Как организовать кукольный театр в школе

Обновлено: 08.07.2024

Гипотеза исследования :

Предположим, что интерес наших сверстников возрастет к театральному искусству, если мы познакомим их с историей театра, создадим свой кукольный театр и организуем театральные выступления в детском саду и школе.

Методы исследования:

  • анализ литературы, Интернет-ресурсов;
  • моделирование;
  • описание, обобщение полученной информации.

Цель нашего исследования:

Создание кукольного театра своими руками и организация театральной постановки

  1. Узнать об истории театра кукол.
  2. Выяснить, какие бывают виды кукол.
  3. Продумать сценарий кукольного представления.
  4. Сделать импровизированный кукольный домик – сцену с занавесом для представления.
  5. Сшить кукол согласно перечню персонажей спектакля, используя самые простые материалы и технологии.
  6. Показать театральную постановку.
  7. Проанализировать и обобщить полученные данные.

Основная часть

Глава I. Теоретическая часть

У каждого из нас в детстве, наверняка, есть свой кукольный театр. В нём нет ширмы, декораций, специально изготовленных кукол. Он существует просто в окружающем нас мире и в нашем воображении. Но как он был богат и разнообразен! Вот в песочнице мальчишки воздвигают крепости, их крутые стены штурмуют солдатики. Девочки отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, вместе с ними смеются и плачут. С этих игр и начинается кукольный театр. Игра с предметом - это его истоки. Театрализованные игры пользуются неизменной любовью у детей.

1.1.Из истории кукольного театра

Кукольный театр существует давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и под землей, и даже в воде живут разные боги, дьяволы и священные животные. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов, а иногда устраивали всякие хитрые приспособления и заставляли кукол, изображавших богов, дьяволов или драконов, поднимать руки или лапы, открывать глаза, кивать головами. Постепенно такие зрелища все больше и больше становились похожими на театральные представления. Из археологических раскопок и дошедших до нас исторических источников можно сделать вывод, что во все времена куклы были неизменными спутниками человека.

На протяжении тысяч лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивающие человеческие пороки: глупость, жадность, трусость.

В старой России не было государственных кукольных театров. На ярмарках, на бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты и кукольники. Обычно один из них крутил ручку шарманки. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешной, крикливый Петрушка бьет палкой царского офицера, который хочет его забрать в солдаты. От ловкого Петрушки доставалось и невежде-доктору, не умевшему лечить, и обманщику-торговцу.

Жизнь народных кукольников — бродячих актеров была очень тяжелой и мало чем отличалась от жизни нищих. После представления актер-кукольник снимал шапку и протягивал ее зрителям. Кто хотел, бросал в шапку медные копейки.

В других странах тоже были куклы, похожие на нашего Петрушку. Такие же длинноносые и крикливые забияки. Называли этих кукол по-разному: в Англии — Панч, во Франции — Полишинель, в Италии — Пульчинелла, в Германии — Кашперле и Гансвурст, в Чехословакии — Кашпарек, в Турции — Карагёз.

Государственные кукольные театры в нашей стране были созданы только после Октябрьской революции. А сейчас их свыше ста. Это настоящие театры, в которых работают актеры, художники, мастера кукол. Есть в Москве театр, спектакли которого любят все: и взрослые, и дети. Это Государственный центральный театр кукол. Его создатель и руководитель — народный артист СССР Герой Социалистического Труда С. В. Образцов. Сергей Владимирович посвятил всю свою жизнь любимому искусству — искусству кукольного театра.

Кукольные театры ставят народные сказки и пьесы, написанные драматургами. Большинство театров кукол играют для детей, но некоторые ставят представления и для взрослых, любящих кукольный театр не меньше, чем дети. Появляется все больше кукольных самодеятельных коллективов при школах, центрах детского творчества.

1.2. Театральные куклы

В современных кукольных театрах употребляются три основные системы кукол. Есть куклы, которые приводятся в движение нитками. Актер-кукловод стоит на возвышении сзади сцены и держит в руках вагу — специальное устройство. Оно состоит из двух или трех перекрещивающихся палочек, к которым прикреплены нитки. Нижние концы ниток соединены с головой и спиной куклы, привязаны к ее плечам, рукам, коленкам и ступням ног. Если раскачивать палочку, от которой нитки идут к коленкам куклы, то кукла начинает поднимать и опускать ноги, ходить или танцевать. Когда слегка натянут нитку, прикрепленную к спине, то кукла делает поклон. Если подтянуть нитки, привязанные к ногам, и отпустить все остальные, кукла перевернется и может встать на голову или ходить на руках. Кукол этой системы часто называют марионетками, или просто куклы на нитках.

Другая система кукол — это куклы, надевающиеся на руку, как перчатки. Обычно голова куклы надевается на указательный палец, одна ручка — на средний, а другая — на большой. Таких кукол многие называют у нас Петрушками, но это тоже совсем не совсем правильно. Ведь куклы этой системы есть во многих странах. Правильно называть их перчаточными или куклами на пальцах.

Третья система — это куклы на тростях. Ими, так же как и куклами на пальцах, актер-кукловод играет из-за ширмы. Кукол на тростях иногда надевают прямо на руку, но чаще всего их держат за центральную палку, которая проходит через всю куклу. К этой палке прикреплены голова и плечи куклы, а к плечам — руки. Актер управляет руками куклы с помощью тоненьких палочек-тростей, прикрепленных обычно к локтям или кистям кукольных рук. Палочки скрыты от зрителей в рукавах или в одежде куклы.

Куклы на нитках и куклы на пальцах уже сотни и тысячи лет существуют почти во всех странах мира, а вот куклы на тростях до начала нашего века были только на Востоке, главным образом в Китае и Индонезии.

1.3. Рождение театральных кукол.

Рождается театральная кукла в голове режиссера — а появляется на свет — в бутафорском цехе. Свое появление на свет театральная кукла обязана большому количеству людей. Над сказочным персонажем трудится не один десяток человек. Из рук художника эскиз попадает в скульптурный цех. Именно там изготавливается голова для куклы. На первоначальном этапе она вылепливается из пластилина, затем делается гипсовый слепок. Окончательный этап скульптурного цеха — слепок из гипса обволакивается в папье-маше. После чего будущая звезда сцены попадает к художнику по росписи. От мастеров кистей и красок будущие актеры спешат в бутафорскую мастерскую. Именно там они приобретают мягкие ножки и ручки, а также наряжаются в сценический костюм.

Окончательный этап в изготовлении театральной куклы — мастерская механика. Тут оживают тряпичные актеры. В мастерской механики игрушка обретает трость и скелет, которые превращают куклу в настоящего актера. Пластилин, гипс, папье-маше, краски, ткань и трость — это и есть секрет настоящей театральной куклы. В руках актеров, чьи лица не видят зрители, маленькие театральные герои оживают.

1.4. Театральные ширмы.

Глава II. Практическая часть.

2.1. Куклы своими руками.

Итак, появились куклы-артисты и артисты-кукольники. Они бродили по дорогам, показывали истории обо всем, что тревожило их души: о любви, дружбе, страданиях и мечтах. Затем куклы вошли в дома, где маленькие спектакли устраивались в семьях каждые выходные. В кукольных домашних представлениях дети сами сочиняли пьесы, придумывали и лепили кукол, шили костюмы, делали декорации. В каждом доме, каждому члену семьи находилось свое занятие и своя роль. С тех пор кукла прочно вошла в нашу жизнь и заняла свое достойное место.

Реализация проекта началась с открытия творческой мастерской по созданию театральных кукол. Этот процесс мы разделили на следующие этапы: составление эскиза работы, изготовление кукол с использованием различных техник.

В эскизе определили для себя характер будущих кукол (веселый, добрый, злой), а также особенности фигуры (толстый или худой, большой или маленький).

В нашем классе мы предложили ребятам сделать кукол для домашнего театра из различные остатков тканей, а также остатков нитей для вязания. Ребята с удовольствием выполняли эту работу. И очень скоро куклы для театра были готовы.

2.2. Изготовление ширмы и декораций для спектакля.

Постановка кукольного театра невозможна без соответствующих декораций. В театре кукол основная декорация - это ширма. Ширма - небольшая перегородка. Ширмы бывают напольные и настольные.

Для своего театра мы изготовили настольную ширму. Её основу сконструировали родители, а мы сделали ширму красивой при помощи ткани и липкой бумаги.

Любой спектакль становится интереснее, красочнее, если он оформлен декорациями. Декорация - художественное украшение предмета или помещения. По декорациям зрители узнают время и место действия. Художественно выполненные декорации создают настроение, ярче раскрывают происходящие на сцене события.

Прежде чем приступить к изготовлению декораций, мы определили по сценарию сказки, сколько понадобится сценических картин. Затем к каждой картине сделали эскизы, так как они помогают лучше распределить декорации в пространстве ширмы, и дают представление и о размерах декораций относительно кукол. Только тогда, когда эскизы были выполнены, мы приступили к изготовлению декораций.

Декорации бывают плоские и объёмные. По месту расположения в пространстве ширмы, они бывают одноплановые и многоплановые. Для изображения природного пейзажа мы сделали плоскую двуплановую декорацию. Для изображения внутренней обстановки избы – объёмную одноплановую декорацию.

2.3. Сценарий спектакля.

Театральная самобытная народная культура пережила за столетия своего развития немало взлетов и падений, сегодня на волне подъема культура приобретает неоценимое значение. Поэтому важно определить истоки культуры, выяснить основные традиции, показать процесс взаимовлияния национальных культур. Обычаи и обряды, бытовавшие на Руси, уходят своими корнями в те далекие времена.

Мы решили создать детский спектакль – сказку, опираясь на нашу самобытную культуру. Попытались найти алгоритм создания спектакля. Оказалось, что конкретного алгоритма создания спектакля не существует. Каждый раз это поиск.

2.4. Подготовка к постановке спектакля.

И вот все готово, а сколько подготовительной работы потребовалось для спектакля: смастерить кукол, декорации, оформить сцену и зал, придумать музыкальное оформление. Ведь сюжет может быть окончательно решен только тогда, когда найдена музыка, которая отражает общую идею, соответствует месту и времени действия и слагается в цельный рисунок, не вызывающий неприятия ни у постановщика, ни у исполнителей. Таким образом, работа идет так, что изначальная общая идея требует музыку определенного характера. Когда найдено общее музыкальное решение, оно диктует уже развитие конкретного действия.

И начались репетиции представления. Было сложно отработать навыки движения куклы в глубине ширмы, навыки жестикуляции и физических действий куклы. Свои недочёты мы увидели на видеозаписи и в следующих представлениях их обязательно исправим.

Мы работали дружно, весело и с большим интересом, поэтому наш театр получился очень красивым, а представление понравилось всем зрителям. Многие ребята подходили и спрашивали, как мы сделали куклы, а мы с удовольствием делились своими знаниями и умениями.

Нас пригласили выступить перед ребятами в детском саду и в школе, значит наш труд - не напрасен. В дальнейшем мы планируем создавать новые куклы для театра, осваивать новые техники их изготовления и устраивать театральные представления. Ведь театр кукол, созданный своими руками, – не менее интересное увлечение, чем компьютерные игры, и хорошее средство раскрытия своего таланта и способностей в творчестве.

Лучшая игра на свете,

Когда в неё играют дети.

Театр – сказки уголок

Веселый для детей урок.

Глава III. Заключение.

Все дети любят спектакли. Им нравится не только смотреть представление, но и самим быть артистами. Работая над проектом, мы узнали, что театр кукол — особый вид театрального представления, в котором вместо актеров действуют куклы. Куклы в нашем театре, декорации и ширма - особенные, сделанные своими руками. В отличие от телевизионных передач и компьютерных игр, театральная постановка не только реально видима, но и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать. Театр - искусство коллективное. У каждого из нас была своя роль и свои обязанности, с которыми мы успешно справлялись. За время работы наш театральный коллектив стало очень сплоченным и дисциплинированным. Мы научились работать с книгами и находить нужную информацию в интернете. Мы были художниками и дизайнерами, режиссёрами и актёрами - кукловодами. Играя с куклами за ширмой, даже самый застенчивый из нас почувствовал себя более свободным и уверенным. Нам удалось создать свой театр кукол и организовать представление, а это значит, что цель, поставленная нами в начале проектной деятельности, – достигнута.

На этом этапе наша работа завершена. Работу с театральными куклами мы решили продолжить. Следующий этап работы будет создание кукол с использованием техники папье-маше.

Список использованных источников информации:

1. Авдеев А. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе. Л. – М.

2. Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М., 2001.

Жил-был дед Харитон. И жил он в большом достатке. Все у него было: дом добротный, хозяйство большое. Не было только у него семьи. И решил дед найти себе бабу, чтобы скрасила она его жизнь, разделила бы радости и горе, да и по хозяйству помогала.

Вспомнил он, что по соседству с ним живет девушка Любава, красоты несказанной. Решил он к ней посвататься.

- Добрый день, девица-краса. А выходи-ка ты за меня замуж. Дом у меня- полная чаша: прочный, добротный, хозяйство большое, да справное. Будешь у меня как у Христа за пазухой жить.

- Что дом большой, да хозяйство справное, хорошо. А выйду я за тебя замуж.

- Ты чего, старый, белены объелся? Вот еще, буду я свои белы рученьки марать! Сам работай!

-Что же делать мне горемычному. Вот уж несколько дней прошло, а ни чего не меняется. Встанет к обеду красавица Любава, да и любуется в зеркало весь день своей красой, а вечером на вечерки ходит с подругами, на меня ни какого внимания не обращает.

-Отправлю я ее обратно к родителям.

Сидит опять дед, горюет.

-Ох, горе мне, горемыке.

Вдруг вспомнил дед Харитон, что живет в соседней деревне одна одинокая женщина. Ни матери у нее нет, ни отца, ни детей бог не послал. Решил дед Харитон еще раз посвататься.

-Здравствуй, Варварушка. Пришел я к тебе свататься.

-Много таких ко мне сватались, да не ужились со мной.

-Если будешь мне исправно помогать по хозяйству, то смотришь, и уживемся мы.

-Показывай свое хозяйство.

- Три дня живет у меня Варвара. Всем хороша хозяйка: дом держит в идеальном порядке, скотинушка накормлена, напоена. Все бы ни чего, но уж шибко бранится Варвара. От криков ее я стал глохнуть, куры перестали нестись, козы молоко давать, кролики плодиться, да и лошадушки головы повесил.

-Придется, видно, распрощаться с Варварой, иначе скоро от хозяйства ни чего не останется.

-Буду я, видать, одинешенек свой век доживать.

-Кто-то стучится, что-ли? Кого это на ночь глядя принесло?

-Подайте, Христа ради, что можете. Несколько дней у моих детей маковой росинки во рту не было. Так недолго и ноги протянуть.

-Что же случилось с вами? Как же вы оказались в наших краях?

-Зовут меня Пелагея, а это мои детушки: Егор и Прасковья. Погиб мой муж законный на войне. Оставил нам маленький домишко, ветхий, да сгорел он во время пожара. А родных у нас ни кого не осталось, вот так и оказались мы на улице. Ходим по свету, милостыню собираем. Тем и живем.

-Оставайтесь на ночь у меня. А утром будем решать, что делать дальше. Утро вечера мудренее.

Поднялась утром Пелагея, чуть солнышко встало, и пошла сразу управляться с хозяйством.

-Лошадушки вы мои, сейчас я вам гриву вычешу, шерстку помою. Будет она блестеть на солнышке.

- Славные мои, сейчас всех накормлю, напою, подстилку поменяю.

Пока дед Харитон спал, Пелагея в доме убралась, скотинушку накормила, щей наварила, блинов напекла.

Встал дед, диву дается, как споро справилась Пелагея с делами. Детишки встали, тоже давай матушке помогать.

Так прошло несколько дней. Думал дед, думал, да и говорит:

- Оставайся-ка ты, Пелагеюшка, с детишками своими у меня. Хорошо мне с вами, душевно. Добрые вы, ласковые, да работящие. Оставайтесь, будем жить вместе.

Какое интересное и полезное дело — школьный кукольный театр! Разве не замечательно всё сделать своими руками — и кукол, и сцену, — многому научиться и в конце концов самим разыграть пьесу. Но как организовать такой театр?

Как самим сделать кукол — от самых простых до более сложных?

Как построить ширму и сцену?

Как научиться управлять куклами, как сделать бутафорию и декорации и как поставить спектакль?

Может быть, и мы у себя в школе организуем свой веселый кукольный театр. Желаю вам успеха!

Тростевые куклы

Разновидностью кукол, показываемых из-за ширмы, являются тростевые куклы или, как их иногда называют, яванские (по месту предполагаемой их родины — острова Ява).

Тростевые куклы имеют подвижную голову, полый чехол, в который входит рука кукловода, управляющая головой и торсом куклы, и руки, имеющие локтевое сочленение, а иногда и подвижные кисти.

Марионетки

Марионетки — так называют кукол, управляемых системой нитей, прикрепленных к их голове, торсу и конечностям.

Марионетки видны зрителю во весь свой рост. Они могут не только ходить по полу, но и подниматься по лестницам, взбираться на трапецию, — словом, делать почти все, что делает человек. Только движения их будут более порывистыми, угловатыми, более условными, не совсем такими, как у живых существ.

Содержание пьесы, образы действующих в ней лиц, их внешняя характеристика и поступки, условия, в которых разыгрывается действие пьесы, подскажут нам выбор кукол.

ВложениеРазмер
kolobok.doc 43.5 КБ
kukolnyy_teatr_2.ppt 2.96 МБ














Предварительный просмотр:

Сценарий для постановки русской народной сказки в кукольном театре.

На переднем плане слева деревенский дом. Справа деревья. На втором плане лес. Из-за деревьев справа выходит Дед с вязанкой хвороста и идет к дому. На середине сцены останавливается и кладет вязанку на край ширмы.

Ох, умаялся! Устал!

Я сегодня рано встал,

Десять грядок посадил,

В лес за хворостом сходил.

Много переделал дел,

А покушать не успел.

Бабка, скоро ли обед?

Из окна выглядывает Бабка.

А его, дедочек, нет!

Ели хлеб и пили квас,

Вот и вышел весь запас!

Будет новый урожай,

Так обедать приезжай!

Бабка выходит из дома, забирает хворост и снова скрывается в доме. Кто-то скребется. Дед прислушивается.

Погоди-ка, бабка, слышишь,

В кладовой скребутся мыши.

Ты скорей туда пойди,

По сусекам помети.

Собери муку в совок,

Испечем мы колобок.

В общем, бабка, покумекай.

Бабка выходит из дома с ведром и дает его Деду.

Ты ж пока сходи на реку

И водицы принеси,

Чтобы тесто замесить!

Ну а лучше ключевой

Да не мертвой, а живой!

Дед берет ведро и скрывается за деревьями справа.

Как пойду я, как пойду,

По сусекам помету!

Соберу муку в совок,

Испеку нам колобок!

Бабка скрывается в доме, возвращается с миской, ставит ее на край ширмы. Из-за деревьев справа выходит Дед с ведром, подходит к Бабке.

Вот студеная вода!

Наливай ее сюда!

Дед выливает воду в миску. Бабка начинает месить тесто.

Дед жених, а я невеста,

Коли доживем до мая,

Будет свадьба золотая!

Бабка перестает месить и достает из миски ком теста.

Ставь его скорее в печку!

Обожди, мое сердечко!

Коли тесто подойдет,

Легче в рот потом войдет!

Ждем, ждем, ждем… А вот сейчас

Ставить в печку в самый раз!

Бабка уносит комок теста в дом.

Вот премудрое занятье!

Никогда не мог понять я,

Почему бы хлеб нам печь

Не могла сама испечь?

Бабка выглядывает в окно.

Что стремиться к чудесам,

Если можешь сделать сам?

Бабка выносит Колобка на крыльцо.

Вот смотри-ка, с пылу с жару!

Скоро сядем к самовару

И, как водится, вдвоем

С колобком чайку попьем.

Дед хочет его взять, но обжигается.

Ты руки не тяни,

Пригодятся нам они.

Подожди еще малечко,

Пусть постынет на крылечке.

Мы ж, пока он спустит жар,

Дед с Бабкой скрываются в доме.

В печке чуть не засушили,

А теперь и съесть решили.

Ждать я смерти не могу,

Я из дома убегу!

Колобок спрыгивает с крылечка и скрывается за правой кулисой. Бабка и дед выходят из дома.

Дед, смотри, он укатился,

С нами даже не простился!

А все ты! Мол, посиди,

Подожди да подожди.

Вот, остались без обеда!

Может быть, пойдем по следу?

Полно, бабка, не шути,

Колобка нам не найти!

Эх, дедочек мой, дедочек,

Сколько лет с тобой живем –

Все вдвоем да все вдвоем…

Нет ни дочки, ни сынка.

Да не уж-то Колобка

Хочешь ты усыновить?

Может быть, дед, может быть!

Он ведь только что родился.

Ах, зачем он укатился

И куда теперь пойдет?

Пропадет он, пропадет!

Да уж, вышел бойкий слишком!

Ох, хлебнет беды мальчишка.

Воротился бы домой

Колобок, сыночек мой!

А все ты! У, бессердечный!

Что ж меня ты пилишь вечно?

Нет моей ни в чем вины.

Бабка, испеки блины!

На переднем плане слева и справа несколько деревьев. На втором плане лес. Из-за деревьев слева выкатывается Колобок.

Я по коробу скребен,

По сусеку я метен,

У меня румяный бок.

Я – веселый Колобок!

Навстречу Колобку из-за деревьев справа выходит Заяц.

Любит серенький зайчишка

Бегать по лесу вприпрыжку!

Ушками все слушать,

Зубками все кушать!

Ты же свеженький совсем,

Погоди, тебя я съем!

Колобок отпрыгивает в сторону.

Не хочу я быть обедом,

Я ушел от бабки с дедом!

Я не попаду в беду,

От тебя, Косой, уйду!

Колобок быстро катится мимо Зайца и исчезает за деревьями справа. Заяц убегает за ним.

Гоняйся хоть полдня,

Не догонишь ты меня!

Через некоторое время Колобок снова появляется из-за деревьев слева.

Я по коробу скребен,

По сусеку я метен,

У меня румяный бок.

Я – веселый Колобок!

Из-за деревьев справа выходит Волк.

Хочет ухватить волчок

Всех зубами за бочок,

Положить в свой ротик,

А потом в животик.

Ты вот свеженький совсем!

Погоди, тебя я съем!

Не хочу я быть обедом!

Я ушел от бабки с дедом,

Ты меня бы не пужал,

Я от Зайца убежал!

Догонять меня без толку,

Убегу я и от волка!

Колобок быстро катится мимо Волка и исчезает за деревьями справа. Волк убегает за ним. Колобок снова появляется из-за деревьев слева.

Я по коробу скребен,

По сусеку я метен,

У меня румяный бок.

Я – веселый Колобок!

Из-за деревьев справа выходит Медведь.

Обожает с медом пышки

Кушать косолапый мишка.

Ты же свеженький совсем!

Погоди, тебя я съем!

Не хочу я быть обедом!

Я ушел от бабки с дедом,

Ты меня бы не пужал,

Я от Зайца убежал!

Догонять меня без толку,

Убежал я и от Волка.

Я не попаду в беду,

От тебя, Медведь, уйду!

Колобок быстро катится мимо Медведя и исчезает за деревьями справа. Медведь убегает за ним. Колобок снова появляется из-за деревьев слева.

Я по коробу скребен,

По сусеку я метен,

У меня румяный бок.

Я – веселый Колобок!

Из-за деревьев справа выходит Лиса.

Вы слыхали про лису?

Нет хитрей меня в лесу.

В назиданье детям всем

Колобка сейчас я съем!

Не хочу я быть обедом!

Я ушел от бабки с дедом,

И от Зайца убежал.

Волк мне тоже угрожал.

Я его не испугался,

И Медведю я не дался!

Я не попаду в беду,

От тебя, Лиса, уйду!

Славно, милый, ты поешь,

Жаль, что слов не разберешь.

Сядь ко мне на язычок,

Про румяный спой бочок.

Я по коробу скребен,

По сусеку я метен,

У меня румяный бок.

Лиса набрасывается на Колобка и съедает его.

Он ушел от бабки с дедом,

Не хотел он быть обедом.

Сел ко мне на язычок.

А ведь вкусный, дурачок!

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Учитель начальных классов МБОУ школа №47 Мисько Т.З . Школьный КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР.

Куклы Петрушки Тростевые куклы Марионетки

Ширма и сцена В современных кукольных спектаклях пользуются ширмами самых разнообразных форм и размеров. Зачастую ширмы, в прямом смысле этого слова, в спектакле отсутствуют и заменяются различными деталями декораций, за которыми скрываются кукловоды. Это вносит большое разнообразие в игру кукол, позволяет им играть в различных точках сцены, а не только у края ширмы. Однако при таких сложных решениях сценического пространства надо всегда учитывать рост кукловода и наиболее удобное для него положение, чтобы он, как правило, мог управлять куклами стоя во весь рост, без необходимости пригибаться, опускаться на колени или склонять голову.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Организация кукольного театра в начальной школе

Учитель начальных классов Маленкова Елена Сергеевна

На протяжении многих лет педагоги и методисты решали и решают

вопросы: как ввести маленького человека в мир литературы, как научить его любить книгу? Каждому педагогу хочется сделать жизнь детей в школе содержательной, активной, интересной, творческой. Он стремится найти новые пути эстетического воспитания и художественного образования детей, привития социально-нравственных качеств, ищет приёмы развития индивидуальных творческих способностей младших школьников.

У нечитающих детей, во-первых, обедняется словарный запас, и как следствие, понижается уровень интеллектуальных возможностей. Во-вторых, нарушается процесс их социализации, вхождения в общество, знакомства с его моральными и духовными ценностями. В-третьих, нечитающие дети, вырастая, не приучают к книге своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений в семье.

Школьный кукольный театр – одна из форм внеклассной работы с младшими школьниками. Художественные образы, яркое оформление, точное слово и музыка расширяют детский кругозор, создают дружественную атмосферу, способствующую развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления.

Эти принципы системно-деятельностного подхода можно реализовать, используя на занятиях самые разные виды игры .

Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам. Так, например, участвуя в кукольном представлении и умея рассказать о себе, ученик должен научиться рассказывать свою историю от имени другого персонажа- куклы. В игре формируются его деятельностные способности, общеучебные умения.

В процессе игры снимаются стрессообразующие факторы учебного процесса, создаётся доброжелательная атмосфера, т.е. реализуется принцип психологической комфортности .

Именно в игре реализуется принцип творчества . Это означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Театрализованные постановки по мотивам художественных произведений позволяют ребёнку знакомиться с окружающей действительностью, удовлетворять познавательные интересы, учиться видеть себя в тесной связи с другими людьми. Театральная деятельность оказывает большое влияние на развитие речи детей, а также занятия развивают у детей память, артистические способности, коммуникабельность. Дети учатся работать в коллективе, помогать друг другу, поддерживать.

Занимаясь элементами театральной деятельности, ребенок может воспитать в себе творческие и человеческие качества. Дети – самые лучшие актеры, поскольку они непосредственны, активны, эмоциональны. Игра для них – естественная потребность. Участие в создании самих кукол, декораций и представления в целом позволяет приобрести так же дополнительные практические навыки

Занятия в кружке помогают решить многие задачи:

формирование мировоззрения, нравственных убеждений ( персонажи кукольных представлений бережно хранят характеристики человеческой мудрости, доброты, смелости, жадности , глупости);

развитие воображения, памяти, творческих способностей, эстетических чувств и понимание прекрасного ;

воспитание эмоционально-чувственного отношения к окружающему миру.

Кроме того, ощутимо совершенствуются навыки чтения, работа над текстом литературных произведений, максимально доступным становится овладение системой филологических понятий (жанр, персонаж, композиция), взаимосвязь всех видов речевой деятельности. Формируется интеллект и уровень общей культуры , представление о многообразии мировой и отечественной литературы.

Занятия кружка исключительно творческие, способные пробудить и развить детскую фантазию, духовное общение, а при правильной организации дают импульс к самостоятельной деятельности. Перевоплощаясь в тот или иной образ, дети смеются, когда смеются их персонажи, грустят вместе с ними; чувствуют и думают так же, как и их сказочные герои. Помочь ребенку раскрыться, проявить себя в общении, высказаться в доступной форме, т.е. выразить свои впечатления от наиболее взволновавших эпизодов, помогает сюжетная игра, рисунок, музыка.

На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы , так и посещение театров, тематические экскурсии, игры и упражнения из театральной педагогики.

На первых занятиях кружка я познакомила детей с кукольным театром, с работой в кукольном театре, учила правильно одевать куклу на руку.

Опыт показывает, что умелая организация работы в кукольном театре подталкивает учащихся на создание собственных небольших пьес. Учащиеся сами предлагают темы, которые им хотелось бы сыграть, придумывают реплики будущих героев. Это естественно: ведь дети шести- десяти лет – прекрасные сочинители , импровизаторы. Ведь через кукол легче высказать свое мнение, легче о чем-то спросить - говорит-то кукла!

Школьники с удовольствием составляют сценарии для кукольных представлений, сочиняя и переделывая сказки, изготавливая кукол, участвуя в спектаклях.

Таким образом, представление в театре кукол со временем можно использовать как чудесный ключик , который откроет дверцу в окружающий ребенка волшебный мир образов, красок, звуков.

Наш кружок посещали дети с разными способностями. Некоторые хорошо читали, интересовались литературой, но были и дети ничем не интересовавшиеся, плохо читавшие. Начав посещать занятия кукольного театра, эти дети при инсценировании сказок нередко получали главные роли. И вскоре ребята стали лучше читать, меньше конфликтовать с одноклассниками, поведение изменилось в лучшую сторону. Очевидно, что занятия в кружке оказывают положительное воздействие на слабых учащихся.

Сейчас я с уверенностью могу сказать, что работа в кукольном театре воспитывает высоконравственную личность, формирует у младших школьников коммуникативные умения, адаптирует их к современной жизни, расширяет кругозор. Все участники кружка, несмотря на то, что некоторым из них сложно дается учеба, замечательные и способные артисты.

Беседуя с учителями начальных классов, родителями учащихся , психологами школы, наблюдая за младшими школьниками во внеурочное время, убеждаешься, что внеурочная деятельность предоставляет ребенку возможность выбора направления в соответствии с имеющимися у него природными задатками . В основе внеурочной деятельности лежит свободный выбор направления и вида деятельности. И эта свобода выбора – мощнейший стимул развития личности ребенка.

На сцене современного театра кукол вы можете видеть разнообразные спектакли, начиная с коротких, легких по содержанию и простых по форме ; сказок для самых маленьких зрителей и кончая сложными спектаклями и концертными номерами.

Существуют общие правила ведения кукол:

1.Нужно держать куклы на определенном уровне по отношению к ширме, из-за которой их показывают. Кукла, поставленная вплотную к краю ширмы, должна возвышаться над ширмой примерно на две трети своей высоты. Отводя куклу в глубину, нужно несколько повышать ее уровень для того, чтобы передние зрители могли ее видеть, так как чем дальше кукла отведена от края ширмы, тем она хуже становится видна. Ширма рассчитана на средний рост человека.

2. Когда кукла не жестикулирует и не совершает каких-либо физических действий, ее руки должны быть прижаты к туловищу (при этом правая ручка куклы придерживает левую).

3. Держать куклу следует прямо. Наклон куклы осуществляет наклоном кисти руки исполнителя.

4.Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить ее, согнув в запястье руку, на которую надета кукла, а потом уже, оперев запястья на то место, куда вы сажаете куклу, выпрямить кисти своей руки. Когда сидевшая ранее кукла встает, она тоже должна сначала наклониться вперед, а потом выпрямиться.

5. Движения куклы и текст, произносимый от ее имени, должны быть обращены к определенному обьекту.

6. Говорящая кукла должна подчеркивать наиболее важные слова мелкими движениями головы или рук так же, как это делает человек в жизни.

7. Когда одна кукла говорит, остальные должны быть неподвижны, иначе непонятно, какая из кукол говорит.

Устойчивые навыки правильного ведения куклы вырабатываются постепенно, в практической работе с куклой.

Поведение персонажей этой пьесы очень конкретно и включает в себя те элементы, которые входят в поведение почти каждого действующего лица, такие простейшие физические действия, как (увидеть, осмотреть, позвать, тянуть, толкать и др.)

Работа над спектаклем начинается с чтения и разбора сказки. Поняв главную мысль, нужно проследить, как она проводится в действии. Выясняется, что пьеса состоит из последовательного ряда эпизодов, т. е отрезков действия.

1. Выросла репка большая-пребольшая.

2.Стал Дед репку тянуть. Тянет-потянет, вытянуть не может.

3.Позвал Дед Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут.

4.Эпизоды (приход Внучки,Жучки, Кошки) говорят о том, что совместные усилия дают хорошие результаты- репка начинает поддаваться. И наконец эпизод с Мышкой окончательно утверждает главную мысль пьесы о значении коллективности во всяком деле.

Декорации в кукольном спектакле должны быть очень лаконичными: чем меньше, тем лучше, тем свободнее куклам двигаться и легче играть. Мы в своих постановках для декораций сказок используем плоскостной театр

Показывая детям сказки мы пробуждаем интерес к театрализованной игре, формируем умение следить за развитием действия в кукольных спектаклях. Создаем условия для систематического восприятия театрализованных выступлений.

Кукольный театр из кружек

Кукольный театр из кружек Куклы могут всё или почти всё. Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности дошкольников, корректируют их поведение.

Кукольный театр

Кукольный театр недавно сделала в свою группу кукольный театр,решила поделиться идеей оформления 1. сначала делаем каркас из простой картонной коробки.

Кукольный театр как средство развития навыков общения у детей среднего дошкольного возраста КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Глушкова Юлия Сергеевна г. Котельнич, Кировской.

Кукольный театр как средство развития творческих способностей детей 4)Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! Кукла может все или почти все. Она.

Кукольный театр в ДОУ Статья КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР В ДОУ Кукольный театр – одно из самых любимых зрелищ детей дошкольного возраста. Он привлекает детей своей яркостью,.

Приготовить бумагу оранжевого цвета

.Согнуть по диагонали

Сложить по диагональной линии углы во внутрь

Согнуть основные части петуха

С правой стороны во внутрь вкладываем угол, отгибаем вперёд голову формируем клюв.

С левой стороны отгибаем угол для формирования хвоста.

Все линии сгиба в хвостовой части разрезаем и отгибаем в разные стороны. Получается пушистый хвост.

Вырезаем и закрепляем жёлтый гребешок с зубчиками, бородку и глаза.

Вырезаем косу чёрного цвета и приклеиваем.

Ножницы, клей, кисточка для клея

Бумага оранжевого цвета- 2 листа.

Для глаз обрезки синего и чёрного цвета.

Для гребешка –обрезки жёлтого цвета.

Для косы обрезки чёрного картона

Ширма и декорации

Кукольный театр – увлекательное и интересное искусство, которое не оставит равнодушными ни взрослых, ни детей. Однако постановка кукольного театра невозможна без соответствующих декораций. В театре кукол это ширма. Изготовить ширму для кукольного театра нам помогли родители. Они из брусков собрали каркас и обтянули тканью.

Ширма соответствовала всем нашим требованиям

соответствует нашему росту.

ткань не маркая

ширму можно легко украсить

Для декораций нам понадобились деревья, берёзки и ёлочки разных размеров, домик для Заюшки, домик для Лисички, забор, цветы. Декораторы самостоятельно справились со своей задачей. Сначала они нарисовали на плотной бумаге, потом вырезали.

Артисты-кукловоды

Всем ребятам класса хотелось поучаствовать себя в роли кукловодов. Отбор был очень строгий.

1.4 Защита проекта

У нас презентация проекта проходила в форме кукольного спектакля. Долгие 3 месяца длилась наша работа, шаг за шагом мы приближались к нашей мечте. Накануне премьеры были приглашены ребята 1-2 классов. Долгожданный день настал. Зрители занимают места в зале, с нетерпением ожидая сказки. Артисты волнуются. Кукла клоун объявляет сказки.

II . Заключение

Продумывая этапы работы над проектом, мы решили не ограничиваться только постановкой спектакля. Изготовление кукол, декораций, костюмов, репетиции и сама премьера – также важные составляющие всей работы по созданию театра.

Прежде всего, мы изучили историю кукольного театра.

Постановка кукольного театра невозможна без соответствующих декораций. В театре кукол это ширма. Изготовить ширму для кукольного театра помогли родители. Представление состоялось. Разработанный нами проект кукольного театра получил положительную оценку от зрителей. В дальнейшем мы планируем выступить в детских садах нашего посёлка, а также мы решили продолжить работу и дальше - выполнить постановку других спектаклей.

Список литературы

2. Е.И. Якубовская, Н.В. Еремина, Л.Н. Иванищенко; - СПб.:СПбАППО, 2008

3. И.Ф.Петров Театр предметных кукол. Москва. Гум. Издательский центр "Владос" 2004г.

4. Интернет Свободная энциклопедия "Википедия"

5. История развития кукольного театра. Москва. Изд. – “Нева”. 2000 г.

6. Л.В.Грушина "Ручные перчатки" Издательский дом "Карапуз" 2007г.

7. Л.М. Шипицына, О.В, Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова

8. Н.Ф.Сороеина "Играем в кукольный театр" Издательство "Арти" Москва

10. Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петров Театрализованные игры в детском саду Москва "Школьная Пресса" 2000г.

11. Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко Кукольный театр - дошкольникам. "Просвещение" 1982г.

Читайте также: