Отчетность как элемент метода бухгалтерского учета в процессе его трансформации кратко

Обновлено: 05.07.2024

Бухгалтерский учет – это беспрерывный и систематизированный сбор, фиксация, а также интерпретация специфической информации. Если детально разбирать вопрос бухгалтерии, тогда речь идет о системе, которая позволяет оперировать данными касательно всех производимых в предпринимательстве хозяйственных операций и обязательств, выраженных в финансовом отношении.

Документальная фиксация данной информации ведется по принципу постоянности и непрерывности, то есть с момента регистрации новой фирмы и до ее полной ликвидации, согласно действующим регламентам.

Законодательное регламентирование и основные определения бухучета

Все требования, закрепленные на законодательном уровне и должны выполняться в обязательном порядке на всей территории страны для представителей небанковских коммерческих структур.

Основные определения бухгалтерского учета

Чтобы решить основные задачи бухгалтерского учета, необходим целый набор приемов и способов, которые в совокупности составляют метод бухгалтерского учета. Данный метод включает ряд важных элементов:

  • бухгалтерские счета – действенный способ группирования текущих обязательств, имущества и операций;
  • документирование – тщательное письменное фиксирование всей совершенной хозяйственной деятельности, что придает юридическую силу данным, отображенным в бухгалтерском учете;
  • оценка – эффективный способ выражения денежных средств, а также их источников в денежном эквиваленте;
  • инвентаризация – регулярная проверка числящегося на балансе организации имущества, которая проводится путем взвешивания, описания, подсчета, взаимной сверки, оценки выявленных средств, и дальнейшее сравнение полученных результатов с данными бухучета;
  • двойная запись – взаимосвязанное отображение хозяйственных операций на счетах бухучета, при котором каждая операция одновременно вносится по дебету одного счета и кредиту другого счета на одинаковую сумму;
  • бухгалтерский баланс – это один из главных источников информации, а также способ экономического группирования разного имущества организации согласно источников формирования, составу, размещению, выраженный в денежном эквиваленте и оформленный на определенную дату или период времени;
  • бухгалтерская отчетность – группа показателей учета, которые отражены в форме таблиц и характеризующих непрерывное движение обязательств, имущества и финансового положения за определенный период времени;
  • калькулирование – вычисление себестоимости одной единицы какой-либо продукции, работы, услуги, выраженной в денежном эквиваленте, другими словами расчет себестоимости.

Кто может заниматься бухучетом

На предприятии предусмотрена должность главного бухгалтера, которая считается очень важной и серьезной. Однако небольшая организация может и не иметь штатного специалиста, тогда эти обязанности могут выполняться:

  • простым бухгалтером, не обязательно главным;
  • генеральным директором, когда на фирме отсутствует должность бухгалтера;
  • специализированной сторонней структурой или другими словами аутсорсинг.

Причины необходимости ведения бухучета

Первая и самая весомая причина того, почему необходимо обязательно вести бухгалтерский учет предприятия по общепринятой процедуре – данное требование закреплено законодательно. Поэтому выбора нет, если предприниматель хочет работать, нужно вести свою деятельность согласно букве закона.

В законе нет условия, которое бы могло разрешить организации не вести бухгалтерский учет, ведь он обязателен. Если бухгалтерская отчетность никогда не велась, хозяйственные операции не фиксировались, как следует, а отчеты не подавались контролирующим органам, тогда предприниматель будет привлечен к ответственности:

  • при условии, что фискальные органы не получили в четко обозначенные сроки сведения о хозяйственной деятельности, граждане будут обязаны заплатить штраф на сумму 100-300 рублей за каждый выявленный случай, а также 300-500 рублей штрафа для должностного лица за каждый случай непредоставления данных или просрочку (согласно ст. 15.6 КоАп).
  • при грубом пренебрежении и несоблюдении правил ведения учета и предоставления бухгалтерской документации, а также порядка и сроков сбережения бухгалтерский документов, должностное лицо обязано заплатить штраф 2000-3000 рублей согласно ст. 15.11 КоАп.

Цели бухучета

Бухгалтерский учет позволяет формировать полную картину динамики деятельности организации и данных об имущественном состоянии. Эти данные необходимы не только для констатации фактов и отчетности налоговой, ведь с их помощью можно строить прогнозы на будущее. Исходя из этого, бухучет помогает в решении следующих задач управляющего бизнесом и владельца:

  • определение резервов всевозможных имущественных активов компании для поддержания ее устойчивого финансового состояния;
  • регулярная и актуальная подача руководству объективной, структурированной и точной экономической информации;
  • минимизация рисков, которые могут привести к негативному исходу хозяйственной деятельности;
  • реализация контролирующей функции (как со стороны государства, так и со стороны прочих внешних контрагентов).

Так как интересы заинтересованных пользователей разнятся, данные бухгалтерского учета не могут удовлетворить каждую из сторон в полном объеме. Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете для внешних пользователей, частично удовлетворяет потребности, являющиеся общими для всех пользователей. Для решений, которые принимаются всеми заинтересованными пользователями, потребуется оценка на предмет способности организации воспроизводить денежные средства и другие подобные активы, а также объемы и регулярность их поступления. Результатом такой проверки станет реальная оценка возможности фирмы осуществлять выплаты государству, работникам, инвесторам, поставщикам, заимодавцам и подрядчикам.

Цель бухгалтерского учета в отношении внутренних пользователей состоит в формировании полной картины для руководства, которая поможет принять верные управленческие решения. Также руководство организации полностью заинтересовано в предоставлении информации внешним пользователям для контроля, анализа и правильного планирования. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется, в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовым результатам деятельности, финансовому положению организации, а еще изменениям в ее финансовом положении.

Объекты бухгалтерского учета

Основными объектами бухгалтерского учета принято считать:

  • договоренности предпринимателя они же обязательства;
  • имущественные активы, принадлежащие коммерческой организации;
  • транзакции, которые осуществляются в процессе ведения предпринимательской деятельности.

Имущество или имущественные активы в свою очередь состоят из оборотных (например, деньги в кассе и на счетах, запасы сырья, дебиторская задолженность) и внеоборотных активов (например, капитальные вложения, земельные участки, основные средства). К обязательствам организации относятся: заработная плата, счета к оплате, налоги к оплате и т.д.

Основные задачи бухгалтерского учета

Главная и первостепенная задача бухгалтерского учета – это постоянное формирование актуальной и достоверной информации касательно деятельности организации, а также полном имущественном положении. Данная бухгалтерская информация обязательно необходима широкому кругу пользователей: учредителям, собственникам имущества организации, руководителям, кредиторам, участникам организации, инвесторам и другим пользователям бухгалтерской отчетностью. При должном анализе, данные позволяют решать целый спектр задач:

  • выявление внутрихозяйственных резервов, которые необходимы для обеспечения финансовой устойчивости фирмы;
  • минимизация рисков и предотвращение в будущем отрицательных показателей хозяйственной деятельности организации;
  • контроль над движением и наличием обязательств, а также имущества;
  • контроль необходимости и целесообразности хозяйственных операций;
  • тщательный контроль над соблюдением норм законодательства в процессе осуществления деятельности;
  • контроль соответствия деятельности сметам, нормативам и утвержденным нормам;
  • контроль использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов организации.

Основополагающие принципы бухгалтерского учета

В процессе ведения бухгалтерского учета требуется скрупулезность и точность, поэтому строится на следующих принципах:

  1. Принцип двойной записи – абсолютно все хозяйственные операции организации должны одновременно отображаться по дебету одного бухгалтерского счета и кредиту другого счета на аналогичную сумму.
  2. Принцип автономности – каждая организация должна существовать как самостоятельное юридическое лицо. Поэтому в бухучете фиксируется то имущество, которое непосредственно принадлежит конкретному предприятию или организации.
  3. Принцип объективности заключается в том, что все хозяйственные операции в обязательном порядке должны отражаться в бухгалтерском учете, а также регистрироваться на каждом этапе проведения и подтверждаться соответственной документацией, на основании которой ведется бухучет.
  4. Принцип осмотрительности подразумевает предельную осторожность при формировании суждений, используемых при расчетах в условиях неопределенности. Это поможет избежать в будущем занижения показателей расходов и обязательств, а также завышения прогнозируемых доходов и активов. Строгое соблюдение принципа осмотрительности поможет предотвратить появление чрезмерных запасов и скрытых резервов, сознательное занижение доходов и активов, либо же умышленное завышение расходов и обязательств.
  5. Принцип действующей организации. Если действующая организация в дальнейшем планирует сохранить свои позиции на рынке, тогда очень важно вовремя погашать собственные обязательства перед партнерами.
  6. Принцип начисления – операции тщательно записываются по мере их возникновения, не дожидаясь момента оплаты, а далее они начнут относиться к отчетному периоду, в котором была произведена операция. Этот принцип можно разделить две составляющие:принцип соответствия – это когда доходы за отчетный период должны соотноситься с расходами, с помощью которых эти доходы и были получены;принцип регистрации дохода (другими словами выручки) – согласно правилам, доход должен отражаться в тот период, когда он получен, а не в момент произведения оплаты.
  7. Принцип периодичности обязывает составлять бухгалтерский баланс и отчетности за такие периоды: месяц, квартал, полугодие и год. Благодаря этому принципу можно в будущем легко сопоставлять отчетные данные, исчислять финансовые результаты и делать прогнозы на будущее.
  8. Принцип конфиденциальности. Данные внутренней учетной документации – это коммерческая тайна фирмы, поэтому за нанесение ущерба или разглашение предусмотрена ответственность перед законом.
  9. Принцип денежного измерения – результаты хозяйственной деятельности должны измеряться денежных единицах, то есть в валюте страны, где функционирует организация.

1С:Бухгалтерия 8

  • Поддержка разных систем налогообложения, ведение бухгалтерского и налогового учета, сдача отчетности;
  • Учет МПЗ, партионный учет, расчеты с контрагентами, выписка первичных документов;
  • Расчет зарплаты, учет денежных операций;
  • Интеграция с другими программами 1С и сайтами;
  • Работа с электронными листами нетрудоспособности (ЭЛН).

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку

В каждой компании или предприятии должен быть организован достоверный и полный бухучет активов и пассивов экономического субъекта. Однако сделать это, не зная методов ведения БУ, невозможно. В статье разберемся с ключевыми элементами метода бухгалтерского учета.

В первую очередь напомним определение бухучета. БУ — это систематизированный способ формирования достоверной информации об объектах БУ, отражения данной информации в специальной первичной документации и учетных регистрах и составление бухгалтерской отчетности на основе этих данных, в соответствии с установленными требованиями действующего законодательства.

Метод бухучета и его элементы

Ссылаясь на нормы действующих нормативно-правовых актов, под методом бухгалтерского учета понимают особую совокупность способов, правил и инструментов, при помощи которых экономический субъект формирует информацию об объектах БУ, а также составляет достоверную отчетность. В большинстве случаев метод бухгалтерского учета определяется как совокупность элементов.

К элементам метода бухгалтерского учета относятся такие понятия, как:

Рассмотрим ключевые элементы метода бухучета подробнее.

Документирование

Основополагающим элементом бухгалтерского учета является документация или документирование, которое используется для организации на предприятии непрерывного и сплошного бухучета оборотов имущества предприятия, финансовых средства и источников их формирования, а также отражения операций с ними.

Всю бухдокументацию можно разделить на две ключевые группы:

  1. Первичная — это документы, которые являются основным подтверждением свершенного факта хозяйственной жизни организации.
  2. Учетные регистры — это специальные журналы, в которых регистрируются первичные документы в хронологическом порядке.

Такая документация не имеет унифицированных форм и может быть разработана компанией самостоятельно. Однако, существуют определенные требования к формам и реквизитам таких бланков (ст. 9 и 10 закона № 402-ФЗ).

На основании данных бухдокументации проводится инвентаризация расчетов, обязательств и активов предприятия.

Методология бухгалтерского учета

Момент регистрации хозяйственных операций определяется методом ведения бухгалтерского учета. Выделяют два:

  1. Кассовый метод в бухгалтерском учете, при котором факт хозяйственной деятельности отражается в момент движения денежных средств. Например, списания денег со счета или в момент поступления оплаты.
  2. Способ начисления, при котором операция отражается в момент ее непосредственного совершения, независимо от движения денег на счетах предприятия. Например, в день начисления дохода, а не в день его получения.

Калькуляция и оценка

Данные элементы бухучета взаимозависимы и практически всегда рассматриваются вместе. Оценка служит для присвоения стоимости объекта, выраженной в денежном эквиваленте. Когда калькуляция определяется как отношение суммарных затрат, осуществленных в процессе производства продукции, к количеству произведенных единиц готовой продукции.

Взаимосвязь данных показателей определяется тем, что оба понятия дают стоимостное выражение объекта БУ. Только в первом случае объект получен в собственность в результате производства.

Отчетность и баланс

К части отчетности ключевым элементом метода бухгалтерского учета является бухгалтерский баланс. Данная форма бухотчетности представляет собой отражение данных БУ в разрезе основных объектов БУ: активов и пассивов. Активы и пассивы баланса, в свою очередь, сгруппированы по строкам, в которых отражаются обороты за отчетный период по однотипным операциям и объектам бухучета.

Помимо бухбаланса, экономический субъект формирует дополнительные формы бухотчетности, регламентированные Приказом Минфина № 66н. Формирование бухотчетности осуществляется с целью получения единой систематизированной информации о финансовом состоянии компании, ее имущественном положении. На основании данных бухотчетности производятся расчеты ликвидности, платежеспособности, рентабельности и эффективности использования ресурсов компании.

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Отчетность может составляться по Российским (РСБУ) или Международным (МСФО) стандартам. Соответственно, если документация оформлена по стандартам РФ, она не будет действительна в международной плоскости. А потому иногда возникает необходимость в трансформации отчетности из РСБУ в МСФО.

Группировка статей отчета о финансовом положении, составленного на базе российской бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях трансформации в финансовую отчетность по МСФО

Что собой представляет трансформация

Трансформация представляет собой внесение изменений в отчетность, чтобы она соответствовала всем международным нормам. Она включает в себя создание трансформационной таблицы, а также выполнение корректировок. Последние подразделяются на 2 типа:

  • Проводки по перегруппировке сведений.
  • Проводки по переоценке некоторых статей, списанию активов, противоречащих МСФО, признанию статей, которые не фиксируются в РСБУ.

К СВЕДЕНИЮ! В нормативных актах практически нет указаний о порядке трансформации. Следовательно, компания должна сама организовать этот процесс. Его особенности будут определяться целями подготовки документов, наличествующими ресурсами.

Правила организации трансформации

При организации трансформации имеет смысл обращать внимание на эти рекомендации:

  • Корректировки должны быть дополнены комментариями. Составлять их нужно таким образом, чтобы они были понятны аудиторам. Подробные корректировки позволяют разобраться в записях, облегчают проверку отчетности.
  • Если фиксируются сложные операции, допускающие двойственное прочтение, рекомендуется сделать ссылку на статьи определенных стандартов. Следует также обосновать расчет суммы.
  • Следует документировать экспертную информацию. К примеру, рекомендуется заскринить рыночные котировки акций, задокументировать срок полезной эксплуатации.
  • Если предстоит усложненная трансформация, рекомендуется оформить методологию трансформации. Она включает в себя учетную политику и регламенты. Оформление производится через издание приказов.

Чем масштабнее трансформация, тем внимательнее нужно подходить к процессу организации процедуры.

Этапы трансформации

Процедуру трансформации РСБУ из МСФО можно подразделить на эти этапы:

  1. Ознакомление. Сначала нужно проанализировать отчетность и учетную политику. Нужно это для извлечения сведений о работе фирмы. Эти данные потребуются в дальнейшем.
  2. Оформление форм учетной политики на базе МСФО. Процедура будет зависеть от конкретных особенностей. К примеру, нужно принять решение, будет ли производиться переоценка ОС или же учет будет проводиться по изначальной стоимости. Технические положения (к примеру, этапы расчета резервов) отражаются в таблицах.
  3. Раскрытый анализ учета по РСБУ, первичке. Нужно выполнить анализ данных, которые не фиксируются в России, но подлежащие фиксации в рамках МСФО.
  4. Оформление перечня несоответствий между бумагами РСБУ и МСФО. То есть нужно перечислить перечень несоответствий.
  5. Формирование таблицы. В таблицу включаются статьи из отчета об экономическом положении и о прибылях/убытках. Нужна она для наглядного отражения воздействия всех корректировок на статьи РСБУ.
  6. Определение корректировок и их фиксация в таблице. Формируется полный перечень поправок, а затем вносятся все требуемые корректировки. При этом нужно учитывать отраслевые особенности и нюансы деятельности конкретной фирмы.
  7. Подготовка отчетов. В частности, нужно составить отчеты об изменениях капитала, о движении денег.

Это самый примерный перечень этапов. На любом из них может возникнуть необходимость в возврате к предыдущей ступени. К примеру, при развёрнутом анализе может обнаружиться необходимость в дополнительных корректировках. Это увеличит перечень поправок к отчетности.

Наиболее распространенные корректировки

Рассмотрим корректировочные проводки, выполняемые наиболее часто:

  • Амортизация, устанавливаемая на базе иных параметров.
  • Признание выручки, которое было отложено.
  • Обесценивание активов.
  • Дисконтирование выручки и долгосрочного дебиторского долга.
  • Аренда на основании МСФО.
  • Пересчет инструментов по управлению финансами.
  • Формирование резерва.
  • Выделение долгосрочной доли входящего НДС.
  • Обязательства по выплате пенсии.

Перечень корректировочных проводок определяется масштабом фирмы, направлением ее деятельности.

Корректировка сведений об ОС

  • Образование разниц между бухучетом и налоговым учетом при переоценке ОС, проводимой ежегодно.
  • Увеличение трат, связанных с налогообложением имущества.

Также это могут быть прочие локальные причины.

Можно ли корректировать статьи по НМА?

Корректироваться стоимость НМА может вследствие отличий в подходах к оценке активов. Нормы РСБУ и МСФО относительно признания активов могут различаться. А потому ряд показателей будет нуждаться в уточнении.

Плюсы и минусы процедуры

Рассмотрим преимущества составления отчетности по МСФО:

  • Возможность заключения договоров с иностранными контрагентами.
  • Увеличение конкурентоспособности компании.
  • Раскрытие финансового смысла показателей, отраженных в отчетности.
  • Создание базы, нужной для принятия решений.
  • Предупреждение проблем с недостоверными данными, помещенными в отчетность.
  • Увеличение прозрачности документации.

Но есть и отрицательные моменты:

  • Для трансформации придется привлекать вспомогательные ресурсы, это дополнительные траты.
  • Трудно оценить действительную эффективность перехода на МСФО.
  • Вероятное уменьшение прибыли вследствие применения МСФО.

Перед проведением трансформации нужно подсчитать все плюсы и минусы. В частности, эффект от процедуры должен превышать траты на ее организацию и проведение.

Моменты, которые нужно учесть при организации

Отчетность, составленная на основании МСФО, обычно проходит через внешний аудит. А потому имеет смысл обговорить все возможные спорные нюансы с аудитором, если это возможно. Такая подготовка нужна для того, чтобы не делать лишнюю работу, лишних корректировок. С аудитором следует согласовать следующие моменты:

  • Согласование подходов к оценке различных статей.
  • Показатель существенности.
  • Уровень допустимости погрешности.

Предварительное обсуждение помогает сократить срок трансформации, облегчить ее.

Принципиально также своевременное начало процедуры. Проводить трансформацию нужно заранее, так как даже при отличной организации вероятны проволочки. Руководителю рекомендуется поставить подпись на приказ об организации сбора аналитических сведений. В приказе имеет смысл указать лиц, ответственных за процедуру, и сроки предоставления отчета.

К СВЕДЕНИЮ! Процедура трансформации не регламентирована законом. А потому при ее проведении можно ориентироваться на удобство для конкретной компании. Представители фирмы могут выбирать наиболее удобные методы корректировки.







Mozilla/5.0 (Windows NT 6.4; WOW64) AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko) Chrome/41.0.2225.0 Safari/537.36

Читайте также: