Как охарактеризовать тактику и поступки владимира в борьбе за единоличную власть кратко

Обновлено: 02.07.2024

Презентация на тему: " Ответьте на вопросы: 1.В чем истинные причины первой междоусобицы на Руси? 2.Как Владимиру удалось одержать победу в этой междоусобной борьбе? 3.Утверждение." — Транскрипт:

1 Ответьте на вопросы: 1.В чем истинные причины первой междоусобицы на Руси? 2.Как Владимиру удалось одержать победу в этой междоусобной борьбе? 3.Утверждение Владимира в Киеве- случайность или закономерность? 4.Как охарактеризовать тактику и поступки Владимира в борьбе за единоличную власть?

2 Принятие христианства на Руси

3 Задачи урока: Расширить представления о язычестве. Раскрыть процесс христианизации Руси. Оценить значение принятия христианства при князе Владимире для социально-политического развития государства и в качестве цивилизационного выбора.

5 Язычество на Руси НазваниеЗначениеДревнегреческий аналог Древнеримский аналог СварогБог Неба ДажбогБог Солнца СтрибогБог ветра ПерунБог грома и молнииЗевсЮпитер ВелесБог скота и покровитель пастухов ЯрилоБог весны (или солнца) КупалаБог лета МокошьБогиня женского рукоделия СимарглБог подземного царства Д/з Заполнить графы

6 Главное отличие славянского язычества от античного или скандинавского: по славянским представлениям, ни один бог не являлся главным среди других, повелителем богов, как Зевс или Юпитер!

7 Одна из мировых религий. Возникла в Иудее в 1 веке н.э. Христианство католицизм (западное) православие (восточное) протестантизм Рим Византия

8 Первая религиозная реформа Владимира Первая религиозная реформа была осуществлена в 980 г. По распоряжению Владимира в Киеве были установлены идолы шести божеств, включенных в государственный пантеон. Главным был Перун, бог грома и молнии, покровитель дружины. Его идол выделялся серебряной головой с золотыми усами.

10 Выбор веры князем Владимиром Изложение князю Владимиру своей веры хазарами Изложение своей веры князю Владимиру мусульманами

11 Восточное христианство Западное христианство исламиудаизмязычество Политич еские цезарепапизмпапизмтеократияЕвреи без государства Много богов- много князей Экономи ческие Хорошие связи с Византией Связи с Западной Европой слабее С восточными странами связи слабые Слабое влияние Каждый сам по себе Социо- культурн ые Тесные культурные связи с Византией С западными странами связи слабее Неприятие ряда традиций и ограничений ислама Еще больше запретов и ограничений Слабость внешних связей Личност но- психолог ические Личные, семейные, династические связи Связи получили развитие после принятия христианства Данные связи были слабее Подобные отношения исключались Связи между племенами слабые

12 Ответьте на вопросы: 1.Каковы причины и условия принятия христианства на Руси? 2.Почему язычество перестало быть государственной идеологией?

13 Условия принятия христианства Неудача первой религиозной реформы; Большое влияние соседских христианских государств. Дружеские отношения с Византией. Династический брак с принцессой Анной. Причины принятия христианства Укрепление великокняжеской власти. Объединение славянских племен в одно централизованное государство.

14 Крещение Руси: альтернативные взгляды Задание: Сравните две версии процедуры принятия христианства, данные С.М.Соловьевым и Н.М.Карамзиным. Ответьте на вопрос: Почему С.М Соловьев описывает только восторг народа, а Карамзин прежде всего горечь и боль по поводу свержения своих старых богов?

16 Древняя Русь: до и после крещения Имелось до 988г.Появилось после 988г Зачатки письменности, домашнее обучение, устная передача опыта Фольклор, языческие песни и танцы, сооружения из дерева -дома, крепости, мосты Развиты дерево- и металлообработка, гончарное, кожевенное, ювелирное производство Многоженство, умыкание невест, относительная свобода женщин Преобладало обычное право У князей расширение территории и укрепление своей власти Образование Искусство Ремесло Быт Право Идеология Заполни графы

18 Религия в Древней Руси VI–VIIIвв гг988г, X–XIVвв Родоплеменное язычествоРеформа язычества Владимира IПринятие и распространение христианства на Руси Политеизм(многобожие) Фетишизм (культ неодушевленных предметов) Тотемизм (культ животных и растений) Социокультурная толерантность Высокая коммуникабельность Жизнерадостность Многоженство Задание: проведите сравнительный анализ.

19 Религия в Древней Руси VI–VIIIвв гг988г, X–XIVвв Родоплеменное язычествоРеформа язычества Владимира IПринятие и распространение христианства на Руси Политеизм(многобожие) Фетишизм (культ неодушевленных предметов) Тотемизм (культ животных и растений) Создание единого пантеона языческих богов разных племен во главе с Перуном Восстановление человеческих жертвоприношений Крещение населения методами убеждения Уничтожение идолов, преследование язычников Освоение и осмысление христианского вероучения Социокультурная толерантность Высокая коммуникабельность Жизнерадостность Многоженство Сохранение проблемы принятия новой религии, укрепляющей государственность Сближение Руси с другими христианскими странами, укрепление международного положения Обогащение русской культуры Появление церковного брака, христианской морали Проверь!

Внешняя и внутренняя политика князя Владимира

Вся внешняя и внутренняя политика князя Владимира Святославича были направлены на укрепление страны и своей личной власти. Даже крещение Руси стало для него тем самым инструментом, с помощь которого он создал новую идеологию, заменив устаревшую языческую веру, которая не могла объединить население обширного Древнерусского государства.

Факты о Ярославе Мудром

Внешняя политика князя Владимира

Основной целью внешней политики князя Владимира Святославича было укрепление Киева и расширение сферы его влияния, причём во всех направлениях сразу. В отличии от отца, Святослава Игоревича, князь Владимир чаще использовал дипломатию и при осуществлении вторжений в чужие земли предпочитал не заводить войска глубоко на территорию противника, как результат — итоги его внешнеполитических едйствий были более стабильны, нежели у предшественника. Тем не менее, конфликтов было много, Владимир Святославич воевал с поляками, волжскими булгарами, хазарами, ятвягами, радимичами, вятичами, византийцами…

Внешняя политика князя Владимира кратко

Внешняя политика князя Владимира Святославича кратко

Основные направления внешней политики князя Владимира

  • Северное. Военный поход на чудь. Кроме того, именно на севере князь Владимир искал помощи у варягов-наёмников для борьбы со своим братом Ярополком.
  • Восточное. Походы на Хазарию и на Волжскую Булгарию. Хазары были обложены данью, а с булгарами было заключено выгодное торговое соглашение.
  • Западное. Борьба с Польшей за приграниченые города Червенской Руси. Успешные военные походы на ятвягов и белых хорваов.
  • Южное. Поход на Византию, закончившийся примирением с нею и принятием князем Владимиром христианства.
  • Юго-Восточное. Регулярные стычки с кочевниками-печенегами.

Внешняя политика князя Владимира

Итоги внешней политики князя Владимира

Внутренняя политика князя Владимира

В самом начале правления Владимира Святославича вся его внутренняя политика была направлена на победу в междоусобице, захват власти и её удержание. Этой цели добиться ему удалось – убив Ярополка, своего брата, он захватил Киев и прочно воцарился на его престоле. Тогда же Владимир попытался реформировать языческую религию, упорядочив пантеон богов с Перуном во главе – князь нуждался в новой идеологии, которая объединила бы населения Киевской Руси и упрочила бы его власть. Увы, как оказалось, даже в реформированном виде устаревшая языческая религия на эту роль не годится. Подавив восстания радимичей и вятичей, князь понял, что для укрепления внутренней стабильности ему требуется новая религия.

Внутренняя политика князя Владимира кратко

Внутренняя политика князя Владимира Святославича кратко

Важным достижением внутренней политики Владимира Святославича стало распространение грамотности на Руси – после крещения страны стали появляться переводы византийских книг на старославянский, так как Кирилл и Мефодий к тому моменту уже создали свою азбуку. Князь также активно переселял представителей северных племён на юг, где он начал строительство пограничных городов-крепостей, призванных обеспечить защиту от набегов кочевников-печенегов. Самой серьёзной ошибкой внутренней политики князя Владимира стало его желание изменить принцип наследования власти и передать киевский престол младшему сыну Борису, так как это послужило причиной новой междоусобицы на Руси, в которой в итоге победил Ярослав Мудрый.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Древнерусское государство при Владимире

Цель урока: рассмотреть тенденции и динамику развития древнерусского государства. Остановиться на особенностях правления князя Владимира.

Планируемые результаты урока:

· Обучающие: познакомить с основными направлениями политики князя Владимира, показать значение его деятельности для укрепления государства на Руси;

· Развивающие:развивать аналитическое мышление; развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

· Воспитательные: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины.

Формы работы учащихся: групповая работа с понятиями, составление схем, самостоятельная работа с учебником.

Техническое оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация.

1. Содержание урока:

Название используемых

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Запись темы урока.

Фронтальный опрос/ Индивидуальная работа

Изучение нового материала

1. После смерти Святослава у него осталось трое сыновей:

14 - летний Ярополк княжил в Киеве,

13 - летний Олег - в древлянской земле,

11 - летний Владимир - в Новгороде.

Несмотря на столь юный возраст между братьями началась борьба не на жизнь а на смерть. Хотя в таком юном возрасте вряд ли они были самостоятельны в своих действиях, возможно за ними стояли какие - то влиятельные люди, но кто они и какие цели преследовали - истории неизвестно.

· Работа с источником (ПВЛ)

Таким образом, борьба за власть закончилась победой Владимира.

Годы его правления 980 - 1015 гг . Вошёл в историю как Владимир Красное Солнышко, славный воитель, защитник русской земли, Святой, Великий.

После двухлетней войны против вятичей и радимичей, которые хотели выйти из состава русского государства, заставил их вновь платить дань. Покорил Полоцкое княжество, осуществил поход в Волжскую Булгарию, которая препятствовала русской торговле. В борьбе с Польшей отвоевал города Червень и Перемышль. Для укрепления восстановленных рубежей построен новый город, который получил название имя князя - Владимир на Волыни. Для укрепления власти ликвидировал местные княжения, наместниками стали его сыновья.

Для защиты южных границ Руси от постоянных набегов печенегов Владимир создает оборонительные рубежи. Они располагались на левом берегу Днепра. Большинство крепостей строились вблизи бродов, так как печенеги, пытались захватить Киев, пытались перейти реку в брод Крепости располагались на расстоянии 15-20 км., вы видите, что они собой представляли: имели два ряда валом и стен с башнями и полыми резонаторами - специальными устройствами для того, чтобы услышать подкопы под стены. Для предупреждения об опасности введена система светового оповещения. На высоких холмах стояли сигнальные башни. Как только на горизонте появлялись печенеги, на башне зажигались сигнальные огни (костры), которые были видны на большом расстоянии. Огненные сигналы передавались от одной башни к другой и через несколько минут в Киеве уже знали о приближавшейся опасности. Для заселения южных крепостей сюда направлялись жители из всех уголков Русской земли.

· Назовите задачи внутренней и внешней политики.

Внутренняя политика.

- Владимир усмирил желание варягов брать дань с Киева, т. к. они помогли захватить его.

- Языческая реформа 980-981 гг. (Л. М. Пятецкий). Владимир систематизировал языческих богов, выделив шесть. Главный – Перун, затем Хорс, Даждьбог, Стрибог, Смаргла и Мокоша. Правда современные историки считают, что укрепить язычество в данном виде не очень-то удалось, ремесленники, например, все равно больше чтили Сварога, купцы – Велеса и т. д. Перуну, как главному богу, в большей части поклонялась дружина.

- Посадил своего дядю, Добрыню, в Новгороде.

Внешняя политика.

- 981 г. – походы на Ляхов (поляков, Пермышль, Червень (юго-западная Русь)).

- 982 г. - Повторный поход на Вятичей (в районе р. Сож), была возложена большая дань.

- 983 г. – захват земель ятвягов (граничили с Полоцким княжеством – областью между средним течением р. Неман и верховьем р. Нарев, т. н. Судовией)

- 984 г. – покорение Радимичей, после битвы на реке Пишане. Они потеряли полностью политическую самостоятельность.

- 985 г. – победоносный поход на Болгарию, после чего был завершен мир.

- Меры по укреплению границ государства: Четыре оборонительных рубежа на юге, крепости стояли на расстоянии от 15 до 20 км. Состояли из крепостей, из валов, сигнальных вышек. Владимир за час мог узнать о приближении печенегов.

На столе у вас лежат документы. Прочитайте документ - отрывок из летописи "Повесть временных лет" Ответьте на вопрос к документу.

· Кто одержал победу в междоусобной борьбе?

· В чем отличия взгляда летописца и историка на указанные события?

Индивидуальная работа/ работа с источниками

Сыновья, посаженные Святославом в разных городах, стали делить единоличную власть, и в данной ситуации речь шла не столько о сохранении единства завоеванных земель, сколько о личности князя Владимира. Среди княжеских сыновей он был на второстепенном положении. Среди новгородцев он сформировался не только как убежденный язычник, но и как враг тех людей, которые постоянно принижали его в Киеве)

  • Как Владимиру удалось одержать победу в этой междоусобной войне? (Предполагаемый ответ:
  • Как охарактеризовать тактику и поступки Владимира в борьбе за единоличную власть? (предполагаемый ответ:

Владимир обладал сильным характером, большим умом, неукротимой отцовской воле. Можно услышать ответ – в борьбе все средства хороши, в те годы борьба за выживание была выше всех нравственных принципов, славяне – язычники, и т.д.)

Задания для самоподготовки

Записать в тетрадь

Повесть Временных лет о князе Владимире

В год 6481 (973). Начал княжить Ярополк.

В год 6483 (975). Однажды Свенельдич, именем Лют, вышел из Киева на охоту и гнал зверя в лесу. И увидел его Олег, и спросил своих: "Кто это?". И ответили ему: "Свенельдич". И, напав, убил его Олег, так как и сам охотился там же, И поднялась оттого ненависть между Ярополком и Олегом, и постоянно подговаривал Свенельд Ярополка, стремясь отомстить за сына своего: "Пойди на своего брата и захвати волость его".

В год 6485 (977). Пошел Ярополк на брата своего Олега в Деревскую землю. И вышел против него Олег, и исполчились обе стороны. И в начавшейся битве победил Ярополк Олега. Олег же со своими воинами побежал в город, называемый Овруч, а через ров к городским воротам был перекинут мост, и люди, теснясь на нем, сталкивали друг друга вниз. И столкнули Олега с моста в ров. Много людей падало, и кони давили людей, Ярополк, войдя в город Олегов, захватил власть и послал искать своего брата, и искали его, но не нашли. И сказал один древлянин: "Видел я, как вчера спихнули его с моста". И послал Ярополк найти брата, и вытаскивали трупы изо рва с утра и до полдня, и нашли Олега под трупами; вынесли его и положили на ковре. И пришел Ярополк, плакал над ним и сказал Свенельду: "Смотри, этого ты и хотел!". И похоронили Олега в поле у города Овруча, и есть могила его у Овруча и до сего времени. И наследовал власть его Ярополк. У Ярополка же была жена гречанка, а перед тем была она монахиней, в свое время привел ее отец его Святослав и выдал ее за Ярополка, красоты ради лица ее. Когда Владимир в Новгороде услышал, что Ярополк убил Олега, то испугался и бежал за море. А Ярополк посадил своих посадников в Новгороде и владел один Русскою землею.

В год 6488 (980). Владимир вернулся в Новгород с варягами и сказал посадникам Ярополка: "Идите к брату моему и скажите ему: "Владимир идет на тебя, готовься с ним биться"". И сел в Новгороде.

И послал к Рогволоду в Полоцк сказать: "Хочу дочь твою взять себе в жены". Тот же спросил у дочери своей: "Хочешь ли за Владимира?". Она ответила: "Не хочу разуть сына рабыни, но хочу за Ярополка". Этот Рогволод пришел из-за моря и держал власть свою в Полоцке, а Туры держал власть в Турове, по нему и прозвались туровцы. И пришли отроки Владимира и поведали ему всю речь Рогнеды - дочери полоцкого князя Рогволода. Владимир же собрал много воинов - варягов, словен, чуди и кривичей - и пошел на Рогволода. А в это время собирались уже вести Рогнеду за Ярополка. И напал Владимир на Полоцк, и убил Рогволода и двух его сыновей, а дочь его взял в жены.

И пошел на Ярополка. И пришел Владимир к Киеву с большим войском, а Ярополк не смог выйти ему навстречу и затворился в Киеве со своими людьми и с Блудом, и стоял Владимир, окопавшись, на Дорогожиче - между Дорогожичем и Капичем, и существует ров тот и поныне. Владимир же послал к Блуду - воеводе Ярополка, - с хитростью говоря: "Будь мне другом! Если убью брата моего, то буду почитать тебя как отца, и честь большую получишь от меня; не я ведь начал убивать братьев, но он. Я же, убоявшись этого, выступил против него". И сказал Блуд послам Владимировым: "Буду с тобой в любви и дружбе". О злое коварство человеческое! Как говорит Давид: "Человек, который ел хлеб мой, возвел на меня клевету". Этот же обманом задумал измену своему князю. И еще: "Языком своим льстили. Осуди их, Боже, да откажутся они от замыслов своих; по множеству нечестия их отвергни их, ибо прогневали они тебя, Господи". И еще сказал тот же Давид: "Муж скорый на кровопролитие и коварный не проживет и половины дней своих". Зол совет тех, кто толкает на кровопролитие; безумцы те, кто, приняв от князя или господина своего почести или дары, замышляют погубить жизнь своего князя; хуже они бесов, Так вот и Блуд предал князя своего, приняв от него многую честь: потому и виновен он в крови той. Затворился Блуд (в городе) вместе с Ярополком, а сам, обманывая его, часто посылал к Владимиру с призывами идти приступом на город, замышляя в это время убить Ярополка, но из-за горожан нельзя было убить его. Не смог Блуд никак погубить его и придумал хитрость, подговаривая Ярополка не выходить из города на битву. Сказал Блуд Ярополку: "Киевляне посылают к Владимиру, говоря ему: "Приступай к городу, предадим-де тебе Ярополка". Беги же из города". И послушался его Ярополк, выбежал из Киева и затворился в городе Родне в устье реки Роси, а Владимир вошел в Киев и осадил Ярополка в Родне, И был там жестокий голод, так что осталась поговорка и до наших дней: "Беда как в Родне". И сказал Блуд Ярополку: "Видишь, сколько воинов у брата твоего? Нам их не победить. Заключай мир с братом своим", - так говорил он, обманывая его. И сказал Ярополк: "Пусть так!", И послал Блуд к Владимиру со словами: "Сбылась-де мысль твоя, и, как приведу к тебе Ярополка, будь готов убить его". Владимир же, услышав это, вошел в отчий двор теремной, о котором мы уже упоминали, и сел там с воинами и с дружиною своею. И сказал Блуд Ярополку: "Пойди к брату своему и скажи ему: "Что ты мне ни дашь, то я и приму"". Ярополк пошел, а Варяжко сказал ему: "Не ходи, князь, убьют тебя; беги к печенегам и приведешь воинов", и не послушал его Ярополк. И пришел Ярополк ко Владимиру; когда же входил в двери, два варяга подняли его мечами под пазуxи. Блуд же затворил двери и не дал войти за ним своим. И так убит был Ярополк. Варяжко же, увидев, что Ярополк убит, бежал со двора того теремного к печенегам и долго воевал с печенегами против Владимира, с трудом привлек его Владимир на свою сторону, дав ему клятвенное обещание, Владимир же стал жить с женою своего брата - гречанкой, и была она беременна, и родился от нее Святополк. От греховного же корня зол плод бывает: во-первых, была его мать монахиней, а во-вторых, Владимир жил с ней не в браке, а как прелюбодей. Потому-то и не любил Святополка отец его, что был он от двух отцов: от Ярополка и от Владимира.

После всего этого сказали варяги Владимиру: "Это наш город, мы его захватили, - хотим взять выкуп с горожан по две гривны с человека". И сказал им Владимир: "Подождите с месяц, пока соберут вам куны". И ждали они месяц, и не дал им Владимир выкупа, и сказали варяги: "Обманул нас, так отпусти в Греческую землю". Он же ответил им: "Идите". И выбрал из них мужей добрых, умных и храбрых и роздал им города; остальные же отправились в Царьград к грекам. Владимир же еще прежде них отправил послов к царю с такими словами: "Вот идут к тебе варяги, не вздумай держать их в столице, иначе наделают тебе такого же зла, как и здесь, но рассели их по разным местам, а сюда не пускай ни одного".

И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь.

Костомаров Н. История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей

С большею достоверностью можно принять вообще известие о том, что Владимир, будучи еще язычником, был повелителем большого пространства нынешней России и старался как о распространении своих владений, так и об укреплении своей власти над ними. Таким образом он повелевал новгородскою землею — берегами рек: Волхова, Невы, Меты, Луги,— землею белозерскою, землею ростовскою, землею смоленскою в верховьях Днепра и Волги, землею полоцкою на Двине, землею северскою по Десне и Семи, землею полян или киевскою, землею древлянскою (восточною частью Волыни) и вероятно, также западною Волынью. Радимичи, жившие на Сожи и вятичи, жители берегов Оки и ее притоков, хотели отложиться от подданства и были укрощены. Владимир подчинил дани даже отдаленных ятвягов, полудикий народ, живший в лесах и болотах нынешней Гродненской губернии. Не должно, однако, думать, чтобы это обладание имело характер государственный: оно ограничивалось собиранием дани, где можно было собирать ее, и такое собирание имело вид грабежа. Сам Владимир укрепился в Киеве с помощью чужеземцевскандинавов, называемых у нас варягами, и роздал им города, откуда со своими вооруженными дружинами они могли собирать дани с жителей.

Ярополк устанавливает свою власть в уделах братьев

Князь Святослав в 970 г. определил своим сыновьям княжеские уделы. Ярополку был определен Киев, Олег отправился к древлянам, Владимир, будущий креститель Руси – в Новгород.

После гибели Святослава (972 г.), Ярополк становится полноправным Киевским князем. В результате начавшейся междоусобицы в 977 г., Олег погибает, а Владимир бежит за море к варягам. Ярополк становится единовластным правителем Руси.

Возвращение Владимира

В 980 г. Владимир прибывает на Русь с опытной варяжской дружиной и возвращает себе утраченный контроль над Новгородом. Представителей Ярополка он отправил в Киев, сказав им:

Собрав войско, куда входили варяги и народы, ранее уже находившиеся в подчинении Владимира (ильменские словене, чудь, а также кривичи), князь отправился в поход.

Владимир идет на Киев

Ярополк принимает роковое решение

Ярополк укрепился в Родене, Владимир подошел к городу и осадил его многочисленным войском. Блуд и тут повлиял на решение Ярополка, уговорив его пойти на мир с Владимиром. В результате его уговоров Ярополк опять доверившись изменнику Блуду, сказал:

Был у Ярополка и верный ему человек – воин по имени Варяжко. Он предупреждал Ярополка, что если он пойдет к брату, то погибнет, призывал его уйти в земли печенегов и собрать войско для борьбы с Владимиром. Но Ярополк его не послушал. Он отправился в Киев, где Владимир встречал его во дворце их отца Святослава.

Здесь Ярополк и был убит нанятыми Владимиром варягами. Верный Ярополку Варяжко был отпущен Владимиром и ушел к печенегам.

Владимир становится великим князем Киевским и правителем Руси

Так, Ярополк, будучи человеком подверженным чужому влиянию, потерял власть и саму жизнь, доверившись предателю. Владимир, в начале междоусобицы, отступив в Варяжские земли, решил вернуться, собрав войско установил в 980 году свою власть на Руси.

Читайте также: