Как опыт авторских школ обогащает теорию педагогики

Обновлено: 07.07.2024

Идея авторской школы не в том, что она отражает по-другому процесс обучения, — это другое мировоззрение, другое содержание, другие подходы к организации образовательного процесса, другой дух и уклад школы.

Вальдорфская школа (Германия, Р. Штайнер) предусматривала всестороннее развитие личности ребенка посредством интенсивной духовной деятельности. Обучение и воспитание осуществлялись одним учителем с учетом индивидуальных достижений каждого ученика. Главное — поиск новых форм эмоционально-эстетического образования и воспитания, пробуждение воображения и фантазии.

О.С. Гребенюк и Т.Б. Гребенюк выделяют несколько типов авторских школ: академические, творчески-созидательные, эмпирические.

Эмпирические школы характеризуются незавершенностью инновационного процесса, недостаточно полным теоретическим осмыслением; находятся в стадии сбора эмпирического материала. К ним можно отнести школы, которые являются экспериментальными площадками Российской академии образования.




Современной школой накоплен богатый педагогический опыт, который должен быть реализован в конкретной педагогической деятельности, но достаточно часто он остается невостребованным. Разновидностями передового педагогического опыта являются новаторский и исследовательский педагогический опыт. Образцами уникального новаторского и исследовательского педагогического опыта могут служить работы Ш.А. Амонашвили, В.С. Библера, И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, В.В. Краевского, Н.Н. Палтышева, А.Н. Тубольского, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина, П.М. Эрдниева, Е.А. Ямбурга и др.

Ш.А. Амонашвили — академик РАО, доктор психологических наук, один из авторов гуманной педагогики, создатель гуманно-личностного обучения младших школьников. Идея заключается в создании условий для становления, развития и воспитания в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств. Идеалом воспитания служит самовоспитание. Особую роль в технологии играет оценивание деятельности ребенка. Школа Ш.А. Амонашвили позволяет развивать индивидуальность ребенка, создает условия для духовной жизни, осмысления детьми высоких духовных материй и ценностей, постижения красоты всего окружающего мира.

Е.Н. Ильин — учитель-новатор, который предложил оригинальный подход к решению воспитательных задач в новых условиях: формирование духовных и нравственных устоев ребенка, его эстетических взглядов, воспитание истинного гражданина своего Отечества через художественную литературу. Он поставил вопрос об этике отметки, оценки поступка ребенка.

В.В. Краевский — виднейший современный педагог в области методологии и теории педагогики, академик РАО, доктор педагогических наук. Им была разработана концепция связи педагогической науки и практики, рефлексии в научной и педагогической деятельности. Как специалист в области дидактики, он наметил состав, функции, структуру, методологические условия научного обоснования обучения.

Н.Н. Палтышев — народный учитель СССР — сформулировал закон педагогической гармонии, приводящий в соответствие организацию образования и целевые установки, помогающие соизмерить содержание, формы, методы обучения, преобразуя их в выразительные средства педагогического процесса, направленные на создание удовлетворения учащихся, ощущения гармонии при обучении и познании окружающего мира.

П.М. Эрдниев — академик РАО, доктор педагогических наук, разработчик концепции укрупнения дидактических единиц, автор идеи целостности знаний как главного условия развития и саморазвития интеллекта учащихся. Укрупненная дидактическая единица — это локальная система понятий, объединенных на основе смысловых логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации.

Е.А. Ямбург — член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, один из создателей концепции адаптивной школы, которую рассматривал, как школу быстрого и гибкого реагирования на стремительно изменяющуюся социально-педагогическую ситуацию, школу разноуровневого и многопрофильного образования, в которой должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизиологических особенностей, способностей и склонностей.

Контрольные вопросы и задания

1. В связи с чем содержание образования постоянно обновляется?

2. Каково современное представление о сущности содержания образования?

3. В чем состоит различие между содержанием образования и содержанием воспитания?

4. Перечислите компоненты структуры содержания образования.

5. В чем заключается взаимосвязь образования и самообразования?

6. Чем обусловлена и как обеспечивается непрерывность образования?

7. Что объединяет система образования Российской Федерации?

8. Каковы основные принципы образовательной политики Российской Федерации?

9. В чем состоит цель образования в Российской Федерации?

10. Что относится к критериям и показателям деятельности системы образования?

11. Что собой представляют образовательные программы?

12. Какие существуют образовательные программы?

13. Что собой представляет образовательный стандарт?

14. Каковы исторические предпосылки научных представлений о педагогическом процессе как целостном явлении?

15. Чем обусловлена актуальность разработки в педагогической литературе проблемы педагогических инноваций?

17. Назовите основные виды педагогических инноваций. Каковы условия их успешности?

18. Каковы критерии оценки новшеств в образовании?

Авторитет громких имен слишком часто служит основанием для заблуждений.

А. Бернарден де Сен-Пьер

Авторская школа — это экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, в основу деятельности которого положена концепция, разработанная одним педагогом или авторским коллективом.

Идея авторской школы не в том, что она отражает по-другому процесс обучения, — это другое мировоззрение, другое содержание, другие подходы к организации образовательного процесса, другой дух и уклад школы.

Вальдорфская школа (Германия, Р. Штайнер) предусматривала всестороннее развитие личности ребенка посредством интенсивной духовной деятельности. Обучение и воспитание осуществлялись одним учителем с учетом индивидуальных достижений каждого ученика. Главное — поиск новых форм эмоционально-эстетического образования и воспитания, пробуждение воображения и фантазии.

О.С. Гребенюк и Т.Б. Гребенюк выделяют несколько типов авторских школ: академические, творчески-созидательные, эмпирические.

Эмпирические школы характеризуются незавершенностью инновационного процесса, недостаточно полным теоретическим осмыслением; находятся в стадии сбора эмпирического материала. К ним можно отнести школы, которые являются экспериментальными площадками Российской академии образования.

Современной школой накоплен богатый педагогический опыт, который должен быть реализован в конкретной педагогической деятельности, но достаточно часто он остается невостребованным. Разновидностями передового педагогического опыта являются новаторский и исследовательский педагогический опыт. Образцами уникального новаторского и исследовательского педагогического опыта могут служить работы Ш.А. Амонашвили, В.С. Библера, И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, В.В. Краевского, Н.Н. Палтышева, А.Н. Тубольского, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина, П.М. Эрдниева, Е.А. Ямбурга и др.

Ш.А. Амонашвили — академик РАО, доктор психологических наук, один из авторов гуманной педагогики, создатель гуманно-личностного обучения младших школьников. Идея заключается в создании условий для становления, развития и воспитания в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств. Идеалом воспитания служит самовоспитание. Особую роль в технологии играет оценивание деятельности ребенка. Школа Ш.А. Амонашвили позволяет развивать индивидуальность ребенка, создает условия для духовной жизни, осмысления детьми высоких духовных материй и ценностей, постижения красоты всего окружающего мира.

Е.Н. Ильин — учитель-новатор, который предложил оригинальный подход к решению воспитательных задач в новых условиях: формирование духовных и нравственных устоев ребенка, его эстетических взглядов, воспитание истинного гражданина своего Отечества через художественную литературу. Он поставил вопрос об этике отметки, оценки поступка ребенка.

В.В. Краевский — виднейший современный педагог в области методологии и теории педагогики, академик РАО, доктор педагогических наук. Им была разработана концепция связи педагогической науки и практики, рефлексии в научной и педагогической деятельности. Как специалист в области дидактики, он наметил состав, функции, структуру, методологические условия научного обоснования обучения.

Н.Н. Палтышев — народный учитель СССР — сформулировал закон педагогической гармонии, приводящий в соответствие организацию образования и целевые установки, помогающие соизмерить содержание, формы, методы обучения, преобразуя их в выразительные средства педагогического процесса, направленные на создание удовлетворения учащихся, ощущения гармонии при обучении и познании окружающего мира.

П.М. Эрдниев — академик РАО, доктор педагогических наук, разработчик концепции укрупнения дидактических единиц, автор идеи целостности знаний как главного условия развития и саморазвития интеллекта учащихся. Укрупненная дидактическая единица — это локальная система понятий, объединенных на основе смысловых логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации.

Е.А. Ямбург — член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, один из создателей концепции адаптивной школы, которую рассматривал, как школу быстрого и гибкого реагирования на стремительно изменяющуюся социально-педагогическую ситуацию, школу разноуровневого и многопрофильного образования, в которой должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизиологических особенностей, способностей и склонностей.

Контрольные вопросы и задания

1. В связи с чем содержание образования постоянно обновляется?

2. Каково современное представление о сущности содержания образования?

3. В чем состоит различие между содержанием образования и содержанием воспитания?

4. Перечислите компоненты структуры содержания образования.

5. В чем заключается взаимосвязь образования и самообразования?

6. Чем обусловлена и как обеспечивается непрерывность образования?

7. Что объединяет система образования Российской Федерации?

8. Каковы основные принципы образовательной политики Российской Федерации?

9. В чем состоит цель образования в Российской Федерации?

10. Что относится к критериям и показателям деятельности системы образования?

11. Что собой представляют образовательные программы?

12. Какие существуют образовательные программы?

13. Что собой представляет образовательный стандарт?

14. Каковы исторические предпосылки научных представлений о педагогическом процессе как целостном явлении?

15. Чем обусловлена актуальность разработки в педагогической литературе проблемы педагогических инноваций?

17. Назовите основные виды педагогических инноваций. Каковы условия их успешности?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагогические технологии авторских школ

Педагогические технологии авторских школ………………………………….4

1.1.Признаки авторских школ: (по Г.К. Селевко)………………………. ………7

1.2. Адаптивная школа С.Н. Ямбурга и Б.А. Бройде…………………. ……….…………. 8

1.3. Экология и диалектика Л.В. Тарасов………………………………… ………………….9

1 .4. Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард)………………………………………. 10

На протяжении веков ведутся дискуссии об образовании — чему и как нужно учить людей. Давать всем одинаковое образование или готовить интеллектуальную элиту? Должно ли образование быть специализированным или универсальным? Делать упор на практически полезные знания или на общее развитие личности?

Каждый человек проходит определенные этапы взросления, и школа для него является одним из важных этапов. В современном мире школа играет определяющую роль в осуществлении права детей на образование. Школа — основной институт всеобщего обучения и воспитания.

Педагогика, как наука, существует уже не один век, и с каждым годом структура усложнялась, что привело к появлению различных точек зрения относительно воспитания и обучения и, как следствие, к появлению неоднородной сети образовательных учреждений.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

Актуальность выбранной мной темы объясняется ежегодным ростом количества образовательных учреждений, разнообразием применяемых в них педагогических методов и возникающих в связи с этим конфликтов в процессе обучения и воспитания школьников.

Целью моей работы является изучение, анализ устройства авторских школ и выявление влияния на современное образование.

1 Педагогические технологии авторских школ

Концепции и практика авторских школ обычно существенно отличаются от традиционной практики школ и часто строятся на противопоставлении этой практике, ее критике и доказательстве преимуществ новых подходов перед известными. В качестве отличительной черты авторских школ многие специалисты выделяют также и то, что такие школы создаются на основе заранее разработанного оригинального (отсюда - авторская школа) концептуального проекта.

К альтернативным педагогическим системам (технологиям) в зарубежной педагогике относят: вальдорфскую педагогику Р. Штейнера, технологию свободного труда С. Френе, технологию мастерских, педагогическую систему (технологию саморазвития) М. Монтессори, Дальтон-технологию и др. Все эти педагогические системы возникли в начале ХХ века в русле идей реформаторской педагогики как протестпротив традиционной педагогики с её оторванностью от жизни, чрезмерным интеллектуализмом в обучении, ограничением активности и самостоятельности ученика.

Философским основанием новой педагогики были новые философские направления того времени: антропософия, экзистенциализм, прагматизм и др. Для них характерно новое осмысление сущности человека как единства телесного, душевного и духовного начал. Методологическим основанием новых идей в педагогике стали также идеи: а) отказ от авторитарного давления на личность в различных сферах жизнедеятельности; б) предоставление свободы нравственного выбора в сочетании с ответственностью за него; в) развитие свободной коммуникации.

Базис реформаторской педагогики составили три альтернативных подхода :

- подход к личности ребёнка как уникальной по своей природе и имеющей право на индивидуальное развитие. Ребёнок обладает огромными неисчерпаемыми возможностями, которые реализуются только при благоприятных условиях;

- подход к организации школы, учитывающей здоровье ребёнка, его стремление к знаниям, развитие его творческих возможностей, стремление к полной реализации;

- подход к школе как к системе открытой для общественной жизни.

Разнообразные формы жизнедеятельности детей (общины с гуманистическими отношениями, школьные кооперативы и др.) способствовали развитию у ребёнка чувства собственного достоинства, уважения к правам другого, приучению к взаимопониманию, диалогу с другими людьми.

Сущность эксперимента в авторских школах обычно состоит в поиске новых целей образования, нового содержания образования и технологий. Авторская школа является одним из типов экспериментальной площадки. Статус такой площадки присваивается соответствующим органом государственного управления народного образования после проведения специальной общественно-государственной экспертизы. Статус экспериментальной площадки дает право на своеобразное построение учебно-воспитательного процесса, новой структуры учреждения, на особую оплату педагогического труда, приоритет в материально-техническом снабжении.

Авторская школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, духовно-религиозной, спортивной, научной деятельности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых. Современные авторские (инновационные) школы чаще всего возникают на базе обычных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологической основе одну или несколько каких-либо своих функций.

1.1Признаки авторских школ: (по Г.К. Селевко)

Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.

Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.

Концептуальность учебно-воспитательного процесса: сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.

Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.

Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.

Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы

Смысл авторской школы : не просто по-другому устроенный учебный план, а другое мировоззрение, другой дух и уклад.

1.2Адаптивная школа С.Н. Ямбурга и Б.А. Бройде

Примером авторской педагогической технологии может быть адаптивная школа С.Н. Ямбурга и Б.А. Бройде. Адаптивная школа — это школа, где должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей. Основную структуру комплекса определяет идея о дифференциации обучения по уровню развития детей. Организационно она реализуется в виде трех учебных потоков — траекторий, построенных по вертикали от первого класса начальной до последнего класса полной средней школы:

• траектория базового стандарта;

• траектория продвинутого образования;

• траектория компенсирующего обучения.

Каждая траектория имеет ряд разветвлений, подуровней и вариантов.

Ведущее место в образовании занимают личностно ориентированные, развивающие направления обучения. Результатом здесь становится не сумма знаний, умений и навыков, потребная для овладения определенными специальностями, а способность к самоформированию и саморазвитию.

Особенностью данной технологии является формирование положительной Я-концепции учащихся, что очень важно в формировании и становления личности ребенка.

На мой взгляд, при правильной организации учебно-воспитательного процесса в школе с такой технологией можно добиться весьма неплохих результатов.

Мне кажется, такой авторский подход очень правильным. Поскольку детей в такой школе учат оберегать природу, что в наше время очень актуально.

1 .4 Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард)

Доктор Ховард разработал технологию, основанную на библейских принципах, используя в работе с детьми компьютерные технологии.
Одним из целевых ориентиров является воспитания веры в Бога. Данная технология предполагает возращения не только к индивидуальному обучению, но и к возврату к родителям. Мы должны заново вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс – сделать так, чтобы они стали ближе к своим детям и к школе.

Плюсом технологии можно считать то, что она вырабатывает способы рациональных умственных действий, а также из-за того, что ребенок мелкие дозы усваивает легко и сам выбирает темп усвоения, то и результаты получаются довольно высокими. Минусом же является то, что не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении; обеспечивает получение знаний заложенных в алгоритме, и не позволяет получить новые знания.
А мы помним, что чрезмерная алгоритмизация обучения препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности.

Как видно из вышесказанного, авторских школ в России и за рубежом огромное количество. Множество педагогов разрабатывают авторские программы и системы обучения. Думаю, что это, безусловно, положительно влияет на уровень и качество образования. Поскольку все педагоги – новаторы разрабатывают свои программы для детей и ради их успешного и комфортного обучения.

По моему мнению, сегодня, когда обществу требуется человек с возросшим чувством собственного достоинства и высоким уровнем самосознания, на первое место выходит вопрос о гуманизации воспитательного процесса. В Законе РФ “Об образовании” прослеживается мысль о том, что роль инновационных и экспериментальных процессов в образовании очень важна, т.к. именно они закладывают фундамент образования нового типа, который должен удовлетворять потребности личности в самообразовании и общества в самоизменении.

В этих условиях учителю, руководителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационых технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

Поэтому роль авторских систем обучения в современной жизни России и влияние их на развитие современного образования очень велика – следовательно, каждая система имеет право на жизнь, ибо она строит наше будущее.

1. Еремина Л.И. Дидактические и воспитательные системы в средней общеобразовательной школе. УлГПУ им. Ульянова, 2013 (С. 63, 113)

2. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей; под общей ред. В.С. Кукушина. - Ростов н/д: Издательский центр “МарТ”, 2002. – 233- 237.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

4. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии: Учебник / Под ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 2000. С.410.

Отличия авторской школы от традиционной содержатся в концепциях и практике авторской школы. Концепции авторских школ строятся на противопоставлении практике традиционной школы, ее критике и доказательстве преимуществ новых подходов перед известными. Отличительная черта авторской школы – создание ее на основе заранее разработанного оригинального (отсюда – авторская школа) концептуального проекта. В роли создателей авторских школ выступают как ученые, так и практики.

Авторские школы известны, как правило, по двум типам названий:

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЛЕКЦИЯ № 10. Развитие школы и педагогики в России

ЛЕКЦИЯ № 10. Развитие школы и педагогики в России Перестройка всей системы народного образования была одной из главных задач после Октябрьской революции 1917 г.Основные направления:1) педагогика должна опираться на новые теории и принципы пролетариата: принцип принцип

АВТОРСКИЕ КОММЕНТАРИИ

АВТОРСКИЕ КОММЕНТАРИИ 1. Идиографический и номотетический аспекты индивидуальности относятся соответственно к качественному и количественному аспектам анализа индивидуальности (подробнее см. Либин А.В. Дифференциальная психология. – М.: Эксмо, 2006; Либин А.В.

Школы, ярлыки, эго, авторские права, деньги

53 ШКОЛЫ ПСИХОЛОГИИ

53 ШКОЛЫ ПСИХОЛОГИИ ФункционализмВильям Джемс (1842–1910) утверждал, что внутренний опыт человека – это не череда элементов, а поток сознания, его отличает субъективная избирательность (способность неизменно осуществлять выбор). Он предложил концепцию, в соответствии с

Экологические школы

Экологические школы В идеале школьные экологические программы не будут ограничиваться учебным расписанием или походами; они затронут и изначальный внешний вид новой школы, и переоборудование старой с игровыми площадками, основным принципом дизайна которых станет

ЛЕКЦИЯ 4. Другие школы психоанализа: В. Райх, Ф. Перлс

ЛЕКЦИЯ 4. Другие школы психоанализа: В. Райх, Ф. Перлс Жизнь Вильгельма Райха (1897–1957) была полна взлетов и падений. Начинал он у Фрейда и был его первым клиническим ассистентом в 1922 г., а в 1924 г. стал директором Семинара по психоаналитической терапии. В 1927 г. у него возникли

ЛЕКЦИЯ 5. Другие школы психоанализа (продолжение): К. Хорни, Э. Фромм

ЛЕКЦИЯ 5. Другие школы психоанализа (продолжение): К. Хорни, Э. Фромм Карен Хорни (1885–1952) является одной из талантливейших учениц З.Фрейда. С ее именем связано возникновение нового направления в психоанализе — неофрейдизма. Работы Хорни оказали большое влияние на

АВТОРСКИЕ ПРАВА НА ИЛЛЮСТРАЦИИ

Базис школы

Базис школы Когда ребенок читает слова на табличках, лежащих подле соответствующих предметов, – мы это называем интуитивным чтением. Заметим, что он их может прочесть, даже не зная шрифта, не зная букв. Магическая сила? Результат предварительной работы с подвижным

Истина школы

Истина школы Что умеет и чего не умеет Школа?Школа умеет любить и воспитывать любовь.Но она не умеет ненавидеть и воспитывать ненависть.Школа умеет быть преданной и воспитывать преданность.Но она не умеет предавать и воспитывать предательство.Школа умеет созидать и

Основные понятия: воспитательная система, компоненты воспитательной системы, теории воспитания, технологии воспитания, педагогическая система, воспитательная система, компоненты воспитательной системы, развитие образовательных систем; воспитание, развитие, воспитательный процесс, эмпатия, развитие, гуманистическая концепция, система ценностей, педагогика сотрудничества, перцепция.

Вопросы для обсуждения:

2. Современные воспитательные системы и технологии.

2.1. Технологии проектирования воспитательной системы.

2.2. Технологии индивидуального и коллективного творчества в педагогическом процессе.

2.3. Технологии оценки достижений учащихся. Технологии решения педагогических задач

3. Управление воспитательной системой.

4. Целеполагание, прогнозирование, планирование, диагностика воспитания.

При изучении вопросов семинара необходимо, прежде всего, уяснить, что педагогическая система школы представляет собой целенаправленную, самоорганизующуюся систему, в которой основной целью выступает включение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, активных личностей, осваивающих культуру общества. Эта цель реализуется на всех этапах функционирования педагогической системы школы, в ее дидактической и воспитательной подсистемах, а также в сфере профессионального и свободного общения всех участников образовательного процесса.

Раскрывая многообразие воспитательных системы, следует дать характеристику аксиологической основы педагогической системы школы, которую составляет теоретическая концепция, включающая ведущие идеи, цели, задачи, принципы, педагогические теории. Теоретическая концепция реализуется в трех взаимосвязанных, взаимопроникающих, взаимозависимых подсистемах: воспитательной, дидактической и общения, которые, развиваясь, оказывают в свою очередь влияние на теоретическую концепцию.

Задания для всех:

1. Составьте опорный конспект по лекции (1,5 – 2 стр.).

2. Выпишите и выучите основные понятия по теме (укажите источник).

3. Подготовьтесь к обсуждению вопросов к практическому занятию.

4. Описать одну из современных воспитательных систем по предложенной схеме.

2. Составить описание особенностей воспитательной работы классного руководителя в изучаемой системе.

Индивидуальное задание

Привести примеры реализации конкретными педагогами определенного стиля отношений с воспитанниками.

План занятия

1. Проверка домашнего задания:

а) тестирование, терминологический диктант

б) обсуждение вопросов занятия №1, 2 (5-10 мин.);

в) обсуждение обязательного домашнего задания (5-10 мин.);

г) работа в микрогруппах: обсуждение вопроса из книги №3, выступление представителей микрогрупп с результатами обсуждения (10 мин.).

ñ В чем заключается взаимосвязь образования, школы и общества?

ñ Возможности обновления политики и структуры самой школы на основе принципа альтернативности системы образования.

ñ В чем специфика школы как воспитательной системы?

ñ Воспитательная система школы как саморазвивающаяся система. Как управлять развитием этой системы?

ñ Что дает педагогам-практикам анализ опыта конкретных воспитательных систем?

ñ Как опыт авторских школ (воспитательных систем) обогащает теорию педагогики?

4. Самостоятельная работа по микрогруппам (15-20 мин.):

5. Подведение итогов изучения темы (5 мин.):

б) самооценка работы на занятии.

Список рекомендуемой литературы

3. Сластенин В.А.Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 576 с. - ISBN 5-7695-5654

Дополнительная

1. Бахтанова Е.Л.Преодоление авторитаризма и утверждение идей демократизации и гуманизации школьного воспитания в советской педагогике (20-е годы): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01- теория и история педагогики) / Е. Л. Бахтанова; [Бахтанова Е.Л.]. - Минск, 1992. - 22 с. - б/ц.

2. Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. спец. / Сластенин В.А., ред., Колесникова И.А., ред. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 336 с. - (Профессионализм педагога). - ISBN 5-7695-3034-0

3. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Гриценко. - М.: Академия, 2005. - 240 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-1851-0 : 125-84.

5. Педагогика: учебник для студентов педагогических учебных заведений / Пидкасистый П.И., ред. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 608 с. - ISBN 5-93134-1811

6. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учебное пособие для студентов вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М.: Владос, 2000. - 256 Воспитание младшего школьника: пособие / Ковинько Л.В., сост. - М.: Академия, 2000. - 288с. - (педагогическое воспитание).

Читайте также: