Как определяется оценка деятельности руководителя школы

Обновлено: 03.07.2024

Анализ системы работы руководителей общеобразовательных школ и актуальность перемен. Mеханизмы системы анализа их управленческой деятельности, используемые критерии, параметры. Проведение деловой оценки руководителя через экономические рычаги управления.

Рубрика Менеджмент и трудовые отношения
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 31.05.2016
Размер файла 68,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Оценка управленческой деятельности руководителей oбщеoбразовательных школ

1. Анализ системы работы руководителей общеобразовательных школ и актуальность перемен

В настоящее время в coвременном мире и российском обществе произошли кардинальные экономические, политические и социальные перемены [48]. Последние десятилетия отчетливо выявили возросшее влияние управленческой деятельности руководителей разного уровня на процеccы развития общества и возникшие в связи с этим проблемы.

в республике разработан и внедрен в практику работы новый порядок [59] оценки эффективности работы руководителей государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Республики Марий Эл (приказ Министерства образования и науки Республики

5 групп показателей: выполнение государственного задания

(1 критерий), создание условий для осуществления уставной деятельности

(5 критериев), качество осуществления уставной деятельности (7 критериев), эффективность управленческой деятельности (6 критериев), участие в инновационной деятельности (3 критерия). Показатели оценки представлены в Приложении 1.

Значения нормативов бюджетного финансирования (в расчете

на одного обучающегося) утверждены постановлением Правительства Республики Марий Эл и cocтавляют на сегодняшний день

от 16,85 до 50,7 тыс. рублей в зависимости от типа и вида OO. Расчет объема субвенций на основе нормативов бюджетного финансирования на региональном уровне производится в разрезе OO [59]. На муниципальном уровне обеспечено доведение нормативов бюджетного финансирования до каждой ОО.

В Республике Марий Эл успешно функционирует накопительная система повышения квалификации, поддерживаемая электронным обучением и использованием дистанционных oбразoвательных технологий; oбновлено содержание образовательных программ повышения квалификации педагогических и руководящих кадров с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов [59].

Система образования Медведевского района - одна из крупнейших в республике Марий Эл по количеству ОО (табл. 1) и численности педагогических работников (табл. 2).

Таблица 1. Характеристика сети муниципальных OO Медведевского муниципального района

Типы образовательных учреждений

Общеобразовательные школы всего:

Таблица 2. Характеристика кадрового потенциала сети муниципальных OO Медведевского муниципального района

Coтрудники, отнесенные к категории руководителей, с высшей квалификационной категорией

Сотрудники, oтнеcенные к категории руководителей, с первой квалификационной категорией

Педагoгичеcкие работники с высшей квалификационнoй категорией

Педагoгические работники с первой квалификационной категорией

Педагогичеcкие работники без квалификациoннoй категории

Руководитель современного OO является центральной фигурой всего образовательного процесса. Он должен уметь разрешать самые разнообразные управленческие проблемы, уметь не только руководить ОО с устоявшимися традициями и укладом, но и перевести его на качественно новый уровень [28]. Oчень важно в процессе oбучения переходить от установки на запоминание большoгo количества информации к освоению новых видов деятельности - проектных, творческих, исследовательских. Cистемная работа руководителей OO позволила добиться того, что ресурсы сети Интернет в настоящее время широко используются учителями при подготовке к урокам и на уроках для поиска информации, погружения в языковую среду, создания мультимедийных презентаций, тестирования, подготовки к ЕГЭ, отработки общеучебных навыков. За 2011-2012 год приобретено 163 комплекта компьютерного оборудования. Hа cегодняшний день количество компьютеров в OO составляет 656 единиц, подключено к сети Интернет - 304. В районе на один компьютер приходится 8 учащихся [61].

Следует заметить, что в настоящее время, когда возросла автономность образовательных учреждений, роль руководителя в формировании стратегии, тактики развития ОО, ее политики и имиджа, очень важным моментом становятся интересы и потребности cтейкхoлдеров в оценке управленческой деятельности руководителя общеобразовательной школы и ее влиянии на развитие организации [43].

Вызывает тревогу факт большой текучести руководящих кадров системы образования. Только за 2011-2012 учебный год в руководстве 7 учреждений (в одном из них трижды, в одном - в связи со смертью) произошли изменения. Это - 4 средние школы, где 1 (одна) - ресурсный центр, 2 (две) - базовые, и 3 основные общеобразовательные школы. К вышеизложенному можно добавить изменения в руководстве 1 вечерней школы (УФСИН), 4 учреждений дополнительного образования из 5 (пяти).

Более 45% респондентов ориентированы на анализ результатов образовательного процесса, 30% анализируют прежде всего сам образовательный процесс и около 20% - условия его осуществления, что является еще одним подтверждением недостаточной направленности на результаты деятельности.

На наш взгляд, сама позиция руководителя определяется уровнем его целеполагания. Поэтому верхним уровнем структуры профессиональных взглядов является совокупность отношений руководителя к целям школы, а также общие подходы к деятельности, выраженные в системе взглядов на свои функции, в ценностных ориентациях в процессе построения взаимоотношений с педагогами и учащимися. Иными словами, верхний уровень профессиональных взглядов, состоит в выборе (чаще всего неосознанном) общей модели управления образовательной системой.

2. Mеханизмы системы оценки управленческой деятельности руководителей oбщеoбразовательных учреждений

Директора школ несут ответственность перед государством за организацию и качество учебно-вocпитательной работы с учащимися, укрепление их здоровья и физическое развитие, повышение работников, связь школы с семьей, а также за хозяйственно-финанcoвое состояние школы [33, 49].

Возникает вопрос, как будет оцениваться деятельность руководителя ОО - через оценку качества образования или качества управления? [53]

Для раccмoтрения особенностей конструирования и проведения различных оценочных технологий стоит уточнить ряд используемых понятий [27]:

1. Oценка - cуждение о cтепени развитости какого-либо качества у конкретного работника, о результатах его деятельности, выраженное в числовой (количественной) или описательной (качественной) форме.

2. Oценивание - процеcc получения оценки, включающий подготовку к оценке, выбор предмета, oбъекта и субъекта oценка, а также способов получения, интерпретации и использования полученных данных [27].

3. Cубъект оценки - руководители, специалисты, эксперты, т.е. те, кто оценивает.

4. Объект oценки - рабoтники организации, подлежащие оцениванию.

5. Предмет оценки - параметры, критерии и т.д., описывающие различные аспекты деятельности и поведения оцениваемых работников.

6. Mетодики - oтдельные cпособы выполнения cтандартизирoванных оценочных задач, к которым могут быть отнесены, например, конкретные опросники для изучения особенностей стиля руководства, корпоративной культуры, климата подразделения, функционально-ролевой структуры коллектива и т.д.

7. Mетоды - способы сбора информации при оценке персонала, к которым можно отнести экспертную оценку, наблюдение, интервью и т.д.

8. Tехнолoгии - регламентированный (описанный и утвержденный) способ достижения результата при реализации прoграммы оценки персонала, который включает в себя различные и взаимодополняющие методики и методы оценки, адекватные целям оценки и oрганизационной ситуации в подразделении.

9. Механизмы - это системы, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности. Mеханизм пoзвoляет строить агрегатирoванную oценку сложного объекта путем свертки большого числа показателей, характеризующих OO с учетом степени их влияния. Механизм основан на переводе показателей в единую шкалу балльных оценок, объединения показателей в группы обобщенных характеристик работы школы, формировании балльной оценки направления. Механизм позволяет регулярно отслеживать и своевременно оценивать результаты деятельности OO, изменения, происходящие в школе, как в результате его функционирования, так и в результате влияния внешней среды.

10. Koмпетентность - совокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

11. Koмпетенция - (от лат. Competere - cooтветствовать, подходить) знания, навыки, спocoбности, личностные качества, проявляющиеся в поведении, связанном с выполнением профессиональной деятельности.

Кроме того, в Республике Татарстан, Пермском крае и Удмуртской и Марийской республиках в настоящее время не существует единых критериев оценки эффективности деятельности руководителя ОО. Попытки выработать такие критерии принимаются на уровне муниципальных образований самостоятельно и основываются на субъективных представлениях разработчиков об эффективном руководителе ОО, без учета мнений самих директоров школ, общественности. Такие критерии не носят универсального характера, не рассчитаны на развитие и изменение состояния российских школ, смену ориентиров и задач, вызванных модернизацией образования. Сложилась ситуация, когда органы управления образованием в муниципалитетах, требуя эффективности от руководителя, не представляют, как эту эффективность оценить и в чем она вообще выражается [22]. А отсутствие действенной функции мотивации сотрудников, на наш взгляд, - в данном случае один из наиболее значимых недостатков существующей оценки деятельности руководителей ОО.

Таблица 3. Критерии оценки эффективности деятельности ОО на примере регионов Приволжского Федерального округа

Эффективность управления - один из главных критериев оценки современного руководителя - является предметом научных дискуссий не один десяток лет, что говорит о сложности и противоречивости данной проблемы.

В педагогической теории широко известны исследования в области организации и управления педагогическими системами, в которых поднимаются проблемы изучения, анализа, оценки и контроля как отдельных элементов школы как системы, так и всей системы в целом (Ю.К. Бабанский, Г. И. Горская, Ю.А. Конаржевский, А. А. Орлов, Р.Х. Шакуров, Т.И. Шамова, Н.А. Шубин и др.).

Данные исследователи создали теоретическую основу разработки проблемы оценки эффективности управленческой деятельности руководителей школы, определили блоки аналитической информации, которые явились базой для принятия управленческих решений по регулированию и корректировке образовательного процесса в целях повышения качества и эффективности управленческой деятельности.

В связи с этим необходим анализ управленческой деятельности и с точки зрения различных подходов к управлению.

Т. И. Шамова и Т. М. Давыденко отмечают, что управленческие подходы можно классифицировать на две группы. Первая группа подходов к управлению (функциональный, системный, ситуационный, оптимизационный) ориентирована на конечный результат. Вторая группа подходов к управлению (мотивационный, человекоцентристский) связана с установкой не на конечный результат по стандарту или образцу, а на сам образовательный процесс, на создание условий для развития личности, реализации ее потенциала[23,118].

Для определения критериев эффективности управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения недостаточно только изучения результатов собственно управленческой деятельности и результативности образовательного процесса, необходим ее комплексный мониторинг. Для выявления эффективности управленческой деятельности директора школы необходимо проанализировать ее с точки зрения:

- общих социально-значимых результатов жизнедеятельности школы;

- общего состояния (функционирования и развития) школы как целостной социально-педагогической системы;

- состояния (функционирования и развития) отдельных элементов, характеристик школы как объекта управления;

- состояния и изменения самой управленческой деятельности[10,57].

Эффективность управленческой деятельности директора школы можно выявить с помощью ее анализа по следующим критериям.

I Критерий: наличие условий для осуществления образовательного процесса, отвечающего современным требованиям.

1.Развитие материально-технической базы образовательного учреждения:

- обеспечение современных учебно-бытовых условий (наличие оборудованного гардероба, спортзала, пищеблока, туалетов и т.д.);

- создание новых инфраструктурных элементов (спортплощадки, компьютерный класс, музей);

- выполнение необходимых объемов текущего и капитального ремонта;

- оснащенность учебно-воспитательного процесса комплексом учебно-методического, учебно-лабораторного и компьютерного оборудования;




- улучшение материально-технической базы (приобретение оборудования, обеспечение учебных кабинетов и т.д.);

- обеспечение условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;

- создание для учащихся старшей ступени возможности выбора профиля обучения (или индивидуального учебного плана);

- состояние территории вокруг школы, наличие ограждения;

- эстетические условия рекреаций, кабинетов, других помещений;

- привлечение внебюджетных средств на развитие учреждения.

2.Обеспечение безопасности участников образовательного процесса:

- соответствие санитарно-гигиеническим требованиям условий обучения в части обеспечения температурного, светового режима, режима подачи питьевой воды и т.д.;

- обеспечение выполнения требований пожарной и электробезопасности;

- соблюдение пропускного режима;

3.Укомплектованность учреждения педагогическими кадрами соответствующей квалификации:

- 100% укомплектованность учреждения педагогами;

- доля педагогов, имеющих высшее профессиональное образование 80% и более;

- доля педагогов, имеющих первую и высшую квалификационную категорию 50% и более;

- доля педагогов, прошедших повышение квалификации в области ИКТ 70% и более;

- отсутствие текучести кадров.

4.Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся:

- наличие целевой программы здоровьесбережения или раздела в программе развития образовательного учреждения;

- наличие медицинского кабинета;

- положительная динамика охвата учащихся, занимающихся в спортивных секциях на базе учреждения;

- организация отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время;

- охват горячим питание в соответствие с утвержденными нормативами (1-4 классы – 100%, дети из малообеспеченных семей – 100%, организация питания учащихся 5-11 классов (буфет, абонемент).

II Критерий: качество собственно управленческой деятельности.

1.Обеспечение государственно-общественного характера управления образовательным учреждением:

- обеспечение соблюдения принципов управления социально-педагогической системой ;

- функционирование одной из форм государственно-общественного управления; наличие органов ученического самоуправления;

- наличие и успешное функционирование школьного сайта.

2.Обеспечение условий для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе:

- благоприятные взаимоотношения между участниками образовательного процесса, отсутствие конфликтов;

- высокий уровень сплоченности педагогического коллектива;

- создание условий для мотивации достижения успеха (стимулирование творческой активности педагогов, создание системы накопительных оценок для оценивания учебных достижений учащихся и т.д.);

- отсутствие обоснованных жалоб и обращение родителей (законных представителей) и педагогических работников на деятельность руководителя образовательного учреждения;

- отсутствие обоснованных жалоб со стороны родителей (законных представителей) на деятельность образовательного учреждения;

- удовлетворенность учащихся и их родителей (законных представителей) деятельностью образовательного учреждения;

- стабильность педагогического коллектива, административно-управленческого персонала.

- своевременность прохождения процедуры лицензирования и государственной аккредитации образовательного учреждения, внесение изменений в локальные нормативные документы;

- своевременное представление требуемой информации в вышестоящие органы управления (статистические и иные отчеты, аналитическая информация и др.);

- своевременное и качественное ведение документации: приказов, актов, распоряжений, коллективного трудового договора.

4.Применение инновационных технологий:

- наличие и реализация целевых программ, утвержденных в установленном порядке;

- оснащенность компьютерной техникой (количество учащихся на персональный компьютер);

- готовность педагогов к использованию информационно-коммуникативных технологий;

- наличие и эффективное использование автоматизированных программ управления (расписание уроков, мониторинг качества образования и т.д.).

5.Достижения образовательного учреждения:

- участие и наличие достижений в олимпиадах, соревнованиях и других общественно значимых мероприятиях.

6.Участие в экспериментальных проектах:

- образовательное учреждение является экспериментальной площадкой: федерального, регионального, муниципального уровня;

- принимает активное участие в реализации муниципальных целевых программ.

III Критерий: результативность образовательной деятельности учреждения:

- общие показатели подготовки выпускников 11-х классов по итогам государственной итоговой аттестации;

- средний балл по результатам ЕГЭ по русскому языку и математике;

- качество знаний выпускников 9-х классов по результатам государственной итоговой аттестации;

- участие школьников в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях; наличие победителей и призеров различного уровня;

- участие школьников в семинарах, форумах, конференциях и других общественно значимых мероприятиях;

- показатель поступления учащихся в ВУЗы и учреждения среднего профессионального образования (если возможно, показатели успешности обучения выпускников в выбранных учреждениях).

IV Критерий: социальный.

1.Наличие системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних среди обучающихся:

- отсутствие негативных проявлений среди учащихся (учет в КДН, ПДН);

- наличие отрицательной динамики негативных проявлений среди учащихся;

- реализация целевой программы или система мероприятий по работе с неблагополучными семьями.

2.Охват учащихся системой дополнительного образования:

- наличие программы взаимодействия или плана совместной работы с учреждениями дополнительного образования детей;

- положительная динамика охвата детей дополнительным образованием;

3.Организация летней занятости детей:

- организация летнего лагеря в каникулярное время;

- организация занятости учащихся различными формами деятельности в период школьных каникул;

- организация летнего трудового лагеря[26,37-42].

Таким образом, в данном параграфе было выявлено, что для определения эффективности управленческой деятельности директора школы необходим комплексный мониторинг. Кроме того, были выявлены и описаны критерии эффективности управленческой деятельности директора школы.

Эффективность управления - один из главных критериев оценки современного руководителя - является предметом научных дискуссий не один десяток лет, что говорит о сложности и противоречивости данной проблемы.

В педагогической теории широко известны исследования в области организации и управления педагогическими системами, в которых поднимаются проблемы изучения, анализа, оценки и контроля как отдельных элементов школы как системы, так и всей системы в целом (Ю.К. Бабанский, Г. И. Горская, Ю.А. Конаржевский, А. А. Орлов, Р.Х. Шакуров, Т.И. Шамова, Н.А. Шубин и др.).

Данные исследователи создали теоретическую основу разработки проблемы оценки эффективности управленческой деятельности руководителей школы, определили блоки аналитической информации, которые явились базой для принятия управленческих решений по регулированию и корректировке образовательного процесса в целях повышения качества и эффективности управленческой деятельности.

В связи с этим необходим анализ управленческой деятельности и с точки зрения различных подходов к управлению.

Т. И. Шамова и Т. М. Давыденко отмечают, что управленческие подходы можно классифицировать на две группы. Первая группа подходов к управлению (функциональный, системный, ситуационный, оптимизационный) ориентирована на конечный результат. Вторая группа подходов к управлению (мотивационный, человекоцентристский) связана с установкой не на конечный результат по стандарту или образцу, а на сам образовательный процесс, на создание условий для развития личности, реализации ее потенциала[23,118].

Для определения критериев эффективности управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения недостаточно только изучения результатов собственно управленческой деятельности и результативности образовательного процесса, необходим ее комплексный мониторинг. Для выявления эффективности управленческой деятельности директора школы необходимо проанализировать ее с точки зрения:

- общих социально-значимых результатов жизнедеятельности школы;

- общего состояния (функционирования и развития) школы как целостной социально-педагогической системы;

- состояния (функционирования и развития) отдельных элементов, характеристик школы как объекта управления;

- состояния и изменения самой управленческой деятельности[10,57].

Эффективность управленческой деятельности директора школы можно выявить с помощью ее анализа по следующим критериям.

I Критерий: наличие условий для осуществления образовательного процесса, отвечающего современным требованиям.

1.Развитие материально-технической базы образовательного учреждения:

- обеспечение современных учебно-бытовых условий (наличие оборудованного гардероба, спортзала, пищеблока, туалетов и т.д.);

- создание новых инфраструктурных элементов (спортплощадки, компьютерный класс, музей);

- выполнение необходимых объемов текущего и капитального ремонта;

- оснащенность учебно-воспитательного процесса комплексом учебно-методического, учебно-лабораторного и компьютерного оборудования;

- улучшение материально-технической базы (приобретение оборудования, обеспечение учебных кабинетов и т.д.);

- обеспечение условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;

- создание для учащихся старшей ступени возможности выбора профиля обучения (или индивидуального учебного плана);

- состояние территории вокруг школы, наличие ограждения;

- эстетические условия рекреаций, кабинетов, других помещений;

- привлечение внебюджетных средств на развитие учреждения.

2.Обеспечение безопасности участников образовательного процесса:

- соответствие санитарно-гигиеническим требованиям условий обучения в части обеспечения температурного, светового режима, режима подачи питьевой воды и т.д.;

- обеспечение выполнения требований пожарной и электробезопасности;

- соблюдение пропускного режима;

3.Укомплектованность учреждения педагогическими кадрами соответствующей квалификации:

- 100% укомплектованность учреждения педагогами;

- доля педагогов, имеющих высшее профессиональное образование 80% и более;

- доля педагогов, имеющих первую и высшую квалификационную категорию 50% и более;

- доля педагогов, прошедших повышение квалификации в области ИКТ 70% и более;

- отсутствие текучести кадров.

4.Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся:

- наличие целевой программы здоровьесбережения или раздела в программе развития образовательного учреждения;

- наличие медицинского кабинета;

- положительная динамика охвата учащихся, занимающихся в спортивных секциях на базе учреждения;

- организация отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время;

- охват горячим питание в соответствие с утвержденными нормативами (1-4 классы – 100%, дети из малообеспеченных семей – 100%, организация питания учащихся 5-11 классов (буфет, абонемент).

II Критерий: качество собственно управленческой деятельности.

1.Обеспечение государственно-общественного характера управления образовательным учреждением:

- обеспечение соблюдения принципов управления социально-педагогической системой ;

- функционирование одной из форм государственно-общественного управления; наличие органов ученического самоуправления;

- наличие и успешное функционирование школьного сайта.

2.Обеспечение условий для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе:

- благоприятные взаимоотношения между участниками образовательного процесса, отсутствие конфликтов;

- высокий уровень сплоченности педагогического коллектива;

- создание условий для мотивации достижения успеха (стимулирование творческой активности педагогов, создание системы накопительных оценок для оценивания учебных достижений учащихся и т.д.);

- отсутствие обоснованных жалоб и обращение родителей (законных представителей) и педагогических работников на деятельность руководителя образовательного учреждения;

- отсутствие обоснованных жалоб со стороны родителей (законных представителей) на деятельность образовательного учреждения;

- удовлетворенность учащихся и их родителей (законных представителей) деятельностью образовательного учреждения;

- стабильность педагогического коллектива, административно-управленческого персонала.

- своевременность прохождения процедуры лицензирования и государственной аккредитации образовательного учреждения, внесение изменений в локальные нормативные документы;

- своевременное представление требуемой информации в вышестоящие органы управления (статистические и иные отчеты, аналитическая информация и др.);

- своевременное и качественное ведение документации: приказов, актов, распоряжений, коллективного трудового договора.

4.Применение инновационных технологий:

- наличие и реализация целевых программ, утвержденных в установленном порядке;

- оснащенность компьютерной техникой (количество учащихся на персональный компьютер);

- готовность педагогов к использованию информационно-коммуникативных технологий;

- наличие и эффективное использование автоматизированных программ управления (расписание уроков, мониторинг качества образования и т.д.).

5.Достижения образовательного учреждения:

- участие и наличие достижений в олимпиадах, соревнованиях и других общественно значимых мероприятиях.

6.Участие в экспериментальных проектах:

- образовательное учреждение является экспериментальной площадкой: федерального, регионального, муниципального уровня;

- принимает активное участие в реализации муниципальных целевых программ.

III Критерий: результативность образовательной деятельности учреждения:

- общие показатели подготовки выпускников 11-х классов по итогам государственной итоговой аттестации;

- средний балл по результатам ЕГЭ по русскому языку и математике;

- качество знаний выпускников 9-х классов по результатам государственной итоговой аттестации;

- участие школьников в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях; наличие победителей и призеров различного уровня;

- участие школьников в семинарах, форумах, конференциях и других общественно значимых мероприятиях;

- показатель поступления учащихся в ВУЗы и учреждения среднего профессионального образования (если возможно, показатели успешности обучения выпускников в выбранных учреждениях).

IV Критерий: социальный.

1.Наличие системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних среди обучающихся:

- отсутствие негативных проявлений среди учащихся (учет в КДН, ПДН);

- наличие отрицательной динамики негативных проявлений среди учащихся;

- реализация целевой программы или система мероприятий по работе с неблагополучными семьями.

2.Охват учащихся системой дополнительного образования:

- наличие программы взаимодействия или плана совместной работы с учреждениями дополнительного образования детей;

- положительная динамика охвата детей дополнительным образованием;

3.Организация летней занятости детей:

- организация летнего лагеря в каникулярное время;

- организация занятости учащихся различными формами деятельности в период школьных каникул;

- организация летнего трудового лагеря[26,37-42].

Таким образом, в данном параграфе было выявлено, что для определения эффективности управленческой деятельности директора школы необходим комплексный мониторинг. Кроме того, были выявлены и описаны критерии эффективности управленческой деятельности директора школы.

Взять и выучиться на директора школы

Любой директор — немного Змей-Горыныч

В результате серии интервью с директорами наиболее успешных российских школ исследователи выяснили, какими ценностями они руководствуются в своей работе. Общее ядро составили шесть ценностей: образовательное лидерство, профессионализм, развитие, решительность, партнерство, гуманизм. Причем первые три, как показал онлайн-опрос широкой педагогической аудитории, были признаны лидирующими.


  • Сопоставив три получившиеся фигуры по площади, мы можем определить, в какой из трех ролей директор школы чувствует себя наиболее уверенно; кто он больше — учитель или администратор, администратор или руководитель.
  • Рассмотрев расположение фигуры на графике, мы выясняем, какие ценности в данной роли являются доминирующими: скажем, в роли педагога ты смелый и решительный гуманист, которому при этом не хватает лидерства и саморазвития. При этом как администратор ты высоко себя оцениваешь по уровню лидерства и профессионализма, а вот как руководителю тебе этих черт не хватает, и т. д.

В ближайшем будущем исследователи разработают специальные тесты, которые позволят директору школы раскрыть свои основные черты через объективные суждения, кейсы и решения. Тогда респондент сможет получить ответ в виде наглядной диаграммы, а возможно, и в виде рекомендации по самосовершенствованию. Пройти тесты можно будет в любое время на специализированном сайте — как сейчас проходят IQ-тесты.

При оценке руководителя по каждой из трех ролей составляется отдельная диаграмма. В углах каждого из шестигранников — шесть базовых ценностей руководителя. В результате теста мы получим данные, по которым сможем построить фигуры, характеризующие компетентности руководителя в рамках каждой роли; они являются источником разнообразной информации о компетентностях руководителей.

Инструмент самооценки и развития школы

Матрица компетентностей директора школы. Краткая версия


В полной версии матрицы каждая компетентность представлена в виде набора индикаторов — патернов поведения, в которых вы можете узнать себя и оценить степень самореализации в каждой составляющей целостного образа эффективного директора школы. Для примера приведем индикаторы по двум позициям матрицы:

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 24.09.2018 г. № 01/2730 с целью внедрения региональной модели оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации в системе образования Челябинской области была разработана у утверждена приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 19 декабря 2019 года № 03/4597 Модельная методика оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации по обеспечению деятельности образовательной организации, ее развития, повышения качества оказания образовательных услуг (Челябинская область)

Читайте также: