, какое практическое значение имеет.

Цель - одна, обычно формулируется с главным словом-существительным. Пример: изучение влияния различных условий выращивания кристаллов на их размеры.

Задачи - несколько, обычно формулируются с глаголами (сделать то-то и то-то). Пример: выявить влияние изменения температуры раствора на рост кристаллов; изучить влияние размера кристалла-затравки на размер выращиваемого кристалла;выяснить возможность окрашивания кристаллов в процессе роста; вырастить кристаллы максимально возможного размера в различных условиях.

В приведенной ниже таблице собраны некоторые рекомендации по стилю и языку изложения работы с примерами. Пожалуйста, внимательно прочтите и примите к сведению!

4. Некоторые рекомендации по стилю и языку изложения работы

Рекомендация

Нежелательно

Приветствуется

В научных работах принято безличное изложение материала. Возможно, полностью избежать личных предложений не удастся, но не нужно ими злоупотреблять.

Я привязал кристалл-затравку к волосу и опустил в насыщенный раствор.

Кристалл-затравка был закреплен на конце волоса и помещен в насыщенный раствор.

Избегайте слишком сложного языка и научных терминов. Каждый использованный термин ребенок должен уметь четко объяснить, если жюри задаст вопрос!

Нерентабельность транспортировки бинарного неорганического соединения с химической формулой Н2O в сосудах с крупноячеистой поверхностью.

Не удастся носить воду в решете.

Не используйте расхожие "штампы" – они не соответствуют научному стилю изложения, а зачастую и истине.

В лепестках розы содержится вся таблица Менделеева.

(реальный пример, взят из выступления на городской НПК)

В лепестках розы содержатся полезные для здоровья вещества:… (перечислить, какие конкретно).

Избегайте категоричных голословных утверждений.

Нет такой болезни, которую нельзя было бы вылечить с помощью растений.

(реальный пример, взят из выступления на городской НПК)

Многие болезни могут быть излечены с помощью растений.

Тщательно проверяйте научность информации. Не допускайте некорректных формулировок. Сегодня псевдонаука очень популярна – не попадитесь в ее ловушки. Если вы не являетесь специалистом в данной области, лучше всего найти научного консультанта - возможно, кого-то из знакомых или родственников, или школьных учителей-предметников.

В овощах и фруктах содержится энергия, которую мы получаем, когда съедаем их. Эту энергию можно превратить в электрическую при создании батарейки из овощей или фруктов.

(реальный пример, взят из выступления на городской НПК)

При работе батарейки, сделанной из овощей или фруктов, используется энергия окисления металлов.

Избегайте слишком эмоционального стиля изложения.

Моей собаке просто ужасно нравится ловить летающую тарелку.

Игры с летающей тарелкой явно доставляют собаке удовольствие.

Точность и лаконичность - огромные "плюсы" работы.

Таким образом, из проведенного эксперимента по выращиванию кристаллов в различных условиях, можно сделать множество разнообразных и полезных для практики выводов о том, какие условия способствуют росту кристаллов достаточно большого размера, а какие являются препятствием для этого, и, соответственно, к созданию каких условий нужно стремиться любителю выращивания кристаллов, а каких условий избегать, если он хочет получить кристаллы большого размера.

Проведенный эксперимент дает представление об условиях как способствующих, так и препятствующих получению кристаллов больших размеров.

Избегайте глобальных выводов на основе очень неполных статистических данных.

Я и моя подружка каждый день в течение двух недель делали эту гимнастику для глаз, и у нас заметно улучшилось зрение. Значит, от этого комплекса упражнений все, кто носит очки, смогут хорошо видеть без них! (реальный пример, взят из выступления на районном этапе НПК)

На примере двух участников эксперимента наблюдалось улучшение зрения.

4. Как готовиться к выступлению?

Работа написана, откорректирована и одобрена учителем, впереди - выступление, или доклад. Неважно, на каком этапе НПК - районном или всего лишь классном, доклад - это всегда серьезное мероприятие, успех которого зависит от подготовки к нему.

Устный доклад, сопровождаемый презентацией, обязательно должен содержать: введение - тему, актуальность, цель и задачи работы (очень коротко и по существу!); очень сжато - теоретический материал (основные понятия и положения теории, без которых сложно или невозможно рассказать практическую часть); наиболее подробно - практическую часть (описание исследования); заключение - выводы, практическая значимость; представление продукта проекта. Текст устного доклада необходимо составить заранее и "отрепетировать" с ребенком. Важно: время доклада ограничено! Обычно это 5, максимум 7 минут, в которые ребенок должен уложиться. Поэтомувзрослым нужно помочь ребенку: составить текст устного доклада с использованием максимально точных, четких и кратких формулировок.

Параллельно с текстом доклада готовится презентация, которая должна:

четко отображать содержание устного доклада, соответствовать прежде всего ему, а не печатному тексту работы;

быть сделана с учетом рекомендаций к презентациям: контрастные, но не "вырвиглазные" фон и текст, использование строгих шрифтов без засечек ( Arial , Tahoma и т.п.), достаточная величина букв для легкого прочтения, минимум текста на каждом слайде, изображения хорошего качества и большого размера, уместные и наглядные. Не злоупотребляйте анимацией! Очень раздражают все эти "выпрыгивающие", "скачущие" и "вращающиеся" картинки и надписи, а еще они отнимают время.

ни в коем случае не дублировать в презентации текст устного выступления полностью! Чтение текста доклада по слайдам презентации - это сразу минус докладчику.

Текст доклада ребенку нужно выучить наизусть или почти наизусть, чтобы увереннее себя чувствовать. С полным пониманием, конечно: все используемые слова и термины ребенок должен знать и быть готовым объяснить.

Разбейте текст доклада на части в соответствии со слайдами презентации - на какой слайд что говорить - и "репетируйте" выступление, следя за временем, чтобы уложиться в отпущенные 5 минут.

И напоследок: члены жюри и другие участники конференции могут задать вопросы после доклада. Продумайте возможные вопросы и ответы на них. И помните: если ребенок хорошо разобрался в материале, он сможет ответить на многие вопросы. Если вдруг вопрос окажется слишком сложным, научите достойно ответить, например: "Целью моей работы не было дать ответ на этот вопрос. Но он интересен, и я предполагаю в будущем найти на него ответ". Или по-простому: "Я этого пока еще не знаю, но обязательно узнаю. Всегда есть, чему учиться".

Заключение

Как видите, участие в НПК - серьезное дело, которое требует длительной и разнообразной подготовки, и уж точно - огромной помощи учителя и родителей. Но участие в НПК дает ребенку просто неоценимый опыт исследования, а также публичного выступления. А уж если ребенок станет победителем или призером, это будет ярким и радостным опытом для всей семьи. Однако помните: важна не победа, а участие. Оно в любом случае может принести ребенку пользу и послужить толчком к исследовательской деятельности в будущем. Обязательно отметьте участие ребенка в НПК как домашний праздник: угощением, поощрением, похвалами, независимо от того, стал ли ребенок победителем или призером или не стал. Он победил и достоин похвалы и награды уже хотя бы потому, что проделал огромную работу, старался, волновался и выступал, что многим дается нелегко. Но самое главное - он получил бесценный опыт серьезной работы и серьезного публичного выступления.



Урок-конференция, как правило, проводится на фазе закрепления изученного материала, но нередко он бывает и первым из серии уроков какого-либо раздела. И то, и другое имеет свои плюсы. Рассмотрим подробнее, что такое и как провести урок-конференцию.

Зачем? Цель урока-конференции

Цели, которые преследует урок-конференция, довольно многообразны.

  • Повторить пройденный курс, расширить представления, углубить знания по теме.
  • Повысить интерес к предмету.
  • Отработать навыкм работы со специальной литературой.

Метапредметные умения и навыки

  • Учить искать информацию по дополнительным источникам.
  • Тренировать формирование умения анализировать и классифицировать информацию, выбирать главное.
  • Напомнить о необходимости и формировать уважение к собеседнику.
  • Тренировать умение вести дискуссию.
  • Тренировать умение выступать перед большим количеством людей, отстаивать свою точку зрения.

Урок-конференция

Как подготовить урок-конференцию?

Подготовка к такому уроку проходит в несколько этапов, чаще всего в четыре.

Этап 1

На первом этапе учитель выбирает тему урока-конференции и рассматривает целесообразность рассмотрения того или иного материала школьниками. При этом надо иметь в виду, что самые высокие результаты урок-конференция дает у старших школьников, начиная 7 - 8 класса, а в особенности — в 10 - 11. В этом возрасте школьники уже владеют многими необходимыми навыками, их выступления могут и в самом деле быть интересным для широкого круга слушателей. Эти выступления — своего рода мини-проекты, работа над которыми занимает обычно одну - две недели.

Итак, на первом этапе учитель выбирает общую тему и размышляет над тем, какие мини-темы он может предложить ученикам. Это могут быть биографии известных лиц, история открытий, варианты применения физического закона и тому подобное.

Этап 2

На втором этапе учитель подбирает необходимые материалы — те, которые он порекомендует ученикам. По каждой теме он, по возможности, стремится порекомендовать несколько источников, среди них книги, периодические издания и интернет-ресурсы.

Этап 3

На третьем этапе учитель предлагает школьникам темы. Чаще всего педагог сам делит учеников на группы, которые будут готовить свои выступления, но в старших классах можно доверить это самим ученикам. Каждая группа получает свое задание и рекомендации по его выполнению. Можно поручить группам самим выбрать тему из большого списка; можно предложить вытянуть жребий; наконец, учитель сам может предложить тему каждой конкретной группе. Этот вопрос нужно решать в зависимости от возможностей класса и особенностей психологии детей, а также с учётом специфики темы.

Желательно сразу оговорить форму подачи информации от каждой группы и регламент.

Обсуждая форму, следует обратить внимание школьников на то, что скучно слушать сухие факты, что чтение с листа неинтересно, и сразу предложить подготовить рассказ, а не чтение реферата.

Есть смысл также оговорить, что необходим какой-нибудь интерактивный элемент: мини-тест, небольшая викторина, игра на одну-две минуты, какое-то творческое задание для слушателей. Надо также решить, будут ли докладчики выступать с компьютерными презентациями или оформлять стенды, плакаты, стенгазеты.

Этап 4

На четвертом этапе учитель консультирует конкретные группы ребят.

Важно! Следует обратить внимание на то, что в конце урока обязательно должны подводиться итоги.

Однако эти итоги могут быть не окончательными. Если класс достаточно большой и взрослый, доклады едва ли могут быть слишком короткими. Семь, а то и десять минут — это, наверное, минимум по какой-либо серьёзной теме для старшеклассников, а значит, все присутствующие на конференции выступить не смогут. Даже если использовать для этого сдвоенный урок (что, безусловно, будет разумным решением).

Чтобы остальные школьники, которые в этот раз не участвуют в конференции, не скучали, им следует подготовить опросные листы для голосования. На основании этих опросных листов участникам конференции могут добавляться дополнительные баллы или может выдаваться приз зрительских симпатий.

Залог успеха

Чтобы подготовить успешный урок-конференцию, необходимо несколько составляющих.

  • Во-первых, это тщательная проработка темы и всех ее особенностей педагогом. Он должен удачно разработать систему, четко поставить перед учениками задачу, составить разумный план.
  • Во-вторых, ученики должны быть достаточной степени мотивированы на тщательную подработку своей темы; если мотивация учащихся низкая, то интересного и продуктивного урока ожидать не приходится.
  • Наконец, важно четкое следование регламенту, объективная оценка выступлений, конкретные требования, которые должны неукоснительно выполняться; это касается и длительности выступлений, и оформления их, и выставления оценок, и использования опросника.

Если урок-конференция проводится в форме деловой игры и участники изображают представителей других стран (или других цивилизаций, например), то также желательно использование соответствующих атрибутов. Неплохо, если на уроке снимается видео: это придаст мероприятию солидности и потренирует детей не бояться камеры. Создать соответствующий настрой, который поможет школьникам воспринять урок не как рутинное мероприятие, а как нечто необычное, — это немалая часть успеха.

Что? Примеры тем

Приведем примеры уроков-конференций по разным предметам, проводимых в разных формах.

Пример 1. Предмет: биология. Тема: болезни эндокринной системы; новая тема.

Пример 2. Предмет: обществознание. Тема: формы правления; закрепление изученного.

Школьникам предлагаются три темы: монархия, республика, диктатура. Каждая из них разрабатывается небольшой группой из 3-5 человек. Выступает один из них: он защищает свою форму правления. В этом случае уместны элементы театрализованного представления (например, корона на голове у монархиста). Те школьники, которые не принимают участия в подготовке докладов, затем участвуют в диспуте, обсуждая плюсы и минусы всех предложенных форм правления. Регламент на выступление 5-7 минут, остальная часть урока — диспут.

Пример 3. Предмет: география. Тема: атомная энергетика.

Доклады готовят две группы, в которые входят от 5 до 10 человек. Каждая из них выступает либо в защиту атомной энергетики, либо против неё. Внутри каждой группы должно быть выбрано несколько докладчиков, обычно 2-3, каждый из которых рассматривает проблему с какой-либо точки зрения. Например, экономист, эколог, физик и так далее. Регламент выступления каждой группы до 15 минут; желательно использование компьютерных презентаций. Оставшаяся часть урока-конференции — диспут.

Пример 4. Предмет: физика. Тема: инерция, закрепление материала.

Урок-конференция создает широкий простор для работы на любом уроке, решая сразу множество задач. При этом он зрелищен и может быть использован в качестве открытого. Его главный минус — трудоемкость подготовки, высокая подготовленность класса.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Лущик Марина Александровна

Организация: МБОУ №14

Населенный пункт: Хабаровский край, г. Хабаровск

В связи с ФГОС НОО необходимо осуществлять компетентностный подход в образовании. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной работе, своего рода самообразования.

Итогом работы учащихся является проведение школьной конференции.

И для педагогов одной из форм осуществления ранее сказанного является организация в школе ежегодной учебной конференции.

Конференция (лат. собрание в одно место) - собрание, совещание представителей каких-либо организаций, групп, государств, а также отдельных лиц, ученых для обсуждения определенных вопросов.

Научная конференция – форма организации научной деятельности, при которой исследователи представляют и обсуждают свои работы.

Идея проведения школьной конференции далеко не новая. Значимость конференции в школьной жизни и ее организация уже описаны в современной литературе. А вот проведение конференций в младшей школе явление молодое, связано оно именно с появлением стандартов.

В педагогике конференция (учебная) – организационная форма обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний.

Ученическая конференция - комплексная форма организации и подведения итогов самостоятельной целенаправленной деятельности учащихся (индивидуальной, групповой, коллективной, под руководством педагога, организуемая совместными усилиями педагогического коллектива и школьной ученической организации). Это необязательно внеклассное мероприятие. В форме конференции может быть проведен урок по результатам изучения крупного раздела курса или как итоговое занятие.

Пользуясь этим знанием, можно определить функцию ученической конференции в начальной школе:

  1. Организация и проведение ученической конференции является эффективной формой профессионального роста учителя (они руководят работой секции, организуют и направляют в необходимое русло дискуссию, помогают ученикам при подготовке докладов).
  2. Формируется новое педагогическое общение – творческое сотрудничество учителей и учащихся, создается атмосфера сотворчества.
  3. Конференция стимулирует развитие познавательного, научного и творческого потенциала школьников.
  4. После конференции появляются новые интересные идеи.
  5. Конференция дает детям возможность предъявить результат своей деятельности публично.
  6. Конференция способствует развитию навыков публичного выступления.
  7. Конференция позволяет ребятам воспитывать личностные качества - умение быть убедительным, высказывать свое мнение
  8. Психологи утверждают, что научно-исследовательская деятельность повышает стрессоустойчивость, способствует эмоциональному благополучию.
  9. Подготовка к конференции улучшает коммуникативные навыки, раскрывает творческие способности, формирует чувство ответственности и самостоятельности.
  10. Научно-исследовательская деятельность учащихся и учителей, ярко представленная на конференции, создает в учебном заведении новую образовательную среду, является важнейшим фактором развития школы как современного учебного заведения.

Таким образом, конференция выгодна всем – ученикам, педагогам, администрации.

Искусство конференции, ее учебно-воспитательное значение состоит в том, чтобы сделать результаты работы учащихся зримыми, ввести знания и умения в новый социально-познавательный контекст и тем самым активизировать дальнейший ход учебно-воспитательного процесса.

Конференция в начальной школе проходит в виде ролевой игры, где ученики-участники конференции играют роли молодых ученых, а педагоги – профессоров, ученики-слушатели могут играть разные роли, например, быть простыми обывателями, критиками или оппонентами.

Повышению внимания способствует также постановка докладчиком 1–3 вопросов классу по содержанию прослушанного. За правильный ответ ученик получает фишку. По количеству набранных фишек определяем самого активного и внимательного слушателя. Кроме этого повышается ответственность учащихся за работу на конференции и контроля над уровнем усвоения обсуждаемых вопросов.

Для первого опыта проведения конференций важно привлечь школьников и поощрить их за работу. Итоги можно подвести по номинациям:

Следовательно, и ученическая конференция отличается от конференции научной тем, что выполняет обучающие, развивающие и воспитывающие функции. Поэтому и требования к ее содержанию и форме проведения не могут точно копировать “взрослую” конференцию, однако могут быть организованы по ее типу, с соблюдением этапов.

Подготовительный этап. Технически организация любого мероприятия начинается с подготовки, когда нужно определить:зачем мы проводим мероприятие? зачем люди принимают в нем участие? какие последствия для социума могут иметь обсуждаемые вопросы? Ответив на эти вопросы, следует разработать концепцию конференции и спланировать мероприятие. Составляя план важно определить следующие моменты:

  • формулирование целей и задач мероприятия для участников;
  • определение даты проведения конференции и соотнесение ее с планом работы школы;
  • согласование плана с коллегами, приглашенными участниками конференциями;
  • учет ресурсов (временных, информационных, кадровых, финансовых, технических);
  • составление календарного плана подготовки конференции;
  • составление сценария мероприятия.

Основной этап. Накануне конференции необходимо проверить подготовку (оформление места проведения, работоспособность оборудования, организация аудитории, сбор необходимой документации, такой как протокол, лист регистрации, папка участника).

Важным этапом конференции является пленарное заседание – наиболее представительная часть конференции, на которую выносятся основные доклады, происходит отчет руководителей секций, принятие общих решений (резолюций). Пленарное заседание открывает и заканчивает работу секций.

На секции выносятся доклады, объединенные определенной тематикой. От руководителя секции зависит, как будет проходить обсуждение работ. Его задача – выступать в качестве организатора общения. Руководитель вовлекает в диалог докладчика и слушателей, формируя тем самым важные коммуникативные навыки, выполняя важную функцию обучения участников. Его позиция должна быть неизменно доброжелательной. В то же время на него возлагается задача соблюдать регламент выступлений.

Выставка. На выставке могут быть представлены программы работы секций методические разработки и рекомендации учителей, также материалы ученических исследований, сопутствующие конференции мероприятия (конкурсы, анкетирование).

Рефлексия - этап на котором, участники конференции высказывают свое отношение к мероприятию, происходит обсуждение с целью обобщения идей и мнений участников обсуждения.

Анализа и оценки качества конференции. После завершения работы конференции необходим анализ мероприятия, учет всех его сильных и слабых сторон, который проводится по следующим позициям:

  1. Статистический анализ состава участников.
  2. Фотоотчет о мероприятии.
  3. Размещение материалов конференции и отчета о ней на сайте образовательного учреждения.
  4. Подготовка наградных материалов.
  5. Анализ проекта конференции с точки зрения организации и рекомендации для следующего мероприятия (“разбор полетов”).
  6. Издание сборника материалов конференции.

В заключении следует оценить конференцию по следующим критериям:

  1. Мотивационный: непосредственный интерес, проявляемый в ходе конференции; активность участия во всех программных мероприятиях конференции; положительная обратная связь. Определить значение показателей можно, анализируя отзывы, анкеты, применяя метод наблюдения.
  2. Деятельностный: владение навыками публичного выступления, навыками проектной и (или) исследовательской работы. Для определения эффективности показателей в секции работает жюри.
  3. Когнитивный: качество выполненной работы с точки зрения исследования, а также уровень самостоятельности работы. Анализ докладов учащихся раскрывает этот критерий.
  4. Методический: взаимодействие взрослой и детской аудитории, уровень подготовки и проведения конференции. Здесь также анализируются анкеты обратной связи (с педагогами, детьми), наблюдение, анализ программы конференции.

Вместе с тем, существует ряд проблем, возникающих при организации и проведении ученических конференций: неопределенность статуса ученической конференции, непонятность требований, отсутствие общепринятых взглядов на характер ученических работ, отсутствие нормативно-правового обеспечения конференции.

Чтобы эти проблемы сузить, следует определить особенности школьной конференции:

  1. Школьные конференции предполагают организацию поисковой познавательной деятельности школьников, поэтому они привлекают, как правило, наиболее одаренных, творческих учащихся.
  2. В теме конференции и ее содержании должен присутствовать проблемный подход
  3. Конференции с должна отвечать на вопросы, которые возникают перед учащимися в повседневной жизни.
  4. В подготовке докладов к конференции учащиеся должны использовать исследовательские методы обучения: исследовать объект (карту, предмет), чтобы определить его содержание, изучить научную литературу (детские энциклопедии, специальные издания для детей), провести практическое исследование (опыт, разработать проект).
  5. Конференция может быть организована по нескольким секциям.
  6. Участие в конференции должно быть с согласия ребенка.

Конференция школьников – это возможность для ученика, и для учителя раскрыть себя, расширить свои знания и получить опыт личностного общения, а для педагога также и дополнительная возможность стимуляции познавательной активности учащихся.

Описание работы.
В предложенной статье описан алгоритм работы с учащимися начальной школы при выполнении исследовательской работы, которую можно представить на научно - практическую конференцию, выделены особенности работы научного руководителя с младшими школьниками.

Подготовка младшим школьником работы на научно – практическую конференцию – процесс энергоёмкий и затратный не столько со стороны самого учащегося, сколько со стороны педагога. Роль учителя при подготовке младшего школьника к научно – практической конференции не только в организации работы над исследованием, но и в помощи в овладении основными навыками поисковой, аналитической, зачастую и оформительской деятельность.
Несмотря на разные направления и области исследования, научные работы в целом имеют общую структуру и выполняются обычно по следующим этапам:
1. Определение проблемы и формулировка темы.
2. Постановка цели и выдвижение гипотезы.
3. Поиск необходимого материала и его анализ.
4. Подготовка теоретической части работы.
5. Проведение практической части работы.
6. Оформление работы. Рефлексия
7. Презентация, участие в обсуждении.
Дети, которые уже в начальной школе подготовили исследовательскую работу и приняли участие в научно – практической конференции, к старшим классам умеют высказываться по заданной теме, отстаивать свою позицию, отвечать на вопросы, делать выводы, анализировать материал, сравнивать разные точки, работать с информацией. Можно сказать, что подготовка исследовательской работы в начальной школе – это один из действенных способов овладения универсальными учебными действиями – коммуникативными (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество); регулятивными (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция); личностными (самоопределение, смыслообразование, нравственно – этическая ориентация), познавательными универсальными учебными действиями (в плане обработки информации).
В чём же разница между подготовкой учащегося начальных классов от подготовки старшего школьника к научно – практической конференции в целом? В основном мне она видится в совершенно разных ролях педагога начальной школы и учителя старшего звена как руководителя научной работы. Попробуем рассмотреть эту роль по этапам выполнения исследовательской работы.
Итак, на первом этапе нужно выбрать тему работы - личностно значимую и эмоционально окрашенную. В идеале тема должна перекликаться с учебным материалом и иметь практическую пользу в глазах младшего школьника. Как правило, дети не могут сами определиться с темой, педагогу приходится давать варианты на выбор.
Второй этап - цель, задачи и гипотеза – также совместное с учителем действие. Лучше, если сначала будут сформулированы эти пункты, а уже потом педагогом будет обозначено, что это и есть задачи, над которыми мы будем работать.
Выполнение третьего этапа – поиск информации - не составляет труда для младшего школьника, особенно если информация подготовлена педагогом. Вместе с тем ребёнку нужно дать возможность научиться пользоваться поисковыми системами сети Интернет и помочь найти нужную (обеспечив безопасность) информацию. Но вот подготовка теоретической части работы – сложное задание для ребенка младшего возраста. Прежде всего трудность для учащегося начальной школы представляет обработка найденной информации, ведь далеко не каждый школьник в начальных классах (особенно если это первоклассник или второклассник) умеет работать с текстом, выделять главное, анализировать, поэтому педагогу нужно прежде всего научить ребёнка этим действиям.
Наибольший интерес вызывает у ребёнка проведение практической части работы, здесь роль учителя в основном направляющая и корректирующая. Важно подобрать посильные и наглядные результаты выполнения практической работы.
Оформительская работа почти всегда становится задачей учителя, так как младший школьник не часто не умеет набирать текст на компьютере, несмотря на то, что практически все дети начальных классов играют в компьютерные игры и в целом знакомы с компьютером.
Презентация работы на научно – практической конференции – нелёгкое дело для малыша, и учителю нужно обучить мастерству публичного выступления, не помешают здесь и просто репетиции с приглашением постороннего слушателя. Необходимо научить также чётко и уверенно отвечать на неожиданные вопросы по теме работы. Ну а подготовка компьютерной презентации для более наглядного сопровождения выступления ребёнка – целиком и полностью забота учителя.
Как видим, подготовка к научно – практической конференции младшего школьника отличается от работы с более старшими по возрасту детьми практически на каждом этапе выполнения исследования: здесь роль научного руководителя включает в себя обязанность прежде всего помочь ребёнку освоить многие навыки (работа с информацией, подготовка выступления, и так далее), а уж потом это направляющая и корректирующая роль куратора исследовательской работы.

Читайте также: