Как они закрепляются и защищаются в правовом государстве кратко

Обновлено: 05.07.2024

Гражданину принадлежат определенные права и свободы, необходимые для участия в политической жизни, осуществлении государственной власти, управлении делами государства. Их принято называть политическими правами и свободами. Политические права призваны обеспечить, с одной стороны, самостоятельность и независимость человека при решении общественных или государственных дел, а с другой - его активное включение в жизнь страны или отдельных коллективов. Эти права позволяют лицу совместно с другими участвовать в решении дел, стоящих перед обществом и государством, оказывать влияние на властные структуры.

Рассмотрим политические права и свободы граждан подробно:

  • право участвовать в управлении делами государства,
  • право избирать и быть избранным,
  • право участвовать в референдуме,
  • право на объединение,
  • свобода собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования,
  • право на личные и коллективные обращения в орган государства и местного самоуправления,
  • право на равный доступ к гражданской службе,
  • право на альтернативную гражданскую службу,
  • право на участие в отправлении правосудия.


Наиболее общим выражением политических прав и свобод граждан Российской Федерации является право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции РФ, ст. 45 Конституции РТ). Это право реализуется в ряде более узких по содержанию, но практически осуществляемых правах и свободах. К ним относятся: избирательное право, т. е. право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; право на доступ к государственной службе и отправлению правосудия; право на свободное проведение собраний, митингов, демонстраций, уличных шествий, пикетирование; право на объединение в политические партии, общественные организации, профессиональные союзы; право обращаться лично и направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Граждане имеют политическое право участвовать в управлении делами государства посредством референдума — всенародного голосования по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Примером непосредственного участия граждан Российской Федерации в управлении делами общества и государства служит всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года.

В Российской Федерации и Республике Татарстан действует множество общественных организаций, движений, фондов, учреждений, органов общественной самодеятельности. Право на объединение в общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей предполагает, во-первых, образование гражданином на добровольной основе совместно с другими гражданами любого объединения (политической партии, общественной организации, профессионального союза, религиозного общества, коммерческой или иной произвольной формы), во-вторых, вступление гражданина в существующие общественные объединения, представляющие его интересы, в-третьих, воздержание от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений (ст. 30 Конституции РФ, ст. 44 Конституции РТ). Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Государственная служба выступает как форма осуществления нрава на управление делами государства. Правом поступления на государственную службу обладают граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком и имеющие профессиональное образование. При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. По закону есть ограничения в принятии на государственную службу или занятие государственной должности. Это, к примеру, возможно в случаях признания гражданина судом недееспособным или ограниченно дееспособным; лишения его судом права занимать государственные должности в течение определенного срока; наличия в соответствии с заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий.

Граждане Российской Федерации и Республики Татарстан могут участвовать в рассмотрении гражданских и уголовных дел в судах, то есть отправлении (осуществлении) правосудия, в качестве присяжных заседателей и народных заседателей.

К неотъемлемым политическим правам и свободам личности относится право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ, ст. 43 Конституции PT). Через эти мероприятия граждане могут выразить свою волю и воздействовать на государственные или общественные органы путем согласования и формирования мнения граждан и их публичного выражения. Это политическое право помогает обеспечить реальное народовластие. Запрещается использовать это право для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны. Органы внутренних дел осуществляют охрану общественного порядка при проведении рассматриваемых мероприятий, предупреждают и пресекают противоправные действия. В случае необходимости виновные привлекаются к юридической ответственности.

Конституционное право граждан на личные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления объективно направлено как на улучшение деятельности этих органов, так и на защиту прав и свобод личности (ст.33 Конституции РФ, ст. 46 Конституции РТ). Орган, в который поступило обращение, обязан в пределах своей компетенции рассмотреть обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный законом срок.

Политические права и свободы граждан выступают как средство для участия в управлении государством.

Предоставление и реализация политических прав связаны с обладанием российским или татарстанским гражданством (лица без гражданства и иностранцы их не имеют) и достижением определенного возраста (18 лет; для того чтобы стать депутатом Федерального Собрания — 21 год, судьей — 25 лет, Президентом — 35 лет, членом Конституционного суда — 40 лет).

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты нашего бюро проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, семейным, гражданским делам, жилищным и другим вопросам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Права человека (англ. Human rights) по-разному определяются в правовых теориях (доктринах), системах права и национальном законодательстве разных стран. Это многогранное понятие. Основные (базовые) права человека закреплены на международном уровне, в частности, во Всеобщей декларации прав человека ООН и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

права и свободы человека и гражданина

Что такое права человека?

В международной системе права, основанной на концепциях демократии и правового государства, различают следующие понятия:

  1. Свобода человека – способность и возможность выбора человеком своего поведения независимо от внешних условий.
  2. Право человека – частично ограниченная свобода человека, где ограничением выступает свобода каждого другого человека.
  3. Права и свободы гражданина – права и свободы человека, присущие ему в силу принадлежности к определенной стране (гражданство, подданство) и защищаемые законодательством этого конкретного государства, а также действующим в нем международным правом.

Кроме того, выделяется несколько категорий прав и свобод человека и гражданина исходя из их особенностей и сферы реализации. Права человека бывают личными, политическими, социальными, экономическими, культурными и экологическими. Правда, такая классификация считается в значительной степени условной, поскольку часто трудно провести четкую грань между правами разных категорий.

Система прав человека – достаточно динамичная. Под влиянием множества факторов со временем появляются новые права человека – общечеловеческие ценности, которые должны признаваться на государственном и межгосударственном уровне.

Если выделить ключевые принципы (свойства, особенности) всех прав человека, то они сводятся к следующему:

  1. Равноправие и универсальность – права человека равнозначны для всех людей и присуще каждому независимо от его индивидуальных особенностей.
  2. Комплексность – права человека взаимосвязаны, взаимозависимы и образуют единую систему, являющуюся основой правового статуса личности.
  3. Естественность – права человека нельзя навязать, подарить или отобрать, они неотъемлемо связаны с личностью человека, принадлежат ему независимо от внешних факторов.
  4. Социальный характер – говорить о существовании прав человека, как неких ценностей и правил, их реализации и защите можно лишь в условиях социума.
  5. Независимость от законодательства страны пребывания или гражданства – права человека признаны на общемировом уровне, они принадлежат каждому человеку независимо от того, где, в каком государстве и в каком статусе он находится.
  6. Права человека, наряду с другими категориями, определяют уровень развития цивилизации в целом.

Где закрепляются и чем регулируются права человека

Права человека ничем не регулируются, потому что их нельзя регулировать в принципе. Одна из ключевых характеристик прав человека – существование независимо от признания в каком-либо государстве и, соответственно, закрепления и регулирования на законодательном уровне. Но в то же время пределы прав одного человека – права каждого другого человека.

Все мы живем в определенном социуме и в определенном государстве, поэтому соблюдение прав человека – не такая уж и безусловная категория. Можно сколь угодно заявлять о своих правах, но пока они не закреплены, не признаны на государственном уровне и, главное, пока государство не предоставит действенные инструменты реализации и защиты прав человека, они не будут соблюдаться. И останется только одно – либо смириться, либо уехать в другую страну, либо обратиться в международные институты защиты прав человека, что, правда, зачастую все равно влечет необходимость отъезда.

В демократических странах, придерживающихся концепции правового государства, основные права человека установлены государством – признаны и закреплены на уровне национального законодательства каждой отдельно взятой страны. Как правило, они находят отражение в Конституции или иных законах.

Помимо национального законодательства права человека закрепляются на международном уровне. Основополагающим актом является Международный билль о правах человека, который состоит из Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах. На уровне Совета Европы действует Конвенция о защите прав человека и основных свобод. В отличие от всех других международных актов, Конвенция предусматривает высокоэффективный механизм защиты – принятие обращений и рассмотрение жалоб на нарушение прав и свобод человека.

К сожалению, далеко не все страны миры придерживаются концепций демократии и правового государства, а во многих государствах положение с соблюдением прав человека находится на катастрофически низком уровне. Но даже в такой ситуации любой вправе воспользоваться своими неотъемлемыми правами человека – свободой передвижения и выбора места жительства, а равно правом на убежище.

Права человека в России

Россия – демократическое и правовое государство. В постсоветский период немало сделано для того, чтобы права человека не были пустым звуком. В нашей стране на уровне законодательства признаются и защищаются все основные права человека, гарантированные на международном уровне.

Основным способом защиты нарушенных прав является обращение в суд, в том числе Конституционный суд РФ. Кроме того, любой человек вправе обратиться в международные инстанции. Исходя из практики, можно сказать, что основной и самой эффективной инстанцией является Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

Практика ЕСЧП по делам в отношении России способна многое сказать о реальном положении дел с соблюдением прав человека:

Права человека – неотъемлемые свойства каждого индивида, существенные признаки его бытия и правового статуса, необходимые для нормальной жизнедеятельности. Эти права есть у каждого с рождения. Государство не может ими наделять, но его обязанность – закрепить права человека в законе, признавать их и соблюдать, а также обеспечить реализацию и защиту. Если государство не может или не хочет этого сделать, каждый вправе обратиться в международные инстанции. Для россиян самой авторитетной и, главное, эффективной в этом плане инстанцией является Европейский суд.

(!) ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

Если вы находите нашу работу полезной, то вы можете поддержать проект и отблагодарить автора, пройдя по этой ссылке


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

О чем эта статья:

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это принцип устройства общества, при котором множество различных взглядов, позиций, идей и интересов сосуществуют друг с другом. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются на демократичных выборах. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Рейтинг правовых государств за 2021 год

Рассмотрим ТОП-20 правовых государств и их показатели по разным критериям, согласно данным портала World Justice Project.


Муниципальный район "Усть-Янский улус (район)"

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Logo

Информация о мероприятиях подготовки и проведения празднования 100-летия образования Якутской АССР

Фото страницы

Политические права, порядок их реализации и защиты

«Политические права граждан, порядок

Политические права граждан – это права, обеспечивающие возможность участия граждан Российской Федерации в политической жизни государства.

К политическим правам относятся:

- право граждан участвовать в управлении делами государством как лично, таки и через своих представителей;

- право граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право на участие в Референдуме;

- право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;

- право свободно искать, передавать, распространять информацию законным способом;

- право граждан на обращения (индивидуальные, коллективные) в государственные органы, органы местного самоуправления;

- право граждан участвовать в отправлении правосудия – быть присяжным заседателем;

- право граждан иметь равный доступ в государственной службе – не зависимо от пола, расы религиозной принадлежности;

- право граждан собираться мирно (без оружия), проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования;

- свобода мысли и слова.

Политические права и свободы возникают граждан РФ в силу рождения, с момента достижения ими совершеннолетия либо определённого в законе возраста, у иностранных граждан – с момента принятия в установленном порядке гражданства РФ.

Например, в соответствии с действующим законодательством, голосовать на выборах и референдуме могут только граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, а вот Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет. Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации.

Не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Также не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости; осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости; осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, и другие.

На сегодняшний день, при осуществлении политических прав граждане могут встречаться с рядом проблем. Гражданину может быть незаконно отказано в проведении публичного мероприятия, в регистрации кандидата на выборах, в регистрации общественной организации, может быть допущено нарушение срока ответа на обращение и т.д.

По ряду таких нарушений законодательство предусматривает административную ответственность. В частности, она предусмотрена за следующие правонарушения:

- воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них (ст. 5.38 КоАП РФ);

- нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан (ст. 5.59 КоАП РФ);

- невыполнение уполномоченным лицом требований законодательства о выборах об обеспечении кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий (ст. 5.52 КоАП РФ);

- умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму, общероссийскому голосованию (ст. 5.14 КоАП РФ);

- подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (ст. 5.16 КоАП РФ) и т.д.

Возбуждение административных дел в сфере проведения публичных мероприятий отнесено к компетенции органов внутренних дел, в сфере реализации избирательных прав - к компетенции органов внутренних дел и членов избирательных комиссий. Прокурор уполномочен возбуждать административные производства по любому из указанных составов.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП указанные дела рассматриваются судами.

Кроме того, законом предусмотрена уголовная ответственность по ст. 142 УК РФ за фальсификацию избирательных документов, по ст. 142.1 УК РФ за фальсификацию итогов голосования и т.д.

В случаях если нарушены нормы законодательства и политические права гражданина, например, отказано в регистрации общественного объединения, отказано в согласовании проведения публичного мероприятия, выявлена фальсификация итогов выборов - следует обращаться с административным исковым заявлением в суд общей юрисдикции.

Федеральное законодательство предоставляет гражданам широкие полномочия по реализации всего спектра политических прав. При этом всегда надо помнить о недопустимости ущемления прав других лиц, выполнение обязанностей по соблюдению требований закона.

Читайте также: