Работа с молодыми специалистами в школе план мероприятий

Обновлено: 02.07.2024

Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму.
Китайская притча.

Потребность в развитии образования активизирует инициативу творчески ориентированных педагогов на поиски эффективных педагогических приёмов и проектирования опыта продуктивной педагогической деятельности. Как осуществить переход учителей к использованию способов обучения, адекватных требованиям сегодняшнего дня? Как создать систему перспективного образования школьников? Причинами, тормозящими процесс создания такой системы, являются малоэффективное использование ресурса творчески работающих учителей, недостаточно эффективная работа методической службы в образовательном учреждении.

В настоящее время в условиях изменения парадигмы образования методическую работу в школе нужно рассматривать как процесс изменения внутренних условий развития образовательного учреждения в соответствии с изменением внешних условий развития системы образования. Основная цель методической работы в этих условиях – постоянное обновление набора качественных услуг в зависимости от запроса государства.

Методическая работа в школе как система повышения квалификации формирует профессиональную деятельность учителей и направлена на развитие педагогического мастерства. Мы представляем рост профессиональной компетентности педагога как:

  • разноуровневые формы активности с определенной процессуальной структурой;
  • часть жизненного пути педагога, в ходе которого на основе субъективных и объективных факторов он осуществляет альтернативный выбор направленности своего профессионального роста, его цели и средств достижений;
  • целостный, непрерывный, ступенчатый процесс развития, результат которого – опыт профессиональной деятельности, представленный совокупностью четырех элементов: знаний, опыта деятельности (реальной и интеллектуальной), эмоционально-ценностным отношением к действительности;
  • специфическую форму социализации (путь от адаптации к индивидуальной деятельности, к признанию педагогической индивидуальности).

Сегодня нужны педагоги, способные включиться в процессы обновления образования, владеющие компетентностью в информационной, исследовательской, проектной деятельности, понимающие и осознающие новую миссию учителя. Для решения задач современного образования необходима иная качественная подготовка и переподготовка учителя.

По идее проекта “Наша новая школа” перед каждой школой стоит задача об организации работы постоянного повышения квалификации учителей, пополнения новым поколением учителей.

Информационная карта проекта.

1. Полное наименование проекта:

Программа методического сопровождения молодых специалистов в условиях реализации ФГОС нового поколения – “Школа педагогического мастерства”.

2. География проекта: МБОУ НОШ № 21 г. Южно-Сахалинска

3. Актуальность:

Работа с молодыми специалистами – одно из приоритетных направлений в деятельности любого образовательного учреждения.

Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы, к качественному переходу к профильному образованию. Практика работы с молодыми учителями показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительное время. Анализы работы с молодыми учителями показывают, что наибольшие сложности у начинающих учителей вызывают вопросы организации урока, дисциплины и порядка на уроке, методическая сторона урока, оформление школьной документации, организация работы с родителями обучающихся, осуществление классного руководства. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него еще не сформированы профессионально значимые качества, поэтому является необходимостью оказание постоянной методической помощи учителям. Работа с молодыми специалистами традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы школы. Повышение квалификации учителей всегда актуальная проблема.

Чем раньше молодой специалист убедится в правильности выбора профессии, чем меньше прогнозируемых трудностей встретит он, тем более квалифицированным специалистом он может в итоге стать.

В современном мире знания стремительно устаревают. Это требует и постоянной профессиональной подготовки, и постоянного совершенствования инструментария для самостоятельной работы с информацией.

Практика показывает, что специалист максимально раскрывает свой потенциал только тогда, когда он понимает свою роль в решении общих задач и получает адекватную оценку со стороны коллег.

Таким образом, необходимо создавать условия для развития внутренних мотивов педагогического роста, формировать личность педагога с объективным восприятием Я-концепции, способной к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию.

4. Ведущая педагогическая идея:

Развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций и личностно-нравственных качеств молодых педагогов, готовых к самообразованию и самосовершенствованию.

Повышение уровня профессиональной компетенции молодых специалистов через дифференциацию и оптимальное сочетание видов и форм работы, стимулирование профессиональной творческой активности и стремления к профессиональному росту.

Развитие личности, способной успешно и на высоком профессиональном уровне решать педагогические задачи, обладающей качествами, соответствующими требованиям, предъявляемым Концепцией модернизации российского образования, современной жизнью, инициативой “Наша новая школа”.

5. Технология опыта:

В настоящее время в стране реализуется Концепция модернизации Российского образования, инициатива “Наша новая школа”. Образованность общества, а особенно молодежи, должна стать основой для решения социальных и экономических проблем, сохранение и развитие науки и культуры, национальных традиций, укрепление государства и обеспечение его безопасности. В решении этих задач определяющая роль принадлежит учителю. Будущее школы – это компетентные педагоги.

Любое обновление школы требует реконструкции не только материально-технической базы и содержания образования, но и кадрового потенциала. Эти стратегические линии должны развиваться параллельно.

Инфантильный, неразвивающийся учитель никогда не воспитает творческую созидательную личность. Не умеющий адаптироваться, не владеющий коммуникационными навыками, не способный найти свое место в социуме учитель не научит этому учеников.

6. Теоретическая основа опыта: педагогические исследования Г.К. Селевко, который, изучив современные образовательные технологии, выделил их ведущие педагогические идеи, очертил круг задач, решение которых позволит достичь ведущих целей образовательной деятельности, и определил основной инструментарий.

Данный Г.К. Селевко анализ концептуальных основ передового педагогического опыта Е.Н. Ильина, Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой, М. Монтессори, изучение особенностей содержания и методик позволяют молодым учителям определить стратегию саморазвития, помогают в решении тех методических проблем, которые объективно возникают в деятельности молодого специалиста.

7. Инновационная составляющая проекта:

В условиях обновления школьного образования особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики. Главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения отведена учителю. Учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса.

8. Новизна опыта:

Сегодня ученые-практики осознают необходимость специально созданной целостной системы адаптации и становления молодых педагогов, целенаправленной комплексной работы по выявлению и развитию их потенциала.

В результате работы будет выявлена и апробирована система методологических условий, способствующих созданию педагогического кредо молодым специалистом, ведущая к закреплённости молодых педагогов в образовательных учреждениях.

9. Цель проекта: организовать работу с молодыми учителями, оказать методическую помощь в их профессиональном становлении в условиях реализации новых ФГОС.

10. Задачи проекта:

1. Оказание помощи молодым специалистам при адаптации в педагогическом коллективе.
2. Повышение уровня методической подготовленности педагогов.
3. Оказание практической помощи молодым специалистам.
4. Обеспечение постоянного освоения современных образовательных технологий.
5. Проведение обмена опытом успешной педагогической деятельности.
6. Оказание помощи в самообразовательной работе молодых специалистов.
7. Формирование представлений о путях совершенствования.
8. Создание условий для саморазвития и самореализации.
9. Оказание психологической поддержки.
10. Поощрение молодых специалистов и стимулирование их работы.

11. Предполагаемое количество участников: молодые учителя школы со стажем до 3 лет.

12. Сроки реализации проекта: 2013–2014 учебный год.

Этапы реализации проекта.

Диагностика, выявление состояния проблемы.

Анализ целевых установок при создании программы развития; разработка стратегии основных направлений работы.

Формирование плана действий по реализации стратегии.

Интерактивные формы работы.

Проведение диагностики и самодиагностики педагогической деятельности направлено на овладение каждым учителем навыками самоанализа, самооценки, что позволяет переводить работу с кадрами в режиме активного саморегулирования и самокоррекции, распознать профессиональные и личностные особенности учителя.

Овладение навыком самодиагностики позволяет учителю самостоятельно анализировать и вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс. При этом учитель выходит на новый уровень самоорганизации – в режим непрерывного педагогического совершенствования и поиска.

План работы. Школы педагогического мастерства.

– Развитие мировоззрения, профессионально – ценностных и личностно-нравственных качеств молодых педагогов, готовых к самообразованию и самосовершенствованию.
– Развитие современного диалектического стиля педагогического мышления учителя, таких его черт, как системность, комплексность, конкретность.
– Формирование у учителей толерантности, чувства меры, гибкости, мобильности и т.д.

Направления школы Содержание работы Дата Ответств.
1 Организация наставничества. 1. Собеседование с молодыми учителями.
2. Выбор и назначение наставников.
3. Встреча и знакомство с наставниками.
4. Совместное составление плана работы с наставниками.
Сентябрь. Завуч, рук. МО
2 Методические семинары. 1. Провести тематические методические семинары:
2. Нетрадиционные формы обучения.
3. Современные образовательные технологии.
4. Школьная документация.
5. Планирование работы учителя.
6. Методика проведения классного часа.
7. Методические аспекты урока.
8. Дидактические аспекты современного урока.
9. Роль домашнего задания.
10. Аттестация учителя.
1 раз в месяц. Завуч.
3 Работа с документацией 1. Оформление журнала.
2. Внутренний распорядок дня.
3. Устав школы.
4. Локальные акты.
5. Составление календарно-тематических планов.
6. Поурочное планирование.
7. Личные дела учащихся.
В течение года на семинарах. Завуч, рук. МО.
4 Самообразовательная работа. 1. Оказание помощи в выборе темы самообразования.
2. Оказание помощи в составлении плана самообразования.
3. Выбор литературы.
4. Работа с литературой.
5. Изучение передового опыта по теме.
По необходимости. Завуч, наставники.
5 Организация внеклассной работы. 1. Организация внеклассной работы по предмету.
2. Неделя русского языка.
3. Неделя математики.
4. Исследовательская деятельность младших школьников.
5. Олимпиадный марафон.
6. Конкурсы, выставки.
По плану школы. Учителя.
6 Распространение положительного, успешного опыта работы. 1. Участие в школьном конкурсе “Учитель года”.
2. Участие в неделе открытых уроков.
3. Проведение открытых уроков.
4. Проведение открытых внеклассных мероприятий.
5. Участие в школьных педагогических чтениях.
6. Участие на методической выставке.
7. Организовать выход по теме самообразования.
8. Принять участие на декаде молодых учителей.
В течение года. Завуч, учителя.
7 Стимулирование работы. 1. Организовать декаду успехов молодого учителя.
2. По итогам года присудить номинации:
3. “Лучший молодой учитель”.
4. “Творчески работающий молодой учитель”.
5. Провести конкурс молодых учителей “Звездный час учителя” по разным номинациям.
6. Премирование.
В течение года. Директор.
8 Диагностика работы. 1. Анкетирование
2. Анализ работы.
3. Диагностика уровня педагогического мастерства.
4. Диагностика творческого подхода к работе.
5. Проведение диагностики и самодиагностики по итогам года
В течение года. Завуч.
9 Повышение квалификации. 1. Посещение методических семинаров школы педагогического мастерства.
2. Обучение на курсах.
3. Посещение семинаров (уровень города, области).
В теч. года. Завуч, молодые учителя.
10 Конкурсы, игры, тренинги. 1. Провести конкурсы, деловые игры, психологические тренинги. В “заниматель-ной” части семинаров. Завуч, психолог школы.
11 Отчет на Мини-Совете 1. Подвести итоги работы Школы педагогического мастерства Конец учебного года. Завуч, наставники, молодые учителя.

Учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса. Содержание этих компетентностей отражено в таблице.

Система профессиональных компетентностей учителя.

Владение навыками использования здоровьесберегающих технологий.

Умение проектировать и реализовать программу индивидуальной траектории обучения ученика.

В условиях введения ФГОС расширяется содержание этих компетентностей (Приложение 1).

13. Описание деятельности по проекту:

В сентябре организовать Школу педагогического мастерства, работу школы возглавит заместитель директора по учебно-воспитательной работе, лекторы – опытные учителя школы. Занятия проводятся 2 раза в месяц в течение года.

Направления работы школы:

1. Организация наставничества.
2. Методические семинары.
3. Психологические семинары.
4. Самообразовательная работа.
5. Организация внеклассной работы.
6. Распространение положительного, успешного опыта работы.
7. Стимулирование работы.
8. Диагностика работы.
9. Повышение квалификации.
10. Конкурсы, игры, тренинги.

– беседы;
– собеседования;
– тренинговые занятия;
– встречи с опытными учителями;
– открытые уроки, внеклассные мероприятия;
– мастер-классы;
– тематические педсоветы, семинары;
– методические консультации;
– методические бюллетени;
– посещение уроков;
– взаимопосещение уроков;
– анкетирование, тестирование;
– участие в разных мероприятиях (школьного, городского и регионального уровней);
– прохождение курсов, посещение семинаров.

Нормативная база школы педагогического мастерства: Положение о наставничестве (Приложение 3), Устав школы, нормативные акты Минобрнауки России.

Структура семинаров школы педагогического мастерства:

1. Семинарская часть.
2. Практическая часть.
3. Психологические тренинги.
4. Занимательная часть.
5. Беседа с учителями.
6. Подведение итогов работы семинара.

В конце учебного года проводится творческая отчетная неделя молодого учителя.

14. Общая стоимость проекта: 55.000 рублей.

15. Ожидаемые результаты: систематически проводится разносторонняя целенаправленная методическая работа с молодыми учителями, молодые учителя проходят адаптационный период уверенно, повышают уровень профессиональной подготовки, убеждаются в правильном выборе своей профессии.

16. Практическая значимость реализации проекта:

В ходе выполнения проекта будут созданы условия для роста профессионального мастерства молодых специалистов. Через постоянную, систематическую, профессиональную учёбу на местах будет формироваться мастерство учителя. Сотрудничество в течение длительного времени, позволит улучшить стиль, почерк работы учителя и его личностные качества, видеть рост его профессионализма.

Таким образом, программа поможет и молодым учителям, и руководителю школю решать целый ряд проблем, стоящих перед молодыми учителями, будет способствовать поиску и проявлению учителями своего педагогического кредо.

По данному проекту любая школа может организовать работу в повышении квалификации с молодыми учителями.

17. Перспективы дальнейшего развития проекта.

В дальнейшем выходить на сетевую связь с другими школами, провести с ними методические мероприятия, вести работу по повышению квалификации молодых учителей школ, привлечь опытных учителей школ в организации работы Школы педагогического мастерства с молодыми учителями.

Пролонгацией опыта работы может стать создание Клуба молодых специалистов на уровне города, что позволит организовать взаимодействие молодых учителей друг с другом и с образовательными структурами.

Реализация комплексно-целевой программы на уровне города позволит молодым учителям получить доступ к самым прогрессивным идеям образования и воспитания, информацию о новых педагогических технологиях.

Одна из функций заместителя директора по УВР - помощь молодым специалистам в адаптационный период в начале трудового пути.

ВложениеРазмер
plan_raboty_s_molodymi_spetsialistami_v_shkole.docx 24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Директор МКОУ СОШ № 10

КУПША С.Б. _____________________

От______________ 20____ г.

План работы с молодыми специалистами школы

Работа с документами

1. Знакомство молодых специалистов со школой и ее традициями.

Ответственные: Зам.директора по УВР, наставник

1. Изучение молодыми специалистами программ, учебников, пособий, методического материала.

Ответственные: Зам.директора по УВР, наставник

1. Анкетирование молодых специалистов по выявлению профессиональной подготовки.

Ответственные: Зам.директора по УВР.

2. Определение учебной нагрузки.

Ответственные: Зам.директора по УВР.

1. Знакомство молодых специалистов с инструкциями по ведению документации (журналы, тетради, дневники).

Ответственные: Зам.директора по УВР.

2. Оформление папки с личными делами.

Ответственные: Зам.директора по УВР, наставник

1. Проведение собеседования зам.директора по УВР с предполагаемыми наставниками.

Ответственные: Зам.директора по УВР.

2. Определение форм работы с молодыми специалистами.

Ответственные: Зам.директора по УВР.

1. Назначение и закрепление за молодыми специалистами наставников.

Ответственные: директор ОУ, зам.директора по УВР.

2. Составление плана работы с молодыми специалистами.

Ответственные: Зам.директора по УВР, руководитель МО

3. Утверждение плана на заседании МО.

Ответственные: Зам.директора по УВР, руководитель МО

1. Помощь молодым специалистам:

  • в выборе учебных программ;
  • в составлении календарно-тематического планирования;
  • в разработке плана воспитательной работы класса.

Ответственные: Зам.директора по УВР, наставник .

1. Посещение молодыми специалистами уроков, проводимых другими учителями.

Ответственные: Зам.директора по УВР, наставник.

2. Посещение зам.директора по УВР уроков, проводимых молодыми специалистами, с проведением последующего анализа.

Ответственные: Зам.директора по УВР.

3. Адаптация молодых специалистов в коллективе. Ответственные: Зам.директора по УВР, наставник. учителя

4. Посещение молодым специалистом районной школы молодого учителя.

1. Помощь наставников в оформлении классных журналов молодыми специалистами.

2. Ознакомление молодых специалистов с нормативной и методической литературой.

Ответственные: Зам.директора по УВР, наставник

1. Посещение уроков, помощь в проведении внеклассных мероприятий.

2. Контроль над самообразованием молодых специалистов.

3. Мастер- классы наставников.

Ответственные: Зам.директора по УВР, наставник

Работа с документами

1. Работа молодых специалистов над темой по самообразованию.

Ответственные: Зам.директора по УВР, наставник.

2. Посещение молодыми специалистами семинаров.

Ответственные: Зам.директора по УВР, наставник.

3. Работа в творческой группе школы.

4. Распределение тем для выступления на методическом объединении.

Ответственные: Зам.директора по УВР, наставник, руководитель МО

1. Помощь молодым специалистам:

  • в планировании трудных тем;
  • в подготовке и проведении родительского собрания.

2. Работа, повышающая эффективность деятельности молодых специалистов.

Ответственные: Зам.директора по УВР, наставник

Ответственные: Зам.директора по УВР, наставник.

1. Посещение молодыми специалистами уроков, проводимых другими учителями.

Ответственные: Зам.директора по УВР, наставник.

2. Посещение зам.директора по УВР уроков, проводимых молодыми специалистами, с проведением последующего анализа.

Ответственные: Зам.директора по УВР.

1. Проверка ведения классного журнала молодыми специалистами -выявление соответствия записей в журналах тематическому планированию

Ответственные: Зам.директора по УВР, наставник.

2. Проверка ведения рабочих тетрадей учащихся классов молодых специалистов.

Ответственные: Зам.директора по УВР, наставник.

3. Изучение нормативных документов.

Ответственные: Зам.директора по УВР, наставник.

4. Подбор и оформление шаблонов заявлений, объявлений, памяток, инструкций.

1. Совместное посещение с молодыми специалистами уроков, проводимых другими учителями.

Ответственные: Зам.директора по УВР, наставник.

2. Диагностика затруднений молодых специалистов.

Ответственные: Зам.директора по УВР, наставник.

3. Помощь в разработке наглядных и дидактических пособий.

4. Помощь в развитии кабинета.

Ответственные: Зам.директора по УВР, наставник.

1. Выступление молодых специалистов на методическом объединении с анализом собственной деятельности.

Ответственные: молодой специалист, наставник.

2. Коррекция плана работы с учетом данного анализа.

Ответственные: Зам.директора по УВР, наставник.

1. Работа по теме самообразования.

2. Контроль над работой молодых специалистов с одаренными и слабоуспевающими учащимися.

3. Собеседование с родителями учащихся классов молодых специалистов.

Ответственные: Зам.директора по УВР, наставник.

Ответственные: Зам.директора по УВР, наставник.

1. Посещение молодыми специалистами уроков, проводимых другими учителями.

Ответственные: Зам.директора по УВР, наставник.

2. Посещение зам.директора по УВР уроков, проводимых молодыми специалистами, с проведением последующего анализа.

Ответственные: Зам.директора по УВР.

1. Собеседование с молодыми специалистами по вопросам затруднений в планировании педагогической деятельности.

Ответственные: Зам.директора по УВР, наставник.

1. Отчеты наставников на заседании МО о повышении эффективности деятельности молодых специалистов и результатах их педагогической работы (успешность и успеваемость учащихся).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: оказание практической помощи молодым специалистам в вопросах совершенствования теоретических и практических знаний и повышение их педагогического мастерства.

Продолжить формирование у молодых специалистов потребности в непрерывном самообразовании, к овладению новыми формами, методами, приѐмами обучения и воспитания учащихся, умению практической реализации теоретических знаний.

Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно- воспитательный процесс.

Ликвидировать недостаток знаний, формировать профессиональные умения, необходимые для выполнения должностных функций.

Способствовать формированию индивидуального стиля творческой

деятельности; вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.

Умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование.

Становление молодого учителя как учителя-профессионала.

Повышение методической, интеллектуальной культуры учителя.

Овладение системой контроля и оценки знаний учащихся.

Умение проектировать воспитательную систему, работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.

индивидуальные, коллективные, консультации;

мастер-классы, семинары, открытые уроки;

теоретические выступления, защита проектов;

Организация помощи начинающим педагогам в овладении педагогическим мастерством через изучение опыта лучших педагогов школы.

Привлечение молодых специалистов к подготовке и организации педсоветов, семинаров, конференций, к работе учебно-методических объединений.

Посещение уроков молодых специалистов.

Отслеживание результатов работы молодого учителя,педагогическая диагностика.

Организация разработки молодыми специалистами дидактического материала, электронных учебных материалов и др.

Закрепление учителя-наставника за молодым

педагога (приказ по школе)

Методические требования к современному уроку

Определение методической темы

Современная подготовка материалов для

контрольных работ, анализ и коррекция результатов.

Организация посещения занятий молодого педагога с целью оказания ему методической помощи

Посещение молодым педагогом уроков наставника и

Обучение технологии самоанализа урока и

Собеседование, анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение

степени комфортности педагога в коллективе.

Школа сегодня призвана создать условия для развития и саморазвития личности ученика. Это по силам лишь тем педагогам, которые способны не только передавать знания учащимся, но и содействовать развитию и саморазвитию интеллектуальной, духовной, нравственной сфер личности.

Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. Знаний, полученных в вузе, достаточно, но школьная практика показывает, что молодым учителям не хватает педагогического опыта. Анализ школьной действительности и социально-педагогических исследований показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация выпускника может протекать длительно и сложно. Зачастую возникающие у молодого специалиста трудности связаны со слабой методической подготовкой, отсутствием возможностей организации своей педагогической деятельности, недостаточным владением приемами и методами обучения. Готовясь к уроку, молодой педагог не может выделить приоритетные цели и задачи, что приводит к низкой эффективности обучения. Следующая проблема, с которой сталкивается большая часть молодых педагогов, - адаптационно-коммуникативная. Она связана с тем, что молодой специалист попадает в незнакомую для него учительскую среду - педагогический коллектив. От коммуникабельности на первых порах зависят не только общий успех работы учителя, но и уровни самооценки и притязаний.

Возникают и определенные проблемы во взаимоотношениях с учениками. Особое место занимает проблема взаимоотношений со "сложными", так называемыми проблемными учениками. Для работы с ними у молодого педагога не хватает педагогического опыта.

Профессиональная некомпетентность молодых учителей связана и с тем, что они плохо контролируют и порой неверно строят свою речь. Неумение разъяснить учебный материал молодой учитель воспринимает как собственную профессиональную непригодность и зачастую делает неверный вывод о правильности выбора своей профессии. Общим для всех начинающих учителей является то, что они хорошо представляют цели, задачи школы и свое социальное назначение в ней, имеют достаточный уровень общеобразовательной подготовки. Однако специфические особенности учительского труда и профессиональные возможности каждого учителя, отсутствие опыта, разрыв между знаниями и умениями приводят к разнообразным трудностям в период адаптации. Как следствие происходит не всегда оправданный отток молодых учителей, не нашедших себя в выбранной специальности

Цель: совершенствование психолого-педагогической, научно-методической компетентности молодых учителей, повышение их общей и профессиональной культуры, обновление научно-теоретических знаний.

Задачи:

§ помочь адаптироваться молодому учителю в коллективе;

§ определить уровень его профессиональной подготовки;

§ выявить затруднения в педагогической практике;

§ формировать творческую индивидуальность молодого учителя;

§ создать условия для развития профессиональных навыков молодых педагогов, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;

§ развивать потребности у молодых педагогов к профессиональному самосовершенствованию;

§ развивать навыки межпредметного и межшкольного сотрудничества.

Основные направления работы:

1. Консультативная методическая помощь

· в разработке рабочих программ по предметам;

· в составлении технологических карт уроков;

· в планировании внеурочной деятельности и внеклассных мероприятий;

· в умении проводить анализ и самоанализ мероприятий, уроков, внеурочных занятий;

· в работе с документацией классного руководителя;

· в работе с электронным журналом.

2. Удовлетворение потребности молодых педагогов в непрерывном совершенствовании профессионального мастерства через:

· организацию собственного сайта (личной странички) педагога;

· разработку авторских уроков, внеклассных мероприятий, внеурочных занятий;

· обеспечение курсовой подготовки, а также публикацию материалов в педагогических журналах, в том числе электронных;

· участие в конкурсах профессионального мастерства.

3. Выявление методических, психологических проблем в учебном процессе у начинающих педагогов и содействие в разрешении данных трудностей, в поиске путей выхода из конфликтных ситуаций в ходе занятий и практикумов ШМУ.

4. Помощь молодым педагогам во внедрении современных подходов, эффективных технологий и педагогических практик в образовательный процесс:

· пропаганда педагогического опыта преподавателей через мастер-классы наставников для слушателей ШМУ;

· оказание помощи в совершенствовании знаний методики и педагогики (наставники, администрация Лицея);

· формирование навыков в проведении диагностики, самодиагностики, анализа и самоанализа урока, мероприятия.


План работы учителя – наставника с молодым специалистом.

1. Оказание методической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно-воспитательного процесса.

2. Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога.

3. Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании.

Содержимое разработки

Приказ от 01 .09.2018. №___

План работы учителя – наставника Невольнковой Е.В.

с молодым специалистом Литвиновой Н.Г.

на 2018 – 2019 учебный год.

о молодом специалисте

о педагоге - наставнике

Фамилия, имя, отчество

Литвинова Наталья Геннадьевна

Невольникова Елена Викторовна

Какое учебное заведение окончил

Ростовское – на – Дону высшее педагогическое училище (колледж) №2. 1993 г.

учитель начальных классов

учитель начальных классов

русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура

русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура

Развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста, оказание методической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно – воспитательной деятельности и создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы.

1. Оказание методической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно-воспитательного процесса.

2. Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога.

3. Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании.

Содержание деятельности:

1. Диагностика затруднений молодого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей.

2. Посещение уроков молодого специалиста и взаимопосещение.

3. Планирование и анализ деятельности.

4. Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.

5.Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеучебное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.).

6. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодого учителя.

7. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными учителями.

8. Организация мониторинга эффективности деятельности.

Ожидаемые результаты:

Успешная адаптации начинающего педагога в учреждении.

Активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания.

Повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии.

Обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания.

Совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся.

Использование в работе начинающих педагогов инновационных педагогических технологий.

Мероприятия

по планированию, организации и содержанию деятельности

индивидуальной работы с молодым классным руководителем

Планирование и организация работы по предмету

Планирование и организация воспитательной работы

Работа со школьной документацией

Контроль за деятельностью молодого специалиста

Формы и методы

Форма отчетности молодого специалиста

Организационные вопросы. Ознакомление со школой, правилами внутреннего трудового распорядка Изучение программ, методических записок, пособий. Составление рабочих программ и календарно - тематического планирования.

Собеседование.

Ознакомление с традициями лицея. Рассмотрение ближайших и перспективных планов лицея.

Изучение плана воспитательной работы лицея, составление плана воспитательной работы класса.

Консультации по вопросу возрастных особенностей младших школьников. Посещение молодым специалистом кл. часов, внекл. мероприятий учителя -наставника. Самоанализ мероприятий наставником. Планирование внеурочных занятий. Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями.

Собеседование.

Оформление классного журнала. Оформление календарно-тематического планирования.

Контроль ведения личных дел учащихся. Взаимопосещение уроков. Плана внеурочной деятельности, контроль качества составления бесед, классных часов,

посещение уроков, кл. часов, внеурочных мероприятий.

Все запланированные собеседования и консультации проведены; посещены уроки математики

Методическая помощь при составлении календарно-тематического планирования по предметам.

деятельности, календарного планирования.

Методы познания личности. План – характеристика класса. Совместная разработка планов-конспектов занятий по внеурочной деятельности, внеклассного мероприятия.

Контроль ведения личных дел учащихся. Посещение уроков.

Ведение тетрадей, прописи.

Контроль составления плана внеурочной деятельности, контроль качества составления бесед, классных часов,

Посещение мероприятий молодого учителя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи.

Наставничество, самообразование, посещение кл.часов,

внеурочных мероприятий. Взаимопосещение уроков.

Ведение тетрадей. Методические рекомендации, советы наставника при проведении урока.

План – характеристика класса.

Формы и методы работы на уроке. Система опроса учащихся. Развитие речи и письма. Виды диагностики

Регулярно в течение года работать на различных Internet-сайтах.

Собеседование по итогам четверти.

Проверка выполнения программы. Посещение уроков, кл. часа.

Взаимопосещение уроков. Контроль качества составления поурочных планов, посещение уроков, внеурочных занятий, внеклассных мероприятий. Посещение мероприятий молодого учителя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи.

Технологические карты уроков по предметам.

Проверка выполнения программы.

Самоанализ урока. Организация индивидуальной работы с учащимися. Выявление одаренных и неуспевающих детей, построение системы работы с данными категориями детей.

Окружающий мир. Промежуточный анализ результатов деятельности по самообразованию.

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Как вести протоколы родительских собраний.

Структура учебного проекта.

Проверка выполнения программы.

Проверка выполнения программы. Взаимопосещение уроков. Поурочные планы. Посещение кл. часа. Контроль ведения школьной документации.

Технологические карты уроков по предметам.

Проверка выполнения программы. Устранение замечаний по факту проверки.

Работа со слабоуспевающими учащимися. Мотивация к обучению. Посещение уроков.

Участие учащихся в дистанционных олимпиадах, конкурсах, фестивалях.

Предупреждение педагогической запущенности учащихся.

Индивидуальные беседы с родителями. Самообразование - лучшее образование. Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию.

Предупреждение педагогической запущенности учащихся;

О школьном Совете профилактики. Посещение мероприятий, классных часов, праздников у опытных учителей школы.

Самообразование педагога: курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, семинары, дистанционные конкурсы.

Изучение документов по ФГОС НОО. Мониторинг процесса формирования УУД у младших школьников в урочной деятельности.

Ведение тетрадей и дневников учащихся.

Ведение тетрадей и дневников учащихся.

Методы активизации познавательной деятельности учащихся.

Дискуссия: Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё; Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее)

Анализ портфолио наставника. Ознакомление с требованиями и вариантами оформления профессионального портфолио.

Самообразование педагога. Изучение нормативных документов школы по ведению профессионального портфолио.

Самообразование педагога: сетевое взаимодействие, сообщества учителей. Изучение документов по ФГОС. Мониторинг процесса формирования УУД у младших школьников во вне урочной деятельности

Контроль ведения портфолио класса.

Самоанализ. Устранение замечаний по факту проверки.

Инновационные технологии и процессы в обучении. Технологии деятельностного обучения в урочное и внеурочное время. Использование ИКТ технологий на уроке.

Литературное чтение и окр.мир.

Внедрение молодым специалистом результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы. Анкетирование: Профессиональные затруднения.

Анкетирование: Оценка собственного квалификационного уровня молодым специалистом. Внеурочная деятельность

Работа над проектами. Вовлечение общественности, социальных партнеров в воспитательную деятельность с классом.

Внедрение результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы.

Проверка выполнения программы.

Контроль ведения школьной документации.

посещение уроков, кл.часов, внеурочных мероприятий. Контроль ведения школьной документации.

Проверка выполнения теоретической и практической части программы. Самоанализ.

Организация повторения. Подготовка к годовым контрольным работам.

Поддержание психического здоровья детей. Методическая выставка достижений учителя.

Составление характеристики классного коллектива.

Работа со школьной документацией. Составление КИМов к итоговым контрольным работам. Обучение составлению отчетности по окончанию четверти.

Контроль ведения школьной документации.

посещение уроков, кл.часов, внеурочных мероприятий. Контроль ведения школьной документации.

Посещение уроков. Собеседование по итогам года. (наставник, учитель, руководитель МО, зам. директора.)

Организация проверки ЗУН учащихся. Составление учебно-методической базы на следующий год. Итоги работы молодого специалиста по самообразованию за год.

Оказание помощи в составлении анализа воспитательной работы за год. Подведение итогов работы за год. Анкетирование. Оценка собственного квалификационного уровня молодым учителем и педагогом наставником.

Анализ процесса адаптации молодого специалиста: индивидуальное собеседование по выявлению сильных и слабых сторон в подготовке молодого специалиста к педагогической деятельности, выявление склонностей и личных интересов.

Подготовка характеристики молодого специалиста.

Помощь в оформлении

и заполнении отчетной документации: электронный классный журнал, журнал внеурочной деятельности, протоколы итоговой промежуточной аттестации. Составление годового отчета по движению учащихся, выполнению теоретической и практической части программ, общей и качественной успеваемости учащихся. Работа с личными делами учащихся класса.

Собеседование по итогам за год (успеваемость качество, выполнение программы) Отчет о результатах наставнической работы.

посещение уроков, кл.часов, внеурочных мероприятий. Контроль ведения школьной документации.

Отчет о результатах наставнической работы. Собеседование по итогам за год (успеваемость качество, выполнение программы).

Самоанализ. Устранение замечаний по факту проверки.

Уважаемый молодой коллега!

Ваша трудовая деятельность только начинается. Поэтому позвольте мне как учителю наставнику поделиться опытом, накопленным за многие годы работы в школе классным руководителем.

Любая деятельность начинается с планирования работы. Не забудьте, составляя план:

сделать анализ работы за предыдущий год (если вы работаете в школе не первый год);

написать характеристику класса (если Вы взяли классное руководство только в этом учебном году, то выполните это в течение первой четверти);

определить цель, поставить воспитательные задачи.

Постарайтесь спланировать экскурсии, классные часы, темы родительских собраний.

Подумайте над темой самообразования (или обобщения опыта работы), выберите удобную для вас форму самообразования.

Проанализируйте дела класса как внутренние, так и общешкольные.

Учтите педсоветы, методсоветы и совещания классных руководителей;

Вы можете включить в план работы следующие разделы:

участие в общешкольных мероприятиях;

работа с родителями;

индивидуальная работа с учащимися.

Приготовьтесь к тому, что классный руководитель ведет следующую документацию:

план воспитательной работы с классным коллективом;

тетрадь классного руководителя в любой форме;

личные дела учащихся;

психолого-педагогические карты изучения личности учащихся (по необходимости);

папки с разработками воспитательных мероприятий.

Составьте себе памятку:

кабинет, закрепленный за вашим классом;

помещение, прикрепленное для генеральной уборки;

дни дежурства по школе;

график дежурства по классу;

день выпуска общешкольной или классной газеты;

список учащихся, воспитывающихся в многодетных семьях/ с отчимами и тд;

сведения об учащихся класса и их родителях с указанием домашнего адреса, телефона;

сведения о занятости учащихся во внеурочное время;

список учителей предметников, работающих в классе;

расписание внеурочных занятий класса;

расписание по личной учебной нагрузке;

состав родительского комитета (если в школе есть Попечительский совет, то указать представителя от класса);

продумать срочное оповещение учащихся;

оформить дни рождения учеников класса по месяцам;

дела, которые требуют предварительной подготовки;

акции, в которых может принять участие класс, различного уровня, с целью пополнения портфолио учащихся и раскрытия их талантов.


-75%

Читайте также: