Как онегин пытается выйти из состояния хандры удается ли это ему почему кратко

Обновлено: 07.07.2024

Евгений Онегин - главный герой одноимённого романа А.С.Пушкина. Он является образованным человеком, который знает толк в моде и умеет подать себя в обществе. Также Онегин прекрасно владел французским, легко танцевал мазурку и умел непринужденно разговаривать на любые темы. Но лучше всех он был "в науке страсти нежной". Евгений Онегин мог влюбить в себя любую светскую красавицу.

С первого взгляда, образ жизни богатого Онегина можно назвать идеальным:не работает, встает за-полдень, ходит в дорогие рестораны, каждый день посещает театр и бал. На его месте любой человек был бы счастлив и не знал хлопот, а Онегин, наоборот-"захандрил".

Хандре Евгения способствует множество причин. Каждый день нашего героя наполнен однообразием. День начинается с пробуждения за-полдень и продолжается прогулкой по бульвару, обедом в ресторане Talon, театром и подготовкой к балу, которая у Онегина занимает три часа. И наконец, главное событие дня - бал, на котором он проводит время до того, когда "Петербург неугомонный уж барабаном пробужден". Но это не главная причина "хандры" Онегина. Более важную роль в его утомлённости играют деньги и богатство. Состоятельность Онегина, как ни странно, лишает его смысла жизни. Он получает всё лучшее и в готовом виде, ему нечего добиваться своими усилиями. Из-за этого наш герой теряет радость к жизни и его наполняет "хандра".

Чтобы избавиться от этого чувства Онегин решает взяться за перо, но его прежний образ жизни не дал результата в этом деле: "Но труд упорный ему был тошен: ничего не вышло из пера его". Далее он решает заняться чтением, но и это занятие ему быстро наскучило. Аристократическая жизнь сформировала в нем лентяя, эгоиста с ледяным сердцем, который зависит от жизненных обстоятельств. Поэтому Онегина называют "лишним человеком", так как он не смог принести пользы обществу, а только бессовестно использовал его блага.

Таким образом, образ главного героя в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин" показывает нам, как опасно жить на всём готовом, ничего не добиваясь собственным трудом. При такой жизни человек может очень легко потерять свой духовный мир, и образ Онегина тому подтверждение!

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

". к жизни вовсе охладел.
Ничто не трогало его,
Не замечал он ничего".

Онегин пытается найти выход из состояния хандры, начинает с ней борьбу:

- "Онегин дома заперся, зевая, за перо взялся, хотел писать - но труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его".

- "Читал, читал, а всё без толку", "как женщин, он оставил книги".

- "Два дня ему казались новы
Уединенные поля:
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле;
Потом уж наводили сон;
Потом уже увидел он,
Что и в деревне скука та же:".

И чтобы избавиться окончательно от хандры, Онегин понимает,что у него есть труд, творчество, и это наполняет его жизнь смыслом, придает ему оптимизма, является лекарством от всех болезней:

"Прошла любовь, явилась муза:
Пишу, и сердце не тоскует:"

Плохое настроение становится иногда предметом изображения литературы и господствующим настроением не только литературного произведения, но и реального сознания целого народа. В определенные моменты жизни хандра овладевает не только отдельными людьми, но и целыми странами.

Онегинская хандра

Хандра Онегина в пушкинском романе – это совершенно новое состояние нового героя в новых исторических обстоятельствах. Образ мира, образ времени, образ героя пронизаны состоянием разочарованности. У онегинской хандры не только исторические корни, но также есть у неё и продолжение в литературе и в нашей современной жизни. Онегинская хандра – очень важное переживание экспериментального героя экспериментального литературного произведения – появляется не сразу. Она подготавливается каждым шагом, каждым новым поворотом в судьбе героя.

«Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. Его пример другим наука; Но, боже мой, какая скука …

Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя!

Так думал молодой повеса, Летя в пыли на почтовых, Всевышней волею Зевеса

Роман начинается с проникновения во внутренний мир героя, с внутреннего монолога героя. При этом герой смотрит на себя и как бы со стороны слышит свой внутренний голос. Это раздвоение его сознания. Онегин думает и одновременно думает о том, что он думает. Способность к самонаблюдению, способность видеть себя со стороны, контролировать себя есть свойство очень развитого человека. Это чувство называют рефлексия или интерспекция.

Онегинская хандра появляется в конце первой главы. Пушкин непринуждённо рассказывает о жизни Онегина: о той семье, где он родился.

Причины появления хандры у Онегина

Рис. 2. Лицемерие (Источник)

Далее в романе рассказывается подробно о том, как жил Онегин, как он проводил свои дни и ночи, о детских праздниках, балах, театральных представлениях, которые составляли его досуг. Собственно говоря, кроме досуга ничего у него и не было. Человек не был занят ни государственной, ни военной службой. Он сам был хозяин своего времени, хозяин своей судьбы. О чём ещё может мечтать человек? Его судьба в его собственных руках, он сам мог ею распоряжаться. Наследство от его дяди, который был честных правил, позволяло ему дальше не служить. Казалось бы, что у него было всё, что обеспечивает человека в жизни. И тут наступает хандра.

«…Недуг, которого причину Давно бы отыскать пора, Подобный английскому сплину, Короче: русская хандра Им овладела понемногу; Он застрелиться, слава богу, Попробовать не захотел, Но к жизни вовсе охладел.

Характерно, что рассуждения о русской хандре появляются после описания роскошных обедов. Ни еда, ни любовь женщин, ни любые другие развлечения не могут увлечь Онегина. При этом важно упоминание о Чайльд Гарольде – герое, который в то время занимал всё сознание, всё свободное время и, пожалуй, даже был главным героем для пушкинских современников.

КАКОВЫ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ “ХАНДРЫ” ОНЕГИНА? (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”)

КАКОВЫ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ “ХАНДРЫ” ОНЕГИНА? (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”)

Первая глава романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” представляет собой историю “болезни души” главного героя. Хотя в этой главе поэт рисует всего лишь один день из его жизни, она является ключевой в понимании как самого образа Евгения Онегина, так и последующих событий романа.

Первые же строфы передают довольно циничные мысли раздраженного Евгения, негодующего по поводу злой судьбы, которая заставила его проводить лучшие часы

своей жизни возле прикованного к постели умирающего старика:

Но боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

Кто он, герой романа, какая болезнь охватила его сердце? Посвящая читателя в ход онегинских мыслей, поэт приближает к нам своего героя, заставляя поверить в его реальное существование, настоящие, а не выдуманные страдания.

Родился Евгений на берегах Невы, где, по словам Пушкина, “может быть, родились вы или блистали, мой читатель”. Детство его очерчено лишь несколькими штрихами: отец, промотавший свое состояние, ненавязчивое воспитание гувернантки

и гувернера, убогого француза. Юность – начало свободы.

Онегин, остриженный по последней моде и одетый, как лондонский денди, занял свою нишу в прослойке общества, называемой светом:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

Далее поэт “отдает дань” “учености” своего героя (“без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка”), умению разбирать латинские эпиграфы, знанию анекдотов от древнейших времен и до современности. По свидетельству Пушкина, поэзия была сферой, недоступной пониманию Евгения, но он умел “судить о том, как государство богатеет”. Наиболее высокие достижения Онегина были связаны с наукой “страсти нежной”. Мы видим, что он подчиняет свою жизнь законам света: “боясь ревнивых осуждений”, Евгений не только одевается по моде, но и живет по велению брегета, возвещавшего час обязательных занятий. Онегин – “мод воспитанник примерный”, “забав и роскоши дитя”. Постепенно свет отравляет его, ведь “наука страсти нежной” по своей сути далека от любви, а светское приятельство – от дружбы.

Вместе с тем жизнь героя, которая текла без изменений по заведенному, а скорее навязанному, порядку, просто должна была ему вскоре наскучить. Если задуматься, то этот распорядок дня по сути своей противоестествен:

Что ж мой Онегин? Полусонный

В постелю с бала едет он:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Энергия Онегина направлена на развлечения, получение бессмысленных и сомнительных удовольствий от жизни, в то время как человеческие потребности только удовольствием не ограничиваются. Недаром в процитированных строках мы видим противопоставление бессмысленного окончания дня Онегина бурному пробуждению жизни трудового города. Нарушение естественных законов обычно несет возмездие. Став “отступником бурного наслаждения”, Онегин начинает скучать:

Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать людей;

Кто чувствовал, того тревожит

Призрак невозвратимых дней.

В этих словах можно найти отражение собственных чувств поэта, которого, по воспоминаниям современников, очень часто одолевали тоска, скука, хандра: “…как часто бываю подвержен так называемой хандре. В эти минуты я зол на целый свет”. В этом откровении поэта мы можем найти понимание причин болезни Онегина. Поэт А. С. Пушкин периодически хандрил, но спасением для него являлось творчество, к которому он возвращался, даже испытав сильнейшие жизненные потрясения. Для Онегина хандра – диагноз постоянный. Изначально в нем был заложен огромный творческий потенциал, но воспитание ограничило его в проявлении собственных возможностей и, более того, даже не наметило дальнейший путь развития его личности. Повзрослев, он попал в свет, где достаточно было красиво одеваться, высказывать поверхностное мнение по любому поводу, ухаживать за женщинами, а в общем – красиво проматывать свое имущество и жизнь (как это сделал, например, Онегин-старший).

Для Евгения всего этого было недостаточно, но пути спасения им еще не были осознаны. Он злился, презирал общество, считал себя выше всей этой суматохи:

Сперва Онегина язык

Меня смущал; но я привык

К его язвительному спору,

И к шутке, с желчью пополам,

И злости мрачных эпиграмм.

В среде “благоразумных людей” Онегин слывет “притворным чудаком”, потому что, с их точки зрения, чуждаться всего того, что так притягательно для многих – значит притворяться. Как следствие, столкнувшись в своей жизни с реальными, а не наигранными чувствами – любовной привязанностью Татьяны и дружеской откровенностью Ленского, Онегин просто не совладал со своей злостью, решив, что всю эту науку он уже достаточно изучил и никакого нового чуда ему ожидать не следует.

Конечно, в этом можно усмотреть подражание Онегина безнравственным героям романов, одиноким индивидуалистам с “озлобленным умом”. Таким путем идет влюбленная Татьяна, которая, пытаясь лучше понять Онегина, изучает его пометки на полях его любимых книг.

Итак, Онегин не может жить по рецептам поведения благонамеренных обывателей. Но он и не может активно противопоставить себя обществу, порвать с ним. К тому же при этом он “ничем заняться не умел”. Это основные причины болезни души главного героя. А последствия этой болезни отразились не только на Онегине, но и на тех, кому он был не безразличен. Молодой романтичный поэт Ленский погиб от его “дружеской” руки, но не только Онегин был виновником этой дуэли, потому что сам Ленский, действовавший в порыве ревности и отчаяния, не смог остановиться и осознать причины, побудившие его друга к столь жестокому и безнравственному поступку. Что же касается отношений с Татьяной, то в данном случае Онегин дважды совершил ошибку: в первый раз, отвергнув ее чувства, а во второй – полюбив Татьяну, которая на то время уже вышла замуж. Действительно, долгий период странствий, позже исключенный из канонического текста романа, переставил акценты во взаимоотношениях героя с обществом. Его письмо к Татьяне – наиболее яркое свидетельство произошедших в нем перемен. В сознании отчаявшегося, но в то же время прозревшего Онегина вся его короткая жизнь предстает как цепь ошибок. Теперь в нем пробуждается интерес к жизни, любви, но момент упущен. Татьяна оказывается сильнее Онегина: она способна не только признавать свои ошибки, но и отвечать за них в полной мере:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Наверное, можно не согласиться с утверждением поэта о том, что “блажен, кто праздник жизни рано оставил, не допив до дна бокала полного вина”. Онегин преодолел свою болезнь, а это – верный признак того, что в дальнейшем герой будет жить, наслаждаясь и счастьем, и радостью, и невзгодами, а не существовать в состоянии “сердечной пустоты” и ожесточения.

Рис. 3. Дж. Г. Байрон (Источник)

Александр Копцев. Евгений Онегин: сплин и хандра — причина в праздности

Кажущееся на первый взгляд простым и предельно понятным, оно задевает огромное количество проблем человеческой жизни, но спектр этих проблем увеличивается едва ли не в два раза, когда ко всему прочему присоединяется главный аспект жизни Александра Сергеевича – его принадлежность к христианству.


В отличие от главного героя романа для Пушкина как христианина критерий истиной жизни другой – это неповрежденность нравов:

Увы, на разные забавы Я много жизни погубил! Но если б не страдали нравы, Я балы б до сих пор любил.

Увы, Татьяна увядает, Бледнеет, гаснет и молчит! Ничто ее не занимает, Ее души не шевелит.

Дружба с Ленским оканчивается дуэлью.

Приравнивая русскую хандру к английскому сплину, Пушкин показывает, что это недуг всего человечества. В романе автор отмечает, что в Россию этот недуг проникает с Запада. Все русское общество было заражено идеями Просвещения, которые пришли в Россию через английские и французские романы. Это тот недуг, которого не избежала и Татьяна – самый светлый герой романа. Противостоять этой хандре способно лишь старое поколение, которое не читало зарубежных романов и воспитывалось на идеях христианских, а не на вольнодумстве. Взгляд этого старого поколения являет нам няня Татьяны. Как только Татьяна страстно влюбляется, няня сразу же определяет ее состояние как болезнь и кропит ее святой водой.

Однако Татьяна не понимает всей опасности той страсти, которая овладела ей. В ее письме, когда Татьяна пишет, что вручает себя не в руки Божии, а в руки Евгения, мы видим не христианский образ мыслей, а всецелую поглощенность страстью. Но сам автор предостерегает читателя от осуждения и указывает на то, что предается страсти она из-за своей юности и неопытности. Здесь Пушкин демонстрирует неоднозначность своего главного героя Евгения Онегина. Казалось бы, человек, которого занимает лишь наука обольщения, должен был воспользоваться этой неопытностью молодой девушки, но соприкоснувшись с чистой душой Татьяны и сострадая ей, предостерегает ее:

Этими словами Онегин как бы кричит – не поддавайся на мнимую уловку страсти, иначе погибнешь. Далее автор показывает, что под видом светлого чувства любви в душу человека может прокрасться и губительная страсть.

Так ваша верная подруга Бывает вмиг увлечена: Любовью шутит сатана.

Отрадно, что Татьяна всё-таки преодолела хандру, и произошло это через отказ от страстного идеала, предложенного в прочитанных ею романах, через смирение, терпение и послушание Богу.

Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна

Любовь Татьяны к Онегину грозила ей погибелью, и когда она это осознала, страстная влюбленность превратилась в настоящую любовь, которая есть жертва.

Впервые Татьяна понимает, в каком ужасном состоянии находится Онегин, когда ей снится сон. Она видит, что Евгения соблазняют страсти. С одной стороны он ими управляет, но с другой — сам находится в их власти. Видя в нем дух противоречия, Татьяна осознает, что может сама погибнуть, но поскольку она искренне любит его, то готова на гибель. Иллюзорность образа возлюбленного, который сформировался под влиянием зарубежных романов, уничтожается.

На дне рождения Татьяны Онегин предстает в несколько ином образе, он видит, что Татьяна в смущении, и потому старается не обращать на себя внимание. Однако страсти, которые остаются в нем неисцеленными, тут же дают о себе знать, и старый обычай соблазнять девушек выливается в дуэль, повод к которой дал Онегин, и он же был в силах ее предотвратить. Евгений осознает, что поступил неверно, но честь для него дороже жизни невиновного человека.

И здесь можно увидеть некоторую параллель со Священным Писанием, а именно: сходство Онегина с Понтием Пилатом, который так же, по малодушию, предал Христа на распятие. Мы видим и другую проблему: зло не просто существует, оно прогрессирует. Онегин малодушничает, а еще недавно близкий ему друг Ленский опасается, как бы Евгений не отказался от поединка, презрев свою гордость. Автор показывает, что до спасения всего лишь один шаг – смириться и простить, но безучастность, порожденная хандрой Евгения, приводит к трагическим событиям.

Не засмеяться ли им, пока Не обагрилась их рука, Не разойтиться ль полюбовно. Но дико светская вражда Боится ложного стыда.

После убийства друга, причиной которого стали страсти, Онегин впадает в состояние еще большего уныния. Дух уныния, который заставил Евгения покинуть шумный город, теперь гонит его на Кавказ. В конечном итоге Евгений попадает в Москву, где встречает Татьяну. Встретив ее, он воскресает к жизни, его начинает хоть что-то интересовать. Татьяна же, видя в нем ту же страсть, которая чуть не погубила ее при первой встрече с Онегиным, остается верной воле Божией и тем спасает себя от гибели.

Заканчивая свой роман, А. С. Пушкин возвращается к теме русской хандры и указывает на главную ее причину – праздность.

Блажен, кто праздник Жизни рано Оставил, не допив до дна Бокала полного вина. Кто не дочел Ее романа И вдруг умел расстаться с ним, Как я с Онегиным моим.

И вдруг умел расстаться с ним, Как я с Онегиным моим.

Кажущееся на первый взгляд простым и предельно понятным, оно задевает огромное количество проблем человеческой жизни, но спектр этих проблем увеличивается едва ли не в два раза, когда ко всему прочему присоединяется главный аспект жизни Александра Сергеевича – его принадлежность к христианству.

Русская хандра

И в то же время Пушкин разглядел недюжинность героя:

Неподражательная странность
И резкий, охлаждённый ум.

Это — лестная характеристика, она, казалось бы, многое обещает. Но при первом же испытании Онегин пасует перед обстоятельствами. Но всё по порядку…

Короче, русская хандра
Им овладела понемногу…

Во-первых, он отказывается от любви Татьяны, не веря в искренность её чувства, не вдохновившись им. Лишь позже, постранствовав по свету, он поймет, что наделал, но будет поздно – Татьяна замужем за другим, она полностью слилась с другими представительницами света. В её сердце уже не осталось и тени былой страстной натуры.

Во-вторых, холодность сердца и души привели Евгения к глупой ссоре с другом – Ленским. Жизнь в Петербурге сделала героя циничным, поэтому его оценка Ольги Лариной, возлюбленной Владимира, довольно сурова. Ленский, как настоящий влюблённый, бросает вызов обидчику. Этот шаг становится роковым. В ночь перед дуэлью Ленский пишет Ольге последние стихи, а Онегин… крепко спит.

И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!

Хотя и невольный, но Онегин всё же — убийца. Это накладывает на него неизгладимый отпечаток. Недаром он признаётся в письме Татьяне:

Ещё одно нас разлучило…
Несчастной жертвой Ленский пал…

Именно отсюда и начинается перелом в жизни главного героя: поспешное бегство из деревни, странствия по родной земле и всё растущее чувство собственной неполноценности и бесполезности:

Зачем я пулей в грудь не ранен?
Я молод, жизнь во мне крепка;
Чего мне ждать? тоска, тоска.

В восьмой главе романа перед нами предстаёт другой Онегин. Он повзрослел, стал богаче духовно, глубже, искреннее. И письмо к Татьяне — тому подтверждение. Но он опоздал, Татьяна несвободна. Путешествие сильно изменило героя, однако отказ Татьяны изменит его не меньше. Но автор ничего больше не говорит:

И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго… Навсегда.

Как онегин пытается выйти из состояния хандры


Сочинение Пушкин А.С. — Евгений Онегин

Евгений Онегин, главный герой одноименного романа в стихах А. С. Пушкина, изображается молодым повесой, соответствующим критериям света, dandy не только по одежде, но и по образу жизни. Но светское общество не устраивает Онегина, оно возмущает его критический ум.

Читать еще: Тенденции женской моды осень зима. Элегантный унисекс или женщина в мужском костюме. Топы и платья с бантами.

Онегин не знает, что ему нужно, но точно знает, что его не устраивает то, чем довольна посредственная толпа.

Сочинение Прочее — Прочее

Евгений Онегин, главный герой одноименного романа в стихах А. С. Пушкина, изображается молодым повесой, соответствующим критериям света, dandy не только по одежде, но и по образу жизни. Но светское общество не устраивает Онегина, оно возмущает его критический ум.

Онегин не знает, что ему нужно, но точно знает, что его не устраивает то, чем довольна посредственная толпа.


Пушкин подробнейшим образом описывает типичный день Онегина, его занятия и увлечения:

Как Онегин пытался избавиться от хандры?

Он уезжает в деревню, читает книги из домашней библиотеки, едет в гости к соседям, проводит преобразования в деревне, то есть заменяет тяжелую барщину легким оброком.


Читать еще: Высказывания гениального Антона Павловича Чехова: о Боге, человеке, жизни. Цитаты, ставшие афоризмами


Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умён и очень мил.

Онегин привык получать от жизни одни удовольствия. Даже любовь стала для него развлечением. Таким образом, Пушкин показывает нам мертвенность, пустоту, существования героя. Символ его жизни — потребление. Потребляется искусство, балет, даже человеческие отношения. Неслучайно едва ли не главное место в первой главе занимает описание стола: вначале это обеденный стол, затем туалетный и, в конечном счете, стол, на котором лежит покойный дядя.

Во многом Онегин живёт механически. Об этом говорит такая деталь, как брегет, извещающий о театре, обеде. Печально думать, что иногда бездушный механизм управляет жизнью человека. Возникает вопрос: в чём же смысл жизни героя? Неужели только в том, чтобы есть, пить, получать удовольствия от того, что не требует духовных усилий? Неужели таков Онегин. Ведь о нём сложилось представление как об умном, думающем человеке. Неслучайно в первой главе автор показывает лишь образ жизни героя. Он практически лишён внутренних черт. Но Пушкин даёт понять, что такая жизнь не для Онегина:

Нет, рано чувства в нём остыли;

Ему наскучил света шум…

В деревне он раздражён бытовыми разговорами о сенокосе, вине, псарне и т. д. Знакомство с восторженным поэтом Ленским на время развеивает скуку героя. И хотя по характеру они совершенно не схожи друг с другом, Онегин и Ленский стали друзьями. Думаю, что в деревне герою выпадает уникальный шанс начать новую жизнь. В этом ему бы помогла глубокая любовь Татьяны. Её искреннее любовное признание трогает Онегина. Но герой привык жить рассудком. Он боится открыться настоящему чувству, поэтому говорит девушке, что не достоин её:


Плохое настроение становится иногда предметом изображения литературы и господствующим настроением не только литературного произведения, но и реального сознания целого народа. В определенные моменты жизни хандра овладевает не только отдельными людьми, но и целыми странами.

Онегинская хандра

Хандра Онегина в пушкинском романе – это совершенно новое состояние нового героя в новых исторических обстоятельствах. Образ мира, образ времени, образ героя пронизаны состоянием разочарованности. У онегинской хандры не только исторические корни, но также есть у неё и продолжение в литературе и в нашей современной жизни. Онегинская хандра – очень важное переживание экспериментального героя экспериментального литературного произведения – появляется не сразу. Она подготавливается каждым шагом, каждым новым поворотом в судьбе героя.

«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука

Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!

Так думал молодой повеса,
Летя в пыли на почтовых,
Всевышней волею Зевеса

Роман начинается с проникновения во внутренний мир героя, с внутреннего монолога героя. При этом герой смотрит на себя и как бы со стороны слышит свой внутренний голос. Это раздвоение его сознания. Онегин думает и одновременно думает о том, что он думает. Способность к самонаблюдению, способность видеть себя со стороны, контролировать себя есть свойство очень развитого человека. Это чувство называют рефлексия или интерспекция.

Онегинская хандра появляется в конце первой главы. Пушкин непринуждённо рассказывает о жизни Онегина: о той семье, где он родился.

Причины появления хандры у Онегина


Далее в романе рассказывается подробно о том, как жил Онегин, как он проводил свои дни и ночи, о детских праздниках, балах, театральных представлениях, которые составляли его досуг. Собственно говоря, кроме досуга ничего у него и не было. Человек не был занят ни государственной, ни военной службой. Он сам был хозяин своего времени, хозяин своей судьбы. О чём ещё может мечтать человек? Его судьба в его собственных руках, он сам мог ею распоряжаться. Наследство от его дяди, который был честных правил, позволяло ему дальше не служить. Казалось бы, что у него было всё, что обеспечивает человека в жизни. И тут наступает хандра.

«…Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.

Характерно, что рассуждения о русской хандре появляются после описания роскошных обедов. Ни еда, ни любовь женщин, ни любые другие развлечения не могут увлечь Онегина. При этом важно упоминание о Чайльд Гарольде – герое, который в то время занимал всё сознание, всё свободное время и, пожалуй, даже был главным героем для пушкинских современников.


Рис. 3. Дж. Г. Байрон (Источник)

Русская хандра

«..Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Дух пылкий и довольно странный,

Невозможность приложения своих сил, своих талантов, своих способностей и порождает русскую хандру, делает её самой сильной и самой неизбежной эмоцией, которая подавляет все другие эмоции в душе пушкинского героя.

Русская хандра – это главное и господствующее настроение Онегина. В сущности, русская хандра – это то, что порождает Онегина как героя своего времени и как совершенно определённого свойства архетип русского человека.

Онегин – архетип русского человека

Список литературы

  1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 9 класс. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Ладыгин М.Б., Есин А.Б., Нефёдова Н.А. Литература. 9 класс. – М.: Дрофа, 2011.
  3. Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М. Литература. 9 класс. – М.: Просвещение, 2012.

Домашнее задание

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Главный герой романа — типичный представитель современного автору молодого поколения. Поэтому овладевшая им хандра — явление, распространенное среди представителей светского общества.

Что же служит причиной заморского недуга?

В жизни Онегина есть все, о чем может мечтать человек. Родившийся в дворянской семье мальчик привык к обеспеченной жизни.

Бесконечная праздная жизнь быстро надоела умному молодому человеку. Пустое бессмысленное времяпрепровождение, по мнению А. С. Пушкина, становится одной из причин хандры.

Евгений Онегин — человек, привыкший думать только о себе. В его душе нет места любви, состраданию, сочувствию.

На искреннее признание Татьяны молодой человек отвечает равнодушным нравоучением. Дружеские отношения с Владимиром Ленским заканчиваются трагедией.

Читайте также: